Federalreserve monetary policy model for the XXI century under crisis test
Table of contents
Share
QR
Metrics
Federalreserve monetary policy model for the XXI century under crisis test
Annotation
PII
S207054760010442-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail Portnoy 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

New elements of the Federal reserve monetary policy are discussed in this article. These are new approaches adopted during first two decades of the 21st century as the reaction on big shifts which occurred in the structure of the American financial market, and in the way it works today. The method of operative management of the level of interest rates on the financial market as one if the main tools of Federal Reserve monetary policy is discussed. The reasons are discussed which permit to use negative interest rates as an effective tool of monetary policy to encourage investments in bonds and stocks. The Fed policy is discussed and estimated, destined  to help the economy to manage the problems created by the coronavirus pandemic. 

Keywords
USA, Federal Reserve, monetary policy, interest rates, quantitative easing, anticrisis programs, coronavirus
Acknowledgment
The article is prepared due financial support of RFFR under project № 19-014-00007 “The State Role Evolution in American economic model of XXI century – the experience for Russia”.
Received
11.04.2020
Date of publication
21.07.2020
Number of purchasers
29
Views
3377
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1

Введение

 

Пандемия коронавируса породила кризис в экономике США, прихода которого ожидали совсем с другой стороны. Рост экономики, который пришёлся на годы президентства Дональда Трампа, вызывал у многих экспертов неуверенность вследствие того, что он сопровождался сильным перегревом на фондовых рынках, переживших несколько опасных потрясений. Тем не менее, фондовые рынки выстояли, и, когда начались кризисные явления, вызванные нашествием коронавируса, довольно быстро были предприняты антикризисные программы крупных масштабов, которые призваны выполнить важную роль в преодолении кризисных процессов и преобразовании экономики в соответствии с новыми условиями развития.

2 Уже первые антикризисные меры, утверждённые в марте 2020 г., когда стали очевидными масштабы угрозы экономике, которые несёт эпидемия, показали, что вовлечённые в принятие этих мер государственные органы в целом следуют линии, выстроенной в ходе противодействия предыдущему кризису. Эта линия состоит в безотлагательном пополнении экономики деньгами, утраченными в ходе кризисных событий, часто с лихвой, не ожидая полномасштабного проявления силы кризиса. Такая политика позволяет уменьшить разрушительные эффекты кризиса и включить меры противодействия на ранних этапах его проявления.
3 Способность финансовой системы США справляться с кризисными процессами во многом была обусловлена сложившейся к началу XXI века структурой финансового рынка США и моделью кредитно-денежной политики ФРС в рамках государственного регулирования экономики. Этот опыт заслуживает рассмотрения и выявления того нового, что внесла ФРС в отмеченную модель за последнее время.
4 Целесообразность рассмотрения особенностей современной модели кредитно-денежной политики США обусловлена рядом причин. Во-первых, в США сформировался единый финансовый рынок больших размеров, оказывающий значительное влияние на облик и функционирование мирового финансового рынка. Во-вторых, многие элементы кредитно-денежной политики, применяемые ФРС, получили в последние годы распространение в мире и стали успешно применяться центробанками ряда стран. В-третьих, в борьбе с новым кризисом рождаются новые подходы в кредитно-денежной политике, заслуживающие критического анализа.
5

Особенности строения финансового рынка

 

США вступили в XXI век с обширным финансовым рынком, который сформировался как разветвлённая система институтов, управляющих большими потоками денежных ресурсов и применяющих широкий набор инструментов. Вся эта система находится в постоянном развитии и образует большое поле для манёвров финансовой и кредитно-денежной политики. Следует кратко указать на отличительные черты строения финансового рынка США, которые предопределили его преимущества по сравнению с финансовыми рынками стран Западной Европы. Эти моменты уже отмечались в наших предыдущих публикациях. К таким отличиям относятся:

6
  • Сравнительно низкая доля денежного корпуса ВВП, изымаемого государством в бюджет. В США консолидированный бюджет устойчиво составляет 30% ВВП, в то время как в большинстве стран Западной Европы он колеблется в пределах 40–50%, а в некоторых скандинавских странах даже превышает половину ВВП.
7
  • Преобладающая роль институциональных инвесторов (накопительных пенсионных фондов, фондов коллективного инвестирования, страховых компаний) в составе активов финансового рынка при сравнительно небольшой доле банков. В последние годы на банки приходится примерно только 20% активов финансового рынка, и примерно по такому же сектору занимают пенсионные фонды и взаимные фонды, 10% падает на страховое дело, а оставшиеся 30% – это монетарные власти, разного рода инвестиционные компании, кредитные союзы, брокеры и дилеры.
8
  • Преобладающая роль рынка ценных бумаг, существенно превышающего по величине активов рынок банковского капитала на финансовом рынке страны. В соответствии с отмеченным выше раскладом, в США на суммарную капитализацию рынка акций и облигаций приходится четыре пятых активов рынка и только одна – на банки. Для Западной Европы характерен расклад – примерно 50% на 50% или заметный перевес банков.
9
  • Линия на вовлечение растущего контингента населения в интересы бизнеса посредством трансформации населения в качестве сберегателей в финансовых инвесторов. Примерно 52% домохозяйств в США владеют акциями компаний и взаимных фондов, а в возрастной группе старше 45 лет – 62% таких домохозяйств1.
1. Экономика США в XXI веке: вызовы и тенденции развития / Отв. ред. д.э.н., проф. В.Б. Супян. М.: Издательство «Весь мир». 2018. С.43-65.
10 Опыт последних десятилетий ХХ века показал, что растущая сила институциональных инвесторов не только допускает безболезненное существование дефицита федерального бюджета США начиная с 1960-х годов, но и в определённой степени делает его желательным как источник безрисковых активов в форме гособлигаций, которые выпускаются для его финансирования. По правилам ведения финансового бизнеса доля безрисковых активов должна быть достаточно значительна в составе инвестиционных портфелей многих финансовых институтов: накопительных пенсионных фондов, взаимных фондов, страховых компаний и прочих, чтобы их положение на рынке было устойчивым. С 1960-х годов федеральный дефицит становится в США хроническим явлением, и величина его проявляет тенденцию к росту. Вместе с ним образуется дефицит платёжного баланса, послужившего одной из причин крушения Бреттон-Вудской валютной системы в 1971–1973 гг. Его оборотной стороной стало формирование устойчивого притока капитала в США в крупных размерах в последующий период.
11

События показали, что эти процессы подготовили ряд изменений в антикризисной финансовой и кредитно-денежной политике в США на исходе первого десятилетия XXI века. Её примечательной стороной с осени 2008 г. стало выделение небывало крупных сумм государственных денег для отражения ударов кризиса, принятие больших государственных программ содействия возрождению экономической активности за счёт дефицита федерального бюджета небывалых размеров. Это было применение классических кейнсианских рецептов в масштабах, сопоставимых с политикой «Нового курса». Следует обратить внимание на то, что не только политики, но и научные круги и публицисты без серьёзных возражений или осуждения приняли бюджетные инициативы президентов Дж. Буша-младшего осенью 2008 г. (700 млрд долл.) и Б. Обамы в начале 2009 г. (787 млрд долл.) по программам противодействия кризису. Характерно, что недостаток решимости властей спасти от банкротства банк «Леман бразерс» (Lehman Brothers) в середине сентября 2008 г. впоследствии вызвал осуждение со стороны бизнес-сообщества и был расценен как одна из главных причин сваливания экономики США в рецессию.

12

Стоит только сравнить величину возникших в 2009–2012 фин. гг. дефицитов федерального бюджета США с величинами дефицитов в предыдущие годы, чтобы видеть, что в ходе противодействия кризису произошёл не только количественный, но и качественный сдвиг в финансовой политике страны. При прочих равных условиях предыдущий опыт поглощения эмиссии государственных облигаций США финансовыми институтами страны, населением, иностранными финансовыми институтами и центральными банками показал, что экономика страны может бесконфликтно сосуществовать с государственным долгом достаточно большой величины. Это сыграло свою роль в готовности властей США использовать небывалые прежде размеры дефицитного финансирования, чтобы остановить кризисные процессы и переломить ситуацию в сторону оживления экономики.

13

Дефицит федерального бюджета США

14

Здесь уместно также отметить, что в мире сложилось стойкое ошибочное убеждение, что существующий в США государственный долг представляет большую угрозу национальной и мировой экономике. В действительности он служит вместилищем безрисковых активов для сохранения сбережений населения и денежных ресурсов финансовых институтов в США и за их пределами. Примечательно, что на казначейские облигации США во владении иностранных инвесторов в 2019 г. приходилось более 6,7 трлн долл., и это как раз равно стоимости активов в долларах в составе мировых валютных резервов. При этом более 4 трлн долл. составляли международные резервы центральных банков, а остальное – активы других институтов и в частной тезаврации 2.

2. ФРС предлагает ликвидность через РЕПО. 1 апреля 2020. >>>
15

Новый поворот произошёл в начале XXI века в модели кредитно-денежной политики ФРС. Он был подготовлен формированием единого финансового рынка страны, изменениями в налогово-бюджетной сфере и прогрессом в области денежных операций, сдвигами в строении финансовых институтов. Благодаря единству национального финансового рынка и большому мировому влиянию доллара, кредитно-денежная политика ФРС, вместе с влиянием на финансовый рынок США, оказывает также существенное воздействие и на мировые финансовые рынки. Более того, в наше время ФРС считает своим долгом не ограничиваться регулированием кредитно-банковских институтов, но и принимает меры для блокирования финансовых потрясений, стремится препятствовать их распространению и устранять их последствия3.

3. The Federal Reserve System. PURPOSES AND FUNCTIONS. Ninth Edition, June 2005. P.16.
16 Наиболее выразительные изменения произошли в процентной политике ФРС – одного из традиционных активно используемых инструментов кредитно-денежной политики ФРС. Можно считать, что речь идёт о создании силами ФРС системы оперативного управления поведением процентных ставок на финансовом рынке. Следует признать, что ФРС достаточно преуспела в этом направлении. Механизм такого управления устроен достаточно просто. ФРС объявляет рекомендованный показатель ставки по федеральным фондам, по которой банкам следует вести между собой операции со своих резервных счетов. Обычно одновременно на 0,25–0,5% выше устанавливается дисконтная ставка ФРС, по которой она может предоставлять кредиты коммерческим банкам. С учётом того обстоятельства, что по этой ставке банк может при необходимости получить кредит от ФРС в случае отказа со стороны партнёров или их попытки навязать ставки выше рекомендованных, эта ставка образует потолок, выше которого банки не могут поднять свои ставки и оказываются вынуждены следовать установленным для них ориентирам.
17

Для действий ФРС на этом направлении характерна линия на опережение. Обычно изменения ставки проводятся, когда ФРС полагает, что определённые события назревают в экономике и необходимо противодействие кризисным явлениям либо стимулирование роста. В качестве примера можно указать на снижение ставки с 5,25% в августе 2007 г., доведённое за 8 шагов до 0,25% в середине декабря 2008 г., которое началось, когда до рецессии в экономике США оставался ещё год. Поводом стали сокращение числа обращений населения за ипотекой для покупки отдельного дома и числа начатых строительств домов за первое полугодие 2007 г. Второй раз меры ФРС подоспели в середине марта 2020 г., когда потребовались чрезвычайные мероприятия для противодействия эпидемии коронавируса и состоялось решение Конгресса об одобрении программы противодействия кризису на 2,3 трлн долл.4

4. ФРС США снизила базовую процентную ставку почти до нуля. ТАСС. 16 марта 2020. >>>
18 Низкие ставки ФРС в начале XXI века перестали быть эпизодическим явлением и превратились в важный элемент в арсенале её кредитно-денежной политики. Дело в том, что по основному массиву срочных вкладов в банковском секторе США реальные ставки процента при инфляции около 2% в период накануне и после кризиса 2008–2009 гг. стали отрицательными или близкими к этому. Это обстоятельство сыграло решающую роль в успехе размещения государственных облигаций в 2009 фин. г. и образовании сравнительно небольшой суммы процентов по этому выпуску.
19 По-видимому, этот опыт сформировал в кругах руководства ФРС понимание, что отрицательные банковские процентные ставки могут послужить эффективным инструментом стимулирования роста экономики в условиях вялой конъюнктуры. Низкая доходность срочных банковских вкладов должна побуждать инвесторов к ограниченному использованию этого инструмента при размещении своих инвестиций и к большему предпочтению ценным бумагам, а в их составе – облигациям и акциям корпораций. Это положение согласуется с картиной распределения источников привлечения американскими корпорациями денежных ресурсов с финансового рынка посредством заимствований.
20

Согласно одному из последних исследований МВФ, в наше время американские корпорации привлекают только одну треть денежных ресурсов с финансового рынка в виде кредитов и займов: 19% приходится на банковский кредит и еще 4 и 10% составляют займы от компаний и институтов. Зато на облигации приходится 67% привлечённых ресурсов в такой раскладке: 11% дают высокодоходные облигации, 28% – облигации с рейтингом «А», и ещё 28% – облигации с рейтингом ВВВ5.

5. Global Financial Stability Report. IMF. October 2019. P.36.
21 Понимая, что сложившийся расклад источников заимствований американских корпораций представляет собой объективный результат действия современных тенденций на финансовом рынке, ФРС не ставит задачи увеличения доли банковского капитала и роли банков среди финансовых институтов. Вместе с тем появление криптовалют в течение последнего десятилетия внесло новые элементы в картину движения денежных ресурсов в экономике и подвергло испытаниям роль банков в этом процессе. Теперь волнения на финансовом рынке США, вызванные появлением криптовалют, по-видимому, стихли, и стало очевидным, что угроза существованию банков сильно преувеличена.
22 Очевидно, что обращение современных кредитных денег в виде записи на счетах требует существования надёжных финансовых институтов при гарантии и регулировании со стороны государства. Это означает, что банкам нет альтернативы в данном качестве, но их дальнейшее развитие требует адаптации к условиям, которые формируются под действием цифровой революции. В частности, доходы банков будут создаваться не столько за счёт разницы в процентных ставках, сколько за счёт разного рода комиссионных при проведении расчётов и переводах средств, платы за ведение счетов, за хранение денег и т.п.
23 Следует, однако, отметить, что действия ФРС по изменению ставки процента постоянно находятся в поле внимания политиков, бизнеса, финансовых инвесторов, аналитиков и многих других заинтересованных лиц. Этому способствует прогресс в области распространения информации, большая степень открытости ФРС по этому поводу и общее повышение финансовой грамотности в обществе. Обычно за некоторое время до запланированных календарных заседаний Комитета по открытому рынку в печати появляются оценки отмеченных выше наблюдателей, а после обнародования этого решения ещё долго идёт его обсуждение. При этом в дискуссии принимают активное участие влиятельные политики и бизнесмены, чьё мнение имеет большое значение для ФРС, а также большое число иностранных деятелей.
24 В последние годы характерным явлением стала резкая критика процентной политики ФРС со стороны президента Трампа. Будучи лично заинтересованным в активизации роста экономики США из соображений обеспечения переизбрания на пост президента осенью 2020 г., Трамп ревниво следит за действиями государственных органов, причастных к проведению экономической политики. В этой обстановке действия ФРС, недостаточно оперативно и сильно, по мнению Трампа, понижавшей ставку процента, вызывали отрытое раздражение президента и резкие высказывания с его стороны.
25

Здесь уместно отметить, что противоречия в позициях президента и председателя Совета управляющих ФРС относительно мер кредитно-денежной политики – нередкое явление в последние несколько десятилетий в США. Предшественники Джерома Пауэлла, нынешнего главы этого органа, – Алан Гринспен, Бен Бернанке, Джанет Йеллен тоже не всегда ладили с президентами, но всегда активно защищали статус ФРС как независимого федерального органа по регулированию денежного хозяйства и банковской системы США. И хотя Трамп называл Пауэлла вторым врагом США после Китая и адресовал ему другие резкие высказывания, Пауэлл со сдержанным спокойствием отвечал на это, что «ФРС и впредь будет проводить кредитно-денежную политику на основе требований закона и руководствуясь исключительно результатами тщательного, объективного и беспристрастного в политическом отношении анализа»6.

6. Statement on Chair Powell's meeting with the President and the Treasury Secretary. Press Release. November 18, 2019. >>>
26

Политика отрицательных банковских процентных ставок и количественного смягчения

 

Проводимая ФРС политика предельно низких ставок положила начало новому явлению в кредитно-денежной политике и банковском деле – политике отрицательных банковских процентных ставок как системному явлению. Данное явление стало возможным в США по той причине, что с этого времени инфляция сохранялась все годы на уровне не выше 2%. Политика отрицательных банковских процентных ставок стала новым инструментом ФРС для стимулирования роста экономики. Она ориентирует клиентов банковской системы на инвестиции денежных средств в более доходные финансовые инструменты – акции, облигации и др., то есть на инвестиции в бизнес. Такая политика коррелирует со структурой финансового рынка США и с инвестиционной политикой корпораций в США. Во втором десятилетии нашего века политика отрицательных банковских ставок широко распространена, она применяется в ЕС и в Японии7.

7. Япония вводит отрицательную ставку. Коммерсантъ. 29.01.2016. >>>
27

Объективности ради, необходимо отметить, что начавшийся с приходом Трампа в Белый дом рост экономики страны был воспринят руководством ФРС как не совсем здоровое явление, поскольку фондовый рынок демонстрировал перегрев и многими аналитиками высказывались ожидания близкого кризиса. По этим причинам для охлаждения финансового рынка ставки по федеральным фондам были повышены на четверть процента в декабре 2016 г., до 0,75% и далее, шаг за шагом за 8 приёмов доведены до 2,5% в конце 2018 г., после чего с середины 2019 г., когда рост экономики стал обнаруживать признаки исчерпания былой энергии, началось движение вспять, сначала по 0,25%, а затем по 0,5% за один приём. Казалось, установленная с 3 марта 2020 г. ставка в диапазоне 1,25–1,0% должна была успокоить рынок, но случившийся вскоре обвал на фондовом рынке побудил ФРС 15 марта на экстренном заседании опустить её до диапазона 0,0–0,25%8. ФРС явно опасалась, что ожидаемый кризис надвигается со стороны фондового рынка, однако оказалось, что его вызвала пандемия коронавируса, охватившая США с марта 2020 г. Теперь график поведения ставки процента ФРС любой желающий может увидеть в Интернете, но борьба с новым кризисом требует от ФРС переноса акцента на применение других инструментов кредитно-денежной политики.

8. ФРС США экстренно снизила ставку почти до нуля. РБК. 15 марта 2020. >>> >>>
28 Подлинное перерождение пережил инструмент операций на открытом рынке, который прежде использовался для мягкого подправления поведения ставки процента и пополнения банков ликвидностью путём сделок ФРС на рынке казначейских векселей и облигаций. Новым словом в кредитно-денежной политике стало массированное вливание в банковскую систему кредитных ресурсов, получившее название «количественное смягчение», принятое ФРС на вооружение в ходе антикризисных мер 2008–2009 годов.
29

Непосредственным толчком к введению практики количественного смягчения стало исчерпание в экономике США свободных кредитных ресурсов в годы кризиса 2008–2009 гг., израсходованных на приобретение государственных облигаций, выпущенных для финансирования бюджетного дефицита. Напомним, что в одном только 2009 фин. г. дефицит превысил 1400 млрд долл. и успешное размещение такой суммы гособлигаций во многом было обеспечено благодаря снижению ставок процента силами ФРС. Теперь ФРС вновь выступила на арену и запустила программу частичного возмещения финансовым институтам денежных ресурсов, потраченных на приобретение гособлигаций и покрытых ипотекой долговых обязательств. Общая сумма программ количественного смягчения за 2008–2015 гг. составила 4,5 трлн долл., а их выполнение сопровождал поток критических выступлений относительно примитивности работы ФРС, у которой-де, один ответ на все проблемы – печатание денег 9.

9. My God, What Have We Done? David Stockman. | December 31, 2019
30 Оценивая значение указанной программы ФРС, следует учитывать, что это ведомство оказалось буквально первопроходцем в данном отношении при отсутствии в прошлом позитивных примеров проведения подобной политики и оценки её последствий. При этом многочисленные исторические примеры гиперинфляции в разных странах вследствие злоупотребления властями печатанием денег создавали картину, схожую с наблюдениями публики за канатоходцем в ожидании момента, когда он свалится.
31

ФРС приходилось в известном смысле действовать «наощупь», проводя эмиссию порциями и в разных конфигурациях инструментов, что отражало стремление испытать эффект их применения. О значительной доле неопределённости относительно необходимых размеров и содержания программ свидетельствует то обстоятельство, что в середине 2014 г. более половины из перечисленных на резервные счета кредитных учреждений денежных ресурсов по программам количественного смягчения, а именно 2,5 трлн долл., оставались на этих счетах и всё ещё не были востребованы экономикой10.

10. Financial Accounts of the United States. December 8, 2016. L109. P.86.
32

Следует полагать, что это «наследие Обамы» пригодилось в годы президентства Трампа, поскольку активное расходование этих средств пришлось на последние три года, и ко времени обсуждения необходимости возродить программы количественного смягчения ради противодействия новому кризису обнаружилось, что в конце 2019 г. там оставалось 1450 млрд долл.11

11. Financial Accounts of the United States. Mart 12, 2020. L109. P.86.
33 Трудности ФРС в определении с достаточной точностью размеров программ количественного смягчения должны быть понятны финансовым экспертам. Поведение спроса на деньги является одной из сложнейших современных проблем экономической науки. Измерить и учесть многочисленные потоки кредитных денег в современной экономике пытаются многие исследователи, но задача ещё далека от удовлетворительного решения.
34 Однако практика не может ждать, о чём свидетельствуют срочно принимаемые программы борьбы с последствиями пандемии коронавируса, и поэтому метод проб и ошибок, основанный на высокой квалификации исполнителей и профессионализме, граничащем с искусством, остаются главным арсеналом в политике ФРС на данном направлении.
35

Борьба с последствиями пандемии коронавируса

 

Опыт политики количественного смягчения оказался востребован для преодоления разрушительных последствий в экономике США, нанесенных пандемией коронавируса. К середине марта 2020 г. уже была объявлена новая программа ФРС по выкупу гособлигаций на 500 млрд долл., ипотечных облигаций на 200 млрд долл. и корпоративных облигаций на 300 млрд долл., когда стало ясно, что этих мер недостаточно. ФРС объявила о намерении проводить в дальнейшем выкуп таких бумаг просто по мере необходимости12.

12. ФРС США объявила о неограниченных мерах поддержки экономики. 23 марта 2020. >>>
36 Борьба с кризисом, порождённым эпидемией коронавируса, развивается в США по уже знакомому и проверенному сценарию. Конгресс одобрил в марте 2020 г. программу ассигнований на эти цели в размере 2,3 трлн долл., и это может иметь продолжение в виде таких программ в последующий период. Очевидно, что в указанных или в более значительных размерах возникнет дефицит федерального бюджета с учётом уже заложенных расходов. Для финансирования возникающего дефицита, под аккомпанемент причитаний о растущем государственном долге, будут выпущены государственные облигации, и здесь опять очень кстати окажется созданный силами ФРС низкий уровень процентных ставок. Благодаря ему окажется возможным обеспечить по этим облигациям достаточную доходность, чтобы успешно их разместить и не перегрузить будущий бюджет выплатами процентов по государственному долгу. Далее в этот концерт включится ФРС и будет выкупать гособлигации, пополняя ресурсы банков свежими деньгами, вместо ранее потраченных на их приобретение. Начнётся новый отсчёт программ количественного смягчения, которые будут отличаться по размерам и применяемым инструментам для выявления их эффективности. Ближайшее будущее позволит увидеть, насколько успешным окажется этот манёвр.
37 С учётом указанных перспектив, можно отметить, что взятая ФРС на вооружение политика количественного смягчения выходит по своему значению за рамки противодействия кризисным процессам в экономике США. Она показала, что в эпоху кредитных денег умелое регулирование их количества в экономике, включая использование эмиссии, не только возможно, но и приносит плодотворные результаты. Теперь дело за теорией, которая должна осмыслить этот феномен и предложить практике надёжную доктрину.
38 Кроме отмеченного выше плана количественного смягчения, на ближайшее время ФРС имеет программу мер, направленную на противодействие непосредственным проявлениям кризиса. На первом месте – удержание ставки по федеральным фондам на близком к нулю уровне, пока не станет очевидным, что экономика справилась с кризисными процессами и движется к росту занятости и стабильности цен. В дополнение к этому активизируется кредитная политика самой ФРС, для этого снижается до 0,25% дисконтная ставка и выражается готовность выдавать по ней кредиты на 90 дней. ФРС понизила с 10% до нуля уровень резервных требований для банков, то есть высвободила для них соответствующие средства. Эта запоздалая мера назрела давно, поскольку полученные банками по линии количественного смягчения средства многократно превышали объём резервных требований.
39

Заслуживает быть отмеченным участие ФРС в поддержке во время кризиса малого и среднего бизнеса по линии финансов. Здесь сработала способность ФРС вести мониторинг положения дел в этой области. В частности, толчком к принятию ряда мер послужил отчёт Федерального резервного банка Нью-Йорка, указавший, что среди малых предприятий, которые считаются здоровыми, только 20% могут нормально работать два месяца при отсутствии выручки. Среди проблемных предприятий доля таких составляет всего 10%, что говорит о необходимости масштабной помощи этому сектору бизнеса. Эта информация помогла Администрации малого бизнеса сформировать программу помощи этому бизнесу в размере 350 млрд долл., по которой предприятия со штатом до 500 человек включительно могут получить кредит на сумму до 10 млн долл. под 1% для финансирования фонда зарплаты, оплату аренды и коммунальных услуг. Примечательно, что если компания не уволит сотрудников, средства из этого кредита, потраченные на такие расходы в период с 1 марта по 30 июня, будут прощены – как долг, так и проценты по нему13.

13. Как власти помогают малому и среднему бизнесу в разных странах. Ведомости. 9 апреля 2020. >>>
40 Организация финансовой помощи малому и среднему бизнесу требует особого подхода, поскольку финансовая сторона его деятельности принципиально отличается от большого бизнеса. Сотни тысяч малых и средних фирм, образующих этот сектор экономики, привлекают средства не за счёт выпуска акций или облигаций, а из нескольких источников меньшего калибра: банковских кредитов, капитала собственников, а нередко – путём личных кредитных карт или кредитов под залог личного имущества.
41

Потребовалось около двух недель после вступления в силу 27 марта 2020 г. одобренного Конгрессом закона «О чрезвычайных мерах по борьбе с кризисом» на 2,3 трлн долл., и ФРС объявила свою программу помощи экономике в порядке исполнения этого закона. Совместно с Министерством финансов ФРС создаёт программу кредитования малого и среднего бизнеса – Main Street Lending Facility, по которой за Минфином резервируется 454 млрд долл. для использования в программах ФРС.

42

По одной из линий, используя выделенные для этого Минфином 75 млрд долл. из отмеченной суммы в качестве обеспечения, ФРС организует программу кредитования малого и среднего бизнеса на сумму до 600 млрд долл. Специфика здесь в том, что ФРС не может напрямую кредитовать бизнес, поэтому она будет взаимодействовать с банками через созданную для этого «специальную проектную компанию» (SPV), которая затем прокредитует или купит активы у того банка, который выдаст кредиты бизнесу и потребителям. По этой схеме ФРС будет предлагать четырёхлетние кредиты, причём акцент может быть сделан на компании с числом сотрудников от 500 до 10 000, поскольку фирмы с меньшей численностью персонала смогут получить кредиты для мелкого бизнеса, а те, у кого работников больше, могут прибегать к заимствованиям на рынках капитала. По состоянию на начало 2019 г. в США было около 18 тыс. компаний с числом работников, превышающим 500 человек, включая 2 тыс. производителей, занятых в важных секторах промышленности. Кроме того предполагается выкупать по такой же схеме облигации штатов или округов и городов, чтобы помочь им бороться с кризисом14.

14. EXPLAINER-Помощь ФРС: Что достанется малому и среднему бизнесу? Reuters . 09.04.2020. >>>
43

Картина кредитно-денежной политики ФРС была бы неполной, если не отметить её действия в области валютной политики как специфическое направление регулирования. В частности, одним из широко применяемых инструментов влияния ФРС на поведение доллара являются валютные свопы. Обычно ФРС включает политику валютных свопов во времена кризисов. Она состоит в предоставлении долларовых кредитов центральным банкам других стран под залог их валют по более низким ставкам, чем на межбанковском рынке. Тем самым предотвращается увеличение спроса на доллары на валютном рынке и соответственно – повышение его курса. Из сравнительно недавней истории такие меры в крупных масштабах применялись в 2008 г., когда ФРС предоставила центральным банкам более 580 млрд долл. в течение нескольких недель. Другим примером стало открытие линий своп во время долгового кризиса Греции в 2010–2011 гг.15 Во время кризиса, развернувшегося в марте 2020 г., ФРС открыла линии своп с полутора десятком центральных банков на суммы от 30 до 60 млрд долларов16.

15. Кризис ликвидности и своп (swap) линии. 01.12.2011. >>>

16. ФРС открыла долларовые своп-линии с ещё девятью центральными банками мира. 19.03.2020. >>>
44

В этой ситуации обращает на себя внимание договорённость ФРС и пяти центральных банков (Банк Канады, Банк Англии, Банк Японии, ЕЦБ и Банк Швейцарии) о взаимном предоставлении ликвидности через действующие долларовые своп-линии. Указанные центробанки, получив доллары от ФРС, будут предлагать их в своих юрисдикциях на срок от недели до 84 дней17.

17. ФРС США экстренно снизила ставку почти до нуля. РБК. 15 марта 2020. >>>
45

Заключение

 

Оценивая новые элементы модели кредитно-денежной политики ФРС на исходе второго десятилетия XXI века, можно констатировать, что эта политика развивается в направлении интенсивного использования мер, позволяющих ощутимо влиять на функционирование банковской системы и денежного хозяйства, и ещё более широко – на работу национального и мирового финансового рынка. Характерной чертой кредитно-денежной политики ФРС стала довольно высокая степень готовности центробанка США быстро переходить от текущего стиля мониторинга и коррекционных мер по ходу развития конъюнктуры к чрезвычайным мерам при наступлении кризисных событий. Важной отличительной чертой чрезвычайного регулирования является выраженный эмпиризм – использование новых и более масштабных по сравнению с прошлым мероприятий, расширяющих спектр применяемых инструментов регулирования и преодолевающих устаревшие запреты.

46

Важной чертой кредитно-денежной политики ФРС является уверенность в своей правоте и ссылка на закон, которую при любом удобном случае стремится продемонстрировать руководство этого института. Это особенно важно в условиях постоянной критики со стороны не всегда достаточно компетентных наблюдателей, включая высокопоставленных политиков и государственных деятелей. По этому поводу нынешний председатель Совета управляющих ФРС Джером Пауэлл недавно заявил следующее. «Мы лишены роскоши выбирать себе проблемы, их нам обеспечивает судьба и история. Наша работа состоит в том, чтобы справляться с этими испытаниями, и ФРС делает всё возможное, помогая экономике пройти через эти трудные времена»18.

18. Chair Jerome H. Powell. At the Hutchins Center on Fiscal and Monetary Policy, The Brookings Institution, .(via webcast) April 09, 2020. >>>

References

1. Ehkonomika SShA v XXI veke: vyzovy i tendentsii razvitiya / Otv. red. d.eh.n., prof. V.B. Supyan. M.: Izdatel'stvo «Ves' mir». 2018. S.43-65.

2. FRS predlagaet likvidnost' cherez REPO. 1 aprelya 2020. https://zen.yandex.ru/media/obetomnegovoryat/frs-ssha-zapuskaet-predostavlenie-dollarov-v-mirovom-masshtabe-5e843926ddc8e520673d7b0e

3. The Federal Reserve System. PURPOSES AND FUNCTIONS. Ninth Edition, June 2005. P.16..

4. FRS SShA snizila bazovuyu protsentnuyu stavku pochti do nulya. TASS. 16 marta 2020. https://tass.ru/ekonomika/7986189

5. Global Financial Stability Report. IMF. October 2019. P.36.

6. Statement on Chair Powell's meeting with the President and the Treasury Secretary. Press Release. November 18, 2019. https://www.federalreserve.gov/newsevents/pressreleases/other20191118a.htm

7. Yaponiya vvodit otritsatel'nuyu stavku. Kommersant'. 29.01.2016. https://www.kommersant.ru/doc/2903000

8. FRS SShA ehkstrenno snizila stavku pochti do nulya. RBK. 15 marta 2020. https://www.rbc.ru/economics/16/03/2020/5e6e9bce9a794728e5105e20 http://global-finances.ru/stavka-frs-ssha/

9. My God, What Have We Done? David Stockman. | December 31, 2019 http://click2.p.deepstatedeclassified.com/t/MA/C0w/F70/AAN67A/iSA/NzA4OTR8aHR0cHM6Ly9wcm8uY2hhcmxlc3N0cmVldHJlc2VhcmNoLmNvbS9tLzE0MDUyMjg-YT00OCZvPTI4OTImcz02MDc3JnU9MjI4MDc2Jmw9NzA4OTQmcj1NQzImdmlkPWVCUFFKMiZnPTA./AQ/Jk3C

10. Financial Accounts of the United States. December 8, 2016. L109. P.86.

11. Financial Accounts of the United States. Mart 12, 2020. L109. P.86.

12. FRS SShA ob'yavila o neogranichennykh merakh podderzhki ehkonomiki. 23 marta 2020. https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/395789-frs-ssha-obyavila-o-neogranichennyh-merah-podderzhki-ekonomiki

13. Kak vlasti pomogayut malomu i srednemu biznesu v raznykh stranakh. Vedomosti. 9 aprelya 2020. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/04/08/827470-pomogayut-malomu-biznesu?utm

14. EXPLAINER-Pomosch' FRS: Chto dostanetsya malomu i srednemu biznesu? Reuters . 09.04.2020. https://ru.reuters.com/article/idrukcn21r1i5-orubs

15. Krizis likvidnosti i svop (swap) linii. 01.12.2011. https://stockinfocus.ru/2011/12/01/krizis-likvidnosti-i-svop-swap-linii/

16. FRS otkryla dollarovye svop-linii s eschyo devyat'yu tsentral'nymi bankami mira. 19.03.2020. https://www.finam.ru/international/newsitem/frs-otkryla-dollarovye-svop-linii-s-eshe-devyatyu-centralnymi-bankami-mira-20200319-17290/

17. FRS SShA ehkstrenno snizila stavku pochti do nulya. RBK. 15 marta 2020. https://www.rbc.ru/economics/16/03/2020/5e6e9bce9a794728e5105e20

18. Chair Jerome H. Powell. At the Hutchins Center on Fiscal and Monetary Policy, The Brookings Institution, .(via webcast) April 09, 2020. https://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/powell20200409a.htm

Comments

No posts found

Write a review
Translate