The article is devoted to the issues of organization and substance of the mil-to-mil cooperation between Russia and NATO in 1994 -2008. The author describes and analyzes different areas of interaction between the Ministry of Defence of the Russian Federation, the General Staff and the politico-military structures of the North Atlantic Alliance. The experience of the military cooperation might be used in the future if the NATO-Russia relations come back to normal.
To download PDF you should pay the subscribtion
В настоящее время отношения между Россией и НАТО характеризуются высокой степенью политической и военной напряженностью. В этом свете некоторые эксперты заговорили о возможном военном конфликте между Североатлантическим альянсом и Россией. Этому способствовали решения НАТО, предпринятые в марте - апреле 2014 года в связи с конфликтом на Украине и вхождение Крыма в состав России. Организация расценила это как угрозу европейской безопасности в целом и заморозила проекты практического сотрудничества и работу всех органов Совета Россия - НАТО. Кроме того, альянс предпринял ряд организационных мер направленных на увеличение военной активности у границ России - расширил миссии воздушного патрулирования в Прибалтике, укрепил военно-штабные структуры в странах Восточной Европы, серьезно модифицировал военную инфраструктуру в этих странах, значительно увеличил количество и качество совместных учений сухопутных сил вблизи российских границ и военно-морских сил в Балтийском и Черном морях.
В соответствии с разделом II Основополагающего Акта был создан Совместный Постоянный Совет Россия-НАТО (СПС) в начальном формате «19+1». Положениями этого документа по линии военных предусматривалось проведение заседаний на уровне министров обороны и заседания Совместного Постоянного Военного Комитета на уровне начальников генеральных штабов (СПВК-НГШ) дважды в год (май и ноябрь). Ежемесячно проводились заседания СПС на уровне послов и Военных представителей (ВП). На них затрагивались такие вопросы военного сотрудничества как:
Совет Россия-НАТО (СРН), созданный в соответствии с положениями Римской Декларации заменил СПС. Данной Декларацией было определено проведение двух официальных заседаний на уровне министров обороны ежегодно, а также их регулярных неформальных встреч.
Под эгидой СРН проводились также плановые встречи начальников генеральных штабов (СРН-НГШ). Они проходили два раза в год в мае и ноябре и были привязаны по времени к заседаниям Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП).
Кроме того НГШ ВС РФ акцентировал внимание СРН на вопросе о поставках оружия со стороны стран НАТО в Грузию и призвал своих коллег довести до своего политического руководства необходимость прекращения поставок вооружения в этот регион. При этом перед заседанием российская сторона предварительно распространила информацию по «вкладу» конкретных стран альянса в милитаризацию Грузии с целью привлечения внимания к взрывоопасной обстановке вокруг Абхазии.
Начиная с июня 2002 г. ежемесячно проводились заседания СРН на уровне ВП (СРН-ВП) где обсуждались текущие вопросы сотрудничества.
Деятельность военных миссий РФ при штабе верховного главного командования объединенных вооруженных сил НАТО (ВГК ОВС НАТО) в Европе осуществлялась до создания Аппарата ГВП РФ при НАТО.
Повышение оперативной совместимости войск (сил) являлось одним из основных направлений сотрудничества в рамках СРН, осуществляемого ГШ РФ и ВГК ОВС НАТО в Европе.
Юридической базой для участия представителей МО РФ в работе военно-политических структур СЕАП являлось присоединение России в 1994 году к программе ПРМ.
Сотрудничество России и НАТО в области борьбы с терроризмом получило своё развитие после принятия Российской Федерацией Закона от 25 июля 1998 г. №130-Ф3 «О борьбе с терроризмом», определившего принципы и основы организации борьбы с терроризмом, а также основные организации, осуществляющие в пределах своей компетенции данную деятельность.
Взаимодействие России и НАТО в области ПРО ТВД являлось составной частью российской инициативы о сотрудничестве с европейскими государствами в области создания нестратегических систем ПРО.
Сотрудничество России и альянса в военно-морской области практически началось после августа 2000 г., когда в Баренцевом море была проведена международная операция по спасанию экипажа российской атомной подводной лодки (ПЛ) «Курск».
Реализация Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП) проходила с июня 2002 года. Цель проекта была обозначена следующим образом - повышение общего потенциала противодействия угрозе терроризма на воздушном транспорте, повышение транспарентности и предсказуемости развития обстановки в воздушном пространстве, укрепление мер доверия вдоль линии соприкосновения России и НАТО. С учетом этого предполагалось построить систему обмена радиолокационными данными о воздушной обстановке вдоль западной границы России и стран-членов НАТО (от г. Мурманска до г. Ростова с российской стороны и от г. Будё, Норвегия до г. Анкары - с натовской). В перспективе география Инициативы могла бы быть расширена, и на соседние страны, при их согласии. По оценке натовской стороны, с учетом прогноза развития воздушного движения в Европе, в перспективе ИСВП можно было бы расширить в первую очередь на Финляндию и Украину (страны Балтии в то время к Инициативе относились с осторожностью, дожидаясь ее практического запуска).
Первая встреча экспертов в области тылового обеспечения состоялась 14 января 2003 г. в штаб-квартире НАТО. Основным вопросом, выносимым на рассмотрение, стал план работы на 2003 год. В ходе встречи натовцы предложили создать Специальную рабочую группу по координации выполнения запланированных на текущий год мероприятий. Было решено рассматривать как концептуальные положения, так и сообщать об уроках и выводах из национального опыта тылового обеспечения войск. Кроме того, натовцы предложили организовать обучение российских специалистов в национальных учебных центра.
В девяностые годы в силу ряда причин, участие подразделений ВС России в совместных с НАТО миротворческих учениях носило ограниченный характер. Начиная с 1994 года, российские подразделения ВС РФ непосредственно участвовали в учениях в духе или в рамках программы ПРМ. К ним можно отнести: совместные российско - американские учения «Миротворец-94» и «Миротворец-95» на территории России и США; «Центразбат» в 1996, 1997 и 1998 годах на территории Казахстана и Узбекистана; «Щит и меч» на территории Украины в 1996, 1997 и 1998 годах.
экспертов по вопросам ядерного оружия (ЯО) для ведения консультаций по ядерной проблематике была создаГруппа на в конце 2002 года. В феврале 2003 г. был согласован первый Рабочий план консультаций, который включал разработку совместного глоссария терминологии, связанной с ЯО, консультации, учения и обмен опытом в обеспечении безопасности и физической защиты ЯО, обсуждение ядерных доктрин и стратегий России и НАТО.
К сожалению взаимодействие России и НАТО в области военно-технического сотрудничества (ВТС) не нашло своего отражения в Римской декларации, однако являлось одним из перспективных направлений развития отношений с альянсом.
В июне 2002г. СРН-МО поставил задачу определить необходимость создания специальной рабочей группы по военным реформам (СРГВР). В октябре 2002 г. были проведены в г. Риме (Италия) семинар и встреча высокого уровня по взаимодействию в области военных реформ. В результате этого семинара и встречи и было принято решение о ее создании. Председателем был назначен - зам. генерального секретаря НАТО по оборонной политике и планированию.
Таким образом, приведенные выше некоторые аспекты организации и содержания военного и политического сотрудничества показывают, что объем взаимодействия был довольно значительным и практически сопоставим (а по некоторым направления и превышал) с военным сотрудничеством России со странами СНГ и в рамках Договора о коллективной безопасности.
1. Материалы аппарата Главного военного представителя РФ при НАТО. 2008 г.
No posts found
Comments
No posts found