Russian Cooperation with Asian-Pasific Countries
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russian Cooperation with Asian-Pasific Countries
Annotation
PII
S207054760007033-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Davydov 
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute for US and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Multilateral trade and economic relations are very important for Russia economic development. Modern structure of foreign trade is corresponding to Russian economic and industrial potential. American and European economic sanctions influence negatively on economic relations, decreasing import and export. Russia is one of the world's largest exporters and it has a diversified export base. The largest export categories are oil and natural gas, accounting nearly seventy percent of merchandise export. Export share of mineral products was on the constant level between 2000 and 2018. Russia is also one is one of the world's large importers. Russian imports are diversified: the largest import categories are machinery and mechanical appliances, vehicles and chemicals. Presently European Union is the main trading partner for Russia. Economic cooperation with regional organizations and leading industrial states of Asian-Pacific region is very important for Russia.  Russia could supply different energy products to China, Japan, South Korea and other Pacific states. Russian energy export expansion could limit domination of expensive Middle East energy supplies.  Problems and possibilities of Russian liquid natural gas (LNG) export to Asian countries are being discussed in the article. Russia may supply different timber products to Asian-Pacific countries, the demand in the region is high. Russia is traditional supplier of different arms, these supplies may be increased. Russian corporations may also export civil aircrafts, sea vessels, motor cars and trucks. Cooperation in high technologies is also very prospective. Many Asian counties are interested to develop transport infrastructure in Russia. Major obstacle for cooperation is lack of financial resources. There are both legal and economic barriers to normal trade development. 

Monetary and financial problems of cooperation in Asian-Pacific region are being discussed in the article.

 

Keywords
trade policy, multilateral trade, free trade agreements, trade and economic relations, structure of Russian trade, foreign direct investments, tariff barriers, monetary and financial problems, financial flows
Received
16.07.2019
Date of publication
29.10.2019
Number of purchasers
89
Views
6189
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1

Введение

 

2019-й год ознаменовался усилением торговых войн между ключевыми центрами мировой экономики. В мае администрация Д. Трампа приняла решение о существенном повышении импортных пошлин на китайские товары. Китай повысил таможенные тарифы на некоторые товары из США.

2

В июле 2019 г. Палата представителей Конгресса США одобрила очередной пакет экономических санкций против России, запрещающий американцам проводить операции с российскими государственными долговыми бумагами1. Принятие решения о санкциях будет способствовать дальнейшему ухудшению двусторонних экономических отношений.

1. Kremlin Act - H.R. 1617. URL: >>> 
3 Введенные против России санкции приведут к свёртыванию экономического сотрудничества c Западом прежде всего в инвестиционной и финансовой сферах. Российские банки, даже не входящие в санкционные списки, сегодня не могут получить кредиты на Западе. В 2014–2018 гг. наблюдался уход с российского фондового рынка американских и европейских институциональных инвесторов. Корпорация «Шелл» приостановила сотрудничество с «Роснефтью» по освоению арктического шельфа, ушла из России корпорация «Дженерал моторс». Российские нефтегазовые компании сегодня не имеют возможности закупать импортное оборудование даже для работы за пределами РФ.
4

Указанные тенденции диктуют необходимость определённой корректировки традиционной внешнеэкономической стратегии России, переориентации части торговых и финансовых потоков в сторону более предсказуемых партнёров. Эту идею высказывали руководители многих государств и международных организаций на состоявшемся в июне 2019 г. Петербургском международном экономическом форуме2.

2. Итоги ПМЭФ-2019. Коммерсант, 10 июля 2019 г.
5

Статистика показывает, что по итогам 2018 г. ведущим внешнеэкономическим партнёром России стал Китай, наш взаимный товарооборот превысил 100 млрд долл.3 Оборот торговли России со странами АТЭС в первом полугодии 2018 г. превысил 115 млрд долл.4

3. О состоянии внешней торговли в 2018 г. Федеральная служба государственной статистики. URL: >>> 

4. Russia in Figures 2017. Statistical Handbook. URL: >>>
6 Изменения региональной структуры внешнеэкономических связей РФ пока что происходят во многом стихийно, они мало затрагивают финансовую и инвестиционную сферы. По-видимому, пришло время придать этим процессам целенаправленный характер.
7

Факторы, определяющие возможности участия России в региональных интеграционных процессах

 

Можно выделить две группы факторов, определяющих потенциал успешного развития экономического сотрудничества Российской Федерации с другими государствами и международными структурами: внешние и внутренние. Первая группа связана с ролью и положением России в мире, вторая – с экономической и социально-политической ситуацией внутри нашей страны. Эти группы факторов связаны между собой и оказывают друг на друга определённое влияние.

8 К группе внешних факторов следует отнести:
9

– заинтересованность различных международных экономических организаций и отдельных стран в расширении экономических отношений с Россией;

– наличие или отсутствие дискриминационных подходов к торговле с нашей страной, как это имеет место после 2014 г.;

– существование политических причин, способствующих или препятствующих установлению тесных экономических отношений России с другими государствами и международными экономическими организациями;

– географическое положение России как единственной в мире трансконтинентальной державы;

– мировые цены на энергоносители, экспорт которых составляет значительную часть экспорта Российской Федерации.

10

В свою очередь, внутренние факторы, обеспечивающие успешную международную экономическую деятельность нашей страны, включают в себя:

– структуру современного народного хозяйства России;

– стабильность и скорость экономического развития;

– основные направления внешней политики страны;

– внутриполитическую стабильность.

11

Рассмотрим эти факторы подробнее. Степень заинтересованности различных государств и международных экономических сообществ в сотрудничестве с Россией определяется, в первую очередь, потребностями экономик этих стран. Следует отметить, что странами Запада Россия рассматривается, в первую очередь, как источник поставки энергоносителей. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в структуре общего экспорта нашей страны за 2018 г. доля топливно-энергетических товаров составляла 64,6%, металлов и изделий из них – 10%, машин и оборудования – 5,7%5.

5. Российский статистический ежегодник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2019; Российская экономика в 2018 г. Тенденции и перспективы. (Выпуск 40). М.: Институт экономики переходного периода им. Е.Гайдара. 2019.
12

По всей вероятности, в перспективе многие промышленные товары российского производства по своему качеству не смогут соответствовать стандартам США и стран Евросоюза и не будут в широком объёме поставляться на западные рынки6.

6. Российская экономика в 2018 г. Тенденции и перспективы. (Выпуск 40). М.: Институт экономики переходного периода им. Е.Гайдара. 2019.
13

Интерес к российским энергоносителям проявляют ведущие страны Тихоокеанского региона: Япония, Китай, Южная Корея7. Некоторые российские товары и технологии представляются конкурентоспособным на рынках государств СНГ и развивающихся стран. Так, доля машин и оборудования в экспорте России в страны СНГ в 2018 г. составляла 17%8. Сохраняется интерес к российской продукции в силу её невысокой цены в странах Центральной и Восточной Европы.

7. Trade Policy Review. Russian Federation. WTO. August 2016.

8. External Trade of the Russian Federation with CIS countries. URL: >>>
14 Особо следует отметить важность такого фактора, как расширение совместного производства российского вооружения и увеличение его экспорта в страны Азии, в первую очередь в Китай и Индию, которые в последние годы развиваются весьма успешно. То же можно сказать о сотрудничестве в космической области.
15 Заинтересованность многих стран в тесном экономическом сотрудничестве с Россией обусловлена наличием в нашей стране научного потенциала и квалифицированной рабочей силы. До введения санкций в 2014 г. в России был реализован ряд проектов совместно американскими и европейскими фирмами по созданию нефтедобывающего оборудования, оборудования для чёрной металлургии. Впрочем, в этой сфере можно скорее говорить о потенциальных возможностях, чем о достигнутых результатах, что во многом обусловлено необходимостью формирования в России благоприятного инвестиционного климата и совершенствования соответствующего законодательства.
16 Другим внешним фактором, сдерживающим возможности интеграции России в мировое экономическое пространство, является наличие дискриминационных и санкционных мер в отношении российского экспорта со стороны ведущих государств Запада. В последние годы предпринимаются попытки ввести санкции в отношении российского экспорта чёрных металлов и алюминия в США и страны ЕС.
17

В результате санкций заморожены договорённости об осуществлении поставок энергоносителей в обмен на предоставление инвестиций и новейших технологий. Евросоюз исходит из убеждения, что Россия в силу особенностей своей экономики будет торговать с Западом на любых условиях. Дискриминационные меры оказывают негативное влияние на развитие экономического сотрудничества России с EC. Вместе с тем, отсутствие дискриминационных ограничений в торговле и иных формах экономического сотрудничества между Российской Федерацией и крупнейшими странами Азии – Китаем и Индией, благотворно сказывается на развитии сотрудничества с этими государствами9.

9. Пленарное заседание Восточного экономического форума. URL: >>> 
18 Тесно связано с предыдущим фактором, влияющим на полноценную интеграцию России в мировое экономическое хозяйство, и стремление стран Запада поставить экономическое сотрудничество с Россией в зависимость от чисто политических причин: «поведения» России в международных конфликтах, например, в Сирии и на Украине внутренней политики российского руководства.
19

Трансконтинентальное положение России позволяет ей осуществлять торговлю как с Евросоюзом, так и со странами АТЭС, а также с государствами Малой и Средней Азии, не говоря уже о государствах СНГ. То же можно сказать и о транспортном сообщении, строительстве газо- и нефтепроводов и иных подобных структур10. Вместе с тем, эти уникальные географические условия в настоящее время используются не полностью и следует говорить лишь о большом потенциальном значении географического фактора развития экономической интеграции.

10. ШОС без границ: интеграция транспортной инфраструктуры. URL: >>>
20 Ещё одним фактором, обеспечивающим возможности развития международной экономической интеграции России, является наличие у неё запасов нефти и газа, цены на которые в 2018–2019 гг. выросли. Рост цен на нефть способствовал стабильности российской экономики, увеличению золотовалютных запасов России, профициту федерального бюджета и превышению экспорта над импортом.
21 Эти факторы в совокупности должны повысить инвестиционную привлекательность России. В целом можно констатировать, что в среднесрочной перспективе сохранение высоких мировых цен и большой объём экспорта нефти из России являются важными характеристиками, обеспечивающими успешное развитие экономики страны и её интеграции в международное экономическое пространство.
22 Обратимся к внутренним факторам, влияющим на международную экономическую деятельность России. Несомненно, важнейшим из них является структура современного народного хозяйства нашей страны, которая в конечном счёте и определяет основные направления интеграции российской экономики в мировую. Наиболее конкурентоспособными отраслями российской промышленности являются ресурсные: нефтяная, газовая, лесная, в меньшей степени – энергетическая и металлургическая. Конкурентоспособными и имеющими экспортный потенциал, можно считать оборонную, атомную, авиакосмическую, отчасти химическую промышленность. Неконкурентные отрасли промышленности включают в себя легкую промышленность, производство строительных материалов и некоторые другие.
23 Структура народного хозяйства России во многом определяет специфику интеграции отечественного народного хозяйства в мировое экономическое пространство. Наряду с определёнными преимуществами, рассмотренными выше, она обуславливает и значительные трудности такой полноценной интеграции. Эти трудности могут быть преодолены, в первую очередь, путём совершенствования законодательства, а также привлечения внешних и внутренних инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в области производства высокотехнологичной продукции.
24 Экономическая политика государства во многом определила и темпы развития российской экономики. Рассматривая перспективы экономического развития России в ближайшем будущем, следует отметить, что существует значительный потенциал для ускорения роста народного хозяйства Российской Федерации, особенно при условии создания благоприятного инвестиционного климата. В этом контексте следует отметить и достаточно успешное развитие внешней торговли Российской Федерации.
25 Что касается отдельных отраслей народного хозяйства, то, наряду с определёнными успехами в области добычи нефти и газа, металлургии и пищевой промышленности, опасения вызывают традиционно «отстающие» отрасли: точное машиностроение, приборостроение, производство товаров народного потребления.
26 Важным фактором, обеспечивающим полноценную интеграцию российского народного хозяйства в международное экономическое пространство, можно считать внутриполитическую стабильность. Она способствует созданию благоприятного инвестиционного климата, устойчивому развитию, обеспечивает действие законов, стабильную налоговую систему.
27 Для России политическая стабильность и наличие правительства, отстаивающего интересы национального бизнеса, является фактором успешного развития и полноценной международной экономической интеграции.
28 Все факторы, влияющие на интеграцию России в мировое экономическое сообщество, связаны между собой, влияют друг на друга, а значимость каждого меняется в зависимости от политической и экономической ситуации.
29

Оценивая потенциальные возможности и специфику участия России в региональных экономических структурах, представляется возможным выделить её сильные и слабые стороны. К преимуществам России следует отнести:

1. Серьёзные позиции по запасам энергоносителей и минерального сырья, земельных, водных, лесных ресурсов, налаженный экспорт этих товаров, заинтересованность многих государств в сотрудничестве в этой сфере.

2. Высокий научно-технический потенциал нашей страны в отдельных видах высокотехнологичной промышленности, особенно оборонной, авиакосмической и атомной, а также наличие квалифицированных специалистов в этой области.

3. Географическое положение России, как единственной трансконтинентальной державы, являющейся связующим мостом между европейским и тихоокеанским регионами.

4. Экономическую и политическую стабильность развития РФ, наметившийся рост экономики.

30

Вместе с тем, экономика России имеет существенные недостатки:

1. Невысокую по сравнению со странами Запада производительность труда и низкую конкурентоспособность российских промышленных товаров на рынках развитых стран.

2. Однобокую структуру российского экспорта, в котором преобладают энергоносители и сырьё.

3. Отставание высокотехнологичных отраслей экономики и сферы услуг.

4. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, особенно в восточных регионах страны.

5. Несовершенство законодательства в экономической сфере, тормозящее развитие народного хозяйства и снижающее инвестиционную привлекательность страны.

31 Можно констатировать, что у России есть потенциальные возможности для полноценной интеграции в мировое экономическое пространство и более активного участия в работе региональных экономических группировок. Для реализации этих возможностей необходимо проведение взвешенной экономической политики, способной обеспечить рост народного хозяйства, позитивное изменение его структуры, повышение конкурентоспособности российского экспорта.
32 Для активного участия России в работе региональных экономических организаций важно правильно определить вектор региональной интеграции, выявить направления развития региональных интеграционных связей.
33

Россия на Азиатско-Тихоокеанском направлении

 

Очень важным представляется сотрудничество России с региональными экономическими структурами и отдельными государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Существуют трудности, связанные, с географической удалённостью региона от центральной России и отсутствием соответствующей развитой транспортной инфраструктуры. Решение этих трудностей связано с потребностями в крупных инвестиционных вложениях, необходимых для резкой активизации экономического сотрудничества нашей страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона11.

11. Пленарное заседание Восточного экономического форума. URL: >>> 
34

Вместе с тем, недостаточное развитие экономического сотрудничества со странами Азии и Дальнего Востока может крайне негативно сказаться на экономической ситуации в России, что приведёт к следующим последствиям:

- превращению ряда областей Сибири и Дальнего Востока в «вечно дотационные», поскольку их экономическая изоляция лишает эти регионы возможностей развития;

- китайской экспансии в восточные регионы России, осуществляющейся на разных уровнях: от скупки предприятий и доминирования на рынке китайской промышленной и сельскохозяйственной продукции до массового нелегального переселения китайцев на российскую территорию с перспективой её потери для страны;

- вытеснению России из торгово-экономического пространства Азиатско-Тихоокеанского региона (включая республики Средней Азии) с соответствующей утратой политического влияния.

35 Таким образом, недостаточное развитие экономических связей со странами Юго-Восточной Азии чревато для страны ослаблением внутригосударственных связей между регионами и нарастанием центробежных тенденций с перспективой разрушения экономической целостности России.
36

Вместе с тем существуют хорошие перспективы развития экономического сотрудничества нашей страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. При условии получения и разумного использования инвестиций для создания необходимой транспортной инфраструктуры Россия смогла бы наиболее эффективно осуществлять подобное сотрудничество по следующим основным направлениям:

- поставка энергоносителей и в перспективе вторичных продуктов нефтепереработки в страны этого региона: Китай, Японию, Южную Корею, чья потребность в подобном сырье возрастает. Доминирование в этих странах поставок дорогих энергоносителей из стран Ближнего Востока могло бы быть преодолено благодаря увеличению российского экспорта;

- поставка российских продуктов первичной обработки лесоматериалов, потребность в которых в Азиатско-Тихоокеанском регионе достаточно велика;

- закрепление позиций России на азиатском рынке вооружений, что может быть осуществлено не только за счёт поставок военной техники, но и за счёт продажи лицензий, создания совместных производств, организации центров обслуживания и модернизации проданных изделий;

- расширения поставок в государства этого региона гражданских самолётов различного назначения, автомобилей высокой проходимости, различных классов морских и речных судов, которые за счёт своей сравнительно низкой стоимости могут успешно конкурировать с западными аналогами. - сотрудничество России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона в области высоких технологий;

- осуществление совместных проектов в космической области;

- сотрудничество в области строительства и эксплуатации ядерных электростанций;

- совместная разведка, разработка и эксплуатация месторождений нефти и металлов с использованием российских технологий и оборудования;

- создание международной транспортной инфраструктуры по линии Восток – Запад, в первую очередь за счёт использования существующих и проектируемых железнодорожных и автомобильных магистралей;

37 Обратимся непосредственно к участию России в работе азиатских экономических организаций и рассмотрим её деятельность в рамках АТЭС.
38 У этой организации существуют серьёзные отличия от Евросоюза, позволяющие России осуществлять интеграцию с её участниками.
39 Во-первых, это сравнительно невысокий уровень экономического развития многих стран, входящих в АТЭС, что способствует экспорту не только сырья, но и высокотехнологической продукции из РФ. Во-вторых, степень интеграции в АТЭС, а, следовательно, и жёсткости общих экономических правил, норм и стандартов значительно ниже, чем в Евросоюзе.
40 Это расширяет для России поле экономического маневра и установления особых отношений с различными государствами – членами АТЭС, а не требует жёсткого исполнения «чужих правил игры», как это имеет место в процессе сотрудничества со странами ЕС.
41 Россия вступила в АТЭС в 1998 г., но на практике преимущества участия в организации полностью не реализованы. Это объясняется рядом причин.
42 Во-первых, сохраняющаяся до сих пор относительная слабость отечественной экономики и ограниченность финансовых ресурсов. Особенно заметно это в регионах Сибири и Дальнего Востока – ближайших территорий, которые потенциально способны играть ведущую роль в развитии азиатского вектора российской экономической интеграции. Многие области Дальневосточного федерального округа являются дотационными. Для этих регионов характерна своеобразная структура экономики: хороший сырьевой комплекс и слабое развитие обрабатывающей промышленности, коммуникаций, финансовой сферы, что сокращает даже традиционный для России экспорт сырья.
43 Во-вторых, слабое развитие транспортной инфраструктуры в Сибири и на Дальнем Востоке (начиная от автомобильных дорог и заканчивая нефтепроводами) является отрицательным фактором, негативно влияющим на интеграционные процессы на востоке России. Негативное влияние распространяется не только в этом регионе, но и на всём евроазиатском пространстве. Хорошо налаженные перевозки по маршруту Восток – Запад могут послужить фактором расширения интеграции не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и укрепить экономические связи между Россией и ЕС.
44

Территориальное расположение восточных регионов России выгодно, они служат естественным мостом для организации сухопутных коммуникаций Европа – Дальний Восток. Отметим, что потребности в подобных перевозках повышаются. Следовательно, в связи с географическим положением Россия могла бы претендовать на 25–30 % их общего объёма12. В настоящее время эта цифра существенно ниже. Подобная ситуация связана с отсутствием финансовых средств, необходимых на модернизацию и расширение коммуникаций в Сибири и на Дальнем Востоке.

12. ШОС без границ: интеграция транспортной инфраструктуры. URL: >>>
45

В-третьих, сравнительно позднее вступление России в АТЭС по сравнению с большинством других стран, в том числе промышленно развитых, столкнуло её со сложившимся рынком экспорта и импорта, на котором заметную роль играют США, Япония, Южная Корея, Китай. Большинство сегментов рынка, не связанных с поставками сырья, энергоносителей, оборонной и частично машиностроительной продукции, оказались занятыми. Российским компаниям предстоит серьёзная конкурентная борьба, чтобы «отвоевать» свою долю рынка в этом регионе13. Примечательно, что США долгое время препятствовали полномасштабному вступлению России в АТЭС, и оно состоялось лишь под давлением Японии, Китая и Южной Кореи, то есть стран, нуждающихся в альтернативных поставках энергоносителей.

13. Пленарное заседание Восточного экономического форума. URL: >>> 
46 В-четвёртых, АТЭС как региональная международная организация находится в стадии становления и уровень экономической интеграции в ней невысок. Это, с одной стороны, даёт России шанс участвовать в установлении «правил игры» на азиатском рынке. С другой стороны, подобная ситуация препятствует практической интеграции, поскольку «правила игры» находятся в стадии становления, несмотря на многочисленные оптимистичные декларации руководства стран АТЭС. Между самими этими государствами существуют серьёзные противоречия, вплоть до территориальных претензий. Такое положение дел тормозит интеграцию государств и создание «общего рынка» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эта ситуация ведёт к тому, что России приходится отдавать приоритет двусторонним, а не многосторонним экономическим соглашениям с государствами АТЭС, что затрудняет региональную экономическую интеграцию.
47 В-пятых, Россия в последние десятилетия в своих внешнеэкономических связях ориентировалась на Европейский Союз. Экономическое сотрудничество с государствами Азии не являлось значимым. Ситуация стала меняться в последние годы, когда российское руководство активизировало экономические связи с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
48

Обратимся к реальным показателям экономического сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Следует отметить, что в настоящий период они достаточно малы, особенно по сравнению с «традиционными» экономически сильными государствами, давно находящимися на азиатско-тихоокеанском рынке: США, Японией, Южной Кореей, а в последние годы – Китаем. Так, в 2018 г. удельный вес России в торговле большинства стран Юго-Восточной Азии (за исключением Монголии и Северной Кореи), составлял менее 10%14.

14. Direction of Trade Statistics Quartely. IMF., December 2018; World Trade Statistical Review 2018. URL: >>> 
49

Объём торговли и развитие промышленной кооперации между Россией и Китаем имеет устойчивую тенденцию к увеличению. В 2018 г. товарооборот составил свыше 100 млрд долл.15 (некоторые исследователи полагают, что с учётом «челночной» торговли эта цифра может быть увеличена).

15. World Trade Statistical Review 2018. URL: >>>
50

Впрочем, общий объём экспорта и импорта Китая растёт столь быстро, что доля в них России, несмотря на абсолютный рост объёма российско-китайской торговли, продолжает оставаться невысокой. Россия не входит в десятку основных внешнеторговых партнёров Китая. В 2018 г. доля России в китайском экспорте и импорте составляла лишь 2,3%16.

16. Direction of Trade Statistics Quartely. IMF., December 2018
51 Необходимо отметить, что свыше 13% российского экспорта в страны АТЭС приходится на продукцию машиностроения (без учёта военно-технического сотрудничества), что заметно отличается от структуры товарооборота Российской Федерации с большинством стран Европейского Союза. Реализуются, хотя и не всегда в полной мере, совместные проекты в горнорудной отрасли, строительстве газопровода «Сила Сибири» и пр. Достаточно успешно проходит и экспорт российского вооружения в Китай, причём в крупных по сравнению с другими странами (за исключением Индии) объёмах.
52 При этом китайская сторона стремится заключать соглашения о выпуске некоторых видов российской военной техники на собственных предприятиях: первоначально на базе российских комплектующих, а впоследствии и самостоятельно. Условия для расширения взаимного экономического партнёрства остаются и продолжают действовать.
53 Что касается других стран Юго-Восточной Азии, то ситуация в сфере экономического сотрудничества с Россией здесь характеризуется достаточно небольшими объёмами взаимной торговли и вместе с тем постепенным и устойчивым их увеличением, а также созданием совместных предприятий. Среди основных торговых партнёров здесь можно назвать Таиланд, Малайзию, Вьетнам, Сингапур, Филиппины, Индонезию и др.
54 Механизм экономического сотрудничества России с этими государствами заметно отличается по странам и основывается, главным образом, на двусторонних договорённостях. Можно ожидать, что с углублением экономической интеграции между государствами АТЭС подобное сотрудничество будет определяться уже общими регламентирующими документами, которые будут приняты этой организацией.
55 Так, торговля России с Таиландом носит преимущественно сырьевой и в меньшей степени промышленный характер (металлы в обмен на сахар и натуральный каучук).
56 Иная ситуация во взаимной торговле сложилась с Малайзией и Индонезией. В эти государства поставляется российская военная техника (самолёты), осуществляются совместные проекты в космической области и радиоэлектронике. Объём торговли с этими странами достаточно быстро возрастает: с Малайзией, например, составляет уже свыше миллиарда долларов в год.
57 Специфику имеют экономические отношения между Россией и Вьетнамом. В этой стране отечественные компании, опираясь на старые традиции технической помощи Советского Союза, развивают совместные российско-вьетнамские проекты в горнорудной и нефтяной отраслях, в строительстве электростанций. Продолжаются поставки во Вьетнам российских вооружений. Объём товарооборота между Россией и Вьетнамом в денежном эквиваленте почти равен российско-малазийскому.
58 Экономическое сотрудничество России с Сингапуром имеет свои особенности. Учитывая специфику этого небольшого государства, здесь действует ряд отделений российских финансовых и экспортно-импортных компаний. Сингапур осуществляет инвестиции в российскую экономику.
59 Таким образом, можно сделать выводы о том, что сотрудничество России с государствами АТЭС ведётся по самым разным направлениям, обусловленным особенностями и уровнем экономического развития той или иной страны.
60 В сфере использования транспорта и коммуникаций для международных перевозок, как уже отмечалось, в Азиатско-Тихоокеанском регионе у России огромные, но слабо реализованные возможности.
61

Например, доставка грузов из Японии и Южной Кореи в Европу морским путём занимает 35–40 суток, а по Транссибирской железнодорожной магистрали, даже в её нынешнем состоянии, - всего 12–15 суток17.

17. ШОС без границ: интеграция транспортной инфраструктуры. URL: >>>
62 В последние годы Россией предприняты меры по улучшению деятельности Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, хотя на полноценную модернизацию только восточного её участка требуется, по некоторым оценкам, около 5 млрд долл. Больших затрат потребуют и такие проекты, как строительство Транскорейской дороги и её соединение с Транссибом, а также модернизация некоторых веток Транссиба, соединяющих его с Китаем. Таким образом, можно говорить лишь о потенциальных (при условии крупных инвестиций) возможностях использования транспортной инфраструктуры России в процессе её экономической интеграции с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
63 Рассмотрим перспективы экономической интеграции России с государствами – участниками Шанхайской организации сотрудничества. В этой сфере можно выделить два существенных аспекта.
64 Во-первых, следует подчеркнуть, что такой интеграции может серьёзно способствовать общность политических интересов этих стран, включая необходимость поддержания политической и социальной стабильности в среднеазиатских государствах. Руководство этих стран идёт на экономическое сближение с Китаем и развитие экономических отношений с Россией с целью защиты своих стран от исламского фундаментализма.
65 Совместное российско-китайское противостояние американской экономической экспансии в Центральной Азии потенциально способно усилить сотрудничество обоих государств в военной и энергетической областях, а также в разработке высоких технологий «двойного применения».
66 Присоединение к Шанхайской организации Индии и Пакистана, несомненно, углубит экономическое сотрудничество России с этими странами. Таким образом, в перспективе можно говорить о создании в Азии мощного межгосударственного блока, чьё население составит примерно одну треть населения всей Земли, а ряд государств – участников (Россия, Китай, Индия и Пакистан) обладают ядерным оружием и крупными армиями.
67

Во-вторых, существуют объективные предпосылки наращивания экономического сотрудничества внутри Шанхайской организации, прежде всего между Россией и Китаем. Выше уже рассматривались основные перспективные направления такого сотрудничества. Вместе с тем, можно предположить, что в ШОС, в отличие от АТЭС, выработка совместных документов, регламентирующих экономическое сотрудничество, может осуществляться в более сжатые сроки, поскольку число государств-участников в ШОС значительно меньше, а их экономики по своей структуре ближе друг к другу18.

18. Пленарное заседание Восточного экономического форума/URL: >>>
68

Обратимся теперь к наиболее перспективным направлениям экономического сотрудничества в рамках ШОС. К таким направлениям можно отнести:

- сотрудничество в области добычи, транспортировки и поставки энергоносителей;

- сотрудничество в научной сфере, в первую очередь в области высоких технологий;

- сотрудничество в транспортной сфере путём организации транзитных (автомобильных и железнодорожных маршрутов Запад – Восток);

- реализацию совместных проектов в области промышленного строительства, горнорудной промышленности, энергетики и т.п.

69 Важную роль в сближении стран ШОС может играть и неэкономическая составляющая – совместная борьба с терроризмом и сепаратизмом, совместное отстаивание региональных интересов во взаимоотношениях со странами Запада.
70 Существуют и иные достаточно перспективные формы экономического сотрудничества нашей страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Пожалуй, основным сдерживающим фактором такого развития до сих пор остаётся отсутствие у России необходимых финансовых ресурсов для осуществления крупных инвестиционных проектов. Вместе с тем, мобилизация финансовых ресурсов является необходимым условием гармоничного развития отечественной экономики и усиления международной экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
71

Заключение

 

Можно сделать вывод, что экономическая интеграция России с различными региональными структурами Азиатско-Тихоокеанского региона (для начала в наиболее простых формах, например, создание элементов таможенного союза в ШОС) представляется более перспективной, чем с Европейским Союзом, поскольку обе стороны интеграционного процесса в этом заинтересованы. Вместе с тем, будущее развитие этой интеграции во многом обусловлено не только внешними причинами, но и направленной экономической политикой самой России, которая должна уделять больше внимания подобному экономическому сотрудничеству, чем это делалось в предыдущие годы.

72

Оценивая особенности региональной экономической интеграции России в рамках таких структур, как организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Шанхайская организация сотрудничества в целом можно сделать следующие основные выводы:

1. Экономическая интеграция России с международными экономическими организациями Азиатско-Тихоокеанского региона является важной для нашей страны. Эта интеграция позволяет развивать экономическую инфраструктуру азиатской части России, участвовать в разработке правил международной экономической деятельности в регионе, увеличивать долю продукции машиностроения и оборонных отраслей в экспорте, диверсифицировать источники экспортных валютных поступлений от продажи энергоносителей.

2. В настоящее время экономическое сотрудничество России с государствами АТЭС находится на достаточно низком уровне по сравнению с потенциальными возможностями. При этом оно базируется, в первую очередь, на двусторонних соглашениях, что также препятствует полноценной экономической интеграции в масштабах всего региона. Для разрешения этого противоречия необходимо предпринять реальные шаги по укреплению всей организации АТЭС и роли в ней России.

3. Весьма перспективным является участие России в деятельности Шанхайской организации сотрудничества, в первую очередь, в выстраивании особых экономических отношений с Китаем, не связанных региональными регламентирующими документами. Специфика этой структуры, связанная с общеполитическими интересами её участников, способна существенно ускорить и их экономическую интеграцию по ряду особо перспективных направлений: транспорт, добыча и транспортировка энергоносителей, военно-техническое сотрудничество и т.п.

References

1.  Kremlin Act - H.R. 1617. URL: https://www. congress.gov./bill/116th-congress/house-bill1617

2. Itogi PMEhF-2019. Kommersant, 10 iyulya 2019 g.

3. O sostoyanii vneshnej torgovli v 2018 g. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://www.gks.ru/bgk/free/b04_03/Iss.WWW/exe//Stg/d04/116/

4. Russia in Figures 2017. Statistical Handbook. URL: https://www.gks.ru/bgk/free/doc_2017/rus/17e.pdf

5. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. M.: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, 2019; Rossijskaya ehkonomika v 2018 g. Tendentsii i perspektivy. (Vypusk 40). M.: Institut ehkonomiki perekhodnogo perioda im. E.Gajdara. 2019.

6. Rossijskaya ehkonomika v 2018 g. Tendentsii i perspektivy. (Vypusk 40). M.: Institut ehkonomiki perekhodnogo perioda im. E.Gajdara. 2019.

7. Trade Policy Review. Russian Federation. WTO. August 2016.

8. External Trade of the Russian Federation with CIS countries. URL: https://www.gks.ru/bgd/reg/615_12/27_05.htm

9. Plenarnoe zasedanie Vostochnogo ehkonomicheskogo foruma. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/58537

10. ShOS bez granits: integratsiya transportnoj infrastruktury. URL: https://www.forumspb.com/programme/68862

11. Plenarnoe zasedanie Vostochnogo ehkonomicheskogo foruma. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/58537

12. ShOS bez granits: integratsiya transportnoj infrastruktury. URL: https://www.forumspb.com/programme/68862

13. Plenarnoe zasedanie Vostochnogo ehkonomicheskogo foruma. URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/58537

14. Direction of Trade Statistics Quartely. IMF., December 2018; World Trade Statistical Review 2018. URL: https://www. wto.org/stats/wts2018.htm

15. World Trade Statistical Review 2018. URL: https://www.wto.org/stats/wts2018.htm

16. Direction of Trade Statistics Quartely. IMF., December 2018

17. ShOS bez granits: integratsiya transportnoj infrastruktury. URL: https://www.forumspb.com/programme/68862

18. Plenarnoe zasedanie Vostochnogo ehkonomicheskogo foruma/URL: https://www.kremlin.ru/events/president/news/58537

Comments

No posts found

Write a review
Translate