Tendencies in changes of US relations with the North atlantic alliance and Russia under president Donald Trump
Table of contents
Share
QR
Metrics
Tendencies in changes of US relations with the North atlantic alliance and Russia under president Donald Trump
Annotation
PII
S207054760005546-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexey Budenny 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article is devoted to change in U.S. tendencies in relations with NATO and Russia in connection with the appearance in the White house of the new President D.Trump and his administration. Is examined possible change in the interaction of States with the NATO member countries. Also are considered the consequences of US strike on the Syrian airfield and the reaction of the world powers.

Keywords
tendencies, Trump, member countries NATO, Russia, US strike
Received
12.07.2017
Date of publication
25.08.2017
Number of purchasers
4
Views
1665
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2017
1

На момент прихода к власти 45 президента США Д.Трампа американская внешняя политика в Европе была главным образом нацелена на всеобщее сдерживание России и поддержку союзников. Американо-российские отношения находились в глубоком кризисе. Последней существенной санкцией уходящего президента США Б.Обамы стала высылка 35 российских дипломатов из дипломатических миссией Российской Федерации в США, а также законопроект о санкциях против российского энергетического сектора и причисление в прощальной речи Российской Федерации к основным соперникам США [1]. Тем самым Д.Трампу задавался недвусмысленный курс, а именно на ужесточение как санкционного режима, так и в целом отношений с Россией.

2

Однако у Д.Трампа были другие предвыборные обещания касательно внешней и внутренней политики, которые в основном шли в разрез с основной линией Вашингтона и Брюсселя [2]:

возвращение Америке былого величия! [3];

нормализация отношений с Россией;

уничтожение исламского терроризма;

изменение торговых отношений с Китаем;

сооружение стены на границе с Мексикой;

легализация психоактивного средства – марихуаны;

снижение налогов и возвращения рабочих мест в США;

ликвидация программы Obamacare;

отказ от невыгодных торговых сделок (ТТП - Транстихоокеанское партнерство).

3 По истечении некоторого времени нахождения у власти Д.Трамп сделал свои предложения менее категоричными и скорректировал их. Это сняло, прежде всего, своеобразное «удивление и взволнованность» у стран-членов НАТО относительно весьма «прагматичной» политики президента. Также повлияло на снятие их опасений относительно возможного свертывания жесткой военно-политической линии, в частности в Восточной Европе, заданной еще предыдущим главой государства Б.Обамой.
4

Президент Трамп и НАТО

 

Альянс до сих пор идет по инерции, заданной еще прошлой администрацией США, а именно происходит масштабное усиление вооруженных сил в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ). Начался новый период противостояния и разделительных линий на европейской территории. Североатлантический альянс впервые за всю постсоветскую историю вплотную приблизился к границам Российской Федерации.

5 Как известно значительный период времени, начиная с 90-х гг. инфраструктура НАТО в Европе сокращалась из-за отсутствия противника, но на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. США продолжают развертывать военную бригаду вместе со странами-членами НАТО, в т.ч. в Польше и Прибалтике, в целях эффективного сдерживания якобы страны агрессора - России.
6

Д.Трамп во время предвыборной гонки утверждал, что «Альянс Североатлантического договора был создан очень давно, и на данный момент он изжил себя» [4]. Он добавил, что НАТО является устаревшей организацией, была создана во времена СССР и не готова бороться с терроризмом. Поэтому организацию следует перестроить или вообще заменить [5].

7

Уже после своей инаугурации Д.Трамп подверг резкой критике страны-члены НАТО за их низкий уровень расходов на оборону. В 2014 году Альянс установил норму минимальных военных расходов для членов НАТО - 2 % от ВВП. Этим требованиям на конец 2016 года удовлетворяли только 4 страны. США были и остаются на сегодняшний день главными плательщиками - их доля доходит до 70 %. Как отмечает Иво Даалдер – бывший посол США в НАТО при президенте Б.Обаме, этот вопрос серьезно обсуждался еще в 1952 г. и был на первом месте в повестке дня [6].

8 Кроме того, учитывая непростые отношения с ЕС, в частности его лидера - ФРГ Д.Трамп даже потребовал от А.Меркель оплатить военные расходы НАТО в размере 375 млрд. долл.
9 Несмотря на это А.Меркель рассматривала пятичасовое посещение Вашингтона, как существенный успех, так как она сама увидела неоднозначную внешнеполитическую позицию новой администрации Белого дома. Часть администрации Д.Трампа, (например, его бывший советник Стив Бэннон), выступала против дальнейшей экономической взаимозависимости и интеграции с ЕС. Другие, представленные такими фигурами, как вице-президент Майк Пенс, министр обороны Дж. Маттис, государственный секретарь Рекс Тиллерсон и советник по национальной безопасности Х.Р.Макмастер, которые поддерживают более традиционный подход к этим вопросам.
10

Следует напомнить, что на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале М.Пенс и Дж.Маттис подчеркнули, что они дорожат европейскими партнерами Соединенных Штатов и, что Вашингтон готов искать точки соприкосновения по таким вопросам, как отношения с Россией, кризис на Украине, будущее Европейского союза, НАТО и Трансатлантическое партнерство [7].

11

Д.Трамп колебался между подходами своей администрации. Его неопределенность была очевидна на встрече с А.Меркель. Он открыл свою пресс-конференцию с канцлером, прочитав тщательно сформулированное заявление, поблагодарив Германию за ее приверженность увеличению расходов на оборону, выразив признательность за поддержку Германией ее вклада в миссию НАТО в Афганистане. Также выразил одобрение за вклад Берлина в борьбу против исламского государства (ИГ) и подчеркнул тесную, основанную на ценностях дружбу, которую Соединенные Штаты поддерживают с ФРГ. Упомянув сотрудничество между Германией и Францией в вопросе мирного процесса на Украине, Д.Трамп указал, что между Берлином и Вашингтоном существует общая точка зрения на кризис в этой стране, который является одним из наиболее важных внешнеполитических вопросов для Германии и Европы в целом [8].

12

Что касается политики безопасности, то здесь Д.Трамп не единственный политик США, который настаивает на увеличении расходов НАТО. Президент выступает за то, что страны - члены НАТО «они должны платить» и вернуть США денежный долг за оборону Альянса. А.Меркель подчеркнула, что европейские официальные лица понимают это послание в том ключе, что члены европейского Альянса решили увеличить расходы на оборону еще на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году и, что превращение НАТО в эффективный инструмент заключается не только в расходовании денег, но и в разумных инвестициях. Некоторые немецкие наблюдатели высказались следующим образом по этому вопросу: «Этот человек, очевидно, не понимает сущностного смысла Альянса, который также служит интересам Америки» [9].

13

Поэтому поводу через день после встречи А.Меркель и Д.Трампа высказала cвое мнение Урсула фон дер Ляйен - министр обороны Германии, что «В НАТО нет счета должников». Выразили свое негодование и в Бундестаге. «Германия многим обязана США. Единственное, что мы не должны, это деньги», - считает член Христианско-демократического союза Норберт Реттген [10].

14

Таблица 1. Оборонные расходы стран-членов НАТО за 2016 г. 

Страна

расходы 2 % от ВВП

в долларах

США, млн.

США

3.61

664058

Греция

2.38

4550

Великобритания

2.21

60347

Эстония

2.16

479

Польша

2.00

9349

Франция

1.78

43620

Турция

1.56

11573

Норвегия

1.54

5936

Литва

1.49

630

Румыния

1.48

2766

Латвия

1.45

400

Португалия

1.38

2783

Болгария

1.35

663

Хорватия

1.23

607

Албания

1.21

144

Германия

1.19

40663

Нидерланды

1.17

9016

Дания

1.17

3474

Словакия

1.16

1024

Италия

1.11

21878

Чехия

1.04

1930

Венгрия

1.01

1243

Канада

0.99

15395

Словения

0.94

400

Испания

0.91

11064

Бельгия

0.85

4023

Люксембург

0.44

263

15

В свою очередь, Фредерика Могерини - Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности сообщила, что США вообще могут потерять свой лидерский статус из-за внутренней нестабильной ситуации, когда общество поляризовано и разделено [12].

16

Несмотря на финансовые разногласия, противоречивые настроения и недопонимание, сложившееся между Д.Трампом и немецким канцлером, а также резкие заявления чиновников Европейского союза, США способствуют развитию отношений с ЕС и НАТО, выступают за расширение Альянса, в т.ч. на Балканах. Например, Р.Тиллерсон - новый государственный секретарь США обратился к лидерам сената с призывом ратифицировать соглашение о вступлении Черногории в НАТО [13]. Как известно, через некоторое время Д.Трамп подписал документы, разрешающие Черногории вступить в НАТО, через две недели после того, как Сенат одобрил этот шаг 28 марта. Представители Белого дома заявили, что, этот шаг должен дать сигнал другим нациям, стремящимся вступить в Альянс, давая им понять, что двери в Евроатлантическое сообщество открыты [14].

17

Одновременно с этим Соединенные Штаты ищут подрядчиков для строительства военных баз в Словакии. Фактически на эти базы могут быть в случае необходимости переброшены войска Альянса к Западным границам Украины. Официальный представитель Объединённого командования Вооружённых сил США в Европе подполковник Д.Фэггард заявил, что его ведомство совместно с Корпусом военных инженеров Америки приступило к работе над проектом в рамках Инициативы по укреплению европейской безопасности [15].

18 Как видно, постепенно риторика Белого дома и самого президента США с уровня заключения сделки с Россией меняется на уровень продолжения конфронтации с ней, как это и было при прошлом президенте Б.Обаме.
19

К примеру, глава делегации Евросоюза в Вашингтоне Д.О'Салливан успел отметить, что администрация президента США не намерена снимать санкции с России, и рассматривает ЕС как «партнера против российской агрессии» [16].

20

Что касается самого американского лидера, то он недавно заявил о решительной поддержке НАТО, но с призывом к европейцам больше платить в общий оборонный бюджет организации [17].

21

Встреча Й.Столтенберга и Д.Трампа в Вашингтоне в преддверии саммита НАТО свидетельствует только о том, что Америка полностью поддерживает Альянс, готова к совместной борьбе с ИГ и миграцией, помощи в войне в Сирии и Ираке. Он также добавил, что Североатлантический альянс служит оплотом международного мира и безопасности и не является устаревшей организацией [18][19].

22

Вышесказанное говорит о том, что Д.Трамп серьезно пересмотрел свои взгляды на НАТО и европейскую безопасность. Но окончательный курс Вашингтона по этим вопросам до конца пока еще не определен. По словам пресс-секретаря администрации американского лидера Ш.Спайсера, Д.Трамп готов «подтвердить твердую приверженность» американской стороны Североатлантическому альянсу и «обсудить вопросы, имеющие критическое значение для военно-политического блока, особенно разделение совместных обязанностей и роль НАТО в борьбе с терроризмом» [20].

23 В целом США до сих пор могут решать свои военно-политические проблемы без поддержки европейских союзников, что подтверждается их военной и экономической мощью.
24

Москва-Вашингтон

 

Победа Д.Трампа на выборах Президента сначала вызвала положительные настроения в России и негативные в Европе. Заявления Кремля были о том, что отношения скоро перейдут в новую фазу, уже достигли своего дна и дальше ухудшаться не могут. Вопрос стоял только один - способен ли один человек поменять систему, переломить устоявшийся тренд и начать что-либо делать.

25

Недавние обнадеживающие заявления Д.Трампа о сделке с Россией и нормализации отношений идут в разрез с официальными заявлениями новой Администрации Белого дома, которая все дальше переходит на «жесткую» риторику фактически нивелируя предыдущие слова своего президента о сотрудничестве и снятие санкций с России. Заявление Никки Хейли - постпреда США при ООН о том, что санкции против России будут оставаться в силе до тех пор, пока Крым не вернется обратно, говорит об обратной тенденции в США [21]. Она также добавляет, что президент видит в России проблему и неважно, что он не выступает с публичной критикой в ее адрес [22]. Весьма показательна фраза Ш.Спайсера, который подчеркнул, что глава государства ждет от России деэскалации конфликта на Украине и возвращения Крыма [23].

26

В связи с этим не вызывает удивление заявление постоянного представителя России при НАТО Александра Грушко, что никакого прогресса в отношениях с альянсом не наблюдается [24]. Значительного прогресса отношений не произошло между Россией и лидером Альянса - США на встрече в Москве между Р.Тиллерсоном и В.Путиным, С.Лавровым, где госсекретарь заявил, что двусторонние отношения находятся на низком уровне [25]. Заметных перемен во взаимоотношениях не наблюдалось и на последующей встрече С.Лаврова с Р.Тиллерсоном и Д.Трампом в Вашингтоне [26].

27 Украинский вопрос практически исчез из повестки дня мировых лидеров и сегодня основной темой стало сирийское урегулирование. Вместе с тем складывается непростая ситуация вокруг корейского полуострова, в частности КНДР и других стран Азиатско-тихоокеанского региона.
28

Сирийское урегулирование и сигнал Трампа России

 

Одно из нововведений Трампа был отказ от крайней формы интернационализма в сторону внутренней политики, а именно многое было им озвучено в его первом послании Конгрессу США: создание новой масштабной инфраструктуры, стимулирование спроса, возвращение производств, а также рабочих мест в Соединенные Штаты [27].

29 Но на сегодняшний день Трамп отошел от предвыборных лозунгов и вплотную занялся внешней политикой, в частности это прослеживается на ударе по Сирии крылатыми ракетами «Томагавк» без санкции СБ ООН. Также весьма показательна подготовка к возможной военной операции ударной группы ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон» против КНДР.
30 Принимая во внимание, насколько быстро было принято решение об обстреле сирийской территории, похоже, что президент Д.Трамп лично принимает внешнеполитические решения при ограниченном участии экспертов и ответственных ведомств.
31

При этом следует учесть, что односторонние президентские решения о внезапных авиа - и ракетных ударах могут вызвать многочисленные вопросы в высших федеральных органах государственной власти. Например, Д.Трамп должен будет отчитаться перед Конгрессом, а именно будет ли он соблюдать Конституцию и резолюцию о военных полномочиях. Или отстаивать свою власть в качестве главнокомандующего, чтобы нанести удар по любой стране или организации по своему усмотрению, которую он считает угрозой «жизненно важным интересам национальной безопасности Соединенных Штатов» [28].

32

Что касается НАТО, то генеральный секретарь Й.Столтенберг заявил, что ответственность за удар США в Сирии лежит на режиме Б.Асада. «НАТО последовательно осуждает неизменное использование Сирией химоружия как явное нарушение международных норм и соглашений» [29].

33

В свою очередь, Министр иностранных дел России С.Лавров незамедлительно прокомментировал эту ситуацию, что точечный удар американцев по авиабазе Аш-Шайрат в Сирии осуществлен под надуманным предлогом: «Выгодно это только тем, кто хочет подорвать женевский процесс, процесс Астаны и хочет создать необходимые доказательства, предлоги, поводы для перехода от политического урегулирования к смене режима силовым путём» [30].

34

Согласно нескольким оценкам, и как было подтверждено самими Соединенными Штатами, удар по сирийской авиабазе был спланирован так, чтобы быть ограниченным и весьма конкретным. Несмотря на это, такой шаг не мог привести к какому-то прорывному стратегическому решению в Сирии и во всем мире. Нет никаких сомнений в том, что после такого удара администрация Белого дома послала достаточно ясное сообщение для отечественной и международной аудитории [31].

35

Д.Трамп заявил, что не будет обсуждать с Россией военные планы США и союзников в Сирии [32]. Возможно, что это касается и других регионов, в т.ч. КНДР. Утверждать о какой-либо совместной коалиции России и Запада в войне с терроризмом и решением глобальных проблем по типу нераспространения ОМУ становится излишним.

36

По мнению президента США, ситуация давно «пересекла красную линию» и разрешение сирийского конфликта станет его обязанностью [33]. Отдав приказ ударить по Сирии, американский президент получил нужные ему политические дивиденды, которые он достаточно сильно потерял на так называемой сделке с Россией. Он назвал это защитой важных национальных интересов США. Его поддержали такие союзники как Австралия, Великобритания, Канада, Турция, Франция, Саудовская Аравия, Украина и др. Р.Тиллерсон считает, что все стороны, вовлеченные в конфликт в Сирии, кроме России и правительства Сирии, должны приветствовать нанесение удара ВС США [34].

37 Решения Д.Трампа могут легко стать гораздо более опасными для России, чем решения бывшего президента Б.Обамы. Яркий тому пример - опять же удар по авиабазе Аш-Шайрат в Сирии. Как было упомянуто, во время предвыборной кампании в прошлом году Москва увидела в Д.Трампе, новое лицо, которое готово столкнуться с американским внешнеполитическим истеблишментом. Возникло мнение, что началась новая эра в отношениях США и России.
38 Теперь ситуация еще раз трансформировалась, особенно после событий в Сирии и ситуацией вокруг Китая, КНДР где Кремлю стало необходимо пересмотреть вопрос о том, продолжит ли президент США внешнюю политику своей страны после «Холодной войны», которую Россия считает экспансионистской и во многих случаях непродуктивной для национальных интересов Российской Федерации.
39 Удар по авиабазе Аш-Шайрат в Сирии для России может стать предупреждением, что при новой администрации геополитические столкновения с Соединенными Штатами могут вновь активизироваться.
40 Помимо последствий удара США по аэродрому Сирии для России наиболее заметным является продолжающееся влияние нестабильного Ближнего Востока на мировые цены на нефть. Достаточно было нескольких десятков ракет «Томагавк», чтобы был спровоцирован рост цен на нефть. Можно представить, что могут сделать несколько сотен ракет на нефтяных рынках.
41 В долгосрочной перспективе это означает не только то, что рынки нефти будут по-прежнему связаны с глобальными политическими событиями, а также в области безопасности, но и с тем, что Ближний Восток остается основным регионом, где это происходит.
42 Следующий вопрос касается реакции Китая на новую активную внешнюю политику США. Учитывая, что время начала удара было для Вашингтона вопросом выбора, трудно найти простое совпадение в том, что китайский лидер Си Цзиньпин был проинформирован об этом во время ужина с Д.Трампом.
43 По сути, во времена растущей международной напряженности с Северной Кореей и в целом в Южно-Китайском море Пекин получил дополнительное напоминание об американском глобальном военном потенциале и последствиях несогласия с генеральной линией США и их союзников по/вне НАТО.
44 Ближайшее будущее покажет, как это будет транслироваться в китайских военно-политических акциях. В этой связи следует вспомнить, что в 1999-2000 годах Индия стала все более заинтересованной в предложениях России в области политического сотрудничества, а также безопасности после американской военной кампании против Югославии. Вопрос в том, удастся ли администрации Трампа на примере Сирии начать проводить более настойчивую, интервенционистскую внешнюю политику. И если это так приведет ли это к углублению российско-китайского сотрудничества в области политики и безопасности.
45 Анализируя реакцию России на американский ракетный удар «Томагавками», можно сказать, что в основном Кремль занимался осуждением и критикой таких действий США. Однако, как и прогнозировалось, ответа Москвы в адрес Вашингтона не последовало. В этом просто не было необходимости. Громкие заявления должны сопровождаться решительными действиями. В противном случае страдает международный авторитет и позиция страны.
46 Нет сомнений в том, что стабильность в Сирии отвечает интересам России, но вряд ли это может стать военной победой Б.Асада. Прежде всего, такая победа остается лишь долгосрочной перспективой.
47 Тем не менее, даже под давлением России сирийский президент и представляемые им силы не могут сами достичь какого-либо соглашения. Противоположная сторона переговорного стола также должна быть организована и быть представительной, готовой и способной реализовать возможные предложения. Вашингтон может помочь в поисках таких партнеров для политического урегулирования, при условии, что у Вашингтона есть реальный интерес к радикальному изменению курса в Сирии и прекращению кровопролития.
48 Считается, что рано обсуждать двусторонние отношения государств и какие-либо практические подходы. Уже давно настроенная «воинственная» риторика Белого дома достаточно нормальна, с которым Д.Трамп все-таки старается не идти в разрез в начале своей политической карьеры.
49 В целом можно констатировать, что военная политика США еще только выстраивается, но имеется серьезные основания говорить, что она будет следующей: развитие военно-политических отношений с союзниками как в НАТО, та и вне НАТО; расширение НАТО на Восток; сдерживание Китая, КНДР, Ирана и России; увеличение производства ВПК и модернизация ВС, в т.ч. СЯС; противодействие международному терроризму.

References

1. SShA vysylayut 35 rossijskikh diplomatov, TASS, 29.12.2016 g. (http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3916858).

2. The 5 Easiest and 5 Most Difficult Promises for Donald Trump to Keep, New York Times, Dec.7, 2016 (https://www.nytimes.com/2016/12/07/us/politics/donald-trump-campaign-promises-president.html).

3. Make America Great Again! | Donald J Trump for President (https://www.donaldjtrump.com/).

4. Trump says NATO is obsolete but still 'very important to me', Reuters, Mon Jan 16, 2017 (http://www.reuters.com/article/us-usa-trump-nato-obsolete-idUSKBN14Z0YO).

5. Tam zhe.

6. Can NATO Survive a Donald Trump Presidency?, Time, Nov 14, 2016 (http://time.com/4569578/donald-trump-nato-alliance-europe-afghanistan/).

7. Trump and Merkel Take Off, Where the United States and Germany Go From Here, Foreign Affairs, March 20, 2017 (https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2017-03-20/trump-and-merkel-take).

8. Joint Press Conference A.Merkel D.Trump, The White House, March 17, 2017 (https://www.whitehouse.gov/featured-videos/video/2017/03/17/joint-press-conference).

9. Frankfurter Allgemeine Zeitung, obozrevatel' Klaus-Diter Frankenberger (http://www.faz.net/suche/?query=trump&suchbegriffImage.x=0&suchbegriffImage.y=0&resultsPerPage=20).

10. Donald Trump 'printed out fake £300bn Nato invoice and handed it to Angela Merkel', Independent, 26 March 2017 (http://www.independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/donald-trump-angela-merkel-nato-bill-defence-ignore-usa-germany-spending-a7650636.html).

11. Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016), NATO, 4 July 2016 (http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160704_160704-pr2016-116.pdf).

12. EU's Mogherini warns US not to 'interfere' in European politics, DW (http://www.dw.com/en/eus-mogherini-warns-us-not-to-interfere-in-european-politics/a-37506194).

13. Tramp v Belom dome: ezhednevnik prezidenta SShA (http://www.rbc.ru/textonlines/06/04/2017/589afd179a7947a2674f4afa?from=newsfeed).

14. Trump Signs Off on Montenegro's Upcoming Entry Into NATO, The New York Times, April 11, 2017 (https://www.nytimes.com/aponline/2017/04/11/us/politics/ap-us-trump-montenegro.html).

15. U.S. Relations With Slovakia, US Department of State (https://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/3430.htm).

16. Posol ES v SShA soobschil ob otsutstvii dannykh o snyatii sanktsij s Rossii (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58e3b73f9a794762e0b5caae).

17. Tam zhe.

18. Trump, Stoltenberg Discuss NATO Issues in Advance of May Summit, US Department of Defense, Washington, 13April, 2017 (https://www.defense.gov/News/Article/Article/1150674/trump-stoltenberg-discuss-nato-issues-in-advance-of-may-summit/).

19. Joint Press Conference of President Trump and NATO Secretary General Stoltenberg, the White house, 2017 April 12, (https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/04/12/joint-press-conference-president-trump-and-nato-secretary-general).

20. Press Briefing by Press Secretary Sean Spicer, Speeches and Remarks, The White House, from the press office (https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-and-remarks).

21. SShA: sanktsii budut dejstvovat', poka Rossiya ne vernet Krym, BBC, 3 fevralya 2017, (http://www.bbc.com/russian/news-38851479).

22. Trump's ambassador to the UN is jeered at New York women's summit after she accuses Russia of 'just making things up', dailymail.co.uk, 6 April 2017 (http://www.dailymail.co.uk/news/article-4385724/Trump-s-ambassador-jeered-New-York-summit.html).

23. Izmeneniya v ritorike, 15 fevralya 2017 goda, Interfaks (http://www.interfax-russia.ru/Crimea/print.asp?id=808353&type=view).

24. Grushko ne nashel nikakogo progressa v otnosheniyakh RF i NATO (http://www.mk.ru/politics/2017/04/06/grushko-ne-nashel-nikakogo-progressa-v-otnosheniyakh-rf-i-nato.html).

25. Putin Meets Tillerson as Russia Bashes U.S. Foreign Policy, Bloomberg Politics, April 12, 2017 (https://www.bloomberg.com/politics/articles/2017-04-12/russia-bashes-trump-policy-as-putin-weighs-tillerson-meeting).

26. White House bars US press from Donald Trump's meeting with Sergey Lavrov but allows Russian state media in, Independent, 11 may, 2017 (www.independent.co.uk/news/world/americas/us-politics/white-house-donald-trump-sergey-lavrov-meeting-us-press-barred-comey-russia-state-media-tass-a7729611.html).

27. Donald Trump's Congress speech (full text), CNN, March 1, 2017 (http://edition.cnn.com/2017/02/28/politics/donald-trump-speech-transcript-full-text/).

28. Trump Must Get Congress’s O.K. on Syria, New York Times, April 7, 2017 (https://www.nytimes.com/2017/04/07/opinion/what-trump-must-do-next-get-congresss-ok-on-syria.html?_r=0).

29. NATO vozlozhilo otvetstvennost' za udar SShA v Sirii na rezhim B.Asada (http://www.interfax.ru/world/557358).

30. Lavrov skazal, komu vygodno nanesenie udarov po Sirii (https://russian.rt.com/world/news/376178-lavrov-udary-siriya-zhenevskii-process).

31. Trump's Syria Strike Sent Russia a Message. What Does Moscow Do Next? The National Interest, April 13, 2017 (http://nationalinterest.org/feature/trumps-syria-strike-sent-russia-message-what-does-moscow-do-20175).

32. Tramp ne nameren obsuzhdat' voennye plany v Sirii s Putinym (https://regnum.ru/news/2259478.html)

33. Tramp ne oboshelsya bez Sirii (http://www.rbc.ru/newspaper/2017/04/07/58e61fd59a79473d2bd98926).

34. R.Tillerson schitaet, chto vse storony dolzhny privetstvovat' udar SShA po aehrodromu v Sirii (http://politcentr.ru/16508-tillerson-schitaet-chto-vse-storony-dolzhny-privetstvovat-udar-ssha-po-aerodromu-v-sirii.html).

Comments

No posts found

Write a review
Translate