Succession of Generations in the USA: The Millennials Come to Politics
Table of contents
Share
QR
Metrics
Succession of Generations in the USA: The Millennials Come to Politics
Annotation
PII
S207054760000093-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikolay Popov 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
he article discusses the concept of generations and their impact on the political life of the United States and analyzes the traits of generation Y, the Millennials born in 1983–2003.
Keywords
generations, age cohorts, life cycles, Millennials, political views, public opinion, the mood of voters, electoral intentions, elections
Received
13.03.2019
Date of publication
13.03.2019
Number of purchasers
13
Views
3145
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 1 RUB / 0.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2018
1

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам. Они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей».

Сократ.

2 Писатели и социологи традиционно связывали распространенные в обществе взгляды и ценности с возрастом людей – по мере взросления люди меняют свои ориентации и желания: «кто не был либералом в юности, у того нет сердца, кто не стал консерватором в старости, у того нет ума». Психологи отмечают, что если в юности людям свойственна наивность, эмоциональность, порывистость, решительность, то с возрастом они приобретают реалистичность, последовательность, умеренность, осмотрительность.
3 В социологии этот процесс смены ценностей и взглядов с возрастом называется концепцией «жизненных циклов» (life cycles). Однако в XX веке все большую популярность стала приобретать концепция связи взглядов и оценок людей с их принадлежностью к возрастной группе, члены которой родились в один и тот же период времени, – под влиянием сходных событий, условий жизни и воспитания. Это концепция возрастных когорт (age cohorts) или смены поколений (generation change). Еще в начале прошлого века молодежь, родившуюся во время и сразу после Первой мировой войны называли «поколением победителей», за ним следовало «потерянное поколение», выросшее во время Великой депрессии, затем пришло послевоенное поколение «беби-бумеров», детей бума рождаемости.
4 Трудность сочетания этих подходов к оценке поколений, «духа времени» (Zeist Geist) отмечается в оценке этого процесса в предисловии к фундаментальному исследованию компании Pew Research «Millennials. A Portrait of Generation Next»: «В любой момент времени различия между возрастными группами людей можно считать результатом трех совпадающих процессов:
5
  1. Эффект жизненного цикла. Молодые люди могут отличаться от старших поколений, но они будут все больше походить на них, когда становятся старше.
  2. Эффект событий. Фундаментальные события – войны, социальные реформы, экономические потрясения, медицинские, научные, технологические прорывы радикально влияют на жизнь населения, но зависят от того, в каком возрастном цикле находятся люди.
  3. Эффект когорт. Исторические события часто оказывают особенно глубокое воздействие на молодые слои населения, потому что именно в этот период они вырабатывают свои основные жизненные ориентиры и ценности, и эти воздействия, отпечатки останутся с ними на всю жизнь как часть их ментальности»[1].
6 Из демографических исследований в анализ поколений был привнесен интервал длительности поколения в десять лет – многие считают, что в наше динамичное время ценности и взгляды людей действительно меняются часто, примерно раз в декаду, однако в научной литературе и в прессе прижилась периодизация поколений примерно в двадцать лет, что часто соответствует длительности крупных мировых потрясений и восстановлению после них, экономическим циклам и сменам образа жизни, вызванным техническими инновациями.
7 Многие социологи и психологи считают, что абсолютизация концепции «смены поколений» не вполне оправдана – в реальности очень трудно отделить влияние на поведение и взгляды людей их принадлежности к какой-либо исторической когорте от процесса взросления и старения, чье влияние на характер и поведение людей никто не отменял.
8 Кроме того, в таких огромных и многонациональных странах, как США, Россия, Китай часто большую роль, чем принадлежность к тому или иному поколению, играют такие классические факторы формирования личности и ментальности, как раса, этничность, гендер, принадлежность к тому или иному социальному слою и уровню дохода, образование и регион проживания.
9 Тем не менее для понимания крупных изменений в массовом сознании, поведении избирателей, всего «гласа народа» анализ взглядов, «стержневой философии» основных поколений, особенно вступающих в жизнь, может быть весьма полезным.
10 Большую роль в создании системы описания и анализа роли в современной жизни различных поколений оказали работы двух американских авторов: У. Штрауса и Н. Хау, в их книгах «Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069» (1991)[2]; «Millennials Rising: The Next Great Generation» (2000)[3]. Их периодизация поколений США прошлого века и начала нынешнего приведена в табл. 1.
11 Таблица 1. Периодизация поколений США У. Штрауса и Н. Хау.
Названия поколений Годы рождения События в США и в мире
Поколение GI, «Поколение победителей» 1900–1923 Первая мировая война и конец американского изоляционизма
«Поколение молчаливое», «Потерянное поколение» 1923–1943 Великая депрессия, начало Второй мировой войны
Поколение «Беби-бумеров», «трудоголики» 1943–1963 Окончание Второй мировой войны и послевоенная экспансия, холодная война, Карибский кризис, начало войны во Вьетнаме
«Поколение Х», «Неизвестное поколение» 1963–1983 Окончание войны во Вьетнаме, кризис власти, мировой кризис и разрядка
«Поколение Y», «Поколение Миллениум», «Поколение Сети», «Эхо-бумеры» 1983–2003 Окончание холодной войны, мировое лидерство США, теракты 11 сентября 2001 г.
«Поколение Z», «Цифровое поколение», «Поколение XD» (Digital children of Generation X) 2003+ Вторжение войск международной коалиции в Ирак, мировой финансовый кризис
Источник: N. Howe. W. Strauss. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company. 1991.
12 Авторы приводят также более детальное описание событий и черт американской действительности, которые оказывали значительное влияние на три последних поколения в период их детства и юности, характеризующихся как возраст социализации людей (табл. 2).
13 Таблица 2. Исторические события и процессы, оказавшие влияние на поколения в их детстве и юности
Исторические события Детство беби-бумеров ДетствоПоколения X Детство миллениалов
Эпоха Подъем Америки Революция сознания Культурные войны; «Ревущие девяностые»
Президентство От Трумана к Кеннеди От Линдона Джонсона к Картеру От Рейгана к Клинтону
Столкновения во внешней политике Корея, Куба Вьетнам, Иран Ирак, Косово
Экономика Общество изобилия Стагфляция Экономический подъем 1990-х в США
Популярные фразы Холодная война;«Не спрашивай, что твоя страна может для тебя сделать» (Джон Кеннеди); «Американский мир»; «У меня есть мечта» (Мартин Лютер Кинг) «Великое общество» (программы Линдона Джонсона); «Ни за что!»; «Пределы роста»; «Беспокойство» («речь беспокойства» Картера) «Снова утро» (предвыборный ролик кампании Рейгана); «Более добрая, нежная [нация]» (речь Дж. Буша-старшего);семейные ценности;культурные войны
Технологии      
Электронные устройства Эфирное телевидение; 78s и LPs; фильмы, снятые на 8-миллиметровую пленку; радиолампы; мейнфреймы Кабельное телевидение; кассеты и CD-диски; видеомагнитофоны; транзисторы; калькуляторы Интерактивное телевидение; прямые трансляции и MP3-плееры; DVD-проигрыватели и диски; микрочипы; персональные компьютеры  
Продукты потребления Сделано в США; седаны и and микроавтобусы; электрические кухонные плиты; комнатные вентиляторы Импортные товары; Битлз и «хэтчбеки»; микроволновые печи; кондиционеры   Глобальное производство; минивэны и лимузины; доставка еды; климат-контроль
Общественная инфраструктура Тестовые спутники; бомбардировщики Б-52;система межштатных автомагистралей Высадка на луну; межконтинентальные баллистические ракеты;спутники связи Космические шаттлы; малозаметные и “умные» бомбы; интернет
Источник: N. Howe. W. Strauss. Millenials Rising: The Next Great Generation. N.Y.: Knopf Doubleday Publishing Group. 2009.
14 У каждого из поколений была «своя» война – у «беби-бумеров» – Корейская, начало Вьетнамской войны, Карибский кризис; у «поколения Х» – Вьетнам, конфликт с Ираном, у «поколения У» – Иракская война, теракты 11 сентября 2001 г., Афганистан.
15 Менее заметное и постепенное воздействие на формирование интересов, ценностей и взглядов оказывали и технологические перемены, хотя теперь все более очевидно, что воздействие глубокое и непреходящее. У «беби-бумеров» это был поголовный охват населения телевидением, у миллениалов это уже компьютер и интернет.
16 Эти поколения различаются как внешними признаками – привычками, вкусами, одеждой, так и более глубокими чертами – моральными нормами ценностями, мотивациями в жизни. Так, по оценкам специалистов по управлению персоналом, «беби-бумерам» свойственен «коллективизм, командный дух», личностный рост вместе с «командой». Людям «Поколения Х» присущи, напротив, «надежда на себя», «нацеленность на личный успех». Их можно назвать «поколением одиночек», им свойственен индивидуализм взглядов, готовность к переменам.
17 В то же время на президентских выборах 2016 г. впервые составила значительную часть населения когорта молодежи, которую назвали «Поколение Y – игрек» или «миллениалы» (от Millenium generation) – молодые люди, родившиеся в период с 1980–1982 годов и до 2003 г. и оканчивавшие школу в начале следующего «миллениума», в 2000 г. и далее. То есть они уже были «людьми третьего тысячелетия», соответственно, одно из названий этой когорты «миллениалы». Также их называют «эхо-бумеры», поскольку они родились в период подъема рождаемости, который явился следствием подъема рождаемости 1950-60-х годов, эпохи «беби-бума».
18 Но главная черта этого поколения – массовое использование новых сетевых коммуникаций, «всемирной паутины» – интернета, электронной почты, социальных сетей. В обществе снижается использование традиционных медиа – ТВ и печати, а в этой молодежной среде – тем более. Соответственно, одно из названий этой когорты – «сетевое поколение». Это первое поколение, у которого интернет и социальные сети – главные источники информации и контакта с миром.
19 Поколение Y – с периодом рождения с 1982(3) по 2003 г. в самом предварительном определении – более эгоистично, ориентировано на немедленное вознаграждение (не готовы к долгому карьерному росту), на отсутствие бюрократии. Главная черта – опора на электронные медиа, зависимость от информации, от ее огромного объема, беспрецедентный уровень технической грамотности. Они – главная опора современных компаний, стремящихся получить современную, эффективную рабочую силу.
20 Еще живы люди поколений «победителей» и «потерянного поколения», но находятся они в преклонном возрасте. «Беби-бумеры» тоже уже в пенсионном возрасте, так что наиболее активную часть населения составляют люди двух поколений – X и Y.
21 Возраст представителей различных поколений в год выборов президента, 2016 (по данным Pew Research Center) показан в табл. 3.
22 Таблица 3. Возраст поколений в год президентских выборов - 2016
Поколение Годы рождения Возраст в 2016 г.
Поколение победителей 1901–1927 Старше 89 лет
Молчаливое поколение 1928–1945 71-88
Поколение «беби-бумеров» 1946–1964 52-70
Поколение Х 1965–1980 36-51
Поколение миллениалов 1981–1998 18-35
Источник: Pew Research Report. March 2017.
23

Вероятно, многих больше всего интересует, что за поколение вступает в жизнь сейчас, те, кто родились в начале нынешнего века. Наблюдения и исследования говорят, что они ни на кого не похожи, это полностью «продукты» компьютера, интернета, мобильной связи, сетевых коммуникаций. Но они еще в массе своей, по возрасту, не голосовали, их участие в экономике и в политической жизни начнется только через несколько лет. Поэтому здесь мы сконцентрируемся на анализе социально-политических взглядов самого молодого активного поколения – «поколения игрек» («Generation Y»), «миллениалов» («Millennials»).

24

Поколение миллениалов

 

Поскольку это поколение лишь недавно, приблизительно с конца 1990-х годов, вошло в самостоятельную экономическую и политическую жизнь, оценки его черт часто достаточно противоречивы как среди политиков, журналистов, социологов, так и рядовых граждан старших поколений. Помимо оценок, распространенных в печати, мы будем опираться в настоящем материале на социологические исследования: Generation Forward September 2016 Black Youth Project; Millennials After 2016: Post Election Poll Analysis; National Institute on Drag Abuse; National Health Statistics Reports, 2017; Diversity, Division, Discrimination: The State of Young America/ MTV/PRRI Report, 2018; Pew Research Center. Millenials: A Portrait of Generation Next, 2010; Quinnipiac Poll, 2018.

25 В своей работе «Millennials Rising» авторы объясняли, почему это новое поколение «миллениалы» так отличаются от предыдущих: «В последнее десятилетие, в противоположность к американскому безразличию по отношению к детям, в период детства поколения Х, вопросы, связанные с детьми, поднялись на самый верх политической повестки дня нации»[4]. С начала 1980-х годов внимание Америки сфокусировалось на детях. И правительство, и пресса, и родители поколения «бумеров» сделали детей-миллениалов самым обласканным поколением в истории Америки. И поколение выросло как самое защищенное родителями и обществом, поскольку их предназначение – улучшить окружающий мир. Соответственно оно выросло с чертами, соответствующими заботам о них самих: оптимистичными, готовыми к сотрудничеству, обязательными, терпимыми к расовым и этническим различиям. Хау и Штраус наделили их семью отличительными чертами: защищенные, уверенные в себе, готовые работать в команде, успешные, общительные, находящиеся под давлением.
26 Хау и Штраус подчеркивают: «Как группа, миллениалы отличаются от любых других поколений молодежи на нашей исторической памяти. Они наиболее многочисленны, богаты, образованны и более этнически разнообразны. Что более важно, они начинают проявлять множество положительных социальных черт, которые более старшие по возрасту американцы не ассоциируют с молодежью, включая новый акцент на работу в коллективе, достижения, скромность и хорошее поведение. Всего через несколько лет эта молодежная революция сокрушит циников и пессимистов. В течение следующего десятилетия это поколение миллениалов полностью изменит образ молодежи – от пессимистичной и отчужденной до оптимистичной и гражданственной - с потенциальными сейсмическими последствиями для Америки»[5].
27 В последующие годы в многочисленных книгах и новостях подчеркивалось стремление миллениалов помогать другим, участвовать в политике и правительственных органах, работать над улучшением окружающей среды. «Люди, родившиеся между 1982 и 2000 годами, обладают наиболее развитым чувством гражданского долга со времен поколения 1930-х и 1940-х годов», – подчеркивали Эрик Гринберг и Карл Вебер в своей книге «Поколение мы. Как молодежь поколения миллениалов принимает на себя Америку и навсегда изменяет наш мир». «Поколение мы – нециничны и граждански настроены. Они верят в ценность политического участия и убеждены, что правительство может быть мощной добродетельной силой»[6].
28 В своем отзыве на эту книгу М. Юнус, лауреат Нобелевской премии мира 2006 г. пишет: «В моих поездках по миру я получил самое благоприятное впечатление о современных молодых людях. Они умны, отзывчивы, изобретательны и добры. И я разделяю надежду Гринберга и Вебера на то, что это новое поколение поможет изменить нашу планету и победить проблемы бедности, войн и разрушения окружающей среды, которые мучают ее»[7].
29 Столь позитивные и восторженные описания черт поколения достаточно быстро вызвали критические замечания социологов и преподавателей университетов и колледжей. «Студенты-миллениалы обладают высокими амбициями, но у них нет конкретных планов, как их достичь. У них весьма ограниченные представления о выбранной профессии, о требованиях к обучению или о том, насколько востребованы эти профессии в обществе»[8].
30 Наиболее развернутый критический анализ этого поколения, а также чрезмерно позитивных его характеристик во многих работах провела Джин Твендж, психолог и социолог университета Сан-Диего. Она показала, что это поколение действительно толерантно, уверенно в себе, лишено предубеждений и честолюбиво, но также и цинично, подавлено, одиноко и встревожено. В ее книге «Поколение Я: почему сегодняшняя американская молодежь более уверена в себе, напориста, наделена правами – и при этом более несчастна, чем когда-либо»[9]. Она показывает, что нынешнее поколение получило больше внимания, чем предыдущие, в них воспитывались убеждения, что они особые, что их возможности безграничны, нужно лишь развивать свою личность и получить хорошее образование. Но при этом ситуация в стране изменилась к худшему – стало труднее поступить в колледж, получить хорошую работу, построить себе новый дом. Мир стал более конкурентным, радужные ожидания столкнулись с отрезвляющей реальностью.
31 Расхождения в оценках с работами Н. Хау, У. Штрауса и Э. Гринберга, К. Вебера были вызваны в большой степени тем, что они основывались на малых по объему и географически ограниченных выборках, в то время как Дж. Твендж использовала социологические базы данных, основанные на массовых опросах, в сумме охватывающих результаты опросов в 1,2 млн респондентов, начиная с 20-х годов прошлого столетия.
32 К сходным оценкам нынешнего молодого поколения приходит и Л. Смит в работе «Lost in Transition». Он пишет: «Идея о том, что нынешние подрастающие взрослые привносят новую волну обновленной гражданственности и политической вовлеченности, является чистой фикцией. Тот факт, что кто-либо поверил в эту идею, просто говорит нам, как ненадежны эмпирические доказательства, на которых основано так много журналистских историй, и насколько невосприимчива к эмпирической реальности громкая журналистика»[10]. Демографическая и медицинская статистика и результаты социологических исследований показывают, что среди миллениалов и следующих за ними по возрасту старшеклассников за последние десять лет существенно снизилось потребление алкоголя, сигарет, героина, опиумных лекарственных средств, экстази, амфетаминов, галлюциногенов, успокоительных лекарств. В целом уровень их потребления достиг минимума за все время измерений. Несмотря на смягчения ограничений за распространение и употребление марихуаны, ее потребление также снижается. Старшеклассники почти бросили курить – курят лишь единицы процентов, по сравнению с 20–24% двадцать лет назад. Распадается «великая традиция» американской массовой культуры – «настоящие мужчины курят Марлборо» («Come to Marlboro country»), Америка уже не «Марлборо кантри»[11].
33 Медицинские эксперты также отмечают уменьшение числа подростков, вступающих в сексуальные отношения до совершеннолетия, рост использования контрацептивов, что привело к существенному снижению подростковой беременности. Уровень деторождений среди несовершеннолетних снизился с 62 на 1000 в 1991 г. до 22 на 1000 в 2017 г. Считается, что этот прогресс мало связан с гражданской ориентацией, а скорее определяется многими факторами, выходящими за рамки отношений поколений, такими как демография, война с наркотиками, эффективность полицейской службы, доступность контроля над рождаемостью и легализация абортов. Все же молодежь отмечает в опросах, что они воздерживаются от ранней сексуальной активности из-за моральных и религиозных причин, повышению чувства ответственности[12].
34 В значительной мере был созвучен описаниям поколения Y Джин Твендж анализ черт этого поколения американцев в журнале «Тайм» Джоуэла Стайна под заголовком «Поколение Я Я Я. Миллениалы – ленивые, самовлюбленные эгоисты, предпочитающие жить со своими родителями. Почему они нас всех спасут»[13]. Автор приводит основные черты этого поколения, которые отличают его от предыдущих поколений:
35
  • первое небунтующее поколение в современной истории;
  • живут с родителями, близки родителям по взглядам;
  • неагрессивны и осторожны;
  • уверены в собственной ценности;
  • не терпят неудобств на работе и в быту;
  • не любят ответственности, хотят быть не начальниками, а свободными художниками;
  • любят славу и звезд;
  • некреативны, пользуются готовыми схемами;
  • не любят принимать решения – лучше посоветоваться в социальной сети «Твиттере»;
  • позитивны, беспроблемны, дружелюбны в общении.
36 В последней книге «Generation Me – Revised and Updated» Дж. Твендж подытоживает дискуссию относительно черт «поколения Y» и объясняет, как такое может быть, что это поколение одновременно «терпимо к другим, уверено в себе, открыто, честолюбиво и в то же время цинично, подавленно, одиноко и встревожено». Она объясняет, что для сегодняшней молодежи, вступающей в жизнь, особенно трудно сочетать идеи, которые им внушались в детстве о безграничных возможностях их роста с реальностью – трудностью поступить в колледж, получить хорошую работу или купить дом»[14]. Некоторые статистические факты дают дополнительные представления о поколении миллениалов, их образе жизни.
37
  • миллениалы – это последнее поколение, родившееся в XX веке;
  • в 2012 г. в стране было 76 млн людей этого поколения, по оценкам, в 2018 г. их число достигло 80 млн;
  • 50% не имеют какой-либо политической, партийной привязанности;
  • 29% считают себя нерелигиозными, не принадлежащими к какой-либо религии;
  • у четверти кто-либо из родителей – иммигрант;
  • у них в среднем по 250 друзей в социальной сети «Фейсбук» (Facebook), по сравнению с 200 у членов поколения Х;
  • 55% разместили свои селфи в соцсетях, среди членов поколения Х – 20%;
  • в среднем они рассылают по 50 текстовых посланий в день, некоторые – свыше 80;
  • 8% посылали сексуальные послания, около 30% такие послания получали;
  • 84% спят с мобильными телефонами.
38 Это самое образованное поколение в истории Америки. В январе 2018 г. среди молодых людей 18–34 лет 27% окончили колледж или иное высшее учебное заведение и 35% прошли несколько курсов колледжа. Т.е., по российским стандартам, 62% имели законченное или незаконченное высшее и среднее специальное образование[15].
39

Это сказывается и на всей социальной структуре населения – среди молодых рабочих 25–29 лет сейчас 40% людей имеют степень бакалавра или выше, по сравнению лишь с 16% в 1964 г. (рис. 1). Высокая образованность молодежи очевидно влияет и на их более высокие моральные требования к людям у власти.

Больше молодые рабочих в США чем когда-либо являются выпускниками колледжей Источник: Pew Research Center Analysis. 1964, 1985, 2000, 2016.

40

Рис. 1. Уровень высшего образования молодых рабочих. Процент лиц со степенью бакалавра или выше среди занятых в возрасте 25–29 лет в четырех последних поколениях.

41

Социальные взгляды поколения Y

 

Рассмотрим, какие взгляды на социально-политические темы вырабатываются у представителей этого поколения на основе их своеобразных черт личности и характера.

42 В прошедшей избирательной кампании в США с микроскопическим отрывом победил республиканец Дональд Трамп, развеяв надежды либерально-демократической Америки. Это дало основание многим аналитикам заявить о революции избирателей, распаде традиционной коалиции демократов – небелых, небогатых, образованных, что и привело к победе Трампа. Часть традиционной демократической массы избирателей присоединилась к ядру поддержки Трампа – белым рабочим, немолодым женщинам, малообразованной части, в том числе молодежи, качнув избирательный маятник в пользу Трампа.
43 Радикальной перестройки электоральной базы демократов и республиканцев не произошло[16]. По-прежнему среди сторонников демократов больше небелого населения, молодежи и людей с образованием.
44 Прежде всего, следует отметить, что это поколение вместе с предыдущим поколением Х на выборах 2016 г. по численности превысили остальные поколения американцев (рис. 2).
45

Рис. 2. Доля поколений Х и Y–миллениалов в общей численности легитимных избирателей, млн. Источник: Pew Research Center Report, August 29, 2016.

46 На выборах в конгресс в 2018 г. и на президентских выборах 2020 г. уже одно поколение миллениалов будет самым многочисленным среди поколений страны и его симпатии и антипатии будут решать судьбу выборов.
47 В процессе кампании опросы общественного мнения показали оценки всего населения и самого молодого поколения избирателей – миллениалов основных проблем, которые их волнуют, и на основании которых они делали свой выбор при голосовании (табл. 4).
48 Таблица 4. Ответы на вопрос: «Каковы, на ваш взгляд, три основные проблемы, стоящие сегодня перед нашей страной?», %
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латино- американцы 18−30 лет Белые американцы 18−30 лет Вся моло- дежь 18−30 лет
Аборты 3 2 3 5 4
Национальный долг 7 11 15 20 17
Охрана окружающей среды и изменения климата 8 11 12 20 17
Права гомосексуалистов 6 2 5 3 4
Контроль оружия 25 24 26 14 19
Здравоохранение 17 25 15 26 22
Иммиграция 5 15 36 14 19
Бедность 18 10 15 15 15
Неравенство в доходах 14 18 14 18 17
Безработица 23 27 15 13 15
Экономический рост 10 18 12 19 16
Военная мощь 1 5 1 5 4
Мораль и религия в обществе 2 2 4 5 4
Расизм 43 24 28 16 24
Социальное страхование 6 6 3 3 4
Налоги 8 9 9 11 10
Права женщин 6 6 2 5 5
Преступность 14 5 9 11 11
Внешняя политика 2 12 6 12 9
Образование 25 29 21 22 23
Терроризм и безопасность 12 17 30 30 26
Жестокость полиции 38 14 14 8 14
Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
49 Помимо опасности терроризма, волнующей все слои населения, для молодежи особенно актуальны проблемы расизма, образования и здравоохранения. Расизм больше всего волнует темнокожее население, но в других этнических группах молодежи озабоченность проблемой велика. Речь идет шире – о всех формах дискриминации, которые волнуют население и молодежь в особенности – на основе расы, этнической принадлежности, пола, религии, иммиграционного статуса. При этом от половины до трех четвертей респондентов полагают, что за последний год дискриминация различных социальных групп возросла. Источники конфликтов и дискриминации в обществе, по мнению слоев молодежи, показаны в табл. 5.
50 Таблица 5. Что является сегодня основным источником раскола в Америке?
  Афро- американцы 18−34 лет Жители азиатского происхождения 18−34 лет Латино- американцы 18−34 лет Белые американцы 18−34 лет Вся молодежь 18−34 лет
Раса 53 29 34 25 31
Класс 18 25 24 25 24
Идеология 13 21 12 18 16
Партийная принадлежность 4 17 7 19 14
Религия 3 2 9 7 7
Пол 5 1 1 2 2
Другое 4 4 10 3 5
Затруднились ответить - 1 3 - 1
Источник: NBC News/GenForward. University of Chicago. January 2018.
51 Так, 72% представителей молодежи (18−24 лет) отмечают распространение дискриминации в отношении афроамериканцев; 84% считают, что мусульмане сегодня подвергаются растущей дискриминации. 79% полагают, что лица нетрадиционной сексуальной ориентации (транссексуалы, геи и лесбиянки) подвергаются большой дискриминации. При этом надо отметить, что в обществе растет терпимость к этим группам людей (табл. 6), и большинство считает, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации должны быть признаны обществом, на равных пользоваться всеми правами.
52 Таблица 6. Отношение к гомосексуальности в обществе.
  Гомосексуальность должна быть признана обществом Гомосексуальность должна отвергаться обществом Ни то, ни другое Затруднились ответить
Все население 63 28 5 4
Миллениалы 74 19 4 3
Старшие поколения 58 32 6 5
Все христиане 57 34 5 4
Миллениалы 68 25 5 3
Старшие поколения 53 37 5 5
Все мусульмане 52 33 8 7
Миллениалы 60 27 5 8
Старшие поколения 44 39 11 6
Источник: Pew Research Report. October 26, 2017.
53 Больше половины молодых женщин (18−24 лет) – 54% – сообщают в опросах, что за последний год они были свидетелями или сами подвергались дискриминации, притеснениям или оскорблениям, связанным их полом, и в целом 63% считают, что женщины в США подвергаются дискриминации[17].
54 Современная тенденция обвинений известных личностей в сексуальных домогательствах является отражением этой озабоченности, особенно среди молодежи, различными формами дискриминации в стране, в том числе по гендерному признаку. Эту озабоченность показывают данные в табл. 7.
55 Таблица 7. Ответы на вопрос: «Говоря в целом, как вы думаете, повлияла ли ваша расовая или этническая принадлежность на вашу экономическую успешность в жизни, или это не имело большого влияния?»
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латино- американцы 18−30 лет Белые американцы 18−30 лет Вся молодежь 18−30 лет
Затруднило 54 39 34 8 23
Облегчило 8 9 10 31 21
Не имело большого влияния 28 38 45 53 47
И то, и другое 10 14 12 7 9
Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
56 Хотя лишь 8% белой молодежи жалуется на то, что их этническое происхождение мешало им достигнуть материального успеха в жизни, многие считают, что процесс «диверсификации», искусственного, законодательного выравнивания прав различных «меньшинств» привел теперь к ущемлению прав белого населения. 55% белого населения считают, что дискриминация белых стала такой же серьезной проблемой, как дискриминация афроамериканцев и других меньшинств. Эти настроения использовал Трамп во время избирательной кампании, что принесло ему дополнительные голоса белых избирателей.
57 На общий политический климат в стране, в том числе во время избирательных кампаний, оказывают настроения оптимизма или пессимизма избирателей, в данном случае молодых американцев. Общий уровень оптимизма показан в табл. 8.
58 Таблица 8. Ответы на вопрос: «Насколько вы оптимистичны в отношении своего будущего?»
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латиноамериканцы 18-30 лет Белые американцы 18−30 лет Вся молодежь 18−30 лет
Чрезвычайно оптимистичен 26 6 13 17 17
Очень оптимистичен 25 23 33 31 30
Довольно оптимистичен 31 47 33 31 33
Довольно пессимистичен 11 16 12 13 13
Очень пессимистичен 4 7 6 5 5
Чрезвычайно пессимистичен 3 1 2 2 2
Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
59 Как видно из таблицы, число молодых людей, с разной степенью оптимизма смотрящих в будущее, весьма велико для всех этнических групп. Но при этом оценки шансов обычного человека достичь своих целей оцениваются скромнее (табл. 9).
60 Таблица 9. Ответы на вопрос: «Какие возможности, по вашему мнению, есть у обычного человека в нашей стране, чтобы продвинуться, достичь своих целей?»
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латино- американцы 18−30 лет Белые американцы 18−30лет Вся молодежь 18−30 лет
Никаких 7 3 8 6 6
Немного 42 32 37 37 38
Умеренное количество 38 48 41 38 39
Много 7 14 9 13 11
Очень много 6 3 5 6 5
Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
61 Здесь оценки значительно скромнее – 39% оценивают шансы «маленького человека» добиться успеха в жизни как «умеренные» и лишь 16% как значительные. Это различие оценок собственных шансов на успех и остальных, «обычных» людей в обществе отражает традиционные настроения американского индивидуализма, веры в личный успех, как воплощение «американской мечты» − страна может катиться под откос, но у меня все в порядке.
62 При анализе поколений важно выяснить, как то или иное поколение сравнивает свою жизнь с предыдущими поколениями, в данном случае с поколениями Х и «беби-бумерами» (табл. 10).
63 Таблица 10. Ответы на вопрос: «В Америке каждое поколение стремилось добиться лучшей жизни, чем поколение их родителей, с большим уровнем жизни, лучшими жилищными условиями, лучшим образованием и т.д. Как вы думаете, насколько вероятно, что сегодняшняя молодежь будет жить лучше, чем их родители?»
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латино- американцы 18−30 лет Белые американцы 18−30 лет Вся молодежь 18−30 лет
Очень вероятно 18 18 13 8 11
Скорее вероятно 45 45 55 38 43
Скорее маловероятно 25 27 23 38 32
Очень маловероятно 12 9 9 16 13
Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
64 Как следует из этих данных, наиболее пессимистично оценивают свои шансы на улучшение условий жизни по сравнению с поколениями родителей представители белой молодежи, что объясняет большую поддержку Трампа на выборах белых избирателей, считающих, что именно они испытывают наибольшую дискриминацию из-за политики демократов, осуществляющих «разнообразие».
65

Политические ориентации миллениалов. Президентские выборы 2016 года

 

В разгар избирательной кампании 2016 г. политические ориентации различных поколений избирателей – традиционное отнесение себя к либералам или консерваторам – распределились следующим образом (рис. 3).

66

Рис. 3. Идеологические различия между поколениями: отнесение себя к «либералам», промежуточным градациям между «либералами» и «консерваторами» и «консерваторам». Источник: Pеw Research Report. March 20, 2017.

67 При всей условности этой идентификации, очевиден сдвиг ориентаций от консерватизма к либерализму: если среди старших поколений консерваторов было вдвое больше, чем либералов, то среди нынешнего поколения миллениалов либералов почти вдвое больше, чем консерваторов.
68 В большой мере отношение к двум кандидатам формировалось на основе оценки работы администрации демократов за два срока и, в частности, оценки эффективности работы президента Обамы. Эта оценка весьма высока у всех этнических групп молодежи и выше, чем оценка всего населения (табл. 11).
69 Таблица 11. Ответы на вопрос: «Говоря в целом, вы одобряете или не одобряете работу Барака Обамы на посту президента?»
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латино- американцы 18−30 лет Белые американцы 18−30 лет Вся молодежь 18−30 лет
Полностью одобряю 55 36 36 22 31
Частично одобряю 23 37 34 27 29
Не одобряю и не осуждаю 13 9 18 12 13
Частично не одобряю 4 6 5 16 11
Совсем не одобряю 5 12 6 22 15
Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
70 Не менее важным, чем самоидентификация по шкале либерал-консерватор для выявления политических ориентаций избирателей служит их оценка знаковых политических фигур в кампании 2016 года. Такой «лакмусовой бумагой» для определения «политического ph» стал социалист Берни Сандерс. Он не получил номинации от аппарата и актива демократов, но среди широких слоев избирателей он получил достаточно широкую поддержку, и особенно среди миллениалов (табл. 12). При другом устройстве американской избирательной системы он стал бы их кандидатом на выборах.
71 Таблица 12. Ответы на вопрос: «Кого вы поддерживали как кандидата во время избирательной кампании этого года?»
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латино- американцы 18−30 лет Белые американцы 18−30 лет Вся молодежь 18−30 лет
Хиллари Клинтон 29 16 19 11 16
Берни Сандерс 45 44 42 33 37
Другой демократ * 1 1 1 1
Дональд Трамп 1 10 4 16 11
Джон Касич 1 2 * 3 2
Тед Круз * 2 4 4 4
Джеб Буш 1 * 1 1 1
Марко Рубио 1 1 5 4 4
Другой республиканец 1 2 1 3 2
Другой кандидат – не демократ, не республиканец 2 1 2 2 2
Ни одного кандидата 19 22 21 22 21
Источник: GenForward September 2016 Toplines. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
72 В дискуссиях кандидатов во время кампании выявились их различия в оценке социальной роли государства, его ответственности за уменьшение бедности, разрыва между богатыми и бедными, ликвидации дискриминации, достижения социальной справедливости. Эти различия влияли и на поддержку миллениалами того или иного кандидата (табл. 13).
73 Акцент Трампа на традиционные американские ценности – индивидуализм, опора на собственные силы, культ личного успеха и необходимость их защиты от зарубежного влияния миллениалами и представителями других поколений воспринимались как стремление урезать социальные программы, в том числе в здравоохранении.
74 Таблица 13. Социальные оценки миллениалов - среди сторонников Х. Клинтон и Д. Трампа.
  Сторонники Х. Клинтон Сторонники Д. Трампа
Бедные слишком зависят от правительства 34 69
Расовая дискриминация – одна из основ жизни США 65 23
Если бы афроамериканцы больше старались, они материально жили бы как белые 11 38
Один процент самых богатых обладает слишком большой политической властью 79 54
Успех в жизни − это результат удачи и связей 43 24
Надо защищать традиционные американские ценности от влияния извне 26 72
Источник: Millenials After 2016: Post-Election Poll Analysis. Analysis of youth attitudes, tendencies, and prospects for future engagement. CIRCLE. The Center for Information & Research on Civic Learning & Engagement. 2016. Available at: www.civicyuoth.org .
75 Исходя из представлений молодежи о ценностях и взглядах кандидатов формировалась и их электоральная поддержка. В табл. 14 показаны намерения представителей миллениалов проголосовать на выборах за того или иного кандидата. Замеры сделаны за два месяца до выборов, также, примерно, распределились голоса молодежи и на выборах.
76 Таблица 14. Ответы на вопрос: «Если бы выборы были сегодня и кандидатами были бы Х. Клинтон от демократической партии, Д. Трамп от республиканской, Гэри Джонсон от Либертарианской и Джил Стайн от Партии зеленых, за кого бы вы проголосовали?»
  Афроамериканцы 18−30 лет Жители азиатского происхождения 18−30 лет Латино- американцы 18−30 лет Белые американцы 18−30 лет Вся молодежь 18−30 лет
Хиллари Клинтон 55 52 43 27 36
Дональд Трамп 1 12 11 27 18
Гэри Джонсон 4 6 8 15 11
Джил Стайн 2 4 4 4 4
За кого-то другого 8 4 5 5 5
Вероятно, не буду голосовать 18 14 21 14 16
Не определился 10 8 8 9 9
Источник: GenForward. A Survey of the Black Youth Project at the University of Chicago with the Associated Press NORC Center for Public Affairs Research. September 1−14, 2016.
77 Кампания 2016 г. проявила основные политические черты поколения миллениалов. Среди них больше сторонников демократической партии, чем республиканской, и перевес наибольший с 1992 года.
78 Число считающих себя либералами почти в два раза превышает число консерваторов.
79 50% поколения голосовали за Клинтон, 33% − за Трампа. Среди молодежи с высшим образованием (колледж и выше) избирателей Клинтон было в полтора раза больше, чем сторонников Трампа.
80 Сторонников Трампа больше среди жителей сельской местности и белых без высшего образования.
81 77% миллениалов-республиканцев голосовали за Трампа и 82% демократов – за Клинтон; но и среди «независимых» избирателей 52% голосовали за Клинтон и лишь 27% − за Трампа.
82

Миллениалы и президент Трамп

 

По прошествии года правления Дональда Трампа на посту президента отношение к нему молодежи поколения миллениалов скорее еще больше ухудшилось, о чем свидетельствуют, в частности, результаты исследования Куиннипиакского университета в январе 2018 года[18].

83 Среди всего населения сложились следующие, весьма критические представления о чертах личности Трампа, его моральных качествах:
  • в соотношении 60:35% большинство считает его нечестным человеком;
  • 59:38% полагают, что он не обладает способностями лидера;
  • 65:30% − что он нерассудительный, неуравновешенный человек;
  • 54:40% − он неумный, недостаточно интеллектуальный руководитель;
  • 57:40% − что президент не заботится о простых американцах;
  • 61:34% − что он не разделяет ценностей рядовых американцев.
84 Среди различных возрастных когорт миллениалы выделяются наиболее критическим отношением к деятельности и личности Трампа (табл.15−21).
85 Таблица 15. Вы одобряете или не одобряете то, как Дональд Трамп выполняет работу президента? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Одобряю 36 24 32 42 45
Не одобряю 58 67 61 54 51
Нет ответа, затрудняюсь ответить 6 8 7 4 4
86 Таблица 16. Как вы считаете, честный ли человек Дональд Трамп? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 35 25 29 39 46
Нет 60 71 64 57 48
Нет ответа, затрудняюсь ответить 5 5 7 4 5
87 Таблица 17. Обладает ли Трамп качествами хорошего лидера? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 38 30 34 41 45
Нет 59 68 62 57 52
Нет ответа, затрудняюсь ответить 3 1 4 2 3
88 Таблица 18. Как вы считаете, Дональд Трамп заботится о простых американцах? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 40 29 39 44 48
Нет 57 69 58 54 49
Нет ответа, затрудняюсь ответить 3 2 4 2 3
89 Таблица 19. Как вы считаете, Дональд Трамп – рассудительный, уравновешенный человек? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 30 20 22 34 42
Нет 65 75 71 62 54
Нет ответа, затрудняюсь ответить 5 5 7 3 4
90 Таблица 20. Считаете ли вы, что Дональд Трамп – умный, интеллектуальный человек? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 54 41 56 57 63
Нет 40 51 38 39 31
Нет ответа, затрудняюсь ответить 6 8 6 3 6
91 Таблица 21. Вы гордитесь тем, что Дональд Трамп – президент страны, или вы разочарованы тем, что он президент, или вы не разделяете ни одну из этих точек зрения? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Горд 27 17 23 29 37
Разочарован 53 59 56 50 46
Ни одна из двух точек зрения 19 23 19 20 13
Нет ответа, затрудняюсь ответить 2 1 2 - 3
Источник: Quinnipiac University Poll. January 25, 2018. Available at: www.facebook.com/quinnipiacpoll .
92 Каких бы успехов ни добивался Трамп во внутренней или внешней политике, уже очевидно, что с нынешним молодым поколением они живут в разных политических мирах, для миллениумов он человек других моральных ценностей, другой политической культуры, что показывают следующие результаты опроса (табл. 22-23).
93 Таблица 22. Считаете ли вы, что Дональд Трамп разделяет ваши ценности? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 34 23 29 40 45
Нет 61 74 64 57 51
Нет ответа, затрудняюсь ответить 5 3 7 3 4
94 Таблица 23. Считаете ли вы, что президент Трамп осуществляет моральное лидерство страны? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 33 20 33 36 44
Нет 63 77 63 59 53
Нет ответа, затрудняюсь ответить 4 3 4 5 3
Источник: Quinnipiac University Poll. January 25, 2018. Available at: www.facebook.com/quinnipiacpoll .
95 При этом большинство полагает, что такое лидерство должно осуществляться, что президент в морально-этическом плане должен быть образцом для страны и прежде всего для детей (табл. 24).
96 Таблица 24. Важно ли, чтобы президент был образцом для детей? (в %)
  Все 18−34 лет 35−49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да, важно 90 87 89 92 93
Нет 8 12 10 7 6
Нет ответа, затрудняюсь ответить 1 1 2 1 -
Источник: Quinnipiac University Poll. January 25, 2018. Available at: www.facebook.com/quinnipiacpoll .
97 Данные опросов показывают, что таким образцом Дональд Трамп не является (табл. 25).
98 Таблица 25. Считаете ли вы, что президент Трамп является образцом для детей? (в %)
  Все 18−34 лет 35-49 лет 50−64 лет Старше 65 лет
Да 29 19 24 31 39
Нет 67 78 71 65 57
Нет ответа, затрудняюсь ответить 4 3 5 4 5
Источник: Quinnipiac University Poll. January 25, 2018. Available at: www.facebook.com/quinnipiacpoll .
99 Подытоживая оценки президента после года пребывания на посту, руководитель исследования Т. Маллой пишет: «У президента Дональда Трампа три главные беспокоящие проблемы: застывшие негативные оценки его работы, низкие оценки большинства черт его характера и тот факт, что если родители хотят найти для своих детей пример для подражания, то этот человек не живет в доме на Пенсильвания авеню 1600 (Белый дом – авт.)»[19].
100 Осенью 2018 г. начнется кампания по промежуточным выборам в Конгресс. Большую роль в них будут играть избиратели-миллениалы, чьи оценки республиканской администрации и президента в большой мере негативны, поддержка демократов и республиканцев составляет 37% и 18%, соответственно, при 44% не определившихся с выбором[20]. От того, куда они склонятся, будет в большой мере зависеть состав будущего Конгресса.
101

Заключение

 

Миллениалы, поколение Y постепенно входит в экономическую и политическую жизнь страны и к следующим президентским выборам станет самым многочисленным поколением избирателей, способным значительно изменить вектор политической жизни страны.

102 От предыдущих поколений оно унаследовало много черт американской политической культуры, воспринимает как естественные особенности американской политической системы, включая двухпартийную систему, достаточно архаичную избирательную систему, моральные нормы и традиции. На ее недолгую историю уже пришелся традиционный набор потрясений, экономических спадов и подъемов, вооруженных конфликтов за границей, включая затяжные войны в Ираке и Афганистане.
103 В то же время, это первое поколение, в полной мере испытавшее на себе воздействие компьютеризации, интернета, глобальных социальных сетей в процессе политической социализации. Это первое поколение, для которого источниками информации о мире в равной мере являются телевидение и социальные медиа и для которого традиционные группы общения – референтные группы – во все большей степени дополняются и замещаются группами общения в соцсетях.
104 Эти новые черты их общественной жизни уже отразились на их психологии, нормах поведения, на системе ценностей, социально-политических взглядах. Они более образованы, материально обеспечены, уверены в собственной ценности, амбициозны, нацелены на успех, но также готовы к сотрудничеству, неагрессивны, дружелюбны. И в то же время им часто свойственно разочарование в жизни, чувство одиночества и встревоженность.
105 Избирательная кампания 2016 г. выявила основные политические черты этого поколения. Среди них больше сторонников демократической партии, чем республиканской, и этот перевес растет. По своим политическим ориентациям они в большей степени относят себя к либералам – почти вдвое больше, чем к консерваторам. Соответственно, на выборах 2016 г. 50% этого слоя избирателей проголосовали за Клинтон и 33% – за Трампа.
106 В большей степени поддержав на выборах Х. Клинтон, они в первый год правления Трампа продолжают испытывать неприятие его стиля руководства, моральных черт и принимаемых решений. В начале 2018 г. лишь 24% миллениалов одобрили деятельность Трампа на посту президента, в то время как 67% ее не одобряли. 74% считали, что Трамп не разделяет их ценности, 77% считают, что он не осуществляет моральное лидерство страны.
107 В какой мере эти политические взгляды материализуются в политическое поведение, покажут выборы в Конгресс осенью 2018 года.

References

1. Millenials. A Portrait of Generation Next. Confident. Connected. Open to Change. Pew Research Center. February 2010.

2. N. Howe. W. Strauss. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company. 1991.

3. N. Howe, W. Strauss. Millenials Rising: The Next Great Generation. N.Y.: Knopf Doubleday Publishing Group. 2009.

4. Ibidem. P. 13.

5. Ibidem. P. 4.

6. E. Greenberg. K. Weber. Generation We. How millennial youth are taking over America and changing our world forever. 2008. Available at: https://www.amazon.com/Generation-We-Millennial-America-Changing/dp/0982093101.

7. Ibidem.

8. B. Schneider. D. Stevenson. The ambitious generation: America’s teenagers, motivated but directionless. New Haven, MA: Yale University. Press. 1999. P. 7.

9. J. Twenge. Generation ME: Why Today’s Young Americans Are More Confident, Assertive, Entitled – and More Miserable than Ever Before. N.Y. 2006.

10. C. Smith. K. Christoffersen. H. Davidson. P.S. Herzog. Lost in transition: The Dark Side of Emerging Adulthood. Gardners Books. N.Y. 2012. p. 224.

11. National Institute on Drug Abuse. Monitoring the Future Survey: High School and Youth Trends. December 2017.

12. U.S. Department of Health and Human Services. Center for Desease Control and Prevention. National Center for Health Statistics. Natonal Health Statistics Reports. Number 104. June 22, 2017.

13. Stein, J. Millennials: The ME, ME, ME Generation. // Time. May 20, 2013.

14. J. Twenge. Generation Me – Revised and Updated. Simon and Schuster. N.Y. 2006.

15. NBC News/GenForward January 2018 Survey.

16. Popov N.P. Prezidentskie vybory v SShA: revolyutsiya izbiratelej? // Kommunikologiya. Tom 4. № 6. 2016. S. 45?59.

17. Robert P. Jones. Daniel Cox et al. Diversity, Division, Discrimination: The State of Young America. PRRI/MTV. 2018.

18. Quinnipiac University Poll. January 25, 2018. Available at: www.facebook.com/quinnipiacpoll

19. Ibidem.

20. NBC News/GenForward January 2018. University of Chicago. January 2018.

Comments

No posts found

Write a review
Translate