D. Trump and the Trade War with Japan
Table of contents
Share
QR
Metrics
D. Trump and the Trade War with Japan
Annotation
PII
S207054760000053-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Vasiliev 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Ksenia Chudinova
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
The article analyzes the state of the U.S.-Japanese trade and economic relations at the time when the D. Trump Republican Administration came to power. It is concluded that the significant imbalance in trade relations between the United States and Japan is primarily due to the investment component, in which the accumulated Japanese investments in the American economy in 2017 were three times higher than the volume of American investments in the Japanese economy. In addition, Japanese investments are more effectively distributed by the sectors of the American economy, in which most of them are concentrated in the manufacturing sector of the American economy, while American investments are mainly concentrated in the Japanese financial sector and in the insurance business. The attempts by the Trump Administration over the past 1.5—2 years, to change the existing structural imbalances in the direction beneficial to the United States did not succeed. Therefore, economic analysts have recently been talking more and more about the possibility of an American-Japanese “trade war”.
Keywords
U.S., Japan, U.S.-Japan economic and trade relations, “U.S.-Japan Economic Dialogue”, negative trade balance, U.S.-Japan free trade zone agreement
Received
29.12.2018
Date of publication
31.12.2018
Number of purchasers
13
Views
3070
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should pay the subscribtion

1 Приход к власти в январе 2017 г. республиканской администрации Д. Трампа ознаменовался коренным пересмотром внешнеэкономической стратегии США, начало которому было положено решением (меморандумом) Белого дома о выходе США из Транстихоокеанского соглашения о партнёрстве (ТТП), принятым уже через три дня после приведения к присяге 45-го президента1. Этим решением Д. Трамп, по сути, обозначил главный вектор внешнеэкономической стратегии своей администрации – пересмотр торгово-экономических соглашений и отношений со своими основными торгово-экономическими партнёрами в Восточной Азии, такими как Китай, Япония, Южная Корея. В этом списке восточноазиатских стран Япония оказалась одной из первых, с которой Вашингтон решил произвести основательную «ревизию» основополагающих принципов торгово-экономических взаимоотношений. Уже в феврале 2017 г. на встрече Д. Трампа и японского премьер-министра С. Абэ было решено начать так называемый «американо-японский экономический диалог».
1. Presidential Memoranda. Presidential Memorandum Regarding Withdrawal of the United States from the Trans-Pacific Partnership Negotiations and Agreement. The White House. 23.01.2017. Available at: >>>>
2

Через два месяца, в апреле 2017 г., по итогам встречи в Токио вице-президента США М. Пенса и заместителя премьер-министра Японии Т. Асо было принято решение о начале работы специального форума – «Экономического диалога США – Япония», построенного по принципу работы трёх комиссий, которым было поручено проанализировать и представить свои выводы и рекомендации высшему политическому руководству США и Японии по следующим блокам проблем:

  1. общая стратегия в отношении правил и проблем торговли и инвестиций;
  2. сотрудничество в экономической и структурной политике;
  3. секторальное сотрудничество2.
2. Statements & Releases. Joint Press Release from Vice President Mike Pence and Deputy Prime Minister Taro Aso on the U.S.-Japan Economic Dialogue. The White House. 18.04.2017. Available at: >>>>
3 Поскольку Япония – ближайший и важнейший геополитический союзник США в Восточной Азии, Вашингтон избрал стратегию «диалога» с Токио, пытаясь в максимально возможной степени избежать использования языка угроз и шантажа.
4 По первому направлению совместного диалога стороны согласились выработать и внедрить одинаковые торгово-инвестиционные стандарты, договориться о совместных американо-японских торгово-инвестиционных проектах на региональном и глобальном уровнях, согласовать совместную позицию в отношении третьих сторон.
5 По второму направлению стороны решили гармонизировать свою политику в фискальных, монетарных и структурных областях в рамках стран «Большой семерки», на глобальном и региональном уровнях.
6 По третьему направлению совместного диалога стороны решили обсудить и выработать совместную политику в рамках отдельных секторов экономики, имея в виду получение взаимных экономических выгод и создание новых рабочих мест3.
3. Ibidem.
7

Пересмотр торгово-экономической политики в отношении Японии был начат администрацией Д. Трампа под влиянием серьёзных дисбалансов по всем направлениях торгово-экономических отношений двух стран в пользу Японии, включая не только экспортно-импортные операции, но и прямые инвестиции в различные сектора экономик двух стран4, накопившихся к моменту прихода к власти администрации Д. Трампа.

4. Лебедева Л. Ф. Трансконтинентальные партнёрства на перепутье: факторы, риски, последствия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т.10, № 4. С. 54–69. DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-4-54-69
8

Внешнеэкономическая неконкурентоспособность США: количественные показатели

 

На момент начала работы форума «Экономический диалог США – Япония» по размерам товарооборота Япония прочно занимала четвёртое место в списке основных торгово-экономических партнёров США после Китая, Канады и Мексики5. Пятую позицию непосредственно за Японией занимала Германия. Однако, если исключить двух географических соседей США – Канаду и Мексику, которые имеют «естественные» конкурентные преимущества в виде территориальной близости к США по сравнению со всеми остальными ведущими американскими торгово-экономическими партнёрами, то Япония находилась на втором месте после Китая среди всех «заокеанских» торгово-экономических партнёров с объёмом товарооборота в 2017 г. в 283,6 млрд долларов.

5. Международная торговля: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. А. В. Шишкин. М., 2017.
9 Торговый дефицит США в суммарной торговле товарами и услугами составил 55,5 млрд долл., который явился следствием дисбаланса между американским экспортом в Японию в размере 114,0 млрд долл. и американским импортом из Японии в размере 169,5 млрд долл. Двумя важнейшими характеристиками торгового баланса США как основного игрока в системе международных торгово-экономических связей являются:
10
  1. значительное превышение объёмов товарооборота товаров по отношению к товарообороту коммерческих услуг, соотношение которых в настоящее время составляет примерно 3:1;
  2. хронический дефицит в торговле товарами на фоне устойчивого профицита в торговле коммерческими услугами6.

Эта закономерность в полной мере нашла отражение в дефицитно-профицитном американо-японском товарообороте товаров и коммерческих услуг.

6. Member Information. United States of America and the WTO. Trade Profile. World Trade Organization. Available at: >>>>
11

В торговле товарами американский экспорт более чем в 2 раза уступал американскому импорту японских товаров: США экспортировали в Японию товарную продукцию на сумму 67,9 млрд долл., а импортировали – на сумму 136,5 млрд долл., и таким образом в 2017 г. товарооборот между двумя странами достиг отметки в 204,1 млрд долл. В 2017 г. доля Японии в общем объёме товарооборота США составила 5,3%. При этом дефицит баланса в торговле товарами составил 68,9 млрд долл., и он превосходил величину американского экспорта товаров в Японию! Оборот коммерческих услуг составил 79,5 млрд долл., и их доля в общем американо-японском внешнеторговом обороте товаров и услуг составила 28%, что примерно соответствовало «глобальному» соотношению оборота товаров и услуг США,. которые экспортировали в Японию коммерческие услуги в размере 46,4 млрд долл., а импортировали на сумму 33,1 млрд долл., таким образом имели профицит, равный сравнительно скромным 13,1 млрд долларов.

12 Примерно 45% американского экспорта товаров в Японию носит наукоёмкий и высокотехнологичный характер. Ведущие статьи американского экспорта: машины и оборудование – 7,5 млрд долл., оптические и медицинские приборы и инструменты – 7,0 млрд долл., авиационная техника – 6,5 млрд долл., электротехнические изделия – 4,9 млрд долл., прочие виды продукции обрабатывающих отраслей – 5,1 млрд долларов7. Всего в 2017 г. американский экспорт машин и оборудования составил 31,0 млрд долларов.
7. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions. Available at: >>>>
13 Среди прочих товарных позиций на первом месте идёт американский экспорт сельскохозяйственных продуктов на сумму 13 млрд долл., среди которых лидируют поставки кукурузы на сумму 2,1 млрд долл., далее следуют поставки говядины и изделий из неё на сумму 1,9 млрд долл., свинины и изделий из неё на сумму 1,6 млрд долл., соевых бобов на сумму 1,0 млрд долл. и пшеницы на сумму свыше 0,7 млрд долл. Непосредственно за сельскохозяйственной продукцией следовал экспорт химикатов и другой продукции химической отрасли на сумму около 12,0 млрд долл., топлива и энергоносителей на сумму примерно 6,0 млрд долл., металлов и минералов на сумму 3,7 млрд долл. и продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности США на сумму порядка 2,0 млрд долларов8.
8. The Year in Trade 2017. Operation of the Trade Agreements Program. 69th Report. United States International Trade Commission. August 2018. Publication Number: 4817. P. 291. Available at: >>>>
14 Американский экспорт японской товарной продукции на 85% состоит из изделий обрабатывающей промышленности, в том числе наукоёмкой и высокотехнологичной продукции на общую сумму 115,5 млрд долл. Ведущую роль играет импорт транспортных средств на сумму 70,6 млрд долл., в том числе импорт автомобилей в размере 51,0 млрд долл. и авиационной техники на сумму 4,0 млрд долл., электроники на сумму 21,5 млрд долл., машин и оборудования в размере 18,7 млрд долл., в том числе электрических машин и оборудования на сумму 17,0 млрд долл. Ведущей статьёй импорта прочих видов продукции является импорт химикатов и продукции химической промышленности на сумму около 12,0 млрд долл., минералов и металлов в размере 6,3 млрд долл. и продукции сельского хозяйства на сумму примерно 0,9 млрд долл.9 Таким образом, японский импорт изделий обрабатывающей промышленности в США почти в 4 раза превышает американский экспорт аналогичных видов продукции в Японию.
9. Ibidem.
15 В структуре американского экспорта коммерческих услуг доминирующую роль играют туристические услуги, доля которых составила в 2014 г. 37%, что в стоимостном выражении достигло 17,3 млрд долл. Можно также отметить, что в период 2011–2015 гг. среднегодовой объём экспорта коммерческих услуг США в Японию равнялся 44,9 млрд долл., при этом показатель 2014 г. cоставил 46,2 млрд долл., что в абсолютном выражении было почти идентично уровню 2017 г. На втором месте находились «профессиональные услуги», т.е. все виды услуг учёных, инженеров, техников, представителей искусства, включая образовательные и консультативные, доля которых составила 18%, или 8,5 млрд долл. Третью позицию занимали платежи за использование продукции интеллектуальной собственности, доля которых составила 17%, или 7,7 млрд долл. На четвёртом месте находился экспорт финансовых услуг, доля которых составила 13%, или 5,3 млрд долл. Пятую строчку занимали услуги по обслуживанию распределения товарных потоков, т.е. услуги оптовой и розничной торговли, комиссионеров и «аренды» товарных знаков и коммерческих обозначений. Их доля в американском экспорте коммерческих услуг составила 9%, а в абсолютном выражении почти 4,0 млрд долл. И, наконец, на шестом месте находились услуги средств связи (информационно-коммуникационных технологий – ИКТ), доля которых составила 5%, а абсолютная величина 2,3 млрд долларов.
16 В структуре американского импорта японских коммерческих услуг, достигшего в 2017 г. рекордного уровня, превысившего 30,0 млрд долл., основную роль играли платежи за использование продукции интеллектуальной собственности (44% и 12,3 млрд долл. в абсолютном выражении). Необходимо также указать, что в 2014 г. был установлен предыдущий рекорд американского импорта японских коммерческих услуг в объёме 28,2 млрд долл. На втором месте находились услуги по обслуживанию распределения товарных потоков (24% и 6,7 млрд. долл. в абсолютном выражении), на третьем месте – туристические и транспортные услуги (14% и 4,0 млрд долл. в абсолютном выражении) и на четвёртом месте – «профессиональные услуги», доля которых в 2014 г. составила 10%, а объём - 2,9 млрд долл.10 Такая структура японского экспорта коммерческих услуг в США на протяжении последних 10 лет позволила Японии увеличить объёмы своего экспорта на 35,7% по сравнению с 2007 г.11 Иными словами, японский экспорт коммерческих услуг в США оказался гораздо конкурентоспособнее чем американский экспорт.
10. Рассчитано по: U.S. Services Trade with Japan: 2011–15. United States International Trade Commission. Available at: >>>>

11. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions.Available at: >>>>
17 Усиление конкурентоспособности японского экспорта коммерческих услуг напрямую связано с колоссальными различиями в объёмах прямых инвестиций обеих стран в реальный сектор экономики США и Японии. По состоянию на 2017 г. объём американских накопленных прямых инвестиций в экономику Японии достиг 129,1 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2014 г., когда они составили 104,1 млрд долл., на 24%. Накопленные прямые инвестиции Японии в экономику США в 2017 г. достигли 469,1 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2014 г., когда они составляли 371,9 млрд долл., на 26,1%12. Таким образом, в настоящее время объём накопленных прямых инвестиций Японии в экономику США в 3,6 раза превышает накопленный объём американских инвестиций в японскую экономику, что и является одним из главных препятствий для попыток администрации Д. Трампа сократить суммарный дефицит США в торговле товарами и коммерческими услугами с Японией.
12. Рассчитано по: Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. News Release. 30.07.2018. PP. 5, 9. Available at: >>>>
18

Большая американо-японская торгово-экономическая игра: «тарифные» пешки и «троянские» инвестиции

 

Постепенная эволюция внешнеэкономической политики Японии привела к тому, что её важнейшей составляющей стали прямые инвестиции в американскую экономику13, ведущая роль среди которых принадлежит инвестициям в реальный сектор экономики. В настоящее время Япония – крупнейший инвестор в американскую экономику среди всех азиатских стран, а также восточной части Тихоокеанского региона. По состоянию на 2017 г. на долю Японии приходилось почти 70% (! – авт.) прямых накопленных иностранных инвестиций азиатских и восточно-тихоокеанских стран в американскую экономику, общий объём которых достиг 684,6 млрд долл.14 В итоге японские инвесторы были и остаются быстро развивающейся частью экономики США, причём степень их интеграции с американским рынком продолжает расти как через сети японских поставщиков, привлечённых к совместному инвестированию с основными изготовителями, так и за счёт контактов с собственно американскими компаниями. В этой связи можно указать, что в 2015 г. (последние имеющиеся статистические данные) японские фирмы и фирмы с участием японского капитала реализовали в США объём услуг на сумму 152,8 млрд долларов15.

13. Лебедева Л.Ф., Антипин С.А., Чжан Д. Юн. Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающей промышленности США // Международная торговля и торговая политика. 2015. №3 (3). С. 52–65.

14. Там же, p. 12.

15. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions. Available at: >>>>
19 Ведущую роль в структуре прямых накопленных инвестиций Японии в американскую экономику играют вложения в обрабатывающую промышленность США, объём которых в 2017 г. составил 157,3 млрд долл., или 1/3 всех японских инвестиций. На втором месте шли инвестиции в оптовую торговлю, объём которых составил 109,9 млрд долл., или 23,4% всех японских инвестиций, на третьем – инвестиции в финансовую сферу и страховой бизнес – 81,8 млрд долл., или 17,4% всех японских инвестиций. В итоге на эти три сферы активности японских инвесторов приходится 3/4 накопленных прямых инвестиций в экономику США. Эти три основные сферы инвестиционной активности Японии представляют собой законченную технологическую цепочку присутствия японских производителей в американской экономике: производимая промышленная продукция реализуется через сбытовую сеть оптовой торговли, и соответствующие производственные и сбытовые операции обеспечиваются финансовыми потоками и страховками, что в конечном счёте усиливает конкурентные позиции японского капитала в американской экономике. Сюда же следует отнести и японские вложения в сферу розничной торговли на сумму почти 10 млрд долларов.
20 Помимо этого, Япония вложила значительные средства в развитие сектора ИКТ на сумму 30,5 млрд долл. (6,5% всего объёма японских прямых инвестиций) и в систему депозитарных учреждений – 26,6 млрд долл. (5,7% всего объёма японских инвестиций). Эти вложения, наряду с инвестициями в развитие сферы профессиональных и научно-технических услуг в размере 9,0 млрд долл., также органично дополняют «японский сегмент» экономики США16.
16. Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. News Release. 30.07.2018. P. 12. Available at: >>>>
21 Основную роль в структуре инвестиций в обрабатывающие отрасли американской экономики играют вложения в развитие средств транспорта, главным образом в производство легковых автомобилей, и электрооборудование, включая компоненты и бытовые приборы, на общую сумму 53,9 млрд долл., или примерно 35% накопленных японских инвестиций в обрабатывающую промышленность17.
17. Рассчитано по: News Release. Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. 30.07.2018. P. 12.
22 Способность японских автопроизводителей обходить американские таможенные барьеры может быть наглядно проиллюстрирована следующими данными: если в 1986 г. только 12% автомобилей японских марок, проданных в США, были произведены в Северной Америке и 88% японских автомобилей было импортировано, то в 2017 г. доля произведённых в США японских автомобилей увеличилась более чем в 6 раз и достигла 75%; соответственно, доля импортированных из Японии автомобилей упала до 25%18.
18. Japanese Brand Automobile and Motorcycle Trends in Japan & the U.S. Japanese-Branded Motor Vehicle Trends in Japan: 1989-2017. JAMA. Available at: >>>>
23 В начале 1980-х годов компании – члены Японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), в которую входят такие известные автомобильные компании, как «Тойота», «Мазда», «Ниссан моторс корпорейшн», «Хонда» и ряда других всемирно известных марок, построили первые автомобильные заводы в штатах Огайо, Теннесси, Кентукки и Индиана. По мере того, как вследствие роста курса иены по отношению к доллару инвестирование в экономику США становилось дешевле по сравнению с внутренним инвестированием, к 2017 г. эти компании владели уже 24 автомобильными заводами и 44 конструкторскими бюро и испытательными центрами в 19 штатах. В начале 1990-х годов количество произведённых в США и импортированных из Японии автомобилей сравнялось, но особенно быстрыми темпами японские компании стали наращивать производство автомобилей после мирового финансово-экономического кризиса 2007–2009 гг. В результате в этот период японские компании увеличили ежегодное производство автомобилей в США с 2,0 млн до 3,8 млн. Помимо этого, в 2017 г. на американских заводах, принадлежавших японским автопроизводителям, было произведено 4,4 млн двигателей.
24 Параллельно с расширением производства автомобилей и другой автотехники японские компании расширяли занятость в американской экономике. В 2017 г. на японских автомобильных заводах в США было занято 92,7 тыс. человек, из которых 65,5 тыс. занимались непосредственно производственными процессами, 5,6 тыс. человек – научными исследованиями и конструкторскими разработками и 21,6 тыс. человек – управлением, продажей и сервисным обслуживанием производимой и продаваемой автотехники. Помимо этого, японский сегмент автопрома США обеспечивал занятость по меньшей мере 350 тыс. рабочих и служащих в смежных отраслях американской экономики практически на всей территории США – в производстве, НИОКР, управлении процессами, продажах, поставке комплектующих, логистике и т.д. В этой связи можно указать, что в 2017 г. японские фирмы приобрели для своих производственных и иных нужд продукции американской промышленности, главным образом в виде запасных частей, узлов и деталей на общую сумму 70 млрд долларов.
25 Влияние «троянского коня» японского автопрома на американскую экономику не ограничилось только лишь национальными границами США; в 2017 г. японские автопроизводители в США произвели 423,4 тыс. легковых автомобилей и грузовиков19, которые были поставлены на экспорт, что не только уменьшило экспортные возможности собственно американских автомобильных корпораций, но и, по сути, внесло свой вклад «с восточным ароматом» в идеологему Д. Трампа «Сделаем Америку снова великой!», важнейшей составной частью которой являются планы по резкому увеличению объёмов американского экспорта в другие страны.
19. JAMA in America. A Strong Commitment to Manufacturing & the American Work Force. 2018-2019 Contributions Report. P.6. JAMA Available at: >>>> - 2019 Contributions Report. P.7.
26 В целом в 2015 г. занятость в японских фирмах и их филиалах на территории США достигла 856,1 тыс. человек, а объём продаж – 756,1 млрд долл. Для сравнения можно указать, что американские корпорации и их филиалы обеспечивали занятостью в японской экономике 350,6 тыс. человек, а объём их продаж составил 230,1 млрд долл. (данные за 2016 г.), что в 3,3 раза меньше по показателю объёма продаж по сравнению с японскими фирмами и их филиалами20.
20. Japan - International Trade and Investment Country Facts. Bureau of Economic Analysis. Available at: >>>>
27 Эти показатели самым наглядным и убедительным образом свидетельствуют о том, что проблема дисбаланса в торговых отношениях между Японией и США в пользу Японии является производной от размещения капитала и производственных мощностей каждой из стран в пределах национальных границ государства – партнёра по торгово-экономическим отношениям. Поэтому «инстинктивный» подход администрации Трампа по сокращению дефицитов торгового баланса в торговых отношениях США с Японией скорее форма реагирования на симптомы экономических дисфункций, нежели средство лечения «застарелых», хронических экономических недугов.
28 Помимо этого, существует значительная структурная несбалансированность между инвестициями Японии и США в экономики друг друга, выражаемые в том, что если японские фирмы инвестируют средства преимущественно в обрабатывающие отрасли экономики и её реальный сектор, то американские фирмы и корпорации – преимущественно в сферу услуг, главным образом в финансы и страховой бизнес. Американские инвестиции в японскую экономику следует рассматривать в более широком контексте – по сравнению с американскими вложениями в экономики других азиатских и тихоокеанских стран. В отличие от Японии, которая является главным азиатским и тихоокеанским инвестором в американскую экономику, США в погоне за максимальными сверхприбылями «размазали» свои накопленные к 2017 г. инвестиции в размере почти 1,0 трлн долл. сравнительно «тонким слоем» по бутерброду ведущих восточноазиатских экономик, включая экономику Австралии. В результате в 2017 г. доля американских накопленных инвестиций в общем объёме американских инвестиций в экономику восточноазиатских стран едва достигала 14,0% (! – авт.)21.
21. Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. News Release. 30.07.2018. P. 8.
29 Примерно половина всех американских накопленных инвестиций в японскую экономику в сумме 64,1 млрд долл. приходилась на долю финансов и страховых услуг; инвестиции в обрабатывающие отрасли экономики едва превысили 20,0%, или всего 26,1 млрд долл., из которых американцы сосредоточили основное внимание на инвестициях в химическую промышленность и в производство компьютеров и электронных компонентов в сумме по 5,9 млрд долл. в каждую отрасль. Таким образом, на химию и компьютеры приходится немногим более 45,0% всех американских капиталовложений в реальный сектор японской экономики. Среди других отраслей американских инвестиций в японскую экономику можно выделить инвестиции в сумме 10,2 млрд долл. в развитие информационного сектора (порядка 8,0% всего объёма американских инвестиций) и 6,1 млрд долл. в развитие оптовой торговли (4,7% всего объёма американских инвестиций в японскую экономику)22.
22. Ibidem.
30 Структура накопленных американских инвестиций в японскую экономику носит фрагментарный характер, что в целом затрудняет для американских фирм получение весомого конкурентного преимущества. Как и в случае с американскими инвестициями в экономику восточноазиатских стран, американским инвестициям в японскую экономику также присущи значительные элементы «размазывания по бутерброду», за исключением вложений в финансовую сферу. Но если эту сферу взять в качестве референтной для направленности американских инвестиций в японскую экономику, то полярность американского и японского подхода к инвестиционной политике становится очевидной: японцы вкладывают в реальный сектор американской экономики, а американцы – в японскую экономическую «виртуальность». И даже несмотря на это, американские фирмы в Японии заметно уступали своим японским конкурентам на территории США, сумев реализовать в 2015 г. (последние имеющиеся данные) услуг на сумму 68,8 млрд долл., или в 2,2 раза меньше23.
23. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions.Available at: >>>>
31

Тарифная составляющая в современных американо-японских торговых отношениях

 

Поскольку США и Япония – члены Всемирной торговой организации (ВТО) с момента её основания в 1995 г., одной из важнейших целей создания которой считалось максимально возможное снижение тарифов и таможенных пошлин в торговых отношениях стран – участниц организации вплоть до их полной ликвидации, то за два с небольшим десятилетия пребывания в ней и Япония, и США немало сделали для их постепенного уменьшения. В результате в настоящее время таможенно-тарифные режимы Японии и США более или менее гармонизированы между собой, однако японский рынок в целом несколько лучше защищён по сравнению с американским рынком товаров и услуг.

32 Это выражается, прежде всего, в том, что по состоянию на 2016 г. простой японский тариф наиболее благоприятствуемой нации составлял 4,0%. В свою очередь, он слагался из среднего тарифа на импортируемую сельскохозяйственную продукцию, равного 13,1%, и из среднего тарифа на импортируемую несельскохозяйственную продукцию в размере 2,5%. Применительно к США эти показатели по состоянию на 2016 г. выглядели следующим образом: простой американский тариф наиболее благоприятствуемой нации составлял 3,5%, средний тариф на импортируемую сельскохозяйственную продукцию равнялся 5,2% и средний тариф на импортируемую несельскохозяйственную продукцию – 3,2%.
33 Иными словами, американский импортный рынок несельскохозяйственной продукции, в доступе к которому прежде всего заинтересована Япония, в целом лучше защищён по сравнению с аналогичным японским рынком. Однако японский рынок сельскохозяйственной продукции, к доступу на который прежде всего заинтересованы США, гораздо лучше защищён по сравнению с аналогичным американским рынком. Сопоставление импортных тарифов на несельскохозяйственную продукцию Японии и США – 2,5% и 3,2%, показывает, что при принятии уровня японского тарифа за 100%, величина американского аналога превышает японский всего на 28%, в то время как при сопоставлении импортных тарифов на сельскохозяйственную продукцию и при принятии японского тарифа за 100%, его американский аналог оказывается в 2,5 раза меньше по сравнению с японским импортным тарифом на сельскохозяйственную продукцию.
34 Помимо этого, значительная часть импортируемой и экспортируемой продукции Японии и США в их взаимной двухсторонней торговле, главным образом несельскохозяйственной продукцией, учитывая невысокий размер импортных пошлин, торгуется беспошлинно. В итоге, по состоянию на 2015 г. средний размер американских таможенных пошлин на японскую сельскохозяйственную продукцию составлял 4,7% и примерно 27% японской сельскохозяйственной продукции (по стоимости) поступало на американский рынок беспошлинно, а средний размер американских таможенных пошлин на японскую продукцию несельскохозяйственного назначения составлял 3,9% и немногим более 40% японской продукции несельскохозяйственного назначения поступали на американский рынок беспошлинно.
35 Со стороны США ситуация с экспортом американской продукции в Японию выглядела следующим образом. По состоянию на 2015 г. средний тариф на американскую сельскохозяйственную продукцию, поставлявшуюся на японский рынок, составлял 19,3%, но при этом примерно 46% американского сельскохозяйственного экспорта (по стоимости) поступало на японский рынок беспошлинно. Применительно к американской продукции несельскохозяйственного назначения, средний размер японских пошлин составлял всего 3%, и поэтому почти 85% (! – авт.) американской продукции несельскохозяйственного назначения ввозилось в Японию беспошлинно24.
24. WTO ITC UNCTAD. World Tariff Profiles 2017. PP. 101, 177. Available at: >>>>
36 Определённый дисбаланс в тарифной политике обеих стран был очевиден, и хотя он вряд ли мог существенно повлиять на структурные изменения в американо-японских торговых потоках, тем более в краткосрочной перспективе, повод для начала большой американо-японской «торговой разборки» был налицо, и именно в духе восточных единоборств администрация Д. Трампа и начала «диалог» с правительством С. Абэ.
37

Диалоги о грядущей американо-японской «торговой войне»?

 

16 октября 2017 г. в Вашингтоне состоялся второй раунд форума «Экономического диалога США – Япония» под руководством вице-президента США М. Пенса и заместителя премьер министра Японии Т. Асо продолжительностью примерно 2 часа, на котором присутствовали достаточно представительные делегации обеих стран. В ходе встречи по первому направлению деятельности форума был отмечен определённый прогресс в отношении двусторонних торговых переговоров, включая снятие ограничений на японскую хурму и американский картофель из Айдахо. В сфере торговли автомобилями японская сторона пообещала упростить процедуры проверки уровня шума и выбросов для американских автомобилей, сертифицированных в соответствии с требованиями принятой в рамках ТПП преференциальной процедуры обработки (ППО), предусматривающей более быструю и упрощённую процедуру сертификации импортируемых из США американских автомобилей, и удвоить соответствующую квоту для американской автотехники25. Япония обязалась соблюдать принципы прозрачности и справедливости в своей системе географической маркировки производимой продукции в соответствии с внутренними законодательством и нормативами, в том числе и такими, которые получают защиту через системы международных соглашений. Япония также обязалась соблюдать постоянную прозрачность своей политики возмещения расходов, связанных с инновациями в области наук о жизни.

25. TPP. U.S.-Japan Motor Vehicle Trade Non-Tariff Measures. PP. 2-3. Office of the United States Trade Representative. Available at: >>>>
38

По второму направлению деятельности форума США и Япония пришли к единому мнению о том, что «режимы финансового регулирования должны быть откалиброваны, имея в виду цель снижения нормативных издержек и финансовой нагрузки при сохранении высоких стандартов безопасности, надёжности и подотчётности финансовой системы для общественности»26.

26. Joint Press Release from Vice President Mike Pence and Deputy Prime Minister Taro Aso on the Second Round of the U.S.-Japan Economic Dialogue. The White House. 16.10.2017. Available at: >>>>
39 И, наконец, по третьему направлению работы форума – секторальному сотрудничеству между США и Японией – стороны завершили переговоры по Меморандуму о сотрудничестве, предусматривающему активизацию кооперации в транспортном секторе, включая развитие инфраструктуры, её финансирование и техническое обслуживание, а также разработку и создание интеллектуальных транспортных систем. В отношении взаимодействия в области энергетики, стороны обязались добиться определённого прогресса в самом ближайшем будущем в решении проблем транспортировки и потребления сжиженного природного газа, высокоэффективных методов добычи и переработки угля и углеводородов, прогресса в сферах гражданской ядерной энергетики и энергетической инфраструктуры27.
27. Ibidem.
40 За обтекаемыми формулировками итогового коммюнике отчётливо просматривалось отсутствие серьёзного прогресса в решении наиболее острых проблем американо-японских торгово-экономических отношений. Более того, из текста коммюнике невозможно понять, в чем именно состоит «гордиев узел» американо-японских торгово-экономических противоречий, хотя было совершенно очевидно, что в этих отношениях «главным должником» была Япония, которая, по сути, должна была постоянно идти на многочисленные односторонние уступки США с тем, чтобы «нормализовать» эти отношения.
41 Летом 2018 г. Государственный департамент США выпустил программный Меморандум об американо-японских отношениях по состоянию на 2018 г., в котором чётко и недвусмысленно очертил круг американских торгово-экономических претензий к Японии. В Меморандуме говорилось, что «двусторонние отношения США и Японии характеризуются значительными торговыми и инвестиционными потоками. Однако дефицит торгового баланса Соединённых Штатов с Японией является третьим по величине в мире. Экономическая политика США в отношении Японии направлена на устранение этого торгового дефицита посредством свободной, справедливой и взаимной торговли. В частности, Соединённые Штаты стремятся расширить доступ к рынкам Японии, увеличить двусторонние инвестиции, стимулировать экономический рост, основанный на спросе, активизировать экономическую реструктуризацию, улучшать климат для инвесторов в США и повышать уровень жизни в обеих странах»28.
28. U.S. Relations with Japan. Bureau of East Asian and Pacific Affairs. Fact Sheet. U.S.Department of State. 17.07.2018. Available at: >>>>
42 Помимо проблемы сокращения торгового дефицита как главной приоритетной задачи американо-японских отношений, вторым важнейшим приоритетом американской торговой политики в отношении Японии стало заключение двустороннего американо-японского соглашения о зоне свободной торговли29. В конце сентября 2018 г., во время встречи в Нью-Йорке Д. Трампа и премьер-министра С. Абэ, стороны договорились начать переговоры о заключении соответствующего соглашения. Центральными проблемами заключения американо-японского соглашения о зоне свободной торговли были объявлены: применительно к Японии – обеспечение с её стороны максимально возможного доступа на японский рынок американской продукции сельскохозяйственного назначения, рыболовства и продукции лесной промышленности. Применительно к США – формирование такой структуры американо-японского рынка автомобильной техники, которая позволила бы в максимальной степени увеличить производства автомобилей в США и создать максимально возможное число рабочих мест30. При этом стороны условились, что во время переговоров никакого повышения тарифов, в особенности на японские автомобили, ввозимые в США, не будет.
29. Walters R. A U.S.–Japan Free Trade Agreement in 2018.No. 4702, | 4.05.2017. The Heritadge Foundation. Available at: >>>>

30. Ministry of Foreign Affairs of Japan. Japan – United States of America Relations. Japan - U.S. Summit Meeting. 2.09.2018. Joint Statement of the United States and Japan. P. 1. Available at: >>>>
43 В этой связи следует иметь в виду, что за два года «американо-японского экономического диалога» стороны практически нисколько не продвинулись в направлении снижения американо-японского дефицита в торговле товарами. Так, с января по август 2017 г. дефицит торгового баланса США с Японией составил 46,3 млрд долл., а в период с января по август 2018 г. (последние имеющиеся данные) – 46,1 млрд долл. Американский экспорт в Японию за первые 8 месяцев 2018 г. увеличился на 4,5 млрд долл., но симметрично на аналогичную сумму вырос и американский импорт из Японии31.
31. Trade in Goods with Japan. 2018: U.S. trade in goods with Japan. 2017: U.S. trade in goods with Japan. United States Bureau of Census. Foreign Trade. Available at: >>>>
44 В условиях «вялотекущего» американо-японского экономического диалога, который умело затягивается японской стороной по причине очевидной выгоды для Японии от текущей структуры торгово-экономических связей с США, по итогам третьего раунда экономического диалога, состоявшегося в Токио 13 ноября 2018 г., стороны договорились о необходимости заключения американо-японского «модельного» торгового соглашения, переговоры о котором начнутся в начале следующего, 2019 г.32
32. In Tokyo, Pence praises U.S.-Japan alliance as ‘model’ for Asian nations. - “The Japan Times”, 11/13/2018. Available at: >>>>
45 В том случае если в конечном счёте Соединённым Штатам и Японии не удастся договориться о быстром заключении двустороннего соглашения о зоне свободной торговли, возможно начало масштабной торгово-экономической войны между этими странами, в ходе которой США надеются «радикально» решить проблему хронического американо-японского торгового дефицита. Основным объектом «торговой войны» может стать импортируемая в США японская автотехника, объём которой в общем американском «глобальном» импорте автотехники составляет внушительные 47%33. Администрация Д. Трампа рассматривает возможность введения импортных пошлин в размере 25% на ввозимую в США автотехнику, в том числе и японскую.
33. Brinkley J. Trump's Next Trade War Target: Japan. // Forbes, 24.09.2018 Available at: >>>>
46 Окончательное решение по вопросу импортных пошлин на импортируемую автотехнику, скорее всего, будет принято администрацией Д. Трампа в начале 2019 г., когда истечёт срок проведения маркетингового исследования Министерства торговли США, инициированного Белым домом ещё в мае 2018 г., о влиянии импорта автотехники на национальную безопасность США34. Если Министерство торговли признает факт существования функциональной взаимосвязи между национальной безопасностью и импортируемой автотехникой, это может стать основанием для введения пошлин на импортируемую автотехнику и началом торговой войны США с Японией (помимо автопроизводителей других стран).
34. Department of Commerce. Notice of Request for Public Comments and Public Hearing on Section 232 National Security Investigation of Imports of Automobiles, Including Cars, SUVs, Vans and Light Trucks, and Automotive Parts. // Federal Register. Vol. 83, No. 104, 30.05.2018 / Notices. PP 24735-24737.
47

Фундаментальная причина колоссального дисбаланса в американо-японской торговле продукцией обрабатывающей промышленности состоит в том, что издержки производства японских изделий ниже американских, а качество – выше. Как указывали в этой связи американские аналитики, «Трамп считает, что торговый дефицит является результатом несправедливого отношения к Соединённым Штатам со стороны его торговых партнёров. Однако это положение неприменимо к Японии. Во-первых, в Японии нет импортных тарифов на автотехнику. Все иномарки выходят на японский рынок беспошлинно. Во-вторых, японские автопроизводители выпускают более качественную продукцию по сравнению с американскими. Все это знают, но никто из американских политиков или руководителей автомобильной промышленности или профсоюза автостроителей никогда не признается в этом»35.

35. Brinkley J. Op.cit.

References

1. Presidential Memoranda. Presidential Memorandum Regarding Withdrawal of the United States from the Trans-Pacific Partnership Negotiations and Agreement. The White House. 23.01.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-regarding-withdrawal-united-states-trans-pacific-partnership-negotiations-agreement/

2. Statements & Releases. Joint Press Release from Vice President Mike Pence and Deputy Prime Minister Taro Aso on the U.S.-Japan Economic Dialogue. The White House. 18.04.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/joint-press-release-vice-president-mike-pence-deputy-prime-minister-taro-aso-u-s-japan-economic-dialogue/

3. Lebedeva L.F. Transkontinental'nye partnyorstva na pereput'e: faktory, riski, posledstviya // Kontury global'nykh transformatsij: politika, ehkonomika, pravo. 2017. T.10, № 4. S. 54–69. DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-4-54-69

4. Mezhdunarodnaya torgovlya: vchera, segodnya, zavtra. Otv. red. Shishkin A.V. Moskva: RUSAJNS. 2017. 234 s.

5. Member Information. United States of America and the WTO. Trade Profile. World Trade Organization. Available at: https://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/usa_e.htm.

6. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/japan.

7. The Year in Trade 2017. Operation of the Trade Agreements Program. 69th Report. United States International Trade Commission. August 2018. Publication Number: 4817. P. 291. Available at: https://www.usitc.gov/research_and_analysis/year_in_trade.pdf.

8. Rasschitano po: U.S. Services Trade with Japan: 2011–15. United States International Trade Commission. Available at: https://www.usitc.gov/publications/industry_econ_analysis_332/2017/japan.htm).

9. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions.Available at: https://ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/japan.

10. Rasschitano po: Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. News Release. 30.07.2018. PP. 5, 9. Available at: https://www.bea.gov/news/2018/direct-investment-country-and-industry-2017.pdf.

11. Lebedeva L.F., Antipin S.A., Chzhan D. Yun. Pryamye inostrannye investitsii v obrabatyvayuschej promyshlennosti SShA // Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2015. №3 (3). S. 52–65.

12. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/japan.

13. Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. News Release. 30.07.2018. P. 12. Available at: https://www.bea.gov/news/2018/direct-investment-country-and-industry-2017.pdf.

14. Rasschitano po: News Release. Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. 30.07.2018. P. 12.

15. Japanese Brand Automobile and Motorcycle Trends in Japan & the U.S. Japanese-Branded Motor Vehicle Trends in Japan: 1989-2017. JAMA. Available at: https://www.jama.org/japanese-brand-automobile-and-motorcycle-trends-in-japan-the-u-s/

16. JAMA in America. A Strong Commitment to Manufacturing & the American Work Force. 2018-2019 Contributions Report. P.6. JAMA Available at: https://www.jama.org/2018-2019-contributions-report-shows... - 2019 Contributions Report. P.7.

17. Japan - International Trade and Investment Country Facts. Bureau of Economic Analysis. Available at: https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm.

18. Direct Investment by Country and Industry: 2017. BEA 18-38. Bureau of Economic Analysis. News Release. 30.07.2018. P. 8.

19. Japan. U.S.-Japan Trade Facts. Office of the United States Trade Representative. Countries & Regions.Available at: https://ustr.gov/countries-regions/japan-korea-apec/japan.

20. WTO ITC UNCTAD. World Tariff Profiles 2017. PP. 101, 177. Available at: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles17_e.pdf.

21. TPP. U.S.-Japan Motor Vehicle Trade Non-Tariff Measures. PP. 2-3. Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/.../TPP-Summary-US-Japan-Motor-Vehicle-T...

22. Joint Press Release from Vice President Mike Pence and Deputy Prime Minister Taro Aso on the Second Round of the U.S.-Japan Economic Dialogue. The White House. 16.10.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/joint-press-release-vice-president-mike-pence-deputy-prime-minister-taro-aso-second-round-u-s-japan-economic-dialogue/

23. U.S. Relations with Japan. Bureau of East Asian and Pacific Affairs. Fact Sheet. U.S.Department of State. 17.07.2018. Available at: https://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/4142.htm.

24. Walters R. A U.S.–Japan Free Trade Agreement in 2018.No. 4702, | 4.05.2017. The Heritadge Foundation. Available at: https://www.heritage.org/global-politics/report/us-japan-free-trade-agreement-2018.pdf.

25. Ministry of Foreign Affairs of Japan. Japan – United States of America Relations. Japan - U.S. Summit Meeting. 2.09.2018. Joint Statement of the United States and Japan. P. 1. Available at: https://www.mofa.go.jp/na/na1/us/page3e_000938.html.

26. Trade in Goods with Japan. 2018: U.S. trade in goods with Japan. 2017: U.S. trade in goods with Japan. United States Bureau of Census. Foreign Trade. Available at: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5880.html.

27. In Tokyo, Pence praises U.S.-Japan alliance as ‘model’ for Asian nations. - “The Japan Times”, 11/13/2018. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2018/11/13/national/politics-diplomacy/tokyo-pence-praises-u-s-japan-alliance-model-asian-nations/#.XAlvkFKB2Rs.

28. Brinkley J. Trump's Next Trade War Target: Japan. // Forbes, 24.09.2018 Available at: https://www.forbes.com/.../trumps-next-trade-war-target-japan.

29. Department of Commerce. Notice of Request for Public Comments and Public Hearing on Section 232 National Security Investigation of Imports of Automobiles, Including Cars, SUVs, Vans and Light Trucks, and Automotive Parts. // Federal Register. Vol. 83, No. 104, 30.05.2018 / Notices. PP 24735-24737.

Comments

No posts found

Write a review
Translate