Смертоносные автономные системы вооружений и искусственный интеллект: Германия на фоне США
Смертоносные автономные системы вооружений и искусственный интеллект: Германия на фоне США
Аннотация
Код статьи
S207054760032426-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хришкевич Татьяна Георгиевна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Выпуск
Аннотация

В статье исследуются позиция правительства ФРГ в отношении летальных автономных систем вооружения (САС) в сравнении с американскими подходами как к определению САС, так и к их применению в зонах боевых конфликтов. Сопоставляется военно-промышленное производство автономных систем вооружения в ФРГ и США и их поставки на Украину; анализируются точки зрения представителей двух стран в ходе международных переговоров по смертоносным автономным системам вооружения с искусственным интеллектом в рамках работы группы правительственных экспертов по новейшим технологиям при ООН. Рассмотрены общественная и политическая дискуссии, развернутые вокруг автономных систем вооружения в Германии. 

Ключевые слова
Германия, США, смертоносные автономные системы вооружения, САС, искусственный интеллект
Классификатор
Получено
25.08.2024
Дата публикации
30.09.2024
Всего подписок
3
Всего просмотров
93
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год
1

Введение

 

Быстрое развитие автономных систем вооружения в первой трети XXI века поставило перед международным сообществом экзистенциальный вопрос: до какой степени выбор между жизнью и смертью может быть делегирован машинам? Так как смертоносные автономные системы вооружения (САС) или Lethal Autonomous weapons systems (LAWS), использующие искусственный интеллект, могут радикально изменить способ принятия решений в вооружённых конфликтах.

2

Разработка и боевое применение САС вызывает определённый исследовательский интерес и в настоящее время опубликован целый ряд научных статей1. Однако посвящены они преимущественно аспектам международного права, так как согласованного подхода к статусу САС на мировой арене нет. В первую очередь, эти разногласия существуют между группой стран, производящих летальное автономное вооружение и группой стран, покупающих или не имеющих его. Особое место в этом диалоге занимает Германия, которая сохраняет приверженность наложенным на неё военно-политическим ограничениям. При этом в военных кругах назрел запрос на повышение обороноспособности государства, тогда как гражданское общество намерено сохранить статус-кво. Решение этой проблемы находится, в том числе, в прямой зависимости от того, как понимать «автономные системы вооружений».

1. Иванов Д.В., Корженяк А.М., Лапихина Е.C. Смертоносные автономные системы вооружений и международное право. Московский журнал международного права. 2021 № 3. С. 6-19.  DOI.org/10.24833/0869-0049-2021-3-6-19 ; Захаров Т.В. Правовые проблемы разработки и применения автономных систем вооружения. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. № 3. С. 208-2019.
3

Когда говорят об существующих автономных системах вооружения, обычно подразумевают автономные или полуавтономные мобильные системы вооружения с дистанционным управлением. На сегодняшний день не существует единого, признанного на международном уровне определения САС. Одно из самых распространенных принадлежит Международному Комитету Красного Креста (МККК): это любая система вооружения, обладающая автономией в своих важнейших функциях, которая может выбирать и атаковать цели без вмешательства человека2. Эти системы впервые появились в 1980-х годах; но технологическое развитие позволило увеличить дальность их действия, полезную нагрузку и включение технологий искусственного интеллекта (ИИ). Искусственный интеллект не является обязательным условием для функционирования автономных систем вооружения, но может их активировать. Искусственный интеллект также может использоваться в качестве вспомогательного средства в системах, которые напрямую управляются человеком3.

2. Позиция МККК в отношении автономных систем вооружений [Электронный ресурс]. Available at: >>> (Дата обращения: 26.08.2024)

3. Lethal Autonomous Weapon Systems (LAWS). Available at: >>> (accessed 29.08 2024).
4 Помимо отсутствия единого определения, проблему создаёт масштаб потенциального регулирования. Должна ли регулироваться разработка автономных систем вооружения или правила должны быть ограничены использованием этого оружия? Обычные зенитные системы уже имеют автономные элементы и самостоятельно ведут огонь по своим целям. Какое место в регулировании должны занимать выбранные для удара цели: материально-технические объекты и люди? Нужно ли разделять оружие по наступательному или оборонительному принципу? В этом контексте автономия становится фактором, сопряжённым с рисками на моральном, техническом и юридическом уровнях.
5

Остаётся спорным вопрос: означают ли автономные системы вооружения только полностью автономные системы с искусственным интеллектом или частично автоматизированные, то есть системы, в которых некоторые функции выполняются автономно, а другие контролируются людьми? Одна из граней дискуссии вращается, например, вокруг вопроса: являются ли крылатые ракеты разновидностью летальных автономных систем вооружения. Американские зенитный ракетный комплекс «Пэтриот», корабельная боевая система «Иджис» – всё это примеры летальных автономных систем вооружения4.

4. Хасан, Ф.М., Осман, Н.Д. Автономное вооружение на основе искусственного интеллекта и индивидуальная уголовная ответственность согласно Римскому статуту. Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1(2). P. 465. DOI.org/10.21202/jdtl.2023.19
6 На текущий момент полноценный искусственный интеллект в используемых автономных системах вооружения отсутствует, а человек всё ещё находится в цикле принятия решений. Но именно разработки в области искусственного интеллекта сейчас играют важную роль в военной сфере. Он уже используется в боевых самолётах, беспилотниках, турелях в качестве средства управления, для навигации и обнаружения целей. Отсутствие единого подхода к регулированию в военной промышленности приводит к бесконтрольному использованию ИИ. Это в свою очередь ставит под угрозу стратегическую стабильность, сводя к минимуму человеческий фактор, способствуя гонке технологических вооружений и широкому распространению САС.
7 Использование САС с искусственным интеллектом всегда несёт в себе риск возникновения ошибок. Хотя люди тоже совершают ошибки, их можно контролировать. Машины не обязательно знают, что они совершают ошибку, в некоторых случаях невозможно сразу определить причину и исправить её. На юридическом уровне неясно, как обеспечить соблюдение машинами принципов международного права, таких как различие между гражданскими лицами и комбатантами. Также не ясно, кто несёт ответственность за действия автономного оружия и кто может быть привлечён к ответственности в случае неправомерных действий.
8

Именно на эти аспекты указали в открытом письме правительству ФРГ в 2021 году 62 известных немецких учёных, работающих в области информатики, исследующих робототехнику и искусственный интеллект. Они призвали к созданию «юридически обязательной международной нормативной базы для использования «автономности в системах вооружений»5.

5. Neue Bundesregierung soll Killer-Roboter einhegen [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 12.08.2024).
9 Подобный призыв объясним не только из этических соображений. Среди стран разработчиков и производителей автономного вооружения уже появились и мировые лидеры, и аутсайдеры. К лидерам принадлежат США, тогда как ФРГ, позиционирующая себя как одного из ведущих мировых игроков, чувствует серьёзное технологическое отставание. Особенно это заметно на фоне отсутствия производства летальных автономных систем вооружения и в объёмах поставок не летальных автономных систем вооружения, в том числе в зоны конфликтов.
10

Из четырёх крупнейших компаний ФРГ, производящих оружие, – «Хеклер и Кох» (Heckler & Koch), «Рейнметалл» (Rheinmetall), «ТиссенКрупп марине системс» (ThyssenKrupp Marine Systems) и «Краус-Маффай Вегманн» (Kraus-Maffei Wegmann) – только у «Рейнметалл» и «ТиссенКрупп марине системс» есть разведывательные или исследовательские беспилотные летательные аппараты разной степени автономности. В частности, «Рейнметалл», являющийся одним из ведущих мировых лидеров в сфере современных ПВО, производит беспилотную авиационную систему воздушной разведки и наблюдения ЛУНА (LUNA)6. Компания «ТиссенКрупп марине системс» разрабатывает и производит беспилотные военно-морские системы7. Одновременно в ФРГ существуют компании, специализирующиеся на производстве гражданских беспилотных летательных аппаратов. Например, «Квантум-системс» (Quantum-Systems), зарегистрированная в 2011 году, производит БПЛА «Вектор», с возможностями искусственного интеллекта8, а также компания «Германдронс» (Germandrones), которая выпускает серию аппаратов вертикального взлёта и посадки «Сонгбирд», используемые в разведывательных целях9. В то же время в США несколько компаний производят как летальные, так и не летальные автономные системы вооружений, в том числе барражирующие боеприпасы. Среди них «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), «Боинг» (Boeing), «Киберлюкс» (Cyberlux) и «Рэйтион» (Raytheon).

6. LUNA UAS [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

7. Naval Electronic Systems [Elektronische Ressource]. Available at: >>>  (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

8. Vektor [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 26.08.2024).
  
9. Songbird [Elektronische Ressource]. Available at: >>>(Behandlungsdatum: 26.08.2024).
11

Разница хорошо видна не только в объёмах производства, но и в поставках в зоны конфликтов. Например, американские поставки САС на Украину включают сотни атакующих барражирующих боеприпасов «Свитчблэйд», «Феникс Гост», разведывательные БПЛА «Киберлюкс-К8», «Альтиус-600», «Джамп-20», «Хорнет», «Пума», «Скан игл», «Пингвин». Помимо этого, США поставляют радары для БПЛА, тысячи авиационных ракет «Зуни», «Гидра-70»10. Немецкие поставки автономных систем включают нелетальные аппараты, за период 2022–2024 годы 50 надводных дронов, 288 разведывательных дронов «Вектор», 7 разведывательных дронов «Сонгбирд», 1 разведывательный комплекс «Луна НГ». К дальнейшей поставке планируется 187 разведывательных дронов «Вектор»11.

10. U.S. Security Cooperation with Ukraine. Available at: >>>  (accessed 29.08 2024).

11. Diese Waffen und militärische Ausrüstung liefert Deutschland an die Ukraine [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 26.08.2024).
12 У бундесвера, политических партий и правительства ФРГ есть разное понимание САС, которое прослеживается в политических дискуссиях уже на протяжении целого ряда лет. Именно США выступают центральным ориентиром для немецких экспертов в сравнительно-аналитических исследованиях. Однако официальная позиция федерального правительства направлена в сторону запрета на летальное автономное вооружение. Осложняет дискуссию отсутствие международного согласия в определении САС и регулировании его применения.
13

Проблема международного консенсуса

 

В международном праве отсутствует документ, запрещающий использование САС с искусственным интеллектом в вооружённых конфликтах. Большинство международных договоров в области разоружения направлены на ограничение, а не на полное запрещение автономных систем вооружения с ИИ. Установленные ограничения касаются случаев приобретения, хранения, накопления САС, а также их исследования, испытаний и последующих передачи и применения.

14

Проблема автономных вооружений в широком смысле начала обсуждаться с момента его активного применения Соединёнными Штатами в Афганистане в 2001 году. В 2010 году Филип Алстон, являвшийся специальным докладчиком по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства и произвольных казнях, поднял тему разработки «полностью автономных систем» в сфере военной и оборонной промышленности в докладе на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 2013 году Кристоф Хейнс, занимавший ту же должность, опубликовал доклад с обсуждением проблем «летальной автономной робототехники»12. Сразу после выпуска рекомендаций консультативного комитета по вопросам разоружения на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в 2014 году началось обсуждение автономных систем вооружений в рамках Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие13.

12. Хасан, Ф.М., Осман, Н.Д. Автономное вооружение на основе искусственного интеллекта и индивидуальная уголовная ответственность согласно Римскому статуту. Journal ofDigital Technologies and Law. 2023. № 1(2). P. 467. DOI.org/10.21202/jdtl.2023.19

13. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие [Электронный ресурс]. Available at: >>> (Дата обращения: 26.08.2024)
15

С 2015 года МККК призывает государства установить согласованные на международном уровне ограничения для автономных систем вооружений, чтобы обеспечить защиту гражданского населения и соблюдение международного гуманитарного права. МККК предложил ряд рекомендаций по установлению новых юридически обязательных норм. Среди них прямой и недвусмысленный отказ от использования САС против людей из-за их непредсказуемости и неизбирательного действия. Порядок применения должен подлежать юридически обязательному ограничению видов целей, например, такими объектами, которые являются военными по своему характеру. Должна быть обеспечена возможность учёта мнения человека и контроля с его стороны при конкретном нападении. Ограничены ситуации применения САС, например, такими, в которых гражданские лица или объекты отсутствуют14.

14. Позиция МККК в отношении автономных систем вооружений [Электронный ресурс]. Available at: >>> (Дата обращения: 26.08.2024)
16 Определение САС и подходы к применению, данное Международным Комитетом Красного Креста разделили не все страны. Для урегулирования проблемы в 2016 году была создана группа правительственных экспертов по новейшим технологиям в сфере летальных систем автономных вооружений (Group of Governmental Experts on Emerging Technologies in the Area of Lethal Autonomous Weapons Systems, GGE on LAWS). Обсуждение не предполагало выработки нового документа, а пошло по пути совершенствования Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Эксперты занимались определением автономных систем вооружения, проблемам взаимодействия человека и машины, возможными гуманитарными проблемами и последствиями для безопасности. По итогам работы в 2018–2019 годах группа правительственных экспертов предложила 11 руководящих принципов САС.
17

Их ключевые положения сосредоточены на идее, что нормы международного гуманитарного права продолжают в полной мере применяться ко всем оружейным системам, в том числе к потенциальной разработке и применению смертоносных автономных систем вооружении; должна быть сохранена ответственность человека за решения о применении оружейных систем, поскольку ответственность не может быть переложена на машину, что должно учитываться на протяжении всего жизненного цикла оружейной системы. При определении качества и степени взаимодействия человека и машины следует учитывать ряд факторов, включая оперативный контекст, а также характеристики и возможности оружейной системы в целом; в соответствии с обязательствами государств по международному праву при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны должно быть определено, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содержащиеся в каких-либо нормах международного права. В отношении применения искусственного интеллекта принципы подчёркивают, что дискуссии и любые потенциальные стратегические меры, принимаемые в контексте конвенции, не должны препятствовать прогрессу в области использования интеллектуальных автономных технологий или доступу к ним в мирных целях15.

15. Заключительный доклад. Совещание Высоких Договаривающихся Сторон Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Женева, 13‒15 ноября 2019 года. С. 11-12. [Электронный ресурс]. Available at: >>> (Дата обращения: 26.08.2024)
18 Однако в группе экспертов сохранились разночтения не только в области применения, но и в определении САС. Аргументы немецкой стороны апеллировали к тому, что, например, конфликты могут возникнуть внутри НАТО, если США будут применять САС в рамках совместных операций, которые Германия считала бы юридически и этически проблематичными. В противовес США Германия подтвердила приверженность запрету тех видов летального автономного вооружения, который находится «вне человеческого контроля». Однако, согласно формулировке, это не обязательно должен быть юридически обязывающий запрет. Немецкая делегация определила человеческий контроль как означающий, что оператор обладает достаточными знаниями о системе, окружающей среде объекта и взаимодействии, возникающем в результате этих факторов, однако постоянный физический контроль не является полностью необходимым. Тем не менее человек, использующий её, должен иметь возможность доверять тому, что система будет работать по назначению и, следовательно, в рамках закона. Требуемый уровень человеческого контроля зависит от возможностей системы и оперативного контекста.
19

Иной позиции придерживаются США. В 2012 году была выпущена директива Минобороны США № 3000.09-2012 (DoDD 3000.09), которая признаёт возможность использования летальных автономных и полуавтономных систем вооружения. Директива установила следующие руководящие принципы: автономные и полуавтономные системы вооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы командиры и операторы могли на должном уровне принимать решения о применении силы; системы должны выполнять боевые действия в сроки, соответствующие намерениям командира и оператора, и, если это невозможно, прекращать боевые действия или запрашивать дополнительную информацию у человека-оператора, прежде чем продолжать боевые действия. Полуавтономные оружейные системы (включая пилотируемые или беспилотные платформы, боеприпасы, которые функционируют как полуавтономные оружейные системы или как подкомпоненты полуавтономных оружейных систем) могут использоваться для применения смертоносной или не летальной, кинетической или некинетической силы16.

16. Department of Defense. DIRECTIVE. NUMBER 3000.09 November 21, 2012. / file: Available at: >>> (accessed 29.08 2024).
20

Как отмечает негосударственный Центр стратегических и международных исследований США, некоторые категории автономного оружия, такие как кибероружие и системы противоракетной обороны, уже широко используются США и их союзниками по всему миру. Ведомство также допускает возможность того, что будущий технологический прогресс и изменения в глобальной обстановке безопасности, в том числе на Украине, могут сделать новые типы автономного оружия желательными для использования. Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), отвечающее за разработку новых технологий, уже реализует программы по отработке вопросов группового применения беспилотных летательных аппаратов. К ним относятся программы, обеспечивающие устойчивость систем, обладающих искусственным интеллектом (Guaranteeing AI Robustness against Deception, GARD), автономных надводных и подводных объектов, наземных мобильных роботизированных платформ различного назначения17. Особое внимание в исследованиях Минобороны США уделяется искусственному интеллекту. Так в «Стратегии национальной обороны», составной частью которой является «Стратегия искусственного интеллекта», указывается, что ИИ «изменит общество и в итоге характер войны». Одним из основных направлений использования технологии ИИ в военной сфере является применение роботизированных средств как на поле боя, так и на удалении от него18.

17. Бутрим И.И. Международно-правовые аспекты применения автономных систем вооружения // Право в вооружённых силах – военно-правовое обозрение. 2022. № 12 (305). С. 121.

18. Конохов М.В. Автономные системы вооружений: актуальные проблемы международно-правового регулирования в контексте развития технологий искусственного интеллекта военного назначения // Право в вооружённых силах – военно-правовое обозрение. 2022. № 9 (302). С.83.
21 В рамках работы экспертной группы в 2018–1019 годах американская делегация отдала предпочтение концепции «адекватного человеческого суждения» и отвергла формулу «человеческого контроля». По мнению США, человеческий контроль, понимаемый как прямое ручное вмешательство, может стать препятствием для проведения военной операции, тогда как предпочтительнее контролировать последствия военных ударов. Кроме того, США подчёркивают возможные преимущества автономных функций, в то время как Германия склонна смотреть на опасности и хочет тщательнее регулировать процесс принятия решений.
22

В 2021–2024 годы группа правительственных экспертов продолжила работу по определению подходов к САС. Доклад сессии 2021 года по новым технологиям в сфере создания смертоносных автономных систем вооружений повторил принцип, согласно которому потенциальное применение оружейных систем, основанных на новых технологиях в сфере создания САС, должно осуществляться в соответствии с международным гуманитарным правом. Ответственность за применение средств или методов ведения войны, связанных с потенциальным использованием оружейных систем должны нести сами государства. А ответственность за решение о применении оружейных систем сохраняется за человеком, поскольку не может быть переложена на машину19.

19. Доклад сессии 2021 года Группы правительственных экспертов по новым технологиям в сфере создания смертоносных автономных систем вооружений [Электронный ресурс]. Available at: >>> (Дата обращения: 26.08.2024)
23 В ноябре 2023 года Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН впервые принял проект резолюции по смертоносным автономным системам вооружений. В документе, получившем поддержку 164 государств, говорится, что международному сообществу «настоятельно необходимо» заняться решением «проблем и вызывающих обеспокоенность вопросов», возникающих в связи с появлением таких вооружений. Против его принятия выступили пять стран, включая Российскую Федерацию. Основными причинами были названы несбалансированность, акцент на гуманитарные вопросы и игнорирование возможности использования САС для обеспечения законных оборонных интересов государств.
24 В 2024 году по-прежнему отсутствует консенсус в определении САС и страны продемонстрируют разные представления о том, что такое летальные автономные вооружённые системы и какое взаимодействие человека и машины является целесообразным. США выступают против юридически обязывающих правил, тогда как Германия поддерживает «этическую» позицию в отношении САС.
25

Германские подходы к применению САС

 

«Особое мнение» каждой страны – участницы диалога о САС, как правило, определяется его местом в системе производства и на военно-политическом ландшафте. Позиция Германии в отношении военной сферы в значительной степени связана с ограничительными подходами Основного закона 1949 года, коалиционными соглашениями и политическими принципами федерального правительства в отношении экспорта вооружений. Государство нацелено на углубление оборонно-экономического сотрудничества в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, укрепление европейской оборонно-промышленной базы и поддержку технологических компетенций20. В отношении САС в ФРГ есть официальная точка зрения, которая предполагает отказ от летальных автономных систем вооружения. В то же время на протяжении 2018–2024 годов учёные, политики и военные ведут широкую дискуссию в бундестаге и СМИ о недостаточной последовательности ФРГ в отношении к САС.

20. Politische Grundsätze der Bundesregierung für den Export von Kriegswaffen und sonstigen Rüstungsgütern [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 25.08.2024).
26

Один из заметных экспертов в области автономных систем вооружения в ФРГ доктор Франк Зауэр, старший научный сотрудник Университета бундесвера в Мюнхене21, подчёркивает, что не существует конкретной системы оружия, которую можно было бы запретить. Речь может идти только об определении взаимоотношений между людьми и машинами в армии. По его мнению, есть несколько причин, почему регулирование автономных систем вооружения так сложно. Во-первых, автономное оружие не является отдельной категорией оружия. Автономия – это свойство, которое может быть встроено в разные системы. Лучше говорить об автоматизации систем вооружения, а не об автономных системах вооружения. Во-вторых, классический подход к контролю над вооружениями заключается в определении того, сколько оружия определённого типа может иметь страна. Но здесь этот подход не работает, так как трудно оценить программное обеспечение. Поэтому необходимы новые формы контроля над вооружениями, которые, например, учитывают контекст применения. В-третьих, эффект от автономных систем вооружения до сих пор был малозаметен, и их регулирование является превентивной мерой. Поэтому нужно сосредоточить регулирование на запретах других систем вооружения, таких как кассетные боеприпасы и противопехотные мины.

21. Также член Международного комитета по контролю над роботизированным оружием (ICRAC), член Международной группы по регулированию автономного оружия и Рабочей группы по технической ответственности Европейского Союза.
27 Такую же трудность представляет собой определение автономных систем вооружений с использованием искусственного интеллекта. Автономность не зависит от продвинутости используемых технологий. Например, многочисленные системы обороны, существовавшие в течение длительного времени, такие как «Пэтриот», которая используется бундесвером, способна к автономности в выполнении своих функций, поэтому может рассматриваться как «полностью автономная» согласно принятому определению. «Интеллект», обеспечивающий автономию, может быть распределён по системе вооружения. Следовательно, при объединении искусственного интеллекта с оружием необходим дифференцированный и осмотрительный подход. По мнению Ф. Зауэра, для ФРГ и бундесвера необходимы правила, которые в данный момент отсутствуют. Они должны дать ответ ответы на следующие вызовы.
28 Во-первых, разработать руководящий документ для бундесвера по автономности систем вооружения. Документ должен обеспечить понимание автономности, основанное на важнейших функциях выбора цели и их поражения; установить взаимодействие человека и машины. Учитывая технологические прорывы, этот документ можно пересматривать каждые пять лет и обновлять по мере необходимости.
29

Во-вторых, урегулировать вопрос применения. В частности, полностью автономным системам обороны бундесвера может быть разрешено использование только для защиты от прямых атак неодушевленных военных объектов в условиях нехватки времени; устанавливать только стационарно, например на корабле или на земле, но не мобильно как самостоятельную систему вооружения22.

22. Künstliche Intelligenz in den Streitkräften: Zum Handlungsbedarf bei Autonomie in Waffensystemen [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 26.08.2024).
30

Точка зрения Ф. Зауэра отражает опасения бундесвера перед техническим превосходством США. ФРГ входит в число лидеров по производству вооружения, наряду с США и Россией, однако не производит летальные автономные системы вооружений. Согласно отчёту Комитета бундестага по образованию, исследованиям и оценке воздействия технологий, опубликованному в 2020 году и посвящённому автономным системам вооружений, Германия находится только на этапе развития боевых беспилотных систем, то есть на том же уровне, что и Великобритания, Греция, Испания, Южная Корея, Индия и Швеция. Тогда как собственное производство уже имеют США, Китай, Израиль, Пакистан, Северная Корея, ЮАР, Иран и Грузия23.

23. Bericht des Ausschusses für Bildung, Forschung und Technikfolgenabschätzung (18. Ausschuss) gemäß § 56a der Geschäftsordnung. S. 46 [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 26.08.2024).
31

Целью отчёта Комитета бундестага 2020 года была проработка технологических, военно-стратегических, международно-правовых, этических аспектов САС. Отчёт представил результаты мониторинга американских, израильских и российских технологий и использования автономных систем. Особенностью исследования стал акцент на американском производстве и опыте автономного боевого применения24. Исследование подчеркнуло, что быстрое внедрение систем вооружения на базе искусственного интеллекта даст решающее военное преимущество, хотя и сопряжено с рисками и угрозами, например, с неконтролируемым распространением потенциально опасных технологий. Хотя в целом отчёт сохранил дискуссионную тональность, показав разнообразие трактовок понятия «автономные системы вооружения», в том числе в отношении человеческого контроля.

24. Ibid.
32

Заметное место в отчёте нашли сравнение подходов к применению САС у Германии и США. Например, американская позиция исходит из уменьшения участия человека, так как использование автономных функций позволило бы добиться большей точности и скорости, чем при человеческом контроле. Для Германии, не располагающей боевыми воздушными автономными системами, перспективными были названы беспилотные подводные аппараты, которые по мнению составителей отчёта имеют несравненно более высокое военно-стратегическое значение. Их распространение во всём мире растёт, и, хотя в Германии разработка подобных систем вооружения всё ещё находится на начальной стадии, военные задачи для неё становятся всё актуальнее. В качестве сравнения отчет назвал российский подводный беспилотник «Клавесин-2» и американский «Эхо Вояджер» (Echo Voyager), которые способны работать автономно. В отдалённом будущем США делают ставку на сложные беспилотные транспортные средства, способные действовать автономно, в том числе в районах, доступ к которым затруднён.

33 Много внимания в отчёте уделено сравнениям инвестиций в НИОКР. Составители отчёта указывают, что Германию во многих вопросах ограничивают сугубо технические проблемы, например, в беспилотных подводных системах необходимо решить вопросы долгосрочного энергоснабжения. Это можно было бы сделать за счёт расширения финансирования и создания дорожной карты, аналогичной американской карты «Интегрированные беспилотные системы». США инвестируют в НИОКР в гораздо больших масштабах, как, например, в «Программу науки об автономии» Управления военно-морских исследований. Тогда как с немецкой стороны нет твёрдой приверженности широкомасштабным инвестициям в НИОКР. Хотя ещё в 2016 году в Белой книге о будущем бундесвера НИОКР в области вооружений рассматривались как «ключевой фактор инновационного потенциала вооружённых сил и военной техники». В Германии фактически отсутствует долгосрочная стратегия в отношении полуавтоматических или автономных систем вооружений. А исследования и разработки в области автоматизации, связанные с военными целями, Германия ведёт в рамках европейских проектов. Например, программа Боевая авиационная система будущего (Future Combat Air System, FCAS), разрабатываемая Германией, Францией и Испанией, это новый тип систем вооружений, охватывающий истребители, беспилотники, боевые корабли и спутники, в которых подразделения ВВС, ВМФ и армии будут объединены в сеть и могут действовать автономно.
34 В заключение авторы предлагают два ключевых принципа в отношении САС: соразмерности и предосторожности. Первое, необходимость сопоставления использования САС в военных и гуманитарных целях. Второе, оператор должен выбирать те средства, которые наносят наименьший ущерб гражданскому населению или гражданским объектам, соответственно, а также предупреждать гражданское население о любых нападениях, которые могут его затронуть.
35

В октябре 2022 года тема летальных автономных систем вооружения в ФРГ приобрела новую остроту в связи с дискуссией о поставках вооружений на Украину. Фракция «Левых» (Die Linke) в бундестаге подала запрос федеральному правительству, к котором его позиция в отношении САС была названа «неоднозначной». Несмотря на то что в коалиционных соглашениях 2013, 2018 и 2021 годов чётко указано, что правительство намерено отказаться от автономных систем вооружений; в соглашении 2018 года содержится намерение «объявить САС вне закона во всем мире»; в 2021 году зафиксировано стремление отвергнуть смертоносные автономные системы вооружений и продвигать международный запрет, на практике в коалиционном соглашении говорится только о тех системах, которые «полностью выведены из-под контроля человека», что оставляет большой простор для толкования, поскольку степень, в которой система должна быть классифицирована как «полностью» автономная, можно интерпретировать по-разному. Также правительство было обвинено в том, что на совещании экспертов Конвенции ООН по обычным вооружениям в Женеве в марте 2022 года Германия отказалась подписать документ, предусматривающий «запрет автономных систем оружия, которые не являются достаточно предсказуемыми или контролируемыми для выполнения правовых требований»25.

25. Kleine Anfrage der Abgeordneten Ali Al-Dailami, Andrej Hunko, Żaklin Nastić und der Fraktion DIE LINKE. Drucksache 20/3147 20. Wahlperiode 19.08.2022. [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 26.08.2024).
36

В сентябре 2022 года на запрос «Левых» был представлен ответ бундестага, который в целом повторил содержание отчёта «Автономные системы вооружения» 2020 года. По мнению федерального правительства, «для систем вооружения с автономными функциями всегда должен быть обеспечен контроль со стороны человека, чтобы гарантировать доступность таких систем вооружения». В отношении регулирования САС федеральное правительство обозначило следующий подход: государство обязуется не разрабатывать, не производить, не закупать и не развёртывать полностью автономные системы вооружений, которые неподконтрольны человеку26.

26. Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Ali Al-Dailami, Andrej Hunko, Żaklin Nastić und der Fraktion DIE LINKE. Drucksache 20/3147. 20. Wahlperiode. 23.09.2022 [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 26.08.2024).
37

Тема автономных систем вооружения была поднята в бундестаге ещё раз в апреле 2024 года. В этот раз особый интерес был вызван расширением внедрения искусственного интеллекта во все сферы, в том числе и в проекты НАТО. Правительство отрицало участие или финансовую долю Германии в международных военных проектах, которые связаны с разработкой автономных систем вооружения или технологиями на базе искусственного интеллекта. Однако финансирование Инновационного фонда НАТО (NIF) в 2023 и 2024 годах подтвердило – в объёме 12,9% капитала фонда. Также были названы суммы, выделенные в 2023–2025 годах на контракт с немецким консорциумом HIS, который должен предоставить инфраструктуру с искусственным интеллектом в рамках германо-испано-французской программы FCAS – 47 532 543 евро27. Среди проектов консорциума, в том числе для бундесвера, есть беспилотные летающие системы с искусственным интеллектом.

27. Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Ali Al-Dailami, Żaklin Nastić, Dr. Sahra Wagenknecht, weiterer Abgeordneter und der Gruppe BSW. Drucksache 20/10988. Zur internationalen Ächtung autonomer Waffensysteme. 20. Wahlperiode 15.05.2024 [Elektronische Ressource]. Available at: >>> (Behandlungsdatum: 27.08.2024).
38

Отставание ФРГ в области искусственного интеллекта и САС является предметом широкой научной дискуссии. В 2019 году вышло исследование «Обучающий искусственный интеллект в области контроля над вооружениями»28, авторы которого всесторонне рассмотрели риски и потенциал ИИ в САС. Исследование в очередной раз указало на военно-техническое превосходство США, успех России и Китая, а также необходимость разработки совершенных систем вооружения, минимизирующих риск собственных жертв в военных действиях. По мнению авторов отчёта, один из существенных рисков состоит в том, что расширение областей применения ИИ, разработанного в гражданских целях, увеличивает вероятность его использования в системах вооружения, особенно если это касается ядерных технологий.

28. Lück N. Lernende Künstliche Intelligenz in der Rüstungskontrolle. Leibniz-Institut Hessische Stiftung Friedens- und Konfliktforschung. PRIF Report 4/2019. Frankfurt am Main, 2019.
39

Заключение

 

Автономные системы вооружений, как и искусственный интеллект, уже стали реальностью, применяемой на поле боя. Правительство Германии, являющейся одним из мировых лидеров, в том числе в производстве вооружения, но при этом серьёзно отстающей в перспективной технологической отрасли, осознаёт необходимость изменения стратегии в отношении САС. Подталкивают к этому реалии современных вооружённых конфликтов, в которых активно задействованы, например, беспилотные аппараты, опыт боевого применения которых внимательно изучает США29.

29. Шкробтак И.О. Переосмысление основных направлений оборонно-промышленного комплекса в свете опыта СВО // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 7. DOI. 10.18254/S207054760031949-0
40 Однако сейчас отсутствует явная демонстрация намерений исправить существующее положение дел. Причинами этого является целый ряд факторов, главный из которых лежит в политической плоскости как на международном, так и на национальном уровне. Учитывая, что переговорный процесс по определению САС находится в тупике, сложно представить, что даже в среднесрочной перспективе появится документ, запрещающий разработку, использование и распространение автономных систем вооружения с искусственным интеллектом. Обороноспособность Германии является своего рода заложником международных обязательств, союзничества с НАТО и экономических интересов. Поэтому на международной арене страна сохраняет приверженность избранному курсу на поддержание норм международного гуманитарного права. Незначительные изменения касаются финансовых вложений в научно-исследовательские проекты и кампании, занимающиеся разработкой инфраструктуры с искусственным интеллектом. Крупнейшие военные компании ещё не предлагают к продаже летальные автономные системы вооружений, что связано не столько с отсутствием разработок, сколько с политическими ограничениями на производство и продажу вооружений, которые страна приняла на себя. Возможно, сдерживающим фактором является и высокая конкуренция с американскими, израильскими или турецкими САС.

Библиография

1. Иванов Д.В., Корженяк А.М., Лапихина Е.C. Смертоносные автономные системы вооружений и международное право. Московский журнал международного права. 2021 № 3. С. 6-19. DOI.org/10.24833/0869-0049-2021-3-6-19; Захаров Т.В. Правовые проблемы разработки и применения автономных систем вооружения. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2023. № 3. С. 208-2019.

2. Позиция МККК в отношении автономных систем вооружений [Электронный ресурс]. Available at: https://www.icrc.org/ru/document/poziciya-mkkk-v-otnoshenii-avtonomnyh-sistem-vooruzheniy-0 (Дата обращения: 26.08.2024)

3. Lethal Autonomous Weapon Systems (LAWS). Available at: https://disarmament.unoda.org/the-convention-on-certain-conventional-weapons/background-on-laws-in-the-ccw/ (accessed 29.08 2024).

4. Хасан, Ф.М., Осман, Н.Д. Автономное вооружение на основе искусственного интеллекта и индивидуальная уголовная ответственность согласно Римскому статуту. Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1(2). P. 465. DOI.org/10.21202/jdtl.2023.19

5. Neue Bundesregierung soll Killer-Roboter einhegen [Elektronische Ressource]. Available at: https://netzpolitik.org/2021/autonome-waffensysteme-neue-bundesregierung-soll-killer-roboter-einhegen/ (Behandlungsdatum: 12.08.2024).

6. LUNA UAS [Elektronische Ressource]. Available at: https://www.rheinmetall.com/en/products/uncrewed-systems/luna (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

7. Naval Electronic Systems [Elektronische Ressource]. Available at: https://www.thyssenkrupp-marinesystems.com/en/products-services/naval-electronic-systems (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

8. Vektor [Elektronische Ressource]. Available at: https://quantum-systems.com/vector/ (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

9. Songbird [Elektronische Ressource]. Available at: https://www.germandrones.com/fileadmin/user_upload/Germandrones/Downoads/Germandrones_brochure-ru_web.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

10. U.S. Security Cooperation with Ukraine. Available at: https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-ukraine/#:~:text=Pursuant%20to%20a%20delegation%20by,%2423.8%20billion%20from%20DoD%20stockpiles (accessed 29.08 2024).

11. Diese Waffen und militärische Ausrüstung liefert Deutschland an die Ukraine [Elektronische Ressource]. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/schwerpunkte/krieg-in-der-ukraine/lieferungen-ukraine-2054514 (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

12. Хасан, Ф.М., Осман, Н.Д. Автономное вооружение на основе искусственного интеллекта и индивидуальная уголовная ответственность согласно Римскому статуту. Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1(2). P. 467. DOI.org/10.21202/jdtl.2023.19

13. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие [Электронный ресурс]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/conweapons.pdf (Дата обращения: 26.08.2024)

14. Позиция МККК в отношении автономных систем вооружений [Электронный ресурс]. Available at: https://www.icrc.org/ru/document/poziciya-mkkk-v-otnoshenii-avtonomnyh-sistem-vooruzheniy-0 (Дата обращения: 26.08.2024)

15. Заключительный доклад. Совещание Высоких Договаривающихся Сторон Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Женева, 13‒15 ноября 2019 года. С. 11-12. [Электронный ресурс]. Available at: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g19/343/66/pdf/g1934366.pdf (Дата обращения: 26.08.2024)

16. Department of Defense. DIRECTIVE. NUMBER 3000.09 November 21, 2012. / file: Available at: URL:C:/Users/admin/Downloads/726163.pdf (accessed 29.08 2024).

17. Бутрим И.И. Международно-правовые аспекты применения автономных систем вооружения // Право в вооружённых силах – военно-правовое обозрение. 2022. № 12 (305). С. 121.

18. Конохов М.В. Автономные системы вооружений: актуальные проблемы международно-правового регулирования в контексте развития технологий искусственного интеллекта военного назначения // Право в вооружённых силах – военно-правовое обозрение. 2022. № 9 (302). С.83.

19. Доклад сессии 2021 года Группы правительственных экспертов по новым технологиям в сфере создания смертоносных автономных систем вооружений [Электронный ресурс]. Available at: https://docs-library.unoda.org/Convention_on_Certain_Conventional_Weapons_-_Seventh_Group_of_Governmental_Experts_ (2021)/CCW-GGE.1-2021-3_Russian.pdf (Дата обращения: 26.08.2024)

20. Politische Grundsätze der Bundesregierung für den Export von Kriegswaffen und sonstigen Rüstungsgütern [Elektronische Ressource]. Available at: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Downloads/P-R/politische-grundsaetze-fuer-den-export-von-kriegswaffen-und-sonstigen-ruestungsguetern.pdf?__blob=publicationFile (Behandlungsdatum: 25.08.2024).

21. Также член Международного комитета по контролю над роботизированным оружием (ICRAC), член Международной группы по регулированию автономного оружия и Рабочей группы по технической ответственности Европейского Союза.

22. Künstliche Intelligenz in den Streitkräften: Zum Handlungsbedarf bei Autonomie in Waffensystemen [Elektronische Ressource]. Available at: https://www.baks.bund.de/de/arbeitspapiere/2018/kuenstliche-intelligenz-in-den-streitkraeften-zum-handlungsbedarf-bei-autonomie (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

23. Bericht des Ausschusses für Bildung, Forschung und Technikfolgenabschätzung (18. Ausschuss) gemäß § 56a der Geschäftsordnung. S. 46 [Elektronische Ressource]. Available at: https://dip.bundestag.de/vorgang/bericht-des-ausschusses-f%C3%BCr-bildung-forschung-und-technikfolgenabsch%C3%A4tzung-18-ausschuss/269053 (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

24. Ibid.

25. Kleine Anfrage der Abgeordneten Ali Al-Dailami, Andrej Hunko, Żaklin Nastić und der Fraktion DIE LINKE. Drucksache 20/3147 20. Wahlperiode 19.08.2022. [Elektronische Ressource]. Available at: https://dserver.bundestag.de/btd/20/031/2003147.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

26. Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Ali Al-Dailami, Andrej Hunko, Żaklin Nastić und der Fraktion DIE LINKE. Drucksache 20/3147. 20. Wahlperiode. 23.09.2022 [Elektronische Ressource]. Available at: https://dserver.bundestag.de/btd/20/036/2003631.pdf (Behandlungsdatum: 26.08.2024).

27. Antwort der Bundesregierung auf die Kleine Anfrage der Abgeordneten Ali Al-Dailami, Żaklin Nastić, Dr. Sahra Wagenknecht, weiterer Abgeordneter und der Gruppe BSW. Drucksache 20/10988. Zur internationalen Ächtung autonomer Waffensysteme. 20. Wahlperiode 15.05.2024 [Elektronische Ressource]. Available at: https://dserver.bundestag.de/btd/20/114/2011452.pdf (Behandlungsdatum: 27.08.2024).

28. Lück N. Lernende Künstliche Intelligenz in der Rüstungskontrolle. Leibniz-Institut Hessische Stiftung Friedens- und Konfliktforschung. PRIF Report 4/2019. Frankfurt am Main, 2019.

29. Шкробтак И.О. Переосмысление основных направлений оборонно-промышленного комплекса в свете опыта СВО // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 7. DOI. 10.18254/S207054760031949-0

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести