The Acadian Party in Light of the Thought of V.A. Koleneko
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Acadian Party in Light of the Thought of V.A. Koleneko
Annotation
PII
S207054760032188-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Michael Poplyansky 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: University of Regina
Address: Canada, Regina
Edition
Abstract

The Acadian Party (Parti acadien) was active on New Brunswick’s political scene from 1972 to 1982. Although it never elected a member to the provincial legislature, it remained an influential actor on the political scene. This article analyses the Acadian Party’s ideology through the prism of Vadim A. Koleneko’s understanding of French-Canadian history. It concludes that the party reflected Koleneko’s view that, since the nineteenth century, French-Canadian nationalism was defined primarily by its continuity. At the same time, the party’s ultimate disappearance suggests that nationalism may no longer be a potent force among New Brunswick’s francophone population.

Keywords
Acadia, Acadian Party, nationalism, V.A. Koleneko
Received
25.06.2024
Date of publication
30.08.2024
Number of purchasers
0
Views
65
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

Одним из центральных тезисов В.А. Коленеко, разделяемым многими современными квебекскими учёными, как историк Эрик Бедар (Éric Bédard) или социолог Жак Бошемин (Jacques Beauchemin), является преемственность, присущая квебекскому национализму1. Статья Коленеко «''Новое ощущение истории'', или переоценка интерпретаций прошлого в новейшей франкоязычной историографии Канады. 1991–2006» очень хорошо резюмирует его мысли. Коленеко там критикует историков, которые «пытаются внушить квебекцам необходимость дистанцироваться от традиционных консервативных франкоканадцев». Однако, отмечает Коленеко, ни одно сообщество не может создать своё «коллективное представление, отказываясь от самого себя»2.

1. Bédard, É. Recours aux sources. Essais sur notre rapport au passé, Montréal, Boréal, 2011:

2. Коленеко В.А. "Новое ощущение истории" или переоценка интерпретаций прошлого в новейшей франкоязычной историографии Канады. 1991–2006 // Американский ежегодник, 2006. С. 301.
2 Поэтому, согласно ему, несмотря на своё иногда проявляющееся стремление «покончить с прошлым», движение за квебекский суверенитет не может полностью порвать со своими предшественниками: консервативными, клерикальными, националистами XIX и начала ХХ века. Напротив, он утверждает, что даже если они этого полностью не осознают, современные суверенисты пытаются лишь продолжить вековую борьбу за автономию их сообщества.
3

Большая часть работ Коленеко, действительно, посвящена Квебеку, но, как отмечает Этьен Бертольд (Étienne Berthold), Коленеко часто характеризовал Канаду как двунациональное государство3. В его аналитической схеме, франкоговорящие меньшинства, являлись частью общего культурного пространства, которое начиналось с Квебеком, но не ограничивалось им. Более того, связь, которую Коленеко стремился продемонстрировать между различными фазами квебекского национализма ещё заметней в Акадии. История Акадийской партии (le Parti acadien) является, наверное, одним из самых ярких примеров этой преемственности.

3. Berthold, E. Le Québec vu de la Russie. Regards de l’historien Vadim Koleneko, Québec, Presses de l’Université Laval, 2007. P.25.
4

История Акадийской партии

 

Акадийская партия (АП), существовала в Нью-Брансуике с 1972 по 1982 год. Она стремилась достигнуть больше автономии для франкоговорящих жителей провинции – более трети населения, сосредоточенной в основном на севере Нью-Брансуика и на Атлантическом побережье. Члены партии являлись в основном профессорами или другими общественными и культурными деятелями, принадлежавшими к поколению беби-бумеров. Партия также пользовалась значительной поддержкой среди более пожилых людей, особенно представителей духовенства, родившихся в двадцатые или тридцатые годы. Это была левоцентристская партия – она даже привлекла активистов, открыто заявлявших о своей принадлежности к маоизму, что было довольно распространено среди западной молодёжи 1970-x годов4. Однако, хотя эти «марксисты-ленинисты», как они себя называли, безусловно повлияли на определённые социально-экономические позиции АП, они никогда не составляли доминирующее течение внутри партии. В любом случае они все её покинули в 1977 году.

4. Volpé P. et Massicotte J. Au temps de la « révolution acadienne » : les marxistes-léninistes en Acadie, Ottawa, Presses de l’Université d’Ottawa, 2019.
5 Ровно в это время АП начала призывать к созданию отдельной провинции на севере Нью-Брансуика. Эта провинция в конечном счёте могла бы присоединиться к независимому Квебеку. Однако в 1981 году правительство Нью-Брансуика провозгласило закон о равенстве языковых общин. Закон гарантировал франкофонам отдельные школы, госпиталя и культурные учреждения. Для большинства избирателей АП это было вполне достаточно; в следующем году партия исчезла с политической сцены, не получив ни одного депутатского мандата в провинциальном парламенте за свою десятилетнюю историю.
6 С другой стороны, напомним, что во время существования АП, несколько кандидатов достигли респектабельных результатов в своих избирательных округах. Хорошим примером является священник Арманд Плурд (Armand Plourde), который едва не был избран депутатом на провинциальных выборах 1978 года.
7

До сих пор АП часто упоминается как в канадской, так и в зaрубежной историографии. Российский канадовед М.Б. Башкиров посвятил партии исследование в 2018 году5. Чтобы объяснить научный интерес посвящённый этой партии, нужно помнить, что она сильно повлияла на политические дебаты 1970-х годов. Акадийцы серьёзно относились к её идеям, даже если и не голосовали за неё. До сегодняшнего дня АП остаётся «маяком» для тех, кто мечтает вернуться во времена, когда существовал настоящий, чисто акадийский политический проект.

5. Башкиров М.Б. Акадийский автономизм в Приморских провинциях Канады в 1960–1980-х годах // Вестник РГГУ. 2018. №3 (13). C. 61-76. DOI: 10.28995/2073-6339-2018-3-61-76
8

История АП также позволяет подтвердить интерпретацию Коленеко, согласно которой современный квебекский (или акадийский) национализм не может полностью отрицать своё консервативное прошлое. Несколько лет тому назад, не будучи ещё знаком с работой Коленеко, я посвятил акадийской партии монографию под названием «Акадийская партия и поиски утраченного рая»6. Возвращаясь к этой теме, удивительно констатировать, насколько интерпретация Коленеко хорошо подходит к программе и дискурсу АП.

6. Poplyansky, M. Le Parti acadien et la quête d’un paradis perdu, Québec, Septentrion, 2018.
9

Акадийская партия как олицетворение верности предкам

 

Изучая выступления активистов АП, мы часто видим декларации верности предкам. Это может показаться удивительным, поскольку АП ассоциируется с глобальными потрясениями конца 1960-x годов. Например, много будущих партийных активистов приняли участие в знаменитой забастовке в Университете Монктона в 1968 году, требуя дополнительное финансирование для своего франкоязычного учебного заведения. Джоэл Белливо (Joel Belliveau) анализирует эту забастовку в своей монографии «"Момент 68" и Возрождение Акадии», где он показывает, как эта студенческая мобилизация зависела от многих социологических факторов, присущих всему западному миру, от Берлкли до Парижа7. Всюду молодое поколение, являвшееся бенефициаром поствоенного прогресса, требовало социальные изменения, которые они считали необходимыми, чтобы достичь идеалы того времени: более демократическую систему обучения, мир в контексте холодной войны, равенство между полами и расовыми или этническими группами и т.д.

7. Belliveau, J. Le «moment 68» et la réinvention de l’Acadie, Ottawa, Presses de l’Université d’Ottawa.
10

В акадийском контексте, очевидным требованием молодёжи являлась дополнительная социальная поддержка для франкоязычных жителей Нью-Брансуика, чьё материальное положение было в среднем гораздо хуже, чем у их англоязычных сограждан8. Более того, акадийская молодёжь стремилась связать свои поступки с желаниями своих предков. Можно привести в качестве примера одного из лидеров монктоновской забастовки, студента Мишеля Бланшара (Michel Blanchard) из Караке (Caraquet), деревни на северо-востоке провинции. В рамке знаменитого документального фильма, «Акадия Акадия?!?» ("Acadie Acadie?!?" 1971), снятого во время забастовки, Бланшар говорит: «я не понимаю, как мы, воспитанные трудом отца и матери, можем сдать бакалавриат, попрощаться с ними… сказать им спасибо, и уйти. Я этого не понимаю! Возможно, это сентиментально, но я этого не понимаю»9. Бланшар не гордился католическим прошлым Акадии. Но в целом он наверняка разделил бы утверждения квебекского историка Эрика Бедара (Eric Bédard), который в начале 2000-x писал, что «даже учитывая тот факт, что наши предки были, как и мы, несовершенные люди, способные на подвиги и на подлость, они всё же внушают мне глубокое чувство благодарности. Без их упорства, жертв, мечтаний и амбиций, мы были бы почти ничтожными»10. Бланшар позже станет ведущей фигурой в АП. Именно его менталитет, характеризуемый признанием и преданностью, а не концепцией чистого листа, будет доминировать среди членов партии.

8. Ibid. P. 214.

9. «Moi je ne comprends pas comment on a pu être élevés par un père puis une mère qui ont chié toute leur vie eux autres nous élever, puis quand on a le baccalauréat leur dire bye-bye…leur dire merci puis s’en aller. Moi je ne comprends pas ça! C’est peut-être sentimental mais je ne le comprends pas» Perrault, P. et Brault, M. Acadie, Acadie ?!?, Ottawa, Office national du film. 18:20.

10. «si je n’ignore pas que nos ancêtres étaient comme nous des êtres imparfaits, capables du meilleur et du pire, ils m’inspirent néanmoins un profond sentiment de gratitude. Sans leur ténacité, leurs sacrifices, leurs rêves et leurs ambitions, nous ne serions rien, ou si peu». Bédard, É. Recours aux sources. P.14.
11

В 1972 году, когда АП опубликовала свой первый манифест, там было написано: «Не думайте, что авторы этого текста хотят разрушить то, что уже существует. Мы во многом очень обязаны основателям акадийского движения 1881 года...»11. АП здесь упоминает членов клерикальной и профессиональной элиты, которые, в конце ХIX и начале ХХ века, несколько раз собирались, чтобы провозглашать национальные символы, такие как флаг, гимн, национальный праздник и т.д.12 Таким образом, АП себя представляет в качестве прямого наследника предков. Манифест утверждает: «Акадия вернётся к своему расцвету 1881 года только когда всё население объединится под знамёнами Акадийской партии»13. Тот же дух консенсуса (некоторые даже сказали бы, единогласия), доминировавший на национальных собраниях ХIХ века, должен был способствовать сплочению акадийской нации вокруг АП.

11. «il ne faudrait pas sortir de cette lecture en pensant que les auteurs veulent détruire ce qui existe déjà. Nous devons une grande admiration aux fondateurs du mouvement acadien de 1881». Chiasson, E. et. al., Le Parti Acadien, Montréal, Parti pris, 1972. P.94.

12. Bourque, D. et Richard, C. Les Conventions nationales acadiennes, Québec, Septentrion, 2018.

13. «l’Acadie ne retrouvera son épanouissement du temps de 1881 que lorsqu’elle aura réussi à se donner des institutions qui correspondront à ses aspirations et aux exigences de la vie moderne. Or cela ne se fera que lorsque l’ensemble de la population se sera réunie sous les bannières du Parti acadien» Chiasson, E. et. al., Le Parti Acadien. P.95.
12

Речь идёт не только о символическом провозглашении верности предшественникам акадийского национализма. АП стремилась к развитию культуры, которая органически исходила бы из прошлого. Она не ограничивалась языком, искусством или литературой, а включала в себя все аспекты жизни. Например, внутри АП тяжело найти полного отрицания католической религии. Партия часто признавала историческую роль духовенства и даже иногда включала католицизм в число важных элементов современной акадийской идентичности14.

14. Poplyansky, M. Le Parti acadien et la quête d’un paradis perdu. P.97, 142.
13

Но на первом месте среди исторических характеристик акадийской нации, которых следовала бы возродить, было понятие о сельской жизни. Вместо того, чтобы способствовать экономическому развитию через крупную промышленность, партия предлагала, среди прочего, создавать сельскохозяйственные коммуны. Соответственно, некоторые журналисты сравнивали этот аспект манифеста АП с китайским коммунизмом15. Однако это не совсем точный подход. В основном партийные активисты исходили больше от жизни своих предков, чем от идеи Мао. Как заявил один из руководителей АП в 1972 году, «нам нужна не революционная партия а партия, которая отстаивала бы наши интересы, права и потребности»16. Можно также вспомнить письмо о сборе средств для АП, вышедшее в 1974 году. Там написано: «Мы не всегда обладаем многочисленными терминами, или тонкими идеологическими формулировками но у нас есть стремление жить в гармонии с землёй, лесом и морем, которые нас окружают [таким образом] мы сможем сохранить наш образ жизни, одновременно соответствуя экономическим и политическим требованиям современного прогресса»17.

15. Francès, P. Quand la Sagouine flirte avec Mao // L’Évangéline.1972. 12иjuin. P.12-13.

16. «qu’on ne veut pas un parti révolutionnaire…mais un parti qui représente nos intérêts, nos droits et qui connaît nos besoins». Chiasson, E. et. al., Le Parti Acadien. P.14.

17. «nous n’avons pas toujours la finesse des termes, l’élaboration de belles formules théoriques ou idéologiques, mais nous avons une volonté de vivre au rythme de la terre, de la forêt, et de la mer qui nous entourent, [c’est ainsi que] l’on saura peut-être garder notre style de vie, tout en pouvant rencontrer économiquement et politiquement les exigences du progrès moderne» Poplyansky, M. Le Parti acadien et la quête d’un paradis perdu. P.80.
14

Совсем не удивительно, что забота АП о сельской жизни сохранилась ещё долго после ухода марксистов-ленинистов в 1977 году. L'Action nationale, довольно консервативный квебекский журнал, тогда же посвятил целый номер АП. Писатель Клод Лебутилье (Claude Lebouthillier) там прославил идею создания акадийской провинции, призывая акадийцев вернуться к земле. «Мы – единственный североамериканский народ, – пишет он, – который предлагает другую модель общества с нашими маленькими деревнями, нашей мелкой промышленностью, нашим чувством общности…»18. Партийные активисты часто делали аналогичные заявления, и учитывая тот факт, что в конце 1970-x годов АП была на пике своей популярности, эти идеи наверняка были хорошо принятыми избирателями.

18. «Nous sommes le seul peuple nord-américain à proposer un modèle de société différente avec nos petits villages, nos petites industries, notre sens communautaire…» Lebouthillier C. Demain! // L’Action nationale vol. 67, no.10 (1978. Juin). P. 888-897.
15

Вклад В.А. Коленеко в понимание Акадийской партии

 

Риторика АП приводит на память статью Коленеко «Национальная идея в Квебеке и России». Коленеко там сравнивает труды русских мыслителей и франкоканадских националистов XIX и начала ХХ века, подчёркивая их общую критику неизбежности прогресса, свободы индивидуума и материализма19. Хотя Коленеко представляет лишь часть франкоканадской интеллектуальной традиции, игнорируя её более либеральные элементы20, он тем не менее выделяет темы, которые часто встречались в националистическом дискурсе. По мнению Коленеко, следы этого мышления сохраняются в современном квебекском национализме21. Они ещё более заметны в дискурсе АП.

19. Коленеко, В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем. Москва, Наука, 2006. С.232, 235, 239, 241.

20. Bédard, E. Les réformistes, Montréal, Boréal, 2009;

21. Коленеко, В.А. Французская Канада в прошлом и настоящем. C. 245-247.
16

Чтобы проиллюстрировать пропасть, существующую между франко- и англоканадцами, Коленеко также цитирует классический роман «Обломов», где герой пытается сохранить, насколько это возможно, образ жизни своих отцов и дедов, сталкиваясь с непониманием своего друга Штольца, человека действия и прогресса22. Обломов, в свою очередь, мечтает лишь о возвращении в деревню своего детства. Несмотря на совершенно иной контекст, в котором он был написан, чтение этого романа действительно заставляет задуматься о идеях и о судьбе Акадийской партии. АП тоже мечтала сохранить элементы идеализированного прошлого и тоже не могла реализовать свои амбиции.

22. Там же. C.233.
17

Заключение

 

Несмотря на то что во главе Акадийской партии стояли в основном беби-бумеры, родившиеся в 1940-годах, партия исходила из акадийской истории. Партийные активисты часто подтверждали свою верность первым националистам XIX века и предлагали вернуться, хотя бы частично, к сельскому образу жизни и гармонии с природой. Таким образом, интуиция Коленеко о важности преемственности в квебекском национализме получает дополнительное подтверждение, если мы рассматриваем акадийскую реальность.

18

В конечном счёте, как мы помним, Акадийская партия была кооптирована правительством Нью-Брансуика в начале 1980-х годов. С сегодняшней точкой зрения, её идеи могут показаться романтичными и утопическими. В последние десятилетия было несколько попыток возродить националистическую партию (или даже движение) в Акадии, но безуспешно. Однако если бы такое движение сумело возникнуть, то, несомненно, оно бы явилось, хотя бы частично, продолжением идеологии АП. Вопрос насколько такой вариант вообще возможен, учитывая всё более урбанизированную и космополитическую Акадию (Acadie)23, остаётся открытым.

23. Simard, M. Les enjeux démographiques ignorés de la campagne électorale au Nouveau-Brunswick // Le Devoir. 2018. 21 septembre.

References

1. Bédard, É. Recours aux sources. Essais sur notre rapport au passé, Montréal, Boréal, 2011: Beauchemin, J. La souveraineté en héritage, Montréal, Boréal, 2015.

2. Koleneko V.A. "Novoe oschuschenie istorii" ili pereotsenka interpretatsij proshlogo v novejshej frankoyazychnoj istoriografii Kanady. 1991–2006 // Amerikanskij ezhegodnik, 2006. S. 301.

3. Berthold, E. Le Québec vu de la Russie. Regards de l’historien Vadim Koleneko, Québec, Presses de l’Université Laval, 2007. P.25.

4. Volpé P. et Massicotte J. Au temps de la « révolution acadienne » : les marxistes-léninistes en Acadie, Ottawa, Presses de l’Université d’Ottawa, 2019.

5. Bashkirov M.B. Akadijskij avtonomizm v Primorskikh provintsiyakh Kanady v 1960–1980-kh godakh // Vestnik RGGU. 2018. №3 (13). C. 61-76. DOI: 10.28995/2073-6339-2018-3-61-76

6. Poplyansky, M. Le Parti acadien et la quête d’un paradis perdu, Québec, Septentrion, 2018.

7. Belliveau, J. Le «moment 68» et la réinvention de l’Acadie, Ottawa, Presses de l’Université d’Ottawa.

8. Ibid. P. 214.

9. «Moi je ne comprends pas comment on a pu être élevés par un père puis une mère qui ont chié toute leur vie eux autres nous élever, puis quand on a le baccalauréat leur dire bye-bye…leur dire merci puis s’en aller. Moi je ne comprends pas ça! C’est peut-être sentimental mais je ne le comprends pas» Perrault, P. et Brault, M. Acadie, Acadie ?!?, Ottawa, Office national du film. 18:20.

10. «si je n’ignore pas que nos ancêtres étaient comme nous des êtres imparfaits, capables du meilleur et du pire, ils m’inspirent néanmoins un profond sentiment de gratitude. Sans leur ténacité, leurs sacrifices, leurs rêves et leurs ambitions, nous ne serions rien, ou si peu». Bédard, É. Recours aux sources. P.14.

11. «il ne faudrait pas sortir de cette lecture en pensant que les auteurs veulent détruire ce qui existe déjà. Nous devons une grande admiration aux fondateurs du mouvement acadien de 1881». Chiasson, E. et. al., Le Parti Acadien, Montréal, Parti pris, 1972. P.94.

12. Bourque, D. et Richard, C. Les Conventions nationales acadiennes, Québec, Septentrion, 2018.

13. «l’Acadie ne retrouvera son épanouissement du temps de 1881 que lorsqu’elle aura réussi à se donner des institutions qui correspondront à ses aspirations et aux exigences de la vie moderne. Or cela ne se fera que lorsque l’ensemble de la population se sera réunie sous les bannières du Parti acadien» Chiasson, E. et. al., Le Parti Acadien. P.95.

14. Poplyansky, M. Le Parti acadien et la quête d’un paradis perdu. P.97, 142.

15. Francès, P. Quand la Sagouine flirte avec Mao // L’Évangéline.1972. 12ijuin. P.12-13.

16. «qu’on ne veut pas un parti révolutionnaire…mais un parti qui représente nos intérêts, nos droits et qui connaît nos besoins». Chiasson, E. et. al., Le Parti Acadien. P.14.

17. «nous n’avons pas toujours la finesse des termes, l’élaboration de belles formules théoriques ou idéologiques, mais nous avons une volonté de vivre au rythme de la terre, de la forêt, et de la mer qui nous entourent, [c’est ainsi que] l’on saura peut-être garder notre style de vie, tout en pouvant rencontrer économiquement et politiquement les exigences du progrès moderne» Poplyansky, M. Le Parti acadien et la quête d’un paradis perdu. P.80.

18. «Nous sommes le seul peuple nord-américain à proposer un modèle de société différente avec nos petits villages, nos petites industries, notre sens communautaire…» Lebouthillier C. Demain! // L’Action nationale vol. 67, no.10 (1978. Juin). P. 888-897.

19. Koleneko, V.A. Frantsuzskaya Kanada v proshlom i nastoyaschem. Moskva, Nauka, 2006. S.232, 235, 239, 241.

20. Bédard, E. Les réformistes, Montréal, Boréal, 2009; Lamonde, Y. Histoire sociale des idées au Québec, 2t. Montréal, Fides, 2000.

21. Koleneko, V.A. Frantsuzskaya Kanada v proshlom i nastoyaschem. C. 245-247.

22. Tam zhe. C.233.

23. Simard, M. Les enjeux démographiques ignorés de la campagne électorale au Nouveau-Brunswick // Le Devoir. 2018. 21 septembre.

Comments

No posts found

Write a review
Translate