Prospects for the development of Soviet-Canadian economic relations after the end of World War II (on the materials of the Russian State Archive of Economy)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Prospects for the development of Soviet-Canadian economic relations after the end of World War II (on the materials of the Russian State Archive of Economy)
Annotation
PII
S207054760032164-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Kristina Minkova 
Occupation: Associate professor
Affiliation: St Petersburg State University
Address: Russian Federation, St Petersburg
Edition
Abstract

The article, written on the basis of documents from the Russian State Archive of Economics (RSAE), examines the main directions of Soviet-Canadian negotiations on the expansion of trade relations in 1944-1946. The needs and interests of both sides, the issue of redemption of the shortfall under the Lend-Lease, the terms of the issue of the Soviet Government obtaining a Canadian loan to purchase equipment, and the negotiations to purchase wheat and equipment for hydroelectric power stations are discussed in detail. The author identifies the reasons for the inability of the USSR and Canada to increase mutual trade in the early post-war period.

Keywords
Canada, trade, USSR, lend-lease, credit, wheat, industrial equipment
Received
25.06.2024
Date of publication
30.08.2024
Number of purchasers
0
Views
84
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Экономические отношения СССР и Канады до начала Великой Отечественной войны складывались не слишком успешно. В июле 1922 года Канада присоединилась к советско-британскому торговому соглашению 1921 года, и стороны обменялись торговыми представителями, но взаимный товарооборот был небольшим. В 1927 году советско-британские отношения были разорваны из-за дела АРКОС, и Канада объявила об аннулировании торгового соглашения с СССР (что, впрочем, не означало полного прекращения взаимной торговли). В феврале 1931 года канадское правительство ввело эмбарго на ввоз из СССР ряда советских товаров – скорее по экономическим, нежели по политическим причинам, как это официально декларировалось1. В ответ Наркомат внешней торговли СССР (НКВТ) в апреле 1931 года наложил запрет на покупку товаров канадского происхождения. Торговые отношения между странами были частично восстановлены лишь в 1935 году, после возвращения к власти в Канаде либералов во главе с М. Кингом. В сентябре 1936 года министр торговли и коммерции Канады У.Д. Эйлер посетил Москву, а через год Верховный комиссар Канады в Лондоне В. Мэсси передал полномочному представителю СССР в Великобритании И.М. Майскому предложение Эйлера заключить с СССР торговое соглашение. После тщательного рассмотрения вопроса Совнарком СССР постановлением за № 708-163-сс разрешил Наркомату внешней торговли обменяться с Канадой письмами об установлении режима наибольшего благоприятствования; утвердил обязательство о произведении Советским Союзом ежегодных закупок в Канаде на 5–7 млн долл. в год, а также разрешил НКВТ открыть в Канаде отделение Амторга2.

1. Sarty L. Lessons of the Past? Reflections on the History of Canadian-Soviet Relations // International Journal of Canadian Studies. 1994. № 9. P. 12.

2. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 5885. Л. 7.
2

8 июля 1938 года, то есть спустя почти год, канадской стороне был передан советский проект торгового соглашения. По всей видимости, Москва не спешила из-за того, что практически все те товары, которые она могла получить из Канады – сельскохозяйственную технику и запчасти к ней, а также пшеницу и муку, СССР на тот момент закупал в США и Германии. В январе 1939 года торговый представитель Канады в США Д. Кол писал: «Я бы очень хотел, чтобы Канада и Советский Союз заключили торговое соглашение аналогичное тому, которое существует между США и Советским Союзом Доверительно могу сообщить, что канадское Министерство торговли заинтересовано в развитии канадско-советской торговли, но встретило большие трудности в получении ответа на его запросы по этому вопросу»3.

3. Там же. Л. 41.
3

После года согласований, 13 августа 1939 года, советский нарком внешней торговли А.И. Микоян известил Эйлера о готовности заключить с Канадой соглашение путём обмена письмами4. Однако известие о подписании советско-германского пакта о ненападении вызвало негативную реакцию Оттавы, и переговоры остановились.

4. АВПРФ. Ф. 0745. Оп. 15. П. 38. Д. 8. Л. 114–117.
4

Основными статьями советского экспорта в Канаду в предвоенные годы были пушнина, уголь и удобрения, а из Канады в СССР шли цветные металлы, красители и (в 1940 года) суда (см. табл. 1)5.

5. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 5885. Л. 61–62.
5

Таблица 1 Товарооборот СССР с Канадой (тыс. руб.)

6
  1937 1938 1939 1940 1941 10 мес. 1942
Импорт 54936 30649 4763 1563 900 263083
Экспорт 4240 1547 935 195 - 3

Источник: РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5885. Л. 3.

7

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз торговые отношения СССР и Канады значительно активизировались. При этом советское руководство, имея значительный интерес к возобновлению переговоров по заключению торгового соглашения и к закупке крупных партий канадской пшеницы и муки, было чрезвычайно озабочено тем, чтобы для начала соответствующих переговоров нашёлся повод, а инициатива исходила не от Москвы6.

6. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 5524. Л. 3.
8 По программе ленд-лиза, в которой Канада играла довольно активную роль, в нашу страну шло вооружение и боеприпасы. Через Канадский фонд помощи России уже с конца 1941 года поставлялось продовольствие, одежда, обувь, медикаменты.
9

19 мая 1942 года начальник сектора Америки НКВТ П.С. Алексеев предложил создать в Канаде советское торговое представительство со штатом 10–12 человек в связи с установлением дипломатических отношений. Кроме того, по мнению Алексеева, отсутствие торгового представительства при резком росте торговли лишало НКВТ возможности непосредственно руководить торговыми операциями в Канаде. Амторг, которому в этом случае пришлось бы срочно открывать свой филиал в Канаде, по мнению Алексеева, вызывал у Оттавы и Лондона недоверие. Ссылаясь на опыт 1924 года, Алексеев напоминал, что с открытием торгпредства импорт СССР из Канады сразу же вырос в 20 раз, а через два года – в 100 раз. Кроме того, Алексеев справедливо полагал, что переговоры о заключении торгового соглашения с Канадой удобнее было бы вести через торгпредство. Микоян на тот момент посчитал такой шаг несвоевременным7, однако в штат советской миссии в Оттаве был включён коммерческий атташе И.И. Кротов, которому были приданы технический работник, два экономиста, юрисконсульт и товаровед8.

7. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 5885. Л. 58–59.

8. Там же. Л. 68.
10

8 сентября 1942 года в Лондоне В. Мэсси и советский посол в Великобритании И.М. Майский подписали кредитное соглашение, по которому Канада выделяла СССР 10 млн долл. на покупку канадской пшеницы и муки9.

9. Северные союзники: СССР и Канада в годы Второй мировой войны. СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 89–91.
11

11 февраля 1944 года было подписано Советско-канадское соглашение о канадских военных поставках, которое фактически дублировало Соглашение о взаимопомощи между СССР и США10. Этому предшествовало подписание Канадой III протокола о ленд-лизовских поставках в СССР в качестве самостоятельной стороны11.

10. Там же. С. 113–115.

11. Там же. С. 103–105.
12 В конце 1943 – первой половине 1945 года основные усилия коммерческого атташе (а впоследствии торгового представителя) СССР в Канаде концентрировались на обеспечении реализации поставок по III и IV ленд-лизовским протоколам (см. табл. 2). Однако после окончания военных действий в Европе и, соответственно, окончания действия Соглашения 1944 года, на первый план вышли новые задачи.
13

Таблица 2 Поставки Канады в СССР в 1942–1945 годах

14
Год Тыс. англ. т Млн кан. долл.
1942 163,0 62,6
1943 126,7 64,4
1944 409,3 93,2
1945 (январь-март) 64,9 12,6
Всего 763,9 232,8

Источник: РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 7945. Л. 206.

15 Необходимо было договориться с канадской стороной об условиях дальнейших закупок промышленных товаров. Кроме того, в связи с прекращением поставок продовольствия (как по ленд-лизу, так и через негосударственные фонды помощи) Советский Союз остро нуждался в пшенице, жирах и мясопродуктах. Всё это Канада могла и была готова экспортировать в СССР.
16 Оттава очень заинтересована в развитии торговли с Москвой. Очевидно, что для такой экспортно ориентированной экономики переход с военных рельсов на гражданские в условиях тотального дефицита платёжных средств у критически важных партнёров (в первую очередь Великобритании) представлял собой серьёзный вызов. Во избежание тотальной замкнутости на южного соседа Канаде необходимо было найти нового крупного покупателя своей продукции, и таким покупателем, безусловно, мог стать Советский Союз.
17

Следует подчеркнуть, что канадский бизнес выказывал значительно бóльший интерес к активному развитию торговых отношений с СССР, чем правительственные круги. Предстоящие выборы в парламент в значительной степени связывали либеральное правительство в проведении масштабных усилий по расширению связей, так как такие усилия в отношении бывшего идеологического противника сыграли бы на руку его оппонентам-консерваторам12.

12. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 5885. Л. 188.
18

Кроме того, Оттава, по всей видимости, приняла на вооружение соображения, изложенные канадским послом в СССР Л.Д. Уилгрессом, который рекомендовал следить за торговыми переговорами между СССР и Великобританией, не проявлять большой активности и ограничить импорт советских товаров в Канаду таким образом, чтобы сумма экспорта канадских товаров в СССР всегда превышала сумму импорта в Канаду советских товаров (что давало Канаде возможность требовать от СССР расчётов золотом)13.

13. Там же. Л. 187.
19

Ещё одной проблемой стало отсутствие хорошо налаженного диалога между Москвой и Оттавой. Это приводило к тому, что запросы на поставки канадских товаров, в том числе военного назначения, делались Правительственной закупочной комиссией СССР в США напрямую в адрес бизнеса, то есть в обход канадского правительства14.

14. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 6944. Л. 12.
20

Канадский бизнес чувствовал себя менее связанным какими бы то ни было политическими соображениями и, со свойственной ему прагматичностью, был готов кредитовать возможных покупателей для получения крупных заказов. Результатом его усилий в этом направлении стало принятие в августе 1944 года закона о гарантии экспортных кредитов15. Канадская пресса полагала, что применение закона должно «предоставить возможность Советской России разместить в Канаде крупные заказы на промышленные товары»16.

15. Подробнее о нём см.: Blyth C.D. Some Aspects of Canada's International Financial Relations // The Canadian Journal of Economics and Political Science. 1946. Vol. 12. No 3. P. 302–312.

16. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 9765. Л. 38.
21

При этом поставки оборудования по IV протоколу, подписанному в Оттаве 17 апреля 1945 года, канадская сторона намеренно затягивала в надежде получить за них оплату наличными или золотом после окончания военных действий17.

17. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 7945. Л. 203.
22

С начала 1944 года канадское Министерство торговли неоднократно обращалось в НКВТ СССР с запросами о тех товарах, которые Советский Союз предполагал экспортировать после окончания войны, а также о которых он будет испытывать нужду. Кроме того, с запросами о покупке советских товаров к советнику посольства СССР в Канаде по торговым делам И.И. Кротову обратилось более 50 фирм. Среди них встречались весьма крупные «Канадиен Вестингауз», «Джон Инглис», «Доминион инжиниринг», «Доминион Бридж», «Ингерсол Ренд» и др., а также средние и мелкие компании18.

18. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 5885. Л. 189.
23

Из советских товаров канадский бизнес более всего интересовал уголь (до 7 млн т ежегодно), пушнина (на 1–1,5 млн долл. ежегодно) и ткани (хлопчатобумажные и лен)19.

19. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 7945. Л. 33–34.
24 24 февраля 1945 года в «Торонто дейли стар» появилась заметка за подписью некоего Р. Оппенгейма, которая как нельзя лучше выражала чаяния канадского бизнеса:
25 «Я надеюсь, что наша промышленность не теряет огромной возможности [получить заказы на послевоенный экспорт в СССР], потому что экспортная торговля является самой твёрдой гарантией против безработицы и канадское процветание зависит в основном от экспорта...
26

Если, однако, наша промышленность почувствует, что она одна не может принять на себя финансовую ответственность за её сделки, то я хотел бы предложить, чтобы промышленность при сотрудничестве с правительством и банками выпустила призыв к канадскому народу в отношении специального займа для финансирования экспорта в СССР, и я уверен, что наш народ чистосердечно ответил бы на этот призыв»20.

20. Toronto Daily Star. 1945. February 24. P. 2.
27

Статья Оппенгейма, возможно, не случайно увидела свет именно 24 февраля. Несколькими днями ранее Уилгресс попросил Министерство торговли Канады помочь ему в получении информации о тех товарах, которые Советский Союз предполагает покупать в Канаде после войны, и о тех, которые могут быть проданы в Канаду. В связи с этим письмом уже упоминавшийся выше Д. Кол, занимавший в начале 1945 года пост директора Отдела внешних торговых сношений Министерства торговли, попросил Кротова высказать хотя бы его «личное мнение о том, что останется на долю Канады в связи с окончившимися переговорами СССР и США о долгосрочном кредите, согласно которому Советский Союз предполагает разместить крупные заказы на разное промышленное оборудование в США»21.

21. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 9764. Л. 39.
28 Советское руководство, действительно, больше ориентировалось на США, хотя проявляло интерес и к расширению торговых связей с Канадой. Не останавливаясь на всех причинах такого выбора, подробно рассмотренных нами в предыдущих работах, отметим, что самая главная из них состояла в намерении Москвы получить у американского правительства крупный кредит на выгодных условиях. Соответственно, и переговоры о приобретении тех товаров и оборудования, в которых Советский Союз особенно нуждался, велись в первую очередь с Соединёнными Штатами.
29

Однако сведения Уилгресса о завершении переговоров о кредите между Москвой и Вашингтоном были ложными. Официальный запрос советской стороны на получение шестимиллиардного кредита был подан 5 января 1945 года. К лету того же года стало понятно, что быстро этот вопрос не решится. Закон о расширении полномочий и акционерного капитала Экспортно-импортного банка США прошёл Конгресс и был подписан президентом лишь 31 июля 1945 года. Дальнейшие задержки в предоставлении кредита были в значительной мере вызваны отсутствием политической воли на подобный шаг22.

22. Минкова К.В. Вопрос о кредите в отношениях СССР и США, 1944–1947 гг. // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 6. С. 75–91. DOI: 10.31857/S268667300009771-8
30

Неопределённость в отношениях с США, а также надвигавшееся прекращение американских, канадских и британских поставок по ленд-лизу в связи с капитуляцией Японии, побудила СССР в конце лета 1945 года реанимировать диалог по наращиванию торговых связей с Канадой. В Наркомате внешней торговле поняли, что аннулирование заказов было чрезвычайно непопулярной мерой и частично испортило репутацию СССР как надёжного торгового партнёра, после чего часть заказов была восстановлена23. О серьёзности намерений Москвы свидетельствует также расширение штата торгпредства до 70 человек (при этом наладить безупречную работу торгпредству всё равно не удалось, так как 20% вакансий оставались незаполненными из-за проблем с подбором квалифицированного персонала, владеющего английским языком).

23. РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 9765. Л. 37–38.
31 Осенью 1945 года Москва и Оттава вели переговоры по трём основным направлениям:
32
  • Условия выкупа ленд-лизовских остатков, недопоставленных СССР в связи с окончанием военных действий;
  • Получение долгосрочного кредита на закупки промышленного оборудования;
  • Срочная закупка канадской пшеницы;
  • Приобретение оборудования для гидроэлектростанций.
33 Каждый вопрос имел свою специфику, которую мы рассмотрим ниже.
34

Прежде всего, нужно было решить вопрос с оборудованием, недопоставленным по ленд-лизу. 14 августа 1945 года директор администрации Канадского комитета взаимопомощи К. Фрейзер сообщил сотруднику советского посольства в Оттаве Тимченко, что канадское правительство прекращает действие закона о взаимопомощи в связи с окончанием войны. За счёт закона должны были быть оплачены только те товары, которые были погружены на суда до 14 августа. Остальные заказы должны были быть аннулированы, если советское правительство в течение 3–4 дней не заявит о желании оплатить эти товары на условиях долгосрочного кредита или за наличные24.

24. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 177.
35

На 2 сентября 1945 года общая сумма заказов на такое оборудование достигала 19 млн долларов. Из-за того, что прекращение поставок по ленд-лизу в мае (как из США, так и из Канады) было для советской стороны неожиданным, оно повлекло за собой ряд поспешных и мало продуманных решений, одним из которых стала отмена заказов канадского оборудования на сумму 8 млн долларов. Поскольку производство этого оборудования уже было начато, отмена заказов не могла не вызвать негативную реакцию Оттавы25.

25. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9764. Л. 49.
36

В отношении основного кредита проблема состояла в том, что канадские деньги стоили дороже американских, и процентная ставка при займе на 30-летний период составляла 3,1% против 2⅜% американских. Соответственно, Москва медлила, не теряя надежды на получение более дешевого американского кредита. Канадская же сторона была предоставить свои средства в любой момент – после получения от советского посла формальной просьбы о займе (о чём министр финансов Илсли сообщил Тимченко 1 августа 1945 года)26. В ответ 13 августа Тимченко направил весьма неопределённое письмо, на которое в тот же день последовал ответ Илсли: «Я очень сожалею, что это письмо не представляет собой ни рентабельную просьбу о займе для Правительства СССР, ни заявления о том, что СССР оплатит сумму займа. Я особенно сожалею об этом ввиду того, что мы совершенно готовы предоставить заём в соответствии с условиями, изложенными мною в письме к Вам от 1 августа сего года и являющимися по существу условиями, на которые Вы в основном готовы согласиться»27.

26. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 179.

27. Там же. Л. 178.
37

28 августа по указанию наркома внешней торговли Микояна переговоры о кредите были возобновлены. От советского правительства ожидалось письмо следующего содержания: «Правительство Союза Советских Социалистических Республик оплатит правительству Канады все понесенные расходы в качестве агента правительства Союза Советских Социалистических Республик при производстве любых закупок от имени Союза Советских Социалистических Республик»28.

28. Там же. Л. 176.
38

9 сентября Микоян согласился на эту формулировку, предложив дописать в конце «на условиях, с ним согласованных»29.

29. Там же. Л. 175.
39

Переговоры по закупке промышленного оборудования шли чрезвычайно трудно. Объяснялось это не только сложностью решения вопроса о кредите, но и рядом более «технических» моментов. Во-первых, советская сторона не могла сформулировать свой запрос, поскольку было неясно, на какую сумму и на каких условиях удастся получить кредит. В принципе речь шла о нескольких сотнях миллионов долларов (в ходе разговора Кротова с Хау фигурировала сумма 400–500 млн в течение 4–5 лет). Во-вторых, чрезвычайно сложно было прийти к компромиссу относительно цен: советская сторона настаивала на скидке в 25% (поскольку США якобы были готовы поставить аналогичное оборудование по более низкой цене) и на оплате полностью в кредит; канадская – на возмещении полной фактической стоимости уже заказанного оборудования, отказе от требования скидки и на частичной оплате наличными30. Все эти моменты были сложными, что не могло способствовать быстрому достижению компромисса.

30. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9764. Л. 63.
40

Впрочем, канадцы соглашались предоставить заказанные до окончания войны, но недопоставленные товары по несколько заниженным ценам. В ходе переговоров заместитель Микояна А.Д. Крутиков согласился на закупку железнодорожных платформ по сниженной цене и с оплатой наличными, однако в остальном строго придерживался изложенной выше позиции советского правительства31.

31. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 173.
41

В-третьих, советское торгпредство не владело полной информацией о ценах на потребные СССР канадские товары, так как из-за низкой квалификации и нехватки персонала отчёты оперативных инженеров об отраслях канадской промышленности, технических новинках и переводы каталогов продукции запаздывали на 2–4 месяца. По той же причине в Наркомате внешней торговли происходили постоянные затяжки в разработке заказов. Наконец, советские предприятия с запозданием отвечали на канадские предложения, что было вызвано не только значительной забюрократизированностью процедуры, но и некачественно подготовленными спецификациями, замедлявшими коммуникацию32.

32. Там же.
42

Срочная покупка канадской пшеницы имела для советского правительства большую важность в связи с прекращением поставок продовольствия по ленд-лизу. Кроме того, приобретать канадскую пшеницу было выгоднее, так как она стоила дешевле американской. Справедливости ради отметим, что Канада продолжала поставлять в СССР пшеницу по Соглашению о взаимопомощи и после ограничения помощи по ленд-лизу в связи с окончанием войны в Европе33.

33. Documents on Canadian External Relations. Vol. X. 1944–1945 / Ed. By J. Hilliker. – Ottawa: Canadian Government Publishing Center, 1987. P. 758.
43 На встрече Кротова с Илсли 10 сентября 1945 года в числе прочего обсуждалась закупка Советским Союзом партий канадской пшеницы, жиров и мясопродуктов. Как и в случае с кредитом, канадская сторона хотела получить от советской гарантийное письмо. Его содержание должно было быть примерно следующим:
44 «1. Советское правительство уполномочивает Министерство торговли [Канады] выступать в качестве его агента по закупке указанных предметов;
45

2. Советское правительство возместит все расходы, связанные с закупкой для СССР наличными или за счёт кредитного соглашения, переговоры о котором ведутся в настоящее время»34.

34. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 175.
46

В свою очередь, Кротов сообщил Илсли, что Советский Союз хотел бы распределить кредит на уже заказанное, но не отгруженное до 2 сентября 1945 года продовольствие, и 150 тыс. т пшеницы, о которой уже велись переговоры35.

35. Там же. Ранее, 29 августа 1945 г., на встрече советского посла в Канаде Г.Н. Зарубина с министром реконструкции и снабжения Хау говорилось о 190 тыс. т. пшеницы. АВПРФ. Ф. 099. Оп. 17. П. 7. Д. 4. Л. 1–3.
47

Успеху переговоров по пшенице никак не способствовала жёсткая позиция советской стороны по ценам на промышленное оборудование и на условия кредита: канадцы резонно возражали, что, если СССР ориентируется на американские цены на промышленное оборудование и стоимость кредита, почему бы ему не заплатить за канадскую пшеницу по американским ценам36.

36. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 180.
48

Наконец, в отношении пшеницы был достигнут компромисс: закупка пшеницы должна была идти на особых условиях до получения основного кредита. При этом Москве следовало попросить Министерство торговли Канады выступить в качестве его агента по закупке пшеницы у Пшеничного комитета и гарантировать оплату наличными или на условиях кредита37.

37. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9764. Л. 73.
49

Наиболее быстро и легко решился вопрос о покупке в кредит оборудования для гидроэлектростанций. Поскольку и сумма кредита (менее 3 млн долл.), и срок его предоставления (5 лет) были небольшими, канадская сторона предложила весьма выгодные условия (2% годовых), на которые Москва быстро согласилась38.

38. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 179.
50 24 сентября 1945 года Илсли направил Кротову письмо, в котором интересовавшие Москву канадские товары были сгруппированы следующим образом:
51 1. Промышленное оборудование, заказанное до прекращения действия закона «О взаимопомощи» и недопоставленное в срок, которое СССР обещал оплатить и на которое просил скидку;
52 2 Другое оборудование, заказанное после 9 мая 1945 года (на него скидку не просили);
53 3. Разное оборудование (в том числе железнодорожные платформы), заказанное Фондом помощи России, но непоставленное ко 2 сентября 1945 года;
54 4. Пшеница, мука и другие продовольственные товары, заказанные после 2 сентября;
55 5. Промышленное оборудование и другие товары, которые могли быть заказаны в будущем.
56 Оттава предлагала две схемы кредита: сроком на 30 лет под 3,1% годовых или на 7 лет под 2⅜%. При этом кредит выдавался на 80% суммы заказа, а оставшуюся часть следовало оплатить наличными. Оборудование для гидростанций могло быть поставлено полностью в кредит. Заказанные товары не подлежали скидке, однако 8% торгового налога и сумму возвратных пошлин СССР уплачивать не следовало.
57

При этом канадское правительство обещало, что на переговорах с производителями будет настаивать на снижении цен в интересах Советского Союза. Кредит мог быть предоставлен в течение 6–8 недель, необходимых канадскому парламенту для увеличения той суммы, которую правительство могло давать взаймы по закону «О гарантии экспортных кредитов». В случае если кредитное соглашение не будет заключено, за все текущие поставки советское правительство должно было платить наличными. При аннулировании заказов все расходы должен был оплачивать СССР39.

39. Там же. Л. 171–172.
58

1 октября в ходе встречи Кротова с Илсли последний спросил, не согласится ли советская сторона на то, чтобы канадцы заявили сумму кредита только на один [1946] год, поскольку это облегчило бы прохождение соответствующего решения через парламент. Кротов ответил, что в реалиях плановой экономики предпочтительнее получить суммы на три года, иначе – в условиях неопределённости относительно периода и сумм кредита – советские импортирующие организации будут вынуждены переориентироваться на размещение заказов в других странах40.

40. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9764. Л. 61.
59

На этой же встрече выяснилось, что с канадской стороны есть определённые препятствия в отношении экспорта пшеницы в Советский Союз. Поскольку канадская пшеница стоила дешевле американской, у Оттавы были и другие предложения о покупке, так что было целесообразно распределить имевшиеся для продажи объёмы между несколькими покупателями. На момент встречи Пшеничный комитет согласовал для отгрузки в СССР в октябре 35 тыс. т пшеницы при заявленной потребности в 120 тыс. т. Поскольку пшеницу требовалось завезти на Дальний Восток, вопрос требовал срочного решения ввиду ожидавшегося наступления заморозков41. Поскольку в странах Европы существовала значительная нехватка свободных денег, Советский Союз смог перекупить канадскую пшеницу с помощью 1,6 млн долл., уплаченных наличными42. В 1945 году СССР получил по ленд-лизу, в кредит и за наличный расчёт 130 тыс. т канадской пшеницы43.

41. Там же. Л. 60.

42. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9765. Л. 39.

43. Там же. Л. 407.
60

7 октября 1945 года в письме помощнику директора администрации Канадского комитета взаимопомощи Хисману Кротов подтвердил финансовую ответственность советского правительства за промышленное оборудование, поставленное по заказам, размещённым через Комитет взаимопомощи по IV протоколу, и поставки, которые имели место после прекращения военных действий (группы 1 и 3 из перечисленных выше)44.

44. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 160.
61

На протяжении всей осени 1945 года Кротов, по указаниям из Москвы, пытался вести с Илсли и Хау торг относительно снижения процента по кредиту45. Его усилия не привели к положительному результату, и с 11 ноября 1945 году все поставки промышленного оборудования, заказанные Советским Союзом через Комитет взаимопомощи, были прекращены. Однако на первых порах, в ожидании кредитного соглашения, заказы продолжали выполняться и отправляться в порт. С начала декабря 1945 года изготовленное оборудование отгружалось на специальные склады в Гамильтоне и Торонто46.

45. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10851. Л. 45–46, 48–49, 53, 55, 57.

46. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9765. Л. 35.
62

По подсчётам начальника сектора Великобритании Наркомата внешней торговли Солодкина, на конец декабря сумма задолженности СССР перед Канадой по уже осуществлённым поставкам составляла 36,9 млн канадских долларов. Солодкин предлагал пойти на уменьшение срока кредита при понижении процентной ставки (10 лет под 2,25%) и выплачивать кредит с конца 6-го года пятью равными частями47.

47. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10064. Л. 155.
63

Предложенные Солодкиным условия были хуже озвученных ранее Илсли, и канадское правительство не посчитало возможным пересмотреть свою позицию48. Несмотря на это, 25 декабря Микоян направил Сталину проект постановления Совнаркома о кредите на 40 млн канадских долл. под 2,25%49.

48. Там же. Л. 149.

49. Там же. Л. 145.
64

Поскольку канадская сторона не согласилась на такую ставку, постановление не было принято. В ходе беседы с Илсли 2 января 1946 года Кротов упрекнул его в том, что Канада предоставляет Великобритании кредит под 2% годовых. Илсли в ответ сослался на «ряд обязательств внешнеполитического характера». В ходе этой встречи советская сторона согласилась пойти на увеличение ставки до 2,5%, но и это предложение было отвергнуто. Более того, Илсли поднял вопрос о целесообразности изготовления заказанного ранее оборудования для СССР в связи с невозможностью заключения кредитного соглашения50.

50. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 10851. Л. 43–45.
65

Впрочем, на этой встрече стороны пришли к очередному компромиссу относительно поставок пшеницы: задолженность СССР на 15 декабря 1945 года составляла 6 963 390,82 канадских долл., и канадцы предложили оформить на эту сумму кредит на 6 месяцев под ¾% годовых51.

51. Там же. Л. 42.
66

Переговоры о кредите, однако, зашли в тупик, и во второй половине января 1946 года Комитет взаимопомощи вынес решение о том, что при отсутствии достижения соглашения по кредиту к 1 февраля или оплаты наличными канадское правительство должно прекратить выполнение советских контрактов канадскими фирмами. Советское правительство никак не отреагировало на эту информацию, и 6 февраля Оттава приняла решение о прекращении выполнения заказов с 14 февраля 1946 года52. Отметим, что, по имеющимся данным, за 1945 год Советский Союз заказал в Канаде оборудования на 27,5 млн кан. долл., из которых было получено товаров почти на 20 млн53.

52. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9765. Л. 35.

53. Там же. Л. 39.
67

Советский экспорт в Канаду в 1945 году составил около 1,4 млн долл. (при плане в 2 млн). По выражению Кротова, «ввиду отсутствия довоенной практики работы с нашим экспортом в Канаду, не говоря уже о годах войны, имелись в виду ориентировочные намётки для выяснения интереса со стороны канадских импортёров к нашим товарам, а равно и выявления цен на них»54. За отсутствием отлаженного механизма торговли с Канадой операции осуществлялись через Амторг. Основная часть советских поставок пришлась на пушнину (1,05 млн долл.) и лен (285 тыс. долл.)55.

54. Там же. Л. 313–314.

55. Там же. Л. 314.
68

Кредитное соглашение между СССР и Канадой провалилось. Связана ли эта неудача с делом Гузенко? Безусловно, да. При этом нужно принимать во внимание следующие факты: несмотря на раскрытие сети советских резидентов в Канаде, Оттава не хотела идти на обострение отношений с Москвой, а премьер-министр У.Л. Маккензи Кинг лично приложил немало усилий для того, чтобы смягчить вызванный этим делом общественный резонанс56. Советско-канадские отношения в других сферах в этот период продолжали развиваться, и при большем желании обеих сторон прийти к компромиссу в отношении условий кредита осенью 1945 года такой кредит вполне мог быть получен. В феврале 1946 года, после завершения расследования по делу Гузенко и вследствие ряда других факторов (в частности, отказа Советского Союза от ратификации Бреттон-Вудских соглашений и последовавшего за этим критического охлаждения в американо-советских отношениях57), положительное решение вопроса о кредите было, по всей видимости, невозможным.

56. Акимов Ю.Г. «Дело Гузенко» и кризис советско-канадских отношений (1945–1947) // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 11-й международной конференции молодых учёных СПбГУ. – СПб., 2000. С. 411–418.

57. Минкова К.В. Экономические истоки холодной войны: советско-американские экономические отношения в 1943–1947 гг. – СПб.: Скифия-принт. 2021. С. 64–67.
69

Тем не менее интерес канадских фирм к торговле с СССР сохранился, хотя основными условиями поставок теперь были наличный расчёт и долгие сроки выполнения заказов (в связи со значительной конкуренций со стороны канадских и внешних покупателей)58. С точки зрения производственных возможностей Канада могла бы поставлять в СССР оборудование на 100–120 млн долл. в год59. При общем объёме экспорта за 1945 год в 3,27 млн долл., эта сумма была бы для неё весьма значительной60.

58. РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12с. Д. 9765. Л. 396.

59. Там же. Л. 397.

60. Там же. Л. 403.
70 Могли ли СССР и Канада прийти к компромиссу и подписать крупное кредитное соглашение в том случае, если бы политические отношения между ними не ухудшились? По всей видимости, всё же нет. Канадская сторона не могла предоставлять кредит себе в убыток (хотя, как мы помним, с готовностью пошла на снижение цен на оборудование и отказ от уплаты пошлин). В свою очередь, советское правительство не могло взять у Канады кредит на менее выгодных условиях, чем те, которые были предоставлены Великобритании, не теряя своего престижа. При этом необходимо отметить, что готовность Канады предоставить СССР кредит намного превосходила готовность США: никакие политические условия получения займа руководству Советского Союза никогда не ставились, и главным камнем преткновения в переговорах здесь действительно стал вопрос о процентной ставке.

References

1. Sarty L. Lessons of the Past? Reflections on the History of Canadian-Soviet Relations // International Journal of Canadian Studies. 1994. № 9. P. 12.

2. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 5885. L. 7.

3. Tam zhe. L. 41.

4. AVPRF. F. 0745. Op. 15. P. 38. D. 8. L. 114–117.

5. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 5885. L. 61–62.

6. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 5524. L. 3.

7. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 5885. L. 58–59.

8. Tam zhe. L. 68.

9. Severnye soyuzniki: SSSR i Kanada v gody Vtoroj mirovoj vojny. SPb.: Skifiya-print, 2020. S. 89–91.

10. Tam zhe. S. 113–115.

11. Tam zhe. S. 103–105.

12. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 5885. L. 188.

13. Tam zhe. L. 187.

14. RGAEh. F. 413. Op. 12. D. 6944. L. 12.

15. Podrobnee o nyom sm.: Blyth C.D. Some Aspects of Canada's International Financial Relations // The Canadian Journal of Economics and Political Science. 1946. Vol. 12. No 3. P. 302–312.

16. RGAEh. F. 413. Op. 12. D. 9765. L. 38.

17. RGAEh. F. 413. Op. 12. D. 7945. L. 203.

18. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 5885. L. 189.

19. RGAEh. F. 413. Op. 12. D. 7945. L. 33–34.

20. Toronto Daily Star. 1945. February 24. P. 2.

21. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 9764. L. 39.

22. Minkova K.V. Vopros o kredite v otnosheniyakh SSSR i SShA, 1944–1947 gg. // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020. № 6. S. 75–91. DOI: 10.31857/S268667300009771-8

23. RGAEh. F.413. Op. 12. D. 9765. L. 37–38.

24. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 177.

25. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9764. L. 49.

26. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 179.

27. Tam zhe. L. 178.

28. Tam zhe. L. 176.

29. Tam zhe. L. 175.

30. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9764. L. 63.

31. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 173.

32. Tam zhe.

33. Documents on Canadian External Relations. Vol. X. 1944–1945 / Ed. By J. Hilliker. – Ottawa: Canadian Government Publishing Center, 1987. P. 758.

34. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 175.

35. Tam zhe. Ranee, 29 avgusta 1945 g., na vstreche sovetskogo posla v Kanade G.N. Zarubina s ministrom rekonstruktsii i snabzheniya Khau govorilos' o 190 tys. t. pshenitsy. AVPRF. F. 099. Op. 17. P. 7. D. 4. L. 1–3.

36. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 180.

37. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9764. L. 73.

38. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 179.

39. Tam zhe. L. 171–172.

40. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9764. L. 61.

41. Tam zhe. L. 60.

42. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9765. L. 39.

43. Tam zhe. L. 407.

44. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 160.

45. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10851. L. 45–46, 48¬¬–49, 53, 55, 57.

46. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9765. L. 35.

47. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10064. L. 155.

48. Tam zhe. L. 149.

49. Tam zhe. L. 145.

50. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 10851. L. 43–45.

51. Tam zhe. L. 42.

52. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9765. L. 35.

53. Tam zhe. L. 39.

54. Tam zhe. L. 313–314.

55. Tam zhe. L. 314.

56. Akimov Yu.G. «Delo Guzenko» i krizis sovetsko-kanadskikh otnoshenij (1945–1947) // Chelovek. Priroda. Obschestvo. Aktual'nye problemy. Materialy 11-j mezhdunarodnoj konferentsii molodykh uchyonykh SPbGU. – SPb., 2000. S. 411–418.

57. Minkova K.V. Ehkonomicheskie istoki kholodnoj vojny: sovetsko-amerikanskie ehkonomicheskie otnosheniya v 1943–1947 gg. – SPb.: Skifiya-print. 2021. S. 64–67.

58. RGAEh. F. 413. Op. 12s. D. 9765. L. 396.

59. Tam zhe. L. 397.

60. Tam zhe. L. 403.

Comments

No posts found

Write a review
Translate