The Arctic Dimension of Canada’s Defence Policy
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Arctic Dimension of Canada’s Defence Policy
Annotation
PII
S207054760032150-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikita Lipunov 
Occupation: Analyst
Affiliation: MGIMO-University Institute for International Studies
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The Arctic remains central to Canada's defence policy. In recent decades, it has pursued a moderate defence policy in the High North, and its Arctic security policy has been dominated by non-military aspects. However, its focus has been shifting towards more robust defence after the escalation of the Ukrainian crisis in 2022. As the West's confrontation with Russia intensifies, US and NATO pressure on Canada will increase, forcing Ottawa to balance its defence policy between a commitment to "Arctic sovereignty" and allied obligations, but the priority "security framework" will remain North American structures, most notably NORAD.

Keywords
Canada, Arctic, defence policy, security, "Arctic sovereignty", NORAD, USA, NATO
Received
25.06.2024
Date of publication
30.08.2024
Number of purchasers
0
Views
114
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

Арктическое направление с середины прошлого столетия выступает ключевым в оборонной политике Канады. На протяжении холодной войны в канадской политике в области безопасности в Арктике преобладали военные аспекты, однако с 1990-х годов на первый план выходят невоенные – экологические и социально-экономические. По мере роста международной активности в Арктике и региональной военно-политической напряженности в арктической политике Канады вновь актуализируются вопросы обороны.

2 Какое место Арктика занимает в современной оборонной политике Канады? Как меняются её движущие силы и приоритеты на Крайнем Севере? И как это влияет на отношения с США и НАТО в области северной обороны? Для ответа на эти вопросы мы рассмотрим историю и логику развития канадской оборонной политики в Арктике с момента её формирования в годы холодной войны и до настоящего времени, после чего проанализируем её современное состояние и на основе этого выявим долгосрочные тенденции.
3

Зарождение арктического направления канадской оборонной политики в годы холодной войны

 

Арктика (в данной работе под «Арктикой» понимается географическая область внутри Северного полярного круга, а также прилегающие к ней территории северных провинций Канады – Юкона, Северо-западных территорий и Нунавута. – прим. авт.) занимает центральное место в оборонной политике Канады ещё со времён холодной войны. Именно в эти годы сформировалась её плотная система оборонных связей с США. Впервые американо-канадская оборонная кооперация была институционализирована в 1940 году с созданием Постоянного объединенного совета по обороне (Permanent Joint Board on Defence)1. В сферу его ответственности вошла вся северная половина Западного полушария. В 1949 году Канада стала одним из государств – основателей НАТО, юридически оформив союзнические отношения с США, а в 1958 году было создано совместное американо-канадское Командование воздушно-космической (до 1981 года – противовоздушной) обороны Северной Америки, НОРАД (North American Aerospace Defense Command, NORAD).

1.  Joint Statement by the Governments of Canada and of the United States of America Regarding Defence Co-operation Between the Two Countries // Government of Canada. Treaties. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
4

Появление НОРАД было обусловлено глобальной военно-политической обстановкой: в этот период Арктика стала зоной стратегического ядерного сдерживания между СССР и США, а в начале 1950-х годов у Советского Союза появились качественно новые средства доставки – бомбардировщики дальнего радиуса действия. При таком раскладе в канадской оборонной политике на первый план вышли вопросы противовоздушной обороны обширных пространств Североамериканской Арктики. В середине 1950-х годов в канадских арктических провинциях возводится линия раннего радиолокационного предупреждения (Distant Early Warning line, DEW-line, – линия «Дью»). Она представляла собой сеть радаров, способных зафиксировать появление различных объектов, в том числе военных самолётов и межконтинентальных баллистических ракет, в воздушно-космическом пространстве Северной Америки. Её первая очередь заступила на боевое дежурство в 1957 году, а к 1961 году она расширилась и охватывала уже Аляску и Гренландию. В результате договорённостей Б. Малруни и Р. Рейгана на встрече в Квебеке –саммите трилистника (Shamrock Summit) в марте 1985 года на линии «Дью» прошла модернизация инфраструктуры и оборудования, а сама она была преобразована в северную систему предупреждения (North Warning System, NWS).

5

Углубление оборонных связей с США порождало у канадского истеблишмента и населения опасения относительно чрезмерного американского военного присутствия в северных районах страны и, как следствие, утраты контроля и суверенитета над ними. Ещё после подписания Огденсбергской декларации, выступая в Палате общин, канадский премьер-министр У.М. Кинг обозначил, что «сотрудничество обязательно будет ограниченным», и выделил его принципы. Согласно одному из них, взаимодействие будет идти «без ущерба для контроля какой-либо из сторон над всей деятельностью на ее территории»2. Как отмечает канадский историк У. Лакенбауэр, именно страх перед «американизацией» Канадской Арктики предопределил её особое место в военном планировании3. Это проявилось, в том числе, в передаче задач по обеспечению обороны в Арктике от Канадской королевской конной полиции в сферу компетенции Вооружённых сил страны4. Опасения лишь усугубились после двух инцидентов с несанкционированными проходами американских судов «Манхэттен» и «Полар Си» (SS Manhattan и USCG Polar Sea) по Северо-Западному проходу, СЗП (Northwest passage) в 1969 и 1985 годах, что вызвало в Канаде широкий общественный резонанс. В то же время Канада стремилась снизить собственные издержки без ущерба для континентальной обороны, о чём косвенно свидетельствует вероятность того, что в годы холодной войны патрулирование Канадского Арктического архипелага и прилегающих к нему морских пространств тайно осуществляли подводные лодки США, Франции и Британии5.

2. Ibidem.

3. Lackenbauer W., Kikkert P. The Canadian Forces & Arctic Sovereignty: Debating Roles, Interests and Requirements, 1968–1974. Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 2010. P. 7.

4. Op. cit., p. 56.

5. Huebert R. Submarines, Oil Tankers, and Icebreakers: Trying to Understand Canadian Arctic Sovereignty and Security // International Journal: Canada’s Journal of Global Policy Analysis. 2011. № 4 (66). P. 814-815.
6

Таким образом, на протяжении десятилетий после Второй мировой войны оборонная интеграция с США развивалась в Канаде под влиянием двух противоположных тенденций. С одной стороны, стремления наиболее эффективно – в экономическом и военно-техническом отношениях6 – обеспечить оборону общего Североамериканского континента в условиях биполярной конфронтации холодной войны. С другой – желания сохранить суверенитет над северными территориями, в том числе в области обороны, и не допустить утраты контроля над военными объектами в Канадской Арктике. В конечном счёте первая тенденция доминировала, поскольку руководство Канады осознавало, что может достигнуть своих целей лишь в сотрудничестве с южным соседом7.

6. Подробнее см. Huebert R. Оp. cit.

7. Подробнее см. Володин Д.А. Военное присутствие США на Канадском Севере в 1940-1950-е годы: от "оккупационной армии" к единой системе ПВО. Россия и Америка в XXI веке. 2021. № 2. DOI 10.18254/S207054760015852-4.
7

Ретроспектива канадской оборонной политики в Арктике: 1990–2010-е годы

 

По окончании холодной войны в Арктике существенно снижается военно-политическая напряжённость и начинает развиваться многостороннее международное сотрудничество по невоенным вопросам. Вследствие этого меняется восприятие угроз и вопросы региональной военной безопасности в политике арктических государств, в том числе и Канады, в 1990-х – начале 2000-х годов отходят на второй план. Это приводит к сокращению военной активности на Севере и финансирования военного потенциала для нужд арктической обороны. Например, так и не были реализованы громкие инициативы по закупке нового линейного ледокола проекта Polar 8 стоимостью 500 млн долл. США или строительства 10–12 атомных подводных лодок, объявленные федеральным правительством после арктического вояжа USCG Polar Sea в 1985 г.8 Аналогичная ситуация произошла и с планом по подводному патрулированию арктических акваторий в 1996 году9. В этот период одной из основных задач канадских вооружённых сил (ВС) на Крайнем Севере становится содействие гражданским службам в поиске и спасании, а также ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. Володин Д.А. Канада: проблемы суверенитета в Арктике. США Канада: политика, экономика, культура. 2006. № 12. С. 50.

9. Canadian Arctic Sovereignty // The Canadian Encyclopedia. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
8

На рубеже 2000-х годов канадское руководство постепенно начинает пересматривать подход к арктической обороне и инициирует ревизию ВС страны на Крайнем Севере. В 1999 г. создаётся межведомственная Рабочая группа по безопасности в Арктике (Arctic Security Interdepartmental Working Group, ASWIG), которая впоследствии была переименована в Arctic Security Working Group. В 2000 году выходит доклад Министерства обороны о состоянии ВС на Крайнем Севере, в котором даётся широкая трактовка безопасности в Арктике, охватывающая и невоенные аспекты. В нём также констатируется отсутствие прямых военных угроз, однако отмечается необходимость повысить боеготовность ВС на Севере для противодействия «скрытым опасностям», которые «могут привести к эрозии суверенитета Канады на Севере»10. С 2002 года начинаются арктические военные учения «Нарвал»11. В 2005 году была опубликована новая Белая книга по обороне, в которой отмечается актуальность задач по обеспечению безопасности и суверенитета в Арктике по мере всё большей вовлечённости региона в международные процессы, в первую очередь экономические12. Новый документ конкретизирует задачи перед канадскими ВС в Арктике, чего не было в предыдущей версии 1994 года.

10. Володин Д.А. Ук. соч., с. 50-51.

11. Володин Д.А. Ук. соч., с. 55.

12. Canada’s International Policy Statement: A Role of Pride and Influence in the World. Defence. Ottawa, 2005, p. 17.
9

Приход к власти консервативного правительства С. Харпера в 2006 году совпал по времени с ростом международного внимания к Арктическому региону: в результате изменения климата и таяния льдов Северный Ледовитый океан стал доступнее для судоходства и освоения природных ресурсов. В этот период в канадском политическом дискурсе актуализируется концепция «арктического суверенитета», которая делает акцент на контроль Канады над территориями её Арктического архипелага, включая акваторию СЗП, а также полную независимость в управлении ими, в том числе в вопросах обеспечения обороны13. Эта парадигма определяла арктическую политику страны ещё со времён установления контроля над территориями Канадского Арктического архипелага в начале XX века, однако в политическом дискурсе была впервые чётко артикулирована лишь при Харпере. Ещё в ходе предвыборной кампании 2005 года консерваторы представили план по защите «арктического суверенитета» Канады, который включал масштабное военное строительство и приобретение новой техники для Крайнего Севера14. С этого времени концепция «арктического суверенитета» провозглашается главным приоритетом арктической политики Оттавы, который до сих пор во многом определяет и её оборонную составляющую.

13. Dodds K. We are a northern country: Stephen Harper and the Canadian Arctic // Polar Record. 2011. № 4 (47). P. 371–374.

14. Conservative Party of Canada. 2006. “Stand Up for Canada: Conservative Party of Canada Federal Election Platform 2006.” Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
10

При С. Харпере в оборонной стратегии с характерным названием «Канада прежде всего» (Canada First) основной задачей ВС провозглашается «защита суверенитета страны в Арктике», а также «демонстрация видимого присутствия Канады в потенциально богатом ресурсами регионе»15. Примечательно, что основанием для повышенного военного присутствия и активности в Арктике выступает изменение климата и сопутствующие невоенные угрозы, например, «увеличение масштабов незаконной деятельности». В 2007 году начинают проходить ежегодные арктические учения канадских ВС операция «Нанук» (Operation NANOOK), призванные показать готовность Оттавы защищать северные рубежи страны.

15. См.: Canada First Defence Strategy. 2008. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
11

Рост конфронтации России и западных государств в конце 2000-х – 2010-х годах постепенно приводит к общему повышению военной активности в Арктике, которое в экспертно-академическом дискурсе характеризуется как «(ре)милитаризация» и рассматривается как классическая «дилемма безопасности»16. Тем не менее в этот период регион продолжает восприниматься канадским руководством как зона с незначительным конфликтным потенциалом, что находит отражение в стратегических и доктринальных документах17.

16. См., например: Åtland K. Interstate Relations in the Arctic: An Emerging Security Dilemma? // Comparative Strategy. 2014. № 2 (33). P. 145–166;

17. См. Strong, Secure, Engaged. Canada's Defence Policy. 2017. Available at: >>>
12

В арктической политике Оттава по-прежнему уделяет приоритетное внимание вопросам невоенной безопасности – прежде всего, охраны окружающей среды и социально-экономической безопасности коренного населения канадской Арктики18. Главной мотивацией военного присутствия на Крайнем Севере по-прежнему выступает общее повышение международной активности в регионе – военной, научно-исследовательской, транспортно-логистической, экономической – вследствие изменения климата. Учения канадских ВС в Арктике также преимущественно направлены на противодействие невоенным угрозам и, среди прочего, включают поисково-спасательные работы, ликвидацию последствий стихийных бедствий, а также отработку взаимодействия с гражданскими службами, местными властями и сообществами коренных народов. С 2018 года операция «Нанук» разделяется на четыре самостоятельных вида учений, каждый из которых призван обеспечивать присутствие и наблюдение за обстановкой на Севере19. При этом сугубо оборонные задачи ВС сохраняются и становятся чётче: «поддерживать способность проецировать силу в регионе» как ответ на рост военного потенциала «государств с интересами в Арктике».

18. См., например: Филимонова Н.Н. Исторические основы становления и развития политики безопасности Канады в Арктике / Н.Н. Филимонова // Арктика: история и современность: труды международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2016 года. Санкт-Петербург: ООО Издательский дом "Наука", 2016. С. 343-352;

19. Operation NANOOK // Government of Canada. National Defence. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
13

Примечательно, что, несмотря на усиление суверенной риторики в отношении Арктики и сохранение разногласий относительно статуса СЗП, на протяжении 2000–2010х годов Канада продолжала укреплять оборонные связи с США. В 2006 году было обновлено соглашение о НОРАД, в задачи которого теперь входит морское предупреждение (maritime warning mission)20. В 2012 году Оттава и Вашингтон создали трёхстороннее арктическое командование, куда вошли НОРАД, Северное командование ВС США (USNORTHCOM) и канадское Командование совместных операций (Canadian Joint Operations Command, CJOC)21. Некоторые исследователи, например К. Джеймс и П. Джеймс, объясняют продолжение и углубление американо-канадского оборонного сотрудничества при сохранении разногласий относительно канадского «арктического суверенитета» общностью вызовов и угроз для национальной и континентальной безопасности, а также наличием общих институтов в этой области22. Похожую позицию занимают У. Лакенбауэр и Р. Хьюберт: по их мнению, «стратегические рамки и приоритеты Канады и США в области обороны и безопасности в Арктике хорошо согласуются», а выгоды от сотрудничества «в сочетании с ограниченностью ресурсов и региональной неопределенностью» создают предпосылки для более глубокой кооперации «главных партнёров в Арктике» (Premier partners – так Канада охарактеризовала отношения с США во внешнеполитической стратегии в Арктике в 2010 году)23 в сфере обороны и безопасности24. Оборонная политика Канады в Арктике в начале 2020-х годов

20. US, Canada Strengthen NORAD Agreement. May 23, 2006. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

21. News release: NORAD, USNORTHCOM and Canadian Joint Operations Commmand Commander Sign Cooperative U.S./Canada Documents, 11 December, 2012. Available at: >>>   (accessed 25.06.2024).

22. См. James C. C., James P. Canada, the United States and Arctic Sovereignty: Architecture Without Building? // American Review of Canadian Studies. 2014. № 2 (44). P. 187–204.

23. Statement on Canada's Arctic Foreign Policy // Global Affairs Canada. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

24. Lackenbauer W., Huebert R. Premier partners: Canada, the United States and Arctic security // Canadian Foreign Policy Journal. 2014. № 3 (20). P. 328–329.
14

К концу 2010-х годов у канадского политического и военного руководства устоялся подход к обороне и безопасности в Арктике, который складывался на протяжении двух десятилетий и был закреплён в Оборонной стратегии 2017 года. Он фокусируется на невоенных угрозах безопасности, поэтому ВС в Арктике в противодействии им играют вспомогательную роль по отношению к гражданским службам25.

25. Lajeunesse A., Lackenbauer W. Defence Policy in the Canadian Arctic: From Jean Chrétien to Justin Trudeau // Canadian Defence Policy in Theory and Practice / Edited by T. Juneau, P. Lagassé, S. Vucetic, Cham: Springer International Publishing, 2020. P. 377.
15

В то же время повышение международно-политической напряжённости и появление новых высокотехнологичных видов вооружений на рубеже 2020-х годов привнесли в Арктику элементы конфронтационной динамики. Усиление военного компонента в арктической политике США, начавшееся при Д. Трампе и продолжившееся при Дж. Байдене, поставило вопрос о глубоком обновлении инфраструктуры НОРАД, о чём было объявлено в августе 2021 года – впервые за почти четыре десятилетия26. В июне 2022 года правительство Канады обнародовало план модернизации, на которую в течение двадцати лет планируется выделить 38,6 млрд кан. долл.27 Среди прочего, она будет включать установку двух новейших загоризонтных радиолокаторов для мониторинга арктических пространств, однако не ранее 2028 года28.

26. Joint Statement on Norad Modernization // Government of Canada. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

27. Fact sheet: Funding for Continental Defence and NORAD Modernization // Government of Canada. Available at: >>> (accessed 28.08.2024).

28. Joint Statement by President Biden and Prime Minister Trudeau // The White House. March 24, 2023. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
16

Обострение конфронтации России и Запада в результате эскалации украинского кризиса весной 2022 года заставило многие западные страны, в том числе и Канаду, пересмотреть прежние оценки рисков и увеличить оборонные расходы в долгосрочной перспективе. Этот процесс затронул и Канадский Север, где вновь актуализировались вопросы военной безопасности. Сразу после начала спецоперации России на Украине министр национальной обороны Канады А. Ананд объявила о закупках двух новых ледоколов, а также планах приобрести ещё 88 истребителей29. Главы правительств трех северных канадских провинций на фоне «российской агрессии» призвали премьер-министра Дж. Трюдо к обсуждению «механизмов защиты арктического побережья» страны30.

29. Canada looks to reinforce Arctic sovereignty through diplomacy, military, says minister // CBC News. March 14, 2022. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

30. Premier Akeeagok addresses Arctic security amid Russian aggression // Nunatsiaq News. March 7, 2022. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
17

Рост глобальной и региональной военно-политической напряженности подтолкнул руководство Канады к пересмотру оборонной стратегии. В апреле 2024 года – второй раз за время пребывания Дж. Трюдо во главе правительства – был опубликован документ под названием «Наш Север, сильный и свободный: обновлённое видение обороны Канады» (Our North, Strong and Free: a Renewed Vision for Canadas Defence)31. Уже из названия новой стратегии следует, что именно северное – арктическое – направление по-прежнему выступает приоритетным для обороны страны. В документе подробно излагается план комплексной и масштабной модернизации канадских ВС, на которую планируется потратить 8,1 млрд кан. долл. в течение первых пяти лет и 73 млрд кан. долл. – в течение двадцати лет. Любопытно, что в целеполагании оборонной политики Канады наблюдается преемственность ещё со времён С. Харпера: на первом месте – обеспечение «канадского суверенитета» (в том числе на Севере и в Арктике), затем – континентальная оборона (в рамках НОРАД), и только потом – «глобальные интересы и ценности» (здесь речь идёт о двух неарктических направлениях оборонной политики – евроатлантическом и индо-тихоокеанском).

31. См. Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence. 2024. Available at: >>> (accessed 28.08.2024).
18

С 2010-х годов всё больший интерес к Арктике проявляет НАТО, что находит отражение в риторике генеральных секретарей, организационно-командной структуре блока, его военно-учебной активности в высоких широтах, а также наращивании арктического потенциала. При этом географически альянс по-прежнему сфокусирован на Северо-Восточной Атлантике, где проходят его основные приполярные учения. Несмотря на это, официальная позиция блока относительно присутствия в Арктике на протяжении всех этих лет остаётся сдержанной: регион практически не упоминается в стратегических концепциях и итоговых декларациях саммитов. В значительной степени этому способствует именно позиция Канады, которая на протяжении многих лет выступает главным противником «арктического поворота» НАТО. Тем не менее в последние годы здесь наблюдаются некоторые перемены: в Оборонной стратегии 2017 года обозначена готовность делиться данными о ситуации в Арктике, «в том числе с союзниками по НАТО»32, а в Стратегии 2024 года национальная оборона Канады выступает залогом безопасности «северного и западного флангов» альянса33.

32. См. Strong, Secure, Engaged. Canada's Defence Policy. 2017. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

33. См.: Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence. 2024. Available at: >>> (accessed 28.08.2024).
19

Обострение отношений с Россией в 2022 году заставило Организацию Североатлантического договора вернуться к обсуждению вопроса о её присутствии и активности на Крайнем Севере, и в августе 2022 года генеральный секретарь Й. Столтенберг отправился с первым историческим визитом в арктические провинции Канады. Накануне поездки он опубликовал программную статью в канадской газете «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail), в которой подчеркнул «стратегическую важность Арктики для евроатлантической безопасности» и отметил вклад Канады в безопасность альянса «не в последнюю очередь и в Арктике»34. Текст завершается установкой на «повышение присутствия и бдительности по всему альянсу, в том числе на Крайнем Севере», которую генеральный секретарь уже по окончании визита в более императивной форме повторил в интервью немецкой газете Welt am Sonntag35.

34. In the face of Russian aggression, NATO is beefing up Arctic security // The Globe and Mail. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

35. NATO must boost presence in Arctic, Stoltenberg says // Politico, August 28, 2022. Available at: >>> (accessed 25.06.2024) .
20

Со своей стороны, Канада предпринимает некоторые шаги навстречу альянсу. В июне 2021 года Дж. Трюдо предложил открыть в Канаде Центр передового опыта (Centre of Excellence, COE) НАТО в области изменения климата и безопасности. В 2022 году стало известно, что он разместится в Монреале, в июле 2023 года на Вильнюсском саммите альянса был подписан его учредительный документ, и уже в конце того же года он начал работу36. В ноябре 2022 года А. Ананд предложила также разместить в Галифаксе Инновационный центр НАТО37. При этом Канада по-прежнему тратит на оборону менее 2% ВВП – и даже с учётом новых грандиозных инвестиций в оборону, по оценкам правительства, достигнет этой планки лишь к 2032 году38. По мнению некоторых исследователей, именно это обстоятельство объясняет стремление Оттавы сотрудничать и демонстрировать приверженность альянсу, в том числе в «арктических» инициативах.

36. NATO Climate Change and Security Centre of Excellence // Government of Canada. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

37. Halifax proposed as new home for NATO's North American innovation hub: minister // CTV News, November 18, 2022. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).

38. Statement from Defence Minister Bill Blair on Canada’s work to reach the NATO defence investment pledge by 2032 // Government of Canada. Available at: >>> (accessed 28.08.2024).
21

Несмотря на это, политика канадского правительства в области обороны и безопасности в Арктике нередко критикуется за «нерешительность и безрассудность» перед лицом новых вызовов, а инициативы по увеличению военного присутствия в Индо-Тихоокеанском регионе в условиях ограниченности ресурсов лишь вызывают недоумение канадских экспертов39.

39. См., например: Leuprecht C. Making Canada’s Arctic security paradigm fit for purpose: From exceptionalism to geostrategic competition // Macdonald-Laurier Institute. March 21, 2023. Available at: >>> (accessed 25.06.2024).
22

Заключение: «дилемма арктического суверенитета»

 

Арктика по-прежнему сохраняет центральное положение в оборонной политике Канады, несмотря на появление новых направлений – в частности, индо-тихоокеанского. Это можно объяснить ростом геополитического соперничества в северных широтах и неизменностью курса на обеспечение «арктического суверенитета» страны, который имеет ключевое значение для канадской национальной идентичности.

23 В то же время именно «арктический суверенитет» служит причиной, по которой Канада всё ещё сопротивляется более активной роли НАТО в Арктическом регионе, несмотря на некоторые движения навстречу организации – особенно после эскалации украинского кризиса. По мере усиления конфронтации Запада с Россией давление на Канаду со стороны США и альянса будет возрастать, что будет вынуждать Оттаву балансировать в оборонной политике между приверженностью «арктическому суверенитету» и союзническими обязательствами.
24 Важнейшей «рамкой безопасности» для Канады в Арктике по-прежнему останутся североамериканские оборонные структуры – в первую очередь, НОРАД, а НАТО как евроатлантический альянс будет играть здесь второстепенную роль.

References

1. Joint Statement by the Governments of Canada and of the United States of America Regarding Defence Co-operation Between the Two Countries // Government of Canada. Treaties. Available at: https://www.treaty-accord.gc.ca/text-texte.aspx?id=100977 (accessed 25.06.2024).

2. Ibidem.

3. Lackenbauer W., Kikkert P. The Canadian Forces & Arctic Sovereignty: Debating Roles, Interests and Requirements, 1968–1974. Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 2010. P. 7.

4. Op. cit., p. 56.

5. Huebert R. Submarines, Oil Tankers, and Icebreakers: Trying to Understand Canadian Arctic Sovereignty and Security // International Journal: Canada’s Journal of Global Policy Analysis. 2011. № 4 (66). P. 814-815.

6. Podrobnee sm. Huebert R. Op. cit.

7. Podrobnee sm. Volodin D.A. Voennoe prisutstvie SShA na Kanadskom Severe v 1940-1950-e gody: ot "okkupatsionnoj armii" k edinoj sisteme PVO. Rossiya i Amerika v XXI veke. 2021. № 2. DOI 10.18254/S207054760015852-4.

8. Volodin D.A. Kanada: problemy suvereniteta v Arktike. SShA Kanada: politika, ehkonomika, kul'tura. 2006. № 12. S. 50.

9. Canadian Arctic Sovereignty // The Canadian Encyclopedia. Available at: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/arctic-sovereignty (accessed 25.06.2024).

10. Volodin D.A. Uk. soch., s. 50-51.

11. Volodin D.A. Uk. soch., s. 55.

12. Canada’s International Policy Statement: A Role of Pride and Influence in the World. Defence. Ottawa, 2005, p. 17.

13. Dodds K. We are a northern country: Stephen Harper and the Canadian Arctic // Polar Record. 2011. № 4 (47). P. 371–374.

14. Conservative Party of Canada. 2006. “Stand Up for Canada: Conservative Party of Canada Federal Election Platform 2006.” Available at: https://www.poltext.org/sites/poltext.org/files/plateformesV2/Canada/CAN_PL_2006_PC_en.pdf (accessed 25.06.2024).

15. Sm.: Canada First Defence Strategy. 2008. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/corporate/policies-standards/canada-first-defence-strategy-complete-document.html (accessed 25.06.2024).

16. Sm., naprimer: Åtland K. Interstate Relations in the Arctic: An Emerging Security Dilemma? // Comparative Strategy. 2014. № 2 (33). P. 145–166; Wither J. K. An Arctic security dilemma: assessing and mitigating the risk of unintended armed conflict in the High North // European Security. 2021. № 4 (30). P. 649–666.

17. Sm. Strong, Secure, Engaged. Canada's Defence Policy. 2017. Available at: https://www.canada.ca/content/dam/dnd-mdn/documents/reports/2018/strong-secure-engaged/canada-defence-policy-report.pdf; Arctic and Northern Policy Framework. 2019. Available at: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587 (accessed 25.06.2024).

18. Sm., naprimer: Filimonova N.N. Istoricheskie osnovy stanovleniya i razvitiya politiki bezopasnosti Kanady v Arktike / N.N. Filimonova // Arktika: istoriya i sovremennost': trudy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, Sankt-Peterburg, 20–21 aprelya 2016 goda. Sankt-Peterburg: OOO Izdatel'skij dom "Nauka", 2016. S. 343-352; Sevost'yanov P.I., Davydova Yu.A., Matyukhin A.V. Voenno-politicheskie strategii SShA i Kanady v Arktike // Zhurnal politicheskikh issledovanij. Tom 4. № 3. 2020. doi:10.12737/2587-6295-2020-63-69

19. Operation NANOOK // Government of Canada. National Defence. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/services/operations/military-operations/current-operations/operation-nanook.html (accessed 25.06.2024).

20. US, Canada Strengthen NORAD Agreement. May 23, 2006. Available at: https://www.norad.mil/Portals/29/Documents/History/NORAD%20Agreements/2006%20NORAD%20Agreement.pdf?ver=52SH6UU_1njFmjaq4fQUTg%3d%3d (accessed 25.06.2024).

21. News release: NORAD, USNORTHCOM and Canadian Joint Operations Commmand Commander Sign Cooperative U.S./Canada Documents, 11 December, 2012. Available at: https://www.norad.mil/Newsroom/Article/578540/norad-usnorthcom-and-canadian-joint-operations-commmand-commander-sign-cooperat/ (accessed 25.06.2024).

22. Sm. James C. C., James P. Canada, the United States and Arctic Sovereignty: Architecture Without Building? // American Review of Canadian Studies. 2014. № 2 (44). P. 187–204.

23. Statement on Canada's Arctic Foreign Policy // Global Affairs Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/world-monde/assets/pdfs/canada_arctic_foreign_policy-eng.pdf (accessed 25.06.2024).

24. Lackenbauer W., Huebert R. Premier partners: Canada, the United States and Arctic security // Canadian Foreign Policy Journal. 2014. № 3 (20). P. 328–329.

25. Lajeunesse A., Lackenbauer W. Defence Policy in the Canadian Arctic: From Jean Chrétien to Justin Trudeau // Canadian Defence Policy in Theory and Practice / Edited by T. Juneau, P. Lagassé, S. Vucetic, Cham: Springer International Publishing, 2020. P. 377.

26. Joint Statement on Norad Modernization // Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2021/08/joint-statement-on-norad-modernization.html (accessed 25.06.2024).

27. Fact sheet: Funding for Continental Defence and NORAD Modernization // Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/services/operations/allies-partners/norad/facesheet-funding-norad-modernization.html (accessed 28.08.2024).

28. Joint Statement by President Biden and Prime Minister Trudeau // The White House. March 24, 2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/03/24/joint-statement-by-president-biden-and-prime-minister-trudeau/ (accessed 25.06.2024).

29. Canada looks to reinforce Arctic sovereignty through diplomacy, military, says minister // CBC News. March 14, 2022. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/arctic-sovereignty-concerns-russian-invasion-ukraine-1.6383410 (accessed 25.06.2024).

30. Premier Akeeagok addresses Arctic security amid Russian aggression // Nunatsiaq News. March 7, 2022. Available at: https://nunatsiaq.com/stories/article/premier-akeeagok-addresses-arctic-security-amid-russian-aggression/ (accessed 25.06.2024).

31. Sm. Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence. 2024. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/corporate/reports-publications/north-strong-free-2024.html (accessed 28.08.2024).

32. Sm. Strong, Secure, Engaged. Canada's Defence Policy. 2017. Available at: https://www.canada.ca/content/dam/dnd-mdn/documents/reports/2018/strong-secure-engaged/canada-defence-policy-report.pdf (accessed 25.06.2024).

33. Sm.: Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence. 2024. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/corporate/reports-publications/north-strong-free-2024.html (accessed 28.08.2024).

34. In the face of Russian aggression, NATO is beefing up Arctic security // The Globe and Mail. Available at: https://www.theglobeandmail.com/opinion/article-in-the-face-of-russian-aggression-nato-is-beefing-up-arctic-security/ (accessed 25.06.2024).

35. NATO must boost presence in Arctic, Stoltenberg says // Politico, August 28, 2022. Available at: https://www.politico.eu/article/nato-must-boost-presence-in-arctic-stoltenberg/ (accessed 25.06.2024) .

36. NATO Climate Change and Security Centre of Excellence // Government of Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/world-monde/international_relations-relations_internationales/nato-otan/centre-excellence.aspx?lang=eng (accessed 25.06.2024).

37. Halifax proposed as new home for NATO's North American innovation hub: minister // CTV News, November 18, 2022. Available at: https://atlantic.ctvnews.ca/halifax-proposed-as-new-home-for-nato-s-north-american-innovation-hub-minister-1.6158976 (accessed 25.06.2024).

38. Statement from Defence Minister Bill Blair on Canada’s work to reach the NATO defence investment pledge by 2032 // Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2024/07/statement-from-defence-minister-bill-blair-on-canadas-work-to-reach-the-nato-defence-investment-pledge-by-2032.html (accessed 28.08.2024).

39. Sm., naprimer: Leuprecht C. Making Canada’s Arctic security paradigm fit for purpose: From exceptionalism to geostrategic competition // Macdonald-Laurier Institute. March 21, 2023. Available at: https://macdonaldlaurier.ca/making-canadas-arctic-security-paradigm-fit-for-purpose-from-exceptionalism-to-geostrategic-competition/ (accessed 25.06.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate