China’s Presence in Latin America as a Subject of Party Interaction in the United States
Table of contents
Share
QR
Metrics
China’s Presence in Latin America as a Subject of Party Interaction in the United States
Annotation
PII
S207054760031495-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexey Manukhin 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of World History of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article examines the factor of Chinese expansion in Latin America in the politics and ideology of the US Democratic and Republican parties. Democrats hope to attract a wide range of Latin American partners with their multilateral renewable energy projects, while avoiding direct criticism of China. Republicans rely on the traditional spheres of production and infrastructure, often contrasting “pro-American” center-right governments in the region with “pro-Chinese” left ones. Both parties agree that Beijing’s activity in the Western Hemisphere threatens Washington’s positions and are ready to jointly resist it.

Keywords
United States, China, Latin America, parties, Democrats, Republicans, Joseph Biden, Donald Trump
Received
29.04.2024
Date of publication
28.06.2024
Number of purchasers
0
Views
34
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

 

Соперничество с КНР выступает неотъемлемым элементом политического мышления в США. Пекин характеризуется как актор, стремящийся демонтировать весь существующий американоцентричный миропорядок1. Отсылки к «китайской угрозе» стали едва ли не обязательным риторическим приемом представителей исполнительной и законодательной власти. Особенно болезненно воспринимается в Вашингтоне возрастающее присутствие Китая в Латинской Америке – традиционной сфере экономического и военного влияния Соединённых Штатов.

1. National Security Strategy. P. 2 // White House. 12.10.2022. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).
2

Исследователи отмечают, что как республиканские, так и демократические администрации долгое время рассматривали китайские займы и инфраструктурные проекты как стабилизирующий фактор для хрупких латиноамериканских экономик2. В условиях спада темпов роста стран региона в середине 2010-х годов американский бизнес сократил свои капиталовложения. Это позволило Китаю перехватить инициативу и заключить ряд важнейших соглашений по строительству сухопутных транспортных артерий и энергетических объектов. Важным подспорьем для них стало увеличение государственных инвестиций (450 млрд долл., или 19% всего зарубежного инвестирования в 2021 г.)3.

2. Евсеенко А.С. Расширение присутствия КНР и РФ в Латинской Америке как вызов американским интересам // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4 История. Регионоведение. Международные отношения. 2022. – Т. 27. – № 2. – С. 165. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.2.14

3. Сафронова Е.И. Новые повороты Инициативы «Пояс и путь» в Латинской Америке // Латинская Америка. – 2023. – № 10. – С. 64–68. DOI: 10.31857/S0044748X0027610-0
3

Американские эксперты подчёркивают, что в вопросах инвестирования и оказания внешней помощи Вашингтон до сих не выработал комплексного подхода к выстраиванию отношений с регионом – речь идёт лишь о «спорадических» программах, направленных на достижение какой-либо краткосрочной цели (например, сдерживание всплеска нелегальной иммиграции)4. Существенным тормозом называются излишне формальные критерии выделения ассигнований со стороны Международной корпорации по финансированию развития (U.S. International Development Finance Corporation, DFC). КНР же, напротив, не стеснена никакими ограничениями и предоставляет субсидии на длительную перспективу и вне зависимости от состояния экономики страны-реципиента5. Наконец, как консервативные, так и либеральные специалисты признают, что соперничеству с Китаем в Латинской Америке мешает протекционизм. Соединённые Штаты на словах признают интерес ряда партнёров, в частности, Эквадора и Уругвая, к заключению соглашений о свободной торговле, но не спешат идти им навстречу6.

4. Magnotta F. Did Biden’s Latin America Summit Offer Too Little, Too Late? // Americas Quarterly. 13.11. 2023. Available at: https://www.americasquarterly.org/article/is-bidens-latin-america-summit-offering-too-little-too-late/ (accessed: 19.04.2024).

5. Berg R.C., Ziemer H. The Outcompete World. Revisiting U.S. Economic Priorities in Latin America and the Caribbean. 13.12.2023. P. 5–6 // Center for Strategic and International Studies. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

6. O’Neil Sh.K. A Ticking Clock for Latin America’s Nearshoring Opportunity // Council on Foreign Relations. 09.08.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).
4

Приоритеты Демократической партии в политике США в Западном полушарии на фоне экспансии Китая

 

Несмотря на эти структурные проблемы, присутствие КНР в Латинской Америке в публичном пространстве преподносится ведущими политическими партиями США по-разному. Демократы в целом представляют рост влияния Китая как объективную тенденцию. Пекин, согласно их программным документам и заявлениям, рассматривается как неизбежный и мощный союзник в решении наиболее насущных глобальных проблем. Конкуренция с ним должна вестись «ответственно». В русле своей философии о борьбе между демократиями и автократиями как «стержня» актуальной международной обстановки, они обещают странам региона содействие в отражении внешнего «вмешательства» и «запугивания» со стороны КНР, а также России и Ирана7.

7. National Security Strategy. 12.10.2022. P. 24, 41.
5

Центральное место в латиноамериканской политике действующей администрации Джозефа Байдена занимает стимулирование экономического роста стран региона, которое, в свою очередь, поможет справиться с массовой миграцией. В наиболее законченной форме это проявляется в инициативе «Партнёрство Америк ради экономического процветания» (Americas Partnership for Economic Prosperity, APEP). Проводниками данного курса должны выступать высокотехнологичные компании и международные финансовые институты, такие как Всемирный банк и Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB), а также Международная корпорация по финансированию развития, распоряжение средствами которой станет более гибким8.

8. Fact Sheet: President Biden Hosts Inaugural Partnership for Economic Prosperity Leaders’ Summit // White House. 03.11.2023. Available at: whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/11/03/fact-sheet-president-biden-hosts-inaugural-americas-partnership-for-economic-prosperity-leaders-summit (accessed: 19.04.2024).
6

Природоохранная повестка позиционируется как залог успешной реализации этой программы. Уже в 2021 году стартовала инициатива по развитию возобновляемой энергетики9. Представители Госдепартамента, специализирующиеся на вопросах борьбы с изменением климата, регулярно наносят визиты в государства Латинской Америки для обсуждения поддержки местных профильных компаний10. Администрация Дж. Байдена делает акцент на том, что «зелёные» технологии помогут создать новые рабочие места и преодолеть негативные последствия пандемии для экономик региона.

9. Advancing Climate Action in the Americas // U.S. Department of State. 16.09.2021. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

10. Under Secretary Fernandez’s Travel to Chile, Uruguay, and Paraguay. 04.11.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).
7

Характерно, что Китай как непосредственная угроза в данном контексте напрямую не упоминается. Применительно к сфере безопасности и развития государственных институтов администрация Дж. Байдена более откровенно вменяет Пекину распространение «дезинформации» и «поощрение коррупции». Важным инструментом в рамках этого курса выступает Организация американских государств. В сентябре 2023 года при ней была создана Добровольная группа в поддержку Межамериканской Демократической хартии (Inter-American Charter Voluntary Group)11.

11. Assistant Secretary Nichols’ Remarks: “The Value of Partnership” // U.S. Department of State. 10.10.2023. Available at: state.gov/assistant-secretary-nichols-remarks-the-value-of-partnership-building-a-more-democratic-prosperous-and-resilient-western-hemisphere (accessed: 19.04.2024).
8

В вопросе борьбы с притоком фентанила и других синтетических наркотиков из Мексики, предположительно произведённых на китайских прекурсорах, команда Дж. Байдена запустила с южным соседом Диалог высокого уровня по безопасности, одновременно проводя переговоры с Пекином12. Наглядной иллюстрацией стратегии демократов стал «пакт» между Вашингтоном и Бразилиа о защите прав рабочих в странах Глобального Юга, в то числе направленный против конкуренции со стороны дешевого китайского «принудительного» труда13.

12. Joint Statement: U.S.-Mexico High Level Security Dialogue 2023 // U.S. Department of State. 13.10. 2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

13. Biden, Brazil's Lula focus on dangers to democracy, aim to advance workers' rights // Reuters. 20.09.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).
9

Ключевым тезисом действующей администрации служит утверждение о том, что США не вынуждают никого выбирать между ними и Китаем14. В этом смысле показательно положение отношений стран Латинской Америки в треугольнике Вашингтон – Пекин – Тайбэй. Так, несмотря на дипломатическое признание Китая и сотрудничество с ним в вопросах подготовки личного состава вооружённых сил, Гайана в начале февраля 2021 года открыла Тайваньское представительство, мотивируя это необходимостью расширения торговли и инвестиций15. Когда в декабре 2021 года Никарагуа разорвала дипломатические отношения с Тайбэем и признала КНР, Госдепартамент подверг критике правительство Даниэля Ортеги не за само это решение, а за его принятие без «мандата» со стороны граждан страны, поскольку недавние президентские выборы в центральноамериканской стране не были «свободными»16. По поводу аналогичного шага Гондураса в марте 2023 года внешнеполитическое ведомство США выразило «сожаление», однако констатировало, что он носил «суверенный» характер17.

14. Fontaine R. The Myth of Neutrality: Countries will have to choose between America and China // Foreign Affairs. 12.07.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

15. Taiwan Opens Office in Guyana in Push against China’s Influence // U.S. News. 03.02.2021. Available at: usnews.com/news/world/articles/2021-02-03/taiwan-opens-office-in-guyana-in-push-against-china-influence (accessed: 19.04.2024).

16. EE UU critica ruptura de relaciones entre Nicaragua y Taiwan // CNN en español. 10.12.2021. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

17. Honduras ordena deslojar embajada Taiwán, EEUU lamenta “decisión soberana” // La Voz de América. 27.03.2023 Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).
10

Синофобия республиканцев в латиноамериканском контексте: преобладание мотивов предвыборной борьбы

 

Алармизм Республиканской партии по поводу растущего китайского влияния в Западном полушарии базируется на антикоммунизме18. Среди законодателей, в консервативных «мозговых центрах» и лоббистских структурах укоренилось убеждение, что Латинская Америка переживает засилье «марксистских» правительств, враждебно или как минимум холодно настроенных по отношению к Соединённым Штатам, но пользующихся благосклонностью администрации Дж. Байдена19. «Проамериканские» силы, напротив, подвергаются давлению со стороны Белого дома, который навязывает им «прогрессивную» природоохранную и гендерную повестку20.

18. Yevseenko A.S. China y América Latina en la percepción del establishment de EE.UU // Iberoamérica. – 2023. – Núm. 4. – P. 139. DOI: 10.37656/s20768400-2023-4-07

19. Salazar Highlights Socialism and Corruption in Castro’s Honduras // Representative Maria Elvira Salazar. 26.10.2023. Available at: salazar.house.gov/media/press-releases/salazar-highlights-socialism-and-corruption-castros-honduras (accessed: 19.04.2024).

20. Humire J.M. Is this Latin American Conservatives’ Last Chance? // The National Interest. 20.05.2023. Available at: nationalinterest.org/blog/buzz/latin-american-conservatives’-last-chance-206486 (accessed: 19.04.2024).
11

Именно близорукостью политики демократов многие республиканские законодатели склонны объяснять рост китайских инфраструктурных проектов в Латинской Америке, например, по управлению Панамским каналом, системой энергоснабжения в Чили или строительству шоссе Эль-Эспино – Чарагуа-Бойибе в восточной Боливии. В их выкладках неизменно фигурируют аппетиты Коммунистической партии Китая (КПК) по контролю над месторождениями лития в андских странах21.

21. Gallagher M. American Influence Is Needed in Latin America Now Like Never Before—to Combat China: Opinion // Newsweek. 29.09.2023. Available at: newsweek.com/american-influence-needed-latin-america-now-like-never-before-combat-china-opinion-1830950 (accessed: 19.04.2024).
12

В 2023 году тема «китайского следа» в производстве фентанила в Мексике спровоцировала предложения республиканских конгрессменов Дэна Криншоу (Техас) и Майка Уолца (Флорида) использовать американские силы специальных операций на мексиканской территории или нанести по наркокартелям ракетные удары22. Идея была подхвачена на внутрипартийных дебатах кандидатов на президентскую номинацию. Например, бывшая постоянный представитель США при ООН Никки Хейли пообещала разорвать с КНР режим наибольшего благоприятствования в торговле23.

22. GOP embraces a new foreign policy: Bomb Mexico to stop fentanyl // Politico. 04.10. 2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

23. Nikki Haley Press Release – Haley Expands Her China Plan // The American Presidency Project. 31.07.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).
13

Примечательно, что среди всех претендентов на высший государственный пост лишь губернатор штата Флорида Рон Десантис сформулировал более-менее чёткую позицию относительно его видения приоритетов латиноамериканской политики. Призвав к принятию «новой доктрины Монро», он заявил, что обеспокоен растущим военным и технологическим присутствием Китая в Западном полушарии. Впрочем, политик не привёл деталей будущей архитектуры региональной безопасности24. По словам члена Совета по международным отношениям Уилла Фримана, «Великая старая партия» психологически словно застряла в 1980-х годах, когда влияние США в регионе было неоспоримым25.

24. Five Takeaways from a Rocky 2024 Debut // The New York Times. 25.05.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

25. Freeman W. The GOP's Posturing Will Push Latin America into China's Arms // Council on Foreign Relations. 26.09.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
14

Дональд Трамп, который уже к февралю 2024 года остался единственным претендентом на республиканскую номинацию, упоминает Латинскую Америку лишь в контексте пресечения нелегальной иммиграции и борьбы с трансграничным наркотрафиком. Среди конкретных стран он называет только Мексику, с которой надеется выстроить «продуктивное сотрудничество» на основе опыта своего первого срока в Белом доме. Отсылка к Китаю была сделана им в завуалированной форме как к одному из тех государств, чьи «теневые сделки и коррупционные схемы» будут обнародованы, если они не окажут США помощь в беспощадной «войне» с наркокартелями26.

26. President Donald J. Trump declares war on drug cartels // Donald J. Trump. 22.12.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).
15

Впрочем, возможно, важнее даже обещания Д. Трампа применительно к глобальному противостоянию с КНР. Экс-президент заявил, что рассматривает повышение таможенных пошлин на китайские товары в размере 60% их стоимости и более27. Д. Трамп также предлагает ввести так называемый «всеобщий основной» (universal baseline) тариф на весь импорт28. Латинская Америка уже пострадала от прежнего витка торговой войны США и КНР из-за падения цен на зерновые и оливки, и перспектива её возобновления не сулит региону ничего хорошего29. Нигилизм Д. Трампа по отношению к «зелёной» повестке также может оттолкнуть от Вашингтона латиноамериканские элиты, надеющиеся на приток инвестиций.

27. Trump praises Xi, while rising prospect of higher tariffs on Chinese imports // Politico. 04.02.2024. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

28. Trump vows massive new tariffs if elected // The Washington Post. 22.08.2023. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

29. Sókov I.A. Rivalidades entre EE.UU y China en América Latina y el Caribe durante la presidencia de Joe Biden // Iberoamérica. – 2023. – Núm. 2. – P. 150. DOI: 10.37656/s20768400-2023-2-07
16

Наследие первой администрации Дональда Трампа для Латинской Америки

 

В преддверии ноября 2024 года в государствах Латинской Америки наблюдается напряжённое ожидание. В качестве одной из причин нередко указывают на то, что именно политика 45-го президента США способствовала укреплению влияния Китая в регионе30. Помимо «перезагрузки» североамериканской зоны свободной торговли через заключение соглашения США – Мексика – Канада (ЮСМКА), другие торговые соглашения носили по большей части «предварительный» характер. Ярким примером выступают договорённости с Бразилией от октября 2020 года по упорядочению работы таможен и обеспечении «прозрачности» торговых сделок. Важнейший вопрос о тарифах на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в нём не был затронут31.

30. Stuenkel O. Trump drove Latin America into China’s arms. Biden has a chance to win it back // Foreign Affairs. 13.11.2020. Available at: >>> (accessed: 19.04.2024).

31. Are Brazil and the U.S. on a fast track to closer trade ties? // The Inter-American Dialogue. 30.10. 2020. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
17

Противоречивым был подход администрации Д. Трампа к наращиванию инвестиций в странах Латинской Америки. В 2019 году Госдепартамент запустил программу «Америка растёт» (Growth in the Americas, исп. América Crece), реализация которой была отведена Международной корпорации по финансированию развития и Агентству США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID). Выделялись займы на развитие добывающей и обрабатывающей промышленности, объектов энергетики, строительство водных портов и воздушных гаваней, сельское хозяйство32. Команда Д. Трампа подчёркивала, что инициатива направлена на сдерживание экспансии Пекина33. Представители администрации требовали от отдельных правительств отказывать китайским компаниям в заключении выгодных контрактов, в том числе и по открытию госпиталей. Это негативно сказалось на имидже США в Латинской Америке после начала пандемии ковада-1934. Такой же эффект возымели попытки Белого дома урезать ассигнования на Панамериканскую организацию здравоохранения (Pan-American Health Organization, PAHO)35.

32. Growth in the Americas // U.S. Department of State. 27.11.2019. Available at: >>>(accessed: 20.04.2024).

33. Youkee M. América Crece, the US response to the Belt and Road in Latin America // Diálogo Chino. 13.09.2020. Available at: dialogochino.net/en/infrastructure/37481-what-is-america-crece-the-us-response-to-the-belt-and-road-in-latin-america (accessed: 20.04.2024).

34. Margolis M. China laps US in Latin America with COVID diplomacy // Bloomberg. 25.06.2020 2020. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

35. U.S. Foreign Assistance to Latin America and the Caribbean: FY 2021 Appropriations. 07.01.2021 // Congressional Research Service. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
18

Однако нигде стремление «перегнать» КНР в Латинской Америке не проявилось столь явно, как в сфере телекоммуникаций. После начала «тарифной войны» против китайского цифрового гиганта «Хуавей» (Huawei) Белый дом поставил цель свести к минимуму использование странами Западного полушария китайских ноу-хау в развитии сетей связи пятого поколения (5G), а также снизить объёмы импорта Китаем редкоземельных металлов из региона. Так, уже в апреле 2019 года госсекретарь Майк Помпео публично предостерёг чилийского президента Себастьяна Пиньеру от «чрезмерной доверчивости» в отношении Пекина после того, как тот провёл встречу с главой совета директоров «Хуавей» Лян Хуа36. Латиноамериканские страны стали интенсивно втягиваться в разработанную правительством США инициативу «Чистая сеть» (Clean Network) по использованию американских интернет-протоколов37.

36. Pompeo, Chile’s Piñera discussed Venezuela, Trade War with China // Reuters. 12.04.2019. Available at: >>>

37. Clean Network // U.S. Department of State. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
19

Важной вехой на этом пути стало турне старшего заместителя госсекретаря по экономическому росту, энергоресурсам и защите окружающей среды Кейта Крача по Латинской Америке в ноябре 2020 года38. По его итогам Бразилия, Эквадор, Доминиканская Республика и Ямайка стали членами «Чистой сети». С Бразилией были подписаны соглашения о принципах торговли «критическими минералами», необходимыми для производства электронных устройств39. Ряд руководителей бразильских телекоммуникационных компаний отказались встретиться с делегацией, подвергнув критике откровенно антикитайскую повестку переговоров40. Тем не менее судить о последствиях экономических проектов Д. Трампа трудно, поскольку они прошли только начальный этап и были свёрнуты Дж. Байденом.

38. Under Secretary Keith Krach’s Travel to Central and South America to Advance the Clean Network and Strengthen Cooperation on Environment // U.S. Department of State. 06.11.2020. Available at: https://www.state.gov/november-6-2020-under-secretary-keith-krachs-travel-to-central-and-south-america-to-advance-the-clean-network-and-strengthen-cooperation-on-environment/ (accessed: 20.04.2024).

39. Joint Statement on the Establishment of the U.S.-Brazil Critical Minerals Working Group // U.S. Department of State. 10.11.2020. Available at: >>> >>> (accessed: 20.04.2024).

40. Empresas brasileñas han rechazado las demandas de Washington de prohibir los equipos 5G de Huawei // Nuevo periódico. 14.11.2020. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
20

Возможные претенденты на роль главных «латиноамериканистов» при Дональде Трампе

 

Политика Д. Трампа, в случае его переизбрания на высший пост, будет почти наверняка зависеть от подбора советников. Целесообразно обратиться к заявлениям лиц, которые с высокой долей вероятности станут определять принятие решений в Овальном кабинете по вопросам Латинской Америки. Прежде всего, это Карлос Трухильо, кубинец по происхождению и бывший постоянный представитель США при Организации американских государств (ОАГ) в 2017–2021 годы. В марте 2020 года Д. Трамп номинировал его на пост заместителя госсекретаря по делам Западного полушария, однако кандидатура в итоге не была утверждена Сенатом. Он является основателем консалтинговой фирмы Continental Strategy, предоставляющей услуги клиентам из США и Латинской Америки41. К. Трухильо входит в команду адвокатов Д. Трампа в гражданском деле о подлоге с активами компании «Трамп организейшен» (Trump Organization) в Нью-Йорке и уголовном деле по ненадлежащему хранению секретных документов во Флориде42.

41. Ambassador Carlos Trujillo, Retired // Continental Strategy. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

42. Trump’s legal help includes longtime Florida GOP mixture // Politico. 12.06.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024)
21

Выступая на интернет-платформе телеканала «Фокс ньюс» (Fox News) 30 ноября 2022 года, К. Трухильо выразил точку зрения правого крыла Республиканской партии: Пекин стремится к «стратегическому окружению» США в Западном полушарии, его цель состоит в подчинении других государств путём навязывания кабальных займов и неравноправных торговых соглашений, а Дж. Байден этому не препятствует43. Впрочем, позднее, в интервью с главным редактором издания Americas Quarterly Брайаном Уинтером отставной дипломат признал, что американскому бизнесу нужно более тщательно подходить к конкуренции с китайцами, не полагаясь на географическую близость США. Он также дал понять, что идеологическая принадлежность отдельных латиноамериканских правительств к «правым» или «левым» необязательно будет определять действия республиканской администрации44.

43. Why is President Biden Giving Latin America to China? // Fox News Talk. 30.11.2022. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

44. What Trump Would Mean for Latina American Policy // Americas Quarterly. 08.02.2024. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
22

К. Трухильо возложил большие надежды на недавно избранного президента Аргентины Хавьера Милея, чьи антикризисные планы рассматриваются им как заманчивые с точки зрения ведения бизнеса. Лоббист уже дважды провёл переговоры с новым главой государства и вице-президентом Викторией Вильяруэль, открыв в столице южноамериканской страны офис своей консалтинговой фирмы45. В качестве «агента влияния» трампистами был избран сенатор от партии «Республиканское предложение» (Propuesta Republicana) Алекс Кэмпбелл, близкий к бывшему аргентинскому президенту Маурисио Макри. Законодатель не только стал партнёром фирмы, но и в марте 2024 года встретился с Д. Трампом в его резиденции в Мар-а-Лаго. Он заявил, что его победа в ноябре 2024 года «открыла бы колоссальные возможности для Аргентины»46.

45. Fidanza A. Los abogados de Trump abren un bufete jurídico y de lobby en la Argentina de Milei // La Política online. 26.03.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

46. Alex Campbell se reunió con Trump // Infobae. 25.03.2024. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
23

В русле данного подхода действует и куда более весомая в политическом истеблишменте США фигура – сенатор Марко Рубио, также яркий представитель кубинского лобби. Применительно к сдерживанию экспансии КНР в Латинской Америке он придаёт особое значение финансовым и торговым механизмам. М. Рубио выступает за заключение соглашения о свободной торговле с Уругваем, которое позволило бы существенно сократить долю китайского импорта из этой страны47. Он осуждает нежелание Дж. Байдена оказать демонстративную поддержку недавно избранному президенту Парагвая Сантьяго Пенье, в том числе в вопросе сохранения этой страной дипломатических отношений с Тайванем. Асунсьон, по мнению сенатора, – ключ к успеху программ перевода в Южную Америку промышленных производств из Азии48.

47. Rubio M. The Case for Closer U.S.-Uruguay Relations // Medium. 04.04.2022. Available at: >>>(accessed: 20.04.2024).

48. Rubio M. In Ignoring Paraguay’s Peña, Biden Neglects U.S. Interests // Medium. 01.11.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
24

Победа Х. Милея в Аргентине была названа М. Рубио «глотком свежего» на фоне «засилья» левых «экстремистов», якобы облегчающих экспансию Китая в регионе: Густаво Петро в Колумбии, Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в Мексике, Сиомары Кастро в Гондурасе и Луиса Инасио Лула да Силвы в Бразилии49. Он горячо приветствовал отказ нового правительства от вступления в БРИКС, поскольку данное объединение служит лишь «неограниченному обогащению китайских государственных банков»50. В конце февраля 2024 года политик посетил Аргентину, встретившись с Х. Милеем и вице-президентом В. Вильяруэль, министром иностранных дел Дианой Мондино, министром экономики Луисом Капуто и министром финансов Пабло Кирно. Повестка переговоров включала в себе методы реструктуризации аргентинского внешнего долга, помощь Буэнос-Айресу от Вашингтона в поиске новых внешних рынков, а также «защиту демократии» в Западном полушарии с опорой на ОАГ51.

49. Rubio M. The United States Should Stand by Argentina’s Milei // Medium. 11.12.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

50. Rubio praises Argentina for resisting BRICS // Senator Marco Rubio. 15.01.2024. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

51. Javier Milei se reunió con el senador de EE UU Marco Rubio, quien elogió el plan del Gobierno “para salvar la Argentina” // Infobae. 20.02.2024. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
25

В поиске двухпартийного консенсуса на Капитолии

 

Конгресс США традиционно склонен к сглаживанию противоречий в приоритетных вопросах внешней политики, несмотря на острые идеологические расхождения демократов и республиканцев по внутренним проблемам. Это наглядно проявляется применительно к сдерживанию китайской экспансии в Латинской Америке. Примером может служить законопроект «О торговле и инвестициях в Америках» (The Americas Trade and Investment Act, сокращенно Americas Act) от июня 2023 года52. Он предусматривает создание «Партнёрства Америк» (Americas Partnership) с опорой на уже стартовавшую при нынешней администрации инициативу «Партнёрство Америк ради экономического процветания». Документ предлагает установление единых стандартов государственного управления во имя борьбы с коррупцией, расширение возможностей заимствования для Международной корпорации по финансированию развития с 60 до 90 млрд долл., учреждение резерва в 70 млрд долл. для кредитования компаний, переводящих свои производства из Китая в американские страны, а также инвестирование в развитие текстильной промышленности в Латинской Америке53. Центральный пункт билля – предоставление возможности для стран – членов Соглашения о свободной торговле Центральной Америки и Доминиканской Республики (Central America Free Trade Area Dominican Republic, CAFTADR), а затем и других латиноамериканских государств, прежде всего Эквадора и Уругвая, приобретать отдельные товары и услуги на основании правил, действующих в рамках ЮСМКА54.

52. Americas Act // U.S. Congress. 03.06.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

53. Ibid. P. 40-62.

54. Ibid. P. 65-70.
26

В Сенате авторами законопроекта были республиканец Билл Кэссиди (Луизиана) и демократ-центрист Майкл Беннет (Колорадо). В Палате представителей его спонсорами стали председатель подкомитета по Западному полушарию Мария Эльвира Салазар (Флорида) от Республиканской партии и конгрессмен-демократ доминиканского происхождения Адриано Эспайат (Нью-Йорк). К ним примкнул Майк Гэллахер (Висконсин), бывший председатель специального комитета нижней палаты по противодействию Компартии Китая (House Select Committee on the Chinese Communist Party)55.

55. Cassidy, Bennet, Salazar, Espaillat, Gallagher Introduce Landmark Bill to Counter China, Bring Stability to Western Hemisphere // Senator Bill Cassidy. 06.03.2024. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
27

Документ был воспринят крайне позитивно не только американским экспертным сообществом, но и латиноамериканскими столицами. Министр торговли Коста-Рики Мануэль Товар совместно с законодателями рекламировал билль в «мозговых центрах» Вашингтона56. Среди аналогичных инициатив следует упомянуть билль «О переводе производств в Западное полушарие» (Western Hemisphere Nearshoring Act). Он предусматривает выделение займов от Международной корпорации по финансированию развития для компаний, перебазирующихся из Азии в Латинскую Америку, при условии, что предприятия «не перейдут под контроль Китая или России». Расходы американскому бюджету предполагается компенсировать за счёт пошлин на товары из КНР57.

56. Regenerating Hemispheric Trade Agenda through USMCA accession // Americas Society – Council of the Americas. 15.09.2023. Available at: >>>(accessed: 20.04.2024).

57. Western Hemisphere Nearshoring Act // U.S. Congress. 01.02.2023.
28

На Капитолийском холме сложилась прочная двухпартийная группа из представителей силовых комитетов обеих палат, которая регулярно проводит решения о борьбе со «злонамеренной активностью» внерегиональных держав. В частности, закон «О стратегии безопасности в Западном полушарии-2022» предписывает разъяснять латиноамериканским партнёрам опасности, исходящие от Китая, России и Ирана58. Показательна реакция этого блока законодателей на появление в июне 2023 г. сообщений СМИ о строительстве китайской разведывательной станции на Кубе в обмен на экономическую помощь Гаване59. Парламентарии потребовали от Белого дома предоставить информацию о том, какие меры предпринимаются для того, чтобы Пекин не смог завладеть чувствительными данными Вооружённых сил США60. Республиканцы не обвиняли администрацию в «слабости» или «бездействии» (в отличие от Д. Трампа, пообещавшего заставить китайцев «убраться» с острова путём доведения тарифов на импорт из КНР до 100% стоимости)61.

58. Western Hemisphere Security Strategy Act of 2022 // U.S. Congress. 07.02.2022. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

59. Cuba to Host Secret Chinese Spy Facility Focusing on U.S. // The Wall Street Journal. 08.06.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

60. Chairmen Menendez, McCaul Call on Blinken, Burns to Provide Classified Briefing on China-Cuba Spy Facility // Senate Foreign Relations Committee. 23.06.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).

61. Trump on Chinese Base in Cuba: “I’d give them 48 hours to get out” // The Hill. 30.06.2023. Available at: >>> (accessed: 20.04.2024).
29

Заключение

 

Рост товарооборота между Китаем и странами Латинской Америки, их зависимость от Пекина по долговым обязательствам, быстрые темпы реализации китайских инфраструктурных проектов вынуждают американский истеблишмент вырабатывать контрмеры. Ключ к удержанию доминирования демократы и республиканцы усматривают в опоре на крупный транснациональный бизнес, международные финансовые институты и совершенствование торговых механизмов. Обе партии исходят из идеи благожелательности развития промышленного производства в латиноамериканских государствах, то есть в непосредственной близости от рынка США. С точки зрения инвестиций в регион между ними существует различие в акценте на энергосберегающие технологии или же традиционные виды промышленности. Каждый из политических лагерей стремится ограничить экспансию КНР в области телекоммуникаций, поскольку рассматривает её как угрозу национальной безопасности.

30 Демократы и республиканцы в равной степени считают важным заниматься укреплением демократических институтов в Латинской Америке. В то же время либералы избегают деления правительств региона на «проамериканские» и «прокитайские», к чему тяготеют консерваторы. Борьба с внешними акторами в Западном полушарии представляет собой выигрышный сюжет с точки зрения имиджа, в том числе потому, что не вынуждает стороны идти на болезненные компромиссы (например, в отличие от принятия совместных решений по вопросам уменьшения массовой нелегальной иммиграции). В этой связи сдерживание Китая на «заднем дворе» позволяет правящей партии и оппозиции находить точки соприкосновения.

References

1. National Security Strategy. P. 2 // White House. 12.10.2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/11/8-November-Combined-PDF-for-Upload.pdf (accessed: 19.04.2024).

2. Evseenko A.S. Rasshirenie prisutstviya KNR i RF v Latinskoj Amerike kak vyzov amerikanskim interesam // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4 Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2022. – T. 27. – № 2. – S. 165. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.2.14

3. Safronova E.I. Novye povoroty Initsiativy «Poyas i put'» v Latinskoj Amerike // Latinskaya Amerika. – 2023. – № 10. – S. 64–68. DOI: 10.31857/S0044748X0027610-0

4. Magnotta F. Did Biden’s Latin America Summit Offer Too Little, Too Late? // Americas Quarterly. 13.11. 2023. Available at: https://www.americasquarterly.org/article/is-bidens-latin-america-summit-offering-too-little-too-late/ (accessed: 19.04.2024).

5. Berg R.C., Ziemer H. The Outcompete World. Revisiting U.S. Economic Priorities in Latin America and the Caribbean. 13.12.2023. P. 5–6 // Center for Strategic and International Studies. Available at: https://www.csis.org/analysis/outcompete-world-revisiting-us-economic-priorities-competition-china-latin-america-and (accessed: 19.04.2024).

6. O’Neil Sh.K. A Ticking Clock for Latin America’s Nearshoring Opportunity // Council on Foreign Relations. 09.08.2023. Available at: https://www.cfr.org/article/ticking-clock-latin-americas-nearshoring-opportunity (accessed: 19.04.2024).

7. National Security Strategy. 12.10.2022. P. 24, 41.

8. Fact Sheet: President Biden Hosts Inaugural Partnership for Economic Prosperity Leaders’ Summit // White House. 03.11.2023. Available at: whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/11/03/fact-sheet-president-biden-hosts-inaugural-americas-partnership-for-economic-prosperity-leaders-summit (accessed: 19.04.2024).

9. Advancing Climate Action in the Americas // U.S. Department of State. 16.09.2021. Available at: https://www.state.gov/advancing-climate-action-in-the-americas/ (accessed: 19.04.2024).

10. Under Secretary Fernandez’s Travel to Chile, Uruguay, and Paraguay. 04.11.2023. Available at: https://www.state.gov/under-secretary-fernandezs-travel-to-chile-uruguay-and-paraguay/ (accessed: 19.04.2024).

11. Assistant Secretary Nichols’ Remarks: “The Value of Partnership” // U.S. Department of State. 10.10.2023. Available at: state.gov/assistant-secretary-nichols-remarks-the-value-of-partnership-building-a-more-democratic-prosperous-and-resilient-western-hemisphere (accessed: 19.04.2024).

12. Joint Statement: U.S.-Mexico High Level Security Dialogue 2023 // U.S. Department of State. 13.10. 2023. Available at: http://state.gov/joint-statement-u-s-mexico-high-level-security-dialogue-2023 (accessed: 19.04.2024).

13. Biden, Brazil's Lula focus on dangers to democracy, aim to advance workers' rights // Reuters. 20.09.2023. Available at: https://www.reuters.com/world/americas/biden-brazils-lula-launch-initiative-focused-workers-rights-2023-09-20/ (accessed: 19.04.2024).

14. Fontaine R. The Myth of Neutrality: Countries will have to choose between America and China // Foreign Affairs. 12.07.2023. Available at: https://www.foreignaffairs.com/china/myth-of-neutrality-choose-between-america-china (accessed: 19.04.2024).

15. Taiwan Opens Office in Guyana in Push against China’s Influence // U.S. News. 03.02.2021. Available at: usnews.com/news/world/articles/2021-02-03/taiwan-opens-office-in-guyana-in-push-against-china-influence (accessed: 19.04.2024).

16. EE UU critica ruptura de relaciones entre Nicaragua y Taiwan // CNN en español. 10.12.2021. Available at: https://cnnespanol.cnn.com/2021/12/10/estados-unidos-ruptura-relaciones-nicaragua-taiwan-orix/ (accessed: 19.04.2024).

17. Honduras ordena deslojar embajada Taiwán, EEUU lamenta “decisión soberana” // La Voz de América. 27.03.2023 Available at: https://www.vozdeamerica.com/a/honduras-ordena-desalojar-embajada-taiwan-tras-ruptura-lazos-diplomáticos/7024806.html (accessed: 19.04.2024).

18. Yevseenko A.S. China y América Latina en la percepción del establishment de EE.UU // Iberoamérica. – 2023. – Núm. 4. – P. 139. DOI: 10.37656/s20768400-2023-4-07

19. Salazar Highlights Socialism and Corruption in Castro’s Honduras // Representative Maria Elvira Salazar. 26.10.2023. Available at: salazar.house.gov/media/press-releases/salazar-highlights-socialism-and-corruption-castros-honduras (accessed: 19.04.2024).

20. Humire J.M. Is this Latin American Conservatives’ Last Chance? // The National Interest. 20.05.2023. Available at: nationalinterest.org/blog/buzz/latin-american-conservatives’-last-chance-206486 (accessed: 19.04.2024).

21. Gallagher M. American Influence Is Needed in Latin America Now Like Never Before—to Combat China: Opinion // Newsweek. 29.09.2023. Available at: newsweek.com/american-influence-needed-latin-america-now-like-never-before-combat-china-opinion-1830950 (accessed: 19.04.2024).

22. GOP embraces a new foreign policy: Bomb Mexico to stop fentanyl // Politico. 04.10. 2023. Available at: https://www.politico.com/news/2023/04/10/gop-bomb-mexico-fentanyl-00091132 (accessed: 19.04.2024).

23. Nikki Haley Press Release – Haley Expands Her China Plan // The American Presidency Project. 31.07.2023. Available at: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/haley-campaign-press-release-nikki-haley-expands-her-china-plan (accessed: 19.04.2024).

24. Five Takeaways from a Rocky 2024 Debut // The New York Times. 25.05.2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/05/25/us/politics/takeaways-desantis-2024-twitter.html (accessed: 19.04.2024).

25. Freeman W. The GOP's Posturing Will Push Latin America into China's Arms // Council on Foreign Relations. 26.09.2023. Available at: https://www.cfr.org/blog/gops-posturing-will-push-latin-america-chinas-arms (accessed: 20.04.2024).

26. President Donald J. Trump declares war on drug cartels // Donald J. Trump. 22.12.2023. Available at: https://www.donaldjtrump.com/agenda47/president-donald-j-trump-declares-war-on-cartels (accessed: 19.04.2024).

27. Trump praises Xi, while rising prospect of higher tariffs on Chinese imports // Politico. 04.02.2024. Available at: https://www.politico.com/news/2024/02/04/trump-xi-chinese-tariff-00139531 (accessed: 19.04.2024).

28. Trump vows massive new tariffs if elected // The Washington Post. 22.08.2023. Available at: https://www.washingtonpost.com/business/2023/08/22/trump-trade-tariffs/ (accessed: 19.04.2024).

29. Sókov I.A. Rivalidades entre EE.UU y China en América Latina y el Caribe durante la presidencia de Joe Biden // Iberoamérica. – 2023. – Núm. 2. – P. 150. DOI: 10.37656/s20768400-2023-2-07

30. Stuenkel O. Trump drove Latin America into China’s arms. Biden has a chance to win it back // Foreign Affairs. 13.11.2020. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/south-america/2020-11-13/trump-drove-latin-america-chinas-arms (accessed: 19.04.2024).

31. Are Brazil and the U.S. on a fast track to closer trade ties? // The Inter-American Dialogue. 30.10. 2020. Available at: https://www.thedialogue.org/analysis/are-brazil-the-u-s-on-a-fast-track-to-closer-trade-ties/ (accessed: 20.04.2024).

32. Growth in the Americas // U.S. Department of State. 27.11.2019. Available at: https://www.state.gov/growth-in-the-americas/ (accessed: 20.04.2024).

33. Youkee M. América Crece, the US response to the Belt and Road in Latin America // Diálogo Chino. 13.09.2020. Available at: dialogochino.net/en/infrastructure/37481-what-is-america-crece-the-us-response-to-the-belt-and-road-in-latin-america (accessed: 20.04.2024).

34. Margolis M. China laps US in Latin America with COVID diplomacy // Bloomberg. 25.06.2020 2020. Available at: https://www.bloomberg.com/view/articles/2020-06-24/china-laps-u-s-in-latin-america-with-covid-19-diplomacy?sref=ubZrhLHZ (accessed: 20.04.2024).

35. U.S. Foreign Assistance to Latin America and the Caribbean: FY 2021 Appropriations. 07.01.2021 // Congressional Research Service. Available at: https://sgp.fas.org/crs/row/R46514.pdf (accessed: 20.04.2024).

36. Pompeo, Chile’s Piñera discussed Venezuela, Trade War with China // Reuters. 12.04.2019. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-pompeo-ch20.04.2024).

37. Clean Network // U.S. Department of State. Available at: https://www.state.gov/the-clean-network/ (accessed: 20.04.2024).

38. Under Secretary Keith Krach’s Travel to Central and South America to Advance the Clean Network and Strengthen Cooperation on Environment // U.S. Department of State. 06.11.2020. Available at: https://www.state.gov/november-6-2020-under-secretary-keith-krachs-travel-to-central-and-south-america-to-advance-the-clean-network-and-strengthen-cooperation-on-environment/ (accessed: 20.04.2024).

39. Joint Statement on the Establishment of the U.S.-Brazil Critical Minerals Working Group // U.S. Department of State. 10.11.2020. Available at: https://www.state.gov/joint-statement-on-the-establishment-of-the-u-s-brazil-critical-minerals-working-group/ https://www.state.gov/the-clean-network/ (accessed: 20.04.2024).

40. Empresas brasileñas han rechazado las demandas de Washington de prohibir los equipos 5G de Huawei // Nuevo periódico. 14.11.2020. Available at: https://nuevoperiodico.com/empresas-brasilenas-han-rechazado-las-demandas-de-washington-de-prohibir-los-equipos-5g-de-huawei/ (accessed: 20.04.2024).

41. Ambassador Carlos Trujillo, Retired // Continental Strategy. Available at: https://continentalstrategy.com/position/president-and-founder/ (accessed: 20.04.2024).

42. Trump’s legal help includes longtime Florida GOP mixture // Politico. 12.06.2023. Available at: https://www.politico.com/news/2023/06/12/florida-gop-trump-attorney-00101559 (accessed: 20.04.2024)

43. Why is President Biden Giving Latin America to China? // Fox News Talk. 30.11.2022. Available at: https://radio.foxnews.com/2022/11/30/why-is-president-biden-giving-latin-america-to-china/ (accessed: 20.04.2024).

44. What Trump Would Mean for Latina American Policy // Americas Quarterly. 08.02.2024. Available at: https://americasquarterly.org/article/aq-podcast-what-trump-would-mean-for-latin-america-policy/ (accessed: 20.04.2024).

45. Fidanza A. Los abogados de Trump abren un bufete jurídico y de lobby en la Argentina de Milei // La Política online. 26.03.2023. Available at: https://www.lapoliticaonline.com/usa/latam-us/los-abogados-de-trump-abren-un-bufete-juridico-y-de-lobby-en-la-argentina-de-milei/ (accessed: 20.04.2024).

46. Alex Campbell se reunió con Trump // Infobae. 25.03.2024. Available at: https://www.infobae.com/politica/2024/03/26/alex-campbell-se-reunio-con-trump-su-reeleccion-podria-generar-una-oportunidad-unica-para-argentina/ (accessed: 20.04.2024).

47. Rubio M. The Case for Closer U.S.-Uruguay Relations // Medium. 04.04.2022. Available at: https://senatormarcorubio.medium.com/the-case-for-closer-u-s-uruguay-relations-82b444d08809 (accessed: 20.04.2024).

48. Rubio M. In Ignoring Paraguay’s Peña, Biden Neglects U.S. Interests // Medium. 01.11.2023. Available at: https://senatormarcorubio.medium.com/in-ignoring-paraguays-peña-biden-neglects-u-s-interests-13df55b59e74 (accessed: 20.04.2024).

49. Rubio M. The United States Should Stand by Argentina’s Milei // Medium. 11.12.2023. Available at: https://senatormarcorubio.medium.com/the-united-states-should-stand-by-argentinas-milei-00e1d1abe3c0 (accessed: 20.04.2024).

50. Rubio praises Argentina for resisting BRICS // Senator Marco Rubio. 15.01.2024. Available at: https://www.rubio.senate.gov/icymi-rubio-praises-argentina-for-resisting-brics/ (accessed: 20.04.2024).

51. Javier Milei se reunió con el senador de EE UU Marco Rubio, quien elogió el plan del Gobierno “para salvar la Argentina” // Infobae. 20.02.2024. Available at: https://www.infobae.com/politica/2024/02/20/javier-milei-se-reunio-con-el-senador-de-eeuu-marco-rubio-quien-elogio-el-plan-del-gobierno-para-salvar-la-argentina/ (accessed: 20.04.2024).

52. Americas Act // U.S. Congress. 03.06.2023. Available at: https://www.congress.gov/118/bills/hr7571/BILLS-118hr7571ih.pdf (accessed: 20.04.2024).

53. Ibid. P. 40-62.

54. Ibid. P. 65-70.

55. Cassidy, Bennet, Salazar, Espaillat, Gallagher Introduce Landmark Bill to Counter China, Bring Stability to Western Hemisphere // Senator Bill Cassidy. 06.03.2024. Available at: https://www.cassidy.senate.gov/newsroom/press-releases/cassidy-bennet-salazar-espaillat-gallagher-introduce-landmark-bill-to-counter-china-bring-stability-to-western-hemisphere/ (accessed: 20.04.2024).

56. Regenerating Hemispheric Trade Agenda through USMCA accession // Americas Society – Council of the Americas. 15.09.2023. Available at: https://www.as-coa.org/events/regenerating-hemispheric-trade-agenda-through-usmca-accession (accessed: 20.04.2024).

57. Western Hemisphere Nearshoring Act // U.S. Congress. 01.02.2023. Available at: https://www.congress.gov/118/bills/hr722/BILLS-118hr722ih.pdf (accessed: 20.04.2024).

58. Western Hemisphere Security Strategy Act of 2022 // U.S. Congress. 07.02.2022. Available at: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/3589/text (accessed: 20.04.2024).

59. Cuba to Host Secret Chinese Spy Facility Focusing on U.S. // The Wall Street Journal. 08.06.2023. Available at: https://www.wsj.com/articles/cuba-to-host-secret-chinese-spy-base-focusing-on-u-s-b2fed0e0 (accessed: 20.04.2024).

60. Chairmen Menendez, McCaul Call on Blinken, Burns to Provide Classified Briefing on China-Cuba Spy Facility // Senate Foreign Relations Committee. 23.06.2023. Available at: https://www.foreign.senate.gov/press/dem/release/chairmen-menendez-mccaul-call-on-blinken-burns-to-provide-classified-briefing-on-china-cuba-spy-facility (accessed: 20.04.2024).

61. Trump on Chinese Base in Cuba: “I’d give them 48 hours to get out” // The Hill. 30.06.2023. Available at: https://thehill.com/policy/national-security/4075620-trump-on-chinese-base-in-cuba-id-give-them-48-hours-to-get-out/ (accessed: 20.04.2024).

Comments

No posts found

Write a review
Translate