The emergence and ways of solving the problem of black ghettos in the US cities
Table of contents
Share
QR
Metrics
The emergence and ways of solving the problem of black ghettos in the US cities
Annotation
PII
S207054760031492-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitry N. Vorobyev 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article is devoted to the study of a complex of housing and socio-economic problems that American low-income urban neighborhoods with a predominantly black population, traditionally called ghettos, have faced for more than a hundred years. The paper examines the reasons for the emergence of black neighborhoods in large American cities outside the South at the beginning of the 20th century, as well as factors that negatively affected the quality of housing conditions in them. The author pays special attention to the attempts of the American authorities to counteract the continued degradation of black ghettos after the Second World War, which in fact had contradictory results. The work examines in detail the process of further decline of black neighborhoods during the 1960-1990s, which affected all spheres of life of their inhabitants. Finally, the article analyzes a number of effective measures that city authorities have taken in recent decades to develop poor neighborhoods, including those with a large percentage of black residents.

Keywords
African Americans, Great Migration, black ghettos, redlining, inner cities, gentrification
Received
17.05.2024
Date of publication
28.06.2024
Number of purchasers
0
Views
45
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2024
1

Введение

  Появление термина «гетто» связывают с названием изолированного каналами еврейского района в Венеции. Название стало широко использоваться в отношении кварталов европейских городов, заселённых евреями, во многих частях Европы начиная с XVI века. В США название «гетто» закрепилось за бедными районами крупных городов с преимущественно чернокожим населением. Впервые данный термин был использован в подобном ключе афроамериканским общественным деятелем Робертом Уивером в книге 1948 г. «Негритянское гетто». В отличие от других этнических анклавов, возникших в американских мегаполисах в период бурной миграции на рубеже XIX–XX веков, районы с преимущественно чернокожим населением со временем становились всё более сегрегированными в расово-этническом плане.
2 По мере накопления социально-экономических проблем подобного рода «чёрные» городские анклавы превращались в бедственные районы, наполненные ветхим жильём, безработицей и преступностью. Проблема «чёрных» гетто американских городов от Западного до Восточного побережья достигла общенационального масштаба в 1960-е годы, оставаясь крайне актуальной в последующие десятилетия XX века. В настоящее время проблема «внутренних городов» (inner cities), как называют малообеспеченные жилые районы в центральных частях городов с преобладающим «цветным» населением, продолжает оставаться в центре внимания американских властей.
3

Формирование «чёрных» районов в северных городах США (конец XIX – начало XX века)

 

Вплоть до начала Первой мировой войны абсолютное большинство чернокожего населения США проживало в сельской местности южных штатов. Лишь около 10% афроамериканцев являлись жителями других регионов страны, в первую очередь крупных городов Северо-Востока и Среднего Запада. Если в Вашингтоне, где чернокожее население традиционно чувствовало себя в более защищённым под фактическим федеральным патронажем, афроамериканцы составляли практически 38% населения города уже в 1880-е годы, то в крупнейших городах Севера их доля не превышала несколько процентов. Из всех северных городов наибольшее количество чернокожих жителей к началу XX века приходилось на Филадельфию, где проживало чуть более 62 тыс. афроамериканцев, составлявших лишь 4,6% населения столицы Пенсильвании1. Важно отметить, что, как правило, афроамериканцы проживали в смешанных районах с преимущественно белыми жителями, составляя в среднем порядка 15% населения населяемых ими частей северных городов в конце XIX века2. Безусловно, чернокожее население селилось преимущественно в бедных районах, ввиду более низкой стоимости жилья. В то же время состоятельные афроамериканцы нередко проживали в более респектабельных районах, часто приобретая жилье с наценкой или же при посредничестве своих белых знакомых, выступавших в роли изначальных покупателей3.

1. 1 Lane R. Roots of Violence in Black Philadelphia: 1860–1900. Cambridge, 1986. P. 20.

2. Logan J. R., Shertzer A., Turner R., Zhang W. Creating the Black Ghetto: Black Residential Patterns before and during the Great Migration // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 660. July 2015. P. 32.

3. Johnson R. M. From Romantic Suburb to Racial Enclave: LeDroit Park, Washington, D.C., 1880–1920 // Phylon. Vol. 45, No. 4. 1984. P. 268.
4

Первая мировая война привела к значительному изменению динамики расово-этнического состава американских мегаполисов. В условиях прекращения массового потока мигрантов из Европы, именно чернокожие выходцы с Юга стали ресурсом, способным обеспечить нужды растущей американской промышленной мощи. С началом так называемого «великого переселения» афроамериканцы из аграрных районов южных штатов стремительно заселили крупнейшие города на Севере: в Нью-Йорке численность афроамериканцев, родившихся на Юге, увеличилась с порядка 35 тыс. в 1910 году до 137 тыс. в 1930 году, в Чикаго за то же время – с 23 тыс. до 146 тыс., в Филадельфии – с 35 тыс. до 219 тыс., в Детройте – с менее 2 тыс. до более 80 тыс. В общей сумме доля чернокожих южан, проживавших за пределами своего родного региона, выросла с 1910 года до 1930 года практически в 3 раза, достигнув более 1,5 млн человек4.

4. Gibson C., Jung K. Historical Census Statistics on Population Totals by Race, 1790 to 1990, and by Hispanic Origin, 1970 to 1990, for Large Cities and Other Urban Places in the United States. Washington DC, 2005. 103-105 pp.
5

Районы городов со смешанным расово-этническим составом быстро превращались в преимущественно «чёрные» по мере увеличения потока темнокожих переселенцев. Распространённость представлений о том, что негритянская раса более склонна к девиантному поведению, приводила к тому, что появление новых чернокожих семей по соседству вызывала паническую реакцию и переезд многих белых жителей, в следствие чего освобождалось место для поселения ещё большего количества афроамериканцев с Юга. Например, в районе Гарлем, расположенном на острове Манхэттен в Нью-Йорке, лишь 10% населения в 1910 г. были чернокожими, в то время как спустя 20 лет на их долю приходилось уже 70%5. Новоприбывшие были вынуждены соглашаться на более высокую арендную плату, в то время как кредиты на приобретение жилья обходились афроамериканцам в разы дороже чем белым, достигая хищнических 25%, при средней ставке в 5% в 1920-е годы6.

5. Roberts S. No Longer Majority Black, Harlem Is in Transition // The New York Times. January 5, 2010. Available at: >>> (accessed 20.11.2023).

6. Woofter T. J. Jr. Negro Problems in Cities. N.Y., 1928. P. 81.
6

Безусловно, условия проживания для чернокожих переселенцев были далеко не райскими на новом месте, но в то же время переезд на Север позволял им заметно улучшить своё материальное положение в сравнении с Югом, где большинство чернокожих были вынуждены работать в качестве сельскохозяйственных батраков. Исход белого населения по большей части не вызывал негативной реакции афроамериканцев, так как районы с преимущественно чернокожими жителями воспринимались ими, как своего рода «чёрные мегаполисы» внутри белых городов, позволявшие переселенцам с Юга легче адаптироваться к новым реалиям, а местным предпринимателям обзавестись обширной клиентской базой. Гарлем 1920-х годов стал поистине столицей «чёрной Америки» с бурно развивавшимися экономикой и культурной жизнью. Кроме того, концентрация большого количества чернокожего населения в одном месте впервые превращала афроамериканских избирателей в важную политическую силу на Севере, пусть и на местных городских выборах, что ярче всего проявилось в Чикаго и Нью-Йорке7.

7. Spear A. H. Black Chicago: The Making of a Negro Ghetto, 1890–1920. Chicago, 1967. P. 95.
7

Начало упадка «чёрных» районов и попытки его преодоления (1930–1950-е годы)

 

«Великая депрессия», начавшаяся в 1929 году, покончила со всеми надеждами на реализацию проектов самодостаточных «чёрных мегаполисов». В Кливленде более половины афроамериканцев остались без работы, а в Гарлеме и вовсе порядка 60%8. Рефинансирование проблемных ипотечных кредитов было одной из главных задач президента Франклина Рузвельта в рамках «Нового курса». В 1933 году была создана финансируемая правительством Корпорация кредитования домовладельцев (Home Owners' Loan Corporation), разработавшая стандартизированный метод оценки безопасности инвестиций в недвижимость. В категорию наиболее рискованных для ипотечного кредитования «опасных» районов были включены старинные центральные кварталы крупных и средних городов, помеченные красным цветом. Несмотря на то что порядка 85% жителей этих районов были белые, лишь шесть кварталов с преимущественно чернокожим населением не попали в эту категорию9. Как следствие, Корпорация кредитования домовладельцев рефинансировала ипотеки афроамериканцев, населявших эти районы, на менее выгодных условиях, включая более высокую ставку.

8. Woofter T. J. Jr. Ibid. P. 37.

9. Markley S. Federal «Redlining» Maps: A critical Reappraisal // Urban Studies. Vol. 61, No. 2. February, 2024. P. 200.
8

Кроме того, созданное в 1934 году Федеральное жилищное управление (Federal Housing Administration), обеспечивавшее ипотечное страхование соответствующей недвижимости, рассматривала расовый состав района как один из важных факторов, влиявших на стоимость жилья. В руководстве по андеррайтингу 1938 года отмечалось, что для экономической стабильности района было необходимо, чтобы жилые объекты в округе продолжали заселяться в соответствии со сложившимися социальными и расовыми стандартами10. В результате введения подобного рода негласных критериев, афроамериканцы редко могли рассчитывать на получение ипотечных кредитов для приобретения жилья в районах, где чернокожие не составляли большинство.

10. Federal Housing Administration Underwriting Manual. Washington DC, 1938. P. 85.
9

Несмотря на то что жилищная сегрегация была признана Верховным судом США незаконной ещё в 1917 году11, она фактически утверждалась в рамках политики редлайнинга, то есть выделения опасных для инвестиций частей городов. «Чёрные» районы, постепенно превращавшиеся в трущобы ввиду проблем со страхованием недвижимости и привлечением частных застройщиков, становились наименее привлекательными местами для проживания. В 1934 году только 12% домов в белых районах нуждались в капитальном ремонте, 39% – в кварталах со смешанным населением, в то время как в «цветных» районах 51% жилых помещений находился в плохом состоянии. Квартиры в старых домах, как правило, не имели отдельной ванной комнаты, смывающегося туалета, водопроводной воды, а иногда и даже окон. «Великая депрессия» на время остановила массовую миграцию афоамериканцев в крупные города, ввиду чего арендная плата в «чёрных» кварталах также перестала расти. Средняя стоимость съёма жилья в 1930-е годы составляла 23 доллара в районах, населённых исключительно белыми, около 15 долларов в кварталах со смешанным населением, и порядка 9 долларов в округе с «цветным» большинством12.

11. Buchanan v. Warley. Decided November 5, 1917 // U.S. Supreme Court. URL: >>> http:// www.supreme.justia.com/

12. Hoyt H. The Structure and Growth of Residential Neighborhoods in American Cities. Edited by Federal Housing Administration. Washington DC, 1939. P. 77.
10

Вторая мировая война придала американской экономике серьёзный импульс, в следствие чего началась новая масштабная миграция афроамериканцев с Юга в промышленные центры США. При этом, если в предыдущие десятилетия чернокожие переселенцы заселяли преимущественно Северо-Восток и Средний Запад, то в ходе новой волны миграции многие из них направились на Запад. Например, в Сан-Франциско всего за несколько лет доля чернокожего населения увеличилась в 10 раз, с 5 до 50 тыс. человек13. Несмотря на то что афроамериканцы заселялись и в районах со смешанным населением, в крупных западных городах образовались и преимущественно «чёрные» районы, такие как Уоттс в Лос-Анджелесе или Филлмор в Сан-Франциско. В городах Северо-Востока и Среднего Запада чернокожие переселенцы продолжали заселять сложившиеся ареалы проживания афроамериканцев, ввиду невозможности пересечь сложившуюся «красную линию». В результате «чёрные» районы в среднем оказывались самыми перенаселёнными во всей стране. Например, Южный Чикаго с населением в 90 тыс. человек на одну квадратную милю был одним из самых густонаселенных районов в мире в 1945 году14. Значительное увеличение нагрузки на инфраструктуру «чёрных» районов делало их ещё менее пригодными для комфортного проживания.

13. Heinicke C. W. Demographic Patterns of the Great Migration (1940–1970) // Encyclopedia of the Great Black Migration. Westport, 2006. P. 239.

14. Durham R. Millionaire Plots Tighter Noose on «Black Ghetto» // Chicago Defender, February 24, 1945.
11

В рамках политики обновления городов в послевоенные годы американские власти сделали ставку на массовое строительство дешёвого социального жилья в неблагополучных районах. Между 1949 и 1967 годами было запущено порядка 600 проектов строительства социального жилья в примерно 700 американских городах15. Расчистка старых кварталов увеличивала вместимость районов: например, население Гарлема и района Хаф в Кливленде, где афроамериканцы составляли абсолютное большинство жителей, увеличилось на более чем 60% с 1940 по 1960 год. Более того, новые жилые массивы, обладавшие высокой этажностью, позволяли расположить огромное количество людей на сравнительно небольшой территории: жилой комплекс «Элликотт», достроенный в 1964 году в Буффало, вместил 2 200 чернокожих семей на 161 акрах земли16.

15. Jakle J., Wilson D. Derelict Landscapes. Lanham, 1992. 60-75 pp.

16. Wilson D. Cities and Race: America’s New Black Ghetto. N.Y., 2007. P. 26.
12

Безусловно, возведённые на государственные средства жилые комплексы обладали рядом важных атрибутов комфортного жилья, таких как электричество или водопровод, которых были лишены многие жители ветхих домов в «чёрных» кварталах. Благодаря программам социального жилья число афроамериканцев, проживавших на Севере в некачественном жилье, удалось сократить на 50% в промежутке с 1950 по 1960 год17. В то же время подобного рода тесные многоквартирные дома оказались совершенно непривлекательными для стремительно растущего в численности афроамериканского среднего класса. В 1948 году в результате рассмотрения дела «Шелли против Крамера» (Shelley v. Kramer) Верховный суд США признал незаконными ограничительные меры по расовому признаку в жилищной сфере18. Данное судебное решение, запретившее оспаривать неправомочность аренды или продажи жилья расово-этническим меньшинствам, позволило платёжеспособным афроамериканцам вырваться за пределы «чёрных» районов.

17. Freeman L. A Haven and a Hell: The Ghetto in Black America. N.Y., 2019. P. 137.

18. Shelley v. Kraemer. Argued: January 14, 1948; Decided: May 3, 1948 // U.S. Supreme Court. Available at: >>> (accessed 23.12.2023).
13

В условиях, когда белое население, стимулируемое льготными предложениями по ипотеке, с большой охотой переселялось в пригороды, агенты недвижимости оказались не прочь продавать освобождавшиеся дома афроамериканцам по завышенным ценам. Например, в небольшом городе Комптон, расположенном рядом с «чёрным» районом Уоттс в Лос-Анджелесе, доля афроамериканцев выросла с 1950 по 1960 год с 5% до 40%19. Примечательно, что, вырываясь из бедных перенаселенных «чёрных» районов, состоятельные афроамериканцы также со временем оказывались в фактически сегрегированном пространстве по мере усиления «бегства белых» в пригороды. Такие районы, как Аддисли-Парк в Нью-Йорке или Вест-Честерфилд в Чикаго, куда переселились представители афроамериканского высшего и среднего класса, получили прозвище «позолоченных гетто»20.

19. Sides J. L.A. City Limits: African American Los Angeles from the Great Depression to the Present. Berkeley, 2003. P. 127.

20. Graham L. O. Our Kind of People: Inside America’s Black Upper Class. N.Y., 1999. P. 203.
14 Наконец, 1960-е годы ознаменовались принятием серии федеральных законов, направленных против расового неравенства, венцом которых стал закон «О гражданских правах» 1968 года (Civil Rights Act of 1968), запретивший дискриминацию в отношении продажи, аренды и финансирования жилья по расово-этническому признаку. Однако надежды властей на то, что эти меры стимулируют разрешение жилищных проблем жителей «чёрных» гетто, оказались напрасными. В условиях, когда система расовой дискриминации чернокожего населения на Юге была ликвидирована, «Великая миграция» миллионов афроамериканцев за пределы региона прекратилась к 1970-м годам. Вместо этого наметился обратный тренд – возвращение чернокожего населения в южные штаты, причиной чему была резкая деградация «чёрных» районов в городах Севера и Запада.
15

Эпоха падения «чёрных» гетто (1960–1990-е годы)

 

Большим потрясением для американской общественности стали масштабные расовые бунты, охватившие крупные американские города в 1965-1968 годы. Беспорядки, эпицентрами которых служили «чёрные» гетто, сопровождались массовыми грабежами и актами вандализма: например, в ходе самого крупного по размаху бунта, произошедшего в Детройте в 1967 году, было разграблено и сожжено более 800 зданий с оценкой общего материального ущерба в порядка 70 млн долларов21. Отношение чернокожего населения к данным событиям оказалось неоднозначным: например, в ходе опроса жителей Уоттса, проведённого после беспорядков 1965 года, лишь 50% респондентов высказали негативное отношение к произошедшему расовому бунту, при этом 62% назвали его формой «негритянского протеста»22. Взорвавшаяся ситуация в «чёрных» гетто свидетельствовала о продолжавшейся деградации среды в этих районах, многие обитатели которых испытывали фрустрацию от нахождения на социальном дне, а также ненависть к более успешным слоям населения.

21. Glazer N. Cities in Trouble. Chicago, 1970. P. 102.

22. Banfield E. C. The Unheavenly City: The Nature and Future of Our Urban Crisis. Boston, 1970. P. 185.
16

Масштабное строительство, охватившее послевоенную Америку, не решило проблемы с плохими жилищными условиями в «чёрных» гетто: лишь 100 тысяч из 9 млн новых жилых помещений, построенных между 1940 и 1950 годом, достались «цветным» собственникам. Национальная консультативная комиссия по гражданским беспорядкам, созданная в июле 1967 года, отметила, что около 47% квартир в районах, охваченных беспорядками в том году, были в плохом состоянии23. Когда поток новых переселенцев с Юга прекратился, а чернокожий средний класс получил возможность переехать, на жильё в гетто пропал спрос. На протяжении 1960-х годов арендная плата в бедных «чёрных» районах росла медленнее общего уровня инфляции24. Столкнувшись с растущими затратами на фоне снижения спроса, собственники сокращали расходы на техническое обслуживание жилья. Когда же квартиры становились практически не пригодными для проживания, многие собственники предпочитали просто покинуть такое жильё. Уже в 1960-е годы заброшенные жилые здания были привычной картиной в гетто. В последующие десятилетия подобные районы всё сильнее походили на города-призраки: например, население Центрального Гарлема и афроамериканского района Бронзевилль в Чикаго сократилось более чем в 2 раза с 1950 по 1980 год25.

23. Kerner O. Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders. Washington DC, 1968. P. 169.

24. Zelder R. E. Poverty, Housing, and Market Processes // Urban Affairs Quarterly. Vol. 8, No. 1. 1972. P. 80.

25. Freeman L. Ibid. P. 171.
17

Деградация «чёрных» районов также была вызвана ростом безработицы среди их жителей. На фоне расширения применения автоматизации в промышленном производстве, а также, в целом, перехода американской экономики от товарного производства к ориентации на сферу услуг, в особенности пострадал Ржавый пояс США, расположенный на Среднем Западе. Например, в Детройте число работающих афроамериканцев упало с 83% в 1950 г. до 56% в 1980 г.26. «Чёрные» гетто, расположенные в городах с более диверсифицированной экономикой, таких как Чикаго или Нью-Йорк, также испытывали серьёзные проблемы с рабочими местами на протяжении 1970-1980-х годов. Рост бедности в гетто в целом продолжался вплоть до 2000 года, когда лишь немногим более половины мужчин (около 54%), проживавших в бедных «чёрных» районах, имели работу27.

26. Sugrue T. J. The Origins of the Urban Crisis: Race and Inequality in Postwar Detroit. Princeton, 1996. P. 241.

27. Freeman L. Ibid. P. 190.
18

Социальная нестабильность в гетто также сопровождалась значительным ростом преступности. Комптон, ранее бывший местом притяжения «чёрного» среднего класса в Калифорнии в 1950-е годы, превратился к середине 1970-х в город с высоким уровнем криминала, где более половины населения сидела на социальных пособиях28. В целом количество арестов афроамериканцев за насильственные преступления выросло с 500 на 100 тыc. человек в 1965 г. до 800 в 1974 году29. В ответ на расцвет наркоторговли в «чёрных» районах и эпидемию крэка, охватившую США в 1980-е годы, власти начали масштабную войну с преступностью. С 1970 по 2000 г. количество заключённых в США выросло в 4 раза, при этом на афроамериканцев к началу XXI века приходилось 46% числа осуждённых более чем на 1 год30.

28. Sides J. L.A. Ibid. P. 179.

29. Latzer B. The Rise and Fall of Violent Crime in America. N.Y., 2017. P. 205.

30. Beck A. J., Harrison P. M. Prisoners in 2000 // Bureau of Justice Statistics. August 2001. P. 10.
19

Рост числа мужчин, находившихся в местах лишения свободы, усугубил кризис института семьи в афроамериканском сообществе. С 1960 по 1988 год количество чернокожих детей, воспитываемых одним родителей, выросло с 33% до 61%. Ситуация в гетто развивалась на столько драматично, что к началу XXI века в ряде «чёрных» районов, таких как, например, Центральный Кливленд, численность матерей-одиночек доходила до 90%31. Таким образом, деградация гетто имела комплексный характер, крайне негативно отображаясь на жизни их обитателей с самых разных сторон.

31. Freeman L. Ibid. P. 193.
20

В поисках решения проблемы «чёрных» гетто на рубеже XX–XXI веков

 

Усиление деградации гетто доказывало, что без активного вмешательства властей переломить ситуацию было невозможно. Пример Нью-Йорка является наиболее показательным в плане продуманной стратегии городских властей по улучшению ситуации в бедных «цветных» районах. В 1985 году администрация демократа Эда Коча объявила о разработке «Десятилетнего плана жилищного строительства в Нью-Йорке», главной целью которого было обновление рынка недвижимости в так называемых «внутренних городов», как стали официально именовать бедные районы в центре мегаполисов, где проживают в основном представители расово-этнических меньшинств. К концу 1970-х годов, сопровождавшихся заметным экономическим упадком города, в собственность муниципалитета перешло порядка 100 тыс. квартир за разного рода задолженности, что и стало основным ресурсом администрации для масштабного жилищного строительства. Важную роль в реализации поставленного плана играли различные корпорации общественного развития – некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении низкодоходным категориям населения услуг различного спектра от сферы образования до жилищных вопросов. Например, весомый вклад в выполнение «Десятилетнего плана» внесла Корпорация поддержки местных инициатив (The Local Initiatives Support Corporation), сделавшая щедрые инвестиции в обновление жилья «внутренних городов» Нью-Йорка. С 1987 до 2000 год было построено и отремонтировано около 35 тыс. единиц жилья для домовладельцев и порядка 148 тыс. единиц жилья для арендаторов муниципальной недвижимости. Программа жилищного строительства, на которую было потрачено более 5 млрд долл., затронула преимущественно Южный Бронкс, Центральный Бруклин и Гарлем, в двух из которых чернокожие жители составляли большинство. Как следствие, на афроамериканцев пришлось около 42% новых и отремонтированных единиц жилья, в то время как латиноамериканцы получили 38%32.

32. Ellen I. G., Schill M. H., Schwartz A. E., Voicu I. Revitalizing Inner-City Neighborhoods: New York City’s Ten-Year Plan // Housing Policy Debate. Vol. 13, Issue 3. 2002. 538 – 547 pp.
21

В свою очередь, мэр республиканец Руди Джулиани, занимавший пост главы Нью-Йорка в 1994–2001 годах, отметился мерами по радикальному снижению уровня преступности в городе. Будучи сторонником политики нулевой толерантности к правонарушениям, а также теории разбитых окон, Джулиани внедрил в полицию программу CompStat, в рамках которой в Нью-Йорке велось ежедневное цифровое отслеживание потенциальной уличной криминальной активности с целью её пресечения на ранней стадии. Данная инициатива в купе с увеличением штаба полиции Нью-Йорка на 7 тыс. офицеров, привела к тому, что с 1990 по 1999 год количество убийств в городе упало на 73%, а грабежей – на 67%33.

33. Corman H., Mocan N. Carrots, Sticks and Broken Windows. Cambridge, 2002. P. 22.
22

Наконец, мэр Роберт Блумберг, также представлявший на тот момент Республиканскую партию, не только продолжил меры, направленные на масштабное строительство доступного жилья и активную борьбу с преступностью, но и сумел изменить имидж «внутренних городов», сделав их привлекательными для среднего класса. Достаточно низкие цены на жильё, а также заметное улучшение ситуации с безопасностью послужили толчком для активизации процесса джентрификации, то есть притока жителей с более высоким социально-экономическим статусом во «внутренние города». Например, население Центрального Гарлема с 2000 по 2010 год выросло на 9%, достигнув 119 тыс. человек. Основная часть новых жителей пришлась на белых, в следствие чего их доля в составе населения Юга Центрального Гарлема выросла с 3,5% до 16%34.

34. New York City demographic shifts, 2000 to 2010 // Center for Urban Research. Available at: >>> (accessed 26.11.2023).
23

В то время как Нью-Йорк является одним из наиболее успешных примеров джентрификации, данный процесс в целом затронул практически все американские мегаполисы в 2000–2010 годы. Помимо Нью-Йорка, белый средний класс стал активно переселяться в центральные районы с преимущественно чернокожим населением в Вашингтоне, Филадельфии, Чикаго, Атланте, Окленде, Индианаполисе. С 2010 по 2020 год численность белого населения во «внутренних городах» американских мегаполисов выросла более чем на 500 тыс. человек. Если в 1990 году 56% афроамериканцев, являвшихся жителями городов Севера, проживали в районах, где чернокожие составляли более половины жителей, то в 2010 году этот показатель упал до 40%35.

35. Logan J. R., Shertzer A., Turner R., Zhang W. Creating the Black Ghetto: Black Residential Patterns before and during the Great Migration // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 660. July 2015. P. 30.
24

Безусловно, интенсификация процесса джентрификации имеет и противоречивые последствия для жителей «внутренних городов». Возвращение белого среднего класса в бедные центральные районы американских мегаполисов стимулирует рост налога на недвижимость и арендной платы за жильё, что приводит к сокращению доли чернокожего и латиноамериканского населения. Например, за первое десятилетие XXI века порядка 9,5 тыс. афроамериканцев покинули Юг и Север Центрального Гарлема36. Между старожилами «внутренних городов» и новоприбывшими также нередко возникают бытовые конфликты по причине явных социокультурных различий. Например, в 2007 г. в Гарлеме возникло напряжение между белым и чернокожим населением по поводу групповой игры на африканских барабанах в районном парке, что являлось местной традицией на протяжении 30 лет37.

36. New York City demographic shifts, 2000 to 2010 // Center for Urban Research. Available at: >>> (accessed 26.11.2023).

37. Dobnik V. Drumming dispute latest sign of conflict in Harlem // Chron. August 19, 2007. Available at: >>> (accessed 20.12.2023).
25

Джентрификация очевидным образом приносит значительную пользу жителям «внутренних городов». Рост среднего класса в таких районах привёл к притоку инвестиций и улучшению инфраструктуры, включая появление дорогой недвижимости, трамвайных линий, велосипедных дорожек, новых парковых зон, ресторанов и кафе38. Обитатели облагороженных районов получают более высокий кредитный рейтинг, а для местных детей облегчается процесс социализации в сравнении с их сверстниками, проживающими в бедных кварталах с более высоким уровнем безработицы и преступности39. Инвестиции во «внутренние города» также положительно сказались на ситуации с трудоустройством во всех регионах страны, за исключением Ржавого пояса, чья экономика продолжает оставаться в депрессивном состоянии. В период 2002–2011 годов во «внутренних городах» появилось более 1,8 млн новых рабочих мест с темпами роста занятости 6,1%, что оказалось лишь немногим ниже показателя пригородов в 6,9%40. Основой для новых рабочих мест во «внутренних городах» стали такие сферы, как медицина, образование, розничная торговля, финансовые услуги, гостиничный бизнес и туризм. Подобного рода изменения вселяют надежду на возможность решения наиболее насущных проблем «внутренних городов» в сравнительно сжатые исторические сроки.

38. Bahrampour T., Lang M. J., Mellnik T. White people have flocked back to city centers — and transformed them // The Washington Post. February 6, 2023. Available at: >>> (accessed 24.12.2023).

39. Ding L., Hwang J. The Consequences of Gentrification: A Focus on Residents' Financial Health in Philadelphia // Cityscape. Vol. 18, No. 3. 2016. P. 35.

40. Hartley L., Kaza N., Lester T. W. Are America's Inner Cities Competitive? Evidence from the 2000s // Economic Development Quarterly. Vol. 30, No 2. 2016. P. 146.
26

Заключение

 

Образование «чёрных» районов в крупных городах США стало результатом «великого переселения» миллионов афроамериканцев с Юга в другие части страны, продлившегося с начала Первой мировой войны до конца 1960-х годов. Несмотря на то что миграция афроамериканцев приводила к массовому выезду белых жителей из активно заселяемых ими районов, чернокожие переселенцы изначально не видели проблем в фактическом утверждении жилищной сегрегации по расовому признаку. В период ухудшения социально-экономического положения в США в 1930-е годы, городские власти стали придерживаться политики редлайнинга, в рамках которой бедные центральные кварталы городов, к которым относилось и большинство «чёрных» районов, были отмечены как небезопасные для инвестиций. Афроамериканцы не могли получить кредиты для приобретения жилья в более хороших районах, так как расовый состав округи рассматривался как важный критерий для оценки стоимости недвижимости. Подобного рода решения привели к продолжению ухудшения жилищных условий в «чёрных» районах, превращавшихся в трущобы.

27 В послевоенные годы власти пытались остановить усугубление кризиса в гетто посредством активизации строительства социального жилья, а также введения запрета на дискриминацию по расово-этническому признаку в сфере недвижимости. Это обстоятельство позволило платежеспособным афроамериканцам вырваться за пределы гетто, что на фоне прекращения массовой миграции афроамериканцев с Юга привело к стремительному сокращению населения бедных «чёрных» районов в мегаполисах. 1960–1990-е годы ознаменовались дальнейшей глубокой деградацией жилищных условий в гетто, сопровождаемой обвалом цен на недвижимость, крайне высокой безработицей и преступностью, а также упадком деловой активности.
28 В конце XX века городские власти многих американских мегаполисов задались целью значительно улучшить ситуацию во «внутренних городах» – бедных центральных районах с преимущество «цветным» населением. План руководителей Нью-Йорка, включавший в себя активизацию обновления жилищного фонда таких районов, масштабную борьбу с преступностью, а также стимулирование процесса джентрификации, то есть переселения во «внутренние города» жителей более высокого социально-экономического положения, стал примером для других. Уже в первые десятилетия XXI века многие «чёрные» районы сумели преодолеть свой глубокий упадок, став привлекательными для инвестирования и создания новых рабочих мест.

References

1. Lane R. Roots of Violence in Black Philadelphia: 1860–1900. Cambridge, 1986. P. 20.

2. Logan J. R., Shertzer A., Turner R., Zhang W. Creating the Black Ghetto: Black Residential Patterns before and during the Great Migration // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 660. July 2015. P. 32.

3. Johnson R. M. From Romantic Suburb to Racial Enclave: LeDroit Park, Washington, D.C., 1880–1920 // Phylon. Vol. 45, No. 4. 1984. P. 268.

4. Gibson C., Jung K. Historical Census Statistics on Population Totals by Race, 1790 to 1990, and by Hispanic Origin, 1970 to 1990, for Large Cities and Other Urban Places in the United States. Washington DC, 2005. 103-105 pp.

5. Roberts S. No Longer Majority Black, Harlem Is in Transition // The New York Times. January 5, 2010. Available at: https://www.nytimes.com/2010/01/06/nyregion/06harlem.html?pagewanted=all (accessed 20.11.2023).

6. Woofter T. J. Jr. Negro Problems in Cities. N.Y., 1928. P. 81.

7. Spear A. H. Black Chicago: The Making of a Negro Ghetto, 1890–1920. Chicago, 1967. P. 95.

8. Woofter T. J. Jr. Ibid. P. 37.

9. Markley S. Federal «Redlining» Maps: A critical Reappraisal // Urban Studies. Vol. 61, No. 2. February, 2024. P. 200.

10. Federal Housing Administration Underwriting Manual. Washington DC, 1938. P. 85.

11. Buchanan v. Warley. Decided November 5, 1917 // U.S. Supreme Court. URL: http:// www.supreme.justia.com/

12. Hoyt H. The Structure and Growth of Residential Neighborhoods in American Cities. Edited by Federal Housing Administration. Washington DC, 1939. P. 77.

13. Heinicke C. W. Demographic Patterns of the Great Migration (1940–1970) // Encyclopedia of the Great Black Migration. Westport, 2006. P. 239.

14. Durham R. Millionaire Plots Tighter Noose on «Black Ghetto» // Chicago Defender, February 24, 1945.

15. Jakle J., Wilson D. Derelict Landscapes. Lanham, 1992. 60-75 pp.

16. Wilson D. Cities and Race: America’s New Black Ghetto. N.Y., 2007. P. 26.

17. Freeman L. A Haven and a Hell: The Ghetto in Black America. N.Y., 2019. P. 137.

18. Shelley v. Kraemer. Argued: January 14, 1948; Decided: May 3, 1948 // U.S. Supreme Court. Available at: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/334/1/ (accessed 23.12.2023).

19. Sides J. L.A. City Limits: African American Los Angeles from the Great Depression to the Present. Berkeley, 2003. P. 127.

20. Graham L. O. Our Kind of People: Inside America’s Black Upper Class. N.Y., 1999. P. 203.

21. Glazer N. Cities in Trouble. Chicago, 1970. P. 102.

22. Banfield E. C. The Unheavenly City: The Nature and Future of Our Urban Crisis. Boston, 1970. P. 185.

23. Kerner O. Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders. Washington DC, 1968. P. 169.

24. Zelder R. E. Poverty, Housing, and Market Processes // Urban Affairs Quarterly. Vol. 8, No. 1. 1972. P. 80.

25. Freeman L. Ibid. P. 171.

26. Sugrue T. J. The Origins of the Urban Crisis: Race and Inequality in Postwar Detroit. Princeton, 1996. P. 241.

27. Freeman L. Ibid. P. 190.

28. Sides J. L.A. Ibid. P. 179.

29. Latzer B. The Rise and Fall of Violent Crime in America. N.Y., 2017. P. 205.

30. Beck A. J., Harrison P. M. Prisoners in 2000 // Bureau of Justice Statistics. August 2001. P. 10.

31. Freeman L. Ibid. P. 193.

32. Ellen I. G., Schill M. H., Schwartz A. E., Voicu I. Revitalizing Inner-City Neighborhoods: New York City’s Ten-Year Plan // Housing Policy Debate. Vol. 13, Issue 3. 2002. 538 – 547 pp.

33. Corman H., Mocan N. Carrots, Sticks and Broken Windows. Cambridge, 2002. P. 22.

34. New York City demographic shifts, 2000 to 2010 // Center for Urban Research. Available at: https://www.urbanresearchmaps.org/plurality/ (accessed 26.11.2023).

35. Logan J. R., Shertzer A., Turner R., Zhang W. Creating the Black Ghetto: Black Residential Patterns before and during the Great Migration // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 660. July 2015. P. 30.

36. New York City demographic shifts, 2000 to 2010 // Center for Urban Research. Available at: https://www.urbanresearchmaps.org/plurality/ (accessed 26.11.2023).

37. Dobnik V. Drumming dispute latest sign of conflict in Harlem // Chron. August 19, 2007. Available at: https://www.chron.com/news/nation-world/article/drumming-dispute-latest-sign-of-conflict-in-harlem-1820447.php (accessed 20.12.2023).

38. Bahrampour T., Lang M. J., Mellnik T. White people have flocked back to city centers — and transformed them // The Washington Post. February 6, 2023. Available at: https://www.washingtonpost.com/dc-md-va/interactive/2023/us-city-white-population-increase/ (accessed 24.12.2023).

39. Ding L., Hwang J. The Consequences of Gentrification: A Focus on Residents' Financial Health in Philadelphia // Cityscape. Vol. 18, No. 3. 2016. P. 35.

40. Hartley L., Kaza N., Lester T. W. Are America's Inner Cities Competitive? Evidence from the 2000s // Economic Development Quarterly. Vol. 30, No 2. 2016. P. 146.

Comments

No posts found

Write a review
Translate