Оборонная стратегия Канады 2024 года: главный приоритет – Арктика
Оборонная стратегия Канады 2024 года: главный приоритет – Арктика
Аннотация
Код статьи
S207054760031478-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Володин Дмитрий Анатольевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В апреле 2024 года правительство Дж. Трюдо опубликовало оборонную стратегию, которая провозгласила защиту суверенитета в Арктике самой важной задачей канадских вооружённых сил. Однако одновременно опубликованный документ ставит знак равенства между усилиями, предпринимаемыми Канадой для обороны своей территории в этом регионе, и защитой там своего суверенитета. Соответственно, отныне военное сотрудничество Канады с США для обеспечения обороны Северной Америки или с союзниками по НАТО для защиты северного фланга НАТО будет также считаться отстаиванием суверенитета Канады в Арктике.

Ключевые слова
военная политика Канады, Арктика, НОРАД, суверенитет, канадско-американские отношения, оборонная стратегия Канады 2024 года
Классификатор
Получено
10.05.2024
Дата публикации
28.06.2024
Всего подписок
2
Всего просмотров
190
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год
1

Введение

 

В апреле 2024 года правительство Дж. Трюдо опубликовало оборонную стратегию, которая имеет ярко выраженный северный акцент. Это видно уже из самого её названия: «Наш Север, сильный и свободный» – слегка переиначенной строчки из гимна Канады1. Почти сразу указывается, что отстаивание суверенитета Канады в Арктике является «самой срочной и важной задачей канадских вооружённых сил»2.

1. В английском тексте гимна есть следующая строчка: «Истинный Север, сильный и свободный» (The True North strong and free!). См. The Canadian Encyclopedia. In IV Vols. 2nd Edition. Vol. III. – Edmonton: Hurtig Publishers, p. 1549.

2. Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence. – Ottawa: Department of National Defence, 2024, p. viii.
2

Новое видение арктического ТВД в Канаде

 

Хотя документ позиционируется как обновление принятой этим же правительством Белой книги по обороне 2017 года, во многом он предлагает совершенно новое видение канадской военной политики. Дело в том, что традиционно на канадские вооружённые силы возлагаются три роли: защита Канады; совместная с США оборона Северной Америки; участие в поддержании мира и международной безопасности. Арктика обычно рассматривалась в канадских военных доктринальных документах в рамках первого направления – защита Канады. Причём даже в рамках этого направления регион не всегда считался приоритетным. Однако представленный в апреле 2024 года документ предлагает совершенно новую концепцию, где военное присутствие в Арктике рассматривается как выполнение вооружёнными силами всех трёх своих миссий. Сказано, что «защита Арктики – это отстаивание суверенитета Канады. Для этого вооружённые силы должны принять новый подход, который улучшает и модернизирует оборону страны. Это означает увеличение присутствия, зоны действия, мобильности и скорости реагирования в Арктике и на Севере для ликвидации катастроф и борьбы с угрозами и вызовами суверенитету Канады. Это также означает, что арктические воды Канады, её воздушное пространство и территория не могут быть уязвимы для вторжения или использоваться как путь для нанесения ущерба Канаде, её ближайшему союзнику Соединённым Штатам или другим членам НАТО. Участие Канады в обеспечении безопасности Арктики является важным вкладом в оборону западного и северного флангов НАТО и прямо поддерживает более широкие усилия НАТО по сдерживанию»3. Таким образом, военная активность в Арктике одновременно обеспечивает защиту Канады, совместную с США оборону Северной Америки и участие в международной безопасности.

3. Ibid., P. 4-5.
3 Задачу увеличения присутствия и зоны действия в Арктике планируется решить прежде всего за счёт строительства северных центров оперативной поддержки (northern operational support hubs). Как подчёркивается в документе, «эти центры, состоящие из взлётных полос, логистических объектов и складов с оборудованием и запасными частями позволят военнослужащим лучше отстаивать суверенитет Канады через создание большего круглогодичного военного присутствия по всей Арктике и Северу». Предполагается, что центры будут многоцелевыми, обслуживая не только военных, но и гражданское население, проживающее поблизости. На их строительство в течение следующих двадцати лет предусмотрено 218 млн долл. (здесь и далее, если не указано иное, имеются в виду канадские доллары). Кроме того, для повышения мобильности войск на Севере правительство рассматривает вариант с закупкой транспортных средств, адаптированных для эксплуатации в условиях льда, снега и тундры.
4 Не менее важной задачей на национальном уровне считается и увеличение возможностей вооружённых сил по наблюдению за Канадской Арктикой и морскими и воздушными подступами к ней. Это видно и в программе перевооружения. Так, в оборонной стратегии 2024 года было объявлено о закупке радаров и установки их на патрульные корабли ледового класса для наблюдения за морскими подступами к Канаде и о строительстве в Арктике новой наземной станции спутниковой связи для более быстрой передачи канадским вооружённым силам и странам-союзникам данных систем космического наблюдения. Помимо этого, говорилось о возможности приобретения дизельных подводных лодок, «способных действовать подо льдом», и использования вертолётов на патрульных кораблях ледового класса для более эффективного отстаивания суверенитета и проведения разведывательных и поисково-спасательных миссий в Арктике.
5

Оборонная стратегия Канады 2024 года в контексте модернизации НОРАД

 

В рамках второй миссии канадских вооружённых сил – оборона Северной Америки совместно с США – главное внимание применительно к Арктике сосредоточено на модернизации их совместного Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (НОРАД)4. Конкретный план участия Канады в этом проекте был представлен в июне 2022 года тогдашним министром обороны А. Аннанд и предусматривает замену входящей в состав командования Северной системы предупреждения (North Warning System) – цепи радиолокационных станций, протянувшихся через всю Североамериканскую Арктику, на Систему наблюдения за северными подступами (Northern Approaches Surveillance System). Новая система будет состоять из четырёх элементов: арктической загоризонтной радиолокационной станции (ЗРЛС); полярной ЗРЛС; специальной сети РЛС под названием «Арбалет» (Crossbow), которая должна быть развёрнута на Канадском Севере; средств наблюдения космического базирования5.

4. Исраелян Е.В. Арктический вектор в политике Канады и военные планы США // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 3. Available at: >>> (accessed 8.05.2024);

5. Подробнее см.: Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 г.: предварительные итоги // США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 11. С. 12.
6

Стратегия 2024 года подтверждает исключительную важность работы по обновлению НОРАД. Как подчёркивается в документе, «инвестиции в ключевые компоненты НОРАД увеличат возможности по обнаружению (враждебной) активности на воздушных и морских подступах к Канаде, в том числе через использование арктической и полярной загоризонтных радиолокационных станций. Чтобы подготовиться к реагированию на более быстрые и малозаметные вторжения, канадские военные увеличивают скорость принятия решений в боевой обстановке, используют достижения в области облачных вычислений (cloud-based computing), искусственного интеллекта и машинного обучения и увеличивают дальность действия канадской авиации через закупку самолётов-заправщиков и увеличение количества истребителей на Севере»6.

6. Our North, Strong… P. 12-13.
7 По сравнению с планом модернизации НОРАД, объявленном в 2022 году, участие Канады в обороне Северной Америки будет включать и несколько новых компонентов. Так, в стратегии 2024 года запланирована покупка самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), на что выделено 307 млн долл. в течение следующих двадцати лет. Кроме того, объявлено о готовности Канады увеличить свой вклад в создание «интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны Канады и Северной Америки». Речь в данном случае идёт об отражении ударов по континенту со стороны беспилотников, крылатых ракет и гиперзвуковых систем вооружений. Предполагается, что в этом будут задействованы как новые самолёты ДРЛО, так и будущие надводные корабли.
8 Несомненно, важную роль в активизации усилий Канады по модернизации НОРАД сыграло обострение украинского кризиса в феврале 2022 года. Собственно, план участия Канады в этом проекте был представлен уже через считанные месяцы. Кроме того, именно за два последних года правительство Дж. Трюдо смогло решить самую сложную задачу – найти необходимые финансовые ресурсы. Так, в апреле 2022 года на нужды обороны были дополнительно выделены 8 млрд долл. в течение следующих пяти лет. Большая часть этих средств пойдёт на создание новых РЛС в Канадской Арктике.
9

Закупки Канадой вооружений для использования в Арктике

 

Под влиянием украинского кризиса и усиления критики со стороны США (к которым с 2022 года стали присоединяться и другие члены НАТО) о совершенно недостаточном уровне военных расходов Канады, правительство Дж. Трюдо резко ускорило процесс закупки военной техники, предусмотренной для модернизации НОРАД и усиления возможностей по наблюдению за подступами к Северной Америке. Многие такие проекты, которые десятилетиями безрезультатно обсуждались различными канадскими правительствами, получили окончательное «добро» в 2022–2023 годах. Наиболее показательный пример – приобретение новых истребителей, которые были обещаны ещё в оборонной стратегии консервативного правительства С. Харпера «Канада прежде всего» 2008 года. Эпопея с их покупкой достойна отдельного исследования. Скажем лишь, что в 2010 году Харпер объявил, что Канада закупит истребители F-35 американской компании «Локхид-Мартин» (Lockheed Martin). Однако сменивший Харпера в 2015 году либерал Дж. Трюдо отказался от этого обещания. Тем не менее, именно правительство Дж. Трюдо в 2022 году выбрало самолёт F-35 победителем в тендере на поставку новых истребителей для канадских военно-воздушных сил (ВВС). Подписанный в январе 2023 года контракт стоимостью 19 млрд долл. предусматривает поставку в Канаду 88 истребителей F-35, причём первые четыре машины будут доставлены уже в 2026 году7.

7. Bailey I. Canada Finalizes $19-Billion Purchase of F-35 Fighter Jet. 9.01.2023. Available at: >>> (accessed 7.05.2024).
10

В июле 2023 г. канадское правительство подписало контракт с европейской авиастроительной компанией «Эйрбас» (Airbus) стоимостью 3,6 млрд долл. по приобретению девяти многоцелевых самолётов-заправщиков А-330, которые должны заменить нынешние канадские самолёты-заправщики CC-150 «Полярис» (СС-150 Polaris). Новые самолёты получат в канадских ВВС обозначение СС-300 «Хаски» (CC-330 Husky). Из девяти приобретаемых самолётов лишь четыре являются новыми самолётами-заправщиками А-330 MRTT, а остальные пять будут переоборудованы в самолёты-заправщики из обычных, уже бывших в эксплуатации пассажирских авиалайнеров А-330. Хотя основной функцией этих самолётов будет дозаправка топливом (причём не только канадских самолётов, но и партнёров Канады по НОРАД и НАТО), они также могут использоваться для перевозки крупных военных подразделений как по территории Канады, так и за рубежом. Предполагается активная арктическая роль для новых самолётов-заправщиков. Указывается, что их приобретение «является составной частью инвестиций в модернизацию НОРАД, которые позволят канадским ВВС увеличить количество операций по обеспечению суверенитета Канады, в том числе и в Арктике»8.

8. Government of Canada Awards Contract for the Strategic Tanker Capability Project // Canada. Department of National Defence. News Release. 25.07.2023.
11

Крайне долгим оказался и проект по замене самолётов морского патрулирования СР-140 «Аврора» (CP-140 Aurora), который также впервые упоминался в оборонной стратегии консерваторов 2008 года. Лишь в ноябре 2023 года было объявлено о подписании контракта по закупке 14 самолётов морского патрулирования P-8A «Посейдон» (P-8A Poseidon) производства американской компании «Боинг» (Boeing). Контракт стоимостью 8 млрд долл. (5,9 млрд амер. долл.) предусматривает возможность приобретения ещё двух таких самолётов в будущем. Как и в случае с истребителями F-35, первые самолёты Р- Канада получит в 2026 году, а к осени 2027 года будут поставлены все 14 штук. Как отмечалось в пресс-релизе Министерства обороны, «для защиты интересов Канады на морских подступах к ней, в Арктике и на международной арене Королевские канадские ВВС должны иметь возможность опознавать, обнаруживать, отслеживать и в перспективе сражаться с новейшими надводными и подводными угрозами, использующими большое количество высокосложных датчиков и вооружений… Самолёт Р-8А отвечает этим требованиям»9. Министр обороны У. Блэр на пресс-конференции, посвящённой подписанию контракта, особо подчёркивал важность этих самолётов в Арктике, где по его словам, наблюдается «более агрессивная политика со стороны потенциальных противников Канады, таких как Россия и Китай»10.

9. Canada Purchasing Up to 16 P-8A Poseidon Multi-Mission Aircraft for the Royal Canadian Air Force // Canada. Department of National Defence. News Release. 30.11.2023.

10. Pugliese D. Canada to Buy Boeing-Made Poseidons in $5.9 Billion Deal. 30.11.2023. Available at: >>> (accessed 7.05.2024).
12 Обращает внимание, что проект по замене самолетов CP-140 «Аврора» резко ускорился именно в 2022 году. Ещё в начале этого года министр промышленности Канады Ф. Шампань отмечал, что начатая программа модернизации этих самолётов стоимостью 400 млн долл. позволит продлить их эксплуатацию до 2040 года. Однако уже через несколько месяцев правительство сократило предельный срок службы данных воздушных судов сразу на десять лет – до 2030 года. Тогда же канадские чиновники стали настаивать на покупке самолетов P-8A. В итоге, несмотря на критику канадских компаний «Бомбардье» (Bombardier) и «Дженерал дайнемикс мишн системс Кэнада» (General Dynamics Mission Systems Canada), разрабатывающих собственную модель многоцелевого разведывательного самолёта, американские самолёты Р-8А были закуплены канадским правительством без проведения конкурса.
13

Почти одновременно с самолётами Р-8А «Посейдон» канадские ВВС получили ещё один подарок. В декабре 2023 г. стало известно о покупке Канадой 11 ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) MQ-9B «Скайгардиан» (MQ-9B SkyGuardian) производства американской компании «Дженерал атомикс» (General Atomics). Контракт стоимостью 2,5 млрд долл. предусматривает также поставку шести наземных станций для управления аппаратами. Кроме того, ещё 400 млн долл. выделены на закупку ракет «Хеллфайр» (Hellfire), изготавливаемые компанией «Локхид-Мартин», для вооружения беспилотников. Главный центр управления БПЛА будет находиться в Оттаве, а сами они – на военных базах Гринвуд (провинция Новая Шотландия) и Комокс (провинция Британская Колумбия). Причём задержка с передачей беспилотников (не ранее 2028 года) связана как раз с необходимостью их модернизации для эксплуатации на Крайнем Севере11. Данный проект также имеет долгую историю. Уже в Белой книге по обороне 2005 года предлагалось приобрести для канадских ВВС беспилотные летательные аппараты для усиления наблюдения и контроля за канадскими водами и Арктикой12. А в декабре того же года тогдашний лидер Консервативной партии С. Харпер в ходе своей предвыборной кампании обещал закупить и разместить беспилотники на авиабазах Гус-Бей (полуостров Лабрадор) и Комокс для воздушного наблюдения за восточной и западной частями Канадской Арктики13. В этом смысле подписанный в декабре 2023 года контракт можно рассматривать как выполнение обещаний правительств П. Мартина и С. Харпера.

11. Brewster M. Canadian Military Buying Armed Drones for $2.49B. 19.12.20223. Available at: >>> (accessed 7.05.2024).

12. Canada’s International Policy Statement. A Role of Pride and Influence in the World. In 5 Vols. Vol. 3. Defence. – Ottawa: Department of National Defence, 2005, pp. 19-20.

13. Володин Д.А. Канада: проблемы суверенитета в Арктике // США Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 12. с. 57.
14

Канада и защита северного фланга НАТО

 

Менее очевидной выглядит привязка в оборонной стратегии 2024 года военной активности Канады в Арктике к третьей роли её вооружённых сил – участии в поддержании мира и международной безопасности. Уже отмечалось, что в документе такая активность рассматривается в том числе как выполнение Канадой обязательств по защите западного и северного флангов территории стран – членов НАТО. Причём говорится, что западный фланг Канада будет защищать вместе с США, а северный – «вместе со всеми арктическими членами НАТО»14. Де-факто это означает, что защитой западного фланга НАТО является сотрудничество Канады и США в обороне Северной Америки и, таким образом, должно рассматриваться в контексте второй, а не третьей роли канадских вооружённых сил. И в случае западного фланга и в случае северного сказано, что такая защита требуется НАТО против России и что Канада как член альянса готова участвовать в соответствующих усилиях. Не раскрывается, однако, в чём это будет заключаться для Канады. Здесь опять уместно вспомнить о тех вооружениях, которые закупила Канада в 2023 году. Они имеют три особенности:

14. Our North, Strong… p. 13.
15 Во-первых, предназначены только для одного вида войск – военно-воздушных сил, подчёркивая лишний раз, что именно модернизация НОРАД и усиление возможностей по наблюдению за Северной Америкой является самой важной военной задачей для правительства Дж. Трюдо.
16 Во-вторых, почти все выделенные на них средства (29,9 млрд долл. из 33,5 млрд) достались американским компаниям. Золотой дождь, пролившийся из Канады в 2023 году на предприятия американского военно-промышленного комплекса, должен остановить критику со стороны США о недостаточности канадских военных расходов.
17 В-третьих, Канада закупала именно те модели вооружений, которые приобрели или приобретают многие члены НАТО и ближайшие союзники США в других регионах.
18

Например, истребители F-35 помимо самих Соединённых Штатов одобрили для использования своими вооружёнными силами 12 стран – членов НАТО, а также Япония, ОАЭ, Австралия и Израиль. Во многом похожая ситуация с самолётами морского патрулирования P-8A «Посейдон» и беспилотниками MQ-9B «Скайгардиан». Так, самолёты P-8A помимо США эксплуатируют (либо уже заключили контракты на их приобретение) ключевые партнёры Канады в сфере безопасности: Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Норвегия, Германия, Южная Корея. Беспилотники MQ-9B «Скайгардиан» (включая более раннюю версию MQ-9 «Рипер») также закупили многие члены НАТО: Великобритания, Бельгия, Франция, Италия, Испания, Польша, Нидерланды15.

15. Team SkyGuardian. Available at: >>> (accessed 8.05.2024).
19

Военные эксперты тем временем отмечают, что на доктринальном уровне в НАТО произошёл важный поворот от совместного использования военной техники (common capabilities) к взаимозаменяемости (interchangeability), когда военная техника одной страны может безболезненно заменять технику другой. Наибольший эффект достигается, когда страны-союзники используют одну и ту же модель военной техники. В частности, отмечается, что закупка Канадой и другими членами НАТО самолётов морского патрулирования P-8A «Посейдон» позволит альянсу успешнее вести противолодочную борьбу против российских и китайских подлодок16. Судя по всему, выслеживание вместе с союзниками российских подводных лодок в Арктике и будет являться для Канады защитой северного фланга НАТО.

16. Cable E. Canada Made the Right Choice with $10-Billion Purchase of 16 P-8A Poseidons. 6.01.2024. Available at: >>> (accessed 8.05.2024).
20

Россия и Китай как противники Канады в Арктике

 

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в отличие от Белой книги по обороне 2017 года, которая рассматривала Арктику как зону мира и сотрудничества, оборонная стратегия 2024 года воспринимает регион как арену противостояния, где Канаде угрожают две страны – Россия и Китай.

21

Вычленение России и Китая как противников Канады в Арктике не должно показаться странным. Стоит вспомнить, что в годы президентства Д. Трампа резко обострились американо-китайские отношения, а члены его администрации стали называть Китай угрозой Соединённым Штатам ещё и в Арктике. Наибольший резонанс в этом плане вызвала речь тогдашнего госсекретаря М. Помпео на сессии Арктического совета в мае 2019 года, когда он обрушился с критикой на Китай за его претензии на статус «приарктического государства» и попытки усилить своё присутствие в регионе, а также на Россию за её «агрессивное поведение в Арктике»17. Более того, через месяц после его выступления Министерство обороны США опубликовало собственную арктическую стратегию, в которой говорилось, что деятельность России и Китая в Артике создаёт риски интересам национальной безопасности США в регионе18.

17. Looking North: Sharpening America’s Arctic Focus. Speech by Michael Pompeo, Secretary of State. Rovaniemi, Finland. May 6, 2019. Available at: >>> (accessed 8.05.2024).

18. Department of Defense Arctic Strategy. Report to Congress. June 2019. Available at: >>> (accessed 29.04.2024).
22

Установки Министерства обороны США нашли понимание и у канадского военного руководства. Выступая в октябре 2022 года на слушаниях в парламенте, начальник штаба национальной обороны Канады генерал У. Эйр предупредил, что слабый контроль Канады над её арктическими территориями будет всё сложнее сохранять по мере увеличения Китаем и Россией своего присутствия в регионе в предстоящие десятилетия. По его словам, сотрудничество этих двух стран между собой в Арктике «создало бы серьёзные угрозы способности Канады защищать свой суверенитет»19. А ещё через год, в октябре 2023 г., была опубликована Концепция мультидоменного применения вооружённых сил (Pan-Domain Force Employment Concept)20, в которой прямо было сказано, что Россия и Китай являются главными противниками Канады. Как отмечал Эйр во введении к этому документу, «канадские вооружённые силы должны помнить, что Россия и Китай не делают различия между миром и войной. Враждебные намерения и действия противников Канады показывают, что они рассматривают себя как находящиеся в состоянии войны с Западом. Канадские вооружённые силы должны принять эту реальность и реагировать соответствующим образом»21.

19. Chase S. Top Soldier Warns Canada’s ‘Tenuous Hold’ on Arctic Will Come Under Challenge in Decades Ahead. 18.10.2022. Available at: >>> (accessed 29.04.2024).

20. Подробнее об этом документе см.: Комкова Е.Г. Новейшие изменения во внешней политике Канады: три перспективы // Россия и Америка в XXI веке. 2024. Вып. 2. DOI: 10.18254/S207054760030153-5

21. Pugliese D. Russia and China at War with Canada, Says Gen. Wayne Eyre. Ottawa Citizen, 26.10.2023. Available at: >>> (accessed 29.04.2024).
23

Заключение

 

В целом оборонная стратегия 2024 года – самый североцентричный из всех военных документов такого уровня, принятых когда-либо в Канаде. В то же самое время очевидно, что Арктика интересует канадское политическое и военное руководство не сама по себе, а лишь как составная часть новой системы обороны Северной Америки, которую создают совместно США и Канада. Эта новая система обороны будет включать исключительно мощную и разветвлённую систему наблюдения не только за континентом, но и за огромным районом вокруг него. Так называемые «подступы» к Северной Америке, судя по закупаемой технике, будут простираться на тысячи километров от самого континента. Роль Канады в создаваемой системе обороны – обеспечить свой (арктический) участок наблюдения за Северной Америкой.

24

Можно говорить также о том, что за последние несколько лет в Канаде серьёзно изменилось понимание военного фактора в обеспечении суверенитета в Арктике. Длительное время считалось, что перед канадскими вооружёнными силами в этом регионе стоят две взаимоисключающие задачи: обеспечение суверенитета и обеспечение безопасности, поскольку предполагалось, что любое военное сотрудничество с США в обороне континента подрывает суверенитет страны в Арктике. Такое понимание существовало в Канаде во время Второй мировой войны, в течение холодной войны и долгие годы после неё. Однако в Белой книге по обороне 2017 года наметилась, а в её обновленном варианте 2024 года приняла свою окончательную форму новая концепция, которая инкорпорирует вопрос о суверенитете в рамки более широкого и более важного на данный момент для руководства Канады понятия безопасность. В оборонной стратегии 2024 года так и говорится, что «оборона Арктики – это отстаивание суверенитета Канады»22. Учитывая, что защищать Канадскую Арктику и Север планируется от новейших подлодок, гиперзвуковых и крылатых ракет, разведывательной деятельности других государств, то отражение этих угроз и будет являться отстаиванием суверенитета Канады. При такой схеме получается, что США являются не противником, а союзником Канады в её борьбе за суверенитет в Арктике. В этом смысле помощь США в модернизации НОРАД или противодействие военной активности России и Китая в Арктике будет также рассматриваться как участие канадских вооружённых сил в обеспечении суверенитета страны в регионе.

22. Ibid., P. 4.

Библиография

1. В английском тексте гимна есть следующая строчка: «Истинный Север, сильный и свободный» (The True North strong and free!). См. The Canadian Encyclopedia. In IV Vols. 2nd Edition. Vol. III. – Edmonton: Hurtig Publishers, p. 1549.

2. Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence. – Ottawa: Department of National Defence, 2024, p. viii.

3. Ibid., P. 4-5.

4. Исраелян Е.В. Арктический вектор в политике Канады и военные планы США // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 3. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760030457-9-1/ (accessed 8.05.2024); Вяхирева Н.С. Арктика как новый внешнеполитический приоритет Канады // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760030139-9-1/ (accessed 8.05.2024).

5. Подробнее см.: Володин Д.А. Военная политика Канады в 2022 г.: предварительные итоги // США & Канада: экономика, политика, культура. 2022. № 11. С. 12.

6. Our North, Strong… P. 12-13.

7. Bailey I. Canada Finalizes $19-Billion Purchase of F-35 Fighter Jet. 9.01.2023. Available at: https://www.theglobeandmail.com/politics/article-canada-finalizes-19-billion-purchase-of-f-35-fighter-jets/ (accessed 7.05.2024).

8. Government of Canada Awards Contract for the Strategic Tanker Capability Project // Canada. Department of National Defence. News Release. 25.07.2023.

9. Canada Purchasing Up to 16 P-8A Poseidon Multi-Mission Aircraft for the Royal Canadian Air Force // Canada. Department of National Defence. News Release. 30.11.2023.

10. Pugliese D. Canada to Buy Boeing-Made Poseidons in $5.9 Billion Deal. 30.11.2023. Available at: https://www.defensenews.com/air/2023/11/30/canada-to-buy-boeing-made-poseidons-in-59-billion-deal/ (accessed 7.05.2024).

11. Brewster M. Canadian Military Buying Armed Drones for $2.49B. 19.12.20223. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/armed-drone-canadian-armed-forces-1.7063989 (accessed 7.05.2024).

12. Canada’s International Policy Statement. A Role of Pride and Influence in the World. In 5 Vols. Vol. 3. Defence. – Ottawa: Department of National Defence, 2005, pp. 19-20.

13. Володин Д.А. Канада: проблемы суверенитета в Арктике // США  Канада: экономика, политика, культура. 2006. № 12. с. 57.

14. Our North, Strong… p. 13.

15. Team SkyGuardian. Available at: https://www.ga-asi.com/teamskyguardiancanada/ (accessed 8.05.2024).

16. Cable E. Canada Made the Right Choice with $10-Billion Purchase of 16 P-8A Poseidons. 6.01.2024. Available at: https://ottawacitizen.com/opinion/cable-canada-made-the-right-choice-with-10-billion-purchase-of-16-p-8a-poseidons (accessed 8.05.2024).

17. Looking North: Sharpening America’s Arctic Focus. Speech by Michael Pompeo, Secretary of State. Rovaniemi, Finland. May 6, 2019. Available at: https://2017-2021.state.gov/looking-north-sharpening-americas-arctic-focus/index.html (accessed 8.05.2024).

18. Department of Defense Arctic Strategy. Report to Congress. June 2019. Available at: https://media.defense.gov/2019/Jun/06/2002141657/-1/-1/1/2019-DOD-ARCTIC-STRATEGY.PDF (accessed 29.04.2024).

19. Chase S. Top Soldier Warns Canada’s ‘Tenuous Hold’ on Arctic Will Come Under Challenge in Decades Ahead. 18.10.2022. Available at: https://www.theglobeandmail.com/politics/article-canada-arctic-territories-russia-china/ (accessed 29.04.2024).

20. Подробнее об этом документе см.: Комкова Е.Г. Новейшие изменения во внешней политике Канады: три перспективы // Россия и Америка в XXI веке. 2024. Вып. 2. DOI: 10.18254/S207054760030153-5

21. Pugliese D. Russia and China at War with Canada, Says Gen. Wayne Eyre. Ottawa Citizen, 26.10.2023. Available at: https://ottawacitizen.com/news/national/defence-watch/russia-and-china-at-war-with-canada-says-gen-wayne-eyre (accessed 29.04.2024).

22. Ibid., P. 4.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести