Безальтернативность двухпартийного консенсуса по внешнеторговой политике США
Безальтернативность двухпартийного консенсуса по внешнеторговой политике США
Аннотация
Код статьи
S207054760031183-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Меньшикова Анна Маратовна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Придание внешнеторговой политике США значения одного из базовых элементов современной стратегии национальной безопасности Соединённых Штатов объективно обусловило значительное совпадение позиций Демократической и Республиканской партий по наиболее принципиальным вопросам выстраивания торгово-экономических связей с зарубежными контрагентами. Фактическая безальтернативность такого двухпартийного консенсуса является закономерной реакцией на происходящие глубинные трансформации в мировой экономике под воздействием процессов формирования новой архитектуры глобального многополярного миропорядка и направлена на обеспечение экономической стабильности и национальных интересов Соединенных Штатов. Обе партии исходя из разрушения границ между внутренней и внешней политикой при отстаивании интересов национальной безопасности страны и завершения эры глобализации и неолиберальной экономической политики. 

Ключевые слова
внешнеторговая политика, демократическая и республиканская партии, мировая экономика, национальная безопасность США
Классификатор
Получено
16.04.2024
Дата публикации
31.05.2024
Всего подписок
4
Всего просмотров
117
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год
1

Введение

 

Процесс формирования новой архитектуры мирового порядка непосредственно воздействует на глубинные изменения, происходящие в мировой экономике и, соответственно, в мировой торговле. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 г. обращено внимание на глобальные вызовы, в числе которых бурные трансформации мировой экономики, торговли, финансов, технологических рынков, когда рушатся многие прежние монополии и стереотипы, связанные с ними1. Серьёзные изменения в структуре мировых внешнеэкономических отношений обуславливают значительные трансформации во внешнеторговой политике США. Несмотря на растущую поляризацию и внутрипартийные разногласия по поводу наиболее значимых вопросов внешней политики, имеют место двухпартийные коалиции по принципиальным подходам к формированию внешнеторговой политики Соединённых Штатов. Доминирует приверженность демократов и республиканцев к отходу от неолиберальных принципов глобализации в сторону всё более агрессивного протекционизма в форме экономического национализма как главного инструмента выстраивании торгово-экономического сотрудничества со всеми зарубежными партнерами, в том числе ближайшими союзниками США. Такая внешнеторговая политика использует широкий набор средств, варьируя от системных мер государственного вмешательства в потоки капитала до контроля за исходящими инвестициями.

1. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. 29 февраля 2024 г. Available at: >>> (accessed: 10.04.2024).
2

Исходя из принципа «экономическая безопасность – это национальная безопасность», внешняя торговля рассматривается как один из центральных элементов национальной безопасности Соединенных Штатов2. Двухпартийный консенсус по внешнеторговой политике США является в данном контексте диктуемыми объективными факторами безальтернативной стратегией официального Вашингтона «в переломный для всего мира момент», «решающее для США второе десятилетие XXI века» для «продвижения жизненно важных интересов Америки, позиционирования Соединённых Штатов, чтобы превзойти геополитических конкурентов», сохранить «поддерживаемое национальными институтами безопасности и рабочей силой» «глобальное американское лидерство в кульминационный период стратегического соревнования по формированию будущего международного порядка» с целью «выиграть конкуренцию за XXI век»3.

2. Меньшикова, А. М. Экономика в системе национальной безопасности США. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023. № 10. С. 14-24. DOI 10.31857/S2686673023100024EDN PAOVHY

3. National Security Strategy. October 2022. The White House. Washington. October 12, 2022. Available at: >>> (accessed: 10.04.2024).
3

Новая конфигурация положения США в мировой торговле

 

Внешнеторговый дефицит в США к концу 2023 г. составил 62,2 млрд долл., продолжая расти в I квартале 2024 г. до 68,9 млрд. Импорт увеличился больше чем экспорт. Дефицит товаров в феврале 2024 г. сократился на 0,3 млрд долл. – до 91,4 млрд. Профицит в сфере услуг сократился на 1,6 млрд – до 22,5 млрд долларов.

4 Таблица 1 Дефицит международной торговли товарами и услугами США
5
  конец 2023 г. I квартал 2024 г.
  млрд долл. % млрд долл. %
Дефицит 62,2 +0,5 68,9 +1,9
Экспорт 258,2 +1,5 263,0 +2,3
Импорт 320,4 +1,3 331,9 +2,2

U.S. Census Bureau, U.S. Bureau of Economic Analysis. Available at: >>> >>>  >>> 

6 С начала 2024 г. дефицит товаров и услуг сократился на 3,9 млрд долл., или на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Экспорт увеличился на 9,3 млрд долл., или на 1,8%. Импорт увеличился на 5,4 млрд долл., или на 0,8%. Средний дефицит товаров и услуг увеличился на 2,1 млрд, до 66,9 млрд долл. на начало марта 2024 года.
7

Данные за февраль 2024 г. свидетельствуют о профиците внешнеторгового баланса США со странами и регионами Южной и Центральной Америке (5,5 млрд долл.), Нидерландами (4,3 млрд), Специальным административным районом КНР Гонконг (Сянган) (2,8 млрд), Австралией (1,6 млрд), Великобританией (0,8 млрд), Бельгией (0,6 млрд), Бразилией (0,6 млрд), Швейцарией (0,4 млрд) и Саудовской Аравией (менее 0,1 млрд). Дефицит зафиксирован в торговле с Китаем (21,9 млрд долл.), Европейским Союзом (17,6 млрд), Мексикой (15,3 млрд), Вьетнамом (9,6 млрд), Германией (7,6 млрд), Японией (6,2 млрд), Ирландией (5,3 млрд), Южной Кореей (5,2 млрд), Канадой (5,1 млрд), Индией (4,4 млрд), Тайванем (4,2 млрд), Италией (3,4 млрд), Малайзией (2,4 млрд), Францией (0,8 млрд), Сингапуром (0,3 млрд) и Израилем (0,3 млрд)4.

4. U.S. Bureau of Economic Analysis and the U.S. Census Bureau. Available at: >>> (accessed: 10.04.2024);
8 Диаграмма 1 США: ведущие страны-импортёры в 2023 году
9

10

Statista - a global database. Available at: >>>

11

Диаграмма 2 США: ведущие страны-экспортёры в 2023 году

12

13

14

Statista - a global database. Available at: >>> 

15

Основным глобальным торгово-экономическим конкурентом США является Китай. В 2021 г. США были страной с самым большим ВВП (около 23 трлн долл.). КНР занял второе место с примерно 17,74 трлн., Япония (4,93 трлн) и Германия (4,26 трлн) заняли третье и четвёртое места соответственно. Обоснованно ожидается, что Китай может обогнать США к 2030 г. Он, являясь ведущим мировым экспортёром, в первые два месяца 2024 г. продемонстрировал значительный экономический рост, показатели экспорта выросли на 7,1% в годовом исчислении, что значительно больше, чем ожидали эксперты. Также в перспективе в 2030 г. Индия станет третьей по величине экономикой в мире5.

5. Statista - a global database. Available at: >>> (accessed: 10.04.2024).
16

По состоянию на июль 2023 г. Китай имеет самые известные валютные резервы среди всех стран, составляющие более 3 трлн долл. Япония, занимающая второе место, имеет около 1,1 трлн долл. Индия, Россия, Саудовская Аравия, Швейцария и Тайвань также имеют большие резервные запасы. В настоящее время Соединённые Штаты держат в своём пуле резервов активы на сумму около 244 млрд долл., включая иностранную валюту на сумму 36 млрд долларов6.

6. Ibidem.
17

Диаграмма 3 Китай: ведущие страны-экспортёры в 2023 году

18

19

20

Statista - a global database. Available at: >>> 

21

Диаграмма 4   Китай: топ стран-импортёров в 2023 году

22

23

24

Statista - a global database. Available at: >>> 

25

В 2028 г. страны БРИКС с учётом государств, которые недавно стали членами этого объединения, будут создавать около 37% глобального ВВП, тогда как показатель Группы семи опустится ниже 28%. Как подчёркивается в Послании Федеральному собранию 2024 г. Президента РФ В.В. Путина, «доля в мировом ВВП по паритету покупательной способности «большой семёрки» в 1992 году была 45,7 процента, а БРИКС даже без учёта расширения – в 1992 году этой организации не было, но страны БРИКС, – только 16,5, а в 2022-м уже «семёрка» – 30,3 процента, а БРИКС – 31,5 процента. К 2028 году ситуация ещё больше поменяется в сторону БРИКС: будет 36,6 процента, для «семёрки» прогноз на 2028 год – 27,8»7.

7. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. 29 февраля 2024 г. Available at: >>> (accessed: 10.04.2024).
26

Доминанты двухпартийного консенсуса

 

Представляется, что отмечаемая парадигма двухпартийного консенсуса по вопросам внешнеторговой политики имеет своё практическое воплощение в первую очередь в подходе к выстраиванию экономических связей США с Китаем. Республиканская администрация Д. Трампа и демократическая в президентство Дж. Байдена в подходе к торговле с КНР демонстрируют больше преемственности, чем изменений. Различия между двумя администрациями в основном касаются акцентов и стиля реализации такой политики, но не её политического содержания. Если при Д. Трампе США наращивали торговые войны с Китаем на двусторонней основе, то при Дж. Байдене Вашингтон реализует тактику активного привлечения внешнеэкономических партнёров и союзников Соединённых Штатов, в первую очередь, Евросоюз, для коллективных внешнеэкономических действий, направленных против КНР.

27 Демократы и республиканцы в Конгрессе США традиционно объединяются при принятии законов , призванных ограничить влияние Китая в Азии и повысить конкурентоспособность Америки по отношению к КНР. В ответ на опубликованную в 2015 г. китайскую стратегию «Сделано в Китае 2025» и программу «Военно-гражданское слияние» (Military-Civil Fusion, MCF) Конгресс США ужесточил правила экспорта и инвестиций в области некоторых передовых технологий. В августе 2018 г. Конгресс большинством голосов принял два ключевых закона: «О реформе экспортного контроля» (Export Control Reform Act, ECRA) и «О модернизации анализа рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Analysis Modernization Act, FIRRMA). Центральной частью инвестиционного мониторинга является возможность дифференциации по странам, что позволяет адаптировать меры контроля специально для китайских инвестиций.
28

Под термином «защита критически важных технологий» законы подразумевают в первую очередь военные и ядерные технологии. Кроме того, появилась новая категория ключевых технологий – «новые или фундаментальные технологии», которые включают в себя области биотехнологий, искусственного интеллекта, квантовых вычислений, робототехники и ультразвуковых технологий. Несмотря на то, что законы носили общий характер, они стали важнейшими столпами нового, более жесткого подхода к экономической политике в отношении Китая8.

8. The Council on Foreign Relations. Available at: >>> (accessed: 10.04.2024); >>> (accessed: 10.04.2024).
29 Конгресс также чётко определил экономическую безопасность США как часть национальной безопасности страны, сочтя, что экспортный контроль призван укрепить «промышленную базу» и «технологическое лидерство» Соединённых Штатов с целью поддержания их военного превосходства. Любые другие внешнеполитические цели, в том числе «защита прав человека» и «распространение демократии», могут оправдать экспортный контроль. С целью полностью предотвратить передачу критически важных технологий, Конгресс увязал введение экспортного контроля с ограничениями на инвестиции. Был установлен порядок, при котором определение и классификация товаров, подготовленные Бюро промышленности и безопасности при Министерстве торговли (Bureau of Industry and Security, BIS, agency of the United States Department of Commerce), которое отвечает за организацию экспортного контроля, также должны применяться к инвестиционным обзорам Межминистерского комитета по иностранным инвестициям в Соединённых Штатах (Interministerial Committee on Foreign Investment in the United States, CFIUS). Двухгодичные отчёты Министерства торговли по закону «О реформе экспортного контроля» для Межминистерского комитета по иностранным инвестициям и Конгресса также должны объяснять, в какой степени инвестиции в американские компании связаны со стратегией противодействия реализации китайской концепции «Сделано в Китае 2025».
30 В адрес исполнительной власти было выдвинуто требование учёта возможных негативных последствий и финансовых расходов, которые могут быть понесены американскими компаниями в результате экспортного контроля. Кроме того, правительство должно работать над «многосторонностью» экспортного контроля, чтобы предотвратить «эффект мёртвого груза» от компаний за пределами США, которым разрешено продолжать поставки в Китай. В августе 2020 г. Д. Трамп ввёл новое правило о прямых иностранных продуктах (Foreign Direct Product Rule, FDPR), распространив экстерриториальную практику экспортного контроля со стороны США на иностранные компании. Им было запрещено поставлять продукцию в Китай в той мере, в какой они использовали американские продукты, включая программное обеспечение и патенты, в своей цепочке поставок, хотя подобное американское оборудование повсеместно присутствует в глобальных цепочках поставок полупроводников по всему миру.
31 В июле 2017 г. Конгресс большинством голосов принял закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA), который включал новые варианты санкций за нарушения прав человека государственными и негосударственными субъектами в других государствах, были введены адресные санкции против китайских руководителей. Впоследствии демократическая администрация Дж. Байдена ввела примерно такое же количество санкций в отношении китайских юридических и физических лиц.
32 Именно в отношении КНР внешнеторговая политика США символизирует наиболее консолидируемую межпартийную позицию рассмотрения проблемы экономической безопасности Соединённых Штатов как части национальной безопасности страны. В соперничестве с Китаем США активно прибегают к инструментам принуждения во внешней торговле, дискриминационным мерам тарифного регулирования, финансовым санкциям, экспортному и инвестиционному контролю вне зависимости от партийной принадлежности президентской администрации.
33 Администрация Д. Байдена вслед за его предшественником президентом-республиканцем придерживается подхода к внешнеторговой политике, сформулированного советником по национальной безопасности нынешнего президента США Д. Салливаном – «маленькие дворы, высокие заборы» – с целью контроля над торговлей технологиями с Китаем. Хотя Белый дом и не ставит под сомнение экономический рост Китая, двухпартийный консенсус активно преследует задачу дальнейшего системного стратегического противодействия КНР как самой большой угрозе национальной безопасности США. При президенте Б. Обаме внешняя политика США начала рассматривать Китай не только как экономического конкурента, но и как военного соперника. Д. Трамп интегрировал торговую политику во внешнеторговую политику Соединённых Штатов, ориентировав её на внешнюю политику и политику безопасности с целью предотвращения превращения Китая в мировую державу. При президенте Дж. Байдене в этом отношении также наблюдается большая преемственность с республиканской администрацией Д. Трампа, когда экономическая политика ставится на службу поддержанию экономического, технологического и военного превосходства над Китаем.
34 С уверенностью возможно утверждать, что США не изменят свой внешнеэкономический курс и обусловленную им торговую политику в отношении Китая после предстоящих президентских выборов вне зависимости от победы представителя Республиканской или Демократической партии.
35 Аналогично в отношении внешнеторговых партнёров США, включая особенно страны Евросоюза, приоритет внешней политики и политики безопасности над внешнеторговой в внешнеэкономической политикой и с позиций республиканцев, и с точки зрения демократической администрации, заключается в предотвращении или устранении экономической и технологической зависимости от отдельных государств с основным акцентов на коммуникационные технологии. При этом за счёт широкого арсенала мер контроля над мировой финансовой системой, достижение отмеченной цели подразумевает при определённых, крайне критических для США обстоятельствах, возможность принятия мер по исключения из неё стратегических соперников США. Такой двухпартийный подход находит широкую поддержку в Конгрессе США, в частности, в нескольких законопроектах, которые встретили практически безоговорочную двухпартийную поддержку в Конгрессе («Покупай американское», новые правила экспорта и контроля над входящими и исходящими инвестициями).
36 Примечательно, к примеру, что введена практика, когда приобретение американской продукции сопровождается требованием предоставления информации об американских лицензионных условиях, под которые может подпадать товар. Всё чаще запросы делают сами транспортно-логистические компании, которые должны предоставлять властям США весьма обширную информацию для оформления перевозок со своими клиентами, с одной стороны, и международные компании со своими поставщиками, с другой стороны, в зависимости от того, может ли их продукция подпадать под американские лицензионные требования по реэкспорту. В дополнение к другим классификациям товаров, как страна происхождения, код ТН ВЭД и т. д., в этом контексте регулярно запрашивается код экспортного контроля ECCN (Export Controll Classification Number). Крупные компании очень часто обусловливают размещение заказов у своих поставщиков предоставлением такой информации заранее. Фирмы, которые сами не занимаются экспортным бизнесом, теперь также вступают в контакт с правилами экспортного контроля США.
37 Агрессивная внешнеторговая политика президента-республиканца Д. Трампа строилась практически без учёта внешнеэкономических интересов даже ближайших союзников и приоритетных торговых партнёров США. Весной 2018 г. под предлогом обеспечения национальной безопасности Соединённых Штатов Белый дом ввёл заградительные протекционистские пошлины на импорт стали и алюминия из целого ряда стран, включая государства – члены ЕС. Это был первый случай, когда официальный Вашингтон заявил, что импорт, поступающий от так называемых близких внешнеторговых партнёров и союзников, также представляет угрозу для США. Тем самым был нанесён серьёзный удар по Всемирной торговой организации, поскольку введённые в одностороннем порядке тарифы под предлогом предотвращения угрозы национальной безопасности предусмотрены по правилам в ВТО только в исключительных случаях и подпавшие под них страны практически лишены возможности предоставить доказательства обратного и защитить себя от введённых в отношении них протекционистских тарифов. Впоследствии Вашингтон заблокировал повторное назначение судей в Апелляционную палату ВТО, парализовав её механизм разрешения споров.
38 Внешнеторговый дефицит США стал восприниматься Белым домом как симптом политической слабости, противодействие чему должно достигаться за счёт использования всеобъемлющих внешнеторговых инструментов, выходящих далеко за рамки антидемпинговых и обычных компенсационных пошлин. Никакого единого фронта внешнеторговых партнёров США против такой политики Д. Трампа не было. Каждый из них был заинтересован в том, чтобы договориться об отдельных тарифных исключениях на двусторонних переговорах, что воспринималось республиканской администрацией преимущественно как возможность введения дополнительных мер протекционистского регулирования ввозных пошлин на импорт их этих стран.
39 Внешнеторговая политика демократов при президенте Дж. Байдене в принципе является по сути своей продолжением курса президента-республиканца Д. Трампа. На вербальном уровне декларативных заявлений обновлены «новые» приоритеты такой политики – укрепление производственной базы страны, изоляция Соединённых Штатов от уязвимости цепочек поставок и обеспечение экономической стабильности среднего класса за счёт проведения так называемой промышленной политики в интересах обеспечения национальной безопасности страны. Такой «обновлённый» курс включает в себя контроль над отдельными важными секторами экономики, масштабные программы субсидирования, перенос и наращивание мощностей разработки и производства современных технологий непосредственно на территорию США.
40 За последние два десятилетия сменявшие друг друга администрации США расширили концепцию национальной безопасности, включив в неё большие секторы экономики. Эта тенденция восходит ко времени президентства Б. Обамы и была значительно ужесточена во время республиканской администрации Д. Трампа. При президенте-демократе Дж. Байдене не произошло разворота такой политики, которая приравнивает экономическую безопасность к национальной безопасности. Скорее, отдельные политические инициативы и инструменты были встроены в всеобъемлющие концепции политики в области экономики и безопасности. Разработанная ведущими экспертно-аналитическими центрами (think tank) США в рамках подготовки к президентским выборам 2020 г. стратегия «Внешняя политика для среднего класса» (U.S. Foreign Policy for the Middle Class), положенная в основу торговой политики нынешней демократической администрации, основана на изучении влияния внешней политики США после окончания холодной войны на социально-экономическое положение американских граждан в различных штатах страны. Стратегия направлена на более тесную связь между безопасностью и экономической политикой, поскольку при предыдущих демократических и республиканских администрациях в этих двух областях было слишком много разобщённых представлений, межпартийная дискуссия по которым затрудняла выработку решения ключевых проблем. Внешняя политика в интересах среднего класса ставит перед собой цель приведение внешней политики, включая внешнеторговую политику, в соответствие с интересами американского среднего класса. Внешнеполитические соображения больше не должны быть сосредоточены на совокупных национальных интересах, как это было при предыдущих демократических и республиканских администрациях, которые часто скрывали интересы экономически наиболее сильных и влиятельных групп.
41 Стратегия демократической администрации Дж. Байдена «Внешняя политика для среднего класса» содержит чёткую критику глобализации и политики достижения экономической эффективности, которые ставили в невыгодное положение определенные группы населения США. Преобладает мнение, что прибыль от внешней торговли и глобальной экономической деятельности не была в достаточной степени передана среднему классу. Следовательно, пострадавшие национальные отрасли и регионы должны быть поддержаны государством, а протекционистские инструменты защиты внешней торговли призваны предотвращать недобросовестную конкуренцию, уделяя больше внимания трудовым и экологическим правам. Заявленная первоочередная цель состоит в том, чтобы улучшить инновации и долгосрочные технологические возможности Соединённых Штатов. Стратегия также указывает на издержки и потенциальные риски экономической конфронтации с Китаем. Признаётся, что налаживание промышленного производства в США может сопровождаться ростом цен, что приведёт к более высоким экономическим издержкам. Администрация США должна подготовить средний класс к негативным последствиям, таким как рост безработицы.
42 Следовательно, непосредственные угрозы экономике США должны быть в центре внешней и торговой политики Белого дома при сохранении за США свободного доступа ко всем основным каналам и инструментам мировой торговли. Отмеченный подход демократов к внешней торговле как составной части комплекса мер обеспечения экономической стабильности и национальной безопасности страны в целом основывается во многом именно на решениях предыдущей республиканской администрации по пересмотру механизма выстраивания цепочек поставок, протекционизме во внешней торговле, широких мерах экспортного и инвестиционного контроля и законодательных инициатив. При Дж. Байдена они реализуются под лозунгом «Построить лучше, чем было» (Build-Back Better).
43 Стратегия демократов «Внешняя политика для среднего класса» в качестве одного из центральных принципов, лежащих в основе внешнеторговой политики администрации Дж. Байдена, считает одностороннее открытие рынка США для иностранной конкуренции, особенно со стороны Китая, средством подрыва экономической стабильности и, следовательно, национальной безопасности страны. Традиционно президенты-республиканцы всегда были более привержены принципам свободной международной торговли и её правилам, чем их коллеги-демократы. Д. Трамп нарушил эту традицию. Дж. Байден не намерен её менять. За последние два десятилетия США резко выступили против свободной торговли, перейдя от эпохи, когда президенты от обеих партий обычно последовательно принимали соглашения о свободной торговле, к эпохе, в которой неолиберальные принципы глобализации широко критикуются, если не осуждаются.
44 С конца Второй мировой войны и до конца правления демократической администрации Б. Обамы позиция США в отношении внешнеторговой политики основывалась на проведении переговоров о соглашениях об открытии рынков в любой стране, которая была готова это сделать. Следуя идеям британского политического экономиста Д. Рикардо, страны, которые открыли свои рынки для торговли и инвестиций, экспортируя то, что они производили лучше всего (и импортируя остальное), добились огромного – и в значительной степени общего роста богатства. Соединённые Штаты, обладающие огромным потребительским рынком и множеством конкурентоспособных ТНК, считали себя наибольшим выгодоприобретателем от либерализации мировой торговли. Открытие рынка США для импорта помогало Белому дому укреплять политические альянсы с зарубежными странами.
45 Задача американских политических лидеров состояла в том, чтобы продолжать переговоры по торговым соглашениям, которые предоставляли бы всё больше рыночных возможностей для США и других стран. Определённая критика глобализации имела место на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов, но была в значительной степени минимизирована политическим консенсусом о свободной торговле, особенно после террористических атак 11 сентября 2001 г. На протяжении большей части 2000-х годов республиканцы, в частности, поддерживали дипломатию свободной торговли, утверждая, что торговые сделки снизят цены для американских потребителей, создавая рынки для экспортёров и прокладывая путь к более прочным дипломатическим альянсам. В период 2001–2012 гг. президентами США было подписано немало законодательных актов, реализующих различные торговые соглашения в духе Североамериканского соглашения о свободной торговле – НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) – эпохи президентства У. Клинтона.
46 В 2000 г. Конгресс США также проголосовал за вступление Китая в ВТО, открыв США для китайского импорта. В течение следующих нескольких лет контролируемый Республиканской партией Конгресс одобрил соглашения о свободной торговле с Сингапуром, Чили, Австралией, Марокко, несколькими странами Центральной Америки, Бахрейном, Оманом, Перу, Панамой, Южной Кореей и Колумбией.
47 За последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась. При демократической администрации Б. Обамы расширение свободной торговли замедлилось, хотя президент-демократ к концу своего второго срока и настаивал на подписании Транстихоокеанском партнёрства, соглашения, направленного на создание дружественного США торгового альянса в Европейском регионе, с целью стратегического сдерживания Китая. Впоследствии Х. Клинтон, которая в качестве госсекретаря администрации Б. Обамы поддержала сделку, выступила в итоге против неё.
48 После победы на выборах 2016 г., отчасти благодаря обещанию отменить десятилетия соглашений о свободной торговле, Д. Трамп оттеснил на второй план самых ярых сторонников свободной торговли в Республиканской партии, в то же время объединившись с демократами, выступающими против таких принципов построения внешнеторговой политики США. Фактически Конгресс одобрил в рамках двухпартийного консенсуса только одно полномасштабное торговое соглашение в январе 2020 г. в президентство Д. Трампа, утвердив Соглашение о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой – ЮСМКА (The United States-Mexico-Canada Agreement, USMCA). Идея о том, что многосторонние торговые соглашения наносят ущерб интересам экономической стабильности и национальной безопасности США, стала доминирующей основой нового республиканско-демократического консенсуса по принципам построения внешнеторговой политики. Победа на выборах 2020 г. президента от Демократической партии Дж. Байдена и переход Белого дома к более традиционному типу политики с декларативно заявленным отходом от курса Д. Трампа «Америка прежде всего» проявилось в известной степени в подходе к проблеме иммиграции и в сфере дипломатии, но не в отношении основополагающих принципов построения внешней торговли. Фактически, США перешли к практике отказа от правил, которых внешнеэкономическая и внешнеторговая политика официального Вашингтона пыталась заставить другие страны придерживаться в течение последних 78 лет.
49 Несмотря на все известные противоречия, у демократической и республиканской администраций есть одна общая цель: привлечь больше промышленного производства в Соединённые Штаты. Д. Трамп использовал тарифы и другие меры, чтобы помешать иностранным конкурентам США. Дж. Байден также хочет сделать страну менее зависимой от импорта, особенно из Китая, различными методами не допустить переноса отечественными компаниями производственных мощностей за границу. Введена программа стоимостью 400 млрд долл., для закупки товаров и услуг, произведённых в США государственными структурами.
50 Ужесточён регламент государственных закупок путём отмены исключений из правил «Покупай американское», более ограничительный характер приобрели правила импортно-экспортного оформления товаров и услуг, регламенты коммерческих перевозок на судах под флагом США, обязанности американских компаний возвращать полученные субсидии на НИОКР, если их производство впоследствии будет перенесено ими за границу. Демократическая администрация также продолжает работать над тем, чтобы Соглашение ВТО о государственных закупках, которое подписали только некоторые члены ВТО, включая Соединённые Штаты, было реформировано в соответствии с пожеланиями со стороны США. Администрация Дж. Байдена фактически консолидируется с позицией торгового представителя администрации Д. Трампа Р. Лайтхайзера, который открыто сомневался в пользе такого соглашения для США и поднимал вопрос о возможности выхода из него Соединённых Штатов. Более того, президент-демократ резко критикует своего бывшего коллегу-демократа за то, что Министерство обороны США попало при Д. Трампе в зависимость от иностранных поставщиков.
51

Заключение

 

Анализ сложившегося под воздействием глобальных перемен в мировом хозяйстве в направлении формирования новой архитектуры многополярного мира двухпартийный консенсус по принципиальным вопросам внешнеторговой политики Соединённых Штатов, позволяет выдвинуть гипотезу, что вне зависимости от исхода предстоящих выборов президента США, совпадение позиций по данному вопросу демократов и республиканцев будет в любом случае продолжено. Именно потому что обе администрации определяют внешнеторговую политику как составной элемент экономической безопасности и как часть национальной безопасности, под теми или иными вербальными лозунгами дальнейшее развитие получит реализация промышленной политики по укреплению собственной экономической базы США с приоритетом интенсификации экономической, технологической и военной конкуренции с Китаем. Это будет наращивание сокращения международных цепочек поставок, оказания давления на государства-партнёры, чтобы они поддержали США в борьбе с якобы несправедливой торговой практикой Китая, и пограничного сбора CO2 на импорт из стран, которые, с точки зрения Белого дома, не соблюдают свои обязательства по защите климата.

52 Инструменты экономического принуждения будут по-прежнему использоваться в будущем и, возможно, будут расширены. Основными внешнеторговыми инструментами стратегического сдерживания Китая останутся заградительные таможенные тарифы, финансовые санкции, экспортный контроль, а также аудиты и контроль за инвестициями в США и из США в Китай или инвестиции в дочерние компании попавших под санкции китайских компаний в третьих странах. Экстерриториальные действия Белого дома будут усиливаться нажимом на союзников Соединенных Штатов и другие страны-партнёры с целью принудить их к задействованию аналогичных инструментов в отношении КНР.
53 Сохранится подход к фактическому блокированию деятельности Всемирной торговой организации либо в реализуемой всеми тремя последними администрациями США форме блокады независимого двухэтапного урегулирования споров в рамках ВТО, включая создание апелляционного органа, либо в каком-либо ином виде.
54 Активная торговая политика открытия внутреннего рынка США явно иметь места не будет ни при будущей демократической, ни республиканской администрациях. Продолжится практика использования тарифов и инструментов экономического принуждения в отношении союзников и близких торговых партнёров США для отстаивания интересов Вашингтона по определённым внешнеполитическим вопросам. При этом не исключено, что отмечаемый межпартийный консенсус всё же будет иметь своим следствием выработку некоего баланса между внешнеторговыми интересами США и их партнёрами, чтобы предпринять совместные действия против Китая. Сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона станет приоритетом для дальнейшего сдерживания в первую очередь в этом регионе влияния Китая. Отношения с Европой в данной перспективе, по-видимому, отойдут на второй план.
55 ЕС должен быть готов снова стать мишенью тарифов и торговых ограничений со стороны США по некоей аналогии с Мексикой в 2019 г., когда президент-республиканец Д. Трамп прибег к закону «О международных чрезвычайных экономических полномочиях» (The International Emergency Economic Powers Act, IEEPA), чтобы ввести в будущем фиксированный тариф в размере десяти процентов и более на весь импорт из всех стран – внешнеторговых партнёров США. Не исключён отход от нынешней внешнеторговой политики «маленький двор, высокий забор». Например, Белый дом может потребовать, чтобы ЕС стал одним из соучастником широкомасштабного экспортного контроля и санкций против Китая. В то же время следует ожидать, значительные льготы крупным американским компаниям.
56 Власти США продолжат стремиться осуществлять экстерриториальный контроль над американскими продуктами и технологиями во всём мире, включая произведённую в Соединённых Штатах продукцию, которая считается «интегрированной за рубежом в продукты иностранного производства». Под этим понимаются изделия, которые содержатся только в качестве компонентов в продуктах, произведённых за пределами США, или которые были произведены с использованием американского программного обеспечения или технологий без использования компонентов США («прямые продукты иностранного производства») и которые затем продаются зарубежным потребителям. Усилится тенденция к тому, чтобы компании, в первую очередь из стран – членов ЕС, производили больше на территории США. Торговая политика США не оставляет иностранным поставщикам иного выбора, кроме как заменить экспорт в США продукцией, производимой ими на территории самих Соединённых Штатов. В краткосрочной перспективе при таком развитии событий инвесторы будут чувствовать себя комфортно и прибыльно на таком большом рынке, как США. В долгосрочной перспективе, однако, такой курс усилит зависимость иностранных производителей, перемещающих свои производственные мощности в США, от правительства Соединённых Штатов, руководствующегося исключительно интересами экономической стабильности и национальной безопасности страны.
57 Экономика Евросоюза столкнётся с вызовом, который заключается в том, что два самых важных торговых партнёра за пределами ЕС – США при демократической или республиканской администрации, и Китай – будут реализовывать аналогичную по сути стратегию: больше так называемых горизонтальных инвестиций в собственные страны для снабжения их внутреннего рынка, что должно заменить прямой экспорт из стран происхождения на принцип «производить на национальном уровне, чтобы продавать на национальном уровне».
58 Дальнейшая эволюция в США политики экономического национализма применительно к внешнеторговой политике заключается не в выборе между торговлей или протекционизмом, а между двумя разновидностями экономического национализма: так называемых наступательного, основанного на давлении на иностранных торговых партнёров и иногда достижении формальных соглашений для укрепления требований со стороны США, и экономичного национализма с приоритетом на реиндустриализацию, развитие инфраструктуры, исследованиях и разработках. Республиканцы более привержены внешнеторговой политике наступательного национализм, протекционизму и торговым войнам. Для демократов внешнеторговая политика является инструментом внутреннего экономического развития, которым вполне возможно пренебречь при определённых обстоятельствах. В любом случае безальтернативность двухпартийного консенсуса в вопросах внешнеторговой политики США в силу объективных причин обуславливается стремлением адаптировать её к меняющимся условиям внешней среды в результате глобальных трансформаций в мировом хозяйстве в целях реализации стратегической задачи поддержания экономической стабильности в интересах обеспечения потребностей национальной безопасности США в формируемом новом многополярном мире.

Библиография

1. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. 29 февраля 2024 г. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (accessed: 10.04.2024).

2. Меньшикова, А. М. Экономика в системе национальной безопасности США. США & Канада: экономика, политика, культура. 2023. № 10. С. 14-24. DOI 10.31857/S2686673023100024 EDN PAOVHY

3. National Security Strategy. October 2022. The White House. Washington. October 12, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 10.04.2024).

4. U.S. Bureau of Economic Analysis and the U.S. Census Bureau. Available at: https://www.bea.gov/news/2024/us-international-trade-goods-and-services-february-2024 (accessed: 10.04.2024); https://www.bea.gov/news/2024/us-international-trade-goods-and-services-january-2024#menu3 (accessed: 10.04.2024); https://www.bea.gov/news/2024/us-international-trade-goods-and-services-january-2024 (accessed: 10.04.2024); https://www.bea.gov/itable/international-transactions-services-and-investment-position (accessed: 10.04.2024); https://www.bea.gov/data/intl-trade-investment/international-trade-goods-and-services (accessed: 10.04.2024).

5. Statista - a global database. Available at: https://de.statista.com/themen/1181/weltwirtschaft/#topicOverview (accessed: 10.04.2024).

6. Ibidem.

7. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. 29 февраля 2024 г. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (accessed: 10.04.2024).

8. The Council on Foreign Relations. Available at: https://www.cfr.org/backgrounder/dollar-worlds-reserve-currency (accessed: 10.04.2024); http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (accessed: 10.04.2024).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести