Трансформация общественного здравоохранения в США
Трансформация общественного здравоохранения в США
Аннотация
Код статьи
S207054760031142-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Гучанова Анастасия Павловна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье, посвящённой трансформации общественного здравоохранения США, рассматриваются ключевые особенности рыночных механизмов в отрасли, которые обуславливают неизбежность государственного регулирования сферы. Автор анализирует основные институты национальной модели здравоохранения США, их основные характеристики и особенности. Проанализированы и выявлены основные этапы эволюции общественного здравоохранения США. Созданное для решения экономических, социальных и демографических проблем, влияющих на здоровье населения, оно в значительной мере расширяет свои полномочия в области предоставления медицинских услуг и сегодня формально подчинено задаче предоставления доступного страхования и медицинского обслуживания. Однако этот вопрос остаётся предметом острой политической борьбы, и результаты предвыборной гонки могут изменить намеченную траекторию развития. 

Ключевые слова
общественное здравоохранение, США, социальная справедливость, государство, медицинское страхование, «Медикэр»
Классификатор
Получено
05.04.2024
Дата публикации
31.05.2024
Всего подписок
4
Всего просмотров
244
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2024 год
1

Введение

 

В период пандемии ковид-19 во многих странах наблюдался кризис систем общественного здравоохранения, однако в США ситуация приняла катастрофические масштабы. За три года пандемии в стране официально зарегистрировано свыше 103 млн случаев заражения и более 1,2 млн смертей. На протяжении всего времени США оставались безусловным мировым лидером по этим показателям. Более того, последствия пандемии непропорционально сказывались на расово-этнических меньшинствах и группах с низким уровнем дохода. Всё это актуализировало вопрос об организации общественного здравоохранения с целью поиска наиболее эффективной модели, при которой разумное использование ресурсов сочетается с высоким качеством и доступностью медицинской помощи.

2

Из теории экономики здравоохранения

Неоклассическая экономическая теория исходит из того, что рыночные силы и свободная конкуренция ведут к наиболее эффективному распределению ограниченных ресурсов при условии, что рынок представляет собой идеальную модель: неограниченное количество участников, свободная конкуренция, свободное ценообразование, беспрепятственный вход на рынок и выход из него, отсутствие внешних эффектов. Однако насколько возможен перенос общих принципов рыночных отношений в экономике в сферу здравоохранения, которая одновременно является и одним из основных элементов социальной сферы, и фактором национальный безопасности государства, и отраслью экономики?

3 Если говорить о здравоохранении как об отрасли экономики, следует учитывать, что ей неизбежно присущ ряд отклонений от идеальной рыночной модели, которые вынуждают стремиться к состоянию оптимальности регуляторными воздействиями. Наиболее ярко это выраженно на рынках медицинских услуг и медицинского страхования.
4 Некоторые медицинские услуги обладают свойствами общественного блага и удовлетворяют не только индивидуальные, но и общественные потребности. Классическим примером подобного проявления внешнего эффекта являются услуги по предотвращению инфекционных заболеваний и проведению масштабной вакцинации. Один привитый человек сокращает риски заболевания не только для себя самого, но и для группы людей, с которыми он контактирует. И наоборот издержки и риски, связанные с отказом от вакцинации, несёт не только не привитый индивид, но и его окружение.
5 Доверительный характер благ, обусловленных значительной информационной асимметрией между поставщиком и потребителем медицинских услуг, также определяет существенное отклонение от рыночной модели. Потребитель не обладает достаточными знаниями о заболевании и способах его лечения, чтобы сделать рациональный потребительский выбор. Помимо этого, бывают экстренные ситуации, когда состояние здоровья пациента не позволяет ему принимать участие в потребительском выборе. Такая информационная асимметрия вынуждает потребителя доверять своему лечащему врачу, а врача ставит в положение, при котором он, с одной стороны, является агентом пациента, выступающего от его лица и определяющего объём необходимых медицинских услуг, с другой – поставщиком этих самых услуг. Конфликт интересов влияет на экономические отношения поставщика и потребителя и создаёт риск спроса, спровоцированного предложением.
6

Следующий изъян рынка медицинских услуг – высокая неопределённость спроса. Согласно модели американского экономиста М. Гроссмана, спрос на медицинские услуги является производным от спроса на здоровье. И само здоровье как предмет экономических отношений представляется достаточно необычным товаром. Его нельзя оценить, но при этом ценность его неоспорима. При этом для здоровья как фундаментального блага, не существует рынка, потребитель сам участвует в его производстве, посредством своего образа жизни и ежедневного выбора. Чаще ощущается отсутствие здоровья, чем присутствие, что предопределяет обращение к медицинским услугам при наступлении болезни, то есть в случае отклонения от нормального положения дел. При этом здоровье является не только обычным, но и инвестиционным товаром и становится частью человеческого капитала. Чем выше уровень здоровья, тем выше производительность индивида как работника и тем выше его способность зарабатывать, что приводит к увеличению его дохода как потребителя1.

1. Grossman M. The Demand for Health: Theoretical and Empirical Investigation // NY: National Bureau of Economic Research. 1972. 216 p.
7 Особенностью предложения на рынке медицинских услуг являются высокие барьеры входа поставщиков. Помимо затратного обучения (как с точки зрения финансовых, так и временных ресурсов) врачи должны подтверждать свою квалификацию и проходить лицензирование, что является необходимостью для гарантии минимального качества предоставляемых ими услуг. Следствием этого контроля над качеством является значительное сокращение диапазона предлагаемых услуг. На рынке совершенной конкуренции можно было бы приобрести один и тот же товар или услугу по разной цене разного качества, что представляется довольно рискованным предприятием в отрасли здравоохранения.
8

Информационная асимметрия и неопределённость спроса делают риски предметом экономических отношений в здравоохранении. Как утверждает американский экономист К. Эрроу, риск и неопределённость фактически являются существенными составляющими медицинских услуг и определяют все особенные черты отрасли2.

2. Arrow K.J. Uncertainty and the Welfare Economics of Medical Care. The American Economic Review. 1963. V.53, №5. P. 941-973.
9

Риски вызвали к жизни возникновение и развитие института медицинского страхования. Страховой пул даёт возможность распределить риски больших расходов среди большего числа людей. В результате затраты на приобретение страхового полиса могут оказаться значительно ниже, чем оплата медицинских услуг напрямую поставщику. Страховщики становятся посредником между потребителями и поставщиками медицинских услуг и не только оплачивают, но и контролируют деятельность врачей и стимулируют потребителей к соблюдению норм здорового образа жизни. Представляя интересы группы, страховщик обеспечивает групповую солидарность, что повышает рыночную силу покупателя медицинской помощи по сравнению с вариантом прямого взаимодействия пациента с медицинской организацией3.

3. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Гос. ун-т Высш. шк. экономики. Москва: ГУ ВШЭ, 2007. 317 с.
10 Институты медицинского страхования ослабляют влияние факторов неопределённости спроса и информационной асимметрии на эффективность использования ресурсов в здравоохранении. Однако самому рынку страховых услуг присущи свои изъяны, такие как моральный риск или неблагоприятный отбор. Моральный риск выражается в поведении застрахованного лица, которое повышает вероятность наступления страхового случая. В результате того, что индивид начинает потреблять больше медицинских услуг, включенных в страховку, расходы страховщика растут. Соответственно, страховщик при расчёте страховой премии закладывает рост расходов, что отражается на стоимости страхования. А при росте цены страхования величина спроса на медицинские услуги снижается. Неблагоприятный отбор проявляется в сбое главного принципа страхования – «здоровый платит за больного, богатый – за бедного». Этот принцип будет работать только в том случае, если пул застрахованных лиц формируется случайным образом и по своему составу аналогичен составу населения в целом, то есть когда выборку можно считать репрезентативной. Однако если относительно здоровые выходят из состава страхового пула, они делают систему финансово менее устойчивой.
11

Таким образом, для вышеописанных изъянов рынка функционирование систем здравоохранения необходима регуляторная функция государства, которое становится заинтересованным в обеспечении системы всеми необходимыми ресурсами. Это объясняется тем, что конкурентные преимущества страны, её социальное и экономическое развитие, национальная безопасность зависят от уровня и качества жизни населения, что в свою очередь предопределено состоянием их здоровья, образом жизни, разнообразным и сбалансированным питанием, генетической предрасположенностью, уровнем образования, качеством и доступностью медицинской помощи, состоянием окружающей среды. Одним из преимуществ улучшения здоровья населения является то, что длительная продолжительность жизни увеличивает потребность в пенсионном доходе – работникам приходится задумываться о накоплениях и сберегательных счетах для выхода на пенсию. И как показывает практика, в развитых странах пенсионные сбережения составляют основной источник инвестиционных средств. Низкое качество жизни и преждевременная смерть, по сути, приводят к напрасным инвестициям в человеческий капитал и снижают стимулы для инвестиций в образование и повышение квалификации людей. Здравоохранение перестаёт быть предметом исключительно экономических отношений, превращаясь в элемент социальной сферы. Формируются институты общественного здравоохранения, в сферу ответственности которых попадает не только лечение заболеваний, но поддержание уровня здоровья населения в целом, предотвращение распространения инфекционных заболеваний, своевременное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях, проведение санитарно-эпидемиологического контроля, выстраивание целой государственной политики в области здравоохранения4.

4. Шведова Н.А. Система здравоохранения США: Гос. механизм и политика : диссертация ... доктора политических наук : 23.00.02. Москва, 1997. 343 с.
12

Подходы к социальной справедливости

 

Исторически каждое государство по-разному формирует свои национальные системы здравоохранения. Соотношение рыночных сил и регулирующей роли государства зависит от социально-политической традиции государства, а также политической идентичности правящей партии. Значительное влияние на формирование национальных моделей здравоохранения оказывает принятая обществом концепция социальной справедливости – любой человек, независимо ни от каких факторов, должен иметь доступ к медицинскому обслуживанию, особенно в случаях, когда оказание экстренной медицинской помощи необходимо для сохранения жизни. Но представления о том, какое именно здравоохранение социально справедливо, не универсальны. Чаще всего в здравоохранении противопоставляются взгляды эгалитаристов и либертаристов5.

5. Экономика здравоохранения / под ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 464 с.
13

Сторонники либертаристского подхода выступают за приоритет прав и свободы индивида. Исходя из концепции «негативного права», они считают, что попытка достичь равенства ограничивает или разрушает свободу. Так, право на медицинское обслуживание не может возлагать на членов общества позитивное обязательство предоставлять к нему доступ, например путём добровольной передачи средств государству для их дальнейшего перераспределения. Единственное обязательство граждан, которые они имеют друг перед другом, это не препятствовать выбору и доступу к медицинскому обслуживанию. Рыночный механизм рассматривается как лучший координатор потоков децентрализованной информации и эффективный инструмент распределения ресурсов. Рынок создаёт выгоды для потребителя, поскольку конкуренция максимизирует возможности выбора, минимизирует издержки и уменьшает диктат производителей. Доступ к медицинскому обслуживанию является благом, за которое нужно платить, и поэтому индивиды должны обладать возможностью получать больше медицинских услуг и лучшего качества, если они их оплачивают. При таком подходе роль государства сводится к минимуму: защита от насилия, защита конкуренции и предотвращение монополизации, то есть защита свободы выбора. Система здравоохранения должна оставаться частной, а распределение средств осуществляться в зависимости от желания и возможности платить за медицинские услуги. Разработанная Дж. Бьюкененом и Г. Таллоком теория общественного выбора расширила пределы минимального государства. По их мнению, правительство может выполнять те виды деятельности, которые одобряются обществом и не приводят к уменьшению полезности ни для одного из индивидов6.

6. Buchanan M., Tullock G. The Calculus of Consent: Logical Foundations of Constitutional Democracy. Available at: >>> (accessed: 31.03.2024).
14

Сторонники же эгалитарного подхода считают, что наибольшая справедливость достигается при равном распределении благ между индивидами. Но при этом равенство может пониматься по-разному. С одной стороны, может идти речь о равенстве доходов, при котором необходимо масштабное перераспределение, и государство должно брать на себя эту функцию перераспределения. Другой подход, предложенный Дж. Роулзом, заключается в максимизации благосостояния наименее обеспеченного члена общества7. И в этом случае внимание государства должно быть направлено на наиболее бедную часть общества. Современные эгалитаристы основываются на том, что государство должно обеспечить минимальный уровень дохода, не допускающий бедности, а рыночный механизм распределения доходов является объективным критерием дифференциации при более высоких уровнях дохода. С точки зрения здравоохранения, эгалитаристы утверждают, что доступ к медицинским услугам является неотъемлемым правом каждого гражданина, которое не может зависеть от уровня дохода или платежеспособности. И для реализации этого права должна доминировать система общественного финансирования.

7. Rawls J. A Theory of Justice. Revised Edition. Harvard University Press. 1971. P. 560.
15

Типология моделей здравоохранения

 

В зависимости от соотношения рыночных сил и государственного регулирования отрасли, в частности от метода финансирования, можно выделить три основные модели функционирования системы здравоохранения: государственную (бюджетную), страховую (социально-страховую) и частную (рыночную).

16 В бюджетной модели значительная роль в регулировании принадлежит государству. Оно является главным покупателем и поставщиком медицинской помощи, обеспечивая удовлетворение большей части потребности общества в услугах здравоохранения. Бюджетная система, как следует из названия, финансируется за счёт общих налоговых поступлений и гарантирует медицинскую помощь всем категориям граждан. Государство осуществляет жёсткий контроль над деятельностью медицинских учреждений. Велика доля государственной собственности. Среди преимуществ данной системы – общедоступность, направленность на профилактику заболеваний, плановое развитие, оптимизация ресурсов. Однако эффективность зависит от наполняемости бюджета, а значит, в периоды экономической нестабильности возможно недостаточное финансирование. Система не отличается гибкостью при выборе пациентом лечащего врача или медицинского учреждения, в ней также заметны ограниченные возможности технологических прорывов, поскольку плановый характер лишает стимула для внедрения инноваций. Тем не менее политика в области здравоохранения основана на обеспечении равенства и доступности медицинской помощи, снижении финансового бремени расходов пациентов с наибольшими потребностями в лечении. Подобная система существовала в СССР, сегодня её элементы наиболее отчётливо видны в Великобритании и Скандинавских странах.
17 Страховая модель основана на принципах социального страхования и регулируемого рынка. Система финансируется за счёт нескольких источников: страховые взносы, личные средства граждан, бюджетные отчисления, – что способствует её большей финансовой стабильности по сравнению с государственной моделью. Для этой модели характерны обязательное медицинское страхование всего или большинства населения, наличие государственных гарантий в доступности минимально необходимой медицинской помощи для всех граждан, независимо от уровня дохода, при этом сохраняется рыночный принцип оплаты медицинских услуг. Наличие более свободного выбора у потребителя повышает конкуренцию среди поставщиков медицинских услуг, которые по форме собственности могут быть как государственными, так и частными, что в свою очередь способствует ускоренному внедрению новых методик и технологий. Поскольку эта система отличается значительной экономической эффективностью, то она стала наиболее распространенной. Сегодня она существует в Германии, Франции, Швейцарии, Канаде, Японии и пр.
18 Частная, или рыночная, система формируется в условиях практически свободного рынка, насколько это возможно, принимая во внимание известные изъяны. Предоставление помощи осуществляется на платной основе за счёт пациента или за счёт средств системы добровольного медицинского страхования. Система обязательного всеобщего медицинского страхования отсутствует. Превалирует частная форма собственности поставщиков медицинских услуг. Государственное регулирование возможно для гарантии минимальной необходимой медицинской помощи для наиболее незащищённых слоёв населения. Высокий уровень конкуренции способствует инвестированию в НИОКР в сфере медицины и фармакологии.
19 Важно заметить, что представленная типология является довольно условной, поскольку в разных странах, как правило, сочетаются элементы разных моделей. Более того, за последние десятилетия наблюдается общемировая тенденция к движению «в центр» от двух наиболее радикальных крайностей: системы с централизованным государственным контролем внедряют больше рыночных механизмов, в то время как более в рыночные системы проникает все больше государственного регулирования. Этот «поиск баланса» стал фокусом текущей трансформации системы здравоохранения США.
20

Американская модель здравоохранения

 

Американская модель здравоохранения «самая рыночная» среди развитых стран. В США отсутствует система обязательного медицинского страхования, 8% населения не имеет страхового полиса8. Большинство американцев – 65,6% – застрахованы в частных страховых компаниях. Основные государственные программы медицинского страхования «Медикэр» (Medicare) и вспомоществования «Медикейд» (Medicaid) гарантируют доступ только для пожилых, инвалидов и малоимущих. Государственные расходы на здравоохранение составляют 48%, в то время как финансирование за счёт средств фондов частного страхования или прямых платежей пациентов – 52%. Для сравнения, в среднем в странах ОЭСР это соотношение составляет 75% против 25%9. По состоянию на 2022 г. в отрасли здравоохранения занято 14,7 млн человек, из которых 85% трудоустроены в частном секторе, и 15% – в государственном10. Система существенно раздроблена, что можно проследить на трёх различных уровнях: медицинского страхования, медицинских учреждений и системы государственного управления.

8. Keisler-Starkey K., Bunch L.N., Lindstrom R.A. Health Insurance Coverage in the USA. Current Population Report. U.S. Census Bureau. 2023.

9. National Health Expenditures 2022 Highlights. Centers for Medicare and Medicaid Services. December 2023. Available at: >>>  (accessed: 31.03.2024).

10. Smith S., Blank A. Healthcare Occupations: Characteristics of the Employed. U.S. Bureau of Labor Statistics. 2023. Available at: >>>(accessed: 31.03.2024).
21

По сути, американское здравоохранение является лишь отражением американской модели капитализма. Экономику США в целом отличает то, что она является наиболее либеральной по сравнению с другими странами. В производстве ВВП доминирует частный сектор при скромном участии государства, а в повседневной жизни и общественном сознании укрепился не государственный патернализм, а идеи самостоятельности и опоры на собственные силы. При высокой трудовой этике и культе индивидуального успеха американская экономика преследует в первую очередь высокую производительность и эффективность, а не создание условий для социального равенства и справедливости, как, скажем, в Скандинавских странах11.

11. Супян В.Б. Американская модель капитализма: преимущества и вызовы ХХI века. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 9, сс. 90-97.  >>>
22

И тем не менее несмотря на то что система оказания медицинской помощи, сосредоточенная на предоставлении индивидуальных услуг, зародилась и сформировалась в частном секторе, в США неизбежно сложилась и система общественного здравоохранения, которая за 250 лет эволюционировала в сложный механизм с большим набором компетенций. Расширение полномочий системы общественного здравоохранения происходило с ростом научных знаний о возбудителях инфекционных заболеваний и методах их лечения, а также с достижением общественного консенсуса в том, что охрана здоровья населения становится обязанностью государства12. И по мере эволюции общественного здравоохранения и вовлечения государства в предоставление медицинской помощи отдельным категориям граждан, начала размываться граница между частной и государственной ответственностью в вопросах здоровья.

12. The Future of Public Health. Institute of Medicine (US) Committee for the Study of the Future of Public Health. Washington (DC): National Academies Press (US); 1988.
23 Сегодня ключевым органом управления является Министерство здравоохранения и федеральных служб (Department of Health and Human Services), глава которого назначается президентом и утверждается Сенатом. При Министерстве функционирует Служба общественного здравоохранения (U.S. Public Health Service), в которую входят девять федеральных специализированных агентств: Национальные институты здоровья (National Institutes of Health), Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration), Центры по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), Управление ресурсами и услугами здравоохранения (Health Resources and Services Administration), Агентство по регистрации токсичных веществ и заболеваний (Agency for Toxic Substances and Disease Registry), Служба здравоохранения коренного населения (Indian Health Service), Агентство по исследованию и качеству здравоохранения (Agency for Healthcare Research and Quality), Управление по борьбе со злоупотреблением психотропными веществами и поддержанию психического здоровья (Substance Abuse and Mental Health Services Administration), Управление стратегической готовности и реагирования (Administration for Strategic Preparedness and Response). Ещё три службы находятся в прямом подчинении Министерства: Центры координации программ «Медикэр» и «Медикейд» (Centers for Medicare and Medicaid Services), Управление по делам детей и семей (Administration for Children and Families), Управление по вопросам жизни сообществ (Administration for Community Living).
24

Несмотря на масштабное вовлечение федерального правительства в вопросы здравоохранения, основное управление остаётся на уровне штатов, при этом в каждом штате формируется своя система управления. В некоторых штатах услуги здравоохранения предоставляются под контролем департаментов социальных и медицинских услуг (45%); в других – органы здравоохранения существуют отдельно и подчиняются непосредственно губернатору (55%)13.

13. Bourdeaux M., Sasdi A., Oza S., Kerry V.B. Publuc Health and Medical Care Systems to Improve Health Crisis Response. Health Affairs. March 2023. DOI:  10.1377/hlthaff.2022.01255
25 Федеральное же правительство курирует более общие вопросы: концептуальные, связанные с разработкой законодательства, основанного на собранных аналитических данных; административные – управление программами социального и медицинского страхования, а также медицинскими учреждениями, представляющими помощь отдельным категориям граждан: военным и гражданским служащим; финансовые – субсидирование программ, реализуемых на уровне штатов; глобальные – поддержка международных усилий по охране здоровья.
26

Эволюция общественного здравоохранения в США

 

Особый интерес вызывает процесс формирования общественного здравоохранения в США в условиях господства идей рыночных свобод и индивидуальной ответственности за своё здоровье.

27

На раннем этапе развития американского государства борьба общества с эпидемиями чумы, холеры или оспы носила спорадический характер. Общепринятыми мерами были изоляция больных и карантин въезжающих в пределы страны. Большим прогрессом в области общественного здравоохранения ознаменовался XIX век. Выявление того, что антисанитарные условия жизни являются одновременно и причиной заболеваний, и средством их передачи, послужило тому, что забота о гигиене стала центральным компонентом социальных реформ XIX века. И хотя борьба с заболеваниями по-прежнему проявлялась во время их вспышек, но к изоляции отдельных больных добавились такие методы, как очистка и улучшение общей среды обитания. Этому в значительной степени способствовали индустриализация и урбанизация, поскольку плотность населения в городских сообществах уже не позволяла эффективно организовать изоляцию отдельных граждан. В 1850 г. в «Докладе о санитарных условиях в Массачусетсе» общественный деятель Л. Шеттак рекомендовал властям штата взять на себя ответственность за окружающую среду. Предлагалось создать комплексную систему общественного здравоохранения, регулярно проводить перепись населения, финансировать исследования о состоянии здоровья населения, вести надзор за водоснабжением и утилизацией отходов, проводить исследования отдельных заболеваний, распространять информацию о методах профилактики, на уровне штата создать государственные органы по здравоохранению для контроля над соблюдением санитарных норм. Многие из предложенных им принципов легли в основу формирующейся системы охраны здоровья населения, хотя и не были реализованы сразу в связи со сложными политическими событиями накануне Гражданской войны. Но к концу XIX века органы общественного здравоохранения были созданы в 40 штатах14.

14. Rosenkrantz, B.G. Public Health and the State. Changing Views in Massachusetts, 1848-1936. Harvard University Press, Cambridge, Mass.1972. P. 271.
28 Тогда же развитие бактериологии, которая позволила выявлять возбудителей инфекционных заболеваний, стало ещё одним важным этапом эволюции системы общественного здравоохранения. При департаментах здравоохранения на уровне штатов и округов начали возникать лаборатории, которые проводили как исследования, нацеленные на улучшение санитарных условий, так и исследования для диагностики заболеваний у людей. Росло количество профилактических мероприятий, внедрялась повсеместная вакцинация.
29

В начале XX века роль государственных департаментов здравоохранения значительно расширилась. В некоторых штатах начали создаваться реестры наиболее опасных инфекционных заболеваний, о которых необходимо было докладывать в случае их выявления. Обязательное информирование подразумевало обязательство лечить. Регистрация заболеваний и анализ собранных данных позволили отследить, что, несмотря на известное и доступное лечение, самые высокие показатели заболеваемости и смертности по-прежнему наблюдались среди детей и бедняков. В связи с этим постепенно стало формироваться представление о том, что здоровое общество может быть построено через заботу о здоровье отдельных граждан. И как следствие, департаменты здравоохранения стали заниматься клинической помощью и санитарным просвещением. Например, к 1915 г. в Америке насчитывалось более 500 туберкулезных клиник и 538 клиник для новорожденных, которые в основном находились в ведении городских департаментов здравоохранения15. По мере того как государственные учреждения переходили к оказанию клинической помощи и образованию, ориентация общественного здравоохранения смещалась от простой профилактики заболеваний к укреплению здоровья населения в целом, в том числе через предоставление медицинских услуг.

15. Starr P. The Social Transformation of the American Medicine. New York: Basic Books. 1982. P.528.
30 Заметное расширение роли федерального правительства в становлении общественного здравоохранения также происходило в начале XX века. До этого его деятельность ограничивалась Службой морских госпиталей (Marine Hospital Service) – системой государственных больниц, образованных ещё в 1798 г. для лечения моряков торгового флота. В 1912 г. она была переименована в Службу общественного здравоохранения США. В 1906 г. Конгресс принял закон «О чистых продуктах питания и лекарствах» (Pure Food and Drug Act), который ввёл контроль над их производством и продажей и впоследствии привёл к образованию Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Сегодня без лицензии этого ведомства ни один товар, подлежащий сертификации, не может поступить на американский рынок. В 1914 г. принят закон Чемберлена-Кана (Public Health and Research Act), который учредил Межведомственный совет по социальной гигиене США, создал комплексную программу контроля венерических заболеваний для военнослужащих и выделил средства на её реализацию. В 1922 г. принят закон «О содействии благополучию и гигиене материнства и младенчества» (Promotion of the Welfare and Hygiene of Maternity and Infancy Act). В соответствии с ним, федеральное правительство выделяло финансирование властям штатов на предоставление персональных медицинских услуг: акушерство, уход на дому, просвещение в области деторождения. Этот закон послужил толчком к развитию практики установления руководящих принципов федеральной властью для программ общественного здравоохранения и предоставления штатам финансирования для их реализации.
31

Во второй половине XX века происходило дальнейшее расширение роли государства в охране личного здоровья граждан. Реформы «Нового курса» Ф. Рузвельта и «Великого общества» Л. Джонсона закрепили и сделали общепризнанной регуляторную функцию федерального правительства в вопросах обеспечения социального благополучия. В 1965 г. были созданы программы медицинского страхования пожилых – «Медикэр» и вспомоществования для малоимущих – «Медикейд». Программа «Медикейд» была полностью передана в управление властям штатов, которые были вынуждены сформировать органы по её управлению, при том, что федеральное правительство участвовало в её финансировании. Однако формирование этих программ выросло в основном из понятия благотворительности: бедные, пожилые, инвалиды и инвалиды должны получать доступное медицинское обслуживание не как общественное благо, а как проявление милосердия16.

16. Hoffman B. Health care reform and social movements in the United States. Am J Public Health. 2003;93(1):75–85.
32 Принятый в 1966 г. закон «О партнёрстве в сфере здравоохранения» (Partnership for Health Act) предусматривал выделение федеральным правительством грантов властям штатов и округов на реализацию различных программ по поддержанию здоровья населения: борьбы с туберкулёзом, поддержания психического здоровья, расширения доступа к стоматологическим услугам. В 1972 г. был создан Национальный корпус службы здравоохранения (National Health Service Corps), врачи которого напрямую направляются федеральным правительством в районы с недостаточным уровнем обслуживания – ещё один пример вмешательства федерального правительства.
33

Реализация реформ «Великого общества» Л. Джонсона и расширение государственной роли в общественном здравоохранении, в том числе в финансировании медицинской помощи привело к значительному росту расходов. Расходы на здравоохранение на душу населения выросли со 146 долл. в 1960 г. до 353 долл. в 1970 г.17. Начиная с 1970-х годов в США, как и во многих странах мира, рост расходов на здравоохранение начал опережать экономический рост. В основе этой тенденции лежат достижения в сфере медицинских технологий, рост цен и, старение населения и как следствие – увеличение спроса на медицинские услуги. Сдерживание расходов на здравоохранение становится основной национальной задачей, которую пытаются решить вот уже на протяжении более 50 лет. Рост расходов на здравоохранение на фоне увеличения количества незастрахованных побуждали правительство к поиску решений, нацеленных на предоставление доступного и качественного медицинского обслуживания через расширение охвата медицинским страхованием. И в процессе этого поиска неизбежно возникало жёсткое столкновение интересов всех субъектов здравоохранения. В 1974 г. администрация Р. Никсона предложила законопроект всеобъемлющего медицинского страхования (Comprehensive Health Insurance Plan): работодатели обязуются предоставлять страховые планы своим сотрудникам, страховые взносы при этом делятся пополам между работником и работодателем; для безработных и неимущих создаются государственные планы страхования, заменяющие «Медикейд» и финансируемые за счёт штатов и федерального правительства. Инициатива предусматривала расширение перечня услуг, входящих в страховой план, а также установление лимитов на медицинские расходы домохозяйств. Законопроект не был поддержан в Конгрессе в связи с разгоравшимся Уотергейтским скандалом, однако многие его идеи были инкорпорированы в будущие инициативы.

17. Centers for Medicare and Medicaid Services. Historical Tables. Table 1. National Health Expenditures; Aggregate and Per Capita Amounts.
34 Так, очередная попытка реформировать систему национального здравоохранения США была предпринята в 1993 г. Администрация У. Клинтона предложила масштабный план по внедрению всеобщего медицинского страхования также за счёт обязательства работодателей предоставлять страховку своим сотрудникам. Законопроект ставил своей целью контролирование расходов на медицинское страхование через повышение конкуренции между страховыми компаниями и создание региональных медицинских альянсов, обеспечивающих страховым полисом местное население младше 65 лет. Предполагалось установление лимита на размер страховой премии, независимо от наличия хронических заболеваний. Задуманный как синтез либеральных идей (универсальное страхование) и консервативных методов (управляемая конкуренция среди частных страховщиков), проект реформы провалился в Конгрессе, не получив поддержки ни консерваторов, ни либертаристов. Все ключевые игроки здравоохранения: профессиональные ассоциации, крупный бизнес, оппоненты среди республиканской партии, – видели в нём угрозу чрезмерного государственного вмешательства в рыночные институты и ущемление собственного финансового интереса. Оппозиция сумела провести массовую рекламную кампанию, значительно повлияв на общественное мнение, убедив средний класс, что в конечном итоге реформа приведёт к увеличению расходов на медицинское страхование и обслуживание. К тому же внутри самой демократической партии не было единства, и лидеры её различных групп предлагали свои версии реформы.
35 Однако консолидация демократической партии в 2010 г. позволила администрации Б. Обамы провести в Конгрессе закон «О защите пациентов и доступном здравоохранении» (Patient Protection and Affordable Care Act). Этот закон был не таким амбициозным, как проект У. Клинтона, особенно в части сдерживания расходов. Биржа для страховок была создана только для индивидуальных планов, не затрагивая коллективное страхование. Б. Обама также отказался от идеи создать общедоступное государственное страхование, которое бы конкурировало с частными страховыми компаниями. Несмотря на то, что финальный документ оказался компромиссным, он всё же стал предметом острой политической борьбы. Трижды Верховный суд (в 2012 г., 2015 г. и 2021 г.) отклонял иски республиканцев и подтверждал конституционность закона, хотя в 2017 г. им удалось отменить положение, обязывающее приобретать страховку или платить штраф за её отсутствие. Принятая реформа здравоохранения стала самой масштабной со времен внедрения «Медикэр» и «Медикейд» и позволила значительно сократить количество незастрахованных американцев.
36 Помимо этого, в закон были включены масштабные инициативы по укреплению координации между системами общественного здравоохранения и частными поставщиками медицинских услуг. Были созданы Национальный совет по профилактике, укреплению здоровья и общественному здравоохранению и Фонд профилактики и общественного здравоохранения для разработки и финансирования стратегий общественного здравоохранения, направленных на охрану здоровья всего населения независимо от материального положения граждан.
37

Текущая повестка

 

Используя закон 2010 г., текущая администрация Дж. Байдена продолжает расширять регуляторную функцию государства с целью снизить расходы на здравоохранение и сделать медицинское обслуживание более доступным. Так, до 2025 г. было продлено расширенное субсидирование на приобретение индивидуального плана страхования через государственную онлайн-платформу (Affordable Care Act Marketplace) для домохозяйств, чей доход находится в диапазоне 150–400% федерального уровня бедности. Американцы с доходом ниже 150% имеют право на приобретение страхового плана без взноса премий. Домохозяйства, чей доход выше установленной планки, также получают субсидирование, если расходы на медицинское страхование в структуре их расходов превышают 8,5%. В 2024 г. рекордные 21 млн человек воспользовались этими льготами и приобрели страховые планы на онлайн-платформе, созданной законом18.

18. Record Marketplace Coverage in 2024: A Banner Year for Coverage. The White House. 2024. Available at: >>> (accessed: 31.03.2024).
38

Безусловно, прорывными стали положения закона «О снижении инфляции» 2022 г. (Inflation Reduction Act, 2022), касающиеся ценообразования на рецептурные препараты, которые покрываются страховым планом «Медикэр». Министерство здравоохранения и социальных служб впервые получило право вести переговоры о снижении цены с производителями лекарств. В список препаратов первого раунда переговоров вошли средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, аутоиммунных заболеваний и онкологии. Несмотря на то что фармацевтические компании согласились вступить в переговоры (в случае отказа им может быть выписан крупный штраф или они вовсе могут быть исключены из программы «Медикэр»), одновременно они начали судебную кампанию против закона, называя его антиконституционным и подрывающим инвестирование в исследования и разработки новых методов лечения. В 2023 г. было подано 9 исков в Делавэре, Огайо, Нью-Джерси, Техасе и округе Колумбия, и по состоянию на март 2024 г. они все проиграны19. Однако фармацевтическая промышленность пытается создать конфликт между различными судами по всей стране, продолжая подавать апелляции и активизируя лоббистскую деятельность. Это может повысить шансы на то, что программа переговоров будет приостановлена до того, как правительство сможет окончательно её утвердить и в 2026 г., как это предусмотрено законом, ввести в действие новые, более низкие и «справедливые» цены. Это также может привлечь внимание Верховного суда, который с большей вероятностью рассмотрит дело, по которому федеральные судьи разошлись во мнениях. И в период предвыборной гонки 2024 г. ставки возрастают. Победа Республиканской партии в Конгрессе может поставить существование программы под угрозу.

19. Romm T. How Big Pharma is fighting Biden’s program to lower seniors’ drug costs. The Washington Post. March 2024. Available at: >>> (accessed: 31.03.2024).
39

Заключение

 

Общественное здравоохранение в США формировалось поэтапно, пытаясь отвечать на вызовы времени. Изначально оно создавалось для решения экономических, социальных и демографических проблем, влияющих на здоровье населения, включая инфекционные заболевания, загрязнение окружающей среды, готовность к стихийным бедствиям, а также обеспечение безопасности продуктов питания и воды. Но сегодня мы наблюдаем процесс, когда в американском обществе происходит существенная трансформация позиции всех акторов в отношении вопросов здравоохранения. Если раньше медицинские услуги рассматривались как обычный товар, за который нужно платить, то сегодня Демократическая партия всё чаще фокусирует внимание на том, что доступ к ним – это право каждого, а не привилегия избранных. Государство расширяет свои полномочия и вмешивается в вопросы предоставления индивидуальной медицинской помощи для гарантии ее доступности. Однако в процессе расширения полномочий оно не замещает рынок, но становится его участником, поскольку вынуждено работать с непростым партнёром – частной системой медицинского обслуживания, исключительной по своей природе в сравнении с другими развитыми странами. И хотя эти две системы – общественного и частного здравоохранения – призваны дополнять друг друга, из-за различий в моделях финансирования и руководящих парадигмах возникают многочисленные проблемы в их координации и сопряжении, выливающиеся в жёсткую политическую борьбу, что не всегда идёт на пользу обычным американцам, вынужденным всё чаще откладывать обращение к врачу и приём рецептурных лекарств из-за их высокой стоимости20.

20. Lopes L., Montero A., Presiado M., Hamel L. Americans’ Challenges with Health Care Costs. Kaiser Family Foundation. March 2024. Available at: >>> (accessed: 31.03.2024).

Библиография

1. Grossman M. The Demand for Health: Theoretical and Empirical Investigation // NY: National Bureau of Economic Research. 1972. 216 p.

2. Arrow K.J. Uncertainty and the Welfare Economics of Medical Care. The American Economic Review. 1963. V.53, №5. P. 941-973.

3. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Гос. ун-т Высш. шк. экономики. Москва: ГУ ВШЭ, 2007. 317 с.

4. Шведова Н.А. Система здравоохранения США: Гос. механизм и политика : диссертация ... доктора политических наук : 23.00.02. Москва, 1997. 343 с.

5. Экономика здравоохранения / под ред. М.Г. Колосницыной, И.М. Шеймана, С.В. Шишкина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 464 с.

6. Buchanan M., Tullock G. The Calculus of Consent: Logical Foundations of Constitutional Democracy. Available at: https://www.econlib.org/library/Buchanan/buchCv3.html (accessed: 31.03.2024).

7. Rawls J. A Theory of Justice. Revised Edition. Harvard University Press. 1971. P. 560.

8. Keisler-Starkey K., Bunch L.N., Lindstrom R.A. Health Insurance Coverage in the USA. Current Population Report. U.S. Census Bureau. 2023.

9. National Health Expenditures 2022 Highlights. Centers for Medicare and Medicaid Services. December 2023. Available at: https://www.cms.gov/newsroom/fact-sheets/national-health-expenditures-2022-highlights (accessed: 31.03.2024).

10. Smith S., Blank A. Healthcare Occupations: Characteristics of the Employed. U.S. Bureau of Labor Statistics. 2023. Available at: https://www.bls.gov/spotlight/2023/healthcare-occupations-in-2022 (accessed: 31.03.2024).

11. Супян В.Б. Американская модель капитализма: преимущества и вызовы ХХI века. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 9, сс. 90-97. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-9-90-97

12. The Future of Public Health. Institute of Medicine (US) Committee for the Study of the Future of Public Health. Washington (DC): National Academies Press (US); 1988.

13. Bourdeaux M., Sasdi A., Oza S., Kerry V.B. Publuc Health and Medical Care Systems to Improve Health Crisis Response. Health Affairs. March 2023. DOI: 10.1377/hlthaff.2022.01255

14. Rosenkrantz, B.G. Public Health and the State. Changing Views in Massachusetts, 1848-1936. Harvard University Press, Cambridge, Mass.1972. P. 271.

15. Starr P. The Social Transformation of the American Medicine. New York: Basic Books. 1982. P.528.

16. Hoffman B. Health care reform and social movements in the United States. Am J Public Health. 2003;93(1):75–85.

17. Centers for Medicare and Medicaid Services. Historical Tables. Table 1. National Health Expenditures; Aggregate and Per Capita Amounts.

18. Record Marketplace Coverage in 2024: A Banner Year for Coverage. The White House. 2024. Available at: https://www.whitehouse.gov/cea/written-materials/2024/01/24/record-marketplace-coverage-in-2024-a-banner-year-for-coverage/ (accessed: 31.03.2024).

19. Romm T. How Big Pharma is fighting Biden’s program to lower seniors’ drug costs. The Washington Post. March 2024. Available at: https://www.washingtonpost.com/business/2024/03/11/pharma-drug-priding-biden-negotiations/ (accessed: 31.03.2024).

20. Lopes L., Montero A., Presiado M., Hamel L. Americans’ Challenges with Health Care Costs. Kaiser Family Foundation. March 2024. Available at: https://www.kff.org/health-costs/issue-brief/americans-challenges-with-health-care-costs/ (accessed: 31.03.2024).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести