США в Арктике в 2023 – начале 2024 года: «генеральный план», претензии на континентальный шельф и усиление военно-политической активности
США в Арктике в 2023 – начале 2024 года: «генеральный план», претензии на континентальный шельф и усиление военно-политической активности
Аннотация
Код статьи
S207054760030470-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Теребов Олег Владимирович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Соединённых Штатов Америки и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Рассматриваются компоненты арктической политики США в 2023-2024 гг.: «План реализации “Национальной стратегии для Арктического региона” 2022 года», установление границ расширенного континентального шельфа, военно-политическая активность, строительство ледоколов. Отмечается, что в международной арктической политике усиливаются конфликтогенные тенденции, но сползание к противостоянию c возможными инцидентами можно предотвратить, попытавшись достичь договорённостей о мерах снижения рисков в Арктике. 

Ключевые слова
Арктика, администрация Дж. Байдена, Арктический совет, расширенный континентальный шельф, военно-политическое сотрудничество, атомные подводные лодки, ледоколы
Классификатор
Получено
06.03.2024
Дата публикации
29.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
198
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В статье рассматриваются действия США в Арктике в 2023 г. и в самом начале 2024 г. Во многом эта работа является продолжением и развитием моей предшествующей статьи об арктической политике в первые годы администрации Дж. Бадена1. Мы рассмотрим прежде всего военно-политические аспекты арктической деятельности действующей администрации, оставив в стороне такие вопросы, как бурение на нефть на Северном склоне Аляски, социально-экономическое развитие этого штата и влияние изменений климата на арктическую политику.

1.  Теребов О.В. Арктические мероприятия администрации Дж. Байдена в 2021–2023 гг. // Россия и Америка в ХХI веке. 2003. Выпуск S. DOI: 10.18254/S207054760025051-3 URL: >>>
2

Генеральный план действий в Арктике

 

18 октября 2023 г. администрация обнародовала «План реализации “Национальной стратегии для Арктического региона” 2022 года»2, который предлагается пересматривать каждые пять лет. Состоит он из четырёх разделов («столпов»): «Безопасность», «Изменения климата», «Устойчивое экономическое развитие» и «Международное сотрудничество». Их выполнение распадается на 13 «стратегических целей», в свою очередь разбитых на 40 «целей» (пунктов). В отличие от самой «Национальной стратегии» и прочих подобных документов, которые носят декларативный и отвлечённый характер, план интересен тем, что содержит ряд конкретных практических предложений, часто с деталировкой и сроками исполнения. В нём неоднократно повторяются, во-первых, утверждения о лидерстве США в Арктике и необходимости его поддерживать, во-вторых, указания о всевозможных двусторонних и многосторонних партнёрствах, начиная от «сообществ коренных народов» Аляски до иностранных государств («Арктические союзники и партнёры») и их организациями. При этом в плане ничего не говорится даже об оценочной стоимости предусмотренных им проектов и мероприятий.

2.  U.S. President (Joe Biden). Implementation Plan for the 2022 National Strategy for the Arctic Region. October 18, 2023.
3

Развёрнутая позиция по вопросу о России в Арктике в документе отсутствует. Россия упоминается восемь раз, но прямо сформулирован лишь тезис о том, что в Арктике после «холодной войны» установилась атмосфера сотрудничества, но «война в Украине сделала это сотрудничество практически невозможным». Всё остальное – указания на «геополитическую напряжённость с Россией» и Китаем (единственное его упоминание), «усилившуюся напряжённость с Россией» и необходимость «устрашать агрессию в Арктике, особенно со стороны России»3.

3.  Ibid. P. 6, 15, 51.
4 Кратко рассмотрим наиболее важные позиции первого и четвёртого разделов. Раздел «Безопасность» ставит задачу усилить осведомлённость об остановке, транспортных коммуникациях, климате и ледовой обстановке в Арктике, в частности, работая с Канадой в Североамериканском командовании воздушно-космической обороны, на модернизацию которого Канада запланировала (в 2022 г. – О.Т.) израсходовать за 6 лет 4,9 млрд канадских долларов. Предлагается усилить космическую разведку в Арктике и продолжать «Международную программу сотрудничества в полярных исследованиях» (International Cooperative Engagement Program for Polar Research, ICE-PPR), проводимую (с 2021 г. – О.Т.) под эгидой ВМФ США. Предлагается рассмотреть вопрос о размещении в Арктике подводных датчиков для «контроля за надводным и подводным мореплаванием», модернизировать действующие метеостанции и развернуть на Аляске новые; ставятся задачи по мониторингу, моделированию и прогнозированию ледовой и метеорологической обстановки, в том числе с участием Военно-космических сил США.
5

Дальнейшие задачи касаются космических систем позиционирования, навигации и связи, в том числе с помощью GPS и космических средств США, Европы и Японии; финансирования «Арктической сети наблюдения США» (U.S. Arctic Observing Network)4; картографирования вод Аляски, установления буёв для мониторинга морских льдов и многих других работ технического плана.

4.  On the Need to Establish and Maintain a Sustained Arctic Observing Network. Prepared by the US Arctic Observing Network, on behalf of the Interagency Arctic Research Policy Committee of the National Science and Technology Council. December 2022.
6 Вторым базовым компонентом безопасности, согласно плану, являются военное присутствие в Арктике, прежде всего в виде военных учений, американских («Арктический рубеж») и международных («Арктический вызов»), боевой подготовки в холодном климате и «эпизодического развёртывания». Допускается возможность в ближайшие 5-7 лет обеспечить функционирование водных путей и гаваней Аляски силами инженерных войск Армии США; предлагается осуществлять специальную подготовку 11-й воздушно-десантной дивизии как «основы арктического потенциала Армии»; обеспечить в Арктике воздушные перевозки и дозаправку самолётов в воздухе силами ВВС. Ставится задача наращивать ледокольный флот, способный «поддерживать постоянное присутствие в Арктике США и по мере необходимости – дополнительное присутствие в Европейской Арктике». Подробно излагаются задачи в области пограничной и внутренней безопасности, подготовки спасательных операций в Арктике, включая регион Берингова пролива.
7 В этом разделе впервые появляется стратегическая цель «Максимизировать единство усилий с союзниками и партнёрами», здесь перечисляются не только разного рода консультативные мероприятия и форматы, но и многие международные военные учения. При этом первым критерием успеха названо «устрашение России от дестабилизирующей деятельности в Арктике».
8 В разделе «Международное сотрудничество» первой стратегической целью названо «Поддержание Арктического совета и других арктических институтов и соглашений», поэтому ставится задача работать в Арктическом совете (АС), насколько это возможно «в рамках более широкой политики США в отношении России», более стабильно финансировать проекты АС, осуществляемые под руководством США. При этом АС должен оставаться «главным форумом для сотрудничества по общим арктическим вопросам, исключая военную безопасность», причём США будут координировать с остальными участниками «дополнительные механизмы для направления функций Арктического совета в соответствии с приоритетами политики США».
9

Добавим, что по вопросу об Арктическом совете США просто отмалчиваются. На Интернет-сайте Государственного департамента последним по времени сообщением специально об АС остаётся заявление всех семи его членов, кроме России, «Об ограниченном возобновлении сотрудничества в Арктическом совете» от 8 июня 2022 г. Председатель Арктического координационного комитета администрации США Д. Болтон на пресс-конференции 31 января 2024 г. лишь заявил, что Арктический совет остаётся «главным институтом циркумполярной дипломатии, даже если сейчас с Россией трудно работать». Он выразил сожаление, что из России перестали поступать данные по климатологии, в том числе о таянии вечной мерзлоты: «Получать эти данные из России никогда не было легко. Сейчас это особенно тяжело, ввиду обстоятельств»5.

5.  Jonassen T. Arctic Frontiers 2024: Biden’s Arctic Advisor: «Our Postures in the Arctic Have Changed». January 31, 2024 URL: >>> (дата обращения 12.02.24).
10 Согласно «Плану», США берут на себя обязательство способствовать реализации международных правовых актов, касающихся Арктики – Соглашения по укреплению международного научного сотрудничества в Арктике (2017), Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части центральной части Северного Ледовитого океана (2018) и Полярного кодекса (Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах; принят в 2017 г. Международной морской организацией при ООН). Этот последний США готовы модифицировать, например, добиваться принятия к 2026 г. ряда поправок, касающихся рыболовных судов, частных яхт и малых судов. Здесь также ставятся некоторые задачи в области международных научных исследований и мониторинга в Арктике.
11 Намечаются мероприятия по работе в таких международных «арктических институтах», как Арктический форум береговых охран (The Arctic Coast Guard Forum, ACGF) и Форум операторов арктических исследований (Forum of Arctic Research Operators, FARO), с целью организовывать совместные учения, повышать готовность к аварийным ситуациям, регулировать расширяющееся судоходство в Арктике, активизировать и модернизировать природоохранную, научно-исследовательскую (в том числе экспедиционную) деятельность, мониторинг обстановки и информационный обмен силами разных стран и организаций. Специально отмечается несколько американо-канадских научных проектов, а также необходимость восстановить деятельность научной станции «Саммит» в заполярной Гренландии, «в ближайшие пару лет» начав на ней строительные работы и обеспечив ей «бурное функционирование в течение ближайших 40 лет».
12 В документе ставилась задача усилить дипломатическое присутствие в Арктике, в том числе, во-первых, не позднее октября 2023 г. открыть «пост американского присутствия» (American Presence Post) в норвежском заполярном порту Тромсё; во-вторых, назначить и добиться утверждения Сенатом специального представителя президента по Арктическому региону в штате Государственного департамента. Фактически обе эти задачи начали решаться задолго до появления «плана реализации».
13

О предстоящем до конца 2023 г. открытии дипломатического представительства в Тромсё заявил ещё 1 июня, во время визита в Осло государственный секретарь Э. Блинкен6. Сообщалось, что на этом посту будет служить один сотрудник Государственного департамента и что это станет возвращением американской дипломатии в город, поскольку «офис» США работал здесь до 1994 г. Действительно, в 1957–1994 гг. это было информационное бюро при посольстве США в составе одного дипломата и секретаря из числа граждан Норвегии. Новый офис был открыт 27 октября 2023 г. в присутствии дипломатов из Норвегии и США7.

6.  U.S. Department of State. Secretary Blinken’s Meeting with Norwegian Foreign Minister Huitfeldt. Readout. June 1, 2023. URL: >>> (дата обращения 15.02.24).

7.  Jonassen T. US Embassy Reopened Office in Northern Norway After Almost 30 Years. November 1, 2023. URL: >>> (дата обращения 12.02.24).
14

Если этот пункт плана сработал «как часы», то при назначении специального представителя по Арктике «часы» остановились. Ещё 16 февраля 2023 г. в Сенат была внесена и осталась без рассмотрения кандидатура М. Сфрага на эту должность. 3 января 2024 г. его кандидатура в числе многих других, не рассмотренных за время истекшей сессии Конгресса, была в соответствии с Регламентом Сената возвращена президенту, поэтому 11 января она была внесена повторно и своим порядком направилась на рассмотрение в комитет по международным отношениям, который 24 марта наконец внёс в Сенат рекомендацию утвердить Сфрага в этой должности8.

8.  Congressional Record. Vol. 169. No. 32 (February 16, 2023). P. S479; Vol. 170. No. 1 (January 3, 2024). P. S1- S2; No. 6 (January 11, 2024). P. S101; No. 49 (March 20, 2024). P. S2468.
15 Вернёмся к плану, который гласит, что США «будут защищать права и свободы морского и воздушного судоходства по всей Арктике» для всех государств и публично объявят границы своего расширенного континентального шельфа (РКШ; Extended Continental Shelf, ECS) «в соответствии с международным правом, как оно отражено в Конвенции ООН по морскому праву» (КООНМП). Свободу передвижения предлагается отстаивать путём «морских учений, операций и переходов» вооружённых сил США; международным взаимодействием с целью «гармонизировать понимание» претензий на морские пространства; при любой возможности выступать против «незаконных ограничений на права, свободы и пользование морским и воздушным пространствами в Арктике, признанные международным правом».
16 В последнем пункте плана подтверждается, что администрация по-прежнему выступает за присоединение США к КООНМП и готова подержать получение «совета и согласия» Сената на её ратификацию, «когда появится разумное основание ожидать, что эти усилия увенчаются успехом». Полагаю, что сейчас такого «разумного основания» не возникнет, с учётом исторического неприятия идеи КООНМП консервативным крылом Республиканской партии, жестокой межпартийной конфронтации и соотношения сил в Сенате. Не менее очевидно, что если президентом будет переизбран Д. Трамп, то КООНМП вообще исчезнет из политической повестки дня.
17

Расширенный континентальный шельф

 

Очевидно, поэтому администрация Дж. Байдена предпочла решать проблему расширенного континентального шельфа вне рамок КООНМП и совершила прорыв в океанской и арктической политике США9. Как известно, с 2003 г. они осуществляют проект по установлению границ РКШ, для чего сформировали межведомственную рабочую группу (точнее было бы назвать этот орган штабом) под началом Государственного департамента, с участием 14 министерств и ведомств. Основную практическую работу выполняют Национальная администрация по океану и атмосфере (отвечает за гидрографические исследования) и Геологическая служба США (исследует геологию морского дна). Наиболее важной и масштабной составной частью этого проекта были океанографические экспедиции на ледоколах в море Бофорта и в Чукотском море. Администрация Байдена посчитала возможным подвести итоги этой 20-летней работы, поэтому объявление границ РКШ и было анонсировано в «Плане реализации».

9.  О технической стороне вопроса см.: U.S. Department of State. The Outer Limits of the Extended Continental Shelf of the United States of America: Executive Summary. Washington. 2023. P. 15-19; Keating-Bitonti C. Outer Limits of the U.S. Extended Continental Shelf: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service. February 7, 2024.
18 Вполне последовательно, 19 декабря 2023 г. Государственный департамент опубликовал географические координаты участков морского дна, объявленные «внешними границами континентального шельфа США в регионах за пределами 200 морских миль от берега». Континентальный шельф объявлялся «расширением сухопутной территории страны» (то есть морское дно и его недра, но не водный массив), на котором США имеют право распоряжаться ресурсами и природной средой.
19 Результатом этой работы, которую Государственный департамент назвал «самым большим морским картографическим мероприятием» в истории США, стало начертание семи участков РКШ: 1) в Арктике – в море Бофорта, между указанной линией на западе и предлагаемой США линией разграничения исключительных экономических зон с Канадой (рис. 1); 2) треугольный участок в Беринговом море, прилегающий с юго-востока к линии разграничения морских пространств между США и РФ (рис. 2); 3) треугольный участок севернее Северных Марианских островов; 4) полукруглый участок у побережья Калифорнии; 5 и 6) очень небольшие западный и восточный участки в Мексиканском заливе; 7) полоса (фактически два участка) вдоль почти всего атлантического побережья США.
20 Арктический участок простирается на север на 350 морских миль (648 км) на востоке и более чем на 680 морских миль (1260 км) на западе от исходных линий территориальных вод США. На него приходится приблизительно половина совокупной площади всего РКШ, которая оценивается приблизительно в 1 млн кв. км.
21

Рисунок 1

Заявленный участок РКШ в Северном Ледовитом океане Источник: >>>

Рисунок 2

Заявленный участок РКШ в Беринговом море Источник: >>>

22

23

Юридическим основанием для объявления границ РКШ в пресс-релизе вновь названо «обычное международное право», как оно отражено в КООНМП. Сама она юридически США никак не обязывает, но обеспечила правовые критерии, в частности, Государственный департамент ссылается на её ст. 76 «Определение континентального шельфа». Он сообщает, что границы американского РКШ и аналогичные границы России, Мексики и Кубы в районах соприкосновения уже установлены, а переговоры по этому вопросу с Канадой, Багамскими Островами и Японией ещё предстоят. Государственный департамент отмечает, что «проект РКШ» продолжается и претензии на новые участки РКШ в других регионах ещё могут быть заявлены. При этом вновь отмечается, что объявление границ РКШ никоим образом не отменяет поддержку администрацией присоединения к КООМП10.

10.  U.S. Department of State. Announcement of U.S. Extended Continental Shelf Outer Limits. December 19, 2023. URL: >>> >>> (дата обращения 18.02.24).
24

21 декабря Государственный департамент опубликовал «Публичное извещение 12244», в котором приведены таблицы с географическими координатами точек, границы РКШ, выраженными в десятичных градусах с точностью до шести десятичных разрядов. Граница участка в Арктике проходит через 674 точки, нумерация которых начинается от линии разграничения исключительных экономических зон США и Канады. В этом документе нет точного указания на юридический статус этих участков РКШ, вместо этого даётся ссылка на президентскую прокламацию 2667 от 28 сентября 1945 г.11, которая устанавливает «юрисдикцию и контроль» США над этими ресурсами12. Имеется в виду прокламация президента Г. Трумэна «Политика Соединённых Штатов в отношении природных ресурсов недр и морского дня континентального шельфа».

11.  Continental Shelf and Maritime Boundaries; Notice of Limits // Federal Register. Vol. 88. No. 244 (December 21, 2023). P. 88470-88477.

12.  U.S. President (Harry S. Truman). Proclamation 2667. Policy of the United States With Respect to the Natural Resources of the Subsoil and Sea Bed of the Continental Shelf. September 28, 1945. URL: >>> (дата обращения 18.02.24).
25

Ещё одно замечание. Выше сказано, что присоединение США к КООНМП маловероятно, но представляется, что решение о шельфе вообще его исключает, вне зависимости от исхода выборов 2024 г. Многие годы главным аргументом сторонников Конвенции в США было то, что участие в неё США даст им возможность «цивилизованно» добиваться признания их прав на РКШ. Сейчас они заявлены в одностороннем порядке и, говоря сугубо упрощённо, КООНМП Соединённым Штатам больше не нужна и нужна не будет, пока «американское политическое и военное руководство продолжит считать США державой, господствующей в Мировом океане и потому не нуждающейся в правовой базе и посредничестве органов, создаваемых Конвенцией» (прошу у читателя извинения за цитирование моей собственной статьи 2013 года)13.

13. Теребов О.В. «Тридцатилетняя война»: США и Конвенция ООН по морскому >>> . 2013, №4 (520), с.59–73.
26

Военно-политические мероприятия США в Арктике

 

Военные усилия США в Арктике в рассматриваемый период носили в целом привычный характер, имея в виду прежде всего собственные (на Аляске) и международные (в Скандинавии и Гренландии) учения. В числе масштабных операций подобного рода можно упомянуть военно-воздушные учения «Арктический вызов-2023» (Arctic Challenge, ACE), состоявшиеся 29 мая – 9 июня 2023 г. в Норвегии, Швеции и Финляндии с участием американских авианосца «Джералд Р. Форд» (CVN 78), его кораблей охранения и стратегических бомбардировщиков B-1B14.

14.  Edvardsen A. US Strategic Bombers and Aircraft Carrier Gerald R. Ford Participates in Arctic Challenge Exercise. June 6, 2023. URL: >>> (дата обращения 20.02.24).
27 Многосторонние учения «Холодный ответ» (Cold Response) были переименованы в «Нордический ответ» (Nordic Response) и в первый раз под этим названием прошли 3-14 марта 2024 г. в северных регионах Норвегии, Финляндии и Швеции в прилегающих к Норвегии водах. В них участвовали 13 государств (Норвегия, США, Канада, Дания, Финляндия, Швеция, Бельгия, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Франция, ФРГ) и были задействованы свыше 20 тыс. военнослужащих, в том числе до 10 тыс. на суше, более 50 кораблей и подводных лодок и 100 с лишним летательных аппаратов.
28

Важным аспектом военной активности США в Арктике оставались действия подводного флота. Полная статистика походов лодок в Арктику по понятным причинам недоступна, но в 2023 г. темпы этих операций не уменьшались. В апреле власти Норвегии объявили, что число заходов «союзных подводных лодок» в заполярный Тромсё и Берген увеличится вдвое15. В 2020 г. были согласованы заходы в Тромсё, точнее, в его коммерческий порт Грётсунн, с целью пополнения запасов и/или смены экипажей, а первая атомная подводная лодка (АПЛ) посетила порт в мае 2021 г. С этого времени до октября 2023 г. норвежские наблюдатели насчитали 14 таких визитов, причём только с апреля 2023 г. в Грётсунне побывали шесть американских подводных лодок, а также британская АПЛ «Эмбуш» (S120) и французская АПЛ «Аметист» (S605). Самым неожиданным стал заход 14 сентября американской АПЛ «Флорида» (SSGN 728) – одной из четырёх типа «Огайо», перевооружённых с баллистических ракет на крылатые16.

15.  Jonassen T. Forventer dobling av atomubåter til Norge. 26.april 2023. URL: >>> (дата обращения 12.02.24).

16.  Edvardsen A. Tenth Visit by American Submarines in Grøtsund, Tromsø. June 14, 2023. URL: >>> Edvardsen A. Frequent Submarine Calls in Tromsø – New US Nuclear Submarine on Logistical Stop. October 4, 2023. URL: >>> (дата обращения 20.02.24).
29

США также сумели подключить к обеспечению действий своих подводных лодок Исландию. 18 апреля 2023 г. её министр иностранных дел Т. Гильфадоттир объявила, что подводным лодкам США предоставляется право совершать технические заходы в исландские воды также для пополнения запасов и/или смены экипажей. Американские подводники как будто «ждали за углом», и 26 апреля первая лодка «Сан-Хуан» (SSN 751) появилась в территориальных водах Исландии, близ мыса Гарзскаги, поблизости от международного аэропорта Кефлавик на юго-западном побережье острова17.

17.  First service stop by a US Navy submarine in Icelandic territorial waters. April 26, 2023. URL: >>> USS San Juan (SSN 751) Conducts Brief Stop Off Iceland’s Coast. 26 April 2023. URL: >>> (дата обращения 19.02.24).
30 В 2024 г. состоялись очередные, проходящие каждый второй год в марте, военно-морские учения в море Бофорта, ранее именовавшиеся «Айсекс» (ICEX, Ice Exercise). Как помнит читатель, в них участвуют две атомные подводные лодки и авиация обеспечения, а также разбивается международная научная станция на льду недалеко от северного побережья Аляски. Нынешние трёхнедельные учения начались 8 марта, но они именовались уже «операцией “Ледовый лагерь-2024”» (Ice Camp 2024). Слово «операция» должно было подчеркнуть статус более высокий, чем просто учения. ВМФ сообщил, что это были 99-ые учения в формате «Айсекс», но это отсчитано с самых первых походов АПЛ США в Центральную Арктику, когда этой программы ещё не было.
31

Сам лагерь получил название «Уэйл», по имени американской АПЛ (SSN 638 Whale), побывавшей на Северном полюсе в 1969 и 1994 гг. В операции участвовали американские АПЛ «Индиана» (SSN 789) и «Хэмптон» (SSN 767); военнослужащие Армии, ВВС, Корпуса морской пехоты и Военно-космических сил США; ВМФ и ВВС Канады (их 440-ая эскадрилья обеспечивала воздушный мост в лагерь); военно-морских флотов Австралии, Великобритании и Франции; и гражданские специалисты – итого более 200 участников из пяти государств. 16–17 марта лагерь посетила начальник штаба ВМФ адмирал Л. Франчетти18.

18.  U.S. Navy. Navy Launches Operation ICE CAMP 2024 in the Arctic Ocean. March 8, 2024. URL: >>> (дата обращения 09.03.24);
32

Важным аспектом политики США в Арктике стали военно-дипломатические усилия, и здесь также были сдвиги. 5 декабря 2023 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области обороны со Швецией19. 18 декабря США подписали аналогичное соглашение с Финляндией, переговоры о чём начались в августе 2022 г. по инициативе последней. Соглашение вступит в силу при условии его ратификации парламентом Финляндии20.

19.  U.S. Department of State. U.S. Signs Defense Cooperation Agreement with Sweden. Media Note. December 5, 2023. URL: >>> (дата обращения 12.02.24).

20.  Ministry for Foreign Affairs of Finland. Defence Cooperation Agreement with the United States (DCA). December 18, 2023. URL: >>> (дата обращения 15.02.24).
33

Ледокольная «пробка»

 

Администрация Дж. Байдена получила в наследство от предшествующей администрации масштабную программу постройки нового ледокольного флота, предыстория которой рассмотрена в предыдущей статье об арктической политике администрации21. Речь идёт о программе «3+3» по постройке трёх тяжёлых (линейных) и трёх средних ледоколов, что само по себе явилось ещё одним прорывом в арктической политике США. Представители Береговой охраны, на вооружение которой они поступят, в 2023 г. заговорили уже о необходимости восьми-девяти новых кораблей – четырёх-пяти линейных и четырёх-пяти средних.

21.  О технической стороне вопроса см.: U.S. Government Accountability Office. Coast Guard Acquisitions: Polar Security Cutter Needs to Stabilize Design Before Starting Construction and Improve Schedule Oversight. July 27, 2023;
34

Первыми будут построены линейные ледоколы, и картина поначалу выглядела вполне благополучной. Первый ледокол уже получил название «Полар сентинел» (WMSP-21; остальные два получат бортовые номера WMSP-22 и WMSP-23), но программа оказалась почти «белым слоном». Получившая заказ на ледоколы компания «Ви-ти холтер марин» (VT Halter Marine, Inc.) была в ноябре 2022 г. приобретена за ничтожно малую сумму компанией «Боллинджер шипъярдз Эл-эл-си» (Bollinger Shipyards L.L.C.), которая и является теперь исполнителем заказа. Официально было объявлено, что «Холтер» как дочерняя компания другой компании, зарегистрированной в Сингапуре, продаётся этой последней ввиду финансовых трудностей22. Заложить ледокол «Холтер» не успела.

22.  LaGrone S. Bollinger Closes $15M Acquisition of Halter Marine, New Name: ‘Bollinger Mississippi Shipbuilding’. November 14, 2022. URL: >>> (дата обращения 16.02.24).
35

В августе 2023 г. «Боллинджер» объявила, что начала изготовление «пробных компонентов» для ледокола, результаты испытаний которых будут использованы при проектировании корабля23. Впрочем, сколько известно, «Боллинджер» также до сих пор не заложила головной ледокол. Одна из причин – в том, что американское судостроение утратило технологии и опыт проектирования и постройки ледоколов, тем более что обе упомянутые компании вообще никогда их не строили.

23.  Bollinger Shipyards Cuts Steel on Prototype Module of First US-Built Heavy Icebreaker in 50 Years. August 9, 2023. URL: >>> (дата обращения 12.02.24).
36

Результатом затянувшегося проектирования стал срыв графика постройки первого ледокола, а значит, поочерёдно и остальных двух. «Полар сентинел» изначально планировали ввести в строй в 2023 г. Этот срок затем раз за разом отодвигался на год, но сейчас командование Береговой охраны или вообще отказывается называть срок вступления в строй, или признаёт, что и в 2026 г. вступить в строй ледокол уже не успеет и это произойдёт не ранее чем в 2028 году24.

24.  Humpert M. No Delivery Date As Timeline For New US Coast Guard Icebreaker Continues to Slip. High North News. May 16, 2023. URL: >>> (дата обращения 17.02.24).
37 Исторический опыт многих военно-технических проектов показывает, что даже самые пессимистические оценки нередко оказываются недостаточными. Поэтому рассматривалась возможность купить уже имеющейся гражданский ледокол и модернизировать его под потребности Береговой охраны. Кандидатом называют «Айвик», судно технического назначения нефтяной компании «Шелл», которое ей не нужно после того, как она несколько лет назад прекратила нефтеразведку у полярного побережья Аляски. Однако, во-первых, это всё-таки не ледокол, а ледокольное судно, во-вторых, его модернизация под нормативы и требования Береговой охраны потребует дополнительных ассигнований. Как бы то ни было, но мощный ледокольный флот у США в ближайшие 5–10 лет не появится.
38

Заключение

 

В рассматриваемый период арктическая политика и практика США носили более энергичный и разнообразный характер, чем в первые два года администрации Байдена. Это отразилось и в плане реализации «Арктической стратегии», носящем всесторонний и достаточно конкретный характер. План уходит от чёткого ответа на два взаимосвязанных вопроса – об отношении к действиям России в Арктике и о функционировании Арктического совета без участия России. Можно ли полагать, что это означает отсутствие реальной проработанной позиции по этим двум вопросам? Да, это вполне возможно, и дело лишь в том, что никаких рычагов для давления на Россию в Арктике у США нет и в ближайшее время не будет, а все расчёты на «устрашение России» в реальной Арктике лишены всякого основания. Главное средство США для поддержания здесь военного паритета – это их подводный флот, о котором в плане не сказано ни слова. Однако нет сомнений в том, что действия подводных лодок США в Арктике будут продолжаться и, вероятно, активизироваться. США и их союзники имеют превосходство в надводном флоте, в том числе авианосном, но он не способен действовать в Центральной Арктике, где Россия имеет и будет иметь явное преимущество.

39 Что касается Арктического совета, то он продолжает существование, хотя без участия России его деятельность во многом лишается смысла. Преувеличивать его практическую полезность ни в коем случае не следует, даже как консультативного органа, каковым он и задуман. Никаких инициатив по ликвидации АС нет и не предвидится, поскольку это не даст никаких реальных выгод ни одному из его участников. Однако и выхода из патовой ситуации, в которую АС поставлен, пока не просматривается.
40 Самым радикальным демаршем администрации стало объявление границ расширенного континентального шельфа США, в том числе в Арктике. Пока демарш этот выглядит чисто декларативным, тем более что оформлен он не законодательным актом или прокламацией главы государства, а ведомственным нормативным актом. Сомнения по поводу правомерности решения, принятого помимо органов КООНМП, уже высказывались, но для США оно полностью легитимно, поэтому любое «посягательство» на установленный ими РКШ вызовет конфликт, в лучшем случае – дипломатический.
41 Конфронтационные аспекты в международной арктической политике продолжают развиваться, что проявляется прежде всего в усилении военной активности. Скатывание к открытому противостоянию с повышенной вероятностью инцидентов между морскими и воздушными судами разных держав ещё можно предотвратить, если попытаться достичь международных договорённостей о взаимных мерах безопасности и снижения рисков, вполне учитывающих специфику территорий, акваторий и воздушного пространства Арктики.

Библиография

1. Теребов О.В. Арктические мероприятия администрации Дж. Байдена в 2021–2023 гг. // Россия и Америка в ХХI веке. 2003. Выпуск S. DOI: 10.18254/S207054760025051-3 URL: https://rusus.jes.su/s207054760025051-3-1/

2. U.S. President (Joe Biden). Implementation Plan for the 2022 National Strategy for the Arctic Region. October 18, 2023.

3. Ibid. P. 6, 15, 51.

4. On the Need to Establish and Maintain a Sustained Arctic Observing Network. Prepared by the US Arctic Observing Network, on behalf of the Interagency Arctic Research Policy Committee of the National Science and Technology Council. December 2022.

5. Jonassen T. Arctic Frontiers 2024: Biden’s Arctic Advisor: «Our Postures in the Arctic Have Changed». January 31, 2024 URL: https://www.highnorthnews.com/en/bidens-arctic-advisor-our-postures-arctic-have-changed (дата обращения 12.02.24).

6. U.S. Department of State. Secretary Blinken’s Meeting with Norwegian Foreign Minister Huitfeldt. Readout. June 1, 2023. URL: https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-norwegian-foreign-minister-huitfeldt-3/ (дата обращения 15.02.24). U.S. Embassy Norway. Press Release: U.S. Embassy to Open American Presence Post in Tromsш. June 1, 2023. URL: https://no.usembassy.gov/press-release-u-s-embassy-to-open-american-presence-post-in-tromso/ (дата обращения 15.02.24).

7. Jonassen T. US Embassy Reopened Office in Northern Norway After Almost 30 Years. November 1, 2023. URL: https://www.highnorthnews.com/en/us-embassy-reopened-office-northern-norway-after-almost-30-years (дата обращения 12.02.24).

8. Congressional Record. Vol. 169. No. 32 (February 16, 2023). P. S479; Vol. 170. No. 1 (January 3, 2024). P. S1- S2; No. 6 (January 11, 2024). P. S101; No. 49 (March 20, 2024). P. S2468.

9. О технической стороне вопроса см.: U.S. Department of State. The Outer Limits of the Extended Continental Shelf of the United States of America: Executive Summary. Washington. 2023. P. 15-19; Keating-Bitonti C. Outer Limits of the U.S. Extended Continental Shelf: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service. February 7, 2024.

10. U.S. Department of State. Announcement of U.S. Extended Continental Shelf Outer Limits. December 19, 2023. URL: https://www.state.gov/announcement-of-u-s-extended-continental-shelf-outer-limits/; https://www.state.gov/announcement-of-u-s-extended-continental-shelf-outer-limits-2/ (дата обращения 18.02.24).

11. Continental Shelf and Maritime Boundaries; Notice of Limits // Federal Register. Vol. 88. No. 244 (December 21, 2023). P. 88470-88477.

12. U.S. President (Harry S. Truman). Proclamation 2667. Policy of the United States With Respect to the Natural Resources of the Subsoil and Sea Bed of the Continental Shelf. September 28, 1945. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/proclamation-2667-policy-the-united-states-with-respect-the-natural-resources-the-subsoil (дата обращения 18.02.24).

13. Теребов О.В. «Тридцатилетняя война»: США и Конвенция ООН по морскому праву // США  Канада: экономика, политика, культура. 2013, №4 (520), с.59–73.

14. Edvardsen A. US Strategic Bombers and Aircraft Carrier Gerald R. Ford Participates in Arctic Challenge Exercise. June 6, 2023. URL: https://www.highnorthnews.com/en/us-strategic-bombers-and-aircraft-carrier-gerald-r-ford-participates-arctic-challenge-exercise (дата обращения 20.02.24).

15. Jonassen T. Forventer dobling av atomubåter til Norge. 26.april 2023. URL: https://www.highnorthnews.com/nb/forventer-dobling-av-atomubater-til-norge (дата обращения 12.02.24).

16. Edvardsen A. Tenth Visit by American Submarines in Grøtsund, Tromsø. June 14, 2023. URL: https://www.highnorthnews.com/en/tenth-visit-american-submarines-grotsund-tromso; Edvardsen A. Frequent Submarine Calls in Tromsø – New US Nuclear Submarine on Logistical Stop. October 4, 2023. URL: https://www.highnorthnews.com/en/frequent-submarine-calls-tromso-new-us-nuclear-submarine-logistical-stop (дата обращения 20.02.24).

17. First service stop by a US Navy submarine in Icelandic territorial waters. April 26, 2023. URL: https://www.government.is/diplomatic-missions/embassy-article/2023/04/26/First-service-stop-by-a-US-Navy-submarine-in-Icelandic-territorial-waters/; USS San Juan (SSN 751) Conducts Brief Stop Off Iceland’s Coast. 26 April 2023. URL: https://www.navy.mil/Press-Office/News-Stories/Article/3376082/uss-san-juan-ssn-751-conducts-brief-stop-off-icelands-coast/ (дата обращения 19.02.24).

18. U.S. Navy. Navy Launches Operation ICE CAMP 2024 in the Arctic Ocean. March 8, 2024. URL: https://www.sublant.usff.navy.mil/Press-Room/News-Stories/Article/3702201/navy-launches-operation-ice-camp-2024-in-the-arctic-ocean/ ) (дата обращения 09.03.24); U.S. Navy. CNO Travels to Arctic for Operation Ice Camp 2024. March 18, 2024 (https://www.usff.navy.mil/Press-Room/News-Stories/Article/3712315/cno-travels-to-arctic-for-operation-ice-camp-2024/ (дата обращения 19.03.24).

19. U.S. Department of State. U.S. Signs Defense Cooperation Agreement with Sweden. Media Note. December 5, 2023. URL: https://www.state.gov/u-s-signs-defense-cooperation-agreement-with-sweden/ (дата обращения 12.02.24).

20. Ministry for Foreign Affairs of Finland. Defence Cooperation Agreement with the United States (DCA). December 18, 2023. URL: https://um.fi/defence-cooperation-agreement-with-the-united-states-dca- (дата обращения 15.02.24).

21. О технической стороне вопроса см.: U.S. Government Accountability Office. Coast Guard Acquisitions: Polar Security Cutter Needs to Stabilize Design Before Starting Construction and Improve Schedule Oversight. July 27, 2023; O’Rourke R. Coast Guard Polar Security Cutter (Polar Icebreaker) Program: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service. January 17, 2024.

22. LaGrone S. Bollinger Closes $15M Acquisition of Halter Marine, New Name: ‘Bollinger Mississippi Shipbuilding’. November 14, 2022. URL: https://news.usni.org/2022/11/14/bollinger-closes-15m-acquisition-of-halter-marine-new-name-bollinger-mississippi-shipbuilding (дата обращения 16.02.24).

23. Bollinger Shipyards Cuts Steel on Prototype Module of First US-Built Heavy Icebreaker in 50 Years. August 9, 2023. URL: https://www.bollingershipyards.com/news/bollinger-shipyards-cuts-steel-on-prototype-module-of-first-us-built-heavy-icebreaker-in-50-years/ (дата обращения 12.02.24).

24. Humpert M. No Delivery Date As Timeline For New US Coast Guard Icebreaker Continues to Slip. High North News. May 16, 2023. URL: https://www.highnorthnews.com/en/no-delivery-date-timeline-new-us-coast-guard-icebreaker-continues-slip (дата обращения 17.02.24).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести