Арктический вектор в политике Канады и военные планы США
Арктический вектор в политике Канады и военные планы США
Аннотация
Код статьи
S207054760030457-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Исраелян Евгения Викторовна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются следующие вопросы: значение Арктики для хозяйственного и политического развития Канады; эволюция её северной политики; роль Канады в арктической стратегии США. Сделан вывод о том, что в новой геополитической обстановке арктическое направление становится для Оттавы приоритетным. При этом повышение роли Канады в арктических планах США зависит от осуществления модернизации её вооружений и разработки новой военной политики.

Ключевые слова
внешняя политика Канады, Арктика, Север, правительство Джастина Трюдо, арктическая повестка, Арктический Совет, канадско-американские отношения, НОРАД, национальная стратегия США для Арктического региона
Классификатор
Получено
04.03.2024
Дата публикации
29.03.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
269
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

По своему географическому положению Канада – северная страна. Среди государств, выходящих на побережье Северного Ледовитого океана, Канада и Россия обладают самыми большими по площади арктическими территориями. Специалисты отмечают, что «северность» оказалась ключевым фактором в становлении канадской идентичности. Именно эта особенность позволяла молодой стране (сначала колонии, а потом доминиону) не идентифицировать себя с Соединёнными Штатами и одновременно дистанцироваться от своей метрополии – Великобритании1. Однако арктические вопросы долгое время не входили в число приоритетных направлений государственной политики. Главной причиной такого «равнодушия» было неравномерное расселение канадцев: более 90% до сих пор проживают в южных районах, в пределах 250 км от границы с США. А жители Севера (преимущественно представители коренных народов) составляют менее 1% численности населения страны.

1. Максимова Д.Д., Соколов В.И. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады. Москва, Институт США и Канады РАН, 2015. С.5.
2 Арктический регион Канады очень богат природными ресурсами: запасами лёгкой нефти, природного газа, критически важных минералов, цинка, меди, никеля урана, золота, алмазов. Возобновляемая энергетика страны развивается во многом благодаря канадскому Северу: в территории Юкон 90% электроэнергии производится на гидростанциях. Эти природные блага мало освоены, а инфраструктура развита достаточно слабо. В результате в хозяйстве всей страны Север занимает весьма скромное место.
3 Арктический вектор важен для Канады и с политической точки зрения. Он открывает перед Оттавой возможности для установления контактов с приполярными государствами и развития международного сотрудничества. Канада один из восьми членов Арктического совета (АС) и входит в состав Арктической пятёрки (пять прибрежных государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном: Канада, Дания, Норвегия, Россия и Соединённые Штаты). Канада уделяет заметное внимание работе АС; напомним, что он был создан в Оттаве в 1996 г, а Канада была первым председателем. Фактическое прекращение работы АС в прежнем формате по вине западных участников весьма невыгодно для Канады.
4

Смена приоритетов

 

Долгое время интерес канадских властей к северным регионам и Арктике был периодическим и возникал в основном под влиянием внешнеполитических факторов. В качестве примера можно привести решение миграционной проблемы в конце ХIХ – начале ХХ века, когда из-за прибытия на Клондайк большого числа золотоискателей в Юкон были направлены отряды Королевской конной полиции. Другой сюжет – сотрудничество с США по обеспечению континентальной безопасности в годы холодной войны. Была создана система радиолокационного обнаружения (линия «Дью»), впоследствии трансформированная в Северную систему оповещения, и Командование аэрокосмической обороной Северной Америки (НОРАД) с единой с США системой управления. В те годы Север рассматривался Оттавой в первую очередь как элемент сохранения безопасности. И только в 1970-е годы, после крупнейшего нефтяного кризиса 1973 г., постепенно начинается ресурсное освоение северных территорий2.

2. Давыдова Ю.А., Матюхин А.В., Севостьянов П.И. Военно-политические стратегии США и Канады в Арктике // Журнал политических исследований. 2020. Том 4, № 3. Available at: >>> (accessed at: 20.02.2024).
5

Активная деятельность Канады в Арктике развернулась с середины 1990-х годов, когда арктические интересы страны определились, а политика стала приобретать системный характер. Арктическая стратегия, обнародованная в 2000 г. либеральным правительством Ж. Кретьена под названием «Северное измерение внешней политики Канады» (Northern Dimension of Canadas Foreign Policy), носила социально-гуманитарный характер. На первый план были выдвинуты проблемы защиты коренного населения, охраны экологии и международного сотрудничества. А вопросам континентальной обороны придавалось второстепенное значение3.

3. Максимова Д.Д. Арктические интересы Канады // Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства / Отв. ред. В.И. Соколов; – М.: Издательство «Весь мир», 2017. С.283.
6 В последующие годы в арктической повестке дня Канады присутствовали военная, научно-экономическая и социальная составляющие, причём основной акцент, как правило, делался на экологических и гуманитарных аспектах.
7 Сдвиги в политике наметились с приходом к власти консервативного правительства С. Харпера (2006–2015 гг. у власти), взявшего курс на наращивание военного потенциала страны. Оборонная стратегия «Канада прежде всего», принятая в 2008 году (Canada First Defence Strategy), предусматривала развитие вооружённых сил и модернизацию военного оборудования. Крупные средства выделялись на замену морской патрульной, поисковой и спасательной авиации и обновление ВМС.
8

Непосредственным толчком к внесению изменений в арктическую политику Канады послужила российская экспедиция на Северный полюс под руководством А. Чилингарова в 2007 г., вызвавшая неоправданно острую реакцию канадского общества. Вскоре С. Харпер заявил о своём намерении защищать суверенитет Канады в Арктике, которое было сформулировано в обнародованной в 2009 г. «Северной стратегии Канады: наш Север, наше наследие, наше будущее» (Canadas Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future)4. А в августе 2010 г. увидел свет ещё один правительственный документ, посвящённый рассматриваемому региону – «Заявление о внешней политике Канады в Арктике». В отличие от предыдущих правительственных публикаций, в документах правительства С. Харпера первостепенное значение отдавалось укреплению канадского суверенитета в Арктике. Интересно, что в разделе об охране национального суверенитета были обозначены основные межгосударственные споры Канады с её арктическими соседями5: во-первых, территориальный спор с Данией по поводу острова Ханса6; во-вторых, определение морских границ в море Бофорта – спорный вопрос с США7 и, в-третьих, спор с США о статусе Северо-Западного прохода (СЗП). Как известно, США считают СЗП международным проливом, а Канада относит его к своим внутренним водам. Другое отличие документов правительства С. Харпера состоит в том, что они охватывали не только внешнеполитическую, но и внутриполитическую грань северной политики Канады, а её реализация была поручена сразу двум министерствам – Министерству иностранных дел и международной торговли и Министерству по делам аборигенов и развитию Севера8.

4. Canada’s Northern Strategy Our North, Our Heritage, Our Future. Ottawa, 2009.P.13. Available at: >>> (accessed at: 15.09.2023)

5. Володин Д.А. От моря Лабрадор до моря Линкольна: территориальные и пограничные споры между Канадой и Данией (1970–2020-е годы) // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 2. DOI: 10.18254/S207054760030124-3

6. Барановский К.Ю. Территориальный спор между Канадой и Данией // США Канада: экономика, политика, культура, 2006, № 12, С. 76;

7. Володин Д.В. Пограничный спор между Канадой и США в море Бофорта: проблемы урегулирования // Россия и Америка в XXI веке. 2023, № 4. DOI: 10.18254/S207054760027293-9

8. Максимова Д.Д. Op. cit., с.285.
9 С победой на выборах 2015 года либерального правительства Дж. Трюдо арктическая повестка дня приобрела прежние очертания. Обновлённая в 2019 г. программа развития арктических территорий, которая называлась «Общие положения политики Канады в Арктике и на Севере» (Canada's Arctic and Northern Policy Framework), была опубликована в 2019 г. Основное внимание было уделено вопросам социально-экономического развития региона, сохранения окружающей среды, положению коренных народов Севера – так называемому «человеческому измерению арктической повестки». Примечательно, что в документе отдельно говорилось о перспективах развития российско-канадского диалога в таких сферах, как научное сотрудничество, изменение климатических условий Севера, судоходство и поисково-спасательные работы.
10 Однако ситуация быстро изменилась. Арктика из привычно наименее конфликтогенной зоны стала превращаться в территорию военного противостояния. Ведение западными странами прокси-войны против России, которая приводит к усилению конфронтации между Западом и РФ, вступление в НАТО Финляндии и Швеции, фактическое прекращение работы АС – всё это обусловило сдвиги в северной политике арктических государств. По мнению союзников, любое продолжающееся нежелание Канады улучшать свои оборонительные возможности в Арктике делает её слабым звеном на западном северном фланге.
11

Суть современного внешнеполитического подхода Канады сформулировала министр иностранных дел М. Джоли в своей программной речи 30 октября 2023 г. Она назвала два ключевых принципа, которыми руководствуется Канада: защита национального суверенитета и использование прагматичной дипломатии для привлечения к переговорам стран с различным мировоззрением. Министр подчеркнула важность Канадской Арктики для охраны безопасности государства9, которому, по словам М. Джоли, угрожают Россия и Китай. Глава внешнеполитического ведомства пообещала, что правительство выделит крупное финансирование для модернизации НОРАД и военно-морского флота, действующего на Севере и в Арктике10.

9. Вяхирева Н. С. Арктика как новый внешнеполитический приоритет Канады. // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 2. DOI: 10.18254/S207054760030139-9

10. Address by Minister Joly on Canadian Diplomacy Amidst Geopolitical Uncertainty. Global Affairs Canada. October 30, 2023. Toronto, Ontario. Available at: >>> (accessed at: 3.12.2023).
12 Отметим, что причисление России к основным военным угрозам стало ритуальным для официальных заявлений и документов Канады и связывается с якобы имеющимися у России «намерениями напасть на Канадскую Арктику». На самом деле оно объясняется, участием Оттавы в качестве командного игрока в антироссийской санкционной кампании и военном вкладе в милитаризацию Украины. Тезис об угрозе Канаде в Арктике со стороны Китая также выглядит спорным. По мнению специалистов, Арктика пока занимает скромное место в системе внешнеполитических и экономических приоритетов КНР и рассматривается лишь наряду с другими перспективными направлениями будущей деятельности.
13

Место и роль Канады в арктической стратегии США

 

В октябре 2022 года США опубликовали Национальную стратегию для Арктического региона11, а через год – План её имплементации12. Чаще всего Канада фигурирует в перечне партнёров США по охране и освоению Арктики и Севера, но в некоторых разделах ей уделено особое внимание. В стратегии Канада упомянута 3 раза, а в Плане – 14 раз. Белый дом наметил два главных направления американско-канадского сотрудничества. Во-первых, в сфере модернизации системы НОРАД, которая создана в рамках соглашения об объединённой аэрокосмической обороне Северной Америки. Во-вторых, в проведении совместных научно-технических разработок и исследований по вопросам сохранения экологии Арктики и противодействия изменению климата.

11. National Strategy for the Arctic Region. The White House. October 2022. Available at: >>> (accessed at: 6.02.2024).

12. Implementation Plan for the 2022 National Strategy for the Arctic Region. The White House. October 18, 2023. Available at: >>> (accessed at: 6.02.2024)
14

Как следует из Плана имплементации, развитие научно-технического сотрудничества будет развиваться в рамках американско-канадского Арктического диалога, запущенного в феврале 2021 года. Тогда президентом Дж. Байденом и премьер-министром Дж. Трюдо была принята Дорожная карта обновлённого партнёрства между США и Канадой. В документах отмечалось, что весьма плодотворно работают те международные исследовательские экспедиции, которые используют новейшие достижения каждой из сторон. Один из примеров – американско-канадский разведочный проект по изучению океанских льдов в районе Круговорота Бофорта (Beaufort Gyre (BG-БК) Exploration Project). Основная цель программы – исследование бассейновых механизмов, регулирующих содержание пресной воды и тепла в Северном Ледовитом океане. Для справки: канадская акватория с её круговоротом Бофорта содержит около 45 тыс. кум. км пресной воды и является основным резервуаром пресной воды, хранящейся в Северном Ледовитом океане13. По мнению участников, проект позволяет углубить понимание арктической климатической системы и оценить её изменение в условиях глобального потепления.

13. Woods Hole Oceanographic Institution. Beaufort Gyre (BG Exploration Project. Available at: >>> (accessed at: 16.02.2024).
15

Обратим внимание ещё на одну немаловажную деталь. Сотрудничество с партнёрами в Арктике, говорилось в документах Белого дома, должно определяться общими ценностями и вестись на основе утверждённых норм и правил. Этот ценностной акцент и ссылки на согласованные правила созвучны заявлению главы канадского МИД, которая неоднократно приводила ценностные ориентиры для аргументации своей позиции. «Наш суверенитет лучше всего сохраняется в системе, основанной на чётких и справедливых правилах, способствующих предсказуемости. И мы будем продолжать отстаивать эту систему, никогда не поступаясь нашими ценностями…», – заверила Джоли свою аудиторию14.

14. Address by Minister Joly on Canadian Diplomacy Amidst Geopolitical Uncertainty. Op. cit.
16 Вопрос о содержании, структуре и основных свойствах ценностей издавна интересует членов академического сообщества. В наши дни он вышел за рамки научного дискурса и стал одним из центральных в международной повестке. То же наблюдение справедливо и для международных норм и правил, в интерпретациях которых до сих пор не достигнуто консенсуса. Приведённые нами документы – пример западной концепции «порядка, основанного на правилах», который рассматривается в качестве «основы глобального мира и процветания». Её разделяют ряд экспертов, а также власти США, Канады, других западных стран. Напомним, что ценностные ориентиры традиционно были одним из ключевых векторов внешней и внутренней политики Канады, который в той или иной степени присутствовал в её международной деятельности.
17

У концепции есть многочисленные критики и оппоненты. Её оспаривают многие российские и западные специалисты разного профиля (юристы, политологи, международники). С ней категорически не согласны официальные лица РФ, считающие, что она противоречит ключевым принципам Устава ООН15. Не вдаваясь в подробности незатихающих острых диспутов, отметим очевидное: в их основе лежит фундаментальное различие в подходах спорящих сторон к главным проблемам современного мироустройства.

15. Лавров С.В. Подлинная многосторонность и дипломатия против «порядка, основанного на правилах» // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 72–81. DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-72-81 Available at: >>> (дата обращения: 5.09.2023)
18

Вернёмся к теме американско-канадского сотрудничества в области обороны Северной Америки. По признанию военно-политических кругов США и НАТО, осуществлению планов повышения роли Канады в Арктике мешают очень слабые военные возможности страны16. В ответ на резкую критику и нажим союзников правительство Трюдо ещё два года назад пообещало подготовить документ о новой военной политике Канады. Обещание до сих пор не выполнено. Не очень обнадёживают намёки министра национальной обороны Б. Блэра на то, что выпуск новой белой книги будет приурочен к летнему саммиту НАТО в Вашингтоне17. Однако нет сомнений в том, что главным элементом военной политики будет модернизация вклада Канады в НОРАД. На эти нужды в 2022 г. были выделены ассигнования в размере 38,6 млрд кан. долл., рассчитанные на 20 лет18. Эксперты свидетельствуют, что программа будет самым масштабным обновлением НОРАД за четыре последних десятилетия.

16. Подробнее: Исраелян Е.В. Российско-канадские отношения в 2023 году: «глубокая заморозка» // Россия и Америка в ХХI веке. 2024. №2. DOI: 10.18254/S207054760030145-6

17. Ballingall, A. Our military woes could have deep consequences // Toronto Star, Febr.25,2024.

18. Fact sheet: Funding for Continental Defence and NORAD Modernization. Available at: >>> (accessed at: 16.01.2024).
19

Краткий перечень запланированных мер выглядит следующим образом: создание новой загоризонтной радиолокационной системы с современными технологиями обнаружения угроз, наблюдения, мониторинга и командования; модернизация командования и управления: закупка самолётов-заправщиков и усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» для истребителей; обновление инфраструктуры вооружённых сил на севере; завершение прежних и запуск новых космических проектов с привлечением дополнительного финансирования19. Осенью 2023 г. Б. Блэр также объявил о решении начать строительство нового учебного центра на военной базе в Галифаксе (провинция Новая Шотландия).

19. Ibid.
20

Некоторые из намеченных задач частично выполнены. Например, Министерство национальной обороны (МНО) приобрело около 140 новых патрульных самолётов. В январе 2023 г. было заключено соглашение о закупке у американской военной корпорации «Локхид Мартин» (Lockheed Martin Corporation) 88 истребителей нового поколения F-35. Сделка положила конец почти 20-летнему переговорному процессу о замене истребителей CF-18, находившихся на вооружении ВВС Канады с 1982 года. В 2023 г. заключён контракт с компанией «Эйрбас» (Airbus) на замещение парка устаревших самолётов CC-150 Polaris более современной заправочной авиацией. Эти и другие меры, по данным военного ведомства, позволят увеличить численность воздушного флота почти вдвое и будут соответствовать оперативным требованиям НОРАД20.

20. Statement from the Minister of National Defence on the NORAD Change of Command. National Defence. February 5, 2024. Available at: >>> (accessed at: 16.02.2024).
21

Помимо НОРАД происходит обновление ВМС Канады, в том числе с прицелом на арктическую деятельность. Основной военный ресурс Канады в Арктике, в дополнение к НОРАД – суда класса «Гарри Девольф» (Harry DeWolf), которые были спроектированы для охраны национального суверенитета Канады в Арктике. Они используются для патрулирования и мониторинга вод с арктическим климатом и при необходимости обладают ледокольной способностью. Примечательно, что по численности таких судов Канада опережает США. По программе модернизации канадских ВМС построены четыре корабля этого класса и ещё два находятся в процессе сооружения. Кроме того, началось производство первого из запланированных военных кораблей нового поколения21.

21. EDVARDSEN, A. Canada With Defense Policy Update on the Horizon. // High North News, Nov 24 2023. Available at: >>> (accessed at: 16.02.2024).
22

В современной арктической повестке Канады вновь появился вопрос об участии в национальной противоракетной обороне США. Решение об отказе от присоединения к ней было принято либеральным правительством П. Мартина ещё в 2005 году. С тех пор вопрос периодически поднимался на парламентских заседаниях и в научном сообществе, однако официальная позиция осталась неизменной. В условиях нарастающей военной напряжённости в мире и в Арктике проблема ПРО вновь стала актуальной. В апреле 2023 г. был обнародован доклад постоянного комитета по обороне Палаты общин канадского Парламента, а через три месяца – документ, подготовленный комитетом Сената по национальной безопасности, обороне и делам ветеранов. Парламентарии обеих палат сошлись во мнении о том, что правительству следует «пересмотреть» решение относительно участия в американской ПРО. Оценивая предложения законодателей, эксперты обращали внимание на скрытое за «приглушёнными, расплывчатыми формулировками» нежелание авторов изменять существующую политику. Чёткость и последовательность проявили депутаты Новой Демократической партии (НДП), которые представили в Палату общин отдельное заявление. В нём говорилось, что «пришло время навсегда прекратить разговор об участии Канады в системе противоракетной обороны»22. Судя по всему, точка в дебатах о канадском вкладе в американскую ПРО ещё не поставлена.

22. Цит.по: Regehr, E. US Strategic Ballistic Missile Defence: Why Canada won’t join it. The Simons Foundation Canada, July,11, 2023. Available at: >>> (accessed at: 26.02.2024).
23

Заключение

 

Проведённое исследование даёт основания для следующих выводов: во-первых, в новой геополитической обстановке арктическое направление становится приоритетным для внешней политики Канады. Во-вторых, происходит смещение фокуса в арктической повестке Канады с экологических и социальных вопросов на военные. Вместе с тем значение проблем коренного населения сохраняется, поскольку это один из главных приоритетов внутренней политики страны. В-третьих, повышение роли Канады в арктических планах США зависит, прежде всего, от осуществления модернизации вооружённых сил и разработки новой военной политики.

Библиография

1. Максимова Д.Д., Соколов В.И. Север и Арктика в политике и хозяйстве Канады. Москва, Институт США и Канады РАН, 2015. С.5.

2. Давыдова Ю.А., Матюхин А.В., Севостьянов П.И. Военно-политические стратегии США и Канады в Арктике // Журнал политических исследований. 2020. Том 4, № 3. Available at: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/39748/view# (accessed at: 20.02.2024).

3. Максимова Д.Д. Арктические интересы Канады // Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства / Отв. ред. В.И. Соколов; – М.: Издательство «Весь мир», 2017. С.283.

4. Canada’s Northern Strategy Our North, Our Heritage, Our Future. Ottawa, 2009.P.13. Available at: https://publications.gc.ca/collections/collection_2009/ainc-inac/R3-72-2008.pdf (accessed at: 15.09.2023)

5. Володин Д.А. От моря Лабрадор до моря Линкольна: территориальные и пограничные споры между Канадой и Данией (1970–2020-е годы) // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 2. DOI: 10.18254/S207054760030124-3

6. Барановский К.Ю. Территориальный спор между Канадой и Данией // США  Канада: экономика, политика, культура, 2006, № 12, С. 76;

7. Володин Д.В. Пограничный спор между Канадой и США в море Бофорта: проблемы урегулирования // Россия и Америка в XXI веке. 2023, № 4. DOI: 10.18254/S207054760027293-9

8. Максимова Д.Д. Op. cit., с.285.

9. Вяхирева Н. С. Арктика как новый внешнеполитический приоритет Канады. // Россия и Америка в XXI веке. 2024. № 2. DOI: 10.18254/S207054760030139-9

10. Address by Minister Joly on Canadian Diplomacy Amidst Geopolitical Uncertainty. Global Affairs Canada. October 30, 2023. Toronto, Ontario. Available at: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2023/11/address-by-minister-joly-on-canadian-diplomacy-amidst-geopolitical-uncertainty.html (accessed at: 3.12.2023).

11. National Strategy for the Arctic Region. The White House. October 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (accessed at: 6.02.2024).

12. Implementation Plan for the 2022 National Strategy for the Arctic Region. The White House. October 18, 2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2023/10/NSAR-Implementation-Plan.pdf (accessed at: 6.02.2024)

13. Woods Hole Oceanographic Institution. Beaufort Gyre (BG Exploration Project. Available at: https://www2.whoi.edu/site/beaufortgyre/overview/scientific-motivation/ (accessed at: 16.02.2024).

14. Address by Minister Joly on Canadian Diplomacy Amidst Geopolitical Uncertainty. Op. cit.

15. Лавров С.В. Подлинная многосторонность и дипломатия против «порядка, основанного на правилах» // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 72–81. DOI: 10.31278/1810-6439-2023-21-4-72-81 Available at: https://globalaffairs.ru/articles/podlinnaya-mnogostoronnost/ (дата обращения: 5.09.2023)

16. Подробнее: Исраелян Е.В. Российско-канадские отношения в 2023 году: «глубокая заморозка» // Россия и Америка в ХХI веке. 2024. №2. DOI: 10.18254/S207054760030145-6

17. Ballingall, A. Our military woes could have deep consequences // Toronto Star, Febr.25,2024.

18. Fact sheet: Funding for Continental Defence and NORAD Modernization. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/services/operations/allies-partners/norad/facesheet-funding-norad-modernization.html (accessed at: 16.01.2024).

19. Ibid.

20. Statement from the Minister of National Defence on the NORAD Change of Command. National Defence. February 5, 2024. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/news/2024/02/statement-from-the-minister-of-national-defence-on-the-norad-change-of-command.html (accessed at: 16.02.2024).

21. EDVARDSEN, A. Canada With Defense Policy Update on the Horizon. // High North News, Nov 24 2023. Available at: https://www.highnorthnews.com/en/canada-defense-policy-update-horizon (accessed at: 16.02.2024).

22. Цит.по: Regehr, E. US Strategic Ballistic Missile Defence: Why Canada won’t join it. The Simons Foundation Canada, July,11, 2023. Available at: https://www.thesimonsfoundation.ca/highlights/us-strategic-ballistic-missile-defence-why-canada-wont-join-it (accessed at: 26.02.2024).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести