Современные тенденции в американо-китайском сотрудничестве в экономической и гуманитарной областях
Современные тенденции в американо-китайском сотрудничестве в экономической и гуманитарной областях
Аннотация
Код статьи
S207054760030148-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кирюшина Анастасия Игоревна 
Должность: Студентка
Аффилиация: Дипломатическая академия МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Морозов Юрий Васильевич
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Актуальность статьи обусловлена изменениями во взаимоотношениях между КНР и США в экономической и гуманитарных сферах. Их анализ позволил авторам статьи выявить: взаимосвязь стратегий Вашингтона и Пекина с основными областями их экономического сотрудничества; и проанализировать причины снижения гуманитарного взаимодействия. Несмотря на эти негативные факторы во взаимоотношениях США и Китая, они по-прежнему связаны комплексной взаимозависимостью, обуславливающей развивать экономическую и гуманитарную сферы сотрудничества по тем направлениям, которые наиболее выгодны им.

Ключевые слова
США, Китай, экономическое сотрудничество, гуманитарное взаимодействие, Б. Обама, Д. Трамп, Д. Байден, Си Цзиньпин
Классификатор
Получено
05.01.2024
Дата публикации
29.02.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
249
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В 2024 году исполняется 45 лет со дня установления дипломатических отношений между США и КНР, в связи с чем Председатель КНР Си Цзиньпин в поздравительной телеграмме американской стороне (от 1 января 2024 г.) отметил, что за этот срок китайско-американские отношения пережили тяжёлые испытания, но в целом они продвигались вперёд, что повысило благосостояние народов двух стран и способствовало стабильности и процветанию во всём мире1. Действительно, во время правления семи администраций в США (от Р. Никсона до Дж. Буша-младшего) и четырёх поколений китайских руководителей (от Мао Цзэдуна до Ху Цзиньтао) американо-китайские отношения были довольно благоприятными2.

1. China's Xi, US President Biden exchange congratulations on 45 years of diplomatic ties. Reuters, 01.01.2024. Available at: >>> (accessed 22.01.2024).

2. Fingar T., Lampton D.M. China’s America Policy: Back to the Future. The Washington Quarterly, 2023. Vol. 46. N. 4. P. 43-63. Available at: >>> (accessed 22.01.2024).
2 Однако в конце срока правления в США президента Б. Обамы и после прихода к власти Д. Трампа отношения между США и КНР стали постепенно ухудшаться и с 2018 г. развиваются по нисходящей: взаимная «торговая война», усиливающаяся конкуренция в области новых технологий, эпидемия ковида-19, рост напряжённости в Тайваньском проливе и другие факторы способствовали нарастанию проблем между Вашингтоном и Пекином в сфере двустороннего сотрудничества в экономической и гуманитарной областях.
3

Чтобы исправить положение, на встрече, состоявшейся 15 ноября 2023 г. в Сан-Франциско, главы двух государств заявили, что они могут урегулировать существующие разногласия между США и КНР, и это даст новый импульс динамике развития взаимоотношений двух сверхдержав в экономической и гуманитарной сферах3.

3. 习近平同美国总统拜登举行中美元首会晤 [Си Цзиньпин провёл встречу с Президентом США Д. Байденом] // Синьхуа, 16.11.2023. Available at: >>> (accessed 22.01.2024).
4

При этом США и Китай, являясь единственными в мире государствами, ВВП которых превышает 10 трлн долл., находятся в центре глобальной экономической системы: Соединённые Штаты – крупнейший в мире производитель высокотехнологичной продукции и гигантский рынок конечного потребления, а Китай является узловым пунктом глобальной цепи поставок товаров и их «мировой фабрикой»4. В свою очередь, американо-китайское гуманитарное сотрудничество способствует снижению уровня неправильного понимания политики США и Китая гражданами этих стран. В связи с этим, в данной статье проанализированы доминирующие тенденции двустороннего сотрудничества в области экономики и гуманитарного сотрудничества, а также взгляды американской и китайской сторон на причины возникновения проблем в этих областях.

4. Kennedy S. U.S.-China Relations in 2024: Managing Competition without Conflict. CSIS, 04.01.2024. Available at: >>> (accessed 23.01.2024).
5

Тенденции развития экономического сотрудничества между Соединёнными Штатами и Китаем

 

Как отмечает председатель попечительского совета по китайскому бизнесу и экономике Центра стратегических и международных исследований США Скотт Кеннеди, внешнюю политику КНР, в том числе в сфере экономики, определяют два отличных друг от друга набора взаимосвязанных факторов (packages), или политических кластера (policy clusters). Первый предполагает наличие враждебной внешней окружающей среды, которая ведёт к установлению ограничений на внешние инвестиции и торговлю. Китай использует этот кластер, когда на первый план выходят вопросы безопасности, чтобы сделать себя менее уязвимым перед западным миром. Во втором основным элементом является получение выгоды от открытости китайской экономики внешнему миру, чтобы задействовать его преимущества для ускорения собственного развития5.

5. Ibidem.
6

Переход от одного кластера к другому китайскому руководству давался не легко, с момента образования КНР (в 1949 г.) оно делало это лишь трижды: в 1958 г., когда Мао Цзэдун отказался от сталинской модели развития в пользу «революционных альтернатив»; при Дэн Сяопине в 1978 г., положившем начало политике реформ и открытости; и после 2010 г., когда Китай вернулся к использованию первого кластера (в том числе из-за негативного влияния мирового финансового кризиса, делающего Китай более уязвимым перед возросшей решимостью США препятствовать его развитию). Помимо этого, пришедший к власти (в 2012 г.) Си Цзиньпин также считал недопустимым следование по пути развития «экономических тигров» (Южной Кореи, Тайваня и т.д.), так как это сопровождалось бы снижением роли Коммунистической партии Китая (КПК) и государственных предприятий6.

6. Fingar T., Lampton D.M. Op. cit.
7

Тем не менее в официальных заявлениях китайских руководителей (в том числе в докладе Си Цзиньпина XX съезду КПК) говорится о том, что КНР и сегодня придерживается политики открытости (а её изменения зачастую объясняются усиливающейся американской враждебностью, которая проявляется в протекционизме, «попытках создания барьеров», «разрыве цепочек», максимизации давления и т.д.)7.

7. 习近平总书记全面深化改革开放金句 [Золотые слова Генерального секретаря Си Цзиньпина о всестороннем углублении политики реформ и открытости] // Центральное народное правительство КНР, 18.12.2023. Available at: >>> (accessed 23.01.2024);
8

Экономическая политика Вашингтона в отношении Китая также во многом определяется оценками масштабности исходящих из КНР угроз для американской экономики и демократии8. Примерами реагирования Вашингтона на исходящие от Пекина угрозы служат при Б. Обаме формирование торговых партнёрств в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) без участия в них Китая; при Д. Трампе – торговая война и продвижение концепции Индо-Тихоокеанского региона (ИТР); при Д. Байдене – усиление соперничества в области науки и технологий. Помимо этого, в Стратегии национальной безопасности (National Security Strategies of the United States of America) 2017 г. и в её уточнённой версии 2022 г. Китай отнесён к одной из главных угроз американским интересам9.

8. Fingar T., Lampton D.M. Op. cit.

9. National Security Strategy of the United States of America. Trump White House, December 2017. Available at: >>> (accessed 23.01.2024);
9

В связи с этим, в 2018–2023 гг. показатели товарооборота между США и Китаем сильно колебались: торговая война привела к тому, что в 2019 г. объём китайско-американской торговли сильно снизился, однако во время пандемии коронавируса из-за высокого спроса на противоэпидемические средства взаимный импорт этих средств резко вырос в 2020 г. В 2021–2022 гг. Китай выполнил свои обязательства в рамках торговой сделки по увеличению импорта из США, чтобы сократить положительное сальдо в торговле10. Вследствие чего, по данным Главного таможенного управления КНР, в эти годы товарооборот между США и КНР вырос на 0,6%, составив 759,427 млрд долл., что стало историческим максимумом11 (см. Рис. 1).

10. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: >>> (accessed 24.01.2024).

11. Товарооборот Китая и США за 2023 год упал на 11,6 процента // ТАСС, 12 января 2024. Available at: >>> (accessed 24.01.2024).
10

Рисунок 1

Объём товарооборота между Китаем и США в 2012–2022 гг., 100 млн долл.

11

12

Источник: данные Главного таможенного управления КНР, >>> 

13

Вместе с тем в майском докладе (2023 г.), подготовленном Американо-китайским деловым советом (The US-China Business Council), было указано, что значительная часть этого роста объясняется инфляцией. Помимо этого, «благожелательный нейтралитет» Китая в отношении начатой Россией спецоперации на Украине, его отказ от присоединения к антироссийским санкциям и замедление экономического роста Поднебесной оказали негативное влияние на экономические взаимоотношения Пекина и Вашингтона. В результате товарооборот между США и КНР стал ослабевать12.

12. US exports to China 2023. The US-China Business Council, 2023. Available at: >>> (accessed 24.01.2024)
14

В 2023 г. американо-китайский товарооборот сократился на 11,6%, составив 664,45 млрд долларов13. Как полагает директор Центра американских исследований Китайского народного университета Ли Вэй, это свидетельствует о том, что важность США и Китая друг для друга снижается14. В то же время объём товарооборота между Китаем и Россией характеризуется противоположной тенденцией: в 2022 г. он увеличился на 29,3% по сравнению с 2021 г., составив 190,271 млрд долл.15; в 2023 г. – он вырос ещё на 26,3%, достигнув 240,11 млрд долл. (что стало рекордным показателем)16.

13. Товарооборот Китая и США за 2023 год упал на 11,6 процента // ТАСС, 12 января 2024. Available at: >>> (accessed 24.01.2024).

14. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: >>>(accessed 24.01.2024).

15. 中俄经贸合作稳步推进 [Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией уверенно продвигается вперёд] // Государственный комитет КНР по делам развития и реформам, 25.03.2023. Available at: >>> (accessed 24.01.2024).

16. Товарооборот России и Китая в 2023 году побил рекорд. РБК, 14.01.2024. Available at: >>> (дата обращения: 24.01.2024).
15

Если проанализировать взаимный экспорт и импорт США и Китая в общем, то здесь необходимо обратить внимание на два основных обстоятельства, произошедших в постпандемийный период. Во-первых, если 2018 г. США были вторым по величине торговым партнёром Китая и главным импортёром его товаров, то в 2023 г. они стали для КНР третьим по величине экспортным рынком и торговым партнёром. Во-вторых, импорт США из Мексики превысил импорт из Китая: за семь месяцев 2023 г. этот импорт был на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а импорт из КНР за этот же период снизился на 25%. Это было связано с усилением проводимой Соединёнными Штатами политики ниаршоринга и френдшоринга с целью создания независимых от Китая промышленных цепочек и сокращения дефицита в торговле с ним17. В результате Китай стал третьим по величине торговым партнёром США после Канады и Мексики.

17. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: >>> (accessed 24.01.2024).
16 Помимо этого, обострилась конкуренция в научно-технологической области, которая повлияла на другие аспекты экономического сотрудничества двух стран. Об этом свидетельствуют данные Министерства торговли США за 2022 г., которые демонстрируют рост экспорта высокотехнологичной продукции из США в страны мира и его снижение в Китае (см. Рис.2).
17

Рисунок 2

Экспорт высокотехнологичной продукции из США в 2016–2022 гг., млн. долл.

18

19

Источник: U.S. Census Bureau, >>> 

20

Как по этому поводу заявил госсекретарь США во время своего визита в Китай (в июне 2023 г.), «предоставление Китаю высоких технологий, которые могут быть использованы против США, не входит в американские интересы»18. В связи с чем наибольшее снижение американского экспорта в Поднебесную происходит в области оптико-электронной и информационно-коммуникационной продукции. В ответ Пекин также сократил объём своего экспорта оптико-электронной продукции в США (на 67,6% с 2016 г. по 2022 г.), что свидетельствует о тенденции разрыва связей между двумя странами в области высоких технологий.

18. As growth stalls for the U.S. and China, Blinken talked up economic ties in high-stakes Beijing trip. CNBC, 20.06.2023. Available at: >>> (accessed 24.01.2024).
21

Объём прямых инвестиций в Китай из США также значительно снизился, составив в 2022 г. около 8 млрд долл. по сравнению с 14 млрд долл. в 2016 г. В 2022 г. объём прямых китайских инвестиций в США составил всего 2,49 млрд долл., что стало самым низким показателем с 2009 г.19 (см. Рис 3).

19. 美咨询公司:中企对美直接投资跌至全球金融危机以来最低 [Американская консалтинговая фирма: Прямые инвестиции китайских компаний в США упали до самого низкого уровня со времён мирового финансового кризиса] // Ляньхэ цзаобао, 07.09.2023. Available at: >>>(accessed 25.01.2024).
22

Рисунок 3

Объём взаимных прямых инвестиций США и Китая, 2019-2022 гг.

23

24

Источник: U.S. Bureau of Economic Analysis (BEA), >>> 

25

На фоне снижения сотрудничества между Китаем и США в области прямых инвестиций, российско-китайское сотрудничество демонстрирует тенденцию постоянного роста: за I квартал 2023 г. объём прямых инвестиций России в Китай возрос на 18%, а китайские инвестиции в Россию – на 40%20. Наиболее ощутимы китайские вклады в российское судостроение и в совместную разработку «сквозных технологий»21.

20. В РАСПП назвали перспективные отрасли для китайских инвестиций в России // Известия, 16.02.2023. Available at: >>> (accessed 25.01.2024).

21. РФ и КНР в 2024 году запустят совместные проекты по сквозным технологиям и судостроению // ТАСС, 18.12.2023. Available at: >>>(accessed 25.01.2024).
26

По мнению китайских аналитиков, основная причина ухудшения торгово-экономических отношений между США и КНР состоит в том, что Вашингтон занимается «торговым запугиванием» и возводит «научно-техническую блокаду», что подрывает базу взаимовыгодного сотрудничества с Пекином. Белый дом, используя свой официальный дискурс, пытается сформировать у международного сообщества представление о том, что научно-технологическое сотрудничество различных стран с КНР поставит под угрозу их безопасность22. Схожих взглядов придерживается американский экономист, специальный советник Генерального секретаря ООН Джеффри Сакс, который считает причиной ухудшения американо-китайских отношений «агрессивные экономические меры», предпринимаемые для сдерживания развития Китая всё более «пугливыми» и «обидчивыми» США, идеология которых должным образом не учитывает особенности многополярного мира23.

22. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: >>> (accessed 24.01.2024).

23. Эксклюзив: Сотрудничество между США и Китаем является единственным выбором ввиду высоких ставок – экономист // Синьхуа, 09.11.2023. Available at: >>> (accessed 25.01.2024).
27

В 2024 г. в интересах оздоровления двустороннего экономического сотрудничества обеим державам предстоит реализация плана «Видения Сан-Франциско». По мнению посла КНР в США Се Фэна, этот год будет характеризоваться несколькими «благоприятными моментами»: прекращением «падения» отношений Китая и США и их стабилизацией, экономическим подъёмом Китая и его высоким уровнем открытости внешнему миру24. Помимо этого, Китай готов поддерживать принципы взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества с США с целью достижения консенсуса в китайско-американском диалоге, который должен принести больше стабильности и определенности в практическое сотрудничество между КНР и США25. Другого мнения придерживается американский посол в Китае Н. Бёрнс, который определил взаимоотношения США и Китая как «систематических соперников», борющихся за глобальную и региональную власть и конкурирующих в том числе и в экономическом плане26.

24. 谢锋谈中美经贸合作三 “利好” 和三 “重点” [Се Фэн о трёх «благоприятных моментах» и «важных моментах» торгово-экономического сотрудничества Китая и США] // China News Service. 15.12.2023. Available at: >>> (accessed 26.01.2024).

25. Чудодеев, Ю. В. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая. Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009. Available at: >>> (accessed 26.01.2024).

26. US-China relations are defined by rivalry but must include engagement, American ambassador says. AP, 15.12.2023. Available at: >>> (accessed 26.01.2024).
28

Использование США и КНР «мягкой и жёсткой силы» в гуманитарной области сотрудничества

 

В 1971–1972 гг. в области гуманитарных отношений между США и КНР широкое развитие получила пинг-понговая дипломатия, ставшая предпосылкой к дальнейшему развитию двусторонних отношений в этой сфере. В 1979 г. Вашингтон и Пекин создали первую пару городов-побратимов, и к 2024 г. их численность возросла до 284 пар. Помимо этого, в целях стимулирования гуманитарных отношений в 2010 г. был создан Китайско-американский консультационный механизм высокого уровня по гуманитарным обменам, который оценивался китайскими экспертами в области международных отношений как основа китайско-американских отношений27. Эти акции являются важным инструментом КНР и США в проведении ими политики «мягкой силы» (soft power) в межгосударственных отношениях28. В связи с этим, введший этот термин в международное употребление американский политолог Дж. Най отмечал, что эффективность «мягкой силы» государства повышается, когда проводимая им политика воспринимается другими как легитимная29.

27. 崔守军、李奕昕。加强人文交流,浇筑中美关系根基 [Цуй Шоуцзюнь, Ли Исин. Укрепление гуманитарных обменов для усиления фундамента китайско-американских отношений] // Идеи Си Цзиньпина о дипломатии и китайская дипломатия в новую эпоху, 11.12.2023. Available at: >>> (accessed 27.01.2024).

28. Nye Joseph S. Soft Power and Great-Power Competition: Shifting Sands in the Balance of Power between the United States and China. Springer Nature Singapore, 2023. Available at: >>> (accessed 27.01.2024).

29. Ibidem.
29

Президент США Б. Обама, делавший ставку на развитие американского «мягкосилового арсенала», считал, что излишнее применение силы формирует у международного сообщества представление о США как о «милитаристской державе»30, в связи с чем в межгосударственных отношениях он активно использовал американскую идеологию, массовую культуру и публичную дипломатию (см. Рис. 4).

30. Морозов, Ю. В. Использование США, Китаем и Россией «мягкой» и «жёсткой» силы на международной арене // Стратегический треугольник США-КНР-РФ: вызовы и перспективы безопасности России. Москва: Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, 2022. С. 237-260 (с.239).
30

Рисунок 4

Американская концепция применения «мягкой силы»

31

32

Источник: Актуальные мировоззренческие проблемы современности и их влияние на деятельность органов безопасности, обеспечение государственной безопасности Российской Федерации. Available at: >>> 

33

Сменивший его на этом посту Д. Трамп был более прагматичным. Основное внимание им уделялось решению внутригосударственных проблемам, а не укреплению позиций США на международной арене при помощи «мягкой силы»31. В утверждённой им американской стратегии Китай стал рассматривался как угроза США. Руководство КНР предприняло соответствующие меры в ответ на антикитайскую стратегию Белого дома. Это привело к тому, что в отношениях друг к другу Вашингтон и Пекин всё чаще стали прибегать к политике «жёсткой силы», которая базируется не на привлекательности гуманитарных связей, а на экономической и военной мощи государства32. Помимо этого, китайскими исследователями выделяются ещё две проблемы, затрудняющие американо-китайское гуманитарное сотрудничество.

31. Морозов, Ю. В. Указ. соч., с.242.

32. Nye Joseph S. Op. cit.
34 Во-первых, это прекращение деятельности консультационного механизма высокого уровня по гуманитарным обменам, который был реструктурирован (в 2017 г.) в Китайско-американский социальный и гуманитарный диалог (охватывающий основные области американо-китайского сотрудничества: образование, науку и культуру, охрану окружающей среды, здравоохранение и социальное развитие).
35

Во-вторых, американское руководство посчитало, что с помощью образования и академических обменов Китай осуществляет «идеологическое проникновение» в Соединённые Штаты. В результате в США началось сворачивание многих программ академических обменов с Поднебесной33. По этой же причине происходит сокращение числа студентов, обучающихся в США и Китае. Если при администрации Б. Обамы число обучающийся в США студентов из КНР составляло 350 тыс., то при Д. Трампе число обучающихся в Китае американцев значительно сократилось (с 11 тыс. в 2018–2019 гг. до 400 студентов в 2020–2021 гг.)34 (см. Рис. 5).

33. US-China relations are defined by rivalry but must include engagement, American ambassador says. AP, 15.12.2023. Available at: >>> (accessed 26.01.2024).

34. . US-China cultural exchange at low point after tensions and Covid, data shows // The Guardian, 22.07.2023. Available at: >>> (accessed 27.01.2024).
36

Рисунок 5

Сокращение количества студенческих обменов между США и Китаем, 1999–2022 гг.

37

38

Источник: Open Doors Project. Available at: >>> 

39

Помимо этого, резко уменьшилось количество действующих в США Институтов Конфуция, которых до 2020 г. насчитывалось около 100 при американских учебных заведениях. В том году этот инструментарий «мягкой силы» Китая американские официальные лица обвинили в пропагандистской деятельности, вследствие чего к маю 2021 г. их число сократилось до 4735.

35. Медушевский Н.И., Ермакова А.Н. Эволюция интенсивности мягкой силы внешней политики Китая в отношении США: 2003-2022 гг. // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Т. 11. № 3А. С. 90-193. DOI: 10.34670/AR.2022.10.82.007
40

В 2022 г. власти КНР смогли убедить некоторые американские учебные заведения сохранить эти Институты, произведя их ребрендинг с использованием других названий, чтобы избежать санкций cо стороны администрации Белого дома36. Согласно заявлению директора по торговле и международным связям Счётной палаты США Кимберли Джанопулос, к 2024 г. в США планируется сохранить только «один или два» Института37. Закрытие остальных связано с неопределённостью – смогут ли учебные учреждения, при которых числятся ребрендированные Институты, не попасть под санкции Белого дома и не потерять государственные гранты на ведение своей исследовательской деятельности. Поэтому зачастую руководство учебных заведений предпочитает отказаться от Институтов Конфуция, чтобы сохранить государственное финансирование.

36. Girard B. The Rise and Fall of Confucius Institutes in the US. The Diplomat, 28.11.2023. Available at: >>> (accessed 28.01.2024).

37. Май Ван. В США резко сократилось количество китайских Институтов Конфуция. Vientam.vn, 03.11.2023. Available at: >>> (accessed 28.01.2024).
41

Также ослабевает взаимодействие двух стран в области туризма. В декабре 2020 г. администрация Д. Трампа изменила правила выдачи туристических виз членам КПК и членам их семей (если ранее туристические визы выдавались сроком на 10 лет, то теперь срок их действия для указанной категории лиц составляет только 1 месяц пребывания в США)38. Это привело к сокращению потока китайских туристов в США (если в мае 2019 г. в США прибыло около 255 тыс. китайских граждан, то в мае 2023 г. их число составило лишь 87600 человек)39.

38. NYT: США ужесточили правила получения туристических виз для членов Компартии Китая. ТАСС, 03.12.2020. Available at: >>> (accessed 28.01.2024).

39. US-China cultural exchange at low point after tensions and Covid, data shows // The Guardian, 22.07.2023. Available at: >>> (accessed 27.01.2024).
42

Приведённые факты ухудшения гуманитарного сотрудничества США и КНР в ряде сфер свидетельствует о том, что в этой области американская администрация всё чаще прибегает к политике «жёсткой силы» во взаимоотношениях с Китаем. А китайское правительство поступает наоборот: после открытия своих границ в январе 2023 г. оно предпринимает шаги по восстановлению допандемийного уровня зарубежного туризма в страну: с 1 января 2024 г. вступили в силу новые, упрощённые правила выдачи туристических виз гражданам США40.

40. Зыкова А. Китай упрощает процедуру получения виз для американцев // Октагон, 30.12.2023. Available at: >>> (accessed 29.01.2024).
43

Чтобы предотвратить усугубление кризиса в сфере американо-китайского гуманитарного сотрудничества, Си Цзиньпин во время встречи с Д. Байденом в 2023 г. призвал к нормализации двустороннего взаимодействия в этой области для «укрепления основы здорового развития китайско-американских отношений»41. В результате стороны достигли соглашения о продвижении развития гуманитарного сотрудничества и обменов в области культуры, образования и т.д.42

41. 习近平同美国总统拜登举行中美元首会晤 [Си Цзиньпин провёл встречу с Президентом США Д. Байденом] // Синьхуа, 16.11.2023. Available at: >>> (accessed 22.01.2024).

42. В Сан-Франциско прошел диалог по гуманитарным обменам между Китаем и США // Российская газета, 19.11.2023. Available at: >>> (accessed 29.01.2024).
44 Будут ли выполняться эти соглашения после выборов нового президента США в ноябре 2024 г. зависит от того, кто победит на них – демократы или республиканцы, в предвыборных программах которых присутствуют антикитайские тезисы. И их не сможет игнорировать новый президент, который, очевидно, продолжит политику «жёсткой силы» в отношении Китая, а гуманитарное сотрудничество с ним будет развиваться по направлениям, которые будут выгодны новой администрации в Белом доме.
45

На фоне этой пессимистичной перспективы развития американо-китайского гуманитарного сотрудничества, китайско-российские отношения в этой области являются одним из трёх столпов китайско-российского взаимодействия (наряду с политическим и экономическим сотрудничеством). Его развитие Москвой и Пекином чрезвычайно важно в деле укрепления взаимопонимания между народами двух стран и создания прочной основы для усиления взаимодействия РФ и КНР в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Для этого Россия и Китай активно используют такие инструменты «мягкой силы», как перекрёстные Годы Китая и России, Годы туризма, Годы языков и т. д. В 2024–2025 гг. запланировано проведение перекрёстного Года культуры43.

43. Xiaoguang Bai. Sino-Russian humanitarian cooperation: state, problems and prospects // Power and Administration in the East of Russia, 2022. No. 3 (100). Pp. 42–52. Available at: >>>> (accessed 03.02.2024). DOI: 10.22394/1818-4049-2022-100-3-42-52
46

Заключение

 

Результаты проведённого анализа современных тенденций в американо-китайском сотрудничестве в экономической и гуманитарной областях позволяют прийти к следующим выводам.

47 Во-первых, в современной нестабильной международной обстановке, когда геополитические интересы крупных государств стали играть доминирующую роль, США и Китай всё чаще используют во взаимоотношениях свои инструменты «жёсткой силы», в результате чего происходит ухудшение сотрудничества в экономической и гуманитарной областях.
48 Во-вторых, в отношениях с Китаем администрация Д. Трампа надеялись в кратчайшие сроки предотвратить экономический подъём Китая, однако за короткий исторический период он стал крупнейшей державой в мире. Поэтому целью нынешней администрации США по-прежнему является «конкуренция за победу» над Китаем. Об этом свидетельствует продолжение Байденом начатой Трампом торговой войны и сокращение экспорта в Китай передовых технологий. КНР, в свою очередь, также сокращает экспорт своих технологий в США и развивает национальную ИКТ-индустрию, чтобы сократить зависимость от Соединённых Штатов в этих областях.
49 В-третьих, межгосударственное сотрудничество США и Китая в гуманитарной области с использованием инструментариев «мягкой силы» также резко пошло на спад в течение последних лет. США стали рассматривать двусторонние образовательные и академические обмены как «всеобъемлющую угрозу» американским национальным интересам и стремятся минимизировать их. Китайская сторона, наоборот, предпринимает конкретные действия для нормализации двусторонних отношений в сфере гуманитарного взаимодействия с Соединёнными Штатами.
50 В-четвёртых, хотя Соединённые Штаты и Китай вовлечены во всеобъемлющее соперничество, существует ряд факторов, делающих невозможным полный «разрыв» связей между ними. Американские официальные лица неоднократно подчёркивали отсутствие у США стремления к «разрыву связей» с Китаем и тот факт, что экономический рост Китая идёт на благо США: американский рынок выиграет от большого количества дешёвой китайской продукции, необходимой в условиях инфляции; если китайская экономика продолжит поддерживать темпы роста, то американские компании будут наращивать объём прямых инвестиций в Китай, чтобы не уступить китайский рынок другим международным акторам. Поэтому, несмотря на то что шансы на разрешение фундаментальных разногласий в экономической и гуманитарной областях сотрудничества между США и КНР невелики, их отношения могут избежать дальнейшего ухудшения. Для этого Вашингтону и Пекину потребуется сделать ряд шагов навстречу друг другу, чтобы совместно реализовать проект «Видения Сан-Франциско».

Библиография

1. China's Xi, US President Biden exchange congratulations on 45 years of diplomatic ties. Reuters, 01.01.2024. Available at: https://www.reuters.com/world/chinas-xi-us-president-biden-exchange-congratulations-45th-year-diplomatic-ties-2024-01-01/ (accessed 22.01.2024).

2. Fingar T., Lampton D.M. China’s America Policy: Back to the Future. The Washington Quarterly, 2023. Vol. 46. N. 4. P. 43-63. Available at: https://bpb-us-e1.wpmucdn.com/blogs.gwu.edu/dist/1/2181/files/2023/12/Fingar-Lampton_TWQ_46-4.pdf (accessed 22.01.2024).

3. 习近平同美国总统拜登举行中美元首会晤 [Си Цзиньпин провёл встречу с Президентом США Д. Байденом] // Синьхуа, 16.11.2023. Available at: http://www.news.cn/politics/leaders/2023-11/16/c_1129977979.htm (accessed 22.01.2024).

4. Kennedy S. U.S.-China Relations in 2024: Managing Competition without Conflict. CSIS, 04.01.2024. Available at: https://www.csis.org/analysis/us-china-relations-2024-managing-competition-without-conflict (accessed 23.01.2024).

5. Ibidem.

6. Fingar T., Lampton D.M. Op. cit.

7. 习近平总书记全面深化改革开放金句 [Золотые слова Генерального секретаря Си Цзиньпина о всестороннем углублении политики реформ и открытости] // Центральное народное правительство КНР, 18.12.2023. Available at: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202312/content_6920858.htm (accessed 23.01.2024); 习近平: 高举中国特色社会主义伟大旗帜为全面建设社会主义现代化国家而团结奋斗. 在中国共产党第二十次全国代表大会上的报告(2022年10月16日)[Си Цзиньпин. Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства. Доклад ЦК КПК на 20 съезде КПК. (16 октября 2022 г.)] // Правительство КНР, 25.10.2022. Available at: https://www.gov.cn/xinwen/2022-10/25/content_5721685.htm (accessed 23.01.2024).

8. Fingar T., Lampton D.M. Op. cit.

9. National Security Strategy of the United States of America. Trump White House, December 2017. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 23.01.2024); National Security Strategy. The White House, October 12, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 23.01.2024).

10. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: https://www.icc.org.cn/publications/policies/2005.html (accessed 24.01.2024).

11. Товарооборот Китая и США за 2023 год упал на 11,6 процента // ТАСС, 12 января 2024. Available at: https://ria.ru/20240112/tovarooborot-1920846827.html (accessed 24.01.2024).

12. US exports to China 2023. The US-China Business Council, 2023. Available at: https://www.uschina.org/reports/us-exports-china-2023-0 (accessed 24.01.2024).

13. Товарооборот Китая и США за 2023 год упал на 11,6 процента // ТАСС, 12 января 2024. Available at: https://ria.ru/20240112/tovarooborot-1920846827.html (accessed 24.01.2024).

14. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: https://www.icc.org.cn/publications/policies/2005.html (accessed 24.01.2024).

15. 中俄经贸合作稳步推进 [Торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией уверенно продвигается вперёд] // Государственный комитет КНР по делам развития и реформам, 25.03.2023. Available at: https://www.ndrc.gov.cn/fggz/gjhz/zywj/202303/t20230325_1351911.html (accessed 24.01.2024).

16. Товарооборот России и Китая в 2023 году побил рекорд. РБК, 14.01.2024. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65a0d3e09a79477823d74f7d?from=copy (дата обращения: 24.01.2024).

17. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: https://www.icc.org.cn/publications/policies/2005.html (accessed 24.01.2024).

18. As growth stalls for the U.S. and China, Blinken talked up economic ties in high-stakes Beijing trip. CNBC, 20.06.2023. Available at: https://www.cnbc.com/2023/06/21/blinken-talked-up-us-china-economic-ties-in-high-stakes-beijing-trip.html (accessed 24.01.2024).

19. 美咨询公司:中企对美直接投资跌至全球金融危机以来最低 [Американская консалтинговая фирма: Прямые инвестиции китайских компаний в США упали до самого низкого уровня со времён мирового финансового кризиса] // Ляньхэ цзаобао, 07.09.2023. Available at: https://www.gptniu.com/cngov/2023-09/07146366.html (accessed 25.01.2024).

20. В РАСПП назвали перспективные отрасли для китайских инвестиций в России // Известия, 16.02.2023. Available at: https://iz.ru/1471244/2023-02-16/v-raspp-nazvali-perspektivnye-otrasli-dlia-kitaiskikh-investitcii-v-rossii (accessed 25.01.2024).

21. РФ и КНР в 2024 году запустят совместные проекты по сквозным технологиям и судостроению // ТАСС, 18.12.2023. Available at: https://tass.ru/ekonomika/19569709 (accessed 25.01.2024).

22. 中美经贸关系的嬗变与出路 [Изменения в китайско-американских торгово-экономических отношениях и их развитие] // Центр международного сотрудничества, 14.11.2023. Available at: https://www.icc.org.cn/publications/policies/2005.html (accessed 24.01.2024).

23. Эксклюзив: Сотрудничество между США и Китаем является единственным выбором ввиду высоких ставок – экономист // Синьхуа, 09.11.2023. Available at: https://russian.news.cn/20231109/0b8b1f7b53dd4381bde1c3d5e66ed4dd/c.html (accessed 25.01.2024).

24. 谢锋谈中美经贸合作三 “利好” 和三 “重点” [Се Фэн о трёх «благоприятных моментах» и «важных моментах» торгово-экономического сотрудничества Китая и США] // China News Service. 15.12.2023. Available at: https://www.chinanews.com.cn/gj/2023/12-15/10129051.shtml (accessed 26.01.2024).

25. Чудодеев, Ю. В. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая. Электронный информационный портал «Русский интеллектуальный клуб», 2009. Available at: https://rikmosgu.ru/publications/3559/4447?mode=print& (accessed 26.01.2024).

26. US-China relations are defined by rivalry but must include engagement, American ambassador says. AP, 15.12.2023. Available at: https://apnews.com/article/nicholas-burns-china-ambassador-95cf351a74e6fb30e6b87879f4549ba1 (accessed 26.01.2024).

27. 崔守军、李奕昕。加强人文交流,浇筑中美关系根基 [Цуй Шоуцзюнь, Ли Исин. Укрепление гуманитарных обменов для усиления фундамента китайско-американских отношений] // Идеи Си Цзиньпина о дипломатии и китайская дипломатия в новую эпоху, 11.12.2023. Available at: http://cn.chinadiplomacy.org.cn/2023-12/11/content_116870717.shtml (accessed 27.01.2024).

28. Nye Joseph S. Soft Power and Great-Power Competition: Shifting Sands in the Balance of Power between the United States and China. Springer Nature Singapore, 2023. Available at: https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-99-0714-4 (accessed 27.01.2024).

29. Ibidem.

30. Морозов, Ю. В. Использование США, Китаем и Россией «мягкой» и «жёсткой» силы на международной арене // Стратегический треугольник США-КНР-РФ: вызовы и перспективы безопасности России. Москва: Институт Китая и современной Азии Российской академии наук, 2022. С. 237-260 (с.239).

31. Морозов, Ю. В. Указ. соч., с.242.

32. Nye Joseph S. Op. cit.

33. US-China relations are defined by rivalry but must include engagement, American ambassador says. AP, 15.12.2023. Available at: https://apnews.com/article/nicholas-burns-china-ambassador-95cf351a74e6fb30e6b87879f4549ba1 (accessed 26.01.2024).

34. . US-China cultural exchange at low point after tensions and Covid, data shows // The Guardian, 22.07.2023. Available at: https://www.theguardian.com/world/2023/jul/22/us-china-cultural-exchange-at-low-point-after-tensions-and-covid-data-shows (accessed 27.01.2024).

35. Медушевский Н.И., Ермакова А.Н. Эволюция интенсивности мягкой силы внешней политики Китая в отношении США: 2003-2022 гг. // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Т. 11. № 3А. С. 90-193. DOI: 10.34670/AR.2022.10.82.007

36. Girard B. The Rise and Fall of Confucius Institutes in the US. The Diplomat, 28.11.2023. Available at: https://thediplomat.com/2023/11/the-rise-and-fall-of-confucius-institutes-in-the-us/#:~:text=The%20National%20Association%20of%20Scholars,of%20118%20have%20shut%20down (accessed 28.01.2024).

37. Май Ван. В США резко сократилось количество китайских Институтов Конфуция. Vientam.vn, 03.11.2023. Available at: https://www.vietnam.vn/ru/so-luong-vien-khong-tu-cua-trung-quoc-giam-manh-o-my/ (accessed 28.01.2024).

38. NYT: США ужесточили правила получения туристических виз для членов Компартии Китая. ТАСС, 03.12.2020. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10158899 (accessed 28.01.2024).

39. US-China cultural exchange at low point after tensions and Covid, data shows // The Guardian, 22.07.2023. Available at: https://www.theguardian.com/world/2023/jul/22/us-china-cultural-exchange-at-low-point-after-tensions-and-covid-data-shows (accessed 27.01.2024).

40. Зыкова А. Китай упрощает процедуру получения виз для американцев // Октагон, 30.12.2023. Available at: https://octagon.media/novosti/kitaj_uproshhaet_proceduru_polucheniya_viz_dlya_amerikancev.html. (accessed 29.01.2024).

41. 习近平同美国总统拜登举行中美元首会晤 [Си Цзиньпин провёл встречу с Президентом США Д. Байденом] // Синьхуа, 16.11.2023. Available at: http://www.news.cn/politics/leaders/2023-11/16/c_1129977979.htm (accessed 22.01.2024).

42. В Сан-Франциско прошел диалог по гуманитарным обменам между Китаем и США // Российская газета, 19.11.2023. Available at: https://rg.ru/2023/11/19/v-san-francisko-proshel-dialog-po-gumanitarnym-obmenam-mezhdu-kitaem-i-ssha.html (accessed 29.01.2024).

43. Xiaoguang Bai. Sino-Russian humanitarian cooperation: state, problems and prospects // Power and Administration in the East of Russia, 2022. No. 3 (100). Pp. 42–52. Available at: http://vlastdviu.ru/downLoad/rio/j2022-3/5%20Бай%20Сяогуан.pdf (accessed 03.02.2024). DOI: 10.22394/1818-4049-2022-100-3-42-52

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести