Контроль над стратегическими вооружениями: что дальше?
Контроль над стратегическими вооружениями: что дальше?
Аннотация
Код статьи
S207054760030121-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Батюк Владимир Игоревич 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В настоящее время российско-американский диалог по контролю над ядерными вооружениями находится в состоянии глубокого кризиса. В случае возобновления этого диалога стороны столкнутся с целым рядом серьёзных проблем: появление принципиально новых стратегических вооружений (ядерных и неядерных); перспективы превращения Китая в третью ядерную сверхдержаву и идеологический тупик в российско-американских отношениях.

Ключевые слова
Новые средства доставки ядерного оружия, гиперзвуковые системы, изменение стратегического баланса, идеологическая борьба
Классификатор
Получено
22.12.2023
Дата публикации
29.02.2024
Всего подписок
6
Всего просмотров
184
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Начиная с 1960-х годов при активном участии двух ядерных сверхдержав, России и Америки, удалось создать работоспособный механизм контроля над вооружениями. Был заключён ряд многосторонних (Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах 1963 г., Договор по космосу 1967 г., Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) 1990 г., Договор по открытому небу 1990 г. и др.), а также двусторонних, советско-американских, соглашений (Договор по противоракетной обороне (ПРО), Договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2, а также СНВ-1, СНВ-2 и СНВ-3), Договор по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) и др.).

2 Эти и многие другие соглашения по контролю над вооружениями позволили остановить, а затем и повернуть вспять гонку ядерных вооружений. Удалось ограничить ядерные испытания, не допустить размещения оружия массового уничтожения в космосе, добиться серьёзного продвижения в деле нераспространения ядерного оружия. Механизм контроля над вооружениями позволил снять те политические и технические проблемы, которые ещё в середине ХХ столетия казались неразрешимыми – начиная с политической цели контроля над вооружениями и кончая верификацией заключённых разоруженческих соглашений.
3 Окончание первой холодной войны, казалось, открывает самые ослепительные перспективы на пути дальнейшего сокращения вооружений и укрепления режима нераспространения. Действительность, однако, оказалась иной.
4

Причины деградации механизма контроля над ядерными вооружениями

 

На протяжении двух десятилетий XXI века произошла деградация созданного в период холодной войны и в первые годы после её окончания механизма контроля над вооружениями. В 2002 г. администрация Дж. Буша-младшего заявила о выходе Соединённых Штатов из Договора по ПРО, который на протяжении нескольких десятков лет справедливо рассматривался как краеугольный камень всей системы контроля над вооружениями, как гарант стратегической стабильности. В качестве ответной меры российская сторона вышла из Договора СНВ-2. Новым сильнейшим ударом по контролю над вооружениями стало решение Российской Федерации в конце 2007 г. о моратории на соблюдение ДОВСЕ (после чего этот Договор также практически не действует)1.

1. Батюк В.И. Смерть контроля над вооружениями // Актуальные проблемы Европы. - № 1, 2018. – C. 17-37.
5 Затем – уже при Трампе – прекратили своё существование по американской инициативе договоры по РСМД и по открытому небу. Последний из действующих договоров по контролю над вооружениями – СНВ-3 – приостановлен в феврале 2023 г. законом, подписанным президентом РФ В.В. Путиным.
6 Причины такого положения вещей многообразны, но одна из важнейших – настроения «триумфализма», охватившие значительную часть американских правящих кругов после краха биполярного мира. На протяжении 1990-х и в начале «нулевых» в Вашингтоне господствовали представления о том, что Россия – это «бывшая великая держава, находящаяся в состоянии упадка», и поэтому серьёзный диалог с Москвой по проблемам разоружения не имеет смысла.
7 В эпоху биполярной конфронтации руководство обеих ядерных супердержав исходило из того, что главная угроза выживанию их государств (и всего человечества) заключается в массированном применении американского и советского стратегического ядерного оружия в результате ошибки и/или неконтролируемой эскалации регионального конфликта. При этом и в Москве, и в Вашингтоне исходили из наличия достаточно прочного и устойчивого советско-американского стратегического паритета.
8 И после окончания холодной войны значительная часть российского военно-политического истеблишмента продолжала рассматривать американские стратегические ядерные силы как главную угрозу Российской Федерации, по привычке соизмеряя потенциал своей страны с аналогичными возможностями другой сверхдержавы, исходя из того, что ситуация взаимного ядерного сдерживания (пусть на существенно более низком уровне) сократится в любом обозримом будущем. Российская сторона вынуждена реагировать на те нововведения в американской ядерной стратегии, которые появились на рубеже ХХ–XXI веков, будь то планы создания общенациональной системы ПРО, разработка сверхмалых высокоточных ядерных боеприпасов или развитие американских неядерных высокоточных систем большой дальности.
9

В Соединённых Штатах на протяжении 1990-х и в начале 2000-х годов полагали, что ядерная угроза, которая исходит со стороны России, объясняется не столько мощью российского ядерного комплекса, сколько его слабостью. Собственно, ещё в конце 1997 г. в Вашингтоне пришли к выводу, что деградация российских стратегических ядерных сил (СЯС) стала необратимой и Россия более не в состоянии вести ядерную войну против США и их союзников. В официальном Вашингтоне на рубеже 1990-х – 2000-х годов доминировала точка зрения, что Америке следует опасаться не столько прихода к власти в Москве авторитарного, враждебного Западу диктатора, который возродит СЯС России, сколько неконтролируемого распада российского ядерного комплекса, в результате чего материалы и технологии двойного назначения, и даже образцы ядерного оружия, могли бы попасть в руки «государств-изгоев» (rogue states) или террористических группировок2.

2. Там же.
10 Слабость постбиполярной России воспринималась Западом как естественное следствие его победы в холодной войне, и попытки РФ укрепить свои позиции в мире (в том числе и военные) в последние годы воспринимаются западными элитами как недопустимый реваншизм, которому следует дать решительный отпор. Эта ситуация серьёзно отличается от так называемой «первой холодной войны», когда механизм контроля над вооружениями был важнейшим компонентом политики двух ядерных сверхдержав.
11

В настоящее время, однако, рассчитывать на стратегическую слабость России более не приходится – и в Вашингтоне это хорошо понимают. Соединённые Штаты только планируют приступить к обновлению своей стратегической ядерной триады в конце 2020-х – начале 2030-х годов. Все эти планы модернизации стратегических ядерных сил Соединённых Штатов выглядят впечатляюще, но, по оценке американских экспертов, Америка отстаёт в данной области от России, где модернизация стратегической ядерной триады близка к завершению3.

3. Grady J. Hyten: U.S. ‘Not in a very good position’ due to Chinese and Russian missile capabilities // USNI News. 24.02.2021. Available at: >>> (accessed: 01.03.2022).
12

Наверное, впервые с конца 1960-х годов, когда начались переговоры по стратегическим вооружениям между Москвой и Вашингтоном, американская сторона будет вынуждена вести эти переговоры с позиции относительной стратегической слабости. Отставание Соединённых Штатов в переоснащении своей стратегической ядерной триады лишает американцев технологических козырей на предстоящих переговорах по выработке нового договора по контролю над стратегическими ядерными вооружениями, который должен прийти на смену СНВ-3.

13 Изменение российско-американского соотношения сил в последние годы до сих пор, к сожалению, не привело к увеличению готовности официального Вашингтона вернуть контролю над вооружениями то же место в российско-американских отношениях и во внешней политике США, которое он занимал в годы первой холодной войны. Так, в недавно опубликованном докладе экспертов Конгресса по стратегическому положению США содержатся рекомендации о значительном увеличении численности развёрнутых американских стратегических ядерных боезарядов и носителей по сравнению с уровнями, зафиксированными в СНВ-3, и о разработке новых носителей ядерного оружия.
14

Что касается диалога с Москвой (и Пекином) по ядерному разоружению, то в докладе было сказано следующее: «учитывая историю несоблюдения и незаконных приостановлений действия договоров Россией, а также продолжающуюся непримиримость Китая в диалоге по контролю над вооружениями, Соединённые Штаты не могут развивать свою стратегическую позицию, основываясь на предположении, что соглашения по контролю над вооружениями неизбежны или всегда будут действовать. Короче говоря, Соединённые Штаты должны быть готовы к будущему с соглашениями о контроле над вооружениями и без них»4.

4. America’s Strategic Posture. The Final Report of the Congressional Commission on the Strategic Posture of the United States. October 2023. – Washington, D.C. 2023. – Р. 98-99, 109.
15

Возобновление российско-американского диалога по контролю над ядерными вооружениями: что делать?

 

Чтобы в новых исторических условиях добиться восстановления механизма контроля над ядерными вооружениями, нужно решить: 1) очень сложную задачу; 2) сложнейшую задачу и 3) практически неразрешимую ныне задачу.

16
  1. Очень сложная задача – достижение договорённости о новейших средствах доставки ядерных боезарядов, а также нестратегических ядерных вооружений.
17 Гонка ядерных вооружений возобновилась в XXI столетии в условиях технологического прорыва в сфере высокоточного обычного оружия (ВТО). В настоящее время конвенциональные высокоточные боеприпасы большой дальности могут в ряде случаев выполнять те задачи, которые ещё 40–50 лет тому назад могли выполнить только ядерные боезаряды. И это обстоятельство, разумеется, не может не влиять на состояние стратегического баланса в мире.
18

Вот почему в Вашингтоне с беспокойством реагируют на успехи КНР и РФ в развитии гиперзвуковых ракетных систем, которые (как показал опыт применения российской системы «Кинжал» в специальной военной операции на Украине), способны в конвенциональном оснащении выводить из строя высокозащищённые объекты, способные пережить даже ядерный удар. Именно такие системы рассматривают в США как серьёзную угрозу национальной безопасности5.

5. Ibid., р. 31.
19 Ещё совсем недавно казалось, что удар высокоточными конвенциональными ударными средствами по стратегическим системам потенциального противника может нанести лишь ядерная сверхдержава. Конфликт на Украине, однако, показал, что это не так. 5 декабря 2022 г. вооружённые силы Украины предприняли попытку нанести удар с помощью ударных беспилотных летательных аппаратов, созданных на основе системы Ту-141 «Стриж» по российской авиабазе «Энгельс-2», где базируются российские стратегические бомбардировщики. В результате этого нападения два российских тяжёлых бомбардировщика Ту-95 получили повреждения.
20 Технический прогресс, таким образом, внёс значительный вклад в кризис контроля над вооружениями, с которым в настоящее время сталкивается международное сообщество. Будет очень непросто, однако, включить эти новейшие системы – будь то гиперзвуковые ракеты или беспилотники – в переговорный процесс. В период первой «холодной войны» так и не удалось включить в общий стратегический баланс как американские средства передового базирования, так и крылатые ракеты на надводных и подводных судах.
21

Ещё одно достижение военно-технического прогресса – появление средств доставки ядерного оружия, которые не входят в классическую стратегическую ядерную триаду. Речь идёт о таких российских новейших системах, как ядерная торпеда «Посейдон» и крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник». Российская сторона может наращивать количество этих систем в неограниченном количестве, не нарушая положения Договора СНВ-36.

6. Батюк В.И. Подходы США к сдерживанию России и Китая (по материалам документов стратегического планирования администрации Дж. Байдена). // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – Т. 15, № 2. 2023. – С. 175.
22

Правда, российская сторона дала понять, что она в принципе готова вести переговоры и об этих новейших стратегических системах, но ждёт от американских партнёров встречных уступок – Москва настаивает на включении в переговорный процесс по стратегическим вооружениям системы противоракетной обороны (ПРО), что до сих пор было неприемлемо для Соединённых Штатов7. Правда, в «Обзоре политики в сфере ПРО» за 2022 г. указывается, что «в рамках комплексного подхода к сдерживанию Соединённые Штаты признают взаимосвязь между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными системами. Повышение взаимной прозрачности и предсказуемости в отношении этих систем могло бы помочь снизить риск возникновения конфликтов»8. Неизвестно, в какой мере этот вывод в «Обзоре политики в сфере ПРО» найдёт отражение в позиции американской стороны на будущих переговорах по ограничению стратегических вооружений.

7. Рябков рассказал, почему на переговорах не обсуждали ядерное вооружение // РИА Новости. 28.07.2021. Доступ: >>> (дата обращения: 05.07.2023).

8. 2022 Missile Defense Review. In: 2022 Nuclear Posture Review. In: 2022 National Defense Strategy of the United States of America: Including 2022 Nuclear Posture Review and the 2022 Missile Defense Review // U.S. Department of Defense. P. 6. Available at: >>> (accessed: 05.07.2023).
23

Со своей стороны, Вашингтон настойчиво требует начать диалог и по нестратегическим ядерным вооружениям, где у России, по американским данным, имеется превосходство в силах. В то же время российская сторона настаивает на выводе американских тактических ядерных боеголовок из Европы9. В любом случае достижение договорённости по нестратегическим ядерным вооружением станет серьёзнейшей проблемой для Москвы и Вашингтона, поскольку носители нестратегических ядерных боезарядов относятся к силам общего назначения (истребители-бомбардировщики, тяжёлая артиллерия, тактические ракеты), и ограничение пусковых установок нестратегических ядерных вооружений означало бы радикальное сокращение сил общего назначения США и РФ. Да и контроль над тактическими ядерными боезарядами, которые находятся на хранении, потребовал бы такого уровня взаимного доверия между ядерными «сверхдержавами», который отсутствует в настоящее время10.

9. Рогов С. В российско-американских отношениях открылась «форточка возможностей» // Независимая газета. 12.12.2021. Доступ: >>> (дата обращения: 05.07.2023).

10. Арбатов А.Г. Стратегическая стабильность и китайский гамбит // Мировая экономика и международные отношения. 2022, том 66, № 3. С. 5-22. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-5-22
24 Это очень сложные технические проблемы, которые неизбежно встанут перед российскими и американскими переговорщиками, если (и это очень большое ЕСЛИ) российско-американские переговоры по контролю над ядерными вооружениями всё же возобновятся.
25
  1. Но есть и более серьёзная – политическая – задача, которую нужно решить в ходе переговоров по контролю над ядерными вооружениями.
26

Биполярного мира больше нет – и это обстоятельство не может не сказываться на ядерной стратегии великих держав. Так, в последние годы Китай добился серьёзных успехов в количественном росте и качественном совершенствовании своих ракетных систем меньшей и средней дальности. И если в момент подписания советско-американского Договора по РСМД Москва и Вашингтон могли себе позволить не принимать во внимание ракетный потенциал КНР, то сейчас обстоятельства изменились радикально. В настоящее время общее количество ракетных систем (баллистических и крылатых) промежуточной и средней дальности на вооружении Народно-освободительной армии Китая (НОАК) составляет, по американским оценкам, до 1000 единиц11. При этом в последние годы китайцы сумели добиться существенного повышения точности этих ракет, а также успехов в разработке гиперзвукового оружия12.

11. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2019. Annual Report to Congress. P. 47.

12. Ibid., p. 44-45.
27

Новейшие китайские ракетные системы способны поразить объекты на территории союзников США в АТР (Япония, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Австралия), а также американские военные базы в регионе – от Окинавы до Гуама. И именно угроза со стороны ракетных систем НОАК стала главной причиной выхода США из Договора по РСМД13.

13. Birnbaum M. and Hudson J. Trump administration gives Russia an ultimatum on Cold War-era arms treaty // Washington Post. December 4, 2018. Available at: >>> (accessed: 10.12.2019).
28

Согласно оценкам американского военного ведомства, к 2030 г. общее количество ядерных боеголовок на вооружении КНР достигнет 1000 единиц14. Это вдвое больше, чем имеют в настоящее время такие ядерные державы, как Великобритания и Франция, вместе взятые15. Некоторые высокопоставленные американские военные утверждают, что в ближайшее время Стратегическому командованию ВС США придётся уделять стратегическому ядерному сдерживанию Китая не меньше (а, может быть, и больше) внимания и сил, чем сдерживанию России16.

14. 2022 Nuclear Posture Review. Department of Defense. October 27, 2022. P. 4.

15. Шеннон Н. КАЙЛ и Ханс М. КРИСТЕНСЕН. ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ СТРАН МИРА // Ежегодник СИПРИ 2020: «Вооружения, разоружение и международная безопасность» со Специальным приложением ИМЭМО РАН : пер. с англ. / редкол.: А.А. Дынкин, А.Г. Арбатов, В.Г. Барановский и др. – Москва: ИМЭМО РАН, 2021. – 916 с. – ISBN 978-5-9535-0594-9. – DOI 10.20542/978-5-9535-0594-9 /С. 403-421.

16. Tirpak J. Strategic Command Needs New Three-Way Deterrence Model, Deputy Commander Says // Air Force Magazine. Aug. 27, 2021. Available at: >>> (accessed: 10.12.2022).
29

Как указано в Обзоре ядерной политики 2022 г., к 2030 г. Соединённые Штаты впервые в своей истории столкнутся с двумя ядерными сверхдержавами, выступающими как потенциальные стратегические противники17.

17. 2022 Nuclear Posture Review … P. 4.
30

И в этих условиях неизбежно встанет вопрос о преобразовании двустороннего (российско-американского) формата диалога об ограничении стратегических вооружений в трёхсторонний (американо-российско-китайский) формат. Перспективы такого преобразования, однако, весьма сомнительны с учётом существования других объявленных и необъявленных ядерных держав. Так, например, Китай не может не принимать во внимание ядерную угрозу с Юга – со стороны Индии, а Москва уже заявляла о необходимости учитывать ядерные потенциалы таких союзников США по НАТО, как Великобритания и Франция.

31
  1. И, наконец, задача, которая в настоящее время представляется нам неразрешимой – обострение идеологического противостояния между США и РФ.
32

Администрация Дж. Байдена рассматривает Россию в качестве своего противника на международной арене, причём речь идёт именно об идеологическом противоборстве. Так, в Стратегии национальной безопасности США, утверждённой в октябре 2022 г., говорилось, что «наиболее насущный стратегический вызов, стоящий перед нашей страной, исходит от держав, которые сочетают авторитарное правление с ревизионистской внешней политикой. Именно их поведение бросает вызов международному миру и стабильности»18, и такими странами, по мнению официального Вашингтона, являются прежде всего Россия и Китай. Это резко обострившееся идеологическое противостояние между Москвой и Вашингтоном уже крайне негативно сказывается на российско-американском диалоге по стратегической стабильности.

18. National Security Strategy. October 2022… р. 8.
33 В этих условиях Вашингтон не готов к нормальному диалогу с российской стороной. Нынешняя американская правящая элита воспринимает окружающий мир через призму непримиримой идеологической борьбы между «демократией» и «авторитаризмом». И любой компромисс с Москвой будет воспринят в американском истеблишменте как предательство, как глумление над американскими ценностями и идеалами. И можно ли в этих условиях рассчитывать на ратификацию Сенатом США любого разоруженческого соглашения между Соединёнными Штатами и Российской Федерацией?
34

Заключение

 

Таким образом, баланс сил в мире меняется и не в пользу Соединённых Штатов. США явно проигрывают гонку ядерных вооружений Российской Федерации, которая не только обновила свою стратегическую триаду, но и смогла развернуть системы доставки ядерного оружия межконтинентальной дальности, не входящие в триаду, а также гиперзвуковые системы, способные выводить из строя высокозащищенные объекты.

35 С другой стороны, рост военно-технического потенциала НОАК изменил соотношение военных сил в ИТР. По некоторым параметрам военной мощи (например, по количеству развёрнутых ракет средней и промежуточной дальности, по общему количеству боевых кораблей и по уровню развития гиперзвуковых систем) Китай уже опережает ВС США.
36 Попытки нынешней американской администрации осуществлять двойное сдерживание – и России, и Китая за счёт укрепления проамериканских альянсов в Европе и в ИТР до сих пор особых успехов не снискали. Наличие крепнущих военно-политических связей между РФ и КНР делает любые планы стратегического окружения Китая и России совершенно нереальными. Россия и Китай едины в том, что однополярный мир во главе с США неприемлем.
37 Взаимная заинтересованность в возобновлении и даже интенсификации российско-американского диалога по проблемам безопасности в настоящее время сталкивается с идеологической несовместимостью двух держав. Российская сторона, безусловно, заинтересована в снижении идеологического противостояния в российско-американских отношениях, чтобы создать необходимые политико-психологические условия для этого диалога.

Библиография

1. Батюк В.И. Смерть контроля над вооружениями // Актуальные проблемы Европы. - № 1, 2018. – C. 17-37.

2. Там же.

3. Grady J. Hyten: U.S. ‘Not in a very good position’ due to Chinese and Russian missile capabilities // USNI News. 24.02.2021. Available at: https://news.usni.org/2021/02/24/ (accessed: 01.03.2022).

4. America’s Strategic Posture. The Final Report of the Congressional Commission on the Strategic Posture of the United States. October 2023. – Washington, D.C. 2023. – Р. 98-99, 109.

5. Ibid., р. 31.

6. Батюк В.И. Подходы США к сдерживанию России и Китая (по материалам документов стратегического планирования администрации Дж. Байдена). // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. – Т. 15, № 2. 2023. – С. 175.

7. Рябков рассказал, почему на переговорах не обсуждали ядерное вооружение // РИА Новости. 28.07.2021. Доступ: https://ria.ru/20210728/ryabkov-1743348334.html (дата обращения: 05.07.2023).

8. 2022 Missile Defense Review. In: 2022 Nuclear Posture Review. In: 2022 National Defense Strategy of the United States of America: Including 2022 Nuclear Posture Review and the 2022 Missile Defense Review // U.S. Department of Defense. P. 6. Available at: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF (accessed: 05.07.2023).

9. Рогов С. В российско-американских отношениях открылась «форточка возможностей» // Независимая газета. 12.12.2021. Доступ: https://www.ng.ru/dipkurer/2021-12-12/9_8324_negotiation.html (дата обращения: 05.07.2023).

10. Арбатов А.Г. Стратегическая стабильность и китайский гамбит // Мировая экономика и международные отношения. 2022, том 66, № 3. С. 5-22. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-3-5-22

11. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2019. Annual Report to Congress. P. 47.

12. Ibid., p. 44-45.

13. Birnbaum M. and Hudson J. Trump administration gives Russia an ultimatum on Cold War-era arms treaty // Washington Post. December 4, 2018. Available at: https://www.washingtonpost.com/world/trump-administration-gives-russia-60-days-to-comply-with-inf-treaty-or-the-us-will-move-to-withdraw/2018/12/04/64c5bec2-f74a-11e8-8642-c9718a256cbd_story.html?utm_term=.ef4eb575e675 (accessed: 10.12.2019).

14. 2022 Nuclear Posture Review. Department of Defense. October 27, 2022. P. 4.

15. Шеннон Н. КАЙЛ и Ханс М. КРИСТЕНСЕН. ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ СТРАН МИРА // Ежегодник СИПРИ 2020: «Вооружения, разоружение и международная безопасность» со Специальным приложением ИМЭМО РАН : пер. с англ. / редкол.: А.А. Дынкин, А.Г. Арбатов, В.Г. Барановский и др. – Москва: ИМЭМО РАН, 2021. – 916 с. – ISBN 978-5-9535-0594-9. – DOI 10.20542/978-5-9535-0594-9 /С. 403-421.

16. Tirpak J. Strategic Command Needs New Three-Way Deterrence Model, Deputy Commander Says // Air Force Magazine. Aug. 27, 2021. Available at: https://www.airforcemag.com/strategic-command-new-three-way-nuclear-deterrence-model/?mkt_tok=MDk1LVBQVi04MTMAAAF_POEMVDn4PU2Zqos409flFgTIaDRvj56GkYwffzLTxQjHxyHPb4IFQulNEgE0WpC-vUDQ4eqyGStJfkiwAAKFOMSnEkbP0AEeOTv7KSCcocc (accessed: 10.12.2022).

17. 2022 Nuclear Posture Review … P. 4.

18. National Security Strategy. October 2022… р. 8.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести