Новые ориентиры культурной политики в Канаде
Новые ориентиры культурной политики в Канаде
Аннотация
Код статьи
S207054760029621-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Щукина Татьяна Александровна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Необходимость пересмотра и переформатирования целей и задач, стоящих перед канадской культурной политикой, во многом связана с тем, что культурная сфера была одной из тех, кто в большей степени испытала на себе негативное влияние пандемии не только в экономическом, но и в социальном плане. Наряду с отменой проведения культурных мероприятий, что усугубило экономическое положение культурных учреждений, пандемия усилила трансформации в обществе, связанные с возрастающей ролью и влиянием глобальных цифровых сетей во всех сферах общественной жизни. Такие процессы, как поляризация общества, распространение дезинформации, доминирующее положение глобальных цифровых платформ и компаний социальных медиа на канадском рынке вещания подрывают социальное единство общества.

Одним из важнейших событий, определяющих задачи и направления курса культурной политики в Канаде на современном этапе, можно считать состоявшийся 2–4 мая 2022 г. Национальный культурный саммит, посвящённый вопросам дальнейшего развития искусства, культуры и сохранению канадского наследия (National Culture Summit: The Future of Arts, Culture and Heritage in Canada). Его цель состояла в обсуждении вопросов, связанных с восстановлением культурных отраслей после пандемии, а также обеспечением условий для их конкурентоспособности и долгосрочного устойчивого роста. В более конкретизированном варианте были обозначены следующие задачи, наиболее актуальные в настоящее время для развития культурной сферы Канады: как найти оптимальный режим для функционирования глобальных цифровых платформ в культурном пространстве Канады; как восстановить уровень зрительской аудитории и привлечь новую; какой вклад могут внести канадские культурные отрасли в процесс примирения с коренными народами, в борьбу с климатическими изменениями, а также для построения более открытого и инклюзивного общества. 

Отталкиваясь от анализа ситуации, которая характеризует состояние культуры и искусства в сегодняшней Канаде, в ходе саммита были определены направления и приоритеты развития государственной культурной политики на предстоящую перспективу. Среди них были обозначены следующие: 

1) регулирование деятельности глобальных цифровых платформ и поддержка инноваций в этой сфере;

2) обеспечение стабильной финансовой поддержки канадским культурным отраслям;

3) отражение современных канадских реалий через культуру и искусство;

4) расширение представительства и усиление роли коренных народов в культурных процессах;

5) повышение престижа канадской культуры и искусства на международной арене;

6) использование национального культурного потенциала как драйвера для социальных преобразований. 

 
Ключевые слова
культура Канады. канадская культурная политика. Министерство канадского наследия. канадские культурные отрасли. Национальный культурный саммит: будущее искусства. культуры и наследия в Канаде (Оттава, 2–4 мая 2022 г.)
Классификатор
Получено
20.10.2023
Дата публикации
29.12.2023
Всего подписок
7
Всего просмотров
199
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Одним из важнейших событий, определяющих задачи и направления курса культурной политики в Канаде на современном этапе, можно считать состоявшийся 2–4 мая 2022 г. Национальный культурный саммит, посвящённый вопросам дальнейшего развития искусства, культуры и сохранению канадского наследия (National Culture Summit: The Future of Arts, Culture and Heritage in Canada). Проблемы, которые были подняты в ходе его дискуссий, были освещены в итоговом докладе1. Необходимость пересмотра и переформатирования целей и задач, стоящих перед канадской культурной политикой, во многом связана с тем, что культурная сфера в большей степени испытала на себе негативное влияние пандемии не только в экономическом, но и в социальном плане. Наряду с отменой проведения культурных мероприятий, что усугубило экономическое положение учреждений культуры, пандемия усилила трансформации в обществе, связанные с возрастающей ролью и влиянием глобальных цифровых сетей во всех сферах общественной жизни. Такие процессы, как поляризация общества, распространение дезинформации, доминирующее положение глобальных цифровых платформ и компаний медиа на канадском рынке вещания подрывают социальное единство общества.

1. National Culture Summit: The Future of Arts, Culture and Heritage in Canada. May 2, 3, and 4, 2022. Final Report. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 25.07.2023).
2

В пресс-релизе правительства, который анонсировал открытие саммита, было заявлено, что его цель состоит в обсуждении вопросов, связанных с восстановлением культурных отраслей после пандемии, а также с обеспечением условий для их конкурентоспособности и долгосрочного устойчивого роста. В более конкретизированном варианте были обозначены следующие задачи как наиболее актуальные в настоящее время для развития культурной сферы Канады: как найти оптимальный режим для функционирования глобальных цифровых платформ в культурном пространстве Канады; как восстановить уровень зрительской аудитории и привлечь новую; какой вклад могут внести канадские культурные отрасли в процесс примирения с коренными народами, в борьбу с климатическими изменениями, а также для построения более открытого и инклюзивного общества2.

2. National Culture Summit to focus on recovery, long-term growth, and competitiveness of the arts, culture and heritage sectors. News release. April 27, 2022. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 25.07.2023).
3

Идеи и формулировки, прозвучавшие в ходе работы саммита, нашли разъяснение и дальнейшее развитие в правительственном документе, опубликованном 20 октября 2022 г.3 В нём от имени министра канадского наследия, на тот момент этот пост занимал Пабло Родригес (Pablo Rodriguez), содержался ответ на рекомендации Постоянного комитета по канадскому наследию (Standing Committee on Canadian Heritage) Палаты общин канадского парламента, которые были высказаны в подготовленном комитетом докладе, выпущенном в июне 2022 года4.

3. Government Response to the third report of the Standing Committee on Canadian Heritage. House of Commons. Parliament of Canada. Canada. Available at: >>> (Date of access 01.08.2023).

4. Arts, Culture, Heritage and Sport sector recovery from the impact of Covid-19. Report of the Standing Committee on Canadian Heritage. June 2022. House of Commons. Parliament of Canada. Canada. Available at: >>> (Date of access 03.08.2023).
4

Национальный культурный саммит

 

В форуме, проходившем в Национальном центре искусств (National Arts Centre) в Оттаве, приняли участие около 400 делегатов в очном и почти 1 000 человек в онлайн-форматах, которые представляли самые разные слои канадского культурного сообщества. Мероприятие такого масштаба проводилось в Канаде впервые. Дискуссии протекали как в ходе работы четырёх пленарных заседаний, так и на тематических сессиях. Хотя они были посвящены анализу разных аспектов культурных процессов, ход обсуждения вёлся с точки зрения главных для канадского общества объединяющих принципов – соблюдения инклюзии, разнообразия, равенства и доступности (IDEA inclusion, diversity, equity, accessibility).

5

Церемонию открытия саммита посетил премьер-министр Канады Дж. Трюдо (Justin Trudeau), подчеркнувший особое значение культурных отраслей, которые не только играют заметную роль в экономике страны, но и являются важнейшим общественным благом, развитие которого способствует формированию более сплочённого прогрессивного общества. Обращаясь к участникам, он подчеркнул: «Мы хотим, чтобы вы завоевали свою аудиторию снова, нашли способы взаимодействия с глобальными цифровыми сетями и способствовали продвижению в нашей стране более открытого и инклюзивного общества»5. Министр канадского наследия в своей программной речи обозначил как первостепенную проблему для канадской культуры её способность адаптироваться в цифровой реальности, сохраняя баланс между общественными интересами и коммерческой выгодой.

5. Remarks at the National Cultural Summit Welcome Reception. May 2, 2022. Prime Minister of Canada Justin Trudeau. Canada. Available at: >>> (Date of access 03.08.2023).
6

В этой связи необходимо упомянуть, что предложение о необходимости введения мер по регулированию деятельности глобальных цифровых компаний на территории Канады прозвучало ещё в 2017 г, когда тогдашний министр канадского наследия Мелани Жоли (Melanie Joly) выступила с инициативой в области культурной политики, получившей название «Креативная Канада» (Creative Canada)6. Особое внимание в предложенной концепции было уделено анализу места и роли продукции канадского содержания (Canadian content) в условиях мирового цифрового пространства. В практическом плане одним из первых результатов попыток в какой-то степени регламентировать деятельность глобальных стриминговых сервисов была договорённость между канадским правительством и компанией «Нетфликс» (Netfliix) о её обязательствах инвестировать определённую сумму на поддержку канадского контента.

6. Щукина Т.А. Актуальные аспекты культурной политики в Канаде. США & Канада: экономика, политика, культура. 2018. №10, с.113-126. DOI: 10.31857/S032120680001079-0 (Date of access 09.08.2023).
7 Прошедшая пандемия в значительной степени актуализировала проблемы, с которыми сталкиваются канадские культурные отрасли, и как следствие акцентировала внимание со стороны правительственных органов к нахождению путей для их решения. В русле формирования курса культурной политики процесс восстановления после пандемии рассматривается как возможность частичного переформатирования деятельности культурной сферы. Эту точку зрения подтверждали проходившие на саммите дискуссии, в которых принимали участие как творческие работники, так и представители административных структур, бизнеса и благотворители.
8 Идея о необходимости регулирования деятельности глобальных цифровых платформ, действующих в канадском культурном пространстве, нашла одобрение у большинства участников форума, что выразилось в высказанной ими поддержке принятия «Закона об онлайн-стриминге» (Online Streaming Act), который на тот момент находился на рассмотрении в канадском парламенте. По сути, закон является первым шагом по реформированию системы вещания в Канаде, которая регулировалась Законом о вещании (Broadcasting Act), принятом ещё в 1991 г. Также было высказано пожелание о расширении полномочий Канадской комиссии по радио, телевидению и телекоммуникациям (Canadian Radio-Television and Telecommunications Commission, СRTC). В качестве факторов, негативно влияющих на канадскую культурную среду в связи с деятельностью глобальных стриминговых платформ, отмечались такие, как неравная по регионам доступность к цифровым сервисам, большой дисбаланс в оценке вознаграждения в зависимости от области, в которой работает творческий работник, трудности в поиске материалов канадского содержания, что, по мнению участников форума, ведёт к размыванию канадской культурной идентичности.
9

Один из вызовов, с которым столкнулись культурные отрасли страны после пандемии, связан с тем, что разные секторы оказались в крайне неравноправном положении с точки зрения экономического состояния. Те отрасли, которые смогли быстро и эффективно адаптировать свою деятельность к цифровым технологиям, пережили последствия пандемии с наименьшими потерями, в наиболее критической ситуации оказались учреждения культуры и индивидуальные артисты, зависящие от живой зрительской аудитории. В связи с этим многие участники саммита отмечали, что одним из приоритетных направлений культурной политики на ближайшую перспективу должны стать меры поддержки наиболее пострадавшим от пандемии отраслям. В этом отношении нельзя не упомянуть о существенной помощи, выделенной федеральным правительством в бюджетах 2021 и 2022 г. на финансирование программ Министерства канадского наследия. Так, например, бюджет 2021 г. предусматривал расходы в 1,93 млрд. кан долл., рассчитанные на пятилетний срок, а в бюджет 2022 г. были заложены дополнительные вложения в размере 322,3 млн кан. долл.7 В большей части эти средства направлены на возобновление культурных мероприятий, связанных с исполнительской, концертной, музейной деятельностью, проведением фестивалей, поддержку книготорговли и издание местной прессы.

7. National Culture Summit: The Future of Arts, Culture and Heritage in Canada. May 2, 3, and 4, 2022. Final Report. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 09.08.2023).
10

Важный ракурс обсуждения был сфокусирован на том, какую роль должна играть культурная сфера в процессах социальных изменений, протекающих в современном канадском обществе. Особое внимание этой повестки было уделено трём аспектам: какой вклад могут внести культура и искусство в примирение (Reconciliation) с коренными народами, в построение более открытого инклюзивного общества, а также в борьбу с климатическими изменениями. Привлечение внимания к этим вопросам связано с распространяющейся сейчас в Канаде точкой зрения, согласно которой культура и искусство на протяжении предшествующих периодов истории страны поддерживали и продвигали идеологию колониализма на государственном уровне. Даже известный доклад Королевской комиссии по вопросам развития искусства, литературы и науки, опубликованный в 1951 г. и заложивший основы концепции национальной культурной политики как важнейшего инструмента в защите национальной самобытности и культурного суверенитета Канады, был упомянут в обсуждении как документ, не отвечающий требованиям современных канадских реалий8. Одним из уязвимых мест культурной политики сегодня, как отмечали некоторые участники дискуссии, воспринимается тот факт, что коренные народы, а также другие этнические общины недостаточно представлены в канадских культурных организациях, что, по сути, дискриминирует их по расовому признаку, и что их запросы в очень малой степени отражены в общекультурном канадском контексте.

8. Royal Commission on the National Development in Arts, Letters and Sciences, 1949-1951. Report, Ottawa, 1951. Available at: >>> (Date of access 15.08.2023).
11 Отталкиваясь от анализа ситуации, которая характеризует состояние культуры и искусства в сегодняшней Канаде, в ходе саммита были определены направления и приоритеты развития государственной культурной политики на предстоящую перспективу. Среди них были следующие:
12 1) регулирование деятельности глобальных цифровых платформ и поддержка инноваций в этой сфере; 2) обеспечение стабильной финансовой поддержки канадским культурным отраслям; 3) отражение современных канадских реалий через культуру и искусство; 4) расширение представительства и усиление роли коренных народов в культурных процессах; 5) повышение престижа канадской культуры и искусства на международной арене; 6) использование национального культурного потенциала как драйвера для социальных преобразований.
13

О том, что регулирование в цифровой сфере рассматривается канадским правительством как одна из первостепенных задач, уже упоминалось. Об этом свидетельствует и большая практическая работа, предпринятая правительством по подготовке реформы в области телекоммуникаций9. В этом отношении Канада может полагаться на опыт и координировать свои действия со странами Европейского Союза, которые также вводят регулирующие меры для глобальных цифровых сетей. По мнению участников саммита, реформирование законодательства в этой сфере требует более пристального внимания к решению задач, которые в наиболее острой форме стоят перед создателями канадской культурной продукции: защита их авторских прав, обеспечение гарантированного вознаграждения, защита канадской идентичности через продвижение канадского контента, особенно франкоязычного.

9. Щукина Т.А. Новые тенденции в регулировании сферы телекоммуникаций в Канаде. США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. №7, с. 79-93. DOI 10.3185/7S268667300010136-9 (Date of access 15.08.2023).
14 Оказание государственной поддержки развитию культуры и искусства в Канаде через различные каналы финансовой помощи – одна из характерных черт канадской модели культурной политики. После пандемии наиболее остро встал вопрос об обеспечении творческих работников гарантированным базовым доходом, в связи с чем правительство предложило включить их в государственную программу страхования занятости, которую предполагается реформировать в ближайшем будущем.
15 Репрезентация современной Канады как государства, которое готово покаяться в своём колониальном прошлом путём примирения с коренными народами, декларируется с недавних пор как важная составляющая культурного дискурса в стране. В рамках культурной политики процесс примирения рассматривается как непосредственно связанный с предоставлением коренным народам более широких прав и возможностей для реализации своего культурного потенциала. Как отмечалось в ходе дискуссий, руководители культурных институций должны в большей степени привлекать представителей коренных народов, особенно молодого поколения, создавая им условия свободы для выражения своих культурных устремлений. Была высказана идея об увеличении финансирования культурных проектов коренных народов, которое может быть направлено на организацию музейных пространств для более широкой демонстрации их культурных артефактов, помощь в создании архива их наследия и исторических документов.
16

Наряду с этим подчёркивалось, что в сфере культуры и искусства должны быть более активно представлены культурные запросы не только коренных жителей, но и представителей других расовых общин Канады. В 2021 г. три расовые общины составляли более 16,1% всего населения страны, среди которых выходцы или потомки из Южной Азии (2,6 млн человек, 7,1%), из Китая (1,7 млн человек, 4,3%), представители чёрной расы (1,5 млн человек, 4,3%); три человека из десяти в этой группах населения родились на территории Канады10. Тот фактор, что Канада представляет столь широкое переплетение культурных составляющих разных народов и национальностей, может сыграть роль в уникальном позиционировании страны на международной культурной арене.

10. Canada at a Glance, 2022. Racialized groups. Statistics Canada. Available at:  >>>  (Date of access 21.08.2023).
17

Тенденции и перспективы развития канадских культурных отраслей

 

Проблемы, нашедшие отражение в обсуждениях во время национального культурного саммита, получили дальнейшую конкретизацию в докладе Постоянного комитета по канадскому наследию Палаты общин канадского парламента, опубликованного в июне 2022 г., так как во многом перекликались с его положениями. Сам текст доклада был посвящён анализу состояния культуры и спорта в Канаде после завершения пандемии, на основании которого правительству были представлены 11 рекомендаций по развитию этих отраслей и приоритетным направлениям распределения государственного финансирования. В октябре 2022 г. Министерство канадского наследия от имени министра опубликовало ответ, содержащий реакцию правительства на представленные рекомендации.

18 Часть предложений, выдвинутых парламентским комитетом, касалась финансовой составляющей культурной политики, а именно более эффективного расходования государственных средств и предоставление налоговых льгот в этой сфере. Характеризуя распределение государственного финансирования через Министерство канадского наследия, как уже упоминалось выше, в федеральный бюджет 2021 г. были заложены ассигнования в размере 1,93 млрд кан. долл., рассчитанные на пятилетний срок. Столь существенная сумма расходов была направлена на программы министерства для преодоления последствий пандемии в сфере культуры и спорта.
19

Часть средств в размере 300 млн долл. предусмотрена для распределения через Фонд восстановления (Recovery Fund for Arts, Culture, Heritage, and Sports Sectors), 200 млн долл. – через Фонд возобновления работы (Reopening Fund) для активизации работы культурных и спортивных мероприятий на местном уровне11. Курс на усиление государственной финансовой поддержки в этой сфере нашёл подтверждение и в бюджете 2022 г., который анонсировал выделение на предстоящий пятилетний срок ещё 322,3 млн долларов12.

11. Backgrounder - Continued Support for Arts, Culture, Heritage and Sport Sector Organizations. Montreal, June 28, 2021. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 21.08.2023).

12. A Plan to Grow Our Economy and Make Life More Affordable. Federal Budget 2022. Department of Finance Canada. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 25.08.2023).
20

Нельзя не отметить и тот факт, что с самого начала пандемии этим отраслям была оказана экстренная финансовая помощь в размере 500 млн долл. на 2020–2021 фин. г. на поддержку более 10 тыс. организаций, в 2021–2022 фин. г. дополнительно было выделено ещё 181,5 млн долл. для обеспечения занятости индивидуальных творческих работников. Также через федеральное культурное агентство «Телефилм Кэнада» (Telefilm Canada) для помощи компаниям, выпускающим канадскую аудиовизуальную продукцию, было направлено 150 млн долларов13.

13. Government Response to the third report of the Standing Committee on Canadian Heritage. House of Commons. Parliament of Canada. Canada. Available at: >>> (Date of access 29.08.2023).
21 Помимо статей государственных расходов, важную роль для поддержания экономического состояния культурных отраслей играет такой фактор, как предоставление им различных налоговых льгот. В настоящее время в Канаде такой режим широко применяется в области производства национальной кино- и видеопродукции, то есть областей, которые испытывают наибольшую конкуренцию со стороны зарубежных производителей. Так, например, те канадские компании, которые отвечают критериям производящих продукцию канадского содержания, имеют право на налоговый вычет по трудозатратам в размере 25%, в то время как для компаний, чья продукция не отвечает в полном объёме указанным критериям, этот порог снижен до 16%. Можно также отметить налоговые меры, введённые в 2019 г. для стимулирования работы канадского журналистского сообщества.
22 Одна из специфических черт культурной индустрии состоит в том, что в ней занято большое количество индивидуальных работников, оценка труда которых требует более специализированного подхода. То, что эта категория чаще других сталкивается с трудностями в трудоустройстве, особенно проявилось в период пандемии, в связи с чем вопросу о мерах поддержки само занятых и начинающих творческих работников придаётся особое внимание в концепции культурной политики. Главным каналом государственной помощи по этому направлению выступает Совет Канады по искусству (Canada Council for the Arts) через систему предоставления грантов по различным программам. Предполагается, что одна из последних правительственных инициатив по включению работников культурных отраслей в государственную программу страхования занятости также будет способствовать улучшению их экономического положения.
23

В Канаде насчитывается около 2 700 учреждений, связанных с музейной, выставочной деятельностью, включая объекты исторического наследия. В мае 2022 г. Министерство канадского наследия объявило о начале процесса пересмотра музейной политики, запустив осенью серию консультаций всех заинтересованных сторон, которая была завершена в июне 2023 г. На основе их анализа правительство намерено выработать новые подходы к реализации музейной политики. Среди ключевых тем для обсуждения были предложены следующие: 1) роль музеев в жизни общества; 2) обеспечение экономической стабильности отрасли; 2) примирение с коренными народами; 4) продвижение принципов равенства, разнообразия и инклюзии в работе музейных учреждений; 5) повышение технологической оснащённости отрасли путём внедрения различных цифровых инноваций14.

14. 2022-2023 Consultations on the Renewal of the Museum Policy. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 01.09.2023).
24

Как было отмечено в докладе Постоянного комитета по канадскому наследию, дальнейшее развитие музейной отрасли непосредственно связано с модернизацией инфраструктуры смежных с ней культурных областей, в связи с чем правительству было рекомендовано обратить пристальное внимание на функционирование всей системы культурной инфраструктуры. В настоящее время государственная поддержка в этой сфере осуществляется через Министерство канадского наследия по программам таких фондов, как Канадский фонд культурных пространств (Canada Cultural Spaces Fund)15 и Фонд общественных пространств (Community Spaces Fund)16.

15. Canada Cultural Spaces Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 05.09.2023).

16. Community Spaces Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 05.09.2023).
25

Негативные последствия пандемии в большей степени сказались на положении культурных отраслей, связанных с исполнительским искусством, то есть театров, фестивалей, а также тех объектов культуры, чья деятельность зависит от уровня посещаемости, таких как музеи, художественные галереи, места исторических достопримечательной. Распределение финансовой помощи по этим направлениям стало одним из приоритетов, сфокусированных в зоне внимания правительства. Так, например, бюджет 2022 г. анонсировал выделение средств в размере 12,1 млн долл. Национальному центру искусств для поддержания деятельности канадских театральных компаний, которые также имеют возможность получить гранты через Канадский фонд культурных инвестиций (Canada Cultural Investment Fund)17. Государственные дотации на проведение фестивалей распределяются через Канадский фонд презентации искусства (Canada Arts Presentation Fund)18.

17. Canada Cultural Investment Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 11.09.2023).

18. Canada Arts Presentation Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 11.09.2023).
26

Взятый правительством курс на продвижение принципов равенства, разнообразия и инклюзии в культурном пространстве Канады предполагается реализовывать через работу Фонда смены нарративов (Changing Narrative Fund)19, о создании которого было заявлено в 2022 г. Его цель направлена на более активное вовлечение в культурную деятельность представителей коренных народов, а также расовых и религиозных меньшинств. Так как в федеральном бюджете 2022 г. уже были заложены ассигнования на эти цели в размере 5 млн долл., предполагается, что распределение средств по программам фонда начнётся в 2023–2024 фин. году.

19. Changing Narratives Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 19.09.2023).
27 Одно из центральных мест в формировании правительственного курса в сфере культуры в последние годы занимает анализ влияния цифровых платформ на процесс трансформации канадских культурных отраслей. Пандемия показала, что практически все сферы культуры в ближайшем будущем столкнутся в той или иной степени с необходимостью цифрового перехода в своей деятельности, что, несомненно, расширит для них возможности распространения их культурного контента. В то же время влияние глобальных цифровых платформ представляет серьёзный вызов для деятельности таких национальных канадских отраслей, как теле- и радиовещание, области создания медиа и аудиовизуальной продукции.
28

В этой связи необходимо подчеркнуть, что канадское правительство в последние годы предприняло ряд инициатив по реформированию законодательной базы в области теле- и радиовещания и медиаиндустрии. В практической плоскости это выразилось в подготовке законопроектов С-11 (Online Streaming Act)20, о чём говорилось выше, и С-18 (Online News Act),21 которые были приняты парламентом и получили королевское одобрение соответственно 27 апреля и 22 июня 2023 г. Согласно закону С-11, глобальные онлайн-платформы, работающие в Канаде, так же как и традиционные вещательные компании, обязаны будут инвестировать часть средств в создание и распространение продукции канадского содержания. Что касается закона С-18, то он регламентирует механизм, предусматривающий возмещение части доходов, полученных цифровыми платформами, тем канадским компаниям средств массовой информации, материалами которых они воспользовались для создания своего контента.

20. Online Streaming Act. Canadian Heritage, Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 19.09.2023).

21. Online News Act. Canadian Heritage, Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 19.09.2023).
29

Следующий важный этап, предпринятый правительством на пути трансформации политики в области вещания, связан с реформированием работы Канадской комиссии по радио, телевидению и телекоммуникациям, на которую возложены функции регулирования в этой сфере. После того, как законы получили королевское одобрение, правительство опубликовало документ, который содержал рекомендации по модификации применяемых комиссией регулирующих норм и правил22. Новый механизм, который будет распространяться и на стриминговые сервисы, находится в стадии разработки.

22. Canada Gazette, Part I, Volume 157, Number 23; Order Issuing Directions to the CRTC (Sustainable and Equitable Broadcasting Regulatory Framework). June 10, 2023. Government of Canada. Available at: >>> (Date of access 25.09.2023).
30

Заключение

 

Со второй половины 2010-х годов происходит смещение акцентов в политике правительства Канады в сторону усиления внимания к культурным аспектам проводимого либералами курса. Это обусловлено рядом факторов, анализу которых был посвящён Национальный культурный саммит: во-первых, расширяющимся влиянием глобальных цифровых платформ и социальных сетей в канадском культурном пространстве; во-вторых, необходимостью реагировать на последствия пандемии, оказавшей негативное воздействие на функционирование культурных отраслей; в-третьих, взятым государством курсом на примирение с коренными народами и построение более открытого инклюзивного общества. В какой степени эти вызовы найдут отражение в правительственном курсе либералов, будет зависеть дальнейшее развитие культурных процессов в Канаде.

Библиография

1. National Culture Summit: The Future of Arts, Culture and Heritage in Canada. May 2, 3, and 4, 2022. Final Report. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/campaigns/national-culture-summit/final-report.html (Date of access 25.07.2023).

2. National Culture Summit to focus on recovery, long-term growth, and competitiveness of the arts, culture and heritage sectors. News release. April 27, 2022. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/news/2022/04/national-culture-summit-to-focus-on-recovery-long-term-growth-and-competitiveness-of-the-arts-culture-and-heritage-sectors.html (Date of access 25.07.2023).

3. Government Response to the third report of the Standing Committee on Canadian Heritage. House of Commons. Parliament of Canada. Canada. Available at: https://www.ourcommons.ca/content/Committee/441/CHPC/GovResponse/RP11992989/441_CHPC_Rpt03_GR/DepartmentOfCanadianHeritage-e.pdf (Date of access 01.08.2023).

4. Arts, Culture, Heritage and Sport sector recovery from the impact of Covid-19. Report of the Standing Committee on Canadian Heritage. June 2022. House of Commons. Parliament of Canada. Canada. Available at: https://www.ourcommons.ca/DocumentViewer/en/44-1/CHPC/report-3 (Date of access 03.08.2023).

5. Remarks at the National Cultural Summit Welcome Reception. May 2, 2022. Prime Minister of Canada Justin Trudeau. Canada. Available at: https://www.pm.gc.ca/en/videos/2022/05/02/remarks-national-culture-summit-welcome-reception (Date of access 03.08.2023).

6. Щукина Т.А. Актуальные аспекты культурной политики в Канаде. США & Канада: экономика, политика, культура. 2018. №10, с.113-126. DOI: 10.31857/S032120680001079-0 (Date of access 09.08.2023).

7. National Culture Summit: The Future of Arts, Culture and Heritage in Canada. May 2, 3, and 4, 2022. Final Report. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/campaigns/national-culture-summit/final-report.html (Date of access 09.08.2023).

8. Royal Commission on the National Development in Arts, Letters and Sciences, 1949-1951. Report, Ottawa, 1951. Available at: http://www.collectionscanada.gc.ca (Date of access 15.08.2023).

9. Щукина Т.А. Новые тенденции в регулировании сферы телекоммуникаций в Канаде. США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. №7, с. 79-93. DOI 10.3185/7S268667300010136-9 (Date of access 15.08.2023).

10. Canada at a Glance, 2022. Racialized groups. Statistics Canada. Available at: www150.statcan.gc.ca (Date of access 21.08.2023).

11. Backgrounder - Continued Support for Arts, Culture, Heritage and Sport Sector Organizations. Montreal, June 28, 2021. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/news/2021/06/backgrounder---continued-support-for-arts-culture-heritage-and-sport-sector-organizations.html (Date of access 21.08.2023).

12. A Plan to Grow Our Economy and Make Life More Affordable. Federal Budget 2022. Department of Finance Canada. Government of Canada. Available at: https://www.budget.canada.ca/2022/report-rapport/toc-tdm-en.html (Date of access 25.08.2023).

13. Government Response to the third report of the Standing Committee on Canadian Heritage. House of Commons. Parliament of Canada. Canada. Available at: https://www.ourcommons.ca/content/Committee/441/CHPC/GovResponse/RP11992989/441_CHPC_Rpt03_GR/DepartmentOfCanadianHeritage-e.pdf (Date of access 29.08.2023).

14. 2022-2023 Consultations on the Renewal of the Museum Policy. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/campaigns/renewal-museum-policy.html (Date of access 01.09.2023).

15. Canada Cultural Spaces Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/funding/cultural-spaces-fund.html (Date of access 05.09.2023).

16. Community Spaces Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/funding/official-languages/community-spaces-fund.html (Date of access 05.09.2023).

17. Canada Cultural Investment Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/funding/cultural-investment-fund.html (Date of access 11.09.2023).

18. Canada Arts Presentation Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/funding/arts-presentation-fund.html (Date of access 11.09.2023).

19. Changing Narratives Fund. Canadian Heritage. Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/campaigns/changing-narratives-fund.html (Date of access 19.09.2023).

20. Online Streaming Act. Canadian Heritage, Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/modernization-broadcasting-act.html (Date of access 19.09.2023).

21. Online News Act. Canadian Heritage, Government of Canada. Available at: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/online-news.html (Date of access 19.09.2023).

22. Canada Gazette, Part I, Volume 157, Number 23; Order Issuing Directions to the CRTC (Sustainable and Equitable Broadcasting Regulatory Framework). June 10, 2023. Government of Canada. Available at: https://canadagazette.gc.ca/rp-pr/p1/2023/2023-06-10/html/reg1-eng.html (Date of access 25.09.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести