Конгресс США в 2023 году: политика и политические игры
Конгресс США в 2023 году: политика и политические игры
Аннотация
Код статьи
S207054760029552-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рогова Наталья Валентиновна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается деятельность Конгресса США в 2023 году. Проводится анализ позиций партийных группировок. Особое внимание уделено фракционной борьбе внутри республиканской фракции в Конгрессе. Рассматриваются причины снятия с должности главы Палаты представителей и избрание нового спикера. Анализируется противостояние по вопросам оказания военной и экономической помощи Украине и Израилю. Даётся предварительный прогноз противостояния Республиканской партии и Белого дома по проблеме бюджетного дефицита и госурственного долга. 

Ключевые слова
Конгресс США, Палата представителей, Сенат, спикер, бюджет, Демократическая партия, Республиканская партия, фракция, кокус, Кевин Маккарти, Майк Джонсон
Классификатор
Получено
04.11.2023
Дата публикации
29.12.2023
Всего подписок
7
Всего просмотров
235
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

В 2021–2022 гг. демократы контролировали как исполнительную, так и законодательную ветвь федеральной власти. Однако однопартийное правление в США прекратилось после промежуточных выборов 2022 года.

2 В Конгрессе 118-ого созыва контроль над Палатой представителей перешёл от Демократической партии к Республиканской, а в Сенате демократы сохранили и даже увеличили своё большинство. Таким образом, вновь возникла ситуация «расколотого правления». Это предопределило обострение межпартийной конкуренции, в центре которой находится главный рычаг власти Конгресса: «власть кошелька», то есть 12 законов об ассигнованиях на государственный бюджет.
3

«Власть кошелька»

 

Что касается социальных расходов, то они, как правило, относятся к защищённым статьям бюджета (mandatory expenditures) и ежегодно возрастают из-за индексации с учётом инфляции. В 2022 г. эти статьи составили 66% всех федеральных расходов, выплата процентов по государственному долгу – 8%, а незащищённые статьи (discretionary expenditures), включая оборонный бюджет – всего лишь 26%1.

1. Moraa Ogendi and David Wessel. What is discretionary spending in the federal budget? Available at: >>>  Brookings, July 11, 2023.
4

Как правило, расходы правительства США превышают доходы. В результате дефицит федерального бюджета продолжает стремительно расти. По предварительной оценке Бюджетного управления Конгресса (БУК), в 2023 фин. г. он составит 1690 млрд долларов2.

2. CBO, October 10, 2023.
5

Всего же государственный долг США превысил 33 трлн долл. В мае 2023 г. Белый дом и спикер Палаты представителей Кевин Маккарти (Калифорния) договорились об установлении потолка госдолга, чтобы избежать банкротства3. Но это лишь краткосрочная передышка. Угроза «закрытия правительства» сохраняется.

3.  White House and G.O.P. Strike Debt Limit Deal to Avert Default. The New York Times. May 27, 2023
6 По большинству политических и экономических вопросов республиканцы находятся в оппозиции администрации Дж. Байдена. Это прежде всего касается попыток урезать социальные расходы, чтобы сократить дефицит государственного бюджета. В то же время члены Конгресса от Республиканской партии добиваются увеличения военных расходов. Требования республиканцев отражаются в законодательных проектах, которые принимаются Палатой представителей. Однако они каждый раз блокируются демократами в Сенате.
7

Надо отметить, что Капитолий часто увеличивает или урезает военный бюджет по сравнению с запросом Белого дома. По подсчётам вашингтонского Центра бюджетных и стратегических исследований с 1950 г. Конгресс 57 раз (то есть в 77% случаев) сокращал расходы и только 17 раз (22%) их наращивал4. Последний раз законодатели инициировали такой скачок в 2022 году – на 46 млрд долларов!

4.  Travis Sharp. Inconsistent Congress: Analysis of the 2024 Defense Budget Request. CSBA. October 17 2023.   
8

С 1997 г. Конгресс ни разу не принял бюджетное законодательство на следующий финансовый год своевременно5.

5. SEPTEMBER 13, 2023. Congress has long struggled to pass spending bills on time. Pew Research Center. BY  DREW DESILVER
9 В результате возникает угроза «закрытия правительства» (shutdown) из-за прекращения финансирования государственных учреждений, поскольку Конгресс не может принять закон о федеральном бюджете на новый финансовый год, который начинается в США 1 ноября. Чтобы предотвратить такой сценарий, применяется резолюция о продолжении финансирования в параметрах прошлогоднего бюджета (continuing resolution). Это не позволяет принимать новые государственные программы и сокращать старые. Такой подход негативно сказывается, в частности, на планах Министерства обороны по наращиванию вооружений.
10

Необходимо отметить, что не оправдались ожидания сокращения демократами военных расходов. Наоборот, они поддержали увеличение ассигнований на 2023 фин. г. на 46 млрд долл. по сравнению с запросом администрации Байдена. В феврале 2023 г. члены Палаты представителей Барбара Ли (Калифорния) и Марк Покан (Висконсин) внесли законопроект, требовавший урезать бюджет Министерства обороны на 100 млрд долл.6 Однако лидеры Демократической партии не поддержали эту инициативу. 21 июня Комитет по делам вооружённых сил одобрил военный бюджет 57 голосами против 1 – демократ-прогрессист Ро Ханна (Калифория)7.

6. REPS. LEE, POCAN REINTRODUCE PEOPLE OVER PENTAGON ACT TO CUT BLOATED DEFENSE BUDGET BY $100 BILLION. Available at: >>> . February 22, 2023.

7. William Hartung. The Pentagon Authorization Bill Deserves to Be Defeated. Forbes. June 20, 2023.
11

В соответстствии со сложивщейся процедурой каждая палата должна была самостоятельнно проголосовать за свою версию бюджета. Иногда между ними есть существенные различия, но на этот раз они были небольшими. Так, Палата представителей (H.R. 2670) увеличила финансирование стратегической подводной лодки «Коламбия», а Сенат – на модернизацию бомбардировщика Б-52. Конгрессмены сократили расходы на разборку и уничтожение старых ядерных боеголовок, а сенаторы – на модернизацию ядерного завода Саванна-Ривер8.

8. Summary: Comparison of Fiscal Year 2024 National Defense Authorization Act (H.R. 2670/S. 2226) as passed by the U.S. House of Representatives and U.S. Senate. Center for Arms Control and Non-proliferation. August 29, 2024.
12 Палата представителей потребовала подготовиться к «дозагрузке» боеголовок, снятых в соответствии с Договором СНВ-3, на МБР «Минитмен-3», а сенаторы – сократить время для осуществления такой «дозагрузки».
13 Некоторые расхождения затрагивали противоракетную оборону. Палата представителей увеличила расходы на ракеты-перехватчики ТХААД и «Иджис», а также развёртывания ПРО на Гавайях. Сенат потребовал создания интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны в Индо-Тихоокеанском регионе (S. 2226). Сенаторы также убрали из текста формулировку, огранивавшие ПРО защитой от «государств-изгоев».
14

Обе палаты Конгресс включили в свои законопроекты выделение 190 млн долл. на разработку ядерной крылатой ракеты морского базирования и 70-75 млн долл. на боеголовку для неё. Законодатели сделали это вопреки позиции администрации Байдена9.

9. Ibidem
15 Палата представителей проголосовала за свой законопроект по партийному признаку. Его поддержали 219 конгрессменов-республиканцев. Против выступили 210 конгрессменов-демократов. Это объяснялось не спором о сумме расходов, а включёнными республиканцами в текст формулировками, касающимися ковид, сексуальных меньшинств, изменения климата и т.д.
16

В сенатской версии эти формулировки отсутствовали. Поэтому законопроект получил двухпартийную поддержку10. За него проголосовали 86 сенаторов, против – 11, в том числе 4 республиканца – радикальные консерваторы Майк Браун (Индиана), Майк Ли (Юта), Рэнд Пол (Кентуки) и ДжейДи Вэнс (Огайо), которых иногда обвиняют в неоизоляционистских взглядах. Что касается демократов, то это были либералы Кери Букер (Нью-Джерси), Эд Марки и Элизабет Уоррен (Массачуссетс), Питер Уэлш (Вермонт), Джеф Меркли и Рон Вайден (Орегон), а также независимый социалист Берни Сандерс (Нью-Хэмпшир).

10. AL WEAVER. Senate passes annual defense bill, teeing up showdown with House. The Hill. 07/27/2023.
17

Доклад двухпартийных экспертов

 

Опубликованный 12 октября 2023 г. «Доклад об американской стратегической политике» (Americas Strategic Posture) является, пожалуй, наиболее важным исследованием, подготовленным за последние полтора десятилетия. Хотя этот доклад не является официальным документом администрации, он ставит вопрос о внесении очень серьёзных, принципиальных изменений в военную политику США, прежде всего в ядерной сфере11.

11. AMERICA’S STRATEGIC POSTURE The Final Report of the Congressional Commission on the Strategic Posture of the United States. October 2024.
18 Доклад был подготовлен двухпартийной группой из 12 экспертов, назначенных в 2022 г. руководителями американского Конгресса. Председателем этой комиссии является демократка Мэделин Кридон, занимавшая ранее посты помощника министра обороны и заместителя министра энергетики, а вице-председателем – бывший сенатор-республиканец Джон Кайл.
19

Таблица 1

Состав двухпартийной комиссии экспертов Конгресса

20
Демократы Должность Республиканцы Должность
Мэделин Кридон Президент Green Marble Group, профессор Университета Джорджа Вашингтона, бывший первый заместитель администратора Национальной администрации по ядерной безопасности Джон Кайл бывший сенатор США
Глория Даффи бывший заместитель помощника министра обороны США и специальный координатор по совместному уменьшению угроз Маршалл Биллингсли старший научный сотрудник Гудзоновского Университета, бывший специальный посол президента по контролю над вооружениями
Роуз Геттемюллер преподаватель Института международных исследований в Стэнфорде, бывший заместитель генерального секретаря НАТО Лиза Гордон-Хагерти бывший администратор Национальной администрации по ядерной безопасности
Джон Хайтен бывший заместитель председателя Комитета начальников штабов Ребекка Генрихс директор Ключевой инициативы (KDI) Института Хадсона, бывший советник членов Конгресса
Леонор Томеро бывший пошник министра обороны Мэтью Крениг вице-президент Атлантического совета
Роберт Шер вице-президент BP America, бывший помощник министра обороны по стратегии Франклин Миллер бывший член целевой группы министра обороны по управлению ядерным оружием

Источник: AMERICA’S STRATEGIC POSTURE The Final Report of the Congressional Commission on the Strategic Posture of the United States.

21 Комиссия пришла к выводу, что, если Соединённые Штаты не изменят свою стратегическую политику, жизненно важные интересы страны окажутся под ударом в период 2027–2035 гг. Существует растущий риск конфронтации с Китаем, Россией или с обоими государствами. Это включает риск военного конфликта. В отличие от Первой и Второй мировых войн, конфликт крупнейших держав в XXI веке обладает потенциалом эскалации в крупномасштабную ядерную войну.
22 Подчёркнуто, что США впервые столкнутся с двумя равными по ядерной мощи противниками. Новое партнёрство лидеров России и Китая создаёт качественно новые угрозы агрессии на двух театрах военных действий.
23 Комиссия объявила, что Россия сегодня обладает крупнейшими ядерными силами по сравнению с любым другим государством, эта ситуация сохранится до 2035 года.
24 Комиссия пришла к выводу, что, хотя российские конвенциональные силы уступают отмобилизованным силам НАТО, они будут иметь преимущество по времени и пространству против государств НАТО, находящихся на периферии России, потенциально позволяя оккупировать территорию таких государств и поставить НАТО перед свершившимся фактом, прежде чем НАТО сможет полностью отмобилизовать свои силы.
25 Утверждается, что российская стратегия и доктрина якобы предусматривают использование тактических ядерных сил, чтобы разгромить обычные силы НАТО, если Россия будет решающим образом проигрывать войну с Североатлантическим альянсом.
26 Комиссия пришла к выводу, что Китай при нынешних темпах достигнет примерного количественного паритета с Соединёнными Штатами по развёрнутым ядерным боеголовкам в середине 2030-х годов. При этом он может сохранить способность продолжать дальнейшее наращивание ядерных сил.
27 Провозглашается, что США должны «нанести поражение», то есть одержать победу в одновременной войне с Россией и Китаем, как обычной, так и ядерной.
28 Заявлено, что наиболее эффективным сдерживанием является создание угрозы тому, что противник ценит больше всего. Пока китайский и российский режимы сохраняют свою нынешнюю автократическую структуру и проводят опасную политику, это означает держать под угрозой ключевые элементы их руководства и системы безопасности, которая позволяет этому руководству находиться у власти, а также их ядерным и обычным силам и военной промышленности.
29 Отмечено, что необходимо проводить декларативную политику просчитанной неопределённости относительно условий, в которых США могут использовать ядерное оружие.
30 Дополнительные ядерные средства на ТВД потребуются США и в Европе, и в Индо-Тихоокеанском регионе, чтобы сдержать использование ядерного оружия противником и не допустить его превосходства в обычных силах.
31 Необходима скорейшая модификация, как стратегических, так и тактических ядерных сил. Эта модификация должна отражать возрастание количества целей, которые надо поразить.
32

Подготовиться к «дозагрузке» всех имеющихся в резерве ядерных боеголовок. В этой связи надо отметить, что, по оценке Федерации американских учёных, «дозагрузка» позволит Министерству обороны примерно в 2 раза увеличить количество развёрнутых ядерных боезарядов на своих стратегических носителях – до 3 570 единиц12. В результате США получат значительное превоходство над стратегическими силами России.

12.   If Arms Control Collapses, US and Russian Strategic Nuclear Arsenals Could Double In Size. BY MATT KORDA. FAS. 02.07.23. Available at: >>> 
33 Комиссия рекомендовала Конгрессу:
34

финансировать расширение потенциала индустриальной базы ядерных вооружений США, создать и поддерживать двухпартийный консенсус для поддержания ежегодной финансовой стабильности;

35 своевременно принимать ежегодные законопроекты по финансированию министерства обороны и министерства энергетики. Никаких «резолюций о продолжении»;
36 избегать установления искусственных потолков на оборонные расходы,
37 осуществлять необходимое расширение инфраструктуры для стратегического потенциала, что требует увеличения финансирования этих фундаментальных приоритетов национальной безопасности США.
38

Таким образом, двухпартийный консенсус отразил, на наш взгляд, уступки либеральных демократов консервативным республиканцам по ряду важных вопросов военной и внешней политики, включая массированное наращивание обычного и ядерного арсенала и отход от договоров по контролю над вооружениями. Показательно, что доклад вызвал жёсткую критику Ассоциации сторонников контроля над вооружениями13, Федерации американских учёных14 и других противников гонки вооружений.

13. A Not-So-Strategic Posture Commission. By  Adam Mount . Arms Control Today. November 2023. Available at: >>>

14. Strategic Posture Commission Report Calls for Broad Nuclear Buildup. BY  HANS KRISTENSEN  &  MATTKORDA  &  ELIANA JOHNS  &  MACKENZIE KNIGHT . FAS. 10.12.23. Available at: >>>
39

В докладе отсутствовали оценки финансовых затрат, необходимых для реализации вышеуказанных мер. Осуществление 81 рекомендации, которые содержатся в докладе, потребует резкого увеличения военных расходов – до 1 трлн долл. в год. Это бремя для бюджета США, по оценке Джона Кайла, которую он дал на слушаниях в сенатском Комитете по делам вооружённых сил 19 октября, вырастет с 3 до 5% ВВП.

40 При наличии растущего государственного долга, такой скачек маловероятен. Для этого надо сократить социальные расходы, но большинство из них, как отмечалось выше осуществляется по защищённым статьям федерального бюджета.
41 Некоторые предложения были учтены в законе «Об оборонных расходах» на 2024 фин. г. В частности, предусмотрены:
42 Ассигнования на крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) с ядерным боезарядом – 190 млн долл. + 70 млн долл. на боеголовку.
43 Запрет предоставлять России информацию по ДСНВ.
44 Подготовка к ускоренной «дозагрузке» снятых для выполнения ДСНВ разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧИН) на МБР.
45 Отмена ограничения на противоракетную оборону, из текста закона исключена формулировка: ПРО для защиты от «государств-изгоев».
46

Следует отметить, что закон о военных расходах на 2024 фин. г. выделяет всего 0,3 млрд долл. на «Инициативу помощи безопасности Украины». Кроме того, предусматривается оплата доли США (16%) в бюджете Организации Североатлантического договора15. Также Конгресс ассигновал 3,6 млрд долл. на «Европейскую инициативу сдерживания». Закон содержит запрет выхода США из НАТО без согласия Конгресса.

15. Funding NATO. NATO, September 27, 2023.
47 Ранее Сенат почти единогласно одобрил принятие Финляндии в НАТО: за проголосовали 95 сенаторов, против 1 - республиканец Джош Хоули (Миссури).
48

Закон об оборонных расходах на 2024 ф. г. был принят 13 декабря Сенатом и 14 декабря Палатой представителей. Он предусматривает рекордный рост расходов до 886 млрд долл., на 26 млрд долл. по сравнению с 2023 ф. г. При голосовании произошел раскол и среди демократов и среди республиканцев.

49

Таблица 2

Как голосовали за военный бюджет на 2024 ф.г.

50
Сенат За Против
Демократы 44 7
Республиканцы 43 6
ВСЕГО 87 13
Палата представителей За Против
Демократы 163 45
Республиканцы 147 73
ВСЕГО 310 118

Источник: Roll Call 723 | Bill Number: H. R. 2670 Roll Call Vote 118 Congress - 1 Session Vote Number: 343 Vote Date: December 13, 2023.

51 В частности, у демократов против голосовали сенаторы Берни Сандерс (Вермонт) и Элизабет Уоррен (Массачусетс), лидер прогрессистов в Палате представителей Прамила Джайпал (Вашингтон), а также Александра Окасия-Кортез (Нью-Йорк), Ильхан Омар (Миннесота), Рашида Тлаиб (Мичиган) и другие члены «Четвёрки».
52

У республиканцев – сенаторы Майк Ли (Юта) и Рэнд Пол (Кентукки), конгрессмены Марджори Тейлор Грин (Джорджия), Мэт Гётц (Флорида), Джим Джордан (Огайо), Томас Мэсси (Кентукки), лидер «Кокуса свободы» Скотт Перри (Пеннсильвания) и другие ультраконсерваторы16.

16. Roll Call 723 | Bill Number: H. R. 2670 Roll Call Vote 118 Congress - 1 Session Vote Number: 343 Vote Date: December 13, 2023,
53

«Вакансия спикера»

 

Поскольку до 1 октября с.г. законодатели не смогли одобрить закон о федеральном бюджете на 2024 фин. г., конгрессмены по инициативе Маккарти приняли резолюцию о продолжении финансирования до 17 ноября. Эта резолюция имела очень серьёзные последствия для республиканской фракции в Палате представителей, где происходит ожесточённая борьба между различными консервативными группировками. Среди них есть и сторонники экстремистских взглядов и менее радикально настроенные консерваторы. Свою роль играют их личные амбиции.

54

Кумиром для всех республиканцев является Рональд Рейган, хотя проведённый американскими экспертами анализ показывает, что по сравнению с рейгановским периодом республиканцы настроены значительно более консервативно17.

17. Aaron Zitner. Conservatives Won the Fight for House Speaker. Did They Also Put the GOP Majority at Risk? WSJ, October 28, 2023.
55 Во время пребывания в Белом доме Дональда Трампа в Республиканской партии сложилось влиятельное течение его сторонников. На промежуточных выборах 2022 года немногочисленные «умеренные», критиковавшие Трампа, подверглись «чистке». 8 из 10 конгрессменов-республиканцев, голосовавших за его импичмент, потеряли свои места в Палате представителей.
56 Наиболее радикально настроенные консерваторы группируются в «Кокусе свободы». Хотя на их долю приходится всего примерно 10-15% фракции Республиканской партии, они весьма эффективно использовали то обстоятельство, что у республиканцев в Палате представителей мизерное большинство, чтобы навязать свои требования.
57

Особую активность проявил конгрессмен Мэтт Гётц (Флорида), который добился проведения 15 раундов голосования за кандидатуру спикера в январе 2023 года, когда начал свою работу Конгресс 118-ого созыва. Он вынудил лидера республиканской фракции Кевина Маккарти сделать ряд важных уступок. Среди требований «Кокуса свободы» был «Дамоклав меч» – разрешение в любой момент проводить голосование о том, что место спикера является «вакантным»18.

18. Рогова Н.В. Выборы нового спикера Палаты представителей. Россия и Америка в XXI веке. 2023, выпуск 1. DOI: 10.18254/S207054760024539-9
58 Следует отметить, что, став спикером, Маккарти сотрудничал с консерваторами. В частности, при его поддержке председателем Юридического комитета Палаты представителей стал один из основателей «Кокуса свободы» Джим Джордан (Огайо).
59

Этот комитет стал одним из инициаторов проведения расследования возможности импичмента Дж. Байдена по обвинению в коррупции в связи с получением взяток его сыном Хантером и самим президентом (в его бытность вице-президентом в администрации Барака Обамы) от украинской компании «Буризма» и некоторых китайских корпораций. Нынешнего хозяина Белого дома республиканцы, например, члены Палаты представителей Маргарет Тейлор Грин (Джорджия) и Лорен Бёберт (Колорадо), так же обвиняют в провальном бегстве американских войск из Афганистана и отказе от строительства стены на границе с Мексикой, из-за чего США захлестнули миллионы нелегальных иммигрантов. Численность нелегальных иммигрантов составляет примерно 10 млн человек19.

19. What we know about unauthorized immigrants living in the U.S. BY  JEFFREY S. PASSEL  AND  JENS MANUEL KROGSTAD . Pew. NOVEMBER 16, 2023.
60 Таким образом республиканцы пытаются поквитаться за импичмент Дональда Трампа. Но Сенат, который контролируют демократы, конечно же, не поддержит импичмент Байдена. Тем не менее обвинения против нынешнего президента, как свидетельствуют опросы общественного мнения, могут сыграть роль в избирательной кампании 2024 года. Однако, согласно опросам, наиболее серьёзная проблема для него, это преклонный возраст, наглядная дряхлость и интеллектуальная глухота.
61 Маккарти не сразу поддержал идею импичмента, но в сентябре с.г. отдал указание трём комитетам Палаты представителей начать расследование. Но против решения спикера неожиданно выступили конгрессмены-радикалы во главе с Мэттом Гётцем, которые подозревали, что под предлогом выделения финансирования для расследования Байдена Маккарти хочет обойти требование о сокращении госбюджета.
62 В этот момент на первый план выдвинулась проблема выделения дополнительной помощи Киеву.
63 Надо подчеркнуть, что в обеих палатах Конгресса ещё десять лет назад сложился двухпартийный антироссийский консенсус. При этом демократы, обвинившие Россию в том, что её вмешательство в выборы 2016 года якобы привело Дональда Трампа в Белый дом, стали занимать более жёсткую русофобскую позицию, чем республиканцы.
64

Конгресс за последние годы одобрил целую серию санкций против России. Это законодательство затрагивает многие тысячи российских юридических и физических лиц. Этот список поостоянно обновляется и расширяется20. В списке вторичных санкций также фигурируют граждане Ирландии, Кипра, Латвии и Турции и компании из Китая, Кипра, Монголии, ОАЭ, Турции, Узбекистана и Швейцарии.

20. Consolidated Sanctions List. U.S. Department of the Treasury. Last Updated: October 3, 2023.
65

После начала Россией специальной военной операции Конгресс подавляющим большинством голосов поддержал колоссальное увеличение военной, финансовой и экономической помощи Украине. Эта помощь предоставляется в форме дополнительных ассигнований, которые не учитываются в ежегодном военном бюджете.

66

По оценке вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, с 24 февраля 2022 г. Конгресс ассигновал на поддержку Украины 113 млрд долл., то есть 223 млн долл. в день21. Размеры этой помощи носят беспрецедентный характер, во много раз превышая помощь Вашингтона любому другому государству, включая Израиль, которая составила в 2022 году 3 млрд долларов.

21. Mark F. Cancian . Aid to Ukraine: The Administration Requests More Money and Faces Political Battles Ahead. CSIS, August 15, 2023.
67 В таблице 2 показаны основные программы финансирования поддержки Украины.
68

Таблица 3

Ассигнования Конгресса США на помощь Украине

69
Программа Млрд долл.
Возмещение поставок вооружений и техники 27,2
Инициатива по поддержке безопасности Украины 18
Помощь вооружённым силам США 15,2
Программа финансирования иностранной военной помощи 4,7
Прочие военные программы 2
Все военные программы 67,1
Фонд экономической поддержки 26,9
Помощь пострадавшим от международных катастроф 7,9
Помощь беженцам 6,6
Помощь Европе, Евразии и Центральной Азии 1,5
Прочие невоенные программы 3,1
Все невоенные программы 46
ВСЕГО 113

Источник: Congress Approved $113 Billion of Aid to Ukraine in 2022. Committee for a Responsible Federal Budget. JAN 5, 2023.

70

Необходимо подчеркнуть, что «помощь Украине» в значительной степени является поддержкой американского военно-промышленного комплекса. По подсчётам экспертов 68 из 113 млрд долл., то есть 60% ассигнований идут на закупки вооружений в США22. Не случайно, что лоббисты ВПК рьяно поддерживают «помощь Украине».

22. Mark Cancian. Most ‘aid to Ukraine’ is spent in the US. A total shutdown would be irresponsible. Breaking Defense, October 03, 2023.
71

По данным Министерства обороны РФ, с началом спецоперации 54 страны заявили о военных поставках киевскому режиму. Украина получила на конец 2023 года от спонсоров 203 млрд долларов, что на 30 млрд больше её ВВП. Всего Киеву поставлено 5 220 танков, боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 28 самолётов, 87 вертолётов, 23 тыс. беспилотных летательных аппаратов, свыше 1,3 тыс. артиллерийских систем23.

23. Расширенное заседание коллегии Минобороны. 19 декабря 2023 г. 
72

Таблица 4

Суммарная помощь США и американских союзников Украине в млрд долл.

73
  Военная помощь Экономическая и финансовая помощь ВСЕГО
Учреждения ЕС 5,9 83,6 89,5
США 44,4 28,8 73,2
Германия 18,6 4,0 22,6
Англия 7,0 7,6 14,6
Норвегия 3,9 4,0 7,9
Япония 0,0 6,8 6,8
Канада 1,8 4,0 5,8
Польша 3,2 1,3 4,5
Вся помощь Украине 90,5 142,3 232,9

Источник: Visualizing $233B in Ukraine Aid. By Marcus Lu . Politico, November 12, 2023.

74

По другим данным, помощь Вашингтона Киеву после начала специальной военной операции составила 111 млрд долл.24 Это меньше помощи европейцев – 145 млрд долл. Таким образом, США на 1-м месте по военной помощи – 67 млрд долл., однако ЕС на 1-м месте по суммарной помощи.

24.  Ukraine’s Zelenskyy issues plea for support during Washington visit By Tara Copp and Lolita C. Baldor. Federal Times. November 30, 2023.
75

Отметим, что государственный бюджет Украины предусматривает доходы в размере 49 млрд долл. и расходы 93 млрд долл., в том числе 46 млрд долл. на военные цели25. Фактически Киев оказался бы банкротом без поддержки США и их союзников.

25. What’s at Stake for Ukraine in the Senate Supplemental. Commentary by Elizabeth Hoffman, Shivani Vakharia, and Jaehyun Han. CSIS. December 19, 2023. Available at: >>>
76

Что касается России, то после начала специальной военной операции её оборонные расходы значительно выросли и по американским оценкам составят в 2024 году 109 млрд долл.26 По данным Министерства обороны РФ, выпуск танков увеличен в 5,6 раза, БМП – в 3,6 раза, бронетранспортеров – в 3,5 раза, беспилотных летательных аппаратов – в 16,8 раза, артиллерийских боеприпасов – в 17,5 раза27.

26. Ibidem. ANOTHER BUDGET FOR A COUNTRY AT WAR: MILITARY EXPENDITURE IN RUSSIA’S FEDERAL BUDGET FOR 2024 AND BEYOND. Julian Cooper. SIPRI Insights on Peace and Security. No. 2023/11. December 2023.

27. Расширенное заседание коллегии Минобороны. 19 декабря 2023 г. 
77

Среди республиканцев возникли разногласия относительно размеров американской помощи Киеву28. Хотя в Республиканской партии в целом господствуют агрессивные милитаристские взгляды, часть республиканцев склоняется к поддержке неоизоляцинистских позиций. Прежде всего это касается негативного отношения к ассигнованиям на помощь любому иностранному государству, пожалуй, за исключением Израиля.

28. About half of Republicans now say the U.S. is providing too much aid to Ukraine. BY  ANDY CERDA . Pew. DECEMBER 8, 2023.
78 Критическое отношение части республиканцев к выделению колоссальных средств на поддержку Украине наглядно проявилось в ходе работы Конгресса 118-го созыва. Если сенаторы от Республиканской партии во главе с Митчем Макконеллом (Кентукки) большинством голосовали за помощь Киеву, то в Палате представителей доля противников этих ассигнований оказалась весьма заметной.
79

Следует напомнить, что ещё в мае 2022 г. против пакета помощи Украине в 40 млрд долл. выступили 57 конгрессменов-республиканцев, включая целый ряд радикальных консерваторов29. В Сенате также проголосовали 11 сенаторов, в том числе Рэнд Пол (Кентукки), Джош Хоули (Миссури), Майк Ли (Юта) и Томми Тубервилл (Алабама).

29. House approves $40B in aid for Ukraine; 57 Republicans vote ‘no’. BY MYCHAEL SCHNELL AND EMILY BROOKS – The Hill. 05/10/22
80

Отметим, что Тубервилл, бывший тренер студенческих команд по американскому футболу, избранный в Сенат на выборах 2020 года, оказался в центре скандальной ситуации, поскольку он решил добиться запрета финансирования Министерством обороны абортов и деторождения. В феврале 2024 г. он воспользовался правилом, позволящим всего лишь одному сенатору блокировать голосование, например, на посты военачальников, включая председателя Комитета начальников штабов, его заместителей, начальников штабов видов вооружённых сил и т.п., из-за этого генералы, назначенные президентом Байденом, не были утверждены Сенатом и не могли приступить к исполнению своих обязанностей. Это создало напряжённую ситуацию в Министерстве, поскольку у ушедших в отставку военноначальников не появилась замена30.

30. Point: Tuberville’s Misguided Stunt Threatens Our National Security. Posted, to  Politics  September 07, 2023
81

Томми Тубервилл почти целый год продолжает игнорировать критику не только сенаторов-демократов, но и многих республиканцев. Только 3 ноября Сенат 95 голосами против 1 – Роджер Маршалл (Канзас) одобрил назначение новых начальников штабов ВВС и ВМС, а также заместителя командующего морской пехоты31.

31. Senate confirms Navy and Air Force heads, overcoming Tuberville holds. BY BRAD DRESS. The Hill. November 2, 2023.
82

Опросы показывают, что 57% республиканцев выступают против поставок оружия и финансирования помощи Украине32.

32. Ibidem.
83

Мэтт Гётц в июле 2023 года внёс две поправки к законопроекту о военных расходах, запрещавшие оказание помощи Киеву. За них проголосовали соответственно 70 и 93 члена Палаты представителей. Ещё 3 схожих поправки внесли другие консервативные республиканцы33.

33. ELLEN MITCHELL. Majority of Republicans vote down Greene, Gaetz Ukraine bills. The Hill. July 13, 2023.
84 Надо отметить, что помощь Украине вызывала критику и нескольких левых демократов-прогрессистов.
85 Спикер Кевин Маккарти обусловил голосование за резолюцию о продолжении финансирования исключением из неё пакета помощи Украине. Этот шаг, обусловленный необходимостью избежать «закрытия правительства», сыграл для Маккарти роковую роль. 3 октября Мэтт Гётц и его сторонники потребовали проведения голосования о том, что пост спикера является вакантным. Всего лишь 8 голосами они лишили его большинства в Палате представителей: вместо необходимых 117 голосов Маккарти получил 116. Впервые в истории спикер был уволен со своей должности. В конце 2023 года Кевин Маккарти объявил, что вообще уходит из Конгресса.
86

Таблица 5

Список республиканцев, проголосовавших против Кевина Маккарти

87
Конгрессмен Штат
Мэтт Гётц Флорида
Энди Биггс Аризона
Эли Крейн Аризона
Тим Бёрчетт Теннеси
Кен Бак Колорадо
Боб Гуд Вирджиния
Нэнси Мэйс Южная Каролина
Мэтт Розендейл Монтана

Составлено автором.

88 На три недели Капитолийский холм оказался парализованным. В Конгрессе воцарился хаос, поскольку любые законодательные инициативы в Палате представителей без спикера невозможны. Назначенный исполняющим обязанности конгрессмен Пэтрик Макгенри (Северная Каролина) не имел необходимых полномочий для внесения биллей для голосования, а Сенат без нижней палаты не мог принимать законы.
89 Только 25 октября республиканцы наконец смогли на время объединиться и избрать 220 голосами спикером Палаты представителей малоизвестного конгрессмена Майка Джонсона (Луизиана). Кандидат демократов Хаким Джефрес (Нью-Йорк) получил 209 голосов. Таким образом, устроенный республиканцами «цирк» завершился.
90 Опрос Института Гэллапа, проведённый в октябре с.г. показал крайне низкий рейтинг Конгресса – всего лишь 13%, что на 4% меньше, чем в сентябре. Рейтинг самого Джонсона составлял вообще всего лишь 1%.
91 Майк Джонсон обладает небольшим политическим опытом. Он отличается фундаменталистскими протестанскими взглядами. Ему 51 год. Он был впервые избран в Конгресс только в 2016 году. Джонсон смог «тихой сапой» заручиться связями с наиболее консервативными течениями Республиканской партии. Он часто посещал собрания «Кокуса свободы», хотя формально не стал его членом. Зато он стал председателем другой влиятельной группировки – «Республиканский комитет исследований», в состав которого входит более 150 конгрессменов – ¾ республиканской фракции в Палате представителей. Эта группа также выступает за радикальное сокращение федерального бюджета путём урезания социальных расходов.
92 Не случайно Джонсон вошёл в состав Комитета по делам вооружённых сил, где зарекомендовал себя ярым сторонником наращивания военных расходов. На территории его избирательного округа находится база Глобального стратегического командования с несколькими десятками тяжёлых бомбардировщиков В-52, которые несут ядерные боезаряды.
93 Он также смог добиться места вице-председателя республиканской конференции, что стало для него стартовой площадкой для борьбы за избрание спикером. Майк Джонсон активно продвигал утверждение о поражении Байдена на выборах 2020 г. Это обеспечило конгрессмену поддержку Дональда Трампа.
94

Хаос продолжается

 

Газета «Нью-Йорк таймс» в редакционной статье констатировала: «Трампизм контролирует Палату представителей»34. Однако избрание Джонсона не прекратило внутрипартийных склок у республиканцев и межпартийной конфронтации.

34. Trumpism Is Running the House. The New York Times. October 26, 2023.
95

Острая борьба развернулась вокруг законопроекта, в рамках которого Дж. Байден в конце октября предложил Конгрессу выделить дополнительно 106 млрд долл. на чрезвычайную помощь Украине, Израилю, Тайваню, а также на строительство защитной стены на границе с Мексикой. Большая часть этих средств – 61,4 млрд долл. – должна пойти на поддержку Киева. Израилю по планам Белого дома достанется всего лишь 14,3 млрд долларов.

96

Таблица 5

Структура пакета дополнительной помощи (октябрь 2023 года)

97
Военная помощь Украине 38,6
Экономическая помощь Украине 13,8
Гуманитарная помощь Украине 8,2
Вся помощь Украине 60,6
Помощь Израилю 14,4
Помощь Тайваню 2,0
Безопасность границы 13,6
Газа 2,0
Прочее 14,9

Источник: >>> 

98

Однако новый спикер Палаты представителей отказался выносить этот пакет на голосование. Майк Джонсон не мог не опасаться, что в случае компромисса с Белым домом крайне правые республиканцы могут опять объявить место спикера «вакантным». Он решил разделить законопроект, заявив о необходимости рассмотреть финансирование Израиля в приоритетном порядке. В итоге он представил свой законопроект о выделении помощи только Израилю. Несколько сенаторов-республиканцев во главе с Маршалом и Вэнсом также внесли законопроект об отдельном предоставлении помощи Израилю. «У Израиля есть достижимая цель, а у Украины её нет»35, – утверждали они.

35. Ukraine Aid in Doubt as Johnson Moves to Drop It from Israel Assistance Bill. New York Times, October 29, 2023.  
99 При этом республиканцы предлагали финансировать это предложение за счёт сокращения бюджета Налоговой службы США. Однако представители администрации заявили, что эта схема приведёт к значительному падению доходов федерального правительства.
100 Что касается Палаты представителей, то некоторые демократы-прогрессисты, представляющие расовые и этнические меньшинства, весьма критически относятся к Израилю, а несколько конгрессменов открыто выступили с пропалестинскими взглядами, хотя их за это осудили не только республиканцы, но и многие коллеги по партии.
101 Нападение ХАМАС на Израиль 7 октября с.г. обострило разногласия в рядах Демократической партии относительно ближневосточного конфликта. Возникло открытое противостояние сторонников Израиля, поддерживающих его действия, с выступающими в защиту палестинцев левыми либералами-прогрессистами, которые обвиняют израильское руководство в нарушении прав человека и военных преступлениях в Газе.
102

Левые демократы в декабре направили президенту Джо Байдену письмо, в котором потребовали не допускать использования Израилем американских вооружений для убийства гражданского населения Газы. Письмо подписали сенаторы Берни Сандерс, Элизабет Уоррен, Джефф Меркли (Орегон), конгрессмен Джейсон Крау (Колорад) и другие законодатели36.

36. Democratic lawmakers demand oversight on U.S. assistance to Israel Members of Congress are pushing the Biden administration for more information about support for Israel’s military offensive in Gaza By Abigail Hauslohner. The Washington Post. December 20, 2023,
103

В то же время Палатой представителей 234 голосами против 188 было вынесено порицание палестинке Рашиде Тлаиб (Мичиган) за резкую критику действий Израиля в Газе37. Против неё проголосовали не только республиканцы, но и 22 конгрессмена-демократа.

37. U.S. House Votes to Censure Rep. Rashida Tlaib Over Israel Stance. BY ZACH C. COHEN AND JOHN HARNEY. Time. NOVEMBER 8, 2023
104 Кроме того, в демократической фракции до недавнего времени господствовало негативное отношение к строительству стены на границе с Мексикой, но теперь возникли разногласия, поскольку Белый дом включил этот компонент в своё пакетное предложение.
105 Ещё один важный фактор – позиция AIPAC – мощного произраильского лобби, которое прежде всего добивается скорейшего предоставления помощи Израилю. Хотя это лобби и не возражает против поддержки Киева, увязка помощи Израилю и Украине не вызывает у него энтузиазма.
106 Следует учитывать, что произраильское лобби в значительной степени опирается на еврейскую общину США, а также на протестантских фундаменталистов, позиции которых в Республиканской партии весьма сильны, как свидетельствует избрание спикером Майка Джонсона. В последние годы республиканцы усилили своё влияние в еврейской общине, которая традиционно поддерживала Демократическую партию.
107

Однако несмотря на давление Белого дома Конгресс отказался одобрить пакет помощи Украине и Израилю и разошелся на рождественские каникулы. Венгрия в декабре заблокировала очередной транш ЕС Украине в 50 млрд евро (82 млрд долл.)38.

38. Ukraine’s Game of Thrones By Nikola Mikovic. Real Clear Defense. 12/19/23.
108

Таким образом, в конце 2023 года Киев оказался лишенным помощи Запада39. Однако переговоры между демократами и республиканцами, в которых участвуют сенаторы Крис Мёрфи (Коннектикут), Кирстен Синема (Аризона) и Джеймс Лэнфорд (Оклахома), продолжаются40.

39. 12/21/23, 1:00 PM The Impact of Ending Military Aid to Ukraine: Gradual Decline, Then Collapse. Critical Questions by Mark F. Cancian Published December 19, 2023.

40. Why McConnell warned Biden on border-Ukraine talks. By BURGESS EVERETT and JENNIFER HABERKORN, Politico, December; 23, 2023.
109

Заключение

 

Таким образом, деятельность 118-ого Конгресса отражает существенные расхождения в американской политической элите. Конфликты внутри партий, между партиями и между законодательной и исполнительной властью нередко приобретают скандальный характер. Это проявляется не только в нынешней политике Вашингтона, но и на перспективах выборов 2024 года.

110 Расстановка политических сил в США делает ситуацию трудно предсказуемой, учитывая перспективу возможного дефолта и очередного «закрытия правительства». Следует также учитывать, что 15 января окончится срок действия резолюции о продлении финансирования и может произойти «шатдаун».

Библиография

1. Moraa Ogendi and David Wessel. What is discretionary spending in the federal budget? Available at: https://www.brookings.edu/articles/what-is-discretionary-spending-in-the-federal-budget // Brookings, July 11, 2023.

2. CBO, October 10, 2023.

3. White House and G.O.P. Strike Debt Limit Deal to Avert Default. The New York Times. May 27, 2023.

4. Travis Sharp. Inconsistent Congress: Analysis of the 2024 Defense Budget Request. CSBA. October 17 2023.

5. SEPTEMBER 13, 2023. Congress has long struggled to pass spending bills on time. Pew Research Center. BY DREW DESILVER

6. REPS. LEE, POCAN REINTRODUCE PEOPLE OVER PENTAGON ACT TO CUT BLOATED DEFENSE BUDGET BY $100 BILLION. Available at: https://lee.house.gov/news/press-releases/reps-lee-pocan-reintroduce-people-over-pentagon-act-to-cut-bloated-defense-budget-by-100-billion#:~:text=Washington%2C%20D.C.%20%E2%80%93%20Today%2C%20Reps,American%20people's%20most%20urgent%20needs. February 22, 2023.

7. William Hartung. The Pentagon Authorization Bill Deserves to Be Defeated. Forbes. June 20, 2023.

8. Summary: Comparison of Fiscal Year 2024 National Defense Authorization Act (H.R. 2670/S. 2226) as passed by the U.S. House of Representatives and U.S. Senate. Center for Arms Control and Non-proliferation. August 29, 2024.

9. : Ibidem.

10. AL WEAVER. Senate passes annual defense bill, teeing up showdown with House. The Hill. 07/27/2023.

11. AMERICA’S STRATEGIC POSTURE The Final Report of the Congressional Commission on the Strategic Posture of the United States. October 2024.

12. If Arms Control Collapses, US and Russian Strategic Nuclear Arsenals Could Double In Size. BY MATT KORDA. FAS. 02.07.23. Available at: https://fas.org/publication/if-arms-control-collapses-us-and-russian-strategic-nuclear-arsenals-could-double-in-size/

13. A Not-So-Strategic Posture Commission. By Adam Mount. Arms Control Today. November 2023. Available at: https://www.armscontrol.org/act/2023-11/features/not-strategic-posture-commission

14. Strategic Posture Commission Report Calls for Broad Nuclear Buildup. BY HANS KRISTENSEN & MATT KORDA & ELIANA JOHNS & MACKENZIE KNIGHT. FAS. 10.12.23. Available at: https://fas.org/publication/strategic-posture-commission-report-calls-for-broad-nuclear-buildup/

15. Funding NATO. NATO, September 27, 2023.

16. Roll Call 723 | Bill Number: H. R. 2670 Roll Call Vote 118 Congress - 1 Session Vote Number: 343 Vote Date: December 13, 2023,

17. Aaron Zitner. Conservatives Won the Fight for House Speaker. Did They Also Put the GOP Majority at Risk? WSJ, October 28, 2023.

18. Рогова Н.В. Выборы нового спикера Палаты представителей. Россия и Америка в XXI веке. 2023, выпуск 1. DOI: 10.18254/S207054760024539-9

19. What we know about unauthorized immigrants living in the U.S. BY JEFFREY S. PASSEL AND JENS MANUEL KROGSTAD. PEW. NOVEMBER 16, 2023.

20. Consolidated Sanctions List. U.S. Department of the Treasury. Last Updated: October 3, 2023.

21. Mark F. Cancian. Aid to Ukraine: The Administration Requests More Money and Faces Political Battles Ahead. CSIS, August 15, 2023.

22. Mark Cancian. Most ‘aid to Ukraine’ is spent in the US. A total shutdown would be irresponsible. Breaking Defense, October 03, 2023.

23. Расширенное заседание коллегии Минобороны. 19 декабря 2023 г.

24. . Ukraine’s Zelenskyy issues plea for support during Washington visit By Tara Copp and Lolita C. Baldor. Federal Times. November 30, 2023.

25. What’s at Stake for Ukraine in the Senate Supplemental. Commentary by Elizabeth Hoffman, Shivani Vakharia, and Jaehyun Han. CSIS. December 19, 2023. Available at: https://www.csis.org/analysis/whats-stake-ukraine-senate-supplemental.

26. Ibidem. ANOTHER BUDGET FOR A COUNTRY AT WAR: MILITARY EXPENDITURE IN RUSSIA’S FEDERAL BUDGET FOR 2024 AND BEYOND. Julian Cooper. SIPRI Insights on Peace and Security. No. 2023/11. December 2023.

27. Расширенное заседание коллегии Минобороны. 19 декабря 2023 г.

28. About half of Republicans now say the U.S. is providing too much aid to Ukraine. BY ANDY CERDA. PEW. DECEMBER 8, 2023.

29. House approves $40B in aid for Ukraine; 57 Republicans vote ‘no’. BY MYCHAEL SCHNELL AND EMILY BROOKS – The Hill. 05/10/22

30. Point: Tuberville’s Misguided Stunt Threatens Our National Security. Posted, to Politics September 07, 2023

31. Senate confirms Navy and Air Force heads, overcoming Tuberville holds. BY BRAD DRESS. The Hill. November 2, 2023.

32. Ibidem.

33. ELLEN MITCHELL. Majority of Republicans vote down Greene, Gaetz Ukraine bills. The Hill. July 13, 2023.

34. Trumpism Is Running the House. The New York Times. October 26, 2023.

35. Ukraine Aid in Doubt as Johnson Moves to Drop It from Israel Assistance Bill. New York Times, October 29, 2023.

36. Democratic lawmakers demand oversight on U.S. assistance to Israel Members of Congress are pushing the Biden administration for more information about support for Israel’s military offensive in Gaza By Abigail Hauslohner. The Washington Post. December 20, 2023,

37. U.S. House Votes to Censure Rep. Rashida Tlaib Over Israel Stance. BY ZACH C. COHEN AND JOHN HARNEY. TIME. NOVEMBER 8, 2023

38. Ukraine’s Game of Thrones By Nikola Mikovic. Real Clear Defense. 12/19/23.

39. 12/21/23, 1:00 PM The Impact of Ending Military Aid to Ukraine: Gradual Decline, Then Collapse. Critical Questions by Mark F. Cancian Published December 19, 2023.

40. Why McConnell warned Biden on border-Ukraine talks. By BURGESS EVERETT and JENNIFER HABERKORN, Politico, December; 23, 2023.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести