Второй саммит лидеров США-Африка
Второй саммит лидеров США-Африка
Аннотация
Код статьи
S207054760029543-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пархоменко Валентин Константинович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г. А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена второму саммиту лидеров США – Африка, созванному администрацией президента Джозефа Байдена и проходившему 13–15 декабря 2022 г. в Вашингтоне. Автор анализирует рассмотренные на этом форуме основные направления как нынешнего, так и перспективного американо-африканского сотрудничества в политике, экономике, экологии, изменении климата, здравоохранении, а также роль африканской диаспоры США в реализации принятых на этой встрече решений.

Ключевые слова
США, Африка. саммит, администрация Байдена, политика, экономика, торговля, продовольственная безопасность, экология, инвестиции, африканская диаспора США
Классификатор
Получено
12.11.2023
Дата публикации
29.12.2023
Всего подписок
7
Всего просмотров
193
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

О созыве состоявшегося 13-15 декабря 2022 г. в Вашингтоне второго саммита лидеров США – Африка президент Джозеф Байден объявил 20 июля 2022 г. «Саммит продемонстрирует неизменную приверженность Соединённых Штатов Африке, подчеркнёт важность американо-африканских отношений и возрастающего сотрудничества на основе общих глобальных приоритетов», – заявил президент1. Напомним, что первый саммит США –Африка состоялся в Вашингтоне 4–6 августа 2014 г. по инициативе тогдашнего главы Белого дома Барака Обамы.

1. Statement by President Biden on the U.S. - Africa Leaders Summit. Available at: >>> (accessed 11.10.2023).
2

О причинах созыва саммита и его значении было также сказано в официальном заявлении по этому поводу государственного департамента США. «Африка, – подчёркивалось в документе, – определяет будущее не только африканского народа, но и народов мира. Основываясь на признании Африки в качестве ключевого геополитического игрока, президент Байден пригласил руководителей государств со всего африканского континента в Вашингтон. Трёхдневный саммит станет продолжением усилий по укреплению связей с африканскими партнёрами на основе принципов взаимного уважения, общих интересов и ценностей. Он даст возможность выслушать мнения и наладить сотрудничество с африканскими партнёрами в ключевых областях, которые в Африке определяют как критические для будущего континента и всего глобального сообщества»2.

2. U.S. - Africa Leaders Summit-United States Department of State. Available at: >>> (accessed 11.10.2023).
3 К их числу Госдепартамент отнёс новое экономическое содействие; упрочение приверженности США и Африки демократии и правам человека; смягчение последствий ковид-19 и возможных будущих пандемий, совместную работу по укреплению регионального и глобального здравоохранения; содействие продовольственной безопасности; продвижение мира и безопасности; совместный ответ на климатический кризис; расширение связей с африканской диаспорой США.
4

Обращение президента Байдена и Госдепартамента США к Африке было вполне логичным и объяснимым. На сегодняшний день Африканский континент является критически важным для мировых держав из-за его быстро растущего населения, значительных людских и природных ресурсов, включая вторые по величине в мире тропические леса, редкоземельные металлы, такие как кобальт, литий, а также значительного избирательного блока в Организации Объединённых Наций. В 2050 г. каждый четвёртый в мире человек будет проживать в Африке3.

3. U.S. - Africa Leaders Summit-United States Department of State. Available at: >>> (accessed 11.10.2023).
5 На саммит были приглашены 47 государств континента. В его работе участвовали президенты 35 африканских государств. В качестве первых лиц в Вашингтон прибыли семь премьер-министров (Алжир, Кот-де Ивуар, Кабо-Верде, Лесото, Марокко, Эсватини, Эфиопия) и четыре министра иностранных дел (Габон, Зимбабве, ЮАР, Южный Судан). От Ливии участвовал Председатель Президентского совета М. Аль-Манфи. Африканский союз был представлен его председателем президентом Сенегала М. Саллом и Председателем комиссии АС Муса Факи Махаматом.
6 Президент ЮАР С. Рамафоса в последний момент отказался от поездки в Вашингтон. Более важным для него оказалось участие в съезде правящего Африканского Национального Конгресса (АНК), на котором ему предстояло побороться за переизбрание на пост президента АНК, а значит, и главы государства Южная Африка. Президент ДРК Ф. Чисекеди был вынужден прервать своё пребывание в Вашингтоне из-за стихийного бедствия в столице страны Киншасе, где в результате сильного ливня и наводнения погибли 140 человек. Президент Зимбабве Э. Мнангагве получил приглашение, но не смог принять участие в Саммите из-за ограничений, наложенные Западом на его передвижение за пределами страны.
7 Не были приглашены руководители Буркина-Фасо, Гвинеи, Мали и Судана. Госдепартамент пояснил такое решение приостановкой членства этих стран в Африканском союзе в связи с происшедшими в них военными переворотами. Среди «отказников» оказались также Эритрея по причине отсутствия у неё «полных дипломатических отношений» с США и Сахарская Арабская Демократическая Республика (Западная Сахара), которую Вашингтон не признаёт в качестве независимого государства.
8

Основные итоги саммита

 

Второй саммит США – Африка проходил на тревожном экономическом и политическом фоне глобальной инфляции, надвигающегося долгового кризиса для нескольких африканских стран, усиления стратегического соперничества между Соединёнными Штатами и Китаем, а также СВО России на Украине4. Многие аналитики, комментируя итоги проведённого по инициативе президента Байдена американо-африканского форума на высшем уровне, отмечают, что администрация США мобилизовала все возможности федерального правительства для проведения этой встречи5. В течение трёх дней администрация США объявила о ряде новых инициатив по развитию двусторонней торговли и инвестиций, укреплению африканских систем здравоохранения, привлечению африканской диаспоры в США к реализации этих планов и проектов, а также инвестированию в ближайшие три года свыше 50 млрд долл. в Африку.

4. The U.S. - Africa Leaders Summit Marks a Scismic Shift in Relations with Continent. Cornegie Endowment for International Peace. Commentary, December 22, 2022. Available at: >>> (accessed 11.10.2023).

5. Yasmeen Abulated and Missy Fiyan. Biden scrambles to keep African nations in anti-Russian coalition. The Washington Post. December 12, 2022. Available at: >>> (accessed 13.10.2023).
9 Президент Джозеф Байден и вице-президент Камала Харрис выступили на саммите с несколькими основными докладами и организовали круглые столы, провели двусторонние встречи, обеды и ужины с 49 прибывшими в Вашингтон высокими африканскими делегациями. Руководство различных структур администрации США также было представлено на самых высоких уровнях. В саммите приняли участие госсекретарь США, министры обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, труда и торговли, главы ведущих федеральных агентств, включая Экспортно-импортный банк США, Корпорацию финансирования международного развития США, Корпорацию «Вызовы тысячелетия», Фонд развития Африки и члены Конгресса США, в том числе уходящий спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси.
10

Как и ожидалось, переговоры президента Байдена и лидеров Африки были сосредоточены на политическом и экономическом взаимодействии, правах человека, продовольственной безопасности и климате с упором на дальнейшее развитие партнёрских отношений, которые продемонстрировали намерение обеих сторон выйти за рамки их стратегических геополитических интересов. Накануне саммита президент Байден заявил, что он надеется «укрепить приверженность США и Африки демократии; смягчить воздействие ковид-19, отреагировать на климатический кризис и укрепить афроамериканские диаспоры». Белый дом также попытается успокоить правительства африканских стран предполагаемым с их стороны охлаждением отношений с США6.

6. US Defense Chief warns China, Russia “destabilizing” Africa. Ahromonline, 13 December 2022. Available at: >>> (accessed 13.10.2023).
11

В ходе саммита представители администрации США пытались доказать лидерам африканских стран, что с США им сотрудничать гораздо полезнее, чем с Россией и Китаем, роль которых в Африке американская сторона называет дестабилизирующей. На официальном уровне в Вашингтоне высокопоставленные чиновники Министерства обороны и Госдепартамента подчеркивали, что США не заставляют своих африканских партнёров выбирать «мы или они», а просто предлагают задуматься о последствиях контактов с «ними», имея в виду Пекин и Москву. На встрече в Вашингтоне они запугивали африканcких лидеров «дестабилизирующим влиянием Пекина и Москвы», противопоставляя ему американские планы помощи Африке. Выступивший на саммите в ходе диалога за круглым столом с лидерами Африканского континента министр обороны США Ллойд Остин предупредил их, что Китай и Россия рискуют «дестабилизировать» континент своим растущим вмешательством. По словам Остина, «подрывные действия» этих двух государств заслуживает пристального внимания со стороны США и африканских стран. Китай, как заявил глава Министерства обороны, «расширяет присутствие в Африке ежедневно», благодаря своему усиливающемуся экономическому влиянию, а Россия «продолжает торговать дешёвым оружием» и размещает «наёмников по всему континенту», что «также дестабилизирует там ситуацию»7. Первый рабочий день лидеров саммита США – Африка начался с обсуждения жизненно важной роли гражданского общества и афроамериканской диаспоры в Соединённых Штатах На нём были проведены сессии по самым разным темам: от торговли и инвестиций до здравоохранения и изменения климата, укрепления мира и безопасности и сотрудничества в космосе.

7. Samuel Gebre. U.S. Biden Hosts African Leaders Summit Global Challenges. Blomberg, 15 December. Available at: >>> (accessed 14.10.2023).
12 На второй день участники саммита встретились на состоявшемся в его рамках Американо-африканском бизнес-форуме (US-Africa Business Forum - USABF), который был посвящён расширению двусторонней торговли и инвестиций. Бизнес-форум, организованный Министерством торговли США, Торговой палатой США и Корпоративным советом по Африке в партнёрстве с инициативой «Процветающая Африка» (Prosper Africa), сосредоточился на продвижении двусторонних торговых и инвестиционных партнёрств, которые будут способствовать укреплению роли Африки в мировой экономике, расширению масштабов инноваций и предпринимательства, а также прогрессу в ключевых отраслях экономики африканских стран. Участники бизнес-форума – генеральные директора и руководители частного сектора из более чем 300 американских и африканских компаний встретились с главами делегаций, чтобы стимулировать инвестиции в важнейшие секторы экономики и жизнеобеспечения Африки, включая инфраструктуру, энергетику, агробизнес, цифровые технологии и здравоохранение. Выступивший на бизнес-форуме президент Байден отметил, что в рамках этой встречи представителей деловых кругов США и Африки были заключены новые сделки на сумму более 15 млрд долл. Он также объявил, что США будут содействовать секретариату Африканской континентальной зоны свободной торговли в реализации её планов развития. Этот проект, по словам президента США, будет представлять собой одну из крупнейших зон свободной торговли в мире с населением 1,3 млрд человек и континентальным рынком на общую сумму 3,4 млрд долл. Кроме того, он также сообщил о запуске совместной с африканскими странами инициативы по цифровой трансформации. Речь в данном случае шла об инвестициях на сумму 300 млн долл. Предполагается, что этот проект расширит доступ к цифровым технологиям на континенте.
13 После завершения работы бизнес-форума президент Байден принял небольшую группу африканских лидеров в Белом доме для обсуждения предстоящих президентских выборов в 2024 г. в Соединённых Штатах и поддержке США свободных, справедливых и заслуживающих доверия выборов в Африке.
14

В третий и последний день саммита состоялась дискуссия между его участниками – африканскими лидерами и представителями администрации США по затронутым в ходе этой встречи на высоком уровне вопросам, а выступивший затем президент Байден огласил повестку дня на период до 2063 года – Стратегическое видение Африканского союза для континента8. Дж. Байден завершил этот день обсуждением вопросов продовольственной безопасности – весьма важной проблемы для африканских партнёров США, на которых сильно повлиял рост цен на продукты питания и удобрения, а также сбои в глобальных цепочках их поставок из-за СВО России на Украине. Подводя на бизнес-форуме итоги второй американо-африканской встречи на высшем уровне, Дж. Байден заявил, что трёхдневный саммит продолжил усилия по укреплению связей США с африканскими партнёрами, основанных на принципах взаимного уважения и общих интересах и ценностях9. По словам главы Белого дома, состоявшийся обмен мнений между лидерами США и Африки будет лучше способствовать новому экономическому взаимодействию; укрепит приверженность США и стран Африки демократии и правам человека; смягчению последствий ковид-19 и возможных в будущем пандемий; совместной работе по укреплению глобального и регионального здравоохранения; содействию продовольственной безопасности; реагированию на климатический кризис и консолидации связи с афроамериканской диаспорой10.

8. Remarks by President Biden at the U.S. - Africa Business Forum. The White House, December 14, 2022. Available at: >>> (accessed 14.10.2023).

9. Ibid.

10. If it’s just symbolic. It’s going to be disaster”: Biden’s Africa summit challenge. Politico. 12.12.2022. Available at: >>> (accessed 14.10.2023).
15

Обхаживание Байденом африканских лидеров разворачивалось на фоне обострения борьбы между Соединёнными Штатами и Китаем за Африку. Одной из главных тем, которую американская сторона всячески избегала недвусмысленно озвучивать на саммите, было усиливающееся с каждым годом китайское присутствие на континенте и, соответственно, намерение США вывести африканские страны из-под влияния Пекина и привлечь их на свою сторону. Перед Байденом, как отмечают некоторые аналитики, стояла задача убедить африканских лидеров выбрать США, а не Китай, не упоминая при этом КНР11. Тем более, что со стороны Пекина в преддверии саммита прозвучало прямое предупреждение китайского МИДа: «Африка – это не площадка для борьбы между крупными державами и уж тем более не объект для проведения политики выкручивания рук со стороны определённых стран и определённых лидеров. У африканских стран и народов, их населяющих, хватает мудрости в выборе партнёров для сотрудничества, которые будут действовать в африканских интересах. Они сами способны объявить всем желающим, что лучше для их континента»12. Незадолго до начала саммита Белый дом объявил о поддержке администрацией Байдена присоединения Африканского союза к Группе 20 крупнейших экономик мира, что является важным шагом, давно продвигаемым африканскими лидерами. Также ожидалось, что в повестку дня саммита будут включены актуальные проблемы продовольственной безопасности и нынешнего состояния аграрного хозяйства континента, то есть вопросы, в решении которых африканские лидеры, как полагали в Вашингтоне, должны были проявить особую заинтересованность. Накануне встречи президента Байдена с африканскими лидерами Белый дом также объявил, что Соединённые Штаты выделят странам Африки 55 млрд долл. в течение следующих трёх лет на поддержку экономики, здравоохранения и безопасности13.

11. Foreign Ministry Spokeperson Wang Wenbin’s Regular Press Conference on December 14, 2022. Available at: >>> (accessed 14.10.2023).

12. U.S. - Africa Leaders Summit – United States Department of State. Available at: >>> (accesse16.10.2023).

13. The U.S. - Africa Leaders Summit Marks a Seismic Shift in Relations with Continent. December 22, 2022. Available at: >>> (accessed 16.10.2023).
16

Трехдневный саммит, как уже было отмечено, явился продолжением встречи на высшем уровне лидеров США – Африка, проведённой администрацией президента Б. Обамы в 2014 г. и помимо вышеуказанных внешнеполитических целей, он был направлен на увеличение товарооборота между США и африканскими странами, поскольку в последние годы Китай как главный конкурент Америки в Африке не только значительно превзошёл Соединённые Штаты в торговле с государствами Чёрного континента, но и в наращивании в Африке китайского военного присутствия. Согласно опубликованному по итогам второго саммита лидеров США – Африка документу – информационному бюллетеню «Американо-африканское партнёрство в продвижении двусторонней торговли и инвестиций в Африке», интеграция Африки в глобальные рынки, демографический бум и общеконтинентальный дух предпринимательства и инноваций предоставили Соединённым Штатам исключительную возможность инвестировать в будущее Африки. В итоговом документе прошедшей в середине декабря 2022 г. этой двусторонней американо-африканской встречи на высоком уровне подчеркивалось, что «Соединённые Штаты будут поддерживать и содействовать мобилизации частного капитала для стимулирования экономического роста, создания рабочих мест и расширения участия США в будущем Африки. Вместе лидеры деловых кругов и правительств будут укреплять окружающую среду, благоприятствующую торговле и инвестициям, включая содействие разработке и внедрению эффективной политики и практики во всех секторах, а также выявлять и продвигать новые возможности для африканцев и американцев. Посредством таких инициатив, как «Партнёрство в интересах глобальной инфраструктуры» и «Процветающая Африка», Соединённые Штаты будут оказывать своевременную, скординированную поддержку, которая отвечает потребностям бизнеса и инвесторов, включая микро-, малые и средние предприятия, принадлежащие африканской диаспоре в США и женщинам, для продвижения приоритетов в области инфраструктуры и стимулирования двусторонней торговли и инвестиций»14.

14. U.S - Africa Leaders Summit: Strengthering Partnerships to meet Shared Priorities. The White House. December 15, 2022. Available at: >>> (accessed 16.10.2023).
17

После окончания саммита Дж. Байден объявил, что планирует помимо ранее обещанных 55 млрд долл., дополнительно потратить два млрд долл. на продовольственную безопасность континента и ещё 165 млн долл. на обеспечение мирных и прозрачных выборов в ближайшие годы в ряде африканских стран15. Чтобы обеспечить фактическое выполнение вышеуказанных обязательств и целевое расходование выделенных инвестиций США для Африки, Дж. Байден назначил Джонни Карсона, бывшего помощника госсекретаря по делам Африки в администрации Обамы, специальным представителем президента по реализации решений, принятых на саммите лидеров США и Африки. На протяжении своей 37-летней дипломатической карьеры афроамериканец Дж. Карсон был послом США в Кении, Уганде, Зимбабве, а также в Ботсване, Мозамбике и Нигерии.

15. Alexander Jane. Biden vows to Africa: 2,5 billio in Food. The Root. December 18, 2022. Available at: >>> (accessed 18.10.2023).
18

На торжественном ужине в Белом доме после завершения саммита Дж. Байден затронул весьма болезненную для африканцев и афроамериканцев историю рабства в США. «Мы помним похищенных мужчин и женщин и детей, которых привезли к нашим берегам в цепях и подвергли невообразимой жестокости – первородным грехом моей страны был тот период», – сказал президент. Их потомки, добавил он, «помогли построить эту страну и продвинуть её к более высоким вершинам, прокладывая новые пути и создавая лучшее будущее для всех в Америке»16 . Эмоциональное обращение Байдена к не лучшему периоду истории своей страны, видимо, было адресовано не только прибывшим на саммит высоким африканским гостям, но и чернокожему населению самой Америки, поскольку одним из новшеств, которое появилось на прошедшем 15–17 декабря 2023 г. саммите лидеров США – Африка было участие в нём представителей американской диаспоры, которое не только активно обсуждалось, но и усилилось. В итоге одним из новшеств, которое выделилось на прошедшем 15–17 декабря 2023 г. втором саммите лидеров США – Африка и стало заметным изменением по сравнению с аналогичным американо-африканским мероприятием 2014 года, было участие в нём представителей африканской диаспоры США, роль которой не только активно обсуждалась, но и заметно усилилась. В итоге Байденом было подписано распоряжение о создании нового президентского Совета по взаимодействию с американской африканской диаспорой. Этот Совет в составе двенадцати человек должен был найти способы облегчить сообществу африканской диаспоры в США инвестировать в континент и использовать её в качестве ресурса для налаживания отношений в торговле и бизнесе со странами Африки.

16. Peter Barer and Declan Walsh. Biden Aims to inject New Energy into U.S. Relations with African Nations. The New York Times. Dec.14,2022. Available at: >>>  (accessed 18.10.2023).
19

После завершения второго саммита лидеров США – Африка Байден объявил, что в следующем году он посетит африканские страны к югу от Сахары, подчеркнув при этом, что серьёзно относится к усилению внимания к набирающему политический и экономический вес континенту. «Я с нетерпением жду встречи с Вами в ваших родных странах, – сказал Байден в конце трёхдневного саммита, который администрация США объявила в первую очередь совещанием с лидерами Африки17.

17. Yasmeen Abutaleb and Missy Fiyan. Biden scrumbles to keep African nations in anti-Russian coalition. The Washington Post, December 12, 2022. Available at: >>> (accessed 23.10.2023).
20

Заключение

 

Завершившаяся 15 декабря 2022 г. трёхдневная встреча на высшем уровне лидеров США и Африки была направлена на улучшение отношений Вашингтона и государствами – членами Африканского союза после тяжёлого периода, который включал в себя четыре года пребывания во главе Америки настроенной антиафрикански администрации президента Трампа. Для закрепления итогов второго американо-африканского саммита ведущие члены администрации Байдена – министр финансов Джанет Йеллен, представитель США в ООН Линда Томас-Гринфилд, помощник госсекретаря США по делам Африки Молли Фи, министр торговли Джина Раймондо, первая леди Джилл Байден и госсекретарь Энтони Блинкен в первой половине 2023 г. совершили турне по ряду африканских стран. Самым высокопоставленным официальным лицом США, посетившим в марте 2023 г. Африку, была вице-президент Камала Харрис. Её девятидневное турне по Африканскому континенту, начатое с Ганы, включало остановку в Танзании и завершилось визитом в Замбии. В официальном заявлении, опубликованном Белым домом накануне поездки К. Харрис в Африку, говорилось, что визит вице-президента будет основываться на итогах второго саммита лидеров США и Африки, проведённого в декабре 2022 г. президентом Байденом для того, чтобы «укрепить партнёрские отношения Соединённых Штатов по всей Африке и продвинуть наши общие усилия в области безопасности и экономического процветания»18.

18. Chris Olaoluwa Ogunmodede. Despite Progress, the U.S. Is Still Running an Outdated Playbook in Africa. World Politics Review. March 31,2023. Available at: >>> (accessed 23.10.2023).
21 В отличие от других официальных лиц США, которые до неё посетили африканские страны, вице-президент К. Харрис изо всех сил избегала прямых ссылок на соперников Вашингтона и в основном придерживалась тезисов администрации Байдена, озвученных, на недавнем американо-африканском саммите. Но растущая конкуренция за влияние в Африке между США и Китаем, а также России, тем не менее имело, как отмечали многие наблюдатели, большое значение и во время африканского турне вице-президента К. Харрис. Все три страны в её маршруте – Гана, Танзания и Замбия – выделяются, хотя и с разной степенью успеха, как символы масштабного китайского присутствия в Африке, а также благосклонности, которые Китай заслужил среди жителей континента, вложив огромные суммы усилия по ускоренному развитию многих африканских стран.
22 Несмотря на то что визит вице-президента США был призван продемонстрировать способность Вашингтона выполнять свою нацеленную на Африку повестку дня, он продемонстрировал несколько глубоко укоренившихся недостатков во взаимодействии Вашингтона с африканскими странами. Так, их партнёрские отношения с США в области безопасности не поспособствовали им в последние годы остановить волну экстремистского насилия в регионе Сахеля, Западной и Восточной Африке и не помогли хрупким африканским государствам нарастить свой собственный военный потенциал для успешной борьбы с исламистскими террористами.
23

Это касается и предоставления экономической помощи африканским странам со стороны США. В то время когда администрация Байдена направила десятки миллиардов долларов на военную поддержку Украины после начала СВО России, заявление вице-президента К. Харрис в ходе её визита в Африку о выделении США 100 млн долл. для пяти западноафриканских государств – по 20 млн долл. на каждую страну – красноречиво свидетельствует о нынешних военно-политических приоритетах администрации Байдена. Вместе с тем итоги прошедшего в середине декабря 2022 г. в Вашингтоне саммита лидеров США – Африка в целом показали, что во внешней политике администрации президента-демократа Дж. Байдена страны Африканского континента занимают более заметное место, нежели при его предшественнике – президенте-республиканце Дональде Трампе. Надеясь на их ответную реакцию, США после начала СВО России на Украине развернули в Африке в преддверии саммита активную антироссийскую кампанию, а таже пытались оказать давление на африканские страны, чтобы настроить их против Москвы и привлечь на сторону Вашингтона. Однако линия руководства Африканского союза, как и подавляющего большинства государств континента в украинском вопросе, была и остаётся достаточно взвешенной и объективной. Призывая Москву и Киев к прекращению военных действий и мирному урегулированию возникших между ними противоречий, африканцы отвергли попытки администрации Байдена перетянуть их на сторону США и остальных стран НАТО, осудили принятые ими антироссийские санкции и заняли в целом нейтральную позицию в отношении России и Украины как участников конфликта. В Вашингтоне были вынуждены учесть проявленный странами Африки нейтралитет в этом вопросе при подготовке и проведении второго саммита лидеров США – Африка. Отличительной чертой публичных американских выступлений на саммите была их подчёркнутая неконфронтационность. «Сосредоточившимся на актуальных и реально интересующих Африку вопросах собственного и мирового развития, представителям администрация США и самому президенту Байдену, – по мнению видного российского ученого-африканиста А.Ю. Урнова, – пришлось вынужденно перестроиться и выступить на саммите под личиной доброжелательности и конструктивного партнёра, что позволило им придать встрече конструктивный образ и набрать некоторые политические очки»19. И хотя для США Африканский континент по-прежнему остаётся своего рода «полем битвы» за влияние с двумя главными конкурентами – Китаем и Россией, переломить тенденцию к наращиванию позиций этих двух главных соперников Америки в Африке Вашингтону не удаётся, как показали состоявшийся 27–28 июля 2023 г. в Санкт-Петербурге второй саммит Россия – Африка с участием в нём делегаций 49 из 54 стран континента, а также прошедший 17–18 октября 2023 г. в Пекине третий форум Международного сотрудничества «Один пояс – один путь», в котором приняли участие 37 африканских стран. Тем не менее, продолжая проводить в отношении африканских стран политику «кнута и пряника», в Белом доме пристально наблюдают за поведением африканских стран на мировой арене, а также их внутренней политикой и, не колеблясь, могут применить не только пряник, но и кнут против тех, кто нарушает установленные администрацией США правила. 30 октября 2023 г. президент Байден уведомил руководство Центральноафриканской Республики, Габона, Нигера и Уганды о том, что эти африканские государства к Югу от Сахары не соответствуют статусу бенефициаров согласно закону «О росте и возможностях в Африке» (AGOA), поскольку они допустили грубые нарушения международно признанных прав человека, не обеспечили и не добиваются постоянного прогресса в защите прав трудящихся, верховенства закона и политического плюрализма. К тому же, как подчёркивается в указе президента Байдена, несмотря на интенсивное взаимодействие между Соединёнными Штатами и указанными африканскими государствами, эти страны не смогли отреагировать на озабоченность США по поводу несоблюдения ими критериев AGOA. Поэтому с 1 января 2024 г. администрация США намерена исключить в соответствии с законом AGOA вышеуказанные африканские государства к югу от Сахары из числа бенефициаров Америки20.

19. Урнов А.Ю. Политика Администрации Дж. Байдена в Африке. Конец 2021 г.  – начало 2023 г. -М: И Афр. РАН, 2023, с.281.

20. Letters to the Speaker of the House President of the Senate on Intent to Terminate the Designation of the Central African Republic, The Gabanese Republic, Niger, and the Republic of Uganda as Beneficia Sub-Saharan African countries under the African Growth and Opportunity. October 30, 2023. Available at: >>> (accessed 23.10.2023).
24

Ещё один момент, на который хотел бы обратить внимание автор настоящей статьи. После окончания саммита лидеров США – Африка президент Байден, как было отмечено выше, заявил о своём намерении посетить Африку в 2023 году, но обещанный визит так и не состоялся. По мнению некоторых американских комментаторов, основной причиной отмены его поездки на Чёрный континент могла быть предстоящая предвыборная кампания 2024 года, которая, как они считают, окажется весьма трудной для нынешнего главы Белого дома. Байден в настоящее время решает множество других внутренних и внешних проблем, и Африка, похоже, была отодвинута на задний план, несмотря на бурное заявление, сделанное им в декабре 2022 года на саммите в Вашингтона с участием 49 африканских лидеров о том, что Африканский континент является для Америки стратегическим центром внимания, поскольку США взяли на себя соответствующие политические и финансовые обязательства21.

21. Josh Boak, Chris Megerian. As 2023 draws to close, Biden’s promised visit to Africa shows no signs, of happening yet. AP. November 21,2023. Available at: >>> 03.12.2023).

Библиография

1. Statement by President Biden on the U.S. - Africa Leaders Summit. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/07/20/statement-by-president-biden-on-the-u-s-africa-leaders-summit/ (accessed 11.10.2023).

2. U.S. - Africa Leaders Summit-United States Department of State. Available at: https://www.state.gov/africasummit/ (accessed 11.10.2023).

3. U.S. - Africa Leaders Summit-United States Department of State. Available at: https://www.state.gov/africasummit/ (accessed 11.10.2023).

4. The U.S. - Africa Leaders Summit Marks a Scismic Shift in Relations with Continent. Cornegie Endowment for International Peace. Commentary, December 22, 2022. Available at: https://www.state.gov/africasummit/ (accessed 11.10.2023).

5. Yasmeen Abulated and Missy Fiyan. Biden scrambles to keep African nations in anti-Russian coalition. The Washington Post. December 12, 2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/2022/12/12/biden-africa-ukraine-coalition/ (accessed 13.10.2023).

6. US Defense Chief warns China, Russia “destabilizing” Africa. Ahromonline, 13 December 2022. Available at: https://english.ahram.org.eg/NewsContentP/2/482571/World/US-defense-chief-warns-China,-Russia-;destabilizin.aspx (accessed 13.10.2023).

7. Samuel Gebre. U.S. Biden Hosts African Leaders Summit Global Challenges. Blomberg, 15 December. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-12/biden-hosts-african-leaders-summit-amid-global-challenges (accessed 14.10.2023).

8. Remarks by President Biden at the U.S. - Africa Business Forum. The White House, December 14, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/12/14/remarks-by-president-biden-at-the-u-s-africa-business-forum/ (accessed 14.10.2023).

9. Ibid.

10. If it’s just symbolic. It’s going to be disaster”: Biden’s Africa summit challenge. Politico. 12.12.2022. Available at: https://www.politico.com/news/2022/12/12/biden-africa-summit-china-00073508 (accessed 14.10.2023).

11. Foreign Ministry Spokeperson Wang Wenbin’s Regular Press Conference on December 14, 2022. Available at: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2511_665403/202212/t20221214_10990475.html (accessed 14.10.2023).

12. U.S. - Africa Leaders Summit – United States Department of State. Available at: https://www.state.gov/africasummit (accesse16.10.2023).

13. The U.S. - Africa Leaders Summit Marks a Seismic Shift in Relations with Continent. December 22, 2022. Available at: https://carnegieendowment.org/2022/12/22/u.s.-africa-leaders-summit-marks-seismic-shift-in-relations-with-continent-pub-88692 (accessed 16.10.2023).

14. U.S - Africa Leaders Summit: Strengthering Partnerships to meet Shared Priorities. The White House. December 15, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/15/u-s-africa-leaders-summit-strengthening-partnerships-to-meet-shared-priorities/ (accessed 16.10.2023).

15. Alexander Jane. Biden vows to Africa: 2,5 billio in Food. The Root. December 18, 2022. Available at: https://www.theroot.com/president-biden-africa-must-havseat-at-the-world-t-1849908603 (accessed 18.10.2023).

16. Peter Barer and Declan Walsh. Biden Aims to inject New Energy into U.S. Relations with African Nations. The New York Times. Dec.14,2022. Available at: https:www.nytimes.com/2022/12/14/us/politics/biden-us-africa-summit.html (accessed 18.10.2023).

17. Yasmeen Abutaleb and Missy Fiyan. Biden scrumbles to keep African nations in anti-Russian coalition. The Washington Post, December 12, 2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/2022/12/12/biden-africa-ukraine-coalition/ (accessed 23.10.2023).

18. Chris Olaoluwa Ogunmodede. Despite Progress, the U.S. Is Still Running an Outdated Playbook in Africa. World Politics Review. March 31,2023. Available at: https://www.worldpoliticsreview.com/africa-us-policy-china-investvent-kamala-biden/?one-time-read-code=199767168036231339757 (accessed 23.10.2023).

19. Урнов А.Ю. Политика Администрации Дж. Байдена в Африке. Конец 2021 г. – начало 2023 г. -М: И Афр. РАН, 2023, с.281.

20. Letters to the Speaker of the House President of the Senate on Intent to Terminate the Designation of the Central African Republic, The Gabanese Republic, Niger, and the Republic of Uganda as Beneficia Sub-Saharan African countries under the African Growth and Opportunity. October 30, 2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2023/10/30/letters-to-the-speaker-of-the-house-and-president-of-the-senate-on-intent-to-terminate-the-designation-of-the-central-african-republic-the-gabonese-republic-niger-and-the-republic-of-uganda-as-bene (accessed 23.10.2023).

21. Josh Boak, Chris Megerian. As 2023 draws to close, Biden’s promised visit to Africa shows no signs, of happening yet. AP. November 21,2023. Available at: https://apnews.com/article/biden-africa-climate-change-2024-9cfJbcf7830506fad71a521cf1eJ5ca7 (accessed 03.12.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести