Эволюция идеологии афроамериканской организации «Нация ислама»
Эволюция идеологии афроамериканской организации «Нация ислама»
Аннотация
Код статьи
S207054760029533-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Воробьев Дмитрий Николаевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящается исследованию эволюции идеологии религиозной организации «Нация ислама», являющейся одним из самых известных представителей движения чёрного национализма в США. В работе анализируются идейные истоки «Нации ислама», основные положения её идеологии, кристаллизовавшиеся под лидерством Элайджи Мухаммада, а также попытки придать организации политический характер в 1950–1960-е годы. Наконец, в статье уделяется особое внимание идейному расколу, произошедшему после смерти Элайджи Мухаммада в 1975 г., в результате которого большинство сторонников «Нации ислама» перешли в традиционный суннитский ислам, в то время как радикальная часть последователей сохранила верность прежней идеологии. 

Ключевые слова
«Нация ислама», чёрный национализм, новое религиозное движение, Элайджа Мухаммад, Малкольм Икс, Варит Дин Мохаммед, Луис Фаррахан
Классификатор
Получено
14.10.2023
Дата публикации
29.12.2023
Всего подписок
7
Всего просмотров
280
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Организация «Нация ислама» (the Nation of Islam, NOI), основанная в 1930 г., является одним из самых ярких представителем чёрного национализма в афроамериканском движении. Несмотря на то что «Нация ислама» с самого начала позиционировала себя как религиозную мусульманскую организацию, её идеология представляла из себя сплав самых различных идейных концепций, в следствие чего было сформировано уникальное мировоззрение её членов.

2 Мировая известность пришла к «Нации ислама» в 1950–1960-е годы, когда один из лидеров движения Малкольм Икс пытался превратить «Нацию ислама» в том числе и в политическую организацию, отстаивающую права чернокожего населения США. За последующие десятилетия «Нация ислама» пережила заметный упадок, радикальные реформы, раскол, а затем и возрождение под руководством Луиса Фаррахана, чья организация унаследовала название. В настоящее время «Нация ислама», подвергающаяся постоянной общественной критике ввиду своей радикальной идеологии, продолжает оставаться одной из наиболее заметных сил в движении чёрного национализма в США.
3

Истоки идеологии «Нации ислама»

 

Появление «Нации ислама» в 1930-е годах привело к фактическому возрождению и эволюции идеологии чёрного национализма в афроамериканском сообществе, которая впервые ярко проявилась в деятельности движения «Назад в Африку» (Back-to-Africa movement), возглавляемом деятелем с Ямайки Маркусом Гарви. Основанная им в 1914 г. организация «Всемирная ассоциация по улучшению положения негров» (the Universal Negro Improvement Association, UNIA) быстро набрала популярность среди переселившихся в крупные города Севера США мигрантов с Карибских островов и чернокожих бедняков из южных штатов ввиду очередного всплеска расового насилия в стране по окончанию Первой мировой войны.

4

Основой программы Гарви являлась доктрина «Раса превыше всего», согласно которой чернокожему населению США следовало отказаться от дальнейших попыток интегрироваться в американский социум в пользу экономического, социокультурного и политического самоопределения1. Достижение независимости посредством развития собственного бизнеса должно было в перспективе привести к политической самостоятельности «чёрной» расы путём создания независимой страны в Африке, для чего Всеобщая ассоциация по улучшению положения негров (ВАУПН) организовала прообраз государственных институтов, включая мини-армию и правительство во главе с Гарви. Собственная социокультурная идентичность чернокожего населения должна была основываться на расовой гордости, изучении его «истинной» истории, якобы скрываемой белыми угнетателями, а также на создании собственного ответвления христианства с верой в чёрного Бога и почитанием Гарви в качестве мессии2. До появления реальных возможностей переезда на Чёрный континент афроамериканцам следовало прекратить активные контакты с белым населением, по причине чего ВАУПН негативно относилась к межрасовым бракам и попыткам борьбы за гражданское равноправие в США3. Популярность движения «Назад в Африку» рухнула во второй половине 1920-х годов на фоне финансовых проблем ассоциации, так и не сумевшей начать переселение в Африку.

1. Garvey M. Philosophy and Opinions of Marcus Garvey. Vol. I-II. N.Y., 1969. P. 106.

2. Martin T. Race First: The Ideological and Organizational Struggles of Marcus Garvey and the Universal Negro Improvement Association. Dover, 1976. Pp. 60-75.

3. Grant C. Negro with a Hat: The Rise and Fall of Marcus Garvey. Oxford, 2008. Pp. 296-305.
5

Существенное влияние на идеологию «Нации ислама» оказали и различного рода новые религиозные движения, активно появлявшиеся на рубеже XIX–XX веков в условиях масштабного столкновения традиционного религиозного миропонимания со стремительным научным прогрессом. Как следствие, новые движения охотно порывали с традиционными христианскими представлениями о Троице или бессмертии души, но в то же время в них проявлялось такое явление, как милленаризм, согласно которому лишь последователи правильной веры переживут надвигающийся Судный день. Например, свидетели Иеговы, набравшие популярность в США в начале XX веке, заявляли о необратимом апокалипсисе, который постигнет окружающее их неправедное общество, по причине чего они отказывались от участия в политических выборах, службы в армии и близких контактов с представителями других конфессий4.

4. Crompton R. Counting the Days to Armageddon: The Jehovah's Witnesses and the Second Presence of Christ. Cambridge, 1996. P. 102.
6

Начало XX века также стало временем знакомства афроамериканцев с идеями ислама, которое изначально происходило через три организации c нетрадиционными представлениями о данной религии: мусульманскую секту Ахмадия, сделавшую английский перевод Корана, чернокожих масонов Древнеегипетско-арабского ордена дворян мистического храма Северной и Южной Америки (the Ancient Egyptian Arabic Order of Nobles of the Mystic Shrine of North and South America, AEAONMS), увлекавшихся мистицизмом и культурой Востока, а также наиболее популярного Храма мавританской науки Америки (the Moorish Science Temple of America), основанного в 1913 г. в штате Нью-Джерси афроамериканцем Тимоти Дрю. Приняв имя Дрю Али, он создал учение, объединившее исламскую теологию со взглядами Маркуса Гарви и масонской атмосферой. Цитируя Коран, он говорил в своих проповедях о важности молитв, соблюдении поста и правильного «мавританского» питания, но в то же время заявлял о наличии у него утраченных разделов священной книги, в которых якобы писалось об азиатском происхождении чернокожих людей, которые изначально, до своего порабощения белым населением, исповедовали ислам. Дрю Али не демонизировал белых людей, не требуя от своей паствы отказываться от американской гражданской идентичности5. Смерть Дрю Али в 1929 г. привела к расколу его движения на противоборствующие религиозные организации. В свою очередь, начавшаяся «Великая депрессия», тяжело ударившая и по чернокожему населению США, предоставляла почву для появления новой влиятельной общественной силы, которая смогла не только абсорбировать идейную основу ряда новых религиозных движений, но и внести весомый вклад в концептуальное обновление чёрного национализма.

5. GhaneaBassiri K. A History of Islam in America: From the New World to the New World Order. N.Y., 2010. Pp. 203-222.
7

Кристаллизация идеологии «Нации ислама» (1930–1950-е годы)

 

Религиозная организация «Нация ислама» была основана в Детройте Уоллесом Фардом Мухаммадом. Будучи коммивояжёром, Фард изначально занимался продажей плащей и шёлковых тканей в бедных чёрных кварталах Детройта, где сумел привлечь внимание местных бедняков рассказами о том, что он являлся арабом из далёкой и загадочной Мекки, рождённым от чернокожего отца и белой матери. Согласно данным ФБР, его отпечатки пальцев совпадали с данными мигранта афганско-британского происхождения Уолли Додда Форда, освобождённого из американской тюрьмы в мае 1929 г. после трёхлетнего срока за хранение наркотиков6. Фард Мухаммад хорошо разбирался в Библии и Коране, что позволило ему в скором времени собрать группу в 8 тыс. верных последователей, объединённых в рамках новой религиозной организации Исламский храм Аллаха (the Allah Temple of Islam, ATI), переименованной в 1932 г. в «Нацию ислама»7. Фард Мухаммад объявил себя посланником Аллаха, задачей которого было духовное пробуждение чернокожего населения США, забывшего стараниями белых «голубоглазых дьяволов» свой прежний язык, религию и национальную идентичность8. В 1934 г. Фард Мухаммад неожиданно исчез, а управление «Нацией ислама» перешло к его приближённому афроамериканцу Элайдже Мухаммаду, в период 40-летнего руководства которого произошла кристаллизация идеологии «Нации ислама».

6. Gardell M. In the Name of Elijah Muhammad, Louis Farrakhan and The Nation of Islam. Durham, 1996. P. 51.

7. Evanzz K. The Messenger: The Rise and Fall of Elijah Muhammad. N.Y., 2011. P. 84.

8. Ansari Z. I. Aspects of Black Muslim Theology // Studia Islamica. No. 53. 1981. P. 138.
8

Одним из центральных пунктов теологии «Нации ислама» стал отказ от традиционных авраамических представлений о сотворении человека в пользу концепции о существовании затерянного темнокожего племени Шабаз, одного из 13 племён первых людей, созданных Аллахом порядка 66 трлн лет назад, от которого произошли все современные «цветные» люди. Согласно представлениям «Нации ислама», племя Шабаз, говорившее на арабском языке и исповедовавшее ислам, заселяло Аравийский полуостров, а затем и дельту Нила, достигнув небывалого научного прогресса. Белые люди были искусственно созданы 6 600 лет назад стараниями злого учёного из Мекки Якуба, прообраза библейского Иакова. В конце концов выведенная белая раса, будучи по своей природе жестокой и лишённой божественного начала, достигла мирового господства и низвергла племя Шабаз, остатки которого переселились вглубь Африки9.

9. Gomez M. A. Black Crescent: The Experience and Legacy of African Muslims in the Americas. N.Y., 2005. P. 367.
9

Основатель «Нации ислама» Фард Мухаммад объявлялся христианским мессией и мусульманским махди, появление которого ознаменовало скорый конец господства белой расы и наступление новой эры расцвета мира «цветных» людей. Кроме того, согласно теологии организации, он являлся последним из смертных чернокожих богов, каждый из которых носил имя Аллах, в то время как Элайджа Мухаммад был его пророком. День рождения Фарда Мухаммада, отмечаемый 26 февраля как «день спасителя», объявлялся главным религиозным праздником «Нации ислама». Изначально члены организации не соблюдали не только шахаду о единобожии, но и прочие столпы ислама о пятикратном ежедневном намазе, хадже в Мекку и посте в священный месяц Рамадан, ввиду чего многие постились в канун Рождества согласно христианской традиции10.

10. Curtis E. E. IV. Islamizing the Black Body: Ritual and Power in Elijah Muhammad's Nation of Islam // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. Vol. 12, No. 2. 2022. P. 183.
10

Члены организации не верили в загробную жизнь и бессмертие души, а рай и ад в их понимании существовали прямо на Земле. Ввиду этого Судный день должен представлять из себя возвращение Аллаха в лице Фарда Мухаммада на космическом корабле размером с небольшую планету, именуемым «Материнским колесом», с целью уничтожения белых людей11. Подобного рода милленаристские представления о неизбежном расовом апокалипсисе с участием НЛО, позволяли Элайдже Мухаммаду заявлять об отсутствии необходимости участвовать в борьбе за гражданские права чернокожего населения.

11. Ansari Z. I. Op. cit. Pp. 140-145.
11

Спасение чернокожего населения было возможно в случае строгого ежедневного следования правилам «Нации ислама», регулировавших питание, внешний вид и личную жизнь своих членов. Среди запрещённой еды были не только традиционные для ислама запреты на свинину и мясо хищников, но и продукты, бывшие обычным рационом чернокожих рабов, вроде фасоли лима или кукурузного хлеба. Как элемент борьбы с рабским прошлым, новоиспечённые члены «Нации ислама» также меняли своё имя на мусульманский манер. Организация придерживалась консервативных патриархальных взглядов, ввиду чего все руководящие должности в ней занимали мужчины, а женщинам было велено иметь как можно больше детей и заниматься преимущественно семейными заботами, в то время как половая жизнь вне брака была запрещена12.

12. Curtis E. E. IV. Black Muslim Religion in the Nation of Islam, 1960–1975. Chapel Hill, 2006. Pp. 132 – 140.
12

Милитаризм «Нации ислама» проявлялся посредством деятельности специальной структуры – «Плоды ислама», созданной для обеспечения дисциплины и безопасности мероприятий организации. Члены данного военизированного крыла имели специальную униформу, использовали воинские звания и приветствия при том, что «Нация ислама», требуя от своих членов не участвовать в американской общественной жизни, выступала против службы в армии США. Вместе с тем, не желая обострять отношения с властями, Элайджа Мухаммад советовал своей пастве подчиняться законам США, если они не противоречили свободе вероисповедания13.

13. Curtis E. E. IV. Islam in Black America. Albany, 2002. Pp. 60-65.
13

Для обеспечения успешной изоляции от белого сообщества Элайджа Мухаммад призывал чернокожее население также и к экономической самодостаточности. К концу 1950-х годов «Нация ислама» сумела построить мини-бизнес империю, в собственность которой входили рестораны, пекарни, продуктовые магазины, фермы, авторемонтные мастерские, фабрика по производству одежды и т.д. Яркими показателями успешного развития «Нации ислама» к 1960-м годам стали рост количества храмов до более ста в разных уголках США, численности членов до порядка 40 тыс., а также тираж газеты «Мухаммад говорит» (Muhammad Speaks) в 600 тыс. экземпляров14.

14. Gardell M. Op. cit. P. 64.
14

Вклад Малкольма Икса в развитие «Нации ислама»

 

Подобный расцвет «Нации ислама» оказался возможным во многом благодаря стараниям самого харизматичного лидера организации Малкольма Икса, возглавлявшего «Храм №7» в нью-йоркском районе Гарлем. Увлёкшись идеями панафриканизма и социализма, Малкольм Икс желал превратить «Нацию ислама» из сугубо религиозной организации в политическую для её вовлечения в мировое революционное движение «цветных» народов, так как рассматривал афроамериканцев жертвами «внутреннего колониализма» США. Решение межрасовой проблемы в стране он изначально видел в полной сепарации белого и чернокожего населения вплоть до возможности создания отдельного государства афроамериканцев где-нибудь на Юге США15.

15. Lomax L. E. When the Word is Given: A Report on Elijah Muhammad, Malcolm X, and the Black Muslim World. Cleveland, 1963. P. 151.
15

Будучи противником стратегии ненасильственного сопротивления Мартина Лютера Кинга, Малкольм Икс поддерживал концепцию активной самообороны, а также поднял в информационном пространстве проблему репараций чернокожему населению за период рабства16. На волне антизападной и антиколониальной риторики он добился установления прочных контактов «Нации ислама» с властями Египта, Судана, Ганы, Ирака и Марокко. Активная общественная деятельность Малкольма Икса, являвшегося спикером «Нации ислама», привела к тому, что в ряды организации стали широко вступать афроамериканцы с высшим образованием, а также известные личности, такие как олимпийский чемпион по боксу Кассиус Клей, изменивший имя на Мухаммед Али.

16. Malcolm X. By Any Means Necessary: Speeches, Interviews, and a Letter by Malcolm X. N.Y., 1970. P. 67.
16

В то же время рост популярности Малкольма Икса в афроамериканском сообществе негативно сказывался на авторитете Элайджи Мухаммада, погрязшего со временем в ряде сексуальных и коррупционных скандалах. Более того, политический радикализм Малкольма Икса привлекал излишнее внимание американских властей, в том числе ФБР, что безусловно не нравилось Элайдже Мухаммаду, традиционно выступавшему за аполитичный характер деятельности своего движения. В 1963 г. Элайджа Мухаммад отстранил Малкольма Икса от должности за неподчинение приказу не комментировать убийство президента Джона Кеннеди. Спустя год Малкольм Икс заявил о своём выходе из рядов «Нации ислама», переходе в традиционный суннитский ислам и отказе от прежних расистских взглядов в отношении белого населения. Он основал собственную религиозную суннитскую организацию «Корпорация мусульманская мечеть» (Muslim Mosque, Inc., MMI), а также политическое движение «Организация афроамериканского единства» (Organization of Afro-American Unity, OAAU), целью которого было достижение радикальных социально-экономических изменений в США в интересах чернокожего населения17. 21 февраля 1965 г. Малкольм Икс во время своего выступления был застрелен членами «Нации ислама», что нанесло серьёзный ущерб позициям организации в афроамериканском сообществе несмотря на то, что какой-либо связи её руководителей со случившимся установить не удалось18.

17. Curtis E. E. IV. My Heart Is in Cairo: Malcolm X, the Arab Cold War, and the Making of Islamic Liberation Ethics // Journal of American History. Vol. 102, No. 3. 2015. P. 790.

18. Marable M. Malcolm X: A Life of Reinvention. N.Y., 2011. Pp. 571-580.
17

Реформы Варита Дина Мохаммеда

 

Смерть Элайджи Мухаммада в 1975 г. нанесла серьёзный удар по и без того терявшей популярность и влияние «Нации ислама», чьи призывы к расовой сепарации находили всё меньший отклик на фоне достижения чернокожим населением гражданского равноправия в США ещё в середине 1960-х годов. Уоллес Дин Мохаммед, заменивший своего отца на посту главы «Нации ислама», взял курс на радикальные изменения в идеологии и структуре организации, испытывавшей огромные финансовые проблемы, скрываемые за благополучным внешним фасадом. Новый лидер отказался от титула верховного священника, став называть себя имамом, изменив при этом своё имя на Варит Дин Мохаммед, распустил структуру «Плоды ислама», а также переименовал храмы «Нации ислама» в мечети. В рамках заданного ребрендинга название организации было изменено в 1976 г. на «Всемирное сообщество аль-ислама на Западе» (World Community of Al-Islam in the West), в 1978 г. – на «Американскую мусульманскую миссию» (American Muslim Mission) и, наконец, на «Американское общество мусульман» (American Society of Muslims) в 1985 году.

18

Сделав своей целью максимально приблизить свою организацию к традиционному суннизму, Варит Дин ввёл в её теологию пять столпов ислама, отказавшись от учения, согласно которому Фард Мухаммад был Аллахом, а его отец Элайджа Мухаммад – пророком. Отойдя от мифа о племени Шабаз, Варит Дин стал именовать своих членов «билалцами» в честь абиссинского вольноотпущенника Билала ибн Рабаха, являвшегося близким сподвижником пророка Мухаммеда. Своими реформами Варит Дин сумел существенно увеличить религиозную легитимность своей организации в глазах мусульманского мира, став в 1980 г. главным консультантом Саудовской Аравии в вопросах распределения миссионерских средств на территории США19.

19. Skerry P. America’s Other Muslims // The Wilson Quarterly. Vol. 29, No. 4. 2005. P. 23.
19

Вместе с тем организация под руководством Варита Дина отказалась от идей расовой сегрегации, открыв свои двери для всех желающих, в том числе и для белых людей. Взяв курс на интеграцию в общественную жизнь США, Варит Дин проявлял интерес и к политике, оказывая поддержку курсу республиканцев-консерваторов, в том числе в ходе военной операции «Буря в пустыне» 1991 г. К середине 1990-х годов в ведении «Американского общества мусульман», не имевшего прежней степени централизации, находилось порядка 200 автономных мечетей20. В 2003 г. Варит Дин отошёл от дел «Американского общества мусульман», передав руководство своему сыну Мустафе Аль-Амину. После смерти Варита Дина в 2008 г. организация прекратила существование как единое целое, разделившись на ряд более мелких объединений традиционного суннитского характера.

20. Allen E. Jr. The Continuing Evolution of the Nation of Islam // The Black Scholar. Vol. 26, No. 3-4. 1996. Pp. 3 – 16.
20

«Нация ислама» Луиса Фаррахана

 

Тысячи последователей «Нации ислама» отказались поддержать реформы Варита Дина Мохаммеда, объединившись вокруг нескольких новых религиозных организаций, сохранивших прежнюю идеологию. Самой влиятельной и крупной из них стала организация Луиса Фаррахана, являвшегося спикером «Нации ислама» после ухода Малкольма Икса. Покинув организацию Варита Дина в 1978 г., он основал собственную газету «Финальный призыв» (Final Call), восстановил структуру «Плоды ислама», ставшей предлагать охранные услуги, а также выкупил в Чикаго крупнейшую мечеть «Нации ислама». В 1981 г. Луис Фаррахан создал обновлённую «Нацию ислама», что должно было подчеркнуть преемственность с движением Элайджи Мухаммада.

21

Вместе с тем, желая упрочить свои международные позиции в мусульманских странах, Фаррахан произвёл небольшие перемены в теологии «Нации ислама», введя коллективные пятничные молитвы, а также призвав сторонников соблюдать пост в месяц Рамадан. При этом, если Варит Дин сблизил свою организацию с дружественными США странами Ближнего Востока вроде Саудовской Аравии или Египта, Фаррахан продолжил антизападный курс Элайджи Мухаммада, установив прочные контакты в 1990-е годы с властями Ирана, Ирака и Ливии. Несмотря на религиозные различия, Муаммар Каддафи и Фаррахан оказались идеологическими единомышленниками, являвшимися в одинаковой мере поборниками идей панафриканизма и яростными критиками «западного империализма», в следствие чего ливийский диктатор стал одним из главных спонсоров «Нации ислама»21.

21. Fishman J. E., Soage A. B. The Nation of Islam and the Muslim World: Theologically Divorced and Politically United // Religion Compass. Vol. 7, No. 2. 2013. P. 66.
22

Антисемитизм, который был в определённой степени присущ «Нации ислама» и ранее, ввиду противостояния Израиля с арабскими странами, под руководством Фаррахана приобрёл открытый характер. Афроамериканский деятель называл иудаизм «грязной религией», признаваясь в симпатиях к Адольфу Гитлеру, по его словам, «возвысившему Германию»22. В 1991 г. «Нация ислама» издала псевдоисторическую книгу «Тайные отношения между чёрными и евреями» (The Secret Relationship Between Blacks and Jews), в которой писалось о том, что именно евреи контролировали межатлантическую работорговлю23. Поддерживая многочисленные теории заговора, Фаррахан заявлял о том, что «состоятельные евреи» контролируют Голливуд, для развращения нравов населения, а за организацией теракта 11 сентября 2001 г. стоят Израиль и американское правительство24. Подобная риторика лидера «Нации ислама», не мешала подконтрольным ему предприятиям участвовать в госконтрактах по поставке пайков американской армии25.

22. Gardell M. Op. cit. P. 252.

23. Brackman H. Ministry of Lies: The Truth Behind the Secret Relationship Between Blacks and Jews. N.Y., 1994. P. 10.

24. Boorstein M. Saying God picked Trump, Nation of Islam leader Louis Farrakhan portrays him as both truth-talking hero and racist villain // The Washington Post. November 16, 2017. Available at: >>> (accessed 26.08.2023).

25. Allen E. Jr. Op. cit. P. 17.
23

В отличие от Элайджи Мухаммада Фаррахан стремится вести активную деятельность в афроамериканской общественной жизни. Он был одним из организаторов так называемого «марша миллиона мужчин» на Вашингтон, проведённого чернокожими активистами 16 октября 1995 г. с целью критики социальной политики США. Позиционируя «Нацию ислама» как защитницу консервативных ценностей, Фаррахан активно говорит о проблемах афроамериканского сообщества с наркотиками и уличным насилием, обвиняя руководство США в их стимулировании с целью намеренного вреда чернокожему населению26. Общее неприятие американского общества и открытая враждебность к белой расе, свойственные «Нации ислама» Элайджи Мухаммада, эволюционировали под руководством Фаррахана в более конкретизированную неприязнь к истеблишменту США и продвигаемой им политике.

26. Hicks J. P. Farrakhan Calls on Black Men to Act Against Street Violence // The New York Times. January 25, 1994. Available at: >>> (accessed 03.06.2023).
24

Несмотря на то что «Нация ислама» Фаррахана регулярно напоминает о своём существовании в информационном поле посредством частых скандалов, лучшие дни организации давно миновали. В настоящее время лишь 2% чернокожих мусульман США ассоциируют себя с «Нацией ислама», в то время как большинство из них относят себя к традиционному суннитскому направлению27. 90-летний Луис Фаррахан продолжает сосредотачивать в своих руках контроль над деятельностью «Нации ислама», а его неизбежный уход в обозримой перспективе может привести к очередному расколу организации, ввиду отсутствия харизматичной авторитетной замены.

27. Diamant J., Mohamed B. Black Muslims account for a fifth of all U.S. Muslims, and about half are converts to Islam // Pew Research Center. January 17, 2019. Available at: >>> (accessed 23.07.2023).
25

Заключение

 

На формирование идеологии «Нации ислама» оказало значительное влияние наследие движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви, ставшего первым знаковым представителем идейного течения чёрного национализма в США, а также мировоззрение ряда новых религиозных движений, основанных как на христианской, так и мусульманской теологии. Основу идеологии «Нации ислама» составили представления о расовом превосходстве чернокожих людей над всячески демонизируемыми белыми, ввиду чего организация выступала за полную сепарацию от неправедного американского общества, достичь которую было возможно посредством экономической самодостаточности и социокультурного перерождения афроамериканцев. Несмотря на своё название, теология «Нации ислама» изначально разительно отличалась от традиционных исламских представлений, ограничиваясь заимствованием внешней атрибутики, например Корана, и таких терминов, как Аллах и махди, для обожествления фигуры своего основателя Фарда Мухаммада.

26

Благодаря деятельности Малкольма Икса «Нация ислама» начала проявлять большую общественную активность в 1950–1960-е годы, взяв курс на установление связей с африканскими и ближневосточными странами. Тем не менее попытки Малкольма Икса сделать из «Нации ислама» и политическое движение, представлявшее интересы чернокожего населения вне зависимости от конфессиональной принадлежности, окончились уходом этого деятеля из организации. Смерть многолетнего лидера Элайджи Мухаммада в 1975 г. привела к радикальным идеологическим изменениям «Нации ислама», проведёнными его сыном Варитом Дином Мохаммедом. Под руководством нового главы организация, несколько раз менявшая своё название, перешла на традиционную суннитскую теологию, отказалась от прежнего расового антагонизма и нормализовала отношения с американскими властями. Большинство противников реформ объединились вокруг Луиса Фаррахана, создавшего собственную организацию с прежним названием – «Нация ислама», которая существует и в настоящее время. Новообразованная организация стала идеологической правопреемницей движения Элайджи Мухаммада, в то время как деятельность Фаррахана характеризуется открытым антисемитизмом, дружественными связями с антизападными режимами исламского мира, а также попытками усилить позиции «Нации ислама» в афроамериканском общественном поле, как влиятельной консервативной силы.

Библиография

1. Garvey M. Philosophy and Opinions of Marcus Garvey. Vol. I-II. N.Y., 1969. P. 106.

2. Martin T. Race First: The Ideological and Organizational Struggles of Marcus Garvey and the Universal Negro Improvement Association. Dover, 1976. Pp. 60-75.

3. Grant C. Negro with a Hat: The Rise and Fall of Marcus Garvey. Oxford, 2008. Pp. 296-305.

4. Crompton R. Counting the Days to Armageddon: The Jehovah's Witnesses and the Second Presence of Christ. Cambridge, 1996. P. 102.

5. GhaneaBassiri K. A History of Islam in America: From the New World to the New World Order. N.Y., 2010. Pp. 203-222.

6. Gardell M. In the Name of Elijah Muhammad, Louis Farrakhan and The Nation of Islam. Durham, 1996. P. 51.

7. Evanzz K. The Messenger: The Rise and Fall of Elijah Muhammad. N.Y., 2011. P. 84.

8. Ansari Z. I. Aspects of Black Muslim Theology // Studia Islamica. No. 53. 1981. P. 138.

9. Gomez M. A. Black Crescent: The Experience and Legacy of African Muslims in the Americas. N.Y., 2005. P. 367.

10. Curtis E. E. IV. Islamizing the Black Body: Ritual and Power in Elijah Muhammad's Nation of Islam // Religion and American Culture: A Journal of Interpretation. Vol. 12, No. 2. 2022. P. 183.

11. Ansari Z. I. Op. cit. Pp. 140-145.

12. Curtis E. E. IV. Black Muslim Religion in the Nation of Islam, 1960–1975. Chapel Hill, 2006. Pp. 132 – 140.

13. Curtis E. E. IV. Islam in Black America. Albany, 2002. Pp. 60-65.

14. Gardell M. Op. cit. P. 64.

15. Lomax L. E. When the Word is Given: A Report on Elijah Muhammad, Malcolm X, and the Black Muslim World. Cleveland, 1963. P. 151.

16. Malcolm X. By Any Means Necessary: Speeches, Interviews, and a Letter by Malcolm X. N.Y., 1970. P. 67.

17. Curtis E. E. IV. My Heart Is in Cairo: Malcolm X, the Arab Cold War, and the Making of Islamic Liberation Ethics // Journal of American History. Vol. 102, No. 3. 2015. P. 790.

18. Marable M. Malcolm X: A Life of Reinvention. N.Y., 2011. Pp. 571-580.

19. Skerry P. America’s Other Muslims // The Wilson Quarterly. Vol. 29, No. 4. 2005. P. 23.

20. Allen E. Jr. The Continuing Evolution of the Nation of Islam // The Black Scholar. Vol. 26, No. 3-4. 1996. Pp. 3 – 16.

21. Fishman J. E., Soage A. B. The Nation of Islam and the Muslim World: Theologically Divorced and Politically United // Religion Compass. Vol. 7, No. 2. 2013. P. 66.

22. Gardell M. Op. cit. P. 252.

23. Brackman H. Ministry of Lies: The Truth Behind the Secret Relationship Between Blacks and Jews. N.Y., 1994. P. 10.

24. Boorstein M. Saying God picked Trump, Nation of Islam leader Louis Farrakhan portrays him as both truth-talking hero and racist villain // The Washington Post. November 16, 2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/acts-of-faith/wp/2017/11/16/saying-god-picked-trump-nation-of-islam-leader-louis-farrakhan-portrays-him-as-both-truth-talking-hero-and-racist-villain/ (accessed 26.08.2023).

25. Allen E. Jr. Op. cit. P. 17.

26. Hicks J. P. Farrakhan Calls on Black Men to Act Against Street Violence // The New York Times. January 25, 1994. Available at: https://www.nytimes.com/1994/01/25/us/farrakhan-calls-on-black-men-to-act-against-street-violence.html (accessed 03.06.2023).

27. Diamant J., Mohamed B. Black Muslims account for a fifth of all U.S. Muslims, and about half are converts to Islam // Pew Research Center. January 17, 2019. Available at: https://www.pewresearch.org/short-reads/2019/01/17/black-muslims-account-for-a-fifth-of-all-u-s-muslims-and-about-half-are-converts-to-islam/ (accessed 23.07.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести