Интересы фармацевтических корпораций США во время борьбы с пандемией
Интересы фармацевтических корпораций США во время борьбы с пандемией
Аннотация
Код статьи
S207054760029225-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шокова Раиса Магомедовна 
Должность: Аспирантка
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Фармацевтические компании несут ответственность за соблюдение прав человека на здоровье в борьбе с ковид-19. В этом контексте должная осмотрительность потребовала бы, чтобы фармацевтические компании реалистично оценивали свои возможности при принятии решений относительно ценообразования и дистрибуции, чтобы максимально обеспечить человеку доступ к их продуктам. В период пандемии действия компаний в направлении ценообразования и дистрибуции продуктов отклонились от установленных Уставом ВОЗ и Повесткой-2030 ООН целей, действуя с целью максимизировать свою прибыль. 

Ключевые слова
Фармацевтические компании США, ковид-19, американские корпорации, здравоохранение, права человека
Классификатор
Получено
14.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
156
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Проблема влияния пандемии оказалась многогранной, а сложившийся кризис оказался беспрецедентным по своему характеру и масштабу. Фармацевтические компании, которые за последние два года заработали миллиарды на пандемии, продавая вакцины и методы лечения, теперь сталкиваются с осуждением со стороны защитников прав человека и международных организаций. Как и Устав ВОЗ 1946 г., так и современная Повестка-2030 ООН включают в себя чёткие постулаты о том, что доступ к здравоохранению – право, а не привилегия. Важность системы здравоохранения заключается помимо всего прочего в доступности людям её инструментов, которыми, по сути, являются продукты фармацевтических компаний. Фармацевтические компании внесли огромный вклад в медицину в период пандемии, быстро и чётко отреагировав на образовавшиеся вызовы. Однако в решении проблем с высокой ценой за вакцину и с неравенством дистрибуции прослеживается отклонение от цели обеспечения равного доступа к вакцине к достижению максимальной прибыли.

2

Проблема ценообразования

 

Регулирование цен имеет множество непреднамеренных последствий. Когда правительство выбирает цену ниже той, которую установил бы свободный рынок, предложение уменьшается, а спрос увеличивается. В случае с фармацевтической отраслью США основными причинами свободы ценообразования является закон Хэтча  Ваксмана 1984 г., который позволяет производителям лекарств сохранять монополию на новые продукты до истечения срока действия их патента, и ограничивающий возможность американского правительства на проведение переговоров о ценах на лекарства закон о рецептурных лекарствах, улучшении и модернизации программы «Медикэр»(Medicare, MMA) 2003 г, также называемый законом о «невмешательстве»1.

1. Орлова А.И. Патентные стратегии в фармацевтике: «патентное озеленение». «Журнал Суда по интеллектуальным правам». 26.12.2019, с. 83-89;
3

Лидеры Конгресса при внесении изменений в законодательство в части контроля над ценами часто находятся под значительным влиянием фармацевтических корпораций: вклад в предвыборную кампанию и лоббистские усилия сектора здравоохранения выросли с 2000 по 2020 г. на 70%, составив более 5 млрд долл. США, в основном за счёт фармацевтических производителей2. В 2022 г. президентом Байденом был подписан закон «О снижении инфляции», часть которого представляет собой крупную законодательную инициативу по регулированию цен на лекарства и расходов на «Медикэр», однако изменения вступят в силу лишь с 2026 года3.

2. Schpero W., Wiener T., Carter S., Chatterjee P. Lobbying Expenditures in the US Health Care Sector, 2000-2020. JAMA Health Forum, 28.10.2022. Available at: >>> (accessed: 08.10.2023)

3. FACT SHEET: Biden-Harris Administration Announces First Ten Drugs Selected for Medicare Price Negotiation, 29.08.2023. Available at: >>> (accessed: 08.10.2023).
4

Такая политика привела к тому, что на момент распространения пандемии жизненно важные вакцины против ковид-19, финансируемые в основном за счёт государства, были приватизированы и монополизированы, оставив фармацевтическим корпорациям право устанавливать завышенные цены на вакцины для максимизации прибыли.

5

Первой государственной программой, включающей в себя государственно-частное партнёрство для борьбы с пандемией ковид-19, стала Operation Warp Speed, изначально выделившая 10 млрд долл. США для ускорения разработки и подготовки к производству соответствующих вакцин4. Наибольшую сумму среди американских фармацевтических компаний получили «Модерна» (Moderna) – 2,48 млрд долл., «Пфайзер» (Pfizer) – 1,95 млрд долл. и «Джонсон & Джонсон» (Johnson&Johnson) – 1,4 млрд.5 Суммы были выданы как в виде грантов, так и в виде соглашений о предварительной покупке.

4. Trump Administration Announces Framework and Leadership for 'Operation Warp Speed’. TheDepartment of Defense, 15.05.2020. Available at: >>> (accessed: 10.09.2023).

5. After nearly $1B in research funding, Moderna takes $1.5B coronavirus vaccine order from U.S. 12.08.2020. Available at: >>> (accessed:08.10.2023);
6

Хотя четыре вакцины против ковид-19 были разрешены или одобрены к применению в Соединённых Штатах, я сконцентрирую внимание на вакцинах «Пфайзер» и «Модерна», на долю которых приходятся почти все дозы, вводимые в США (97%)6.

6. COVID-19 Vaccinations in the United States, 11.05.2023. Available at: >>>  (accessed: 11.10.2023).
7

В середине 2020 г., за несколько месяцев до того, как ещё какая-либо вакцина против ковид-19 была разрешена или даже завершила клинические испытания, федеральное правительство закупило первоначальные 200 млн доз вакцины у этихкомпаний (по 100 млн каждая) соответственно по цене 19,50 долл. и 15,25 долл. за дозу. Это гарантировало продвижение этих вакцин на рынок, если они окажутся безопасными и эффективными и получат разрешение на экстренное применение (EUA) от Управления по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), как это было сделано каждой из них в декабре 2020 года. В общей сложности федеральное правительство осуществило шесть различных оптовых закупок у «Пфайзер» на общую сумму 655 млн доз и пять оптовых закупок у «Модерна» на общую сумму 566 млн доз, гарантируя в общем 1,2 млрд доз7.

7. Hussain S Lalani, US public investment in development of mRNA covid-19 vaccines: retrospective cohort study, 01.03.2023. Available at: >>> (accessed: 09.09.2023).
8

Цена, уплачиваемая американским правительством за дозу, как правило, со временем увеличивалась, причём самая высокая цена была уплачена за двухвалентные или «обновлённые» вакцины-бустеры. Самая дорогая цена за дозу, уплаченная правительством, была за закупку двухвалентных вакцин-бустеров у каждого производителя, включая 105 млн доз по 30,48 долл. за дозу у «Пфайзер» и 66 млн доз по 26,36 долл. за дозу у «Модерна». Это означало увеличение цены за дозу на 56% для «Пфайзер» по сравнению с первоначальной ценой покупки и увеличение на 73% для «Модерна». В общей сложности США закупили 171 млн доз двухвалентных вакцин-бустеров на сумму 4,9 млрд долларов.

9

В своём обращении к инвесторам компания «Пфайзер» указала, что ожидает, что коммерческая цена за дозу её вакцины составит от 110 до 130 долл.8 Компания «Модерна» предложила тот же диапазон цен9. Этот диапазон в 4–5 раз превышает средневзвешенную цену, которую американское правительство платит за двухвалентные дозы вакцин-бустеров этих компаний (28,9 долларов).

8. Pfizer Inc to Review RSV Data Presented at ID Week Call, 20.10.2022. Available at: >>> (accessed: 01.10.2023).

9. Moderna Considers Price of $110-$130 for Covid-19 Vaccine 09.01.2023. Available at: >>> (accessed:18.09.2023).
10

Если сделать перерасчёт по коммерческим ценам, то можно увидеть, что даже при применении нижнего показателя диапазона цены на вакцину (110 долл.) вакцинация одной четверти взрослого населения США (65,2 млн доз), обойдётся лишь немного дешевле, чем вакцинация всего взрослого населения (261 млн доз) по цене, уплачиваемой правительством (28,9 долл.)10.

10. ADULT POPULATION BY AGE GROUP UNITED STATES. Available at: >>>  (accessed: 09.10.2023).
11

Интересно заметить, что команда исследователей из Имперского колледжа Лондона ещё в 2021 г. смоделировала затраты на создание глобальной сети предприятий для производства восьми миллиардов вакцин против ковид-19 с мРНК в течение года: все совокупные затраты на мРНК-вакцину «Модерна» не превышают 2,85 долл. за дозу. Использующая гораздо меньше мРНК и гораздо меньше производственных линий, персонала и других ресурсов, «Пфайзер» требуется на создание одной дозы всего 1,18 долл.11.

11. How to Make Enough Vaccine for the World in One Year, 26.05.2021. Available at: >>> (accessed: 27.08.2023)
12

Свобода ценообразования также проявилась в контрактах с разными странами. Самая высокая заявленная цена на вакцины компании «Пфайзер» была уплачена Израилем – 28 долл. США за дозу, что почти в 24 раза превышает стоимость производства, а Африканскому союзу предложили самую низкую заявленную цену – 6,75 долл., но это всё равно почти в 6 раз превышает предполагаемую потенциальную стоимость производства этой вакцины12. Одна доза вакцины даже в контракте с минимальной стоимостью стоит почти треть суммы, которую Демократическая Республика Конго (являющаяся членом Африканского союза) тратит на здравоохранение в расчёте на одного жителя в течение целого года13.

12. VACCINE MONOPOLIES MAKE COST OF VACCINATING THE WORLD AGAINST COVID AT LEAST 5 TIMES MORE EXPENSIVE THAN IT COULD BE, 29.07.2021. Available at: >>> (accessed:10.09.2023).

13. Democratic Republic of Congo Healthcare Spending 2000-2023. atAvailable : >>> (accessed: 19.08.2023).
13

Компания «Модерна» взимает со стран плату, в 4–13 раз превышающую потенциальную себестоимость вакцины, и, как сообщается, предложила Южной Африке цену в пределах 30–42 долл. за дозу, то есть почти в 15 раз выше потенциальной себестоимости производства14.

14. VACCINE MONOPOLIES MAKE COST OF VACCINATING THE WORLD AGAINST COVID AT LEAST 5 TIMES MORE EXPENSIVE THAN IT COULD BE, 29.07.2021. Available at: >>> (accessed: 10.09.2023).
14

Проблема дистрибуции

 

Важнейший вопрос сегодня связан с протоколами, в соответствии с которыми будут распространяться вакцины, основным из которых является решение о предоставлении приоритета людям и странам для получения доступа к вакцине. Эти сложные критерии были детально разработаны в документе Всемирной организации здравоохранения, подготовленном консультативной экспертной группой по иммунизации для распределения и определения приоритетов вакцинации против ковид-1915. Как следует из этих рекомендаций, правила очерёдности в отношении получения вакцины должны основываться на тех критериях, которые соответствуют стандартам и нормам в области прав человека.

15. WHO SAGE Roadmap for Prioritizing Uses of COVID-19 Vaccines: An approach to optimize the global impact of COVID-19 vaccines, based on public health goals, global and national equity, and vaccine access and coverage scenarios, 21.01.22. Available at: >>> (accessed:22.08.2023).
15

На сегодняшний день во всём мире вакцинировано около 6 млрд человек, что составляет 70% населения земного шара, получившего по крайней мере одну дозу вакцины против ковид-1916. Однако существует большая географическая вариабельность: более богатые страны получили в среднем около 100 доз вакцин против коронавируса на каждые 100 человек, в то время как странам с низким уровнем дохода, испытывающие нехватку поставок, предоставили лишь около 1,5 дозы на 100 человек17.

16. Coronavirus Pandemic (COVID-19). Available at: >>>> (accessed:08.10.2023

17. Head of UN health agency seeks vaccine booster moratorium, 05.08.2021. Available at: >>> (accessed: 20.08.2023).
16

Согласно опубликованному в 2021 г. отчёту Международной амнистии «Двойная доза неравенства: фармацевтические компании и кризис с вакцинами против ковид-19», непропорциональность распределения вакцин в развивающиеся страны со стороны фармацевтических корпораций продолжается, несмотря на многочисленные рекомендации обеспечить справедливые поставки вакцин в каждую точку мира18.

18. A Double Dose of Inequality: Pharma companies and the Covid-19 vaccines crisis, 22.09.2021. Available at: >>> (accessed:11.10.2023).
17

Среди выводов доклада говорится, что поставки компании «Пфайзер» в развивающиеся страны в совокупности составляют одну девятую часть поставок в Швецию. Из почти 6 млрд доз вакцины, введённых во всём мире, меньше 20% поступило в развивающиеся страны.

18

Налоговые лазейки

 

Американские фармацевтические компании внесли огромный вклад в медицину в период пандемии.

19

Все государственные инвестиции в фармацевтические компании для разработки вакцины против ковид-19 обеспечили этим компаниям огромную выгоду, с которой не были справедливо выплачены налоги. В 2021 г. компания «Модерна» заплатила налог по ставке 7%, а компания «Пфайзер» – по ставке 15%. Оба этих показателя существенно ниже ставки для американских корпораций размером в 21%19.

19. Pharmaceutical companies reaping immoral profits from Covid vaccines yet paying low tax rates, 15.09.2021. Available at: >>> (accessed: 20.09.2023).
20

Компания «Пфайзер» теперь сообщает о том, что зарабатывает немного денег в США. Даже в этом случае расхождение довольно велико: 5 млрд долл. в США в 2022 г. и 30 млрд долл. за рубежом20. До резкого роста доходов и прибылей, связанных с успешной разработкой вакцины, «Пфайзер», казалось, всегда теряла деньги в США.

20. Pfizer FORM 10-K, 23.02.2023. Available at: >>> (accessed: 08.10.2023).
21 Налоговые поступления от продаж в США выплачиваются за рубеж, а не реинвестируются в новые исследования в Национальных институтах здравоохранения. Рабочие места в фармацевтическом производстве создаются за рубежом, а не дома.
22 Это, бесспорно, разрешено налоговым законодательством, несмотря на то что по факту американцы не только платят огромные деньги за свои лекарства, но и не получают никаких преимуществ от наличия «мощной» американской фармацевтической отрасли.
23

Заключение

 

Сила фармацевтических компаний США в умении быстро и чётко реагировать на поступающие вызовы, как это произошло во время ковид-19. Однако реагируют компании не только на вирусы и эпидемии, но и попытки ограничить их возможность сохранять монополию и извлекать максимальную прибыль при минимальном налогообложении.

24

Безусловно, в августе 2022 г. Конгресс сделал маленький шаг к ограничению монопольных цен на лекарства. Начиная с 2026 г. программа «Медикэр» сможет согласовывать цены. Однако новая политика не окажет существенного влияния на цены на фармацевтические препараты. Фармацевтические компании, осознавая, что грядут ограничения, уже повысили цены на более чем 350 высокорентабельных отпускаемых по рецепту лекарств. Они утверждают, что высокие цены на лекарства необходимы для финансирования исследований и разработок следующего поколения прорывных лекарств.

25

Реформы, основанные на здравом смысле, могут помочь покончить с этой практикой. Конечным результатом стало бы увеличение инвестиций в биофармацевтическую промышленность, увеличение налоговых поступлений в Казначейство США и в конечном счёте более устойчивая и инновационная экономика США.

26

Как бы страшно для компаний ни звучало словосочетание «налоговая реформа», экономическая теория и мировая практика показывают, что любое увеличение налогов на прибыль будет покрыто акционерами крупных компаний, а не теми, кто покупает их лекарства, фармацевтические компании уже взимают абсолютный максимально возможный сбор за свои лекарства, защищённые патентами, и они, конечно, делают это не для того, чтобы покрыть расходы на свои лекарства.

Библиография

1. Орлова А.И. Патентные стратегии в фармацевтике: «патентное озеленение». «Журнал Суда по интеллектуальным правам». 26.12.2019, с. 83-89; Medicare Prescription Drug, Improvement, and Modernization Act of 2003. United States Congress. Available at: https://www.congress.gov/108/plaws/publ173/PLAW-108publ173.pdf (accessed: 13.09.2023).

2. Schpero W., Wiener T., Carter S., Chatterjee P. Lobbying Expenditures in the US Health Care Sector, 2000-2020. JAMA Health Forum, 28.10.2022. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9617167/#:~:text=Lobbying%expenditures%grew%by%more,vs%$358.2%million%in%2000. (accessed: 08.10.2023).

3. FACT SHEET: Biden-Harris Administration Announces First Ten Drugs Selected for Medicare Price Negotiation, 29.08.2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/08/29/fact-sheet-biden-harris-administration-announces-first-ten-drugs-selected-for-medicare-price-negotiation/ (accessed: 08.10.2023).

4. Trump Administration Announces Framework and Leadership for 'Operation Warp Speed’. The Department of Defense, 15.05.2020. Available at: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/2310750/trump-administration-announces-framework-and-leadership-for-operation-warp-speed/ (accessed: 10.09.2023).

5. After nearly $1B in research funding, Moderna takes $1.5B coronavirus vaccine order from U.S. 12.08.2020. Available at: https://www.fiercepharma.com/pharma/after-nearly-1b-research-funding-moderna-takes-1-5b-coronavirus-vaccine-order-from-u-s (accessed: 08.10.2023); Pfizer, BioNTech snare $1.95B deal with U.S. government for 100M-plus doses of COVID-19 vaccine, 22.07.2020. Available at: https://www.fiercepharma.com/manufacturing/pfizer-biontech-snare-1-95b-deal-u-s-government-for-100m-plus-doses-covid-19-vaccine (accessed: 04.10.2023).

6. COVID-19 Vaccinations in the United States, 11.05.2023. Available at: https://covid.cdc.gov/covid-data-tracker/#vaccinations_vacc-people-booster-percent-pop5 (accessed: 11.10.2023).

7. Hussain S Lalani, US public investment in development of mRNA covid-19 vaccines: retrospective cohort study, 01.03.2023. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9975718/ (accessed: 09.09.2023).

8. Pfizer Inc to Review RSV Data Presented at ID Week Call, 20.10.2022. Available at: https://s28.q4cdn.com/781576035/files/doc_downloads/2022/10/IDWeek22/PFE-USQ_Transcript_2022-10-20.pdf (accessed: 01.10.2023).

9. Moderna Considers Price of $110-$130 for Covid-19 Vaccine 09.01.2023. Available at: https://www.wsj.com/articles/moderna-considers-price-of-110-130-for-covid-19-vaccine-11673289609 (accessed:18.09.2023).

10. ADULT POPULATION BY AGE GROUP UNITED STATES. Available at: https://datacenter.aecf.org/data/tables/6538-adult-population-by-age-group#detailed/1/any/false1095,2048,574,1729,37,871,870,573,869,36/117,2801,2802,2803/13515,13516 (accessed: 09.10.2023).

11. How to Make Enough Vaccine for the World in One Year, 26.05.2021. Available at: https://www.citizen.org/article/how-to-make-enough-vaccine-for-the-world-in-one-year/ (accessed: 27.08.2023)

12. VACCINE MONOPOLIES MAKE COST OF VACCINATING THE WORLD AGAINST COVID AT LEAST 5 TIMES MORE EXPENSIVE THAN IT COULD BE, 29.07.2021. Available at: https://www.oxfam.org.uk/media/press-releases/vaccine-monopolies-make-cost-of-vaccinating-the-world-against-covid-at-least-5-times-more-expensive-than-it-could-be/ (accessed: 10.09.2023).

13. Democratic Republic of Congo Healthcare Spending 2000-2023. Available at: https://www.macrotrends.net/countries/COD/democratic-republic-of-congo/healthcare-spending (accessed: 19.08.2023).

14. VACCINE MONOPOLIES MAKE COST OF VACCINATING THE WORLD AGAINST COVID AT LEAST 5 TIMES MORE EXPENSIVE THAN IT COULD BE, 29.07.2021. Available at: https://www.oxfam.org.uk/media/press-releases/vaccine-monopolies-make-cost-of-vaccinating-the-world-against-covid-at-least-5-times-more-expensive-than-it-could-be/ (accessed: 10.09.2023).

15. WHO SAGE Roadmap for Prioritizing Uses of COVID-19 Vaccines: An approach to optimize the global impact of COVID-19 vaccines, based on public health goals, global and national equity, and vaccine access and coverage scenarios, 21.01.22. Available at: https://reliefweb.int/report/world/who-sage-roadmap-prioritizing-uses-covid-19-vaccines-approach-optimize-global-impact (accessed: 22.08.2023).

16. Coronavirus Pandemic (COVID-19). Available at: https://ourworldindata.org/coronavirus (accessed: 08.10.2023).

17. Head of UN health agency seeks vaccine booster moratorium, 05.08.2021. Available at: https://apnews.com/article/health-coronavirus-pandemic-united-nations-0e7636c1bcf61e70d9e61ce70300aa78 (accessed: 20.08.2023).

18. A Double Dose of Inequality: Pharma companies and the Covid-19 vaccines crisis, 22.09.2021. Available at: https://www.amnesty.org/en/documents/pol40/4621/2021/en/ (accessed: 11.10.2023).

19. Pharmaceutical companies reaping immoral profits from Covid vaccines yet paying low tax rates, 15.09.2021. Available at: https://actionaid.org/news/2021/pharmaceutical-companies-reaping-immoral-profits-covid-vaccines-yet-paying-low-tax-rates (accessed: 20.09.2023).

20. Pfizer FORM 10-K, 23.02.2023. Available at: https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/78003/000007800323000024/pfe-20221231.htm (accessed: 08.10.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести