Промышленная политика и взаимодействие с союзниками: основные приоритеты и слабые стороны «байденомики»
Промышленная политика и взаимодействие с союзниками: основные приоритеты и слабые стороны «байденомики»
Аннотация
Код статьи
S207054760029222-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чудинова Ксения Олеговна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Экономическая политика администрации Дж. Байдена оказывает значительное воздействие как на американский производственный сектор и высокотехнологичные отрасли, так и на внешнеэкономическую деятельность и связи со странами-партнерами. На настоящем этапе эти связи находятся в процессе трансформации, поскольку на фоне роста протекционистских тенденций государственные структуры и предприятия вынуждены адаптироваться к новым условиям.

Ключевые слова
США, промышленная политика, «байденомика», экспортный контроль
Классификатор
Получено
10.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
176
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Подход «национальная безопасность – это экономическая безопасность», ставший одним из основополагающих для американской внешнеторговой политики при президенте Д. Трапме, получает дальнейшее развитие при администрации Дж. Байдена. Федеральное правительство предложило новые масштабные программы стимулирования отечественного производства. В рамках реализации новых программ и приоритетов экономическое сотрудничество США с союзниками постепенно приобретает дополнительные измерения. На новые рамки отношений Америки со ключевыми партнёрами, такими как страны ЕС, а также Япония, оказывает значительное воздействие ряд отдельных, но взаимосвязанных факторов, к которым в первую очередь относятся «стратегическая конкуренция» между США и КНР, необходимость обеспечивать большую прочность и защищенность важных цепочек поставок, а также «зелёная» трансформация.

2

«Байденомика»: отдельные приоритетные направления

 

Термин «байденомика», сначала используемый преимущественно в СМИ и в работах аналитиков, теперь взят на вооружение администрацией Дж. Байдена для продвижения своей экономической политики. По словам Б. Диза, одного из её разработчиков1, «байденомика» опирается на государственную финансовую поддержку таких секторов, как инфраструктура и инновации, микроэлектроника и чистая энергетика, в которых компании сами по себе не могут обеспечить выпуск продукции, достаточный для достижения целей правительства по развитию экономики и задач национальной безопасности. Чтобы избежать употребления словосочетания «промышленная политика», представители администрации предпочитают называть план Байдена «промышленной стратегией»2.

1. Rachman G. What is Bidenomics and is it working? Audio transcript of the Rachman Review podcast episode. The Financial Times. 21.09.2023. Available at: >>> (accessed 25.10.2023).

2. Ibidem.
3

Ключевой идеей новой политики является достижение стабильного экономического роста, опирающегося на экономику предложения3, рост «снизу вверх» и увеличение численности среднего класса4.

3. Lawder D., Shalal A. Yellen rebrands Biden economic agenda as 'modern supply-side economics'. Reuters. 22.01.2022. Available at: >>> (accessed 30.09.2023).

4. Bidenomics Is Working: The President’s Plan Grows the Economy from the Middle Out and Bottom Up—Not the Top Down. The White House. 28.06.2023. Available at: >>> (accessed 10.07.2023).
4 Сторонники «байденомики» чаще всего используют для подкрепления своей позиции следующую аргументацию:
  • Инфраструктура (в том числе, цифровая) устарела и нуждается в обновлении;
  • Государственное финансирование призвано стимулировать частные инвестиции, увеличатся производственные мощности;
  • Государственная поддержка необходима в отраслях, способных обеспечивать быстрые темпы роста экономики и критически важных для обеспечения экономической безопасности;
  • Новые программы – в первую очередь, закон «О снижении инфляции» (Inflation Reduction Act) – помогут осуществить переход к широкому использованию различных типов возобновляемой энергии;
  • «Байденомика» заложит фундамент, на который американская промышленность сможет опираться ещё долгие годы.
5

В 2021 и 2022 г. администрация Байдена провела через Конгресс три ключевых законопроекта, призванных увеличить конкурентоспособность американских компаний, способствовать разработке и внедрению инноваций и повысить производительность промышленных предприятий: закон «Об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах» (Infrastructure Investment and Jobs Act), на реализацию которого в федеральном бюджете предусмотрено 550 млрд долл., закон «О чипах и науке» (CHIPS and Science Act), 280 млрд долл. и закон «О снижении инфляции», 394 млрд долл., в целом запланированы федеральные расходы на общую сумму около 2 трлн долл. в течение следующих десяти лет5. Хотя механизмы выделения финансирования различаются, все три программы разработаны на принципах государственно-частного партнёрства и предназначены для привлечения притока частных инвестиций. Средства компаниям должны быть предоставлены в форме сочетания таких мер, как налоговые льготы, гранты и кредитные гарантии.

5. Badlam, J., Cox, J., Kumar, A., Mehta, B., O’Rourke, S., Silvis, J. The Inflation Reduction Act: Here’s what’s in it. McKinsey & Company. 24.10.2022. Available at: >>> (accessed 25.02.2023);
6

Согласно данным «Файнэншл таймс» (Financial Times), на апрель 2023 г. компании планировали вложить около 204 млрд долл. в масштабные проекты по увеличению выпуска микросхем и экологически чистым технологиям. Основная часть инвестиций приходится на производство полупроводников, электромобилей и аккумуляторных батарей. Около трети всего объёма запланированных вложений было связаны с участием иностранных инвесторов, почти два десятка проектов предложены компаниями со штаб-квартирами в Японии, Южной Корее и на Тайване6. Эти инвестиции партнёров США также являются попыткой диверсифицировать поставки и уйти от зависимости от ГЦС, связанных с экономикой КНР.

6. Chu, A., Roeder, O. ‘Transformational change’: Biden’s industrial policy begins to bear fruit. The Financial Times. 17.04.2023. Available at: >>> (accessed 23.04.2023).
7

Что касается собственно полупроводниковой промышленности, то на август 2023 г. компании объявили о планах вложить около 231 млрд долл. в масштабные проекты по увеличению выпуска микросхем и электроники, а Министерство торговли получило более 460 заявлений о заинтересованности от компаний, желающих получить финансирование в рамках закона «О чипах и науке», чтобы инвестировать в различные этапы цепочек создания стоимости в производстве полупроводников, в том числе в осуществление НИОКР в этой области7.

7. Fact Sheet: One Year after the CHIPS and Science Act, Biden-⁠Harris Administration Marks Historic Progress in Bringing Semiconductor Supply Chains Home, Supporting Innovation, and Protecting National Security. The White House. 09.08.2023. Available at: >>> (accessed 12.09.2023).
8

По данным Казначейства, за 2022 г. – I квартал 2023 г. наблюдался значительный всплеск расходов на строительство промышленных объектов. Лидируют высокотехнологичные производства, такие как выпуск компьютерной техники, электротехнической продукции и электроники. С начала 2022 г. реальные расходы на промышленное строительство в этих сферах выросли почти в 4 раза, составив на апрель 2023 г. около 100 млрд долл. На расходы влияет значительное число факторов, но одним из главных, бесспорно, является принятие нового законодательства. Одновременно продолжают расти объёмы нежилого строительства (с ноября 2021 г. по апрель 2023 г. общие реальные расходы частного сектора увеличились почти на 20%, государственные – на 7%), что говорит, в частности, об общем увеличении расходов на строительство объектов инфраструктуры, предусмотренное законом «Об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах»8.

8. Gupta S., Sinclair T., Van Nostrand E. Unpacking the Boom in U.S. Construction of Manufacturing Facilities. U.S. Department of the Treasury. 27.06.2023. Available at: >>> (accessed 03.07.2023).
9 Несмотря на эти позитивные признаки оживления промышленного производства в США, последствия новой экономической политики в долгосрочной перспективе ещё далеко не ясны. Существует ряд серьёзных проблем, которые могут существенно осложнить реализацию «байденомики». К числу аргументов, которые приводят противники мер, принимаемых администрацией, относятся следующие:
10
  • Средства, направляемые компаниям, часто расходуются неэффективно, чему есть множество примеров9;
  • Протекционизм порождает коррупцию и поддержку «избранных» корпораций в ущерб всем остальным;
  • Увеличение государственных расходов возлагает новое бремя на налогоплательщиков, в то время как последствия «байденомики» для экономики США пока неизвестны;
  • В развитых странах существует тренд на увеличение доли сектора услуг, а число рабочих мест в отраслях промышленного производства снижается, поэтому в промышленности может возникнуть дефицит кадров;
  • Ускоряется «гонка субсидий», причём как между американскими и зарубежными компаниями в США, так и между странами на глобальном уровне;
  • Новую политику можно охарактеризовать как «экономический национализм», и она зачастую вызывает негативную реакцию партнёров США.
9. См., например: Hufbauer G.C. Scoring 50 years of US industrial policy, 1970–2020. Peterson Institute for International Economics. November 2021. Available at: >>> (accessed 07.12.2021).
11 Последние два аргумента с течением времени приобретают всё большую остроту. Промышленная политика администрации Байдена, призванная ускорить экономический рост и обеспечить американским компаниям конкурентное преимущество в высокотехнологичных отраслях, тесно переплетается с внешнеторговой политикой и с вводимыми в интересах обеспечения национальной безопасности мерами контроля над трансфером технологий.
12

Новый этап взаимодействия США с партнёрами: поиск общих решений и противоречия

 

Системным изменением американской стратегии внешнеэкономической деятельности в период президентства Д. Трампа, а потом и Дж. Байдена стало последовательное воплощение курса на разъединение американской экономики с экономикой Китая. Важнейшим направлением взаимодействия с партнёрами становится сотрудничество по широкому спектру вопросов, касающихся обеспечения экономической безопасности – укрепление ГЦСС и критически важной инфраструктуры, выстраивание системы контроля над передачей технологий, противодействие «вепонизации» торговли, экономическому принуждению и «нерыночным практикам».

13 Первоочередной задачей администрации является переориентация производственных цепочек на «дружественные» страны. В фокусе внимания находятся полупроводниковая промышленность и цепочки поставок критически важных полезных ископаемых. Администрация расширяет взаимодействие с союзниками, в первую очередь, с Японией и со странами ЕС, а также продвигает свою повестку в рамках многосторонних форматов – Группы семи (G7), ИТЭРС, Четырёхстороннего диалога и др.
14 Одним из наиболее срочных вопросов является обеспечение бесперебойных поставок «критически важных минералов». У партнёров США – как среди стран ЕС, так и среди экономик АТР – есть потребность диверсифицировать источники поставок и снизить риски, связанные с концентрацией некоторых этапов цепочек создания стоимости в отдельных странах, в первую очередь в КНР. Также существуют общие для всех цели, например, большая часть развитых стран поддерживает широкомасштабное использование «зелёной» энергетики, стимулируя разработку и применение соответствующих технологий. Однако, кроме предпосылок для сотрудничества по преодолению ключевых вызовов, существует ряд фундаментальных противоречий, разрешить которые трудно.
15

Объединение усилий в стратегически важных секторах и реструктуризация цепочек поставок служат предметом многочисленных двусторонних и многосторонних договорённостей между США и их партнёрами. Заключено особое соглашение с Японией «О сотрудничестве в целях укрепления цепочек поставок критически важных полезных ископаемых» (Agreement on Strengthening Critical Minerals Supply Chains). Ведутся переговоры о подписании аналогичного соглашения с ЕС. В то же время, отдельные протекционистские положения новых законов, принятых администрацией, вызывают серьёзное беспокойство союзников США, поскольку могут приводить к дискриминации иностранных товаров10.

10. Kaufman N., Saha S., Bataille C. Green Trade Tensions. International Monetary Fund. June 2023. Available at: >>> (accessed 08.07.2023).
16

К примеру, предполагается, что электромобили, собранные с использованием полученных из стран-партнёров материалов и компонентов, указанных в соглашении, будут подпадать под условия программы поддержки автопроизводителей в рамках закона «О снижении инфляции». Формулировка требований к компаниям, представленная Министерством финансов и Налоговым управлением США в апреле 2023 г., гласит, что потребитель может претендовать на половину налогового кредита (он составляет 7 500 долл.) в том случае, если 50% компонентов аккумуляторной батареи купленного автомобиля произведены или собраны в Северной Америке, а на вторую половину – если не менее 40% минералов, использовавшихся при изготовлении, получены в США или у торговых партнёров Америки11. Однако согласно изначальной формулировке закона, покупатель электромобиля мог получить налоговый кредит в том случае, если определённая часть компонентов была получена из США или из стран, с которыми у Америки есть соглашение о свободной торговле (ССТ). В этом случае продукция из Японии или стран ЕС, не имеющих с США ССТ, не подходила бы под критерии выдачи кредитов12.

11. Section 30D New Clean Vehicle Credit. Federal Register. 17.04.2023. Available at: >>> (accessed 20.05.2023).

12. Bown C.P. Industrial policy for electric vehicle supply chains and the US-EU fight over the Inflation Reduction Act. Peterson Institute for International Economics. May 2023. Available at: >>>(accessed 24.06.2023).
17

Администрация Байдена давала разъяснения, что, если между сторонами подписано торговое соглашение (к примеру, договор, заключенный с Японией), следовательно, условия соблюдены13. Но отдельные юридические вопросы остаются нерешёнными – к примеру, вопрос о том, может ли администрация заключать торговый договор по конкретному предмету, например, по полезным ископаемым, в целях предоставления льгот иностранному бизнесу, и называть этот договор аналогом соглашения о свободной торговле. Члены Конгресса выражают обеспокоенность, поскольку воспринимают действия правительства как вмешательство в свои полномочия по регулированию внешнеторговой деятельности14. Остаётся неясным будущее подобных соглашений – следующая администрация может ввести новые правила, иначе трактующие закон и ограничивающие льготы для иностранных компаний.

13. Majkut J., Mazzocco I., Nakano J. Onshoring and Friend-Shoring in U.S. EV Supply Chains: What Are the Boundaries? CSIS. 05.04.2023. Available at: >>> (accessed 15.04.2023).

14. Martin E., Oda S. US, Japan Strike Deal on Supply of Minerals for EV Batteries. Bloomberg. 28.03.2023. Available at: >>> (accessed 05.04.2023).
18

Другим приоритетным направлением сотрудничества является экспортный контроль. США формируют многостороннюю систему надзора за передачей критически важных технологий - в первую очередь, технологий двойного назначения. При администрации Байдена было принято решение о резком ужесточении требований экспортного контроля, обусловленном преимущественно соображениями экономической безопасности и технологического противостояния с Китаем. Конец 2022 г. стал, в какой-то степени, «переломным моментом» – в октябре 2022 г. администрация Дж. Байдена выпустила дополнительные жёсткие правила, направленные в первую очередь на ограничение вывоза в КНР микросхем последних поколений, необходимых для создания систем искусственного интеллекта и суперкомпьютеров, а также оборудования для производства полупроводников. В начале августа 2023 г. администрация сделала следующий шаг, выдержанный в духе политики «снижения рисков»: президент Байден подписал указ о введении ограничений на осуществление исходящих ПИИ в высокотехнологичное производство в ряде стран, «вызывающих беспокойство», к числу которых отнесена КНР. Требования, прописанные в указе, дополняли уже введенные меры экспортного контроля и существующие инструменты проверки инвестиций15.

15. Executive Order on Addressing United States Investments in Certain National Security Technologies and Products in Countries of Concern. The White House. 09.08.2023. Available at: >>> (accessed 20.09.2023).
19

В октябре 2023 г. вышел новый пакет ограничений, расширяющий и дополняющий правила экспортного контроля, принятые в 2022 г. По мнению аналитиков из «Родиум груп», одной из основных целей нового пакета является сокращение возможностей ведущих мировых компаний по разработке высокопроизводительных микросхем для китайского рынка и предотвращение продажи полупроводников китайским клиентам через обходные пути и третьи страны. Среди прочих ограничительных мер Министерство торговли составило список стран по группам, где на одном полюсе компании из «дружественных» США стран, которые имеют право, например, на льготные условия лицензирования, а на другом – страны, которые находятся под различными санкциями по соображениям национальной безопасности. Де-факто, американская сторона таким образом формирует «геополитическую карту технологической конкуренции» между США и Китаем16.

16. Goujon R., Kleinhans J.-P. All In: US Places a Big Bet with October 17 Controls. Rhodium Group. 06.11.2023. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
20

Реакция американского бизнеса на новые меры является крайне неоднозначной. Например, Ассоциация полупроводниковой промышленности США 17 октября 2023 г. выпустила заявление, где отмечается, что «чрезмерный односторонний контроль рискует нанести ущерб полупроводниковой экосистеме США, не способствуя [укреплению] национальной безопасности», поскольку побудит зарубежных клиентов искать других [поставщиков]». Производители «призывают администрацию усилить координацию с союзниками, чтобы обеспечить равные условия для всех компаний»17.

17. SIA Statement on New Export Controls. Semiconductor Industry Association. 17.10.2023. Available at: >>> (accessed 02.11.2023).
21 Союзники США со своей стороны регулярно выражают опасения, что экономическая политика Байдена будет реализована «за их счет», то есть в условиях протекционизма «байденомики» и ухудшения отношений между США и Китаем именно зарубежные компании понесут наибольшие потери. Подобные сомнения вызывает и американское законодательство в сфере экспортного контроля. Однако как меры по укреплению цепочек поставок, так и меры по осуществлению экспортного контроля не будут иметь желаемого эффекта без кооперации США с союзниками.
22

Заключение

 

В рамках новой экономической политики администрацией Дж. Байдена предприняты значительные усилия, чтобы стимулировать оживление американской промышленности, а драйверами роста призваны выступить высокотехнологичные производства. Эта политика оказывает на внешнеторговые связи с партнёрами США неоднозначный эффект. Противоречия при реализации «байденомики» возникают на всех уровнях: от конкуренции компаний за государственные субсидии до борьбы бизнеса против новых мер экспортного контроля. Компании из стран-партнёров играют активную роль, участвуя в гонке за субсидии и лоббировании тех или иных решений администрации.

23

По замечанию Кристалины Георгиевой, директора-распорядителя Международного валютного фонда, наблюдается «всплеск торговых ограничений» и развивается «глобальная геоэкономическая фрагментация», на фоне которой разворачивается противостояние США и КНР18. Разногласия между странами по вопросам субсидирования ключевых отраслей и контроля за трансфером технологий могут быть лишь признаками роста напряжённости в сфере международных торговых отношений, которая в ближайшее десятилетие станет усиливаться. Процессы фрагментации, которые ускоряет стратегическое соперничество США и Китая, окажут существенное воздействие на внешнеэкономическую деятельность США и приведут к изменению характера связей со странами-партнёрами, повышая сложность этих связей и обостряя внутренние противоречия.

18. Georgieva K. Confronting Fragmentation Where It Matters Most: Trade, Debt, and Climate Action. IMF. 16.01.2023. Available at: >>> (accessed 30.04.2023).

Библиография

1. Rachman G. What is Bidenomics and is it working? Audio transcript of the Rachman Review podcast episode. The Financial Times. 21.09.2023. Available at: https://www.ft.com/content/c16ee1dd-0943-428d-908a-6432cca0eb39 (accessed 25.10.2023).

2. Ibidem.

3. Lawder D., Shalal A. Yellen rebrands Biden economic agenda as 'modern supply-side economics'. Reuters. 22.01.2022. Available at: https://www.reuters.com/business/yellen-rebrands-biden-economic-agenda-modern-supply-side-economics-2022-01-21/ (accessed 30.09.2023).

4. Bidenomics Is Working: The President’s Plan Grows the Economy from the Middle Out and Bottom Up—Not the Top Down. The White House. 28.06.2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/06/28/bidenomics-is-working-the-presidents-plan-grows-the-economy-from-the-middle-out-and-bottom-up-not-the-top-down/ (accessed 10.07.2023).

5. Badlam, J., Cox, J., Kumar, A., Mehta, B., O’Rourke, S., Silvis, J. The Inflation Reduction Act: Here’s what’s in it. McKinsey & Company. 24.10.2022. Available at: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/the-inflation-reduction-act-heres-whats-in-it#/ (accessed 25.02.2023);

6. Chu, A., Roeder, O. ‘Transformational change’: Biden’s industrial policy begins to bear fruit. The Financial Times. 17.04.2023. Available at: https://www.ft.com/content/b6cd46de-52d6-4641-860b-5f2c1b0c5622 (accessed 23.04.2023).

7. Fact Sheet: One Year after the CHIPS and Science Act, Biden-⁠Harris Administration Marks Historic Progress in Bringing Semiconductor Supply Chains Home, Supporting Innovation, and Protecting National Security. The White House. 09.08.2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/08/09/fact-sheet-one-year-after-the-chips-and-science-act-biden-harris-administration-marks-historic-progress-in-bringing-semiconductor-supply-chains-home-supporting-innovation-and-protecting-national-s/ (accessed 12.09.2023).

8. Gupta S., Sinclair T., Van Nostrand E. Unpacking the Boom in U.S. Construction of Manufacturing Facilities. U.S. Department of the Treasury. 27.06.2023. Available at: https://home.treasury.gov/news/featured-stories/unpacking-the-boom-in-us-construction-of-manufacturing-facilities (accessed 03.07.2023).

9. См., например: Hufbauer G.C. Scoring 50 years of US industrial policy, 1970–2020. Peterson Institute for International Economics. November 2021. Available at: https://www.piie.com/publications/piie-briefings/scoring-50-years-us-industrial-policy-1970-2020 (accessed 07.12.2021).

10. Kaufman N., Saha S., Bataille C. Green Trade Tensions. International Monetary Fund. June 2023. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2023/06/green-trade-tensions-kaufman-saha-bataille (accessed 08.07.2023).

11. Section 30D New Clean Vehicle Credit. Federal Register. 17.04.2023. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2023/04/17/2023-06822/section-30d-new-clean-vehicle-credit (accessed 20.05.2023).

12. Bown C.P. Industrial policy for electric vehicle supply chains and the US-EU fight over the Inflation Reduction Act. Peterson Institute for International Economics. May 2023. Available at: https://www.piie.com/publications/working-papers/industrial-policy-electric-vehicle-supply-chains-and-us-eu-fight-over (accessed 24.06.2023).

13. Majkut J., Mazzocco I., Nakano J. Onshoring and Friend-Shoring in U.S. EV Supply Chains: What Are the Boundaries? CSIS. 05.04.2023. Available at: https://www.csis.org/analysis/onshoring-and-friend-shoring-us-ev-supply-chains-what-are-boundaries (accessed 15.04.2023).

14. Martin E., Oda S. US, Japan Strike Deal on Supply of Minerals for EV Batteries. Bloomberg. 28.03.2023. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-03-28/us-and-japan-to-agree-pact-on-critical-mineral-supply-chains (accessed 05.04.2023).

15. Executive Order on Addressing United States Investments in Certain National Security Technologies and Products in Countries of Concern. The White House. 09.08.2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2023/08/09/executive-order-on-addressing-united-states-investments-in-certain-national-security-technologies-and-products-in-countries-of-concern/ (accessed 20.09.2023).

16. Goujon R., Kleinhans J.-P. All In: US Places a Big Bet with October 17 Controls. Rhodium Group. 06.11.2023. Available at: https://rhg.com/research/all-in/ (accessed 09.11.2023).

17. SIA Statement on New Export Controls. Semiconductor Industry Association. 17.10.2023. Available at: https://www.semiconductors.org/sia-statement-on-new-export-controls-2/ (accessed 02.11.2023).

18. Georgieva K. Confronting Fragmentation Where It Matters Most: Trade, Debt, and Climate Action. IMF. 16.01.2023. Available at: https://www.imf.org/en/Blogs/Articles/2023/01/16/Confronting-fragmentation-where-it-matters-most-trade-debt-and-climate-action (accessed 30.04.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести