Проблема изменения климата в стратегии национальной безопасности США
Проблема изменения климата в стратегии национальной безопасности США
Аннотация
Код статьи
S207054760029216-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Степанова Наталия Владиславовна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова РАН (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Автор статьи представляет исторический обзор доктринального подхода США к проблеме изменения климата. Выделяется несколько этапов её секьюритизации. На первом этапе она была обозначена как таковая, на втором приобрела статус угрозы, на третьем была закреплена в стратегии действий. Также в статье даётся характеристика основных инициатив в сфере изменения климата, которые реализуется ведомствами США, напрямую участвующими в имплементации стратегии национальной безопасности. Автор приходит к выводу о том, что секьюритизация указанной проблемы ещё не достигла своего финального этапа – реализации запланированных инициатив на практике. 

Ключевые слова
США, стратегия национальной безопасности, национальные интересы, окружающая среда, изменение климата, секьюритизация
Классификатор
Получено
22.12.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
161
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Проблемы взаимодействия человека и окружающей среды в настоящее время занимают одно из центральных мест в мировой политике. Соединённые Штаты Америки, являясь пионерами «зелёной» повестки дня1, активно продвигают этот аспект в своей стратегии национальной безопасности. Данное исследование ставит перед собой цель, с одной стороны, оценить эволюцию американских доктринальных документов в сфере изменения климата, а с другой – дать краткий обзор текущих инициатив американских ведомств, которые играют определяющую роль в имплементации стратегии национальной безопасности США, включая Министерство обороны, Государственный департамент и Министерство внутренней безопасности.

1. Ефимова Е. Г., Мальцев А. А., Чупина Д. А. «Зелёная» повестка в современной практике стран и регионов: в поисках единого подхода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2023. №1. С. 57. Available at: >>> (accessed 27.10.2023).
2

Проблеме изменения климата уделяется крайне малое значение в отечественной политологической науке с точки зрения её влияния на обеспечение национальной безопасности. Отдельные исследования посвящены вопросу включения климатической повестки в американский дискурс2. В аналитическом обзоре коллектива авторов МГИМО3 предлагалось рассмотреть взаимосвязь климатической политики отдельных государств и выстраивания новой иерархии международных отношений. В статье Т.И. Хайнацкой4 анализируется роль различных акторов в дискурсе экологического алармизма, что оказывает большое влияние на политико-управленческие приоритеты. Зарубежная политологическая традиция насчитывает десятки научных публикаций, в которых изменение климата рассматривается как угроза национальной безопасности5. Также практически все известные американские мозговые центры анализируют возможные последствия влияния климата на поддержание военного потенциала США6.

2. Хлопов О.А. Эволюция дискурса об изменении климата и его влияние на национальную безопасность США // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. Т. 8. № 1. С. 169-171.

3. Жорнист В.М., Несмашный А.Д., Харкевич М.В., Сафранчук И.А. Дифференциация государств по климатической амбициозности: влияние на мировую политику // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 1. С. 163-182.

4. Хайнацкая Т.И. Экологический алармизм как политический дискурс // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 2. С. 53-73.

5. См. Levy, M. ‘‘Is the Environment a National Security Issue?’’. International Security, Vol. 20, no. 2 (Autumn, 1995): 35–62;

6. См., например, CNA Corporation, National Security and the Threat of Climate Change. Alexandria, VA: CNAC, 2007; Best, Katharina Ley, Scott R. Stephenson, Susan A. Resetar, Paul W. Mayberry, Emmi Yonekura, Rahim Ali, Joshua Klimas, Stephanie Stewart, Jessica Arana, Inez Khan, and Vanessa Wolf. Climate and Readiness: Understanding Climate Vulnerability of U.S. Joint Force Readiness. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2023. Available at: >>> (accessed 16.11.2023).
3

Проблема изменения климата в стратегии национальной безопасности США

 

Актуальность данной тематики заключается в том, что за последние два десятилетия вопрос изменения климата приобрел статус одного из главных вызовов национальной безопасности США. Во многом это связано с эволюцией самого понятия «безопасность», которое всё больше коррелирует с обеспечением современных – социальных – функций государства, а не традиционных – обороны и государственного управления7. С 90-х годов XX века Соединённые Штаты в своей стратегии всё больше опираются на понятие «безопасность человека» (human security)8, что логично сочетается с появлением проблемы изменения климата в американских доктринальных документах.

7. Рогов С.М. Функции современного государства и наука // ЭНСР. 2005. №3. C. 41. Available at: >>> (accessed 26.10.2023).

8. Степанова Н.В. Стратегии национальной безопасности США и России – возможные точки пересечения // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Спецвыпуск. Available at: >>> DOI: 10.18254/S207054760018200-7 (accessed 26.10.2023).
4 В таблице 1 приведена статистика упоминания проблемы изменения климата в стратегиях национальной безопасности США с 1991 года.
5

Таблица 1

Упоминание слова «климат»* и однокоренных слов в СНБ (1991–2022 гг.)

6
Администрация Год выпуска СНБ Количество упоминаний
Дж. Буш-старший 1991 3
  1993 2
У. Клинтон 1994-1995 3
  1996 4
  1997 5
  1998 6
  2000 1
Дж. Буш-младший 2002 2
  2006 1
Б. Обама 2010 28
  2015 19
Д. Трамп 2017 1
Дж. Байден 2022 63

* При проведении контент-анализа документов во внимание принималось слово «климат» в значении «погода» или «совокупность метеорологических условий», не в значении «обстановка». Составлено автором на основе документов >>>

7

В конце XX века, в доктринальных документах администраций Дж. Буша-старшего и У. Клинтона проблема изменения климата воспринималась как некая далёкая угроза как по масштабам, так и по географии. С начала нулевых данный аспект начинает рассматриваться как повод для озабоченности с точки зрения обеспечения стратегии национальной безопасности. И только при администрации Б. Обамы стратегия ставит своей целью адаптацию к климатическим изменениям в целях минимизации возможного ущерба9. Таким образом, можно выделить три этапа секьюритизации обозначенной проблемы:

  1. Обозначение;
  2. Артикуляция угрозы;
  3. Деятельность.
9. National Security Strategy. The White House, May 2010. P. 47. Available at: >>> (accessed 15.10.2023).
8

Впервые проблема изменения климата была косвенно затронута в СНБ 1991 г. при администрации Дж. Буша-старшего, где описывались «бесчинства Хуссейна, связанные с окружающей средой»10 в контексте войны в Персидском заливе. В документе подчёркивалось, что глобальная экология является главным приоритетом на повестке международного сотрудничества. В СНБ впервые была установлена прямая зависимость между экономической мощью и национальной безопасностью США, с одной стороны, и устойчивым развитием и экологической безопасностью планеты – с другой11.

10. National Security Strategy of the United States. The White House, August 1991. P. 2. Available at: >>> (accessed 15.10.2023).

11. Ibidem.
9

В 1994 г. в СНБ впервые был употреблён термин «устойчивое развитие» и обозначена необходимость принятия мер в отношении быстрого роста населения12. Важным тезисом документа стало признание того, что «не все угрозы в сфере безопасности являются военными». Они также могут включать в себя новый класс транснациональных проблем в сфере окружающей среды, которые повлияют на международную стабильность и создадут новые вызовы в области национальной безопасности США13.

12. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, July 1994. P. II, 1. Available at: >>> (accessed 15.10.2023).

13. Ibid. P. 1.
10

В Стратегии 1997 г. говорилось, что США должны предпринимать усиленные меры, чтобы противостоять растущим угрозам собственной безопасности, таким как нанесение вреда окружающей среде14. С 1998 г. в документах говорилось о важности американского лидерства по вопросу Киотского протокола. Также нововведением Стратегии 1998 г. стал предложенный перечень инициатив в сфере охраны окружающей среды, включивший целый ряд международных проектов, в том числе сотрудничество с Россией по сокращению ядерного и неядерного загрязнения в Арктике15.

14. A National Security Strategy for A New Century. The White House, May 1997. Available at: >>> (accessed 15.10.2023).

15. A National Security Strategy for A New Century. The White House, October 1998. P. 14. Available at: >>> (accessed 15.10.2023).
11

Администрация Дж. Буша-младшего в своей доктрине сконцентрировалась на вопросах энергетической безопасности, контроля выбросов углекислого газа, продвижении возобновляемой энергетики. В Стратегии 2006 г. проблема изменения климата упоминалась всего один раз в контексте сотрудничества с союзниками и больше сводилась к вопросу энергетической безопасности, то есть не воспринималось как угроза национальной безопасности как таковая16.

16. The National Security Strategy of the United States of America. The White House, March 2006. P. 27. Available at: >>> (accessed 16.10.2023).
12

С приходом к власти администрации Б. Обамы произошёл значительный сдвиг в восприятии данного вопроса и закреплении климатической повестки в связке со здравоохранением. В документе 2010 г. говорилось о чистой энергетике, которая снизит парниковый эффект, увеличит использование возобновляемой и атомной энергетики, снизит зависимость от бензиновых двигателей17. Также был поднят вопрос об адаптации к изменению климата, что стало существенной вехой в закреплении вопроса изменения климата в стратегическом планировании. Стратегия 2015 г., принятая второй администрацией Б. Обамы, стала первым документом, где обозначались текущие угрозы изменения климата в конкретных регионах США. Проблема, по мнению авторов стратегии, имела прямое отношение к росту числа природных катастроф, миграционным потокам и конфликтам за базовые ресурсы, например пищу и воду. Также это первый документ, где изменение климата было перечислено в списке главных стратегических рисков американским национальным интересам наряду с распространением ОМУ и нападением на территорию США и их критическую инфраструктуру18.

17. National Security Strategy. The White House, May 2010. P. 30. Available at: >>> (accessed 15.10.2023).

18. National Security Strategy. The White House, February 2015. P. 12, 2. Available at: >>> (accessed 16.10.2023).
13 В Стратегии национальной безопасности США 2017 г. изменение климата не упоминалось напрямую, вместо этого обсуждались угрозы проводимой глобальной климатической политики для энергетической безопасности США. Это выразилось и в конкретных политических шагах администрации Д. Трампа, в первую очередь – в выходе из Парижского соглашения по климату.
14 В Стратегии национальной безопасности 2022 г. произошёл очередной разворот, связанный с приходом Демократической партии к власти, и изменение климата вновь было представлено в качестве экзистенциальной угрозы, которую разделяют все государства. В документе довольно часто встречается словосочетание «климатический кризис», не только «изменение климата». Кроме того, были предприняты значительные реальные политические шаги: сразу после прихода Байдена к власти была учреждена должность специального представителя президента США по вопросам климата, на которую был назначен бывший госсекретарь Джон Керри. Администрация президента отменила целый ряд инициатив Трампа и выдвинула ряд собственных, среди которых закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act) и двухпартийный закон об инфраструктуре (Bipartisan Infrastructure Law), предполагающие выделение до 500 млрд долл. на переход страны к чистой энергетике. В таблице 2 представлена статистика по инициативам нынешней администрации в сфере изменения климата. Важно отметить, что не все инициативы отменяются указом президента, некоторые политические решения выносятся на решение суда, другие проводятся через законодательные акты в Конгрессе.
15

Таблица 2

Политика Байдена в сфере охраны окружающей среды

16
  Принятые инициативы Отменённые инициативы Трампа На контроле Пока незатронутые
Загрязнение воздуха и парниковый эффект 40 28 27 10
Химическая безопасность 3 3 13 3
Бурение и добыча полезных ископаемых 13 27 19 21
Инфраструктура и выдача разрешений 6 17 7 8
Подотчётность и ответственность 4 3 0 0
Загрязнение воды 3 4 6 4
Дикая природа 8 9 11 12

Источник: >>>

17 Имплементация инициатив администрации Дж. Байдена по вопросам изменения климата в различных государственных ведомствах
18

Министерство обороны

 

В Национальной оборонной стратегии 2022 г. наравне с СНБ проблеме изменения климата уделяется большое внимание. Представляется, что изменение климата создаёт новые возможности для стратегического взаимодействия, в особенности в Арктике. Нестабильность, вызванная изменением климата, может вызвать перенапряжение сил в одних странах или рост конфликтного потенциала между другими, что может привести к новым вооружённым конфликтам и увеличению спроса на действия по стабилизации ситуации19.

19. 2022 National Defense Strategy oа the United States of America. Department of Defense. P. 6. Available at: >>> (accessed 14.11.2023).
19 Изменение климата сказываются и на военном строительстве. В таблице 3 представлены данные о затратах на устранение последствий экстремальных погодных условий на военных объектах на территории США.
20

Таблица 3

Затраты на устранение последствий экстремальных погодных условий на военных объектах США

21
Объект Штат Бедствие Затраты, долл.
Авиабаза ВВС Оффатт Небраска Наводнение, 2019 1 млрд
База морской пехоты «Кэмп-Лежен» Северная Каролина Ураган «Флоренс», 2018 3 млрд
База ВВС Тиндалл Флорида Ураган «Майкл», 2018 5 млрд
Авиационная база ВМС Пенсакола Флорида Ураган «Салли», 2020 450 млн
Вест-Пойнт Нью-Йорк Дождь, 2023 150 млн

Составлено на основе данных Министерства обороны США >>> https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3510772/hicks-defines-need-to-focus-dod-on-climate-change-threats/ З аместитель министра обороны Кэтлин Хикс, выступая в Вест-Пойнте, отметила, что «стратегическое превосходство обретут те государства, которые будут наиболее устойчивыми и наиболее способными к регулированию эффектов изменения климата»20.

20. Jim Garamone. Hicks Defines Need to Focus DOD on Climate Change Threats. DOD News, August 30, 2023. Available at: >>> (accessed 14.11.2023).
22 Ещё один пример в этой логической цепочке – о. Гуам, на котором расположена американская военно-морская база, база ВВС «Андерсен» и другие объекты, имеющие стратегическое значение в вопросах обеспечения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. При этом географическое расположение Гуама создаёт риски погодных явлений масштаба, способного нанести немалый ущерб инфраструктуре острова. Остров очень уязвим для тайфунов. К примеру, в мае 2023 г. тайфун «Мавар» привёл к отключению электроэнергии и воды на военных объектах; заваленным обломками аэродромам; наводнения в домах по всему острову. Повышение уровня моря в Тихом океане может представлять определённый риск для прибрежной инфраструктуры в виде затопления или эрозии.
23

В 2021 г. в Министерстве обороны наряду с другими ведомствами был принят План по адаптации к климатическим изменениям21. В нём указаны пять приоритетных направлений деятельности: принятие решений с учётом климатической специфики; подготовка и оснащение вооружённых сил, приспособленных к любым климатическим условиям; строительство устойчивой инфраструктуры; устойчивость цепочек поставок и инновации; наращивание адаптивности и устойчивости посредствам сотрудничества. Конечной целью министерство видит обеспечение работы ведомства в меняющихся климатических условиях при сохранении боеспособности и усилении потенциала как природных, так и созданных человеком систем, необходимых для собственного успеха.

21. Department of Defense Climate Adaptation Plan. Available at: >>> (accessed 14.11.2023).
24

Некоторые эксперты утверждают, что, несмотря на выступления высших должностных лиц по этому вопросу, специфика работы по этому направлению будет определяться ещё долгие месяцы и, возможно, годы. Во многом это связано с тем, что лица, принимающие решения, не обладают нужной экспертизой по вопросу климата, с другой стороны, те, кто ею обладают, не всегда могут адекватно встроить её в общее стратегическое видение использования военного потенциала США22.

22. Best, Katharina Ley et al. Climate and Readiness: Understanding Climate Vulnerability of U.S. Joint Force Readiness. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2023. P. 70. Available at: >>> (accessed 16.11.2023).
25

Государственный департамент

 

В рамках Государственного департамента США созданы специализированные подразделения, занимающиеся различными аспектами изменения климата и экологической политики. Управление специального посланника президента США по климату (SPEC) является ведомством, координирующим дипломатические усилия США по преодолению последствий изменения климата. Его деятельность сосредоточена на участии в международных соглашениях, таких как Парижское соглашение по климату, содействии сокращению выбросов парниковых газов в мире, согласовании финансовых потоков для достижения климатических целей, стимулировании инноваций в области чистой энергии и интеграции климатических аспектов в различные сферы международной деятельности. Управление охраны природы и водных ресурсов (ECW) координирует внешнюю политику, связанную с сохранением и рациональным использованием экосистем, таких как леса, болота и коралловые рифы. Кроме того, оно занимается вопросами управления водными ресурсами. Управление по обеспечению качества окружающей среды (ENV) отвечает за разработку и реализацию внешней политики США в области охраны окружающей среды. Сюда входит работа по предотвращению загрязнения воздуха, продуктов питания, почвы, флоры и фауны, сотрудничество в этой области с партнёрами США и международными организациями.

26

В ответ на исполнительный указ 14008 «О противодействии климатическому кризису внутри страны и за рубежом»23 Государственный департамент в 2021 году опубликовал План по адаптации к климатическим изменениям и повышению устойчивости к ним (2021 Climate Adaptation and Resilience Plan). В нём так же, как и в аналогичном документе Министерства обороны, определены пять приоритетных направлений деятельности: повышение мобильности персонала; совершенствование планирования и готовности к чрезвычайным ситуациям; создание площадок и объектов, готовых к климатическим изменениям; оценка климатических рисков в цепочке поставок и закупок; совершенствование местной инфраструктуры за счёт взаимодействия с принимающими странами24. Реализация плана была намечена на 2022 фин. г., планировался его ежегодный пересмотр и обновление. В 2022 г. Госдепартамент опубликовал отчёт о ходе реализации плана (2022 Climate Adaptation Progress Report)25, в котором обозначались следующие достижения: завершение оценки рисков для объектов за рубежом с целью определения приоритетов адаптации; проведена оценка цепочек поставок для выявления потенциальных неблагоприятных климатических последствий; реализовано более 22 грантов на инновационные проекты по повышению устойчивости к изменению климата, такие как системы водоочистки, новые системы управления и благоустройство территории; активно поддерживается инициатива «Озеленение правительства» (Greening Government Initiative), осуществляется совместное руководство реализацией чрезвычайного плана президента по адаптации и повышению устойчивости (PREPARE)26.

23. Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad. The White House, January 27, 2021. Available at: >>> (accessed 17.11.2023).

24. U.S. Department of State Climate Adaptation and Resilience Plan 2021. Available at: >>> (accessed 17.11.2023).

25. U.S. Department of State Climate Adaptation and Resilience Plan. 2022 Progress Report. Available at: >>> (accessed 17.11.2023).

26. PREPARE Action Plan. The White House, September 2022. Available at: >>> (accessed 16.11.2023).
27

Министерство внутренней безопасности

 

Министерство внутренней безопасности США также сделало своим приоритетом борьбу с изменением климата. Среди направлений реализации такой политики выделяется сокращение собственных выбросов парниковых газов; информирование общественности, федеральных и местных органов власти о рисках, связанных с изменением климата; обеспечение соблюдения торгового законодательства для предотвращения незаконного проникновения загрязняющих веществ на территорию страны; продвижение строительных стандартов и практик, учитывающих изменение климата; обеспечение лиц, принимающих решения, надёжной и точной информацией о рисках, связанных с изменением климата27. МВБ возглавляет работу правительства США по обеспечению соблюдения закона «Об американских инновациях и производстве» (AIM Act), направленную на постепенный отказ от использования гидрофторуглеродов (ГФУ), являющихся мощным парниковым газом. Министерство также расширяет возможности управления инцидентами для реагирования на чрезвычайные ситуации, усугубляемые изменением климата, предоставляет рекомендации по воздействию изменения климата на национальные критические функции (NCF). Кроме того, ведомство налаживает партнёрские отношения с ведомствами, организациями и сообществами, подверженными влиянию изменения климата. Такая политика министерства основывается на двух документах, принятых в 2021 году: Стратегическая концепция и План действий по борьбе с изменением климата.

27. Addressing Climate Change // The Department of Homeland Security Official Website. Available at: >>> (accessed 16.11.2023).
28

Заключение

 

В настоящее время проблема изменения климата находится в числе важнейших приоритетов обеспечения стратегии национальной безопасности США. Поддерживаемая академическим сообществом и другими правительственными и неправительственными структурами дискуссия о значимости климатических изменений привела к секьюритизации проблемы. На протяжении 30 лет этот процесс прошёл ряд этапов. Сначала проблема была зафиксирована в доктринальных документах. Затем были конкретизированы угрозы, исходящие от изменения климата, после чего вопрос борьбы с ними закрепился в системе стратегического планирования. Не последнюю роль сыграла пандемия коронавируса, продемонстрировавшая прямую связь между деятельностью человека и окружающей средой. Значимым фактором активизации государственной деятельности по этому направлению является нахождение у власти Демократический партии. Процесс реализации многих инициатив, уже включённых в планы действий ведущих политических ведомств, может претерпеть сильные изменения в случае победы республиканцев на выборах в 2024 году.

Библиография

1. Ефимова Е. Г., Мальцев А. А., Чупина Д. А. «Зелёная» повестка в современной практике стран и регионов: в поисках единого подхода // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2023. №1. С. 57. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zelenaya-povestka-v-sovremennoy-praktike-stran-i-regionov-v-poiskah-edinogo-podhoda (accessed 27.10.2023).

2. Хлопов О.А. Эволюция дискурса об изменении климата и его влияние на национальную безопасность США // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. Т. 8. № 1. С. 169-171.

3. Жорнист В.М., Несмашный А.Д., Харкевич М.В., Сафранчук И.А. Дифференциация государств по климатической амбициозности: влияние на мировую политику // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 1. С. 163-182.

4. Хайнацкая Т.И. Экологический алармизм как политический дискурс // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т. 22, № 2. С. 53-73.

5. См. Levy, M. ‘‘Is the Environment a National Security Issue?’’. International Security, Vol. 20, no. 2 (Autumn, 1995): 35–62; Klare, M.T., 2019. All Hell Breaking Loose: The Pentagon’s Perspective on Climate Change. Metropolitan Books, New York City.

6. См., например, CNA Corporation, National Security and the Threat of Climate Change. Alexandria, VA: CNAC, 2007; Best, Katharina Ley, Scott R. Stephenson, Susan A. Resetar, Paul W. Mayberry, Emmi Yonekura, Rahim Ali, Joshua Klimas, Stephanie Stewart, Jessica Arana, Inez Khan, and Vanessa Wolf. Climate and Readiness: Understanding Climate Vulnerability of U.S. Joint Force Readiness. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2023. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA1551-1.html (accessed 16.11.2023).

7. Рогов С.М. Функции современного государства и наука // ЭНСР. 2005. №3. C. 41. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-sovremennogo-gosudarstva-i-nauka/viewer (accessed 26.10.2023).

8. Степанова Н.В. Стратегии национальной безопасности США и России – возможные точки пересечения // Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – Спецвыпуск. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760018200-7-1/. DOI: 10.18254/S207054760018200-7 (accessed 26.10.2023).

9. National Security Strategy. The White House, May 2010. P. 47. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2010.pdf (accessed 15.10.2023).

10. National Security Strategy of the United States. The White House, August 1991. P. 2. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1991.pdf (accessed 15.10.2023).

11. Ibidem.

12. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. The White House, July 1994. P. II, 1. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1994.pdf (accessed 15.10.2023).

13. Ibid. P. 1.

14. A National Security Strategy for A New Century. The White House, May 1997. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1997.pdf (accessed 15.10.2023).

15. A National Security Strategy for A New Century. The White House, October 1998. P. 14. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1998.pdf (accessed 15.10.2023).

16. The National Security Strategy of the United States of America. The White House, March 2006. P. 27. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2006.pdf (accessed 16.10.2023).

17. National Security Strategy. The White House, May 2010. P. 30. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2010.pdf (accessed 15.10.2023).

18. National Security Strategy. The White House, February 2015. P. 12, 2. Available at: https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/2015.pdf (accessed 16.10.2023).

19. 2022 National Defense Strategy oа the United States of America. Department of Defense. P. 6. Available at: https://media.defense.gov/2022/Oct/27/2003103845/-1/-1/1/2022-NATIONAL-DEFENSE-STRATEGY-NPR-MDR.PDF (accessed 14.11.2023).

20. Jim Garamone. Hicks Defines Need to Focus DOD on Climate Change Threats. DOD News, August 30, 2023. Available at: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3510772/hicks-defines-need-to-focus-dod-on-climate-change-threats/ (accessed 14.11.2023).

21. Department of Defense Climate Adaptation Plan. Available at: https://media.defense.gov/2021/Oct/07/2002869699/-1/-1/0/DEPARTMENT-OF-DEFENSE-CLIMATE-ADAPTATION-PLAN-2.PDF (accessed 14.11.2023).

22. Best, Katharina Ley et al. Climate and Readiness: Understanding Climate Vulnerability of U.S. Joint Force Readiness. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2023. P. 70. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA1551-1.html (accessed 16.11.2023).

23. Executive Order on Tackling the Climate Crisis at Home and Abroad. The White House, January 27, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/27/executive-order-on-tackling-the-climate-crisis-at-home-and-abroad/ (accessed 17.11.2023).

24. U.S. Department of State Climate Adaptation and Resilience Plan 2021. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/11/DoS_Climate_Action_Plan_RD7-Accessible-1152021-1.pdf (accessed 17.11.2023).

25. U.S. Department of State Climate Adaptation and Resilience Plan. 2022 Progress Report. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2022/10/state-2022-cap-1-1.pdf (accessed 17.11.2023).

26. PREPARE Action Plan. The White House, September 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/09/PREPARE-Action-Plan.pdf?McasTsid=20892&McasCtx=4 (accessed 16.11.2023).

27. Addressing Climate Change // The Department of Homeland Security Official Website. Available at: https://www.dhs.gov/climate-change (accessed 16.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести