Развитие военно-морского флота Китая на фоне современного расклада сил в АТР
Развитие военно-морского флота Китая на фоне современного расклада сил в АТР
Аннотация
Код статьи
S207054760029212-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Степанов Алексей Сергеевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается развитие военно-морских сил Китая, что свидетельствует о превращении страны из региональной державы в глобального морского игрока. Рассматриваются инвестиции Китая в передовые военно-морские технологии и вооружения, такие как новые классы авианосцев и подводных лодок, а также развёртывание этих средств в критически важных районах, например, в Южно-Китайскоем море и Тайваньском проливе. Особое внимание уделяется изменению военно-морской доктрины Китая от традиционной стратегии обороны прибрежных вод до использования возможностей открытого моря. В исследовании делается вывод о том, что, хотя военно-морская экспансия Китая существенно меняет структуру регионального баланса сил, она сталкивается с такими проблемами, как поддержание технологического уровня и географические ограничения. В статье делается вывод о том, что рост военно-морской мощи Китая представляет собой вызов для Соединённых Штатов Америки, который носит ограниченный характер.

Ключевые слова
Военно-морская экспансия Китая, геополитика АТР, модернизация ВМС, военно-морская стратегия США и Китая, региональная безопасность, развитие военно-морских технологий, баланс сил в АТР
Классификатор
Получено
27.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
239
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

За последние годы геополитическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе претерпела значительные изменения. Один из факторов, способствующих этому – рост военной мощи Китайской Народной Республики, в том числе её военно-морского компонента. Такой рост был во многом предопределён расширением экономических интересов КНР до глобального уровня. Китайские вооружённые силы смогли во многом преодолеть качественное отставание от Соединённых Штатов, а в некоторых сферах достигли паритета. В данной статье мы проанализируем военно-морские возможности КНР, рассмотрев военно-морскую доктрину, вооружение и участие в военных учениях, за счёт чего постараемся сделать вывод о военно-морских амбициях Китая в условиях противостояния с США.

2

Военно-морская стратегия КНР

 

В основе военно-морской стратегии Китая лежит стратегия «обороны ближних морей (近海防御) и защиты дальних морей (远海防卫)»1, опубликованная в 2015 г., однако элементы этой стратегии обнародовались и ранее. Например, первый её элемент известен ещё с 1985 года2. Первая часть этой стратегии сосредоточена на региональной обороне и защите китайской территориальной целостности и суверенитета в прибрежных водах и рассчитана на локальные конфликты в пределах «первой цепи островов» – в Восточно-Китайском, Южно-Китайском и Жёлтом морях. Вторая часть стратегии призвана также защитить территорию Китая от угроз с моря и обеспечить национальные интересы КНР в дальнем зарубежье, что включает в себя защиту морских линий коммуникаций, безопасную перевозку ресурсов, необходимых для роста китайской экономики, защиты китайских граждан и инвестиций за рубежом3. Примером воплощения этой части стратегии может стать обеспечение безопасности морской составляющей «Одного пояса, одного пути»4. В целом эта доктрина является частью более широкой китайской стратегии «активной обороны».

1. China's Military Strategy. Ministry of National Defense of the People's Republic of China. Available at: >>> (accessed 26.10.2023).

2. People's Liberation Navy - Offshore Defense. GlobalSecurity.org. Available at: >>> (accessed 23.10.2023).

3. Rice, J. Robb, E. 2021. China Maritime Report No. 13: The Origins of "Near Seas Defense and Far Seas Protection". Naval War College. Available at: >>> (accessed 31.10.2023), p. 1.

4. Wu, Zh. 2019. Towards naval normalcy: 'open seas protection' and Sino-US maritime relations. The Pacific Review, No. 4. P. 666-693. Available at: >>> (accessed 08.11.2023).
3

Основные элементы ВМС КНР

Авианосцы

 

Разберём основные аспекты китайских военно-морских сил. Довольно большое внимание в СМИ и экспертном сообществе уделяется китайским авианосцам. ВМФ Народно-освободительной армии Китая (НОАК) начали проявлять интерес к кораблям такого рода ещё в 1970-е годы. Впоследствии Китай приобрёл с целью изучения авианесущие крейсеры советского производства «Минск», «Киев» и «Варяг» (после переделки он станет первым «китайским» авианосцем), а также лёгкий австралийский авианосец «Мельбурн» британского производства. По состоянию на 2023 год на вооружении ВМФ НОАК находились два авианосца: «Ляонин» и «Шаньдун». Первый из них изначально использовался в тренировочных целях, а затем, в 2019 г., был принят на вооружение как боевой корабль. В состав его авиационной группы входят 36 летательных аппаратов, среди которых истребители J-15, вертолёты ДРЛО Z-18, и противолодочные вертолёты Z-18F, поисково-спасательные вертолёты Z-9S. К недостаткам авианосца можно отнести отсутствие радаров дальнего действия и противолодочных самолётов, что негативно сказывается на боеспособности корабля вдали от берега. В том же году был принят на вооружение первый авианосец китайского производства «Шаньдун», во многом скопированный с предшественника. Улучшениями являются усовершенствованный трамплин для взлёта самолётов, усовершенствованный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), возможность размещать большее количество самолётов и вертолётов. Третий авианосец «Фуцзянь», пока ещё не принятый на вооружение, имеет бóльшие конструкционные отличия. Это самый большой корабль китайского ВМФ с водоизмещением по разным оценкам от 85 000 до 100 000 тонн. Взлёт самолётов производится при помощи электромагнитной катапульты, а посадка – с помощью аэрофинишера (система CATOBAR). По некоторым сообщениям, планирующийся к постройке четвёртый авианосец будет ещё большего водоизмещения, а также будет иметь ядерную силовую установку и, возможно, инновационные системы вооружения наподобие лазерных установок и рельсотронов. В целом можно отметить техническое усовершенствование китайских авианосцев с течением времени, однако их боевая применимость по-прежнему вызывает вопросы. Прежде всего это происходит потому, что в условиях узких проливов и морей западной части Тихого океана риски для поражения столь крупных надводных кораблей противником значительно возрастают. Особенно это справедливо для «первой цепи островов», где благодаря развитым системам радаров и размерам самих кораблей, потенциальный противник сможет легко определить их точное местонахождение. Все находящиеся на вооружении авианосцы не имеют ядерной силовой установки, а следовательно, во время дальних переходов требуют заходов в дружественные порты для дозаправки. Таким образом представляется, что основными задачами этих кораблей является приобретение ВМФ опыта управления и технического обеспечения таких судов, а также поддержание престижа страны.

4

Надводные корабли

 

Главную ударную силу ВМФ НОАК представляют фрегаты и эсминцы. Среди фрегатов наиболее многочисленным является Тип 054А, оснащённый УРО. Из ракетных эсминцев представляет интерес Тип 052D, самый массовый из современных китайских ракетных эсминцев. Ключевые технические узлы данного судна производятся в Китае. Эти корабли первые в китайском флоте начали оснащаться установками вертикального пуска, также на вооружении имеется зенитно-артиллерийский комплекс, оснащённый ракетами HQ-10, радиолокационная система Тип 346А. Наиболее перспективным эсминцем является корабль типа 055, один из крупнейших судов, находящихся на вооружении азиатских стран. В некоторых американских источниках эти многоцелевые корабли называют ракетными крейсерами и сравнивают с эсминцами класса «Замволт» и ракетными крейсерами класса «Тикондерога». Его вооружение включает в себя модульную систему вертикального пуска на 112 ячеек, предназначенную для разных типов ракет, электронное оборудование для разведки и радиоэлектронной борьбы, радиолокационные станции управления огнём.

5

Десантные корабли

 

В последние годы КНР предприняла некоторые усилия для развития собственного флота универсальных десантных кораблей большого водоизмещения. В дополнение к существующим кораблям типа 071 запланирована постройка восьми новых кораблей типа 075, три из которых уже приняты на вооружение5. По своим характеристикам данная модель получила высокие оценки среди военных экспертов6. Эти десантные корабли могут сыграть существенную роль в различных операциях. Задачи, которые могут решать десантные корабли КНР могут включать в себя отстаивание и защиту китайских притязаний в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, оказание гуманитарной помощи, ликвидацию последствий стихийных бедствий, операции по обеспечению безопасности на море и эвакуацию личного состава ВС и гражданского населения7. Несмотря на значительные вложения, китайский десантный флот всё еще считается недостаточным для проведения крупных операций, таких как операция по захвату Тайваня. Это обстоятельство означает, что при проведении крупномасштабных десантных операций Китаю придётся полагаться на коммерческие суда8.

5. Chalids, N. Future amphibious ship manoeuvres. The International Institute for Strategic Studies. Available at: >>> (accessed 16.11.2023).

6. China's New Amphibious Assault Ship Is A Monster. The Drive. Available at: >>> (accessed 10.11.2023).

7. China Building Formidable Amphibious Fleet. National Defense Magazine. Available at: >>> (accessed 04.11.2023).

8. China Continues to Exploit Commercial Shipping for Sealift. Naval News. Available at: >>> (accessed 29.10.2023).
6

Корабли-заправщики

 

За последние годы Китай также добился значительного прогресса в строительстве транспортов-заправщиков, способных пополнять запасы кораблей на ходу в море, что является важной частью поддержания операций ВМФ в открытом море, например, в Индийском океане или Персидском заливе. Так, по оценкам на 2023 год в составе китайского флота находилось 12 таких кораблей, то есть примерно по одному на каждые 7 океанических надводных кораблей ВМФ НОАК, причём за последние 10 лет их количество выросло вдвое9. Речь идёт о кораблях типа 901 и 903, последний способен обеспечивать топливом 2–3 средних надводных корабля на протяжении двух недель. Однако их количество и технические возможности всё ещё являются недостаточными для нужд ВМФ НОАК10.

9. Sustaining the Chinese Navy's Operations at Sea: Bigger Fists, Growing Legs. Foreign Policy Research Institute. Available at: >>> (accessed 20.11.2023).

10. Sweeney, M. 2023. Submarines Will Reign in War with China. U.S. Naval Institute Proceedings, No.3. Available at: >>> (accessed 23.10.2023).
7

Подводные лодки

 

Основу китайского подводного флота составляют дизель-электрические подводные лодки четырёх типов: 035, 039, 039А, 877 «Палтус»/ 636 «Варшавянка». Атомные ударные подлодки ВМФ НОАК представлены типами 091, 093, тип 095 находится в разработке. Китай стал первой азиатской страной, принявшей на вооружение данный класс подводных лодок. Что касается ПЛАРБ, на вооружении Китая находится одна подлодка типа 091, шесть подлодок типа 094 (запланировано ещё две) и две строящиеся подлодки типа 096 (из запланированных шести). Все имеющиеся на вооружении субмарины организованы в три флота: Северный, Восточный и Южный.

8

Судостроение

 

В настоящее время Китай является мировым лидером в области судостроения. По данным Китайской ассоциации национальной судостроительной промышленности, Китай занимает первое место в мире по тоннажу морских судов, доле мирового судостроительного рынка и тоннажу судов, производимых ежегодно11. Что касается ВМФ Народно-освободительной армии Китая, то в последние годы он демонстрирует значительный рост. Хотя темпы ввода в строй новых кораблей и подводных лодок несколько снизились в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом, Китай по-прежнему опережает ВМС США по общему количеству кораблей, тоннажу кораблей, производимых ежегодно, а также по темпам производства некоторых видов вооружений, таких как сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты12. По состоянию на 2022 год в составе ВМФ НОАК насчитывалось 340 кораблей против 280 у ВМС США. По некоторым прогнозам, этот разрыв будет расти, и к 2025 г. в составе китайского флота будет 400 кораблей, а к 2030 г. – 44013. Такой стремительный рост свидетельствует о приоритетности для Китая роста своего морского потенциалу и его стремлении заявить о себе как о крупной военно-морской державе мирового масштаба.

11. Nation’s shipbuilding industry continues to lead global race. Global Times. Available at: >>> (accessed 31.10.2023).

12. Fannel, J. 2023. China: Growing and Going to Sea. U.S. Naval Institute Proceedings, No.5. Available at: >>> (accessed 08.11.2023).

13. US Navy Shipbuilding: Too Little, Too Late to Catch China. Asia Times. Available at: >>> (accessed 16.11.2023).
9

Автономные системы

 

Также следует сказать и о развитии китайских подводных и надводных автономных систем, использующихся в основном для проведения океанографических научных исследований, однако способных иметь и боевое применение. Подводные автономные аппараты используются КНР уже несколько лет. Официально об этом было объявлено в 2021 г., однако индонезийские моряки отмечали присутствие этих устройств в Яванском море с 2018 года14. Разработка же удалённо управляемых подводных аппаратов в Китае началось ещё в начале 1980-х годах15. Что касается надводных дронов, то они включают в себя многоцелевые аппараты, предназначенные для патрулирования, наблюдения, проведения поисково-спасательных операций и перевозки небольших грузов16. Для транспортировки более объёмных грузов разрабатываются более крупные аппараты с длиной палубы до 50 метров17. Кроме того, на различных шоу надводные дроны китайского производства демонстрировали способность к совместным действиям в большой группе18. В частности, было продемонстрировано автономное устройство, способное нести на борту другие надводные, подводные и воздушные дроны. По сообщению издания The Global Times, данные системы планируется использовать для сбора развединформации в спорных водах в Южно-Китайском море.

14. How China Is Militarizing Autonomous Underwater Vehicle Technology. Maritime Executive. Available at: >>> (accessed 10.11.2023).

15. Ibid.

16. China Showcases New A45 USV at NAVDEX 2023. Naval News. Available at: >>> (accessed 04.11.2023).

17. Chinese Ambitions in the Unmanned Surface Vehicle (USV) Market Are Moving to a New Era. Oceanalpha. Available at: >>> (accessed 29.10.2023).

18. Ibid.
10

Противокорабельные ракеты

 

C начала XXI века Народно-освободительная армия Китая значительно модернизировала свои ракетные силы. Если изначально они состояли из систем малой дальности и невысокой точности, то теперь Китай обладает самым обширным и разнообразным в мире арсеналом баллистических и крылатых ракет наземного базирования19. Некоторые ракеты, находящиеся на вооружении ВС КНР предназначены специально для уничтожения кораблей противника. Речь идёт о баллистических противокорабельных ракетах DF-21D и DF-26B с максимальной дальностью действия 1 500 км и 3 000 км соответственно, а также о крылатой ракете морского и воздушного базирования YJ-1820. Создание противокорабельных баллистических ракет воспринимается как стратегический шаг Китая, направленный на то, чтобы ограничить доступ ВМС США в Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. Способность этих ракет менять курс на этапе повторного входа в атмосферу для поражения движущихся целей делает их особенно опасными для военно-морских сил, действующих в этих акваториях. Кроме того, противокорабельные задачи могут выполнять и гиперзвуковые системы Китая. Речь идёт о ракете морского и воздушного базирования YJ-21, а также ракете наземного базирования DF-17, предназначенной для гиперзвукового планирующего аппарата DF-ZF21.

19. Pacific shift: US to build a ‘missile wall’ against China. Asia Times. Available at: >>> (accessed 20.11.2023).

20. APRSA 2023 | CHAPTER 3: ASIA-PACIFIC NAVAL AND MARITIME CAPABILITIES: THE NEW OPERATIONAL DYNAMICS. The International Institute for Strategic Studies. Available at: >>> (accessed 23.10.2023).

21. China's Hypersonic Triad Pressing Down on US. Asia Times. Available at: >>> (accessed 28.10.2023).
11

Спутниковые возможности

 

Китайские вооружённые силы стали более эффективно интегрировать в свои операции возможности в космосе, киберпространстве, средства радиоэлектронной борьбы в традиционные среды ведения боевых действий. Несмотря на публичные заявления о недопустимости милитаризации космоса, Китай продолжает инвестировать в развитие военного космического потенциала. Так, он активно инвестирует в создание современных спутниковых группировок для решения различных задач, включая разведку, наблюдение, связь с использованием высокоскоростной передачи данных, навигацию, синхронизацию действий различных подразделений, прогнозирование погоды. Например, речь идёт о спутниковых системах «Яоган» и «Гаофэн». Расходы на спутниковые технологии играют важную роль в расширении военно-морских операций Китая. США воспринимают это как свидетельство стремления Китая к достижению космического превосходства. В этой сфере Китай активно использует, в том числе и коммерческие технологии. Недавней демонстрацией китайских возможностей в этой сфере стало сообщение о том, что КНР при помощи обработки искусственным интеллектом данных со спутника дистанционного зондирования в реальном времени отслеживал перемещение авианосца «Гарри Трумэн» у побережья Лонг-Айленда22.

22. China's AI Satellites Can Track US Warships in Real Time Around the World: Report. American Military News. Available at: >>> (accessed 02.11.2023).
12

Военно-морские учения

 

ВМФ НОАК активно проводит военно-морские учения в западной части Тихого океана, особенно в Южно-Китайском море и Тайваньском проливе. Подробности этих учений малоизвестны и передаются в основном сторонними наблюдателями. В 2023 г. Китай проводил ряд «конфронтационных» учений с использованием авианосца «Шаньдун» и десятков других кораблей и самолётов. Возможно, у учений была и подводная составляющая23. В ходе учений отрабатывались как наступательные, так и оборонительные действия. В 2022 г. известность получили крупномасштабные учения нескольких видов вооружённых сил КНР в Тайваньском проливе в связи с визитом на Тайвань тогдашнего спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Они включали в себя предположительную отработку элементов вторжения на остров, а также пролёты ракет над его территорией. В 2023 г. в меньшем масштабе учения повторились в связи с визитом в США вице-президента Тайваня Уильяма Лая24. Китай проводит военно-морские учения и с другими странами, в том числе с Россией. Так, Китай принимал участие в серии учений «Восток-2022» в Японском и Охотском морях, в учениях «Север. Взаимодействие-2023» в Японском море, а также совместное патрулирование с кораблями Тихоокеанского флота вблизи Курильских и Алеутских островов. Примечательными в 2023 г. стали совместные учения с Таиландом «Blue Strike» в сентябре и антитеррористические учения с Саудовской Аравией «Blue Sword», совпавшие по времени с вторжением ХАМАС на территорию Израиля.

23. Chinese Navy Holds ‘Confrontational Drills’ in South China Sea. Al Jazeera. Available at: >>> (accessed 10.11.2023).

24. China Military Drills Send ‘Stern Warning’ to Taiwan After US Visit. Al Jazeera. Available at: >>> (accessed 15.11.2023).
13

Зарубежные базы

 

Частью военно-морской стратегии Китая является создание зарубежных военно-морских баз. По состоянию на 2023 год у КНР имелось две такие базы: в Джибути, на Африканском Роге, и в Камбодже, где Китай арендует часть военной базы Реам. В обоих случаях китайские объекты соседствуют с американскими. Наличие второй базы не признаётся официально, однако подтверждается спутниковыми снимками25. Эта база может представлять большое значение для поддержки действий ВМФ НОАК в районе Малаккского пролива, Южно-Китайского моря и Индийского океана. Кроме того, имеются сообщения о возможном скрытом строительстве баз на территории ОАЭ, Омана и Экваториальной Гвинеи (порт в г. Бата). В докладе, опубликованном компанией AidData, эксперты на основе ряда показателей выделили восемь потенциальных расположений военно-морских баз КНР. Эти показатели включают в себя объёмы финансирования портовой инфраструктуры со стороны Китая, стратегическое значение расположения портов, близость связей с элитой страны – «хозяйки» порта, совпадение с Китаем в голосовании на заседаниях Генассамблеи ООН и техническая пригодность портов для приёма военно-морских кораблей. Помимо упомянутых Экваториальной Гвинеи и Камбоджи, в списке оказались: Хамбантота (Шри-Ланка), Гвадар (Пакистан), Криби (Камерун), Вануату, Накала (Мозамбик), Нуакшот (Мавритания)26. В целом, Китай часто обвиняют в том, что он стремится использовать коммерческие порты по двойному назначению. Такой подход позволит Китаю обеспечивать свои военные нужды, такие как размещение боевых кораблей для защиты морских линий коммуникаций, без строительства традиционных военных баз, подобных американским. Использование гражданских портов в военных целях отвечает курсу КНР на одновременный учёт экономических и геополитических интересов при создании портовой инфраструктуры. Однако в случае военных действий, которые, скорее всего, будут носить локальный характер, эти удалённые друг от друга порты потребуется оборонять, что будет отвлекать на себя ресурсы, необходимые для иных нужд. Также военные корабли Китая совершают всё большее число операций за пределами прибрежных вод, а именно в Западной части Тихого океана, Индийском океане, Персидском заливе, Средиземном, Чёрном и Балтийском морях.

25. Chinese Navy's Suspected New Overseas Base in Cambodia Now Even Larger. Naval News. Available at: >>> (accessed 20.11.2023).

26. Wooley, A., Zheng, Sh. Fedorochko, R., Petterson, S. 2023. Harboring Global Ambitions: China’s Ports Footprint and Implications for Future Overseas Naval Bases. AidData, p. 2. Available at: >>> (accessed 17.11.2023).
14

Заключение

 

Делая вывод из вышесказанного, представляется, что развитие китайских военно-морских сил представляет угрозу для США в двух основных аспектах. Во-первых, по темпам строительства военных судов КНР опережает США, что в долгосрочной перспективе может повлиять на баланс сил в Мировом океане. Во-вторых, широкая модернизация китайского ВМФ, включая корабли, летательные аппараты, системы вооружений, средства связи, системы командования и управления повышает их эффективность, что позволяет Китаю в большей степени осуществлять военный контроль примыкающих к Китаю акваторий, таких как Тайваньский пролив и Южно-Китайское море. Таким образом китайские вооружённые силы могут препятствовать вмешательству США в конфликт в этих регионах или снизить их эффективность. Кроме того, развитие китайского океанического флота способствует усилению позиций КНР в мире. Например, проведение военно-морских учений, укрепляет связи с дружественными странами, военную силу можно использовать и для давления на слабые государства. В случае развязывания полномасштабной войны с участием КНР, силы удалённого базирования можно было бы использовать для проведения диверсий и отвлекающих манёвров в отношении противника. Однако главной целью Китая является обеспечение благоприятного соотношения сил внутри «первой цепи островов», что позволило бы обеспечить присоединение Тайваня военным путём и быть с США и их союзниками как минимум на равных в других участках этого региона, чтобы защитить КНР от вторжения извне и отодвинуть потенциальную линию фронта от важнейших населённых пунктов и центров экономической активности. Этому способствует наличие хорошо развитой портовой инфраструктуры на юго-восточном побережье Китая, наличие глубоких гаваней и бухт для размещения кораблей. География морского дна Восточно-Китайского и Южно-Китайского моря, хотя и затрудняет манёвры китайских подводных лодок, снижает эффективность и подлодок противника. В пользу продолжающегося развития китайского флота и военной мощи в целом говорят такие показатели, как развитость производственной инфраструктуры, численность рабочей силы, относительно стабильный рост ВВП, высокие показатели международной торговли.

15 При этом ВМФ Китая имеет ряд серьёзных недостатков и ограничений, в особенности, в том, что касается потенциальной эффективности на отдалённых театрах военных действий. По сравнению с американскими ВМС, китайские являются более слабыми в техническом отношении, им не хватает боевого опыта и поддержки со стороны союзников. Существуют сферы, в которых отрыв от Соединённых Штатов является критическим, например, противолодочные и противовоздушные возможности ВМФ НОАК, или технические качества палубной авиации. Кроме того, китайский флот в настоящее время оперирует весьма разнообразным набором систем и моделей вооружений и военной техники, включая современные, более старые поколения и системы иностранного производства, что требует особого подхода для их интеграции. Существуют вопросы и к обеспеченности ВМФ КНР боеприпасами на длительный период времени, что является важным показателем в случае военного конфликта с США и их союзниками. Географическое положение КНР также накладывает определённые ограничения. Речь идёт о двух «цепях островов», концентрических полуокружностях, идущих параллельно береговой линии Китая, которые китайским военным судам нужно преодолеть, прежде чем выйти в Мировой океан. На этих островах, особенно в первой «цепи», находятся важнейшие американские и японские военные объекты, позволяющие оказывать силовое воздействие фактически на всю акваторию Жёлтого и Восточно-Китайского моря, включая материковый Китай, а также осуществлять постоянное наблюдение за этими зонами. Особое беспокойство Китая вызывает наращивание Японией противокорабельных и противовоздушных средств. Ключевое значение в этом регионе имеет контроль над узкими и мелкими проливами между островами, где преимущество явно за Соединёнными Штатами. Не лучшая для КНР ситуация складывается и во второй «островной цепи», где преимущество США также неоспоримо. Американские объекты, такие как базы на о. Гуам, позволяют обеспечивать силы передового присутствия в первой «цепи» или помогать организовывать дистанционную блокаду Китая. Укрепляющееся партнёрство США с Австралией и Индией также представляет проблемы для доступа КНР в Мировой океан. Кроме того, развитие полномасштабного океанического флота требует очень значительных капиталовложений, что будет отвлекать ресурсы от других нужд, например, обороны «первой островной цепи».
16 Препятствующими факторами являются и системные проблемы китайского государства, такие как неизбежный демографический кризис, нестабильность финансовой системы, рост экономического неравенства, проблемы доступа населения к здравоохранению и образованию, отсутствие ключевых для военной промышленности научных школ.
17 Представляется необходимым констатировать, что Китайские военно-морские силы пока что не могут на равных конкурировать с американскими из-за разницы технических возможностей, военных бюджетов и геополитических позиций в западной части Тихого океана.

Библиография

1. China's Military Strategy. Ministry of National Defense of the People's Republic of China. Available at: http://eng.mod.gov.cn/xb/Publications/WhitePapers/4887928.html (accessed 26.10.2023).

2. People's Liberation Navy - Offshore Defense. GlobalSecurity.org. Available at: https://www.globalsecurity.org/military/world/china/plan-doctrine-offshore.htm (accessed 23.10.2023).

3. Rice, J. Robb, E. 2021. China Maritime Report No. 13: The Origins of "Near Seas Defense and Far Seas Protection". Naval War College. Available at: https://digital-commons.usnwc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1012&context=cmsi-maritime-reports (accessed 31.10.2023), p. 1.

4. Wu, Zh. 2019. Towards naval normalcy: 'open seas protection' and Sino-US maritime relations. The Pacific Review, No. 4. P. 666-693. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09512748.2018.1553890 (accessed 08.11.2023).

5. Chalids, N. Future amphibious ship manoeuvres. The International Institute for Strategic Studies. Available at: https://www.iiss.org/online-analysis//military-balance/2023/02/future-amphibious-ship-manoeuvres (accessed 16.11.2023).

6. China's New Amphibious Assault Ship Is A Monster. The Drive. Available at: https://www.thedrive.com/the-war-zone/29526/chinas-new-amphibious-assault-ship-is-a-monster (accessed 10.11.2023).

7. China Building Formidable Amphibious Fleet. National Defense Magazine. Available at: https://www.nationaldefensemagazine.org/articles/2021/6/25/china-building-formidable-amphibious-fleet (accessed 04.11.2023).

8. China Continues to Exploit Commercial Shipping for Sealift. Naval News. Available at: https://www.navalnews.com/naval-news/2023/10/china-commercial-shipping-for-sealift/ (accessed 29.10.2023).

9. Sustaining the Chinese Navy's Operations at Sea: Bigger Fists, Growing Legs. Foreign Policy Research Institute. Available at: https://www.fpri.org/article/2023/05/sustaining-the-chinese-navys-operations-at-sea-bigger-fists-growing-legs/ (accessed 20.11.2023).

10. Sweeney, M. 2023. Submarines Will Reign in War with China. U.S. Naval Institute Proceedings, No.3. Available at: https://www.usni.org/magazines/proceedings/2023/march/submarines-will-reign-war-china (accessed 23.10.2023).

11. Nation’s shipbuilding industry continues to lead global race. Global Times. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202308/1297054.shtml (accessed 31.10.2023).

12. Fannel, J. 2023. China: Growing and Going to Sea. U.S. Naval Institute Proceedings, No.5. Available at: https://www.usni.org/magazines/proceedings/2023/may/china-growing-and-going-sea (accessed 08.11.2023).

13. US Navy Shipbuilding: Too Little, Too Late to Catch China. Asia Times. Available at: https://asiatimes.com/2023/05/us-navy-shipbuilding-too-little-too-late-to-catch-china/ (accessed 16.11.2023).

14. How China Is Militarizing Autonomous Underwater Vehicle Technology. Maritime Executive. Available at: https://maritime-executive.com/editorials/how-china-is-militarizing-autonomous-underwater-vehicle-technology (accessed 10.11.2023).

15. Ibid.

16. China Showcases New A45 USV at NAVDEX 2023. Naval News. Available at: https://www.navalnews.com/event-news/navdex-2023/2023/02/china-showcases-new-a45-usv-at-navdex-2023 (accessed 04.11.2023).

17. Chinese Ambitions in the Unmanned Surface Vehicle (USV) Market Are Moving to a New Era. Oceanalpha. Available at: https://www.oceanalpha.com/news_list/chinese-ambitions-in-the-unmanned-surface-vehicle-usv-market-are-moving-to-a-new-era (accessed 29.10.2023).

18. Ibid.

19. Pacific shift: US to build a ‘missile wall’ against China. Asia Times. Available at: https://asiatimes.com/2023/11/pacific-shift-us-to-build-a-missile-wall-against-china (accessed 20.11.2023).

20. APRSA 2023 | CHAPTER 3: ASIA-PACIFIC NAVAL AND MARITIME CAPABILITIES: THE NEW OPERATIONAL DYNAMICS. The International Institute for Strategic Studies. Available at: https://www.iiss.org/publications/strategic-dossiers/asia-pacific-regional-security-assessment-2023/aprsa-chapter-3/ (accessed 23.10.2023).

21. China's Hypersonic Triad Pressing Down on US. Asia Times. Available at: https://asiatimes.com/2023/02/chinas-hypersonic-triad-pressing-down-on-us/ (accessed 28.10.2023).

22. China's AI Satellites Can Track US Warships in Real Time Around the World: Report. American Military News. Available at: https://americanmilitarynews.com/2022/05/chinas-ai-satellites-can-track-us-ships-in-real-time-around-the-world-report (accessed 02.11.2023).

23. Chinese Navy Holds ‘Confrontational Drills’ in South China Sea. Al Jazeera. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2023/1/16/chinese-navy-holds-confrontational-drills-in-south-china-sea (accessed 10.11.2023).

24. China Military Drills Send ‘Stern Warning’ to Taiwan After US Visit. Al Jazeera. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2023/8/19/china-launches-military-drills-in-stern-warning-to-taiwan-after-us-visit (accessed 15.11.2023).

25. Chinese Navy's Suspected New Overseas Base in Cambodia Now Even Larger. Naval News. Available at: https://www.navalnews.com/naval-news/2023/11/chinese-navys-suspected-new-overseas-base-cambodia-now-even-larger/ (accessed 20.11.2023).

26. Wooley, A., Zheng, Sh. Fedorochko, R., Petterson, S. 2023. Harboring Global Ambitions: China’s Ports Footprint and Implications for Future Overseas Naval Bases. AidData, p. 2. Available at: https://docs.aiddata.org/reports/harboring-global-ambitions/Harboring_Global_Ambitions.pdf (accessed 17.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести