О некоторых аспектах норвежско-американских отношений в условиях кризиса безопасности
О некоторых аспектах норвежско-американских отношений в условиях кризиса безопасности
Аннотация
Код статьи
S207054760029196-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Скрипка Иван Романович 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Европы РАН (ИЕ РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассмотрены основные векторы развития норвежско-американских отношений в 2023 г. Для понимания современных процессов автор приводит исторический обзор сотрудничества этих стран. Статья включает анализ военно-политического партнёрства, фокусируясь на двусторонних отношениях. Также автор рассматривает актуальные торгово-экономические контакты США и Норвегии. В заключении формулируется текущее состояние норвежско-американских отношений и делается прогноз их будущего развития.

Ключевые слова
Норвегия, США, базовая политика, система безопасности, военные учения
Классификатор
Получено
12.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
7
Всего просмотров
174
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

США и Норвегия установили дипломатические отношения в 1905 г., после выхода её из унии со Швецией. Норвегия является соучредителем и стратегическим союзником в Организации Североатлантического договора (НАТО). Кроме того, она проводит на своей территории учения НАТО и принимает участие в других мероприятиях альянса. В июне 2022 г. вступило в силу Дополнительное соглашение между США и Норвегией в сфере оборонного сотрудничества, которое модернизирует структуру посещения американских сил и отражает общую приверженность стран как союзников по НАТО. В феврале 2023 г. Национальная гвардия Миннесоты и Вооружённые силы Норвегии подписали соглашение в рамках Программы партнёрства между Национальной гвардией Норвегии и Миннесоты1.

1. Haarstad R. Forsvaret og Minnesota National Guard i tettere samarbeid. Forsvaret, 15.02.2023. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
2 Кроме оборонного сотрудничества, отношения США и Норвегия поддерживают динамичное экономическое партнёрство, которое создает рабочие места, способствует развитию безопасных и надёжных источников энергии и помогает росту инноваций, а также проводят совместную работу по экологическим усилиям и устойчивому развитию.
3 После эскалации украинского кризиса в 2022 г. укрепление военно-политических связей двух стран набрало новые обороты. Причинами стали напряжённость в системе безопасности Европы и Северного региона, а также появление заявки на вступление в НАТО со стороны Финляндии и Швеции. 2023 год стал логичным продолжением тенденций, наметившихся ранее. А запланированные совместные проекты стали обретать практическое воплощение.
4

Ретроспектива отношений США и Норвегии

 

Окончание Второй мировой войны поставило Норвегию перед фактом, что нейтралитета больше недостаточно в качестве оборонной политики. В первые послевоенные годы она предложила создать Скандинавский оборонный союз, который также был поддержан Швецией. Однако в то время как Швеция хотела, чтобы этот союз был полностью нейтральным, Норвегия была убеждена, что она должна каким-то образом объединиться с западными державами – по крайней мере, в области вооружений и техники2. Когда в 1949 г. Соединённые Штаты направили Норвегии приглашение стать членом –основателем НАТО, Осло отказался от скандинавского решения, рассматривая трансатлантические связи с США как более надёжный гарант своей национальной безопасности.

2. Einhorn E.S. The Reluctant Ally: Danish Security Policy 1945-49. Journal of Contemporary History, 1975, Vol. 10, No. 3, pp. 493-512.
5 Таким образом, в течение следующих нескольких десятилетий политика национальной безопасности Норвегии зависела от поддержания позитивных отношений с ведущим членом НАТО. С точки зрения Соединённых Штатов, Норвегия предоставила Организации Североатлантического договора уникальное присутствие на передовой линии как единственный союзник, граничащий с Советским Союзом на Крайнем Севере. В то же время за счёт базовой политики Норвегии удавалось балансировать между двумя сверхдержавами и поддерживать стабильные отношения с соседним СССР.
6

К концу холодной войны Норвегия полностью укоренилась в доктрине НАТО и Америки. Гарантия безопасности, к которой она стремилась в конце Второй мировой войны, была достигнута. Но окончание холодной войны снизило интерес США и НАТО к Северной Европе. Однако ряд факторов, включая беспокойство по поводу потенциального возрождения России, привели к тому, что Норвегия сохранила оборонительную позицию альянса, которая рассматривалась как анахроничный пережиток ушедшей эпохи3. Прежнее повышенное внимание к региону со стороны НАТО вернулось после конфликта в Грузии 2008 г. и событий на Украине в 2014 г.4 При этом новая политика приглашения не была сбалансирована требованиями ограничительного характера. Правила, которые были ослаблены в 1995 г., не были установлены снова. Это давало войскам других стран больше возможностей и прав на территории Норвегии.

3. Petersson M., and Saxi H.L. Shifted Roles: Explaining Danish and Norwegian Strategy 1949-2009. Journal of Strategic Studies, 2013, Vol. 36, No. 6, pp. 777-781.

4. Скрипка И.Р., Эрдыниева О.Д. Евро-атлантическая интеграция Финляндии и Норвегии: сравнительный анализ. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. – 2023. – №1. С. 103-113. DOI: 10.15211/vestnikieran12023103113
7

Расширение американского военного присутствия на территории Королевства Норвегия стало наиболее заметно в 2017 г., что отразило общую тенденцию поворота НАТО на Север5. Тогда в губернии Финнмарк, граничащей с РФ, были размещены на ротационной основе две роты военнослужащих Корпуса морской пехоты США (330 солдат и офицеров), а в 2018 г. их количество достигло 700 военнослужащих)6. После этого военные США стали участвовать в учениях, проводимых норвежской армией, например, в ежегодных Joint Viking. На них отрабатывались тактики боевых действий в субарктических условиях. Новым явлением стало то, что на время их проведения подразделения КМП США передавались под временное оперативное командование норвежских штабов7. Эта редкая для войск Соединённых Штатов практика объяснялась стремлением оперативно и в наиболее полной форме перенять опыт Норвегии в области строительства арктических войск, которых в распоряжении США практически не было.

5. Трунов, Ф. О. Роль Норвегии в военном планировании НАТО на современном этапе. Европейская безопасность: события, оценрки, прогнозы. – 2020. – № 56 (72). – С. 20–23.

6. Мэттис поблагодарил Норвегию за готовность разместить у себя 700 морпехов США. ТАСС. 14.07.2018. URL: >>> (дата обращения 11.11.2023).

7. Joint Viking. Forsvaret. 24.04.2023. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
8

Военно-политический сотрудничество Норвегии и США в 2022–2023 гг.

 

Украинский кризис и рост напряжённости в Европе подтолкнули Норвегию и США к более плотному сотрудничеству по вопросам безопасности, развития Арктики и климата. Это отразилось на множестве переговоров и заключённых договоров в 2022–2023 гг. Стоит отметить и то, что после 2021 г. в Норвегии было избрано новое правительство во главе c Й.Г. Стёре, лидером Рабочей партии. Это вызвало предположения, что двусторонние отношения между государствами могут претерпеть изменения в связи с историческим скептицизмом левых сил к США и НАТО. Тем не менее подобные идеи остались лишь у радикальных партий («Красные», Левая социалистическая партия и прочие), которые также смягчились после начала украинского конфликта и объявления Швеции и Финляндии о намерении вступить в НАТО.

9

Вместо ослабления американского присутствия в стране в апреле 2022 г. правительство вступило в силу Дополнительное соглашение об оборонном сотрудничестве между Норвегией и США (SDCA)8, известное как «базовое соглашение». Согласно ему США получили доступ к созданию четырёх постоянных военных баз в Норвегии – на аэродромах Рюгге, Сула и Эвенес, а также военно-морской базе Рамсунд в Тромсё. Соглашение позволяет создать больше баз в будущем. Кроме того, было увеличено размещение американских солдат на основе ротации в Тромсё и Трёнделаге.

8. Forsvarssamarbeidet mellom Norge og USA er svært viktig for vår sikkerhet. Regjeringen. 08.04.2022. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
10 Изменение условий присутствия США в Северной Европе поставило вопрос о базовой политике Норвегии и её самостоятельности в сфере безопасности. Согласно нему, базы будут пользоваться иммунитетом и подчиняться юрисдикции США. Это явный разрыв с норвежской базовой политикой, которая не допускает размещения постоянных военных баз на норвежской территории в мирное время.
11 Соглашение не ограничено по времени и может быть расторгнуто только через 10 лет. Оно также позволяет вооружённым силам США использовать и модифицировать норвежскую гражданскую инфраструктуру. Норвегия не может ни осуществлять судебное преследование, ни гарантировать соблюдение норвежских законов, международных прав человека или норвежских профессиональных прав на этих территориях. Кроме того, норвежцы лишились права контролировать хранение и/или транспортировку ядерных вооружений или оружия, запрещённого международными обязательствами Норвегии (например, кассетные боеприпасы).
12

Всё это, безусловно, вызывает беспокойства у России. Ранее Норвегия справлялась с задачей удерживать баланс между членством в НАТО и добрососедскими отношениями с РФ, но обострение геополитической обстановки, расширение НАТО на севере и укрепление двусторонних отношений меняют это положение. Ещё до одобрения соглашения в норвежском парламенте официальный представитель МИД заявила следующее: «Расцениваем подобную активность, в том числе в непосредственной близости от российских границ, как сознательное следование Осло деструктивному курсу на эскалацию напряжённости в Арктическом регионе, разрушению российско-норвежских отношений»9.

9. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 29 апреля 2021 года. МИД РФ. 29.04.2021. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
13

2023 год стал периодом, когда договоры, подписанные ранее стали претворяться в жизнь. В то же время военное партнёрство (как реальное, так и символическое) продолжилось в полной мере. Так, в феврале 2023 г. Национальная гвардия штата Миннесота и Вооружённые силы Норвегии подписали соглашение в рамках Программы партнёрства Национальной гвардии штата10. Это произошло на праздновании 50-летия взаимного обмена между сторонами. Новый договор расширил число солдат, которые будут проходить обучение под руководством иностранных командиров. Другим важным шагом стало то, что США открывают дипломатический офис в Тромсё, который станет самым северным по расположению для них. Ранее он существовал до 1994 г., когда был закрыт по решению американской стороны. Мэр Тромсё, Г. Вильгельмсен, хоть и выразил радость в связи с этим событием, но отметил, что создание американского представительства в городе отражает то, что мир вернулся во времена возросшей геополитической напряжённости на севере11. Другим, скорее символическим событием, стало то, что 24 мая 2023 г. крупнейший в мире авианосец, «Джеральд Форд», зашёл в Осло. Официально цель этого визита состояла в знакомстве с акваторией Норвегии и отработки сотрудничества с норвежскими войсками. Однако, многие эксперты из Норвегии сходятся во мнении, что основной задачей было показать соседней России, что Штаты готовы поддержать Норвегию в случае какого-либо обострения безопасности в регионе12.

10. Forsvaret utvider samarbeidet med Minnesota National Guard. NRK. 13.02.2023. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).

11. Ellingsen R., Skjeseth H.T., Skeie T., Skoglund K.A. Blinken: USA etablerer diplomatisk kontor i Tromsø. NRK. 01.06.2023. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).

12. Andreassen T.A., Kagge G. Verdens største krigsskip er i Oslo. Dette er politikken bak besøket. Aftenposten. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
14 Таким образом, мы видим, что США получают гораздо более сильные позиции в Норвегии. Американцы приобрели места на аэродромах со своими самолётами, собственным оружием, транспортными средствами и топливом на большей части территории Норвегии. Кроме того, они решили проблему того, что Норвегия не могла обеспечить безопасный приём союзников в кризисной ситуации. Теперь же американские подразделения могут сами выполнять эту функцию в стране.
15

Экономическое сотрудничество Норвегии и США

 

Помимо сотрудничества в сфере безопасности США и Норвегия поддерживают динамичное экономическое партнёрство, которое создаёт рабочие места, способствует развитию безопасных и надёжных источников энергии и способствует инновациям. Норвегия внедряет чистые технологии, в том числе инвестирует в морскую ветроэнергетику США на обоих побережьях и строит предприятия по производству экологически чистой энергии, которые создают рабочие места в Америке.

16

Экспорт США в Норвегию включает самолёты, минеральное топливо, транспортные средства, машины, а также оптические и медицинские инструменты. Импорт США из Норвегии в основном состоит из минерального топлива, рыбы и морепродуктов, оптических и медицинских инструментов. Прямые инвестиции США в Норвегию в основном приходятся на горнодобывающий и обрабатывающий секторы. Программное обеспечение и ИТ-услуги, нефть и природный газ, а также металлы составляют три крупнейших секторы прямых инвестиций Норвегии в Соединённые Штаты. Помимо прямых иностранных инвестиций, значительная часть норвежского государственного пенсионного фонда Global инвестируется в акции США, облигации с фиксированным доходом, недвижимость и инфраструктуру возобновляемых источников энергии. 43% инвестиций фонда приходится на США13.

13. U.S. Relations With Norway. Bilateral relations fact sheet. Bureau of European and Eurasian affairs. 28.02.2023. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
17

Торговля товарами США с Норвегией в 2022 г. составила, по оценкам правительства США14, 11,34 млрд долларов. Экспорт товаров США в Норвегию в 2022 г. составил 4,7 млрд долл., что на 17,4% (695 млн долл.) больше чем в 2021 г., и на 34% больше чем в 2012 году. Импорт товаров США из Норвегии в 2022 г. составил 6,7 млрд долл., что на 1% (71 млн долл.) меньше чем в 2021 г., но на 1% больше чем в 2012 году. Дефицит торговли товарами США с Норвегией в 2022 г. составил 2,0 млрд долл., что на 28,1% меньше (766 млн долл.) по сравнению с 2021 годом. На сентябрь 2023 г. баланс торговли сохранялся на схожем уровне. Но стоит отметить, что экспорт США в Норвегию вырос на 600 млн долл., а импорт, напротив, упал на почти 300 млн долларов.

14. Trade in Goods with Norway. United States Census Bureau. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
18 Экспорт услуг США в Норвегию в 2022 г. оценивался в 2,5 млрд долл., что на 43,9% (757 млн долл.) больше чем в 2021 г. и на 23% меньше чем в 2012 году. Импорт услуг США из Норвегии в 2022 г. оценивался в 4,1 млрд долл., что на 62,5% (1,6 млрд долл.) больше чем в 2021 г. и на 112% выше уровня 2012 года. Лидирующим экспортом услуг из США в Норвегию были сферы путешествий, транспорта и финансовых услуг. В 2022 г. дефицит торговли услугами США с Норвегией составил примерно 1,6 млрд долл., что на 103% больше чем в 2021 году.
19

Стоит отметить, что, если для американцев это партнёрство не является ключевым в плане доходов, то в норвежской торговле США занимают пятое место среди стран импортёров и восьмое место по уровню экспорта15. Тем не менее обеим сторонам важно сохранять высокий уровень экономического сотрудничества.

15. Fagerli K. Norges viktigste handelspartnere. Statistisk sentralbyrå 09.03.2023. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
20

Помимо торговли Норвегия и США ведут активную совместную деятельность в сфере зелёной экономики. 31 октября страны подписали соглашение16 о том, что будут укреплять своё сотрудничество для создания надёжных цепочек добавленной стоимости с целью перехода к зелёной экономике. В подписании участвовали министр нефти и энергетики Норвегии Т. Осланд и помощник секретаря Бюро энергетических ресурсов Государственного департамента США Джеффри Пайетт.

16. Norge og USA styrker samarbeidet. Regjeringen. 31.10.2023. Available at: >>> (accessed 11.11.2023).
21

Заключение

 

Если США становится явным выгодоприобретателем в отношениях с Норвегией, то вторая сторона сталкивается с рядом вопросов. Присутствие союзников на территории страны даёт гарантии помощи, но при этом вызывает реакцию соседней России, которая не может не реагировать на увеличение военного контингента на своей границе. Другой проблемой становится то, что Финляндия и Швеция, готовящиеся стать членами НАТО, выступают за полный допуск стран-партнёров на свои территории. Такой подход более удобен для США, чем многочисленные условия (запрет на размещение военных баз, ядерных вооружений и кассетных боеприпасов) со стороны норвежского правительства. В связи с этим возникает вопрос, стоит ли продолжать политику ограничений с вероятной угрозой перестать быть ключевым союзником США в Северной Европе или продолжить процесс сближения, открывая для американцев новые возможности. Действия Норвегии в последние годы демонстрируют, что страна готова пожертвовать частью догм своей политики для увеличения уровня безопасности – как военной, так и экономической. В связи с этим можно предположить, что двустороннее сотрудничество будет только расширяться. США видят в Норвегии давнего и надёжного партнёра в регионе, с которым налажено дипломатическое взаимодействие. Норвегия же в условиях геополитической напряжённости нуждается в поддержке более крупного гаранта безопасности.

Библиография

1. Haarstad R. Forsvaret og Minnesota National Guard i tettere samarbeid. Forsvaret, 15.02.2023. Available at: https://www.forsvaret.no/heimevernet/aktuelt/forsvaret-og-minnesota-national-guard-i-tettere-samarbeid (accessed 11.11.2023).

2. Einhorn E.S. The Reluctant Ally: Danish Security Policy 1945-49. Journal of Contemporary History, 1975, Vol. 10, No. 3, pp. 493-512.

3. Petersson M., and Saxi H.L. Shifted Roles: Explaining Danish and Norwegian Strategy 1949-2009. Journal of Strategic Studies, 2013, Vol. 36, No. 6, pp. 777-781.

4. Скрипка И.Р., Эрдыниева О.Д. Евро-атлантическая интеграция Финляндии и Норвегии: сравнительный анализ. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. – 2023. – №1. С. 103-113. DOI: 10.15211/vestnikieran12023103113

5. Трунов, Ф. О. Роль Норвегии в военном планировании НАТО на современном этапе. Европейская безопасность: события, оценрки, прогнозы. – 2020. – № 56 (72). – С. 20–23.

6. Мэттис поблагодарил Норвегию за готовность разместить у себя 700 морпехов США. ТАСС. 14.07.2018. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5374440 (дата обращения 11.11.2023).

7. Joint Viking. Forsvaret. 24.04.2023. Available at: https://www.forsvaret.no/en/exercises-and-operations/exercises/joint-viking (accessed 11.11.2023).

8. Forsvarssamarbeidet mellom Norge og USA er svært viktig for vår sikkerhet. Regjeringen. 08.04.2022. Available at: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/avtale_sdca/id2907892/ (accessed 11.11.2023).

9. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 29 апреля 2021 года. МИД РФ. 29.04.2021. Available at: https://mid.ru/ru/press_service/spokesman/briefings/1420601/ (accessed 11.11.2023).

10. Forsvaret utvider samarbeidet med Minnesota National Guard. NRK. 13.02.2023. Available at: https://www.nrk.no/nyheter/forsvaret-utvider-samarbeidet-med-minnesota-national-guard-1.16295484 (accessed 11.11.2023).

11. Ellingsen R., Skjeseth H.T., Skeie T., Skoglund K.A. Blinken: USA etablerer diplomatisk kontor i Tromsø. NRK. 01.06.2023. Available at: https://www.nrk.no/tromsogfinnmark/usa-etablerer-kontor-i-tromso-1.16429847 (accessed 11.11.2023).

12. Andreassen T.A., Kagge G. Verdens største krigsskip er i Oslo. Dette er politikken bak besøket. Aftenposten. Available at: https://www.aftenposten.no/verden/i/5BMR2W/verdens-stoerste-krigsskip-er-i-oslo-dette-er-politikken-bak-besoeket (accessed 11.11.2023).

13. U.S. Relations With Norway. Bilateral relations fact sheet. Bureau of European and Eurasian affairs. 28.02.2023. Available at: https://www.state.gov/u-s-relations-with-norway/ (accessed 11.11.2023).

14. Trade in Goods with Norway. United States Census Bureau. Available at: https://www.census.gov/foreign-trade/balance/c4039.html (accessed 11.11.2023).

15. Fagerli K. Norges viktigste handelspartnere. Statistisk sentralbyrå 09.03.2023. Available at: https://www.ssb.no/utenriksokonomi/utenrikshandel/statistikk/utenrikshandel-med-varer/artikler/norges-viktigste-handelspartnere (accessed 11.11.2023).

16. Norge og USA styrker samarbeidet. Regjeringen. 31.10.2023. Available at: https://www.regjeringen.no/no/aktuelt/norge-og-usa-styrker-samarbeidet/id3010171/ (accessed 11.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести