Влияние Японии на сотрудничество США и Индии: «азиатская солидарность» по-прежнему в деле?
Влияние Японии на сотрудничество США и Индии: «азиатская солидарность» по-прежнему в деле?
Аннотация
Код статьи
S207054760029188-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Савищева Мария Дмитриевна 
Должность: Старший лаборант-исследователь
Аффилиация: ИМЭМО РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье поднимается проблематика, связанная с оценкой стратегии США по поддержке интенсификации индийско-японского диалога в целях вовлечения Индии в форматы с ключевым участием Вашингтона. Делает вывод о том, что диалог, который начал развиваться в начале XXI века, к настоящему времени стал дисбалансированным в пользу Индии. Политически же стратегия лишь частично достигла своих целей, главным образом, в связи с особенностями внешнеполитического курса Индии и ее вщаимодействия с Японией. 

Ключевые слова
минилатерализм, Индия, США, Япония, Индо-Тихоокеанский регион, азиатская солидарность, многосторонние форматы
Классификатор
Получено
11.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
144
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Японский фактор в отношениях США и Индии стал заметным преимущественно во втором десятилетии XXI века, хотя определённые проявления наблюдались с 2000-х годов, когда в индийских и японских экспертных кругах вызревала индо-тихоокеанская риторика. Вскоре она нашла своё публичное выражение в выступлении бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ перед индийским парламентом во второй половине августа 2007 года.

2

Сама индо-тихоокеанская риторика, которую с 2016–2017 гг. взял на вооружение Вашингтон, во многом была направлена на поощрение со стороны Соединённых Штатов индийско-японского сближения и, как результат, косвенного вовлечения Индии в деятельность новых неформальных групп взаимодействия с американским определяющим участием. Кеннет Джастер, в 2017–2021 гг. занимавший должность посла США в Индии, неоднократно подчёркивал: «Без японо-индийских отношений не будет Индо-Тихоокеанского региона»1. И если процесс американо-индийского сближения с начала 1990-х годов шёл с переменным успехом, то процесс сближения Японии и Индии, снискавший одобрение Вашингтона, с середины 2000-х годов приносил заметно более ощутимые результаты.

1. Fear of China is pushing India and Japan into each other’s arms. The Economist – Asian geopolitics. 25.03.2023. Available at: >>> (accessed: 02.11.2023).
3

Особое значение фактору «азиатской солидарности» между Индией и Японией стали придавать в 2023 г., когда первая стала председательницей в Группе двадцати (G20), а последняя возглавила форум Группы семи (G7), и лидерами обеих стран не раз озвучивалось стремление к координированию деятельности двух групп взаимодействия2. Вместе с тем у Индии сохраняется ряд разногласий с Соединёнными Штатами и Японией по глобальным проблемам, а вопрос об эффективности поддержки Вашингтоном дальнейшего японо-индийского сближения для самих США при очевидном одностороннем характере выгод такого процесса (в первую очередь для Индии), остаётся открытым.

2. Dominguez, Gabriel. At G20 summit, India sought to loosen China’s grip on Global South. The Japan Times. 11.09.2023. Available at: >>> (accessed: 26.10.2023).
4

Современное состояние трёхстороннего взаимодействия

 

На двустороннем уровне в отношении Индии наблюдается явное отличие от Японии – давнегосоюзника США, связанного с Вашингтоном действием Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности 1960 г., чья приверженность курсу Вашингтона по ключевым для последнего вопросам по-прежнему остаётся неоспоримой. Индия, как выразился координатор Совета национальной безопасности США по вопросам Индо-Тихоокеанского региона Курт Кэмпбелл, союзником Вашингтона «не является и никогда не станет»3. Вероятно, это объясняется особенностями внешнеполитического курса Дели на «стратегическую автономию», что в ХХI веке находит выражение через «многоприсоединение»4. В то же время К. Кэмпбелл подчеркнул, что «это не значит, что мы [США и Индия] не будем близкими партнёрами и не будем разделять [общего мнения] по многим вопросам»5, поскольку на трёхстороннем уровне взаимодействия по значительному числу проблем, хотя и не по всем, выработать общую позицию им уже удалось. Дополнительными механизмами развития отношений на двустороннем уровне стало введение диалога «2+2» между Индией и США в 2018 г. и преобразование существовавшего с 2010 г. индийско-японского диалога «2+2» на уровне секретарей в диалог на уровне министров иностранных дел и обороны.

3. Ken, Moriyasu. India will be focus of U.S. diplomacy in 2023: Kurt Campbell. Nikkei Asia. 14.01.2023. Available at: >>> (accessed: 04.11.2023).

4. Karnad, Bharat. Staggering Forward: Narendra Modi and India’s Global Ambition, Penguin Viking, India, 2018, pp.154-155. ISBN: 9780670089697

5. Ken, Moriyasu. India will be focus of U.S. diplomacy in 2023: Kurt Campbell. Nikkei Asia. 14.01.2023. Available at: >>> (accessed: 04.11.2023).
5

Стремление США расширять взаимодействие с Индией путём привлечения к сотрудничеству третьих стран и выстраивания на этой основе многосторонних форматов ad hoc, иначе называемых минилатеральными6, росло по мере развития двусторонних отношений с южноазиатской республикой. Напрямую трёхстороннее взаимодействие между рассматриваемыми государствами осуществляется через созданный в 2011 г. Трёхсторонний диалог США – Индия – Япония, а также через саммиты Четырёхстороннего диалога безопасности, или «четвёрки» (Quad), возобновившей свою деятельность в 2017 г., где к «тройке» присоединяется Австралия.

6. Are Minilaterals the New Multilateral in the Indo-Pacific? Asia Society Policy Institute. Summary Report. 29.03.2022. Available at: >>> (accessed: 04.11.2023)
6

Первая практическая попытка реализовать такой курс была предпринята в ходе второго президентского срока Джорджа Буша-младшего, когда в 2007 г. на полях проводившегося в мае саммита Регионального форума АСЕАН в Маниле состоялась первая встреча США, Японии, Индии и Австралии, положившая начало недолгой деятельности Четырёхстороннего диалога безопасности. Эту встречу часто называют ознакомительной, так как не было ни определённой повестки, ни решения о проведении следующей встречи, хотя и выражалось намерение собраться снова7.

7. Madan, Tanvi. The Rise, Fall, And Rebirth Of the ‘Quad’. War on the Rocks. 16.11.2017. Available at: >>> (accessed: 28.10.2023).
7

Однако помимо дипломатического измерения, деятельность «четвёрки» уже на первом этапе характеризовалась также расширением сотрудничества ВМС в рамках учений «Малабар», проходивших в две серии в 2007 г.: в апреле двусторонние учения между Индией и США проводились за пределами Индийского океана, а именно в тихоокеанской акватории, у берегов Японии с использованием её бухт и портов; а в сентябре учения прошли в Бенгальском заливе в многостороннем формате с участием непосредственно Японии, а также Австралии и Сингапура8.

8. Ibidem.
8 Несмотря на то что на первом этапе «четвёрка» просуществовала относительно недолго и прекратила свою деятельность с 2008 г. (до её возобновления в 2017 г.), в американо-индийском взаимодействии постепенно растёт значение японского фактора. В отличие от Австралии и Сингапура, Япония продолжила участвовать в ранее проводившихся в исключительно двустороннем формате (с 1992 г.) американо-индийских учений «Малабар», присоединившись к Соединённым Штатам и Индии в 2009 г., с 2014 г. участвовала ежегодно, а в 2015 г. формально получила статус постоянного участника. Тем самым учения «Малабар» из двусторонних превратились в трёхсторонние, что стало одним из первых явных механизмов взаимодействия Соединённых Штатов, Индии и Японии.
9

Вместе с тем с возобновлением деятельности Четырёхстороннего диалога безопасности вновь дали о себе знать различия в подходах стран «четвёрки» к целям его деятельности: по итогам встречи в ноябре 2017 г. не было сделано ни одного совместного заявления, вместо этого министерства иностранных дел четырёх стран опубликовали четыре отдельных официальных отчёта, которые содержали ряд несостыковок, особенно характерных для позиции Дели9. [см. в табл.]

9. India-Australia-Japan-U.S. Consultations on Indo-Pacific (November 12, 2017). Ministry of External Affairs. Government of India. 12.11.2017. Available at: >>> (accessed: 04.11.2023).
10

Второй механизм сотрудничества – Трёхсторонний стратегический диалог Индия – США – Япония – оформился в 2011 г. сначала на уровне представителей министерств иностранных дел и экспертов, а с 2015 г. на уровне министров. Уже с первых саммитов диалога Индия – США – Япония в 2011–2013 гг. звучала та самая риторика, которая в дальнейшем легла в основу деятельности воссозданной в 2017 г. «четвёрки»: «наращивание Китаем своей военной мощи и напористость Пекина, которые могут усилить напряжённость в регионе, в особенности в отношении возможности разрешения морских споров»10, обеспокоенность северокорейской угрозой, бросающей вызов региональной и глобальной безопасности и нарушающей режим нераспространения ядерного оружия, необходимость повышения уровня транспарентности и укрепления доверия в Индо-Тихоокеанском регионе, обеспечение экономической и энергетической безопасности, борьба с террористической угрозой и т.д. Кроме того, была поставлена цель формирования региональной «коалиции» по обеспечению безопасности на море, что, по всей видимости, реализовалось в возобновлении деятельности Четырёхстороннего диалога безопасности во второй половине 2017 года11.

10. Japan-India-US Trilateral Strategic Dialogue on Security Issues in the Indo-Pacific Region. the Japan Institute of International Affairs (JIIA). Report. March, 2013, p. 1. Available at: >>> (accessed: 23.10.2023).

11. Ibid, p. 5.
11 До того, как в 2020 г. Австралия решила снова участвовать в учениях «Малабар», вопросы о проведении подобного рода мероприятий относились к деятельности непосредственно Трёхстороннего стратегического диалога Индия – США – Япония, а не Четырехстороннего. Однако как только австралийские военно-морские силы присоединились к учениям, упомянутые форматы стали практически полностью дублировать друг друга по провозглашённым целям взаимодействия. В целом Трёхсторонний диалог Индия – США – Япония наряду с «четвёрки» безопасности, а также трехсторонними диалогами Австралии – США – Япония и Австралия – Индия – Япония, стал ещё одним звеном в продвигаемой Вашингтоном сети альянсов в ИТР с почти неизменным японским участием.
12 Таблица Акценты в официальных отчётах министерств иностранных дел США, Индии, Японии и Австралии о встрече Четырехугольника в Маниле в ноябре 2017 г.
13
Темы обсуждения США Япония Индия Австралия
Формирование «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» «совместное видение по возросшему благосостоянию (prosperity) и усиленной безопасности в свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе» стороны предпринимают «меры по обеспечению свободного и открытого международного порядка, основанного на верховенстве закона, в Индо-Тихоокеанском регионе» «свободный, открытый, процветающий и инклюзивный Индо-Тихоокеанский регион служит долгосрочным интересам всех стран региона и мира в целом» выработали «совместное видение по возросшему благосостоянию (prosperity) и усиленной безопасности в свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе» и выразили готовность «совместно работать, чтобы обеспечить, что регион останется свободным и открытым»
Отношение к «миропорядку, основанному на правилах» обсудили «поддержание в ИТР порядок, основанный на правилах» обсудили «направление сотрудничества, в том числе со странами региона, по поддержанию порядка, основанного на правилах» не упомянуто; вместо этого подчёркивалась важность развития «сотрудничества, основанного на сближении видения и ценностей во имя продвижения мира» обсудили «поддержание в Индо-Тихоокеанском регионе порядок, основанный на правилах»
Уважение международного права «необходимо уважать международное право и решать споры мирным путем» «необходимо уважать международное право в ИТР» не упомянуто «необходимо уважать международное право»
Свобода судоходства, полетов и обеспечение безопасности на море «свобода судоходства и полетов», «координация усилий по вопросам безопасности на море в ИТР» «обеспечивая свободу судоходства и безопасность на море в ИТР» не упомянуто* «свобода судоходства и полетов», «подержание безопасности на море в Индо-Тихоокеанском регионе»
Борьба с террористической угрозой обсудили «координацию усилий по вопросу борьбы с терроризмом» обсудили необходимость «противостоять терроризму» «состоялся обмен мнениями о решении общих проблем, связанных с терроризмом» обсудили необходимость «координации усилий по решению проблемы противостояния терроризму»
Проблема возможного распространения ядерного оружия обсудили «дальнейшее сотрудничество в ограничении ядерной и ракетной программ КНДР и незаконных актов» обсудили «противодействие угрозам распространения ядерного оружия, в том числе вопросы ядерной и ракетной программ КНДР, по которым должно быть оказано максимальное давление» «стороны обменялись мнениями по проблемам связей с распространением ядерного оружия»; ядерная и ракетная программы КНДР не упомянуты обсудили вопросы «угроз международному миру и безопасности, исходящих от распространения оружия массового уничтожения, включая ядерную и ракетную программы КНДР»
Дальнейшие задачи, стоящие перед «четвёркой». Задача усиления взаимосвязанности (connectivity) =тут порядок другой
  1. Углублять сотрудничество, в основе которого лежат разделяемые сторонами демократические ценности и принципы
  2. Продолжать обсуждения, чтобы укрепить в ИТР порядок, основанный на правилах
  3. Укреплять взаимосвязи в соответствии с международным правом и стандартами, на основе рационального финансирования
  1. Продолжать обсуждения
  2. Углублять сотрудничество на основе общих ценностей и принципов
  3. Отсутствует задача укреплять взаимосвязи в регионе
  1. «Индийская сторона подчеркнула, что в краеугольным камнем ее вовлеченности в ИТР является её политика «Действуй на Востоке» (“Act East Policy).
  2. Поставлена задача «укреплять взаимосвязи» в регионе.
  1. Продолжать обсуждения в четырехстороннем формате
  2. Углублять сотрудничество на основе общих ценностей и принципов
  3. Поставлена задача «укреплять взаимосвязи» в ИТР

*Однако Дели выразил свою поддержку этих принципов каждому из государств «четвёрки» в двустороннем порядке. Составлено автором на основе официальных отчетов на сайтах U.S. Department of State, the Indian Ministry of External Affairs, the Australian Department of Foreign Affairs and Trade, the Japanese Ministry of Foreign Affairs

14

Результаты преследуемых США целей по использованию японского фактора во взаимодействии с Индией

 

Первоначальные цели Соединённых Штатов в отношении развития трёхсторонней координации с японо-индийским участием представляли собой, во-первых, стремление к ценностному сближению с Дели путём распространения индо-тихоокеанской риторики в Индии; во-вторых, развитие сотрудничества с области безопасности в целях противодействия потенциальным угрозам, в том числе воплощённым в напористости внешнеполитического курса конкретных государств; в-третьих, непрямое расширение «доступа» Вашингтона к развитию взаимодействия с Глобальным Югом.

15

Ценностное сближение с Индией

 

Хотя в индийских экспертных кругах высказывались идеи о геополитическом единстве пространства Тихого и Индийского океанов, их в значительной мере дополнили идеи японской политической мысли и лично идеи бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ, который в своей речи «Слияние двух морей» в индийском парламенте в августе 2007 г. заявил: «В настоящее время Тихий и Индийский океаны представляют собой динамичное море [прим. – пространство] свободы и процветания»12.

12. 「二つの海の交わり」[яп.]. [Futatsunoumi no majiwari]. Ministry of Foreign Affairs. Government of Japan. 22.08.2007. Available at: >>> (accessed: 24.10.2023).
16

Стоит также отметить выступление С. Абэ в августе 2016 г. на VI Токийской международной конференции по развитию Африки (TICAD VI) в Найроби (Кения), когда премьер-министр обнародовал новый внешнеполитический курс Японии на создание «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (Free and Open Indo-Pacific, FOIP): «… Азию и Африку соединяют морские пути. Стабильность и процветание миру даёт не что иное, как великий динамизм союза двух свободных и открытых океанов и двух континентов. Япония несёт ответственность за содействие слиянию Тихого и Индийского океанов, Азии и Африки в место, где ценятся свобода, верховенство закона и рыночная экономика, свободная от силы или принуждения… Давайте сделаем этот участок от Азии до Африки главной артерией роста и процветания»13.

13. TICAD VI開会に当たって・安倍晋三日本国総理大臣基調演説(2016年8月27日、土曜日)[яп.]. [TICAD VI kaikai ni atatte. Abe Shinzō Nipponkoku sōri daijin kichō enzetsu (2016-nen 8 tsuki 27-nichi (doyōbi)]. Ministry of Foreign Affairs. Government of Japan. 27.06.2016. URL: >>> (accessed: 23.10.2023).
17

Японское видение ИТР оказалось ближе индийскому поскольку, в отличие от американского, носит более «инклюзивный» характер. Сама концепция Индо-Тихоокеанского региона интересует Дели прежде всего как рычаг для расширения взаимодействия с Юго-Восточной Азией14, на что нацелена индийская внешнеполитическая стратегия «Действуй на Востоке» (Act East Policy), провозглашённая Н. Моди в 2014 г. и дополнившая предыдущий курс «Смотри на Восток» (Look East Policy), а также как инструмент, дающий большие возможности по выстраиванию диалога со странами Африки.

14. India-Australia-Japan-U.S. Consultations on Indo-Pacific (November 12, 2017). Ministry of External Affairs. Government of India. 12.11.2017. Available at: >>> (accessed: 04.11.2023).
18

Если «центральная роль» стран АСЕАН в ИТР была признана Вашингтоном довольно легко, то на африканские страны вплоть до 2022 г. американская Индо-Тихоокеанская стратегия не распространялась15. В то же время индийско-японское взаимодействие в отношении стран Африки стало оформляться значительно раньше. Так, ещё в 2017 г. была представлена совместная инициатива двух стран по запуску Азиатско-Африканского коридора роста (AAGC), что изначально трактовалось Дели и Токио как альтернатива реализации в государствах-участницах китайской Инициативы пояса и пути16. Соединённые Штаты предпочли ограничиться программой «К процветающей Африке» (Prosper Africa), запущенной в 2019 г. и направленной на увеличение двусторонней торговли и инвестиций между американской стороной и африканскими странами17.

15. Saha, Rushali. Western Indian Ocean: The Missing Piece in the U.S. Indo-Pacific Strategy. South Asian Voices. 26.09.2022. Available at: >>> (accessed: 04.11.2023).

16. Sigdel, Anil. India in the Era of China’s Belt and Road Initiative. How Modi Responds to Xi. Lexington Books, United Kingdom, 2020, pp. 119-120.

17. The Trump Administration’s Prosper Africa Initiative. Congressional Research Service. November 17, 2020, pp. 1-2.
19

В 2022 г. была опубликована Стратегия США в отношении стран Африки южнее Сахары (U.S. Strategy Towards Sub-Saharan Africa), в которой Вашингтон объявил о своём стремлении «интегрировать африканские государства в индо-тихоокеанские форматы взаимодействия»18. Однако в то же время, согласно Стратегии, США также намерены «углублять сотрудничество с другими прибрежными странами Атлантического океана в Африке, Европе и Западном полушарии, решить проблему искусственного бюрократического разделения между Северной Африкой и странами Африки южнее Сахары, работать с многосторонними институтами над пересмотром нынешней региональной архитектуры…»19. Такие общие размытые формулировки Стратегии позволяют предположить, что многочисленные устремления, провозглашённые США в данном документе, на практике с большой долей вероятности останутся далеки от реализации.

18. U.S. Strategy Toward Sub-Saharan Africa. August 2022. The White House, Washington, pp. 12-13.

19. Ibidem.
20

Развитие взаимодействия Вашингтона с Глобальным Югом

 

Вашингтон оказывается «третьим лишним» и в своём стремлении использовать Индию и Японию как скрытый «рупор» американского голоса в странах Глобального Юга20, на лидерство в котором претендует Дели. Так, в 2023 г. Индия провела первый саммит «Голос Глобального Юга», где виртуально собрались многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

20. Fear of China is pushing India and Japan into each other’s arms. The Economist – Asian geopolitics. 25.03.2023. Available at: >>> (accessed: 02.11.2023).
21

Подобный курс Вашингтона часто объясняется тем, что последний не может выступать перед развивающимися странами с рядом инициатив в силу «испорченной репутации» Соединённых Штатов на Глобальном Юге, из-за чего предложения могут воспринять как проявления неоколониализма или реакционных мер по отношению к проектам, продвигаемым Китаем21.

21. Ibidem.
22

Кроме того, в 2023 г., когда Глобальный Север, став страной – председательницей в Группе семи, возглавила Япония, а Юг – Индия, председательствующая в Группе двадцати, вновь зазвучал тезис об «азиатской солидарности» и о том, что в существующем миропорядке наметилась тенденция на сближение двух «полюсов»22.

22. Dominguez, Gabriel. At G20 summit, India sought to loosen China’s grip on Global South. The Japan Times. 11.09.2023. Available at: >>> (accessed: 26.10.2023).
23

Однако как бы страны Глобального Юга ни симпатизировали Дели или Токио, на США их симпатии распространяются далеко не всегда. Иными словами, Индия как лидер Глобального Юга не способствует сближению стран этой условной «группы» с Соединёнными Штатами, вместо этого акцентируя на «азиатской солидарности» между Югом, возглавляемым Дели и Севером в лице Японии. Так, во время визита Дж. Байдена на саммит Группы двадцати под председательством Индии, ему, несмотря на вложенные усилия, не удалось переубедить те государства Глобального Юга, которые не воздержались или проголосовали против принятия антироссийских резолюций ООН в 2022–2023 годы23.

23. Rogers, Katie. Baker, Peter. At G20 in India, Biden Looks to Fill a Hole Left by Putin and Xi. The New York Times. 08.09.2023. Available at: >>> (accessed: 02.11.2023).
24

Заключение

 

Чрезмерно интенсивное сближение Индии и Японии на двусторонней основе становится вызовом для планов США: если Вашингтон поддерживает глобальное лидерство как Японии, так и Индии, и особенно их чаяния в отношении получения места постоянного члена Совета Безопасности ООН, то две страны Азии не обязательно ратуют за обеспечение интересов США, отдавая приоритет собственным национальным интересам.

25 Тем самым стратегия Вашингтона по использованию динамично развивающихся индийско-японских отношений для достижения бо́льшего вовлечения Индии в американские инициативы в ряде случаев не оправдалась.
26 Японская сторона достаточно быстро «сориентировалась» в сложившихся обстоятельствах и, по-прежнему риторически синхронизируясь с Вашингтоном в своих внешнеполитических целях в ИТР, в отношении Индии стала проводить собственный курс, направленный на достижение преимущественно национальных интересов самой Японии, а не продвижение американского имиджа в Южной Азии.
27 В этих условиях США ищут новый формат поиска путей сближения с Индией для большей консолидации возглавляемых Вашингтоном «минилатеральных форматов», что стало особенно актуальным в условиях обострения украинского кризиса в 2022 г., отчётливо продемонстрировавшего сохранение приверженности Индии внешнеполитическому курсу на «стратегическую автономию». Одновременно с этой тенденцией можно наблюдать заключение новых соглашений, которые можно квалифицировать как аналоги «четвёрки».

Библиография

1. Fear of China is pushing India and Japan into each other’s arms. The Economist – Asian geopolitics. 25.03.2023. Available at: https://www.economist.com/asia/2023/03/19/fear-of-china-is-pushing-india-and-japan-into-each-others-arms (accessed: 02.11.2023).

2. Dominguez, Gabriel. At G20 summit, India sought to loosen China’s grip on Global South. The Japan Times. 11.09.2023. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2023/09/11/asia-pacific/politics/india-g20-win/ (accessed: 26.10.2023).

3. Ken, Moriyasu. India will be focus of U.S. diplomacy in 2023: Kurt Campbell. Nikkei Asia. 14.01.2023. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Indo-Pacific/India-will-be-focus-of-U.S.-diplomacy-in-2023-Kurt-Campbell (accessed: 04.11.2023).

4. Karnad, Bharat. Staggering Forward: Narendra Modi and India’s Global Ambition, Penguin Viking, India, 2018, pp.154-155. ISBN: 9780670089697

5. Ken, Moriyasu. India will be focus of U.S. diplomacy in 2023: Kurt Campbell. Nikkei Asia. 14.01.2023. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Indo-Pacific/India-will-be-focus-of-U.S.-diplomacy-in-2023-Kurt-Campbell (accessed: 04.11.2023).

6. Are Minilaterals the New Multilateral in the Indo-Pacific? Asia Society Policy Institute. Summary Report. 29.03.2022. Available at: https://asiasociety.org/policy-institute/are-minilaterals-new-multilateral-indo-pacific-0 (accessed: 04.11.2023).

7. Madan, Tanvi. The Rise, Fall, And Rebirth Of the ‘Quad’. War on the Rocks. 16.11.2017. Available at: https://warontherocks.com/2017/11/rise-fall-rebirth-quad/ (accessed: 28.10.2023).

8. Ibidem.

9. India-Australia-Japan-U.S. Consultations on Indo-Pacific (November 12, 2017). Ministry of External Affairs. Government of India. 12.11.2017. Available at: https://www.mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/29110/IndiaAustraliaJapanUS_Consultations_on_IndoPacific_November_12_2017 (accessed: 04.11.2023).

10. Japan-India-US Trilateral Strategic Dialogue on Security Issues in the Indo-Pacific Region. the Japan Institute of International Affairs (JIIA). Report. March, 2013, p. 1. Available at: https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/polcy_report/130508eng_Japan-India-US_Trilateral_Strategic_Dialogue.pdf (accessed: 23.10.2023).

11. Ibid, p. 5.

12. 「二つの海の交わり」[яп.]. [Futatsunoumi no majiwari]. Ministry of Foreign Affairs. Government of Japan. 22.08.2007. Available at: https://www.mofa.go.jp/mofaj/press/enzetsu/19/eabe_0822.html (accessed: 24.10.2023).

13. TICAD VI開会に当たって・安倍晋三日本国総理大臣基調演説(2016年8月27日、土曜日)[яп.]. [TICAD VI kaikai ni atatte. Abe Shinzō Nipponkoku sōri daijin kichō enzetsu (2016-nen 8 tsuki 27-nichi (doyōbi)]. Ministry of Foreign Affairs. Government of Japan. 27.06.2016. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/afr/af2/page4_002268.html (accessed: 23.10.2023).

14. India-Australia-Japan-U.S. Consultations on Indo-Pacific (November 12, 2017). Ministry of External Affairs. Government of India. 12.11.2017. Available at: https://www.mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/29110/IndiaAustraliaJapanUS_Consultations_on_IndoPacific_November_12_2017 (accessed: 04.11.2023).

15. Saha, Rushali. Western Indian Ocean: The Missing Piece in the U.S. Indo-Pacific Strategy. South Asian Voices. 26.09.2022. Available at: https://southasianvoices.org/western-indian-ocean-the-missing-piece-in-the-u-s-indo-pacific-strategy/ (accessed: 04.11.2023).

16. Sigdel, Anil. India in the Era of China’s Belt and Road Initiative. How Modi Responds to Xi. Lexington Books, United Kingdom, 2020, pp. 119-120.

17. The Trump Administration’s Prosper Africa Initiative. Congressional Research Service. November 17, 2020, pp. 1-2.

18. U.S. Strategy Toward Sub-Saharan Africa. August 2022. The White House, Washington, pp. 12-13.

19. Ibidem.

20. Fear of China is pushing India and Japan into each other’s arms. The Economist – Asian geopolitics. 25.03.2023. Available at: https://www.economist.com/asia/2023/03/19/fear-of-china-is-pushing-india-and-japan-into-each-others-arms (accessed: 02.11.2023).

21. Ibidem.

22. Dominguez, Gabriel. At G20 summit, India sought to loosen China’s grip on Global South. The Japan Times. 11.09.2023. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2023/09/11/asia-pacific/politics/india-g20-win/ (accessed: 26.10.2023).

23. Rogers, Katie. Baker, Peter. At G20 in India, Biden Looks to Fill a Hole Left by Putin and Xi. The New York Times. 08.09.2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/09/08/us/politics/biden-g20.html (accessed: 02.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести