Роль США в становлении и эволюции международного режима контроля над наркотиками
Роль США в становлении и эволюции международного режима контроля над наркотиками
Аннотация
Код статьи
S207054760029178-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Митрофаненкова Ольга Евгеньевна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется роль США в становление современного режима контроля над наркотиками. Можно выделить несколько этапов становления международного режима контроля над наркотиками: а) 1909–1960 годы б) 1961–2010-е годы в) 2010-е годы по настоящее время. На каждом из этих этапов Соединённые Штаты оказывали влияние на международный режим контроля над наркотиками, что проявилось как в воздействие на принимаемые резолюции, так и в том, что США подавали пример своей политикой по борьбе с наркотиками.

Ключевые слова
наркотики, международный режима контроля над наркотиками, США, наркомания
Классификатор
Получено
10.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
135
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Современный международный режим контроля над наркотиками

 

Международный режим контроля над наркотиками сформировался во второй половине ХХ веке, как и современная система международного права. По своей природе сложившийся режим отличался жёстким запретительным характером, а все наркотические вещества (основное активное вещество, входящее в состав наркотика. Например: морфин, каннабиол, эфедрин и др) и их производные (непосредственно сами наркотики) попадали под строгий запрет, за исключением случаев использования в медицине. Сегодня международный режим контроля над наркотиками существует в рамах ООН.

2

В состав международного режима контроля над наркотиками входят: 1) Управление ООН по контролю над наркотиками и преступностью (далее – УНП ООН). Основными его задачами является борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, организованной преступностью, торговлей людьми, международным терроризмом. Помимо того, УНП ООН публикует ежегодные отчёты, в которых представлены данные о наркопроизводстве, маршрутах наркотрафика, распространение наркомании практически во всех регионах мира1. Управление было создано в 1997 г. в результате слияние ранее действовавших двух подразделений: Программы ООН по контролю за наркотиками и Центра по предотвращению международной преступности. 2) Правовую основу международного режима контроля над наркотиками составляют три ключевых международных договоров: а) Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками и внесенным протоколом 1972 г.2 б) Конвенция о психотропных веществах 1971 г.3 в) Конвенция Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года4.

1. Управление ООН по наркотикам преступности. Available at: >>> (accessed: 17.10.2023).

2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года. ООН, 1961. Available at: >>> (accessed: 14.10.2023).

3. Конвенция о психоактивных веществах 1971 года. ООН, 1976. Available at: >>> (accessed: 14.12.2021).

4. Конвенция Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. ООН, 1988. Available at: >>> (accessed: 13.12.2022).
3 Каждая из принимаемых конвенций усиливала международный режим контроля над наркотиками и реагировала на изменения на мировом чёрном рынке наркотиков (Например, в 1960-е годы широкое распространение получило ЛСД, что привело к стремительному росту употребления населением данного наркотика. В результате в 1971 г. на международном уровне его признали тяжёлым наркотиком и запретили к употреблению. В США запретили использовать ЛСД даже в лабораторных исследованиях в 1966 г.). Важно отметить, что изменения на мировом рынке наркотиков всегда связаны с появлением новых видов наркотиков.
4

Роль США в появление международного режима контроля над наркотиками

 

Важно отметить, что США в XX веке оказали влияние как на формирование современного режима контроля над наркотиками, так и задали определённые тренды в борьбе с распространением наркомании, так и в области противодействия международному наркобизнесу. Немаловажным будет отметить то, что в США внутренняя политика определяет внешнюю.

5 Рассматривая появление и развитие международного режима контроля над наркотиками можно выделить несколько временных этапов. Первый этап, который можно назвать «зарождение международного режима контроля над наркотиками», начинается с Международной опиумной комиссии в Шанхае в 1909 г. и продолжается до 1961 г. Характерными особенностями данного периода становится то, что к международному режиму контроля над наркотиками присоединяются либо страны напрямую сталкивающиеся с распространением наркомании, либо мировые державы с хорошо развитой химической и фармацевтической отраслями промышленности.
6

Международная опиумная комиссия, которая проходила в Шанхае с 5 по 26 февраля 1909 г., дала начало международному режиму контроля над наркотиками. Инициатива создания Комиссии исходила со стороны США5. В комиссии приняли участие представители США, Австро-Венгрии, Российской Империи, Китая, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии, Персии, Нидерландов, Сиама.

5. This day in history: The Shanghai Opium Commission, 1909. 26.02.2009. Available at: >>> (accessed: 13.10.2023).
7

Стоит сказать, что в этот период США проводили политику «Открытых дверей»6 (1899–1949 гг.) в Китае, которая предполагала получение торговых выгод Соединёнными Штатами от Китая наравне с европейцами. США стремились показать Китаю, что они являются благодетелями и не принесут столько вреда как европейские страны в ходе двух опиумных войн (1840–1842 гг. и 1856–1860 гг.). Проведение Международной опиумной комиссии в Шанхае в 1909 г. (мотивом для её созыва стала непосредственно опиумная проблема Китая) должно было не столько поднять престиж США в Китае и усилить их влияние, сколько вызвать доверие у китайской стороны, противопоставляя себя европейцам. В свою очередь, это должно было способствовать получению американцами торговых преимуществ в Китае.

6. Secretary of state John Hay and the Open door in China 1899-1900. Available at: >>> (accessed: 19.11.2020).
8

Основным результатом Международной опиумной комиссии стало принятие ряда резолюций, согласно которым предполагалось постепенное пресечение курения опиума, вводились меры, направленные на прекращение контрабанды наркотиков (в том числе опиума). Помимо этого, Комиссия призывала правительства стран принять меры по контролю за производством и распространением морфия, а также его производных, что было связано с ростом распространения зависимости от него7. Стоит отметить, что положения, связанные с запретом на курение опиума, вызывали споры у делегатов. Американская делегация выступала за немедленный запрет на курение опиума, тогда как большинство поддерживали введение постепенно запрета, что в результате и было сделано8.

7. The Shanghai Opium Comission. Available at: >>> (accessed: 13.10.2022).

8. Ibid.
9

Тем не менее, Комиссия не собиралась устанавливать строгие обязательства (то есть императивные нормы международного права, которые являются обязательными и не допускают никакого уклонения от их исполнения), однако удалось заложить условия, которые в 1912 г. привели к заключению Гаагской опиумной конвенции. Данный документ стал первым международным соглашением в области контроля за наркотиками. В 1912 г. международную конвенцию по опиуму подписали Китай, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Персия, Португалия, Россия, Сиам, Великобритания и британские территории (включая Индию). Однако конвенция получила всеобщее признание только после Первой мировой войны, в 1919 г. Это было связано с тем, что после подписания Версальского мирного договора (1919 г.) все страны, его подписавшие, стали также участниками Международной опиумной конвенции9. Помимо опиума и морфия, Гаагская конвенция включила два новых вида наркотика: героин и кокаин10. Данная конвенция также способствовала появлению в США закона Гаррисона 1913 г. (Harrison Act).

9. The 1912 Hague International Opium Convention. Available at: >>> (accessed: 19.10.2023).

10. Ibidem.
10

В начале XX века США впервые столкнулись со стремительным ростом шприцевой героиновой наркомании, которая была связана со свободной продажей героина в аптеках11. В целях борьбы с этой проблемой в 1913 г. в Сенате был принят закон «О наркотиках» Гаррисона12. Закон носил запретительный характер и подвергал жёсткому контролю торговлю опиумом и его производными в аптеках. Правительством также было установлено тюремное заключение за нелегальное использование наркотиков (без назначения врача). Кроме того, в США были закрыты все наркодиспансеры, в которых больным наркоманией выдавали героин или рецепты на его приобретение13. В начале XX веке американская антинаркотическая политика внутри страны носила запретительный и более консервативный характер. Основной причиной ужесточения антинаркотической политики выступал рост употребления наркотиков и увеличение количества наркозависимых, что воспринималось как угроза национальной безопасности.

11. Дмитриева Т.Б., Клименко Т.В. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков (зарубежный и национальный опыт). 1.03.2022. Available at: >>> style="text-decoration: underline;"> (accessed: 12.03.2022).

12. Brecher E. M. The Consumers Union Report on Licit and Illicit Drugs. The Harrison Narcotic Act. 1972. Available at: >>> style="text-decoration: underline;"> (accessed: 13.12.2022).

13. Ibid.
11

Роль США в эволюции международного режима контроля над наркотиками во второй половине XX века

 

Второй период развития международного режима контроля над наркотиками начинается в 1960-е годы и продолжается по 2010-е годы. Начало периода связано с принятием основных деклараций по контролю над наркотиками, о которых говорилось выше, а также с усилением контроля над наркотиками. Окончания периода связано уже с постепенным отходом ряда стран от строгой запретительной политики. При этом данный временной период также характеризуется появлением новых видов наркотиков.

12 Можно сказать, что именно в 1960-е годы наиболее ярко проявилась роль США в становление международного режима контроля над наркотиками.
13 Во второй половине XX века американская антинаркотическая политика претерпела существенные изменения, что было связано с усилением наркоугрозы для США. В это же время формируются три крупнейших центра наркобизнеса (Латинская Америка – кокаиновый пояс, Бирма, Лаос и Таиланд – Золотой треугольник, Афганистан, Иран и Пакистан – Золотой полумесяц), которые стали представлять угрозу для всего мира.
14

Американское влияние на процесс создания современной системы контроля над наркотиками отмечает У. Макаллистер, автор работы «Дипломатия наркотиков в XX веке» (W. McAllister "Drug diplomacy in the twentieth century"). Именно США определили то, что переговоры по созданию новой системы контроля над наркотиками будут проходить на их территории в Нью-Йорке. Большое внимание У. Макаллистер уделяет фактору личности при создании этой системы. Он отмечает вклад Г. Анслингера (возглавлял федеральное бюро по наркотикам США) в мировое прогибиционисткое движение. Г. Анслингеру принадлежит вклад в запрет на марихуану не только на уровне федерального законодательства США, но и на международном уровне. Он внёс большой вклад во включение каннабиса в Единую конвенцию ООН по наркотическим веществам. Однако президент Дж. Кеннеди отказался её ратифицировать14. Единая конвенция ООН по наркотическим веществам была ратифицирована в США после смерти Дж. Кеннеди.

14. McAllister W.B. Reflections on a century of international drug control. Available at: >>> style="text-decoration: underline;"> (accessed: 14.05.2022).
15

Вклад Г. Анслингера в запрет марихуаны не только на уровне США, но и всего мира можно связать с тем, что в США в XX веке было крайне активно движение за легализацию марихуаны. При этом в стране отсутствовало единое антинаркотичечкое законодательство. Штаты сами контролировали наркоситуацию и принимали законы по контролю над наркотиками. В одних штатах марихуана была легализована, а в других попадала под строгий запрет. При этом идеи Г. Анслингера по запрету марихуаны не встречали поддержки. Принятие Единой конвенции 1961 г. на уровне ООН должны были помочь реализовать его идеи в США15.

15. The illegalization of marijuana: a brief history. Available at: >>> (accessed: 12.12.2022).
16

Безусловно подобные усилия по оказанию влияния на международный режим контроля над наркотиками были связаны с внутриамериканскими проблемами. В 1950-е годы в США стала стремительно расти популярность марихуанны, помимо того, молодёжь стала активно экспериментировать и с другими видами наркотиков (морфин, различные виды психоделических наркотиков и т.д.). Развивалась также активно и фармацевтическая отрасль, результатом чего стало появление в аптеках новых видов транквилизаторов, барбитуратов и антидепресантов, а злоупотребление которыми приводило к развитию зависимости16. Проблема наркомании в этот период в США также нашли отражение в массовой культуре (например, произведения писателей битников. У. Берроуз «Джанки» и «Голый завтрак»). При этом изменился типичный потребитель наркотиков. Если ранее это были взрослые люди (разной этнической принадлежности), имеющие работу, то постепенно наркомания стала распространяться среди подростков. Именно в 1950-е годы Соединённые Штаты впервые столкнулись с эпидемией подростковой героиновой наркомании17. В странах Европы, а также в некоторых восточных странах происходил рост распространения наркомании18. Данные события стали причиной появления Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.

16. History of drug abuse: the 50’s. Available at: >>> (accessed: 14.10.2020)

17. Heroin addiction in the 1950s. Available at: >>> (accessed: 13.10.2022).

18. Abuse of drugs other than alcohol and tobacco in the Soviet Union. Available at: >>> (accessed: 15.10.2022).
17 В последующим Единая конвенция о наркотических средствах была расширена за счёт внесения в неё поправок в 1972 году.
18 Другими важными этапами в американской антинаркотической политике, которые оказали влияние и на международную антинаркотическую политику стали действия, осуществляемые администрациями Р. Никсона и Р. Рейгана. Оба президента являются республиканцами.
19

Во время первой администрации Р. Никсона в США хлынула контрабанда наркотиков из стран Латинской Америки. В стране снова отмечался рост наркомании среди местного населения. На фоне данных событий Р. Никсон в 1971 г. объявил «войну с наркотиками». При нём было ужесточено антинаркотическое законодательство, а также стали использовать новые методы борьбы с наркопроизводством и распространением наркотиков. На первом месте тогда стоял вопрос национальной безопасности. Р. Никсоном были введены также и новые способы сбора данных о наркопосевах. В целях борьбы с посевами наркотических культур активно стали использовать авиацию, с помощью которой распыляли химикаты на поля, где выращивали коку, марихуану. Авиацию стали использовать и для сбора статики о посевах наркотических культур. Данный способ сбора статистики в последующем применялся, в частности, в Афганистане19. В этой области США задали мировой тренд, который используется до сих пор, когда необходимо собрать данные о наркопосевах.

19. Митрофаненкова О.Е. Политика США по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии и Латинской Америке: сравнительный анализ. Россия и Америка в XXI веке, 2022, Спецвыпуск.
20

В период президентства Р. Рейгана также были заложены мировые тренды по борьбе с наркотиками. Если методы Р. Никсона имели ярко выраженную силовую направленность, то методы Р. Рейгана опирались на социальную политику. Важным отличием стало то, что Р. Никсон боролся с наркоугрозой в странах Латинской Америки, а Р. Рейган сконцентрировал свои усилия внутри страны. В 1980–1990-е годы в США снова обострилась проблема как распространения наркотика, так и роста наркомании. Особый упор был сделан на работе с молодёжью и на предупреждение распространения наркомании именно среди подростков. Ранее уже было отмечено, что в США ещё в 1950-е годы стала распространяться наркомания именно среди подростков. Особая роль в работе с молодёжью принадлежала первой леди страны Н. Рейган. Её социальная кампания «Просто скажи: НЕТ» получила распространение в 1980-е годы, когда вышла за пределы США и распространилась в других странах (Великобритания, Австралия, и т.д.)20. Можно сказать, что Соединённые Штаты снова задали мировой тренд в области борьбы с наркотиками.

20. Там же.
21

Следующим этапом влияния США на международный режим контроля над наркотиками стала Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Стоит отметить, что США активно принимали участие в разработке данной конвенции. Многие её положения отражают правовые подходы, которые уже активно использовались в Соединённых Штатах. Важно будет подчеркнуть, что к концу 1980-х годов США были одним из крупнейших в мире импортёров наркотиков, а также и их потребителем. Конвенция 1988 г. направлена непосредственно на борьбу с теми, кто занимается незаконной трансграничной наркоторговлей. При этом борьба с наркобизнесом получала глобальное измерение, были заложены юридические основные, которые способствовали кооперации стран в борьбе с наркокартелями. Некоторые аспекты американского законодательства по борьбе с наркотиками были учтены в статье 3 данной конвенции. Так, там говорится, чтобы каждая из стран-участниц установила в качестве уголовных преступлений. согласно своему внутреннему законодательству, полный перечень видов деятельности, связанных с международным оборотом наркотиков. Эти преступления во многом соответствовали существующим положениям законодательства США. В статье 3 содержались следующие правонарушения: 1) производство, изготовление, распространение или сбыт любого наркотического средства или психотропного вещества, противоречащие конвенциям 1961 г. и 1971 г.; 2) выращивание опийного мака, кокаинового куста или каннабиса; 3) хранение или покупка любого наркотического или психотропного вещества для целей сбыта; 4) транспортировка, производство или распространение материалов, оборудования, предназначенные для незаконного выращивания, производства наркотических и психотропных веществ; 5) организация и управление финансированием любого из указанных видов деятельности. Соединённые Штаты также внесли вклад в экстрадицию торговцев наркотиками и руководителей наркокартелей. В статье 6 Конвенции указано, что преступления, указанные с статье 3, влекут за собой выдачу преступников, если между государствами не заключён договор, регулирующий данную сферу. При этом в случае выращивания, хранения и приобретения для личного пользования наркотиков экстрадиция не предусматривалась21.

21. Stewart D. Internationalizing the war on drugs: The UN Convention against illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances. Available at: >>> (accessed: 18.10.2020).
22

Современный этап международного режима контроля над наркотиками

 

Режим контроля над наркотиками, который был создан в XX веке, существует и в настоящее время. Однако далеко не все государства мира его продолжают поддерживать. В конце двадцатого столетия наметилась тенденция по декриминализации личного употребления некоторых видов «лёгких» наркотиков (в частности марихуаны). В 1996 г. штат Калифорния разрешил продажу медицинской марихуаны для больных раком, СПИДом и других болезней, которые причиняют боль22. Новый виток легализации марихуаны начался в 2010-е годы. Это привело к тому, что в 2023 г. в 38 штатах была разрешена медицинская марихуана, а в 16 штатах разрешалось рекреационное использование23. Подобная политика была подхвачена рядом европейский стран (Германия, Чехия, Италия, Португалия и т.д.). Основная задача данной политики заключается в том, чтобы снизить нагрузку на полицию, тюрьмы и судебную систему, так как на фоне роста популярности употребления марихуаны росло и количество правонарушений.

22. Survey of Marijuana Law in the United States: History of Marijuana Regulation in the United States. Available at: >>> (accessed: 15.11.2020).

23. Where Is Marijuana Legal? A Guide to Marijuana Legalization. 8.11.2023. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).
23

Заключение

 

Таким образом, на протяжение не только всего XX века, но и на современном этапе США оказывают влияние на международный режим контроля над наркотиками. Они внесли вклад как в создание правовых международных институтов контроля над наркотиками, так и в методологические основы борьбы с наркотизацией населения, в сбор статистики по наркопосевам. Если в начале прошлого столетия американское руководство выступало за создание строго запретительного режима контроля над наркотиками и прилагало усилия по его созданию, то в XXI веке ситуация изменилась. Сегодня Соединённые Штаты более не поддерживают созданный им режим, проводя политику по декриминализации некоторых видов «лёгких» наркотиков, а в некоторых случаях декриминализируют употребление и «тяжёлых» (например, в штате Орегон декриминализовали употребление героина и кокаина). Тренд по легализации «лёгких» наркотиков переняли Уругвай, Канада, Германия, Чехия и т.д.

Библиография

1. Управление ООН по наркотикам преступности. Available at: https://www.unodc.org/unodc/ru/index.html (accessed: 17.10.2023).

2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года. ООН, 1961. Available at: https://www.unodc.org/pdf/convention_1961_ru.pdf (accessed: 14.10.2023).

3. Конвенция о психоактивных веществах 1971 года. ООН, 1976. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/substances1971.pdf (accessed: 14.12.2021).

4. Конвенция Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. ООН, 1988. Available at: https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf (accessed: 13.12.2022).

5. This day in history: The Shanghai Opium Commission, 1909. 26.02.2009. Available at: https://www.unodc.org/unodc/en/frontpage/this-day-in-history-the-shanghai-opium-commission-1909.html (accessed: 13.10.2023).

6. Secretary of state John Hay and the Open door in China 1899-1900. Available at: https://history.state.gov/milestones/1899-1913/hay-and-china (accessed: 19.11.2020).

7. The Shanghai Opium Comission. Available at: https://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/bulletin/bulletin_1959-01-01_1_page006.html (accessed: 13.10.2022).

8. Ibid.

9. The 1912 Hague International Opium Convention. Available at: https://www.unodc.org/unodc/en/frontpage/the-1912-hague-international-opium-convention.html (accessed: 19.10.2023).

10. Ibidem.

11. Дмитриева Т.Б., Клименко Т.В. Формы государственного контроля за оборотом наркотиков (зарубежный и национальный опыт). 1.03.2022. Available at: http://www.ecad.ru/f4/sem37-02.html (accessed: 12.03.2022).

12. Brecher E. M. The Consumers Union Report on Licit and Illicit Drugs. The Harrison Narcotic Act. 1972. Available at: http://www.druglibrary.org/schaffer/library/studies/cu/cu8.html (accessed: 13.12.2022).

13. Ibid.

14. McAllister W.B. Reflections on a century of international drug control. Available at: http://www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf/SR014/McAllister_William.pdf (accessed: 14.05.2022).

15. The illegalization of marijuana: a brief history. Available at: https://origins.osu.edu/article/illegalization-marijuana-brief-history?language_content_entity=en (accessed: 12.12.2022).

16. History of drug abuse: the 50’s. Available at: https://www.palmpartners.com/history-of-drug-abuse-the-50s/ (accessed: 14.10.2020).

17. Heroin addiction in the 1950s. Available at: https://www.chestnut.org/resources/00d054b2-f80d-427d-af12-72ba1bccbe85/Heroin-Addiction-in-the-1950s.pdf (accessed: 13.10.2022).

18. Abuse of drugs other than alcohol and tobacco in the Soviet Union. Available at: https://www.jstor.org/stable/152045 (accessed: 15.10.2022).

19. Митрофаненкова О.Е. Политика США по борьбе с наркотрафиком в Центральной Азии и Латинской Америке: сравнительный анализ. Россия и Америка в XXI веке, 2022, Спецвыпуск.

20. Там же.

21. Stewart D. Internationalizing the war on drugs: The UN Convention against illicit traffic in narcotic drugs and psychotropic substances. Available at: https://digitalcommons.du.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1886&context=djilp (accessed: 18.10.2020).

22. Survey of Marijuana Law in the United States: History of Marijuana Regulation in the United States. Available at: https://libguides.law.uga.edu/c.php?g=522835&p=3575350 (accessed: 15.11.2020).

23. Where Is Marijuana Legal? A Guide to Marijuana Legalization. 8.11.2023. Available at: https://www.usnews.com/news/best-states/articles/where-is-marijuana-legal-a-guide-to-marijuana-legalization (accessed: 8.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести