Вызовы трансатлантической сплоченности в контексте американо-китайского противостояния
Вызовы трансатлантической сплоченности в контексте американо-китайского противостояния
Аннотация
Код статьи
S207054760029172-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Левченко Алла Вадимовна 
Должность: Соискатель
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В условиях обострения американо-китайского соперничества США нацелены на консолидацию с европейскими союзниками на «китайском направлении» посредством использования своей переговорной силы. В настоящее время наблюдаются признаки конвергенции представлений США и их европейских союзников о «китайской» угрозе, а также практические примеры координации подходов. Среди них совместное ограничение сотрудничества с китайскими технологическими компаниями и выработка мер экспортного контроля. Одним из вызовов сплоченности может стать различная интерпретация союзниками перспектив взаимодействия с Китаем, а также изменение соотношения переговорных сил участников за счёт роста заинтересованности Европы в сохранении экономического сотрудничества с КНР. 

Ключевые слова
трансатлантическая сплочённость, американо-китайская конкуренция, США, Европа, Китай
Классификатор
Получено
07.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
138
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Усиление стратегической конкуренции между США и Китаем в политике, экономике и технологиях заставляет государства искать возможности для укрепления своих позиций в глобальном противостоянии. Своим конкурентным преимуществом Вашингтон считает наличие разветвлённой сети альянсов и партнёрств, которые призваны приумножить ресурсы и разделить издержки при реализации стратегии «комплексного сдерживания» Китая1. В Стратегии национальной безопасности 2022 года одним из трёх направлений противодействия КНР обозначена координация подходов с союзниками, в частности, с европейскими партнёрами по Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейскому Союзу (ЕС)2. В этой связи Вашингтон нацелен на обеспечение консолидации с европейскими союзниками на китайском направлении посредством использования своей переговорной силы и достижения уступок с их стороны. В настоящее время наблюдаются признаки конвергенции представлений США и европейских союзников об угрозе со стороны Китая для их безопасности и интересов, а также практические примеры координации подходов по отдельным направлениям взаимодействия. В связи с этом возникает вопрос о перспективах и ограничениях политического согласования подходов между союзниками, который имеет теоретический и прикладной характер.

1. US Department of State. The Administration’s Approach to the People’s Republic of China / The George Washington University, Washington, D.C. May 26, 2022. Available at: >>>  (accessed: 27.10.2023).

2. The White House. National Security Strategy. October 2022. Available at: >>> (accessed: 27.10.2023).
2 Особое значение данная проблематика приобретает в свете продемонстрированной способности стран Запада к принятию коллективных мер политического и экономического давления на Россию. В этих условиях возникает запрос на определение возможностей и ограничений достижения трансатлантической сплочённости. Целесообразно не переоценивать монолитность трансатлантического союза и не недооценивать способность Европы отстаивать свои интересы в рамках политико-дипломатического торга. Политическая координация между союзниками по международным вопросам не является самовоспроизводящимся механизмом, но требует тонкой политико-дипломатической настройки и регулирования переговорных позиций партнёров.
3

Проблема сплоченности в межгосударственных альянсах

 

Поддержание жизнеспособности и эффективности функционирования альянса зависят от способности государств-членов сплачиваться и действовать согласованно в отношении общих проблем. Сплочённость определяется как «способность партнёров достигать согласия в отношении целей, стратегии и тактики, координировать свои действия для их реализации»3. Американский политолог Патрисия Вайцман отмечала, что сплочённость зависит от соотношения между уровнем внешней угрозы и внутренним состоянием и динамикой взаимоотношений между союзниками. Упоминая о возможных проблемах достижения единства, она обращала внимание на а) разный уровень угроз для членов альянса; б) расходящиеся цели. Теоретик международных отношений Джордж Лиска определял сплочённость альянса как способность к коллективным действиям4. Он выделяет следующие факторы, которые могут влиять на сплочённость: а) общая идеология; б) консультации и компромиссы; в) сила и давление; г) претензии и принуждение.

3. Hopmann P. T., Sullivan J. D. Unity and Disintegration in International Alliances: Comparative Studies. New York: Wiley, 1973.

4. Liska G. Nations in alliance: The limits of interdependence. Johns Hopkins Press, 1962. 301 p.
4

Другой авторитетный учёный-международник Гленн Снайдер отмечал, что состояние анархии делает сплочённость союзников проблематичной, поэтому достижение согласия является особой политической задачей5. По его убеждению, преодоление разногласий и согласование подходов достигаются в процессе торга (переговоров). При этом в альянсах, построенных вокруг государства-ядра, сплочённость союзников во многом определяется возможностями лидера6. Лидер может достичь наиболее благоприятного исхода торга посредством убеждения союзников в вероятных потерях и убытках при отказе поддержать его позицию.

5. Snyder G. Alliance Politics. Cornel University Press. Ithaca and London, 1997. P. 18.

6. Liska G. Nations in alliance. P. 87.
5 Таким образом, сплочённость между союзниками достигается посредством сближения оценок внешней угрозы и достижения согласия в отношении общей программы действий. При неравномерном распределении материальных возможностей в альянсе более сильное государство может транслировать свои преимущества в переговорную силу и за счёт этого обеспечить политическую координацию между союзниками. При этом более слабые участники выбирают свою стратегию действий исходя из оценки выгод и издержек противостоянию лидеру, а также значимости предмета торга. В этой связи факторы, влияющие на переговорные позиции государств – членов союза, могут также быть рассмотрены как возможные препятствия достижения сплоченности.
6

Тенденции к консолидации трансатлантических союзников в отношении Китая

 

На идейно-концептуальном уровне представления США и их европейских союзников о Китае претерпели существенные изменения, в частности наблюдается нормативный сдвиг от сотрудничества и вовлечения к соперничеству и сдерживанию. Эволюцию внешнеполитических подходов западных союзников можно проследить посредством анализа стратегических документов и заявлений официальных лиц. Примечательно, что процесс трансформации отношения к Китаю развёртывался параллельно в США и странах –участницах НАТО, то есть был хронологически и дискурсивно соотносим.

7

Так, в Стратегии национальной безопасности 2015 года, принятой администрацией президента США Барака Обамы, утверждалось, что США будут развивать конструктивные отношения с Китаем, сотрудничать для совместного решения глобальных и региональных проблем7. В 2016 г. в ЕС был принят документ «Элементы новой стратегии ЕС в отношении Китая», в котором основной акцент делался на сотрудничестве, вовлечении, «позитивной повестке партнёрства и конструктивном преодолении расхождений»8.

7. The White House. National Security Strategy. February, 2015. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).

8. European Commission. Joint Communication to the European Parliament and the Council. Elements for a new Strategy on China. June, 2016. Available at: >>> (accessed: 27.10.2023)
8

В Стратегии национальной безопасности 2017 года, принятой при президенте США Дональде Трампе, заметно ужесточение подхода в отношении Китая, который был признан вызовом американскому могуществу, влиянию и интересам9. В марте 2019 г. Европейская комиссия выпускает Стратегический обзор отношений с Китаем, в которой появилась негативная репрезентация Пекина. Так, отмечалось, что «Китай одновременно в разных сферах является партнёром, экономическим соперником в достижении технологического лидерства и системным противником, продвигающим альтернативную модель управления»10.

9. The White House. National Security Strategy. December 2017. Available at: >>> (accessed: 25.10.2023).

10. European Commission. EU-China – a Strategic Outlook. March 12, 2019. Available at: >>> (accessed: 25.10.2023).
9

В мае 2022 г. госсекретарь США Энтони Блинкен выступил с заявлением о новом подходе к взаимодействию с Китаем – «комплексное сдерживание», который предполагает использование совместно с союзниками всего спектра инструментов – экономических, технологических, политико-дипломатических для противодействия Китаю. 30 марта 2023 г. председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйн выступила с речью, в которой была представлена новая программа действий в отношении Китая, которая концептуально соотносится с американским подходом. Было заявлено о переходе к комплексной стратегии «снижения экономических рисков» (de-risking) – снижение экономической зависимости, обеспечение экспортного контроля и скрининга инвестиций в критически важных высокотехнологичных отраслях. Квинтэссенцией конвергенции позиций США и их европейских союзников стало включение вопроса «китайской угрозы» в повестку НАТО. В Стратегической концепции НАТО 2022 г. было отмечено, что Китай бросает вызов интересам, ценностям и безопасности союзников (пункт 13)11.

11. NATO 2022 Strategic Concept. Adopted by Heads of State and Government at the NATO Summit in Madrid 29 June 2022. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
10 На фоне сближения восприятия Китая в качестве стратегического вызова предпринимались практические меры по координации действий союзников на оперативно-тактическом уровне. Наиболее значимыми примерами согласования подходов США и их европейских партнёров на сегодняшний день стали совместное ограничение сотрудничества с китайскими технологическими компаниями и выработка мер экспортного контроля. Анализ переговорных ситуаций указывает на то, что политическая координация между союзниками обеспечивается за счёт преобладающего влияния США на своих партнёров посредством использования переговорных тактик убеждения и принуждения.
11

В частности, американская сторона задействовала свой политико-дипломатический инструментарий для убеждения европейцев в отказе от использования оборудования китайской компании «Хуавей» (Huawei) для развёртывания мобильных сетей пятого поколения (5G). Так, Вашингтон использовал угрозу прекращения обмена разведданными, если европейские союзники продолжат сотрудничество с «Хуавей»12. В январе 2020 г. в ЕС был разработан общий Инструментарий для смягчения рисков, связанных с технологиями пятого поколения мобильной связи13. Вопрос безопасности данных сетей был признан задачей стратегической важности для единого рынка и «технологического суверенитета» стран ЕС.

12. Wintour P. Mike Pompeo restates US opposition to Huawei access / The Guardian. January 30, 2020. Available at: >>> (accessed: 25.10.2023).

13. European Commission. Secure 5G Networks: Commission Endorses EU Toolbox and sets out next steps. January 29, 2020. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
12

При администрации Дж. Байдена союзники сосредоточились также на формировании общего подхода в отношении экономической политики Китая. США прибегли к аккомодационной тактике воздействия на европейских партнёров, привлекая их к совместной разработке норм и стандартов деятельности в конкурентных стратегических условиях. В частности, при содействии США в 2020 г. был запущен Диалог США – ЕС на высоком уровне по вопросу взаимодействия с Китаем. 15 июня 2021 г. США и ЕС объявили о создании Совета по торговле и технологиям США – ЕС. В совместном заявлении в мае 2023 г. США и их европейские союзники сообщили о координации подходов в отношении 1) выявления и противодействия нерыночным практикам Китая; 2) контроля экспорта полупроводников и других стратегически важных технологий14. Одним из примеров стало решение правительства Нидерландов после переговоров с США ввести ограничения на экспорт отдельных видов товаров. Так, в июне 2023 г. правительство объявило об обязанности компаний получать лицензию для экспорта отдельных видов оборудования15. В связи с этом нидерландская компания ASML вынуждена будет ограничить поставки в Китай оборудования для производства чипов.

14. The White House. U.S.-EU Joint Statement of the Trade and Technology Council. May 31, 2023. Available at: >>>  (accessed: 30.10.2023).

15. Kharpal A. Netherlands, home to a critical chip firm, follows U.S. with export curbs on semiconductor tools. / A. Kharpal / CNBC News. June 30, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
13 Таким образом, наблюдается стремительная конвергенция подходов США и их европейских союзников в отношении Китая. Во-первых, западные партнёры склонны признавать Китай в качестве угрозы своей безопасности и высоко оценивают риски усиления его экономического и технологического влияния. Во-вторых, США готовы использовать свою переговорную силу для убеждения европейских союзников в коррекции своей позиции и вовлечения их в системное противостояние с Китаем. В настоящее время европейцы вслед за Америкой предпринимают избирательные меры ограничения сотрудничества с Китаем.
14

Ограничения и вызовы трансатлантической сплоченности в отношении Китая

 

Наиважнейшим условием достижения союзниками сплочённости является согласие в отношении общих целей и стратегий действий. В альянсах благоприятствующим фактором становится идентификация государствами-членами общей угрозы, которая детерминирует процессы целеполагания и стратегического планирования. Как отмечал известный теоретик альянсов Дж. Лиска, альянс всегда направлен против, а появление чувства сообщества является побочным продуктом его деятельности16. В этом смысле определённым вызовом трансатлантическому единству может стать различное восприятие угрозы, исходящей от Китая.

16. Liska G. Nations in alliance…
15

Несмотря на то что союзники всё более едины в оценке рисков со стороны Китая для обеспечения политического и экономико-технологического лидерства Запада, остаются некоторые источники противоречий. Так, асимметрия потенциалов США и Европы и расходящиеся пространственно-географические направления приложения национальных интересов способствуют возникновению различных оценок уровня угрозы для их безопасности. Европейские опасения быть втянутыми в военный конфликт в Индо-Тихоокеанском регионе были отчётливо выражены в комментарии президента Франции Э. Макрона: «Вопрос, на который европейцы должны ответить, – в наших ли интересах активизировать действия по Тайваню? Нет. Хуже всего было бы думать, что европейцы должны просто следовать за США в этом вопросе…»17. При этом в НАТО всё более активно продвигается идея взаимосвязи между Евроатлантической и Индо-Тихоокеанской системами безопасности18.

17. Дипломаты раскритиковали слова Макрона о необходимости дистанцироваться от США по Тайваню / Интерфакс. 10.04.2023. Available at: >>> (accessed: 28.10.2023).

18. Opening remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the meeting of the North Atlantic Council at the level of Heads of State and Government, with Sweden, Indo-Pacific Partners, and the EU. 12.07.2023. Available at: >>> (accessed: 28.10.2023).
16 В настоящее время американо-китайское соперничество за глобальное влияние преимущественно разворачивается в сфере экономики и технологий, а также наблюдаются попытки проведения идеологической демаркации между различными моделями управления и концепциями мирового порядка. Данные обстоятельства активно используются США в формировании представлений европейцев об угрозе западноцентричной модели мирового порядка со стороны Китая. Американская сторона в отдельных случаях уже продемонстрировала свою готовность использовать переговорные возможности для достижения желаемого исхода в рамках торга с европейцами. В этом смысле факторы, сокращающие возможности достижения точки равновесия в переговорах, будут становиться препятствиями для сплочённости.
17

В асимметричном альянсе США – Европа переговорная сила Вашингтона в случае с Китаем может быть ослаблена ростом заинтересованности европейских стран в сохранении экономического сотрудничества с Пекином. Следует учитывать, что доля Китая в импорте ЕС в 2022 г. составила 20,8%, а США – 11,9%, при этом экспорт товаров стран ЕС в Китай составил 9%, а в США – 19,8%19. Китайские инвестиции в Европу (ЕС-27 и Великобритания) в 2022 г. составили 7,43 млрд долл., 88% которых приходятся на Великобританию, Францию, Германию и Венгрию20. По данным журнала «Экономист», Европа более уязвима в своей экономической зависимости от Китая, чем Америка. Используя три индикатора – экспорт товаров, экспорт услуг и продажа западных дочерних компаний в Китае, эксперты подсчитали степень уязвимости экономик перед Китаем. В результате, по их оценкам, европейская большая шестёрка (Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия и Испания) более экономически зависима от Китая (5,6%), чем США (4,2%)21. На этом фоне европейцы при выборе своей стратегии действий будут каждый раз соотносить субъективно понимаемые выгоды и издержки ужесточения подхода в отношении Китая в условиях давления со стороны США.

19. China-EU – international trade in goods statistics / Eurostat Statistics Explained. February, 2023. Available at:>>>   (accessed: 30.10.2023).

20. Chinese FDI in Europe: 2022 Update / Rhodium Group. May, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).

21. Europe can’t decide how to unplug from China / The Economist. May 15, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
18

Заключение

 

В межгосударственных альянсах достижение сплочённости происходит посредством согласования целей, подходов и стратегий действий в процессе переговоров между союзниками. В настоящее время наблюдается стремительная конвергенция подходов США и их европейских союзников в отношении Китая, которая проявляется в сближении восприятия КНР как угрозы их безопасности и интересам, а также координации действий по конкретным направлениям деятельности. Основным вызовом трансатлантической сплочённости на сегодняшний день становится необходимость достижения внутреннего согласия между союзниками относительно соотношения стратегий конкуренции и избирательного сотрудничества с Китаем в условиях высокой степени глобальной взаимозависимости. Внутренняя динамика отношений США и их европейских союзников, по-видимому, будет определяться переговорными возможностями сторон, которые, в том числе зависят от оценки странами доступных альтернатив и специфики взаимодействия с потенциальным оппонентом.

Библиография

1. US Department of State. The Administration’s Approach to the People’s Republic of China / The George Washington University, Washington, D.C. May 26, 2022. Available at: https://www.state.gov/the-administrations-approach-to-the-peoples-republic-of-china/ (accessed: 27.10.2023).

2. The White House. National Security Strategy. October 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 27.10.2023).

3. Hopmann P. T., Sullivan J. D. Unity and Disintegration in International Alliances: Comparative Studies. New York: Wiley, 1973.

4. Liska G. Nations in alliance: The limits of interdependence. Johns Hopkins Press, 1962. 301 p.

5. Snyder G. Alliance Politics. Cornel University Press. Ithaca and London, 1997. P. 18.

6. Liska G. Nations in alliance. P. 87.

7. The White House. National Security Strategy. February, 2015. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy_2.pdf (accessed: 29.10.2023).

8. European Commission. Joint Communication to the European Parliament and the Council. Elements for a new Strategy on China. June, 2016. Available at: https://eeas.europa.eu/archives/docs/china/docs/joint_communication_to_the_european_parliament_and_the_council_-_elements_for_a_new_eu_strategy_on_china.pdf (accessed: 27.10.2023)

9. The White House. National Security Strategy. December 2017. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed: 25.10.2023).

10. European Commission. EU-China – a Strategic Outlook. March 12, 2019. Available at: https://commission.europa.eu/system/files/2019-03/communication-eu-china-a-strategic-outlook.pdf (accessed: 25.10.2023).

11. NATO 2022 Strategic Concept. Adopted by Heads of State and Government at the NATO Summit in Madrid 29 June 2022. Available at: https://www.nato.int/strategic-concept/ (accessed: 30.10.2023).

12. Wintour P. Mike Pompeo restates US opposition to Huawei access / The Guardian. January 30, 2020. Available at: https://www.theguardian.com/technology/2020/jan/30/mike-pompeo-restates-us-opposition-to-huawei-access (accessed: 25.10.2023).

13. European Commission. Secure 5G Networks: Commission Endorses EU Toolbox and sets out next steps. January 29, 2020. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_123 (accessed: 30.10.2023).

14. The White House. U.S.-EU Joint Statement of the Trade and Technology Council. May 31, 2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/05/31/u-s-eu-joint-statement-of-the-trade-and-technology-council-2/#:~:text=The%20United%20States%20and%20the%20European%20Union%20will%20continue%20discussions,international%20security%20and%20human%20rights (accessed: 30.10.2023).

15. Kharpal A. Netherlands, home to a critical chip firm, follows U.S. with export curbs on semiconductor tools. / A. Kharpal / CNBC News. June 30, 2023. Available at: https://www.cnbc.com/2023/06/30/netherlands-follows-us-with-semiconductor-export-restrictions-.html (accessed: 30.10.2023).

16. Liska G. Nations in alliance…

17. Дипломаты раскритиковали слова Макрона о необходимости дистанцироваться от США по Тайваню / Интерфакс. 10.04.2023. Available at: https://www.interfax.ru/world/895332 (accessed: 28.10.2023).

18. Opening remarks by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the meeting of the North Atlantic Council at the level of Heads of State and Government, with Sweden, Indo-Pacific Partners, and the EU. 12.07.2023. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_217091.htm?selectedLocale=en (accessed: 28.10.2023).

19. China-EU – international trade in goods statistics / Eurostat Statistics Explained. February, 2023. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=China-EU_-_international_trade_in_goods_statistics#EU_and_China_in_world_trade_in_goods (accessed: 30.10.2023).

20. Chinese FDI in Europe: 2022 Update / Rhodium Group. May, 2023. Available at: https://rhg.com/research/chinese-fdi-in-europe-2022-update/ (accessed: 30.10.2023).

21. Europe can’t decide how to unplug from China / The Economist. May 15, 2023. Available at: https://www.economist.com/international/2023/05/15/europe-cant-decide-how-to-unplug-from-china?frsc=dg%7Ce (accessed: 30.10.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести