Динамика отношений администрации Д. Трампа с крупным бизнесом США в 2019–2021 гг.: от «медового месяца» к отчуждению
Динамика отношений администрации Д. Трампа с крупным бизнесом США в 2019–2021 гг.: от «медового месяца» к отчуждению
Аннотация
Код статьи
S207054760029169-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Козлов Вадим Олегович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН).
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Во второй половине 2019 года администрация Дональда Трампа активизирует «торговую войну» с Китаем, что должно было соответствовать образу президента американского крупного бизнеса. Тем не менее, это вызвало неоднозначную реакцию среди ведущих бизнес-кругов США. Так, американские технологические компании высказали серьезное опасение относительно последствий непродуманной политики республиканской администрации и не стали сворачивать свое производство в КНР. Перестал созываться Совет корпораций в Белом доме, вследствие чего регулярные контакты федерального правительства с крупными компаниями прекратились. Окончательное ухудшение имиджа Трампа в глазах большей части бизнеса стал штурм Капитолия сторонниками президента, не согласными с выборами. Таким образом, в свете выборов 2024 года позиции потенциального республиканского кандидата в бизнес-кругах выглядят весьма неоднозначными. 

Ключевые слова
торговая война, Д. Трамп, крупный бизнес, Китай, Белый дом
Классификатор
Получено
10.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
115
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Важным шагом по поддержке американского бизнеса, по мнению главы Белого дома, должно было стать введение повышенных пошлин на импортные товары. Д. Трамп, предложив такую политику, фундаментальным образом изменил базовые принципы Республиканской партии в сфере внешнеторговых отношений, которые она проводила в жизнь с начала 1990-х годов. Данный курс сводился к идее формирования системы свободной торговли в глобальных масштабах, основанных в том числе и на принципе неуклонного снижения тарифов и отмены такого феномена внешнеторговых отношений между странами, как торговые войны1. Политика тарифных войн с целью установления режима наибольшего благоприятствования для американских товаров стала наиболее глобальным изменением внешнеэкономического курса США за всю послевоенную историю. Как отмечают многие аналитики, причина хронического внешнеторгового дефицита связана не с ограничениями работы американских компаний на рынках иностранных государств, а с процессами преобразования экономики США из индустриальной в постиндустриальную2. Главной целью торговых войн стал основной экономический конкурент США – КНР. По задумке американского президента, введение пошлин на целые сектора китайской экономики должно было способствовать устранению дисбаланса в торговле между странами и подтолкнуть к заключению выгодных для американских корпораций торговых сделок3. В течение 2018 г. администрация Соединённых Штатов приступила к реализации ряда торговых мер, направленных на сокращение импорта, сначала нацеленных на конкретные продукты (сталь, алюминий, солнечные панели и стиральные машины), а затем конкретно нацеленных на импорт из Китая. Президент ошибался в том, что считал рестрикции дорогой в одном направлении.

1. Васильев В. С. Экономическая политика администрации Д. Трампа: фактор президента / В кн. Феномен Трампа. М.: ИНИОН РАН, 2020. С. 211.

2. Nicita A. Trade and trade diversion effects of United States tariffs on China. – UNCTAD Research Paper 37. 2019. P. 3.

3. D. Trump. U.S. - China trade reform. 29.09.2016. // Donald Trump’s blog. Available at: >>> (accessed: 22.09.2023).
2

Начало торговой войны с Китаем и её восприятие американским бизнесом

 

Первая фаза торгового противостояния между Соединёнными Штатами и Китаем произошла в начале лета 2018 г., когда сперва Вашингтон, а затем и Пекин подняли тарифы на товары друг друга примерно на 50 млрд долл. США. Невозможность найти точки соприкосновения для решения вопросов торговых балансов и прав интеллектуальной собственности привела к дальнейшему ухудшению торговых отношений между этими странами. Администрация Трампа ввела дополнительные тарифы в сентябре 2018 г., чтобы покрыть 200 млрд долл. китайского импорта, на что Китай ответил введением пошлин на товары из Соединённых Штатов на сумму дополнительно 60 млрд долл. Хотя первоначально эти тарифы должны были вырасти с 10 до 25% в январе 2019 г., в начале декабря 2018 г. стороны договорились отложить любые ответные действия до марта 2019 года. Это перемирие продлилось до июня 2019 г., когда Соединённые Штаты пошли на запланированное повышение тарифов с 10 до 25%, на что Китай ответил повышением пошлин на множество продуктов, которые уже облагались тарифами. Ответные меры ещё более усилились в сентябре 2019 г., когда США ввели 15%ные тарифы на большую часть оставшихся 300 млрд долл. импорта из Китая, ещё не облагаемого ими. В Китае по состоянию на конец 2019 г. около 60% американских товаров облагались дополнительными пошлинами4. Перед угрозой наращивания противостояния и в свете приближающихся выборов Белый дом был вынужден заключить перемирие в торговой войне, пойдя на большие уступки, отсрочив введение новых пошлин.

4. Trump Has Gotten China to Lower its Tariffs. Peterson Institute for International Economics. 2019. Available at: >>> (accessed: 06.11.2023).
3

На практике торговое противостояние и политика высоких пошлин на импорт привели к обратному эффекту для крупных американских корпораций. В конце 2019 г. Американская торговая палата в Шанхае провела опрос среди своих инвесторов, 92% из которых заявили о том, что продолжат вести бизнес в Китае даже в условиях ухудшения отношений между США и КНР5. Аналогичный опрос представителей американских корпораций, проведённый по заказу Си-эн-эн (CNN) подтвердил опасения, которые вызывала торговая война с Китаем среди бизнес-лидеров флагманов американской индустрии: «Эпл» (Apple), «Гугл» (Google), «Форд мотор» (Ford Motor Co). и ряда других, так как их главным опасением был страх перед ответными мерами со стороны Пекина, которые могли существенно затронуть работу этих компаний на крупнейшем китайском рынке6. Опросы были проведены на фоне настойчивых рекомендаций Д. Трампа американским компаниям, сделанных им ещё в июле 2019 г., когда он заявил в одном из своих твитов: «Руководствуясь законом о чрезвычайных экономических полномочиях президента от 1977 г., я призываю наши компании покинуть опасный китайский рынок»7. В выигрыше остались производители стали и алюминия, но лишь до тех пор, пока будут действовать введённые тарифы. Таким образом, интересы Трампа и большой части крупного бизнеса на китайском рынке стали практически противоположными. Китай по-прежнему привлекал американских инвесторов благодаря своему растущему среднему классу (как следствие, росту уровня потребления в стране), высокой динамике экономического роста. Основным запросом значительной части бизнеса в условиях усиливающейся торговой войны была большая определённость в отношениях двух стран и снижение уровня открытой конфронтации.

5. US companies are sticking with China despite rising tensions and pressure from Trump. 09.09.2020. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).

6. Ibid.

7. Trump claims he has 'absolute right' to order US companies out of China under 1977 law. 24.08.2019 // CNN. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
4

Деградация отношений Трампа с крупным бизнесом США: последствия штурма Капитолия

 

Процесс охлаждения отношений главы Белого дома с американской бизнес-элитой продолжался в течение всего 2020 года и был связан с пандемией ковид-19, движением «Жизни чёрных имеют значение» (Black Lives Matter), а апогеем стало непризнание Трампом результатов президентских выборов.

5

Определяющим фактором внутренней политики США в 2020 г. стала пандемия ковид-19. Самоизоляция, остановка авиасообщения и вынужденные меры «закрытия» экономики, а также неадекватная реакция Белого дома на пандемию привели к сильнейшему падению как биржевых индексов, так и американской экономики в целом. Первым большим ударов для американского президента в начале 2020 г. стала пандемия ковид-19 и долгое время Д. Трамп не воспринимал всерьёз её угрозу, ограничиваясь декларативными мерами (такими как остановка авиасообщения между США и Азией, а затем и Европой) и не вводя общенационального карантина. Ряд американских аналитиков склонны предполагать, что Белый дом шёл на поводу у американских корпораций, терпевших убытки от закрытия их предприятий в Китае8. Однако дальнейшие события показали недальновидность этой политики, ведь уже к концу мая 2020 г. США вышли на первое место по числу заразившихся новым коронавирусом и надолго перехватили пальму печального первенства по статистике смертности9. В большинстве штатов был введён локдаун, что привело к остановке производства на многих предприятиях и к неизбежным убыткам для бизнеса. Крупные корпорации, не дожидаясь реакции правительства, сформировали в ряде штатов специальные фонды по борьбе с ковид-19. «Майкрософт» (Microsoft) и «Амазон» (Amazon) создали «Фонд реагирования на ковид-19», ориентированный на сильно пострадавший штат Вашингтон. Они и другие компании, такие как «Аляска эйрлайнз» (Alaska Airlines) и Фонд «Старбакс» (Starbucks), пожертвовали 2,5 млрд долл. на его деятельность. Президент «Майкрософт» Брэд Смит заявил: «Как крупные корпорации, мы можем и должны сделать этот шаг. Но не все предприятия смогут это сделать. Поскольку наше сообщество сосредоточено на потребностях общественного здравоохранения во время вспышки ковид-19, важно, чтобы мы также объединились для решения неудовлетворённых экономических потребностей, возникающих вокруг нас»10.

8. Jason Furman @jasonfurman. 02.04.2021// Twitter. Available at: >>> (accessed: 26.09.2023).

9. The U.S. Now Leads the World in Confirmed Coronavirus Cases. 26.03.2020 // The New York Times. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).

10. How big business is joining the fight against COVID-19. 23.03.2020 // World Economic Forum. Available at: >>> (accessed: 29.10.2023).
6

Другим ударом по репутации Трампа, приведшей к снижению его популярности и стремлению представителей бизнес-элиты отстраниться от президента, стали массовые протесты, связанные с убийством полицейским чернокожего Дж. Флойда. Крупные компании часто опасаются занимать чью-либо сторону в столь поляризованных ситуациях, но в данном случае большинство из них выступили единым фронтом против расовой несправедливости и полицейского беспредела. Стремление Дональда Трампа подавить расовые беспорядки и возложить вину на представителей создавшегося движения «Жизни чёрных имеют значение» привело к тому, что представители большого бизнеса начали дистанцироваться и чаще выступать с открытым осуждением действий президента. В частности, представители «Нетфликс» заявили в Твиттере (сеть запрещена в РФ): «Молчать – значит солидаризироваться с расизмом. Жизнь темнокожих имеет значение! Мы имеем платформу и нашу обязанность перед темнокожими пользователями, сотрудниками и создателями говорить открыто!»11. Высказывания по социальным вопросам часто являются обдуманным решением, формой маркетинга, ориентированного на ценности и идентичность клиентов. Приведя корпоративные ценности в соответствие с тем, что волнует потребителей, компании надеются создать чувство более глубокой личной связи с ними и повысить лояльность клиентов к тому или иному бренду. Несмотря на оказанную поддержку бизнесу путём снижения корпоративных налогов в начальный период президентства Д. Трампа в этой ситуации многие крупные компании заняли позицию его политических противников.

11. Netflix@netflix. 30.05.2020 // Netflix. Available at: https: //twitter.com/netflix (accessed: 29.10.2023).
7

Финальным аккордом этого начавшегося противостояния стали события, связанные с непризнанием Д. Трампом итогов президентских выборов ноября 2020 г. и последующий штурм Капитолия его сторонниками. Глава американской бизнес-группы, которая представляет 14 000 компаний, включая «Эксон мобил» (Exxon Mobil), «Пфайзер» (Pfizer) и «Тойота мотор» (Toyota Motor), призвал высокопоставленных чиновников рассмотреть возможность отстранения Дональда Трампа от власти до инаугурации Дж. Байдена. Джей Тиммонс, глава Национальной ассоциации производителей США, заявил, что Трамп «подстрекал к насилию в попытке удержать власть, и что любой избранный лидер, который его защищает, нарушает клятву Конституции и отвергает демократию в пользу анархии»12.

12. Крупное бизнес-объединение США призвало к отстранению Трампа от власти. 07.01.2021 // Anna-news. Available at: >>> (accessed: 08.11.2023).
8

Заключение

 

Реализация мер поддержки крупного бизнеса и налоговая реформа Д. Трампа, как и сам его предпринимательский опыт, стали многообещающим началом для сотрудничества бизнеса и власти в первые годы его президентства. Однако с течением времени в результате неоднозначных результатов тарифных войн и «коронакризиса» 2020 г., и штурма Капитолия в 2021 г. произошло полное отчуждение крупного бизнеса от Трампа, превратив его в токсичного политика. Данная эволюция безусловно повлияет и на перспективы его потенциального возвращения в Белый дом в ходе выборов 2024 года, существенно ограничивая возможности поддержки и спонсирования его потенциальной избирательной кампании представителями ведущих финансово-промышленных структур США.

Библиография

1. Васильев В. С. Экономическая политика администрации Д. Трампа: фактор президента / В кн. Феномен Трампа. М.: ИНИОН РАН, 2020. С. 211.

2. Nicita A. Trade and trade diversion effects of United States tariffs on China. – UNCTAD Research Paper 37. 2019. P. 3.

3. D. Trump. U.S. - China trade reform. 29.09.2016. // Donald Trump’s blog. Available at: https://www.donaldjtrump.com/positions/us-china-trade-reform (accessed: 22.09.2023).

4. Trump Has Gotten China to Lower its Tariffs. Peterson Institute for International Economics. 2019. Available at: https://www.piie.com/blogs/trade-and-investment-policy-watch/trump-has-gotten-china-lower-its-tariffs-just-toward (accessed: 06.11.2023).

5. US companies are sticking with China despite rising tensions and pressure from Trump. 09.09.2020. Available at: https://edition.cnn.com/2020/09/09/business/amcham-us-china-business-report-intl-hnk/index.html (accessed: 30.10.2023).

6. Ibid.

7. Trump claims he has 'absolute right' to order US companies out of China under 1977 law. 24.08.2019 // CNN. Available at: https://edition.cnn.com/2019/08/24/politics/trump-china-trade-war-emergency-economic-powers-act/index.html (accessed: 30.10.2023).

8. Jason Furman @jasonfurman. 02.04.2021// Twitter. Available at: https://twitter.com/jasonfurman (accessed: 26.09.2023).

9. The U.S. Now Leads the World in Confirmed Coronavirus Cases. 26.03.2020 // The New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2020/03/26/health/usa-coronavirus-cases.html (accessed: 29.10.2023).

10. How big business is joining the fight against COVID-19. 23.03.2020 // World Economic Forum. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/big-business-joining-fight-against-coronavirus/ (accessed: 29.10.2023).

11. Netflix@netflix. 30.05.2020 // Netflix. Available at: https: //twitter.com/netflix (accessed: 29.10.2023).

12. Крупное бизнес-объединение США призвало к отстранению Трампа от власти. 07.01.2021 // Anna-news. Available at: https://anna-news.info/krupnoe-biznes-obedinenie-ssha-prizvalo-k-otstraneniyu-trampa-ot-vlasti/ (accessed: 08.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести