Германо-американские экономические отношения: анализ развития после 2022 года
Германо-американские экономические отношения: анализ развития после 2022 года
Аннотация
Код статьи
S207054760029158-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Иванова Анна Константиновна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт Европы Российской академии наук (ИЕ РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье проанализированы некоторые особенности восстановления отношений и усиления торгово-экономического взаимопроникновения США и ФРГ при администрации Дж. Байдена после 2022 г. Внимание будет уделено торгово-экономическим рекордам, инвестиционным проектам, решениям по торговым спорам, вовлечению политической повестки в экономические решения, переговорам по зонам ключевых экономических противоречий. 

Ключевые слова
США, ФРГ, Германия, Соединённые Штаты, ЕС, Евросоюз, экономика, экономические отношения, торговые споры, торговля
Классификатор
Получено
13.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
182
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

C началом специальной военной операции РФ на Украине контакты между Германией и США значительно интенсифицировались и в большей степени были сфокусированы на вопросах, связанных с энергетическим кризисом, включая поставки американского СПГ; зелёной энергетикой, координацией политики (особенно санкционной) в отношении России, разрешении торговых споров, обострившихся в период президентства Д. Трампа. В 2022 г. продолжилось восстановление германо-американских отношений, начатое в последний год правления А. Меркель и её кабинета. С одной стороны, общая риторика лидеров двух государств свидетельствовала о дальнейшем сближении, которое проявилось в усилении политического единства и взаимной поддержке, особенно в сфере общей исторической памяти (нарратив о единстве двух стран в борьбе за демократические ценности), зелёной повестки, солидарности в отношении украинского конфликта, Тайваня и т.д. С другой стороны, обозначилась определённая уязвимость Германии в отношениях со своим трансатлантическим партнёром, что среди прочего спровоцировало некоторые уступки со её стороны, прежде всего, в энергетической сфере.

2

Настроение бизнеса

 

Согласно ежегодному опросу Торгово-промышленной палаты ФРГ (DIHK) «Going International» за 2023 г. рекордное количество опрошенных немецких компаний (56%) констатировали разрастание барьеров для ведения бизнеса на внешних рынках. В числе препятствий они отмечают в качестве дискриминационных требования американского закона «О снижении инфляции», предписывающего компаниями частично использовать в производстве товаров продукцию национальной (американской) промышленности. При этом, расширение барьеров для немецких компаний на американском рынке необходимо рассматривать в широком контексте ухудшения условий торговли на Евразийском континенте: серьёзных сдерживающих факторов для немецкого бизнеса, вызванных ограничительными мерами ЕС и рядом недружественных государств против РФ и Беларуси, ответными ограничениями со стороны последних, а также экономических препятствий в отношениях с Великобританией, вызванные брекситом.

3 В этой связи 24% экспортирующих компаний прогнозируют ухудшение своего положения на внешних рынках, и лишь 15% высоко оценивают перспективы развития. Согласно результатам опроса о наиболее значимых рынках в среднесрочной перспективе предприниматели отметили рынок ЕС (74%), Северную Америку (43%), в частности США (35%), за которыми следует Азиатско-Тихоокеанский регион без учёта КНР (29%) и отдельно КНР (21%). Россию в качестве потенциально значимого рынка отметили 5% компаний.
4

В обзоре отмечается, что «изменившиеся геополитические обстоятельства заставляют компании критически пересматривать свою прежнюю международную ориентацию. Каждая вторая планирует открывать новые рынки товарной торговли и размещение инвестиций в промышленное производство»1.

1. DIHK-Umfrage Going International 2023. DIHK. 2023. p. 3.
5

Торговые споры

 

29 сентября 2021 г.2 для разрешения группы серьёзных экономических противоречий и стратегий совместного развития между Соединёнными Штатами и Евросоюзом был организован Совет по торговле и технологиям США – ЕС, который позволил перевести торговые споры, в том числе оставшиеся после президентства Д. Трампа, из политической плоскости в техническую. В Совет были переданы вопросы, связанные с предложениями по реформированию ВТО, режимом контроля/проверки инвестиционной деятельности (прежде всего инвестиционной активности со стороны КНР), контролю экспорта товаров двойного назначения, сотрудничества в области внедрения ИИ, а также производства полупроводников и повышения безопасности цепочек добавленной стоимости, взаимном признании стандартов и другие.

2. U.S.-EU Trade and Technology Council Inaugural Joint Statement // United States Trade Representative [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).
6

Федеральный союз германской промышленности (BDI) отмечал в июле 2023 г.3, что Совет достиг наибольших результатов в ряде вопросов по гармонизации стандартов. Однако по другим направлениям работы он не демонстрирует ощутимых результатов.

3. Transatlantische Zusammenarbeit: Ein Zwischenstand vom TTC [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed 13.11.2023).
7

20 октября 2023 г. в Вашингтоне состоялся конгресс США – ЕС4, в рамках которого должен был найти решение один из наиболее важных для немецкого бизнеса вопросов, переданных Совету – торговый спор по тарифам на ввоз стали и алюминия из Европы в США. Напомним, что сущность данного конфликта была выражена невозможностью сохранить преференциальные условия для европейского, и в частности немецкого, бизнеса по ввозу стали и алюминия в страну (более подробно особенности этих противоречий были раскрыты нами в предшествующих работах5). По итогам продолжительных переговоров с лидерами ЕС к концу первого года президентства Дж. Байдена, его администрация установила мораторий на применение повышенных тарифов сроком до конца 2023 г. Введение двухгодичного моратория, однако, не решало главную проблему немецкого бизнеса – невозможность планирования долгосрочных контрактов. До указанного срока стороны обязались разработать «Всеобщее соглашение по устойчивому производству стали и алюминия» (Global Arrangement on Sustainable Steel and Aluminum), которое требовало разработать общие правила торговли с ЕС, тем самым повысив свою конкурентоспособность по отношению к поставщикам из КНР. Предполагается, что соглашение будет способствовать сокращению избытка производственных мощностей, создаваемых Китаем и Индией, и декарбонизации сталелитейной и алюминиевой промышленности.

4. U.S.-EU Summit Joint Statement // European Commission - European Commission – 20.10.2023. [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).

5. Германия 2021. Под редакцией В.Б. Белова. ИЕ РАН: 2022. С.111.
8

Несмотря на серьёзные ожидания со стороны деловых сообществ Германии, по итогам октябрьской встречи стороны не смогли прийти к общему решению. Ключевые противоречия, по мнению аналитиков, остались неизменными и были связаны с разногласиями сторон в отношении соблюдения правил ВТО, а также увязки Соединёнными Штатами решения по тарифам для ЕС с политикой экономического сдерживания КНР (подробнее см.6).

6. Opinion Piece by Simone Menne on the EU-U.S. Summit | AmCham Germany [Электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed 13.11.2023);
9

В отношении гонки зелёных субсидий и претензий немецкого бизнеса к некоторым положениям закона «О снижении инфляции». Отметим, что в конце 2022 г. была разработана «Трансатлантическая инициатива по устойчивой торговле»7, направленная на содействие энергетическому переходу и мерам увеличения инвестиции в экологически чистые товары и услуги, работа над которой продолжается. Немецкий бизнес подчеркнул актуальность данного инструмента и разработал предложения8 по ряду направлений его деятельности.

7. EU-US-Handels- und Technologierat: EU bekräftigt Bedenken bezüglich des Inflation Reduction Acts [Электронный ресурс]. Available at: >>>(accessed 10.11.2023).

8. Предложения немецкого бизнеса в отношении разработки инициативы: Wirtschaftsprioritäten für die Transatlantische Initiative für nachhaltigen Handel (TIST). Stellungnahme. Berlin, Oktober 2023. Deutsche Industrie- und Handelskammer. Available at: >>> (accessed 10.11.2023).
10

Инвестиции: ситуация вокруг Intel

 

Энергетический кризис негативно сказался на конкурентоспособности немецкого штандорта и создал трудности для привлеченных компаний. Напомним, что предыдущий год стал выигрышным для ФРГ в области реализации целей технологического развития: о готовности расположить свои мощности заявили в Германии сразу 4 мировых лидера в области высоких технологий – «Гугл» (Google), «Тесла» (Tesla), «Эпл» (Apple), «Интел» (Intel)9. Последняя играла особо важную роль в планах повышения конкурентоспособности ЕС, однако испытала трудности в реализации своего масштабного проекта. В рамках продолжающейся конкуренции «Интел» с азиатскими производителями полупроводников – Тайваньской компании по производству полупроводников (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company) и «Самсунг электроникс» (Samsung Electronics Co), компания планировала повысить долю европейского участия в мировом производстве чипов с 8 до 20%, а американского – с 12 до 30% (что было заявлено компанией в феврале 2022 года). «Интел» планировала выделить ещё около 20 млрд долл. на строительство фабрики в США (г. Колумбус) и расширение производственных мощностей в Европе. В конце 2021 г. представителям Еврокомиссии и ФРГ удалось получить предварительное согласие компании на размещение в Магдебурге при условии софинансирования 30% инвестиций из программ поддержки ЕС (в марте 2022 г. компания официально подтвердила выбор локации), однако бизнес-аналитики стали высказывать сомнения по поводу её возможности развернуть производство чипов нового поколения к 2027 г.10 В условиях энергетического кризиса и роста инфляции компания продолжила сложные переговоры с ЕС и руководством ФРГ увеличения субсидий на покрытие дополнительных расходов компании. В 2023 г. ей удалось добиться существенной поддержки со стороны Германии (субсидии до 10 млрд евро, установление ограничений по росту цен на энергопотребление и др.).

9. Германия 2021. Под ред. В.Б. Белова…. С 117-121.

10. The register. Available at: >>>  (accessed 10.11.2023).
11

Товарная торговля

 

Согласно данным федерального статистического ведомства ФРГ, торговля между двумя странами достигла очередного рекордного значения. Из таблицы 1 следует, что торговый оборот между двумя странами в 2022 г. достиг 248,5 млрд евро, что составляет 8,1% всего объёма внешней торговли страны и на 28% превышает прошлогодний показатель.

12

Таблица 1

Торговый оборот ФРГ с США и рядом других стран

13
Страна Оборот, млрд евро Рост к прошлому году, % Доля, %
КНР 298,9 21,2 9,7
США 248,5 27,9 8,1
Нидерланды 230,1 11,6 7,5
Франция 185,3 12,5 6,0
Польша 168,0 13,8 5,5
Италия 159,8 13,4 5,2
Австрия 146,3 22,1 4,8
Швейцария 126,0 14,6 4,1
Бельгия 124,3 19,8 4,0
Чехия 113,1 16,6 3,7
Британия 111,7 14,9 3,6
Испания 86,4 10,6 2,8
Норвегия 73,2 152,7 2,4
Венгрия 66,0 12,6 2,1
Турция 51,6 29,3 1,7
РФ 50,1 -16,1 1,6

Составлено автором на основе данных Федерального статистического ведомства ФРГ.

14 Показатели экспорта товаров в США также увеличились на 28% (по импорту 27,6%) по сравнению с прошлым годом и возросли до 156 млрд евро – десятой части всего немецкого экспорта (табл. 2 и 3). Таким образом, на КНР, США, Великобританию и Францию приходится 29% общего значения экспорта ФРГ (452,1 млрд евро).
15

Таблица 2

Товарный экспорт из ФРГ в США и рядом других стран в 2022 г.

16
Страна Экспорт, млрд евро Разница к прошлому году, % Доля, %
КНР 106,9 3,2 6,8
США 156,2 28,0 9,9
Франция 116,0 12,9 7,4
Британия 73,8 13,5 4,7
РФ 14,6 -45,2 0,9

Составлено автором на основе данных Федерального статистического ведомства ФРГ.

17

Таблица 3

Импорт товаров ФРГ из США и ряда других стран в 2022 г.

18
 Страна Импорт, млрд евро Разница к прошлому году, % Доля, %
КНР 192,0 34,3 12,8
США 92,3 27,6 6,2
Франция 69,3 11,9 4,6
Британия 37,9 17,6 2,5
РФ 35,6 7,4 2,4

Составлено автором на основе данных Федерального статистического ведомства ФРГ.

19

В структуре товарной торговли преобладают транспортные средства, станки, фармацевтическая и химическая промышленность, электроприборы и оптика. Основные категории импорта аналогичны экспортным, однако в сравнении с 2021 годом, в импорте ФРГ существенно возросла доля поставок СПГ. По общему показателю товарного экспорта Германия занимает от 4 до 5% в структуре американского импорта, при этом ФРГ стала главным экспортёром для США по 28 товарным группам11, в 46-ти и 69-ти товарных группах находится на 2-ом и 3-ем месте соответственно. В отношении критически важных материалов Германия входит в число основных поставщиков тантала, платины, ниобия и палладия12.

11. Harmonized System (HS4).

12. Кондратьев В.Б., Попов В.В., Кедрова Г.В. Цепочки поставок критически важных материалов и национальная безопасность США // Мировая экономика и международные отношения. 2023. т. 67, № 2. С. 9. DOI: 10.20542/0131-2227-2023-67-2-5-16
20

Рассмотрим место США в общем экспорте ФРГ. Согласно подсчётам на основе данных статистики международной торговли ООН (UN Comtrade) с 2020 по 2022 гг. до 40% мирового экспорта ФРГ составляли три группы товаров: 84-я (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части), 85-я (электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности), 87-я (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности). В каждой из них на США приходилось от 8,6 до 10,6% (аналогичный показатель у КНР)13. Таким образом, на США и КНР приходится до 18% в товарной группе 84, и до 21% в товарной группе 85, и до 23% – в группе 87.

13. Рассчитано на основе данных UN Cometrade с 2020-2022 г.
21

Политизация экономического диалога, энергетический кризис

 

Вгермано-американской деловой среде явно обозначилось повышение роли политической повестки. Данная тенденция нашла отражение не только на уровне межведомственного и государственного взаимодействия, но и на уровне деловых и общественных организаций. В 2022 г. 75 лет сотрудничества отметили Германо-американская организация «Атлантический мост» (председателем которой в 2022 г. был избран бывший министр иностранных дел ФРГ З. Габриэль), и Внешнеторговая палата немецкого бизнеса в США, основанная в 1947 г. в Нью-Йорке в рамках плана Маршалла. В 2023 г. Американо-германская торговая палата, которая была основана в Берлине в 1903 г., отметила 120-летный юбилей своего присутствия в ФРГ. Во время многочисленных мероприятий выступающие с германской стороны подчёркивали их приверженность демократическим ценностям, культурную и историческую связь с Соединёнными Штатами, политическое единство. В ноябре 2022 г. Торговая палата США в ФРГ опубликовала очередной и стандартный так называемый позиционный документ14, в котором среди прочего отметила необходимость активных действий руководства Германии в сфере укрепления коллективной безопасности, включая необходимость повышения доли ФРГ в бюджете НАТО до 2%. Такие рекомендации ранее не были характерны для позиционных документов объединений бизнеса двух стран, так как они призваны выразить ключевые потребности объединяемых палатой предпринимателей, а также подчеркнуть области для кооперации. В числе основных вызовов предприниматели по значимости отметили последствия пандемии ковид-19, энергетический кризис и конфликт вокруг Украины.

14. Positions Papier. Making Germany’s Zeitenwende a Success Strengthening transatlantic sovereignty – for increased competitiveness, resilience, and responsiveness in our economies. American Chamber of Commerce in Germany e.V. 2022. (accessed 09.11.2023).
22

На встрече в Вашингтоне в начале февраля 2022 г. президент США публично подчеркнул особую роль ФРГ как важнейшего союзника в Европе и мире, лидера в области урегулирования украинского конфликта, надёжного партнёра, пользующегося полным доверием американской администрации15. Спустя несколько месяцев после достижения компромисса в конце 2021 г. по вопросу окончания строительства магистрального морского газового трубопровода «Северный поток – 2»16 Дж. Байден относительно неожиданно для германской стороны потребовал на встрече от нового федерального канцлера ввести санкции против этого проекта. О. Шольц не смог чётко обозначить свою позицию о недопустимости такого подхода. Отметим, что в этом отношении канцлер смог выдержать натиск со стороны европейских партнёров, требующих «закрыть» второй Северный поток. Речь шла о представителях ЕС – главе Европейского Совета Ш. Мишеле, руководителе Европейской комиссии У. фон дер Ляйен и генсеке НАТО Й. Столтеберге, премьер-министре Италии М. Драги, президенте Польши А. Дуде и премьер-министре Великобритании Б. Джонсоне. Но в целом к середине февраля стало складываться впечатление, что канцлер не располагает достаточными рычагами влияния на своих основных трансатлантических и европейских коллег.

15. House T. W. Remarks by President Biden and Chancellor Scholz of the Federal Republic of Germany at Press Conference. The White House. Available at: >>> (accessed 22.04.2023).

16. Германия 2021. Под ред. В.Б. Белова…. С. 113.
23 С 2022 г. германо-американское экономическое сотрудничество открыто встраивается в политическую повестку, затрагивая уровень деловых сообществ. В 2023 г., представляя итоги октябрьского саммита США – ЕС, Американо-германская палата отмечает: «Ключевым выводом саммита является единство ЕС и США в поддержке Украины и Израиля. В то время как поддержка по этому направлению имеет первостепенное значение, результатов саммита в области торговой и промышленной политики, к сожалению, не хватало для ощутимого демонтажа торговых барьеров и укрепления трансатлантического суверенитета».
24

Заключение

 

Таким образом, в экономических отношениях ФРГ с Соединёнными Штатами после 2022 г. продолжился рост заинтересованности немецких предприятий в американском рынке. На фоне общего ухудшения положения немецких цепочек добавленной стоимости, штандорт США приобретает всё большую привлекательность. В то же время, часть торгово-экономических противоречий с ЕС, в разрешении которых особенно заинтересован бизнес ФРГ, остаются на повестке и могут быть привязаны к решениям в области внешней политики США в других сферах.

Библиография

1. DIHK-Umfrage Going International 2023. DIHK. 2023. p. 3.

2. U.S.-EU Trade and Technology Council Inaugural Joint Statement // United States Trade Representative [Электронный ресурс]. Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2021/september/us-eu-trade-and-technology-council-inaugural-joint-statement (accessed 12.11.2023).

3. Transatlantische Zusammenarbeit: Ein Zwischenstand vom TTC [Электронный ресурс]. Available at: https://bdi.eu/artikel/news/transatlantische-zusammenarbeit-ein-zwischenstand-vom-ttc (accessed 13.11.2023).

4. U.S.-EU Summit Joint Statement // European Commission - European Commission – 20.10.2023. [Электронный ресурс]. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_23_5198 (accessed 12.11.2023).

5. Германия 2021. Под редакцией В.Б. Белова. ИЕ РАН: 2022. С.111.

6. Opinion Piece by Simone Menne on the EU-U.S. Summit | AmCham Germany [Электронный ресурс]. Available at: https://www.amcham.de/news-details/opinion-piece-by-simone-menne-on-the-eu-us-summit (accessed 13.11.2023); Schöchli H. Handelsstreit zwischen der EU und den USA um Zölle auf Stahl und Aluminium // Neue Zürcher Zeitung. 25.10.2023. Stahl-Streit: Deutsche Stahlindustrie fürchtet Nachteile duch Abkommen mit USA [Электронный ресурс]. Available at: https://www.merkur.de/wirtschaft/abkommen-usa-europa-stahl-streit-stahlindustrie-sorge-vorteile-donald-trump-zr-92590057.html (accessed 12.11.2023); EU und USA ohne Einigung zu Stahl-Abkommen - China.Table // China.Table [Электронный ресурс]. Available at: https://table.media/china/news/eu-und-usa-ohne-einigung-zu-stahl-abkommen/ (accessed 12.11.2023); Stahlstreit! Keine Einigung zwischen USA und EU // MM MaschinenMarkt [Электронный ресурс]. Available at: https://www.maschinenmarkt.vogel.de/stahlstreit-keine-einigung-zwischen-usa-und-eu-a-a49317441024ade5de73d3974ccab605/ (accessed 12.11.2023).

7. EU-US-Handels- und Technologierat: EU bekräftigt Bedenken bezüglich des Inflation Reduction Acts [Электронный ресурс]. Available at: https://germany.representation.ec.europa.eu/news/eu-us-handels-und-technologierat-eu-bekraftigt-bedenken-bezuglich-des-inflation-reduction-acts-2022-12-06_de (accessed 10.11.2023).

8. Предложения немецкого бизнеса в отношении разработки инициативы: Wirtschaftsprioritäten für die Transatlantische Initiative für nachhaltigen Handel (TIST). Stellungnahme. Berlin, Oktober 2023. Deutsche Industrie- und Handelskammer. Available at: https://www.dihk.de/resource/blob/103578/cbf5e09dd4304aa31a3abd3164be4bfd/dihk-stellungnahme-wirtschaftsprioritaeten-tist-data.pdf (accessed 10.11.2023).

9. Германия 2021. Под ред. В.Б. Белова…. С 117-121.

10. The register. Available at: www.theregister.com (accessed 10.11.2023).

11. Harmonized System (HS4).

12. Кондратьев В.Б., Попов В.В., Кедрова Г.В. Цепочки поставок критически важных материалов и национальная безопасность США // Мировая экономика и международные отношения. 2023. т. 67, № 2. С. 9. DOI: 10.20542/0131-2227-2023-67-2-5-16

13. Рассчитано на основе данных UN Cometrade с 2020-2022 г.

14. Positions Papier. Making Germany’s Zeitenwende a Success Strengthening transatlantic sovereignty – for increased competitiveness, resilience, and responsiveness in our economies. American Chamber of Commerce in Germany e.V. 2022. (accessed 09.11.2023).

15. House T. W. Remarks by President Biden and Chancellor Scholz of the Federal Republic of Germany at Press Conference. The White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/02/07/remarks-by-president-biden-and-chancellor-scholz-of-the-federal-republic-of-germany-at-press-conference/ (accessed 22.04.2023).

16. Германия 2021. Под ред. В.Б. Белова…. С. 113.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести