Проблема «хрупких государств» и «несостоявшихся государств» во внешней политике США
Проблема «хрупких государств» и «несостоявшихся государств» во внешней политике США
Аннотация
Код статьи
S207054760029155-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Евсеенко Андрей Сергеевич 
Должность: Заместитель директора по научной работе
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Термины «хрупкое государство» и «несостоявшееся государство» продолжают широко использоваться как в академическом сообществе, так и среди чиновников государственных и международных организаций. Тем не менее, объяснительный потенциал этих понятий остаётся весьма низким, а политическая ангажированность – высокой. Они стали неотъемлемой частью концепции «строительства наций», столь растиражированной на фоне военных интервенций США 1990-х – 2000-х годов. «Гибридное миростроительство» стало попыткой осмыслить принципы и последствия поддержки государственных институтов после провального опыта США в «строительстве наций» на территории Ближнего Востока и Центральной Азии. Тем не менее, данная концепция не лишена как теоретических, так и практических изъянов. Её основным содержанием сейчас является «феминистское миростроительство». С учётом низкого положения стран-реципиентов в международных рейтингах гендерного равенства, подобный подход упрощает демонстрацию результатов и позволяет американскому истеблишменту рассчитывать на укрепление политического капитала внутри США.

Ключевые слова
хрупкое государство, несостоявшееся государство, миростроительство, международная помощь, США, внешняя политика
Классификатор
Получено
19.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
265
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Завершение американских военных кампаний в Ираке и в Афганистане повлекли за собой не только попытки осмысления политики «глобальной войны с терроризмом» (Global War on Terrorism), но и такого феномена, как «строительство наций» (Nation-Building). В доктринальных документах внешней политики США опыт строительства централизованных демократий на месте враждебных Соединённым Штатам «авторитарных режимов» признан неудачным. Он характеризуется как нереалистичный, чрезмерно ориентированный на военную силу и неучитывающий глобальные приоритеты и непредвиденные издержки1. Тем не менее Соединённые Штаты не отказались от практики поддержки демократических сил в ключевых для интересов США, и не производили существенного персмотра её объёмов, несмотря на противоречивое состояние экономики Соединённых Штатов. В 2011–2021 гг. её ежёгодный общий объём составлял от 50 до 60 млрд. долл.2 Возникает потребность рассмотреть приоритеты и принципы выделения международной помощи в условиях меняющейся геометрии международных отношений, усиления военно-стратегичекого соперничества между мировыми державами и поляризации внутриполитической борьбы с самих США. Для достижения данной цели необходимо провести критический анализ терминов «хрупкое государство» и «несостоявшееся государство», провести сравнительный анализ академических трактовок подходов США к предоставлению международной помощи, и выявить приоритеты политики Соединённых Штатов в ходе поддержки «хрупких» и «несостоявшихся государств».

1. National Security Strategy. The White House: official cite. 13.10.2022. Available at: >>>(accessed: 14.07.2023).

2. Aid Trends. 2011-2021. US Agency for International Development: official site. 26.10.2023. Available at: >>>(accessed: 26.10.2023).
2

«Хрупкое государство» и «несостоявшееся государство» в контексте актуальных подхододов к миростроительству

 

Оба рассматриваемых термина являются неотъемлимой частью лексикона западного политического истеблишмента. При этом не каждый из них имеет академическое происхождение, и ни один из них не учитывает всю специфику локального представления о понятии «государство». Термин «несостоявшееся государство» (failed state) возник в академической среде в начале 1990-х годов при описании локальных гражданских конфликтов, возникших на фоне распада государственности или экономического коллапса3. Понятие «хрупкое государство» (fragile state) было разработано к середине 2000-х годов чиновниками Бреттон-Вудских институтов, таких как Всемирный банк или ОЭСР, где традиционно велика роль Соединённых Штатов4. Как правило, термин использовался для обозначения стран, характеризующихся высоким уровнем бедности и внутренней нестабильностью. По своему содержанию оба понятия ориентируется на теоритическую логику модели государства, сформулированной Максом Вебером. Оно выступает формой социальной организации, характеризующейся легитимным политическим порядком, монополией власти на физическое насилие и наличием бюрократизированного аппарата управления5. При этом отсутствуют универсальные, общепризнанные критерии для объективного определения «хрупкого» или «несостоявшегося государства». К примеру, Индекс несостоявшихся государств Фонда мира (The Fund for Peace Fragile States Index) содержит порядка 160 показателей6. Это создаёт широкую почву для использования данного термина в качестве политического ярлыка, выработки размытых критериев как для определения стран помощи, так и для оценки эффективности её использования. Однако оба термина имели ещё одну очень важную черту, делавшую их востребованными со стороны правительственных кругов. Они, как правило, применялись по отношению к государствам, чьи внутренние кризисы и конфликты создавали риски для международной безопасности, и особенно для интересов США. Таким образом, обращение к этим терминам позволяло сформулировать повод для внешнего вмешательства во внутренние дела «хрупких» / «несостоявшихся государств». Особенно упорно эти понятия продвигались американскими и британскими властями, всячески стимулировавшими разработку этих понятий в академической среде7. При этом регулярное употребление данной терминологии правительственными кругами, причём не только при оказании международной помощи, но и при проведении гуманитарных интервенций, быстро дискредитировало термины, ставшие ассоциироваться с политикой «неоколониализма»8.

3. Gerald H., Ratner S. Saving Failed States. Foreign Policy. 1992. No. 89. Pp. 3–20. DOI:10.2307/1149070

4. States of Fragility 2022. OECD Library. 20.09.2023. Available at: >>> (accessed: 20.09.2023).

5. Голубев И.С. Понятие государства в политической теории Макса Вебера: социально-философский анализ // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 120–124. >>>

6. Fragile State Index Indicators. The Fund for Peace. 22.04.2019. Available at: >>> (accessed: 20.08.2023).

7. Nay O. Fragile and failed states: Critical perspectives on conceptual hybrids. International Political Science Review. 2013. No. 34(3). Pp.326-341. DOI: 10.1177/0192512113480054

8. Gordon, R. Saving Failed States: Sometimes a Neocolonialist Notion. Proceedings of the Annual Meeting (American Society of International Law). 1997. No. 91. – Pp. 420–422.
3

Не менее серьёзной проблемой стал универсализм подходов к оказанию помощи. Как правило, он концентрировался вокруг укрепления местных структур безопасности, построения рыночной модели экономики и создания класса управленцев-технократов9. Эта политика получит название «строительство нации» (nation-building) и станет характерным ярлыком при описании политики США в Афганистане и Ираке. Её типичной чертой будет простейшая экстраполяция американо-европейских представлений о нации к обществам, где сильна трайбалисткая идентичность, распространены патриархальные и родоплеменные пережитки. Их экономика тяготела к «серой зоне», а к государственному аппарату были неприменимы западные представления о коррупции. Местные силовые структуры оставались не более, чем местом заработка и слабо сочетались с либеральными представлениями о правах человека.

9. Chandler, D. Empire in Denial: The Politics of State-Building. Pluto Press, 2006. Pp. 48-70. DOI: 10.2307/j.ctt18fs393
4

Помимо размытых критериев «хрупкости» и «несостоятельности», высокого манипулятивного потенциала терминов, и нежелания учитывать специфику страны-реципиента, сама политика оказания помощи так и не получила чётких критериев успешности и эффективности. В результате «хрупкость» государств никуда не исчезала, а в некоторых случаях, например на Гаити, только усугублялась10. Политические режимы не отказывались от практики репрессий, дискриминаций и коррупции. При этом правящая элита на риторическом уровне поддерживала продвигаемые странами-донорами ценности, манипулировала либеральными тезисами и в целом занимала прозападную позицию. Однако местное население продолжало стакливаться с политическими репрессиями, неэффективным государственным аппаратом, бедностью и гуманитарными кризисами. В итоге создавались режимы, неспособные существовать без иностранной помощи. При этом их политический и экономический курс в целом соответсвовал интересам стран-доноров.

10. Shah K. The Failure of State Building and the Promise of State Failure: Reinterpreting the Security-Development Nexus in Haiti. Third World Quarterly. 2009. Vol. 30, No. 1, Pp 17-34.
5

По этим причинам термины «хрупкое государство» и «несостоявшееся государство» остаются неотъёмлимой частью американского политического дискурса11. У американских чиновников нет существенных стимулов для перехода к другой терминологии. Однако на академическом уровне ситуация несколько иная. В попытках переосмысления политики по отношению к «хрупким государствам» учёные стали отталкиваться от закреплённого в ООН понятия «миростроительство». Оно предполагает комплекс мер по снижению риска возникновения конфликта путём укрепления потенциала государства и заложения основ для устойчивого мира и развития12. В результате к началу 2020-х годов складываются четырё дискурса в понимании термина «миростроительство»: экономический, либеральный, критический и феминистский. В рамках первого подхода делается акцент на продвижение либеральных рыночных реформ как средства достижения международного мира. Сторонники второго апеллируют к необходимости установления демократических режимов и открытых политических систем в интересах стабильности государств. Третий подход, критический, фокусируется вокруг взаимодействия внешних акторов с локальными группами населения и местными политическими институтами. Четвёртый отдаёт приоритет гендерному равенству, вовлечению в общественную жизнь ранее маргинализированных меньшинств13.

11. United States Strategy to Prevent Conflict and Promote Stability. US Department of State. 01.04.2022. Available at: >>> (accessed: 02.09.2023).

12. Terminology. United Nations Peacekeeping: official site. 17.02.2018. Available at: >>> (accessed: 15.08.2023).

13. Rigual С. Rethinking the ontology of peacebuilding. Gender, spaces and the limits of the local turn, Peacebuilding. 2018. Vol. 6, No. 2, pp. 144-169, DOI: 10.1080/21647259.2018.1453640
6

Последние два относятся учёными к категории «гибридное миростроительство» (hybrid peacebuilding). Понятие «гибридность» понимается как смешивание практик, норм и типов мышления, возникающего в результате взимодействия различных групп людей, мировоззрений и деятельности. Академические учёные указывают на необходимость рассматривать постконфликтные условия с двух сторон: с учётом как исторического наследия, так и меняющейся динамики ситуации. На последнюю влияют не только взаимодействие различных стратегических факторов, но и отдельные действующие лица14. Таким образом, в расчёт брались экономические, политические и культурные особенности страны-реципиента и учитывался фактор внешнего вмешательства в её внутренние дела. При этом исследователи фокусировались не на местной элите с учётом её адаптивности к условиям предоставления зарубежной помощи, а ценностях местного населения и ячеек гражданского общества, являющихся неотъемлимой частью внутреннего политического пейзажа.

14. Mac Ginty, R., Sanghera, G. Hybridity in Peacebuilding and Development: An Introduction. Journal of Peacebuilding & Development. 2012. No.7(2). Pp. 3-8. DOI: 10.1080/15423166.2012.742800
7

Однако, несмотря на попытки преодолеть аналитические недостатки предыдущих концепций, «гибридное миростроительство» также характеризуется превалирующей ролью внешних институций в процессе преодоления кризисов. Феменисткому миростроительству присуща бинарность категорий («патриархальный» – «толерантный»), типичная для либерального миростроительства («демократический» – «авторитарный»). Идеализируются группы гражданского общества, недооценивается их уязвимость перед государственным насилием, слабо учитывается способность местных элит контролировать ситуацию в стране. Практическая применимость данной концепции усложняется её ориентированностью на процесс, а не на конкретный результат15. Тем не менее, её объяснительный потенциал не исчерпан. Она учитывает всё ещё существенную роль стран Запада и Бреттон-Вудских институтов в вопросах предоставления международной помощи, позволяет выявлять интересы западных элит в данной сфере и устанавливать вклад локальных и внешних акторов в разрешении или усугубление государственной нестабильности. Последнее особенно ярко проявляется при изучении опыта «гибридного миростроительства» с участием незападных стран16.

15. Uesugi, Y., Deekeling, A., Umeyama, S.S., McDonald-Colbert, L. (eds) Operationalisation of Hybrid Peacebuilding in Asia. Security, Development and Human Rights in East Asia. Palgrave Macmillan, Cham. 2021. Pp. 21-35. DOI: 10.1007/978-3-030-67758-9_2

16. Adhikari M. Non-Western engagement in peace processes and the rise of ‘hedging’ by elites in conflict-affected states. Cambridge Review of International Affairs. 2023. DOI: 10.1080/09557571.2023.2271996
8

Актуальные приоритеты политики США в отношении «хрупких» и «несостоявшихся государств»

 

К концу первого срока администрации Дж. Байдена политика США в отношении стран, претерпевающих коллапс экономики и государственности, будет определяться «Актом о глобальной хрупкости» (Global Fragility Act, GFA), ставшего разделом принятого в декабре 2019 г. закона «О консолидированных ассигнованиях» (2020 Consolidated Appropriations Act)17. Характерно, что внешнеполитический законопроект, ненацеленный на сдерживание глобальных или региональных соперников США, получил двухпартийное одобрение в условиях поляризации Конгресса и американского общества в целом. Ещё одной важной деталью является «испытательный» аспект американского подхода к «миростроительству»: перечень определённых в апреле 2022 г. стран-реципиентов не является окончательным и может быть дополнен, если обозначенные в нём принципы предоставления помощи будут признаны успешными. При этом в список вошли страны с совершенно разным масштабом и глубиной кризиса государственности, из разных регионов мира, не являющиеся главными источниками глобальных проблем, или сферой столкновения с военно-стратегическими соперниками США.

17. Public Law 116 - 93 - Consolidated Appropriations Act, 2020. U.S. Government Publishing Office: official cite. 20.12.2019. URL: >>> (accessed: 24.08.2023).
9

10

Christianson J., Herdt C., Nadolny G. The Global Fragility Act: Unlocking the Full Potential of Interagency Cooperation. Center for Security and International Studies. 16.05.2023. Available at: >>> (accessed: 14.08.2023).

11

Например, помощь США в адрес Папуа-Новой Гвинеи (ПНГ) не идёт ни в какое сравнение с объёмами помощи, предоставляемой Австралией – одним из ключевых союзников Соединённых Штатов в Индо-Тихоокеанском регионе.

12

График 1

Официальная помощь развитию Папуа-Новой Гвинеи (% Австралии, Кития, США от общей помощи развитию ПНГ)

13

14

Collins J. The Global Fragility Act in PNG: can the US succeed? The Lowy Institute. 11.10.2022. Available at: >>> (accessed: 17.08.2023).

15

Однако эти страны объединяют относительно низкие позиции в Индексе гендерного неравенства (Gender Inequality Index, GII).

16

Таблица 1

Индекс гендерного неравенства

17
Страна Место в рейтинге
Ливия 104
Папуа-Новая Гвинея 156
Кот-д'Ивуар 159
Того 162
Гаити 163
Бенин 166
Гвинея 182
Мозамбик 185

Gender Inequality Index. United Nations Development Programme. 09.06.2022. Available at: >>> (accessed: 13.09.2023).

18

Подобный критерий отбора позволяет претендовать на быстрые успехи в сфере борьбы за гендерное равенство без существенных затрат. Более того, эти успехи (несмотря на их сомнительность и спорный вклад американцев) будут способствовать укреплению политического капитала американского истеблишмента в самих США, где существует устойчивый запрос на защиту прав женщин и меньшинств во внешней политике Соединённых Штатов18. Поэтому неудивительно, что США нацеливаются на продвижение гендерного равенства в каждой из обозначенных стран. Более того, данный подход находит своё отражение как на уровне политики США по предоставлению помощи, так и в принципах её предоставления Бреттон-Вудскими институтами. В марте 2023 г. специальный представитель президента США по Афганистану Т. Уэст заявил о сокращении помощи Афганистану, поскольку находящиеся у власти представители движения «Талибан» (организация запрещена в РФ как террористическая) не сформировали «инклюзивное правительство» и оставили в силе ограничения прав девочек на получение образования19. В августе 2023 г. Всемирный банк отказал властям Уганды в предоставлении очередного займа под предлогом принятия в этой стране закона о запрете однополых отношений20.

18. Public Outlook on U.S. foreign Policy Differs Two Years into The Biden Administration Compared with Two Years into The Trump Administration. The Associated Press and National Opinion Research Center. 11.10.2022. Available at: >>> (accessed: 09.10.2023).

19. Meeting of U.S. Officials with Taliban Representatives. U.S. Department of State: official cite. 31.07.2023. Available at: >>> (accessed: 29.09.2023).

20. World Bank Group Statement on Uganda. The World Bank News. 08.08.2023. Available at: >>> (accessed: 02.09.2023)
19

Гаити, такой же символ провальной политики США по «строительству нации», как и Афганистан, не выглядит исключением из правил. Соединённые Штаты декларируют необходимость продвижения здесь гендерного равенства и улучшения прав женщин21. При этом приоритет отдаётся сотрудничеству с государственными структурами, а не низовыми ячейками гаитянского общества. Наиболее ярким свидетельством неэффективности предпринимаемых Вашингтоном мер является сохраняющийся конроль Порт-о-Пренсе в руках криминальных структур и повседневное массовое гендерное насилие22. Тем не менее, объёмы выделяемой помощи столь малы, что неэффективность её использования не является критичной. Одновременно она позволяет США сохранять ключевое влияние на ситуацию вокруг Гаити.

21. Integrated Country Strategy: Haiti. U.S. Department of State: official cite. 27.03.2023. Available at: >>> (accessed: 07.08.2023).

22. Paz García D., Norteman C. Gender Sensitivity is Critical to Haiti’s Security Solution. The Global Americans. 09.11.2023. Available at: >>>(accessed:09.11.2023).
20

Таблица 2

Объёмы ассигнований американской финансовой помощи в адрес Гаити, млн долл.

21
Статья 2018 фин. г. 2019 фин. г. 2020 фин. г. 2021 фин. г. 2022 фин. г. 2023 фин. г. (оценка) 2024 фин. г. (запрос)
DA* 32,0 51,0 51,0 52,0 59,0 46,0 113,0
ESF 8,5 14,8 20,5 7,0
FFP 3,2 11,7 7,9 3,1
GHP (Государственный департамент) 99,3 103,0 78,7 99,8 103 102,5 100,0
GHP (Агентство по международному развитию) 24,2 24,5 24,5 24,5 24,5 30,0 33,0
INCLE 12,0 22,8 33,0 57,6 33,3 33,3 45,0
IMET 0,233 0,241 0,96 0,255 0,47 0,255
FMF 5,0
ВСЕГО 184,5 213,4 195,3 252,0 240,4 240,9 291,4

* «Помощь развитию» (Development AssistanceDA), «Фонд экономической поддержки» (с 2018 фин. г. – «Фонд поддержки экономики и развития» (Economic Support Fund ESF / Economic Support & Development Fund ESDF), «Продовольствие по имя мира» (Food for PeaceFFP), Программы глобального здравоохранения (Global Health ProgramsGHP), «Международная помощь в области контроля за оборотом наркотиков и обеспечения правопорядка» (International Narcotics Control and Law Enforcement INCLE); «Обучение иностранного военного персонала» (International Military Education & Training IMET); «Военная помощь зарубежным странам» (Foreign Military Financing FMF); Rios K., Seelke C. Haiti: Recent Developments and U.S. Policy. Congressional Research Service. 18.09.2023. Available at: >>> (accessed: 10.10.2023).

22

Среди стран, первоначально не попавших в перечень реципиентов в рамках GFA, выделяется Ливан. Государство уже несколько лет балансирует на грани коллапса. Приоритетом США здесь является сдерживание группировки «Хезболла» и других организаций, признанных в Соединённых Штатах экстремистскими или террористическими23. Тем не менее, Соединённые Штаты в своей ливанской политике не отказываются от продвижения гендерного равенства, защиты прав меньшинств, как сексуальных, так и религиозных. Однако здесь, в отличие от Гаити, США ориентированы на сотрудничество с местными ячейками гражданского общества, а не государственными структурами. Причина лежит в высокой степени инфильтрации группировки «Хезболла» в органы государственной власти. Исключением являются ливанские вооружённые силы. Их поддержка необходима для недопущения дальнейшей деградации ливанской государственности.

23. Zanotti J. Lebanon: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service. 19.05.2023. Available at: >>> (accessed: 10.10.2023).
23

Таблица 3

Объёмы ассигнований американской финансовой помощи в адрес Ливана, млн долл.

24
Статья 2018 фин. г. 2019 фин. г. 2020 фин. г. 2021 фин. г. 2022 фин. г. 2023 фин. г. (оценка) 2024 фин. г. (запрос)
DA* - 7,55
ESF 117,0 112,5 79,0 112,5 112,5 112,5 112,5
INCLE 10,0 10,0 10,0 10,0 8,2 7,2 7,2
IMET 3,12 3,0 2,7 3,0 1,7 3,5 3,5
FMF 105,0 105,0 105,0 120,0 180,0 150,0 150,0
NADR 10,82 11,8 11,8 12,8 12,8 9,26 9,26
ВСЕГО 245,94 242,3 216,0 258,3 315,2 282,46 282,46

* «Помощь развитию» (Development Assistance DA), «Фонд экономической поддержки» (с 2018 фин. г. – «Фонд поддержки экономики и развития» (Economic Support Fund ESF / Economic Support & Development Fund ESDF), «Международная помощь в области контроля за оборотом наркотиков и обеспечения правопорядка» (International Narcotics Control and Law Enforcement INCLE); «Обучение иностранного военного персонала» (International Military Education & Training IMET); «Военная помощь зарубежным странам» (Foreign Military FinancingFMF) Zanotti J. Lebanon: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service. 19.05.2023. Available at: >>> (accessed: 10.10.2023).

25

Объёмы выделяемой помощи, как и в случае с Гаити, не соответствуют масштабу стоящих перед Ливаном проблем. Однако они достаточны для того, чтобы претендовать на сохранение прозападной ориентации Ливана и поддерживать «позиции США в качестве предпочтительного партнёра среди стратегических конкурентов»24.

24. Integrated Country Strategy: Lebanon. U.S. Department of State: official cite. 01.08.2023. Available at: >>> (accessed: 02.09.2023).
26

Таким образом, политику США в отношении помощи «хрупких» и «несостоявшихся государствам» можно условно определить как «феменисткое миростроительство». Готовность местных элит соответствовать ценностям гендерного равенства и защиты прав меньшинств во многом определяет их доступ к западной помощи. Она получает больше черт «гибридного миростроительства» в случае нахождения у власти структур, признанных в США экстремистскими или террористическими. В остальных случаях именно государственные институты, а не некоммерческие или международные организации остаются ключевым объектом взаимодействия. Эффективность её использования, а также её объём, не будут способствовать решению стоящих перед государствами проблем. Тем не менее, данная помощь позволяет Соединённым Штатам, с одной стороны, сохранять позиции в странах-реципиентах в силу малого объёма экономик этих государств. С другой стороны, она отвечает интересам укрепления политического капитала американского истеблишмента на фоне общественного запроса в США на продвижение гендерного равенства и защиты интересов меньшинств во внешней политике Соединённых Штатов.

27

Заключение

 

Термины «хрупкое государство» и «несостоявшееся государство» останутся частью политики предоставления помощи со стороны развитых государств. Несмотря на всю условность этих понятий, их игнорирование местного контекста и исторических процессов в стране-реципиенте, достаточно узкий, государство-ориентированный подход, они остаются удобными терминами для политиков США и чиновников Бреттон-Вудских институтов. Альтернативные понятия, с точки зрения ответственных за предоставление помощи, не отвечают требованиям к репрезентативности результатов.

28 Принципы политики предоставления помощи развитых стран и поддерживаемых ими международных организациях продолжают определяться внутриполитическими запросами в развитых странах. В 2000-е годы, на фоне «глобальной войны против терроризма», они строились вокруг проблемы обеспечения национальной безопасности. На нынешнем историческом отрезке политика США в вопросах предоставления помощи часто акцентируется на необходимости защиты меньшинств. Объёмы выделяемых средств и эффективность их расходования не позволяют рассчитывать на реальное решение проблем в странах-реципиентах. Однако большая часть ассигнований, как правило, возвращается в страну-донор. Подобный статус применим к узкому числу государств, что обеспечивает таким странам, как США, сохранение присутствия в разных регионах мира, возможность влиять на обстановку в регионе в условиях обострения конкуренции на международной арене. При этом сам факт обуславливания помощи защитой интересов меньшинств позволяет рассчитывать на укрепление политического капитала внутри страны, особенно в США. Элиты из стран-реципиентов получают широкие возможности для манипуляции государственной политикой в сфере обеспечения прав меньшинств для расположения политического истеблишмента США и тем самым претендуют на получение иностранных средств.
29 Однако среди стран Глобального Юга сохраняется и интерес придерживаться курса на защиту «традиционных ценностей». Таким образом, потенциальным странам-донорам из числа государств незападного мира, готовых работать на вытеснение западных соперников из «хрупких» / «несостоявшихся государств», стоит проводить разработку более контексто-ориентированных и исторически обусловленных подходов при выработке критериев помощи странам, создающим риски для международной стабильности. У таких соперников США и «коллективного Запада», как Китай и Россия, есть существенное преимущество перед Соединёнными Штатами и их европейскими союзниками – отсутствие репутации «колониальной державы». Однако при выработке собственных концепций международных отношений, а также отечественных подходов к предоставлению иностранной помощи, им стоит избегать ошибок западных конкурентов. В современном мире источниками нестабильности становятся не только произвол властей, неэффективная экономическая политика и вооружённые конфликты. Экологические катастрофы, пандемии, деструктивное влияние транснациональных корпораций, экономические потрясения в странах-донорах могут крайне тяжело отзываться в «хрупких» и «несостоявшихся государствах» в условиях по-прежнему глобализированного мира. Одновременно, важно избегать восприятия ячеек местной самоорганизации, локальных представителей гражданского общества как государственных антагонистов, бесполезных в решении глобальных проблем. Они могут сыграть существенную роль при реализации выделенной помощи, контроле данного процесса, и в конечном счёте оценке эффективности её предоставления.

Библиография

1. National Security Strategy. The White House: official cite. 13.10.2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 14.07.2023).

2. Aid Trends. 2011-2021. US Agency for International Development: official site. 26.10.2023. Available at: https://www.foreignassistance.gov/aid-trends (accessed: 26.10.2023).

3. Gerald H., Ratner S. Saving Failed States. Foreign Policy. 1992. No. 89. Pp. 3–20. DOI:10.2307/1149070

4. States of Fragility 2022. OECD Library. 20.09.2023. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/c7fedf5e-en/index.html?itemId=/content/publication/c7fedf5e-en#:~:text=Fragility%2C%20according%20to%20the%20OECD,absorb%20or%20mitigate%20those%20risks. (accessed: 20.09.2023).

5. Голубев И.С. Понятие государства в политической теории Макса Вебера: социально-философский анализ // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 3 (72). С. 120–124. https://doi.org/10.54398/1818510Х_2022_3_120

6. Fragile State Index Indicators. The Fund for Peace. 22.04.2019. Available at: https://fragilestatesindex.org/indicators/ (accessed: 20.08.2023).

7. Nay O. Fragile and failed states: Critical perspectives on conceptual hybrids. International Political Science Review. 2013. No. 34(3). Pp.326-341. DOI: 10.1177/0192512113480054

8. Gordon, R. Saving Failed States: Sometimes a Neocolonialist Notion. Proceedings of the Annual Meeting (American Society of International Law). 1997. No. 91. – Pp. 420–422.

9. Chandler, D. Empire in Denial: The Politics of State-Building. Pluto Press, 2006. Pp. 48-70. DOI: 10.2307/j.ctt18fs393

10. Shah K. The Failure of State Building and the Promise of State Failure: Reinterpreting the Security-Development Nexus in Haiti. Third World Quarterly. 2009. Vol. 30, No. 1, Pp 17-34.

11. United States Strategy to Prevent Conflict and Promote Stability. US Department of State. 01.04.2022. Available at: https://www.state.gov/united-states-strategy-to-prevent-conflict-and-promote-stability/ (accessed: 02.09.2023).

12. Terminology. United Nations Peacekeeping: official site. 17.02.2018. Available at: https://peacekeeping.un.org/en/terminology (accessed: 15.08.2023).

13. Rigual С. Rethinking the ontology of peacebuilding. Gender, spaces and the limits of the local turn, Peacebuilding. 2018. Vol. 6, No. 2, pp. 144-169, DOI: 10.1080/21647259.2018.1453640

14. Mac Ginty, R., Sanghera, G. Hybridity in Peacebuilding and Development: An Introduction. Journal of Peacebuilding & Development. 2012. No.7(2). Pp. 3-8. DOI: 10.1080/15423166.2012.742800

15. Uesugi, Y., Deekeling, A., Umeyama, S.S., McDonald-Colbert, L. (eds) Operationalisation of Hybrid Peacebuilding in Asia. Security, Development and Human Rights in East Asia. Palgrave Macmillan, Cham. 2021. Pp. 21-35. DOI: 10.1007/978-3-030-67758-9_2

16. Adhikari M. Non-Western engagement in peace processes and the rise of ‘hedging’ by elites in conflict-affected states. Cambridge Review of International Affairs. 2023. DOI: 10.1080/09557571.2023.2271996

17. Public Law 116 - 93 - Consolidated Appropriations Act, 2020. U.S. Government Publishing Office: official cite. 20.12.2019. URL: https://www.govinfo.gov/app/details/PLAW-116publ93 (accessed: 24.08.2023).

18. Public Outlook on U.S. foreign Policy Differs Two Years into The Biden Administration Compared with Two Years into The Trump Administration. The Associated Press and National Opinion Research Center. 11.10.2022. Available at: https://apnorc.org/projects/public-outlook-on-u-s-foreign-policy-differs-two-years-into-the-biden-administration-compared-with-two-years-into-the-trump-administration/ (accessed: 09.10.2023).

19. Meeting of U.S. Officials with Taliban Representatives. U.S. Department of State: official cite. 31.07.2023. Available at: https://www.state.gov/meeting-of-u-s-officials-with-taliban-representatives/ (accessed: 29.09.2023).

20. World Bank Group Statement on Uganda. The World Bank News. 08.08.2023. Available at: https://www.worldbank.org/en/news/statement/2023/08/08/world-bank-group-statement-on-uganda (accessed: 02.09.2023)

21. Integrated Country Strategy: Haiti. U.S. Department of State: official cite. 27.03.2023. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2023/03/ICS_WHA_Haiti_Public2023.pdf (accessed: 07.08.2023).

22. Paz García D., Norteman C. Gender Sensitivity is Critical to Haiti’s Security Solution. The Global Americans. 09.11.2023. Available at: https://theglobalamericans.org/2023/11/gender-sensitivity-is-critical-to-haitis-security-solution/ (accessed:09.11.2023).

23. Zanotti J. Lebanon: Background and U.S. Relations. Congressional Research Service. 19.05.2023. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R44759 (accessed: 10.10.2023).

24. Integrated Country Strategy: Lebanon. U.S. Department of State: official cite. 01.08.2023. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2023/08/ICS_NEA_Lebanon_Public.pdf (accessed: 02.09.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести