Развитие этнической экономики еврейской общины США в ХХ веке
Развитие этнической экономики еврейской общины США в ХХ веке
Аннотация
Код статьи
S207054760029153-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Голубев Данила Алексеевич 
Должность: Лаборант-исследователь
Аффилиация: Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Уровень социально-экономической жизни еврейской общины США повышался в течение ХХ века. Призмой для анализа этой сферы жизни общины в данной работе является этническая экономика, позволяющая рассмотреть её с разных сторон. Ресурсы этнической экономики расширялись, положительно влияя на деловую активность членов общины. Доходы еврейских домохозяйств росли. Вместе с тем имело место увеличение дороговизны еврейской составляющей жизни, увеличивающей издержки членов общины.

Ключевые слова
этническая экономика, еврейская община США, социально-экономическая жизнь
Классификатор
Получено
10.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
226
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Еврейская община США играет важную роль в жизни государства. Со времён администрации Франклина Делано Рузвельта община активно задействована в национальной экономике государства, её политическом секторе, культурной и общественной жизни страны. Помимо взаимодействия с национальной экономикой, интересна социально-экономическая жизнь евреев США. Резкий подъём и в качестве, и в уровне данной сферы жизни общины имел место в ХХ веке.

2

Данный вопрос изучается в теории этнической экономики, официально оформленной во второй половине ХХ века. Этническая экономика изучает социально-экономическую жизнь того или иного религиозного или этнического меньшинства, значительная часть членов которого представлена в сфере предпринимательства или самозанятости. Она исследует ресурсы этнической экономики, способствующие её развитию, а также анализирует и факторы, сдерживающие или усложняющие увеличение уровня благосостояния членов данных социальных групп1. Особенно важным в этой теории является феномен филантропических организаций, институтов, поддерживающих связь людей с общиной, оказывающих финансовую, материальную и психологическую помощь. Также важным предметом исследования является человеческий капитал в той или иной общине.

1. Light I. H. Immigrant and ethnic enterprise in North America. Ethnic and Racial Studies. Vol. 7, No. 2. Los Angeles: University of California, 1984. pp. 195-216.
3

Еврейская община США представляет собой яркий пример этнической экономики. В первой половине ХХ века община испытала значительные изменения в социально-экономической жизни. Особенно эти изменения отразились на системе Еврейские федерации Северной Америки (Jewish Federations of North America, JFNA), крупнейших зонтичной филантропических организаций в мире представляющей более 350 независимых еврейских общин по всей Северной Америке одной из. Помимо увеличения капитала за счёт доноров, Федерации занимаются инвестициями, а также взаимодействуют с национальными организациями страны2. Еврейские Федерации Северной Америки сочетают в себе все виды ресурсов этнической экономики. Увеличение их популярности и расширение их инфраструктуры пришлось на время мирового экономического кризиса Великой Депрессии 1930-х гг. Диверсифицированность их деятельности и способность увеличивать средства не только через компании фандрейзинга позволили противостоять экономическому кризису3.

2. Jewish Federations website. Available at: >>>  (accessed 05.09.2023).

3. Wenger B. S. New York Jews and the Great Depression. New York: Syracuse University Press, 1999., pp. 27-30.
4

Еврейские федерации Северной Америки в ХХ веке

 

Интересно исследовать развитие данных ресурсов в ХХ веке. Их увеличением объясняется масштабный рост в этнической экономике еврейской общины США этого времени. После кризиса 1930-х годов корпус зонтичных организаций федераций рос за счёт создания новых агентств и расширения функций, за которые они отвечали. Увеличивая масштабы своей деятельности, еврейские филантропические организации США продолжили заниматься вопросами жизни евреев и заботиться о них даже за пределами государства.

5

Совет Еврейских федераций поддерживал организационную структуру еврейских социальных служб США и Канады, в то время как на жизни еврейских общин других стран концентрировалась Организация еврейского призыва, действующая с 1939 года4. В 1999 г. эти две организации объединились под названием «Объединённые еврейские общины», а в 2009 году переименовались в Еврейские федерации Северной Америки5.

4. Jewish Federation of reading, PA. Available at: >>> (accessed 08.09.2022).

5. Ibidem.
6

Создавались и развивались организации федераций с различной специализацией, занимавшиеся вопросами связей с общественностью, взаимодействием со средствами массовой информации, коммуникацией еврейской общины США и евреев Израиля, защитой прав евреев и в особенности еврейских женщин в различных государствах и борьбой с антисемитизмом. Аккумулируя средства в большом объёме и располагая широким штатом специалистов, среди которых много юристов и адвокатов, эти организации имели высокий шанс преуспеть в своих предприятиях.

7

Благодаря такой политике в ХХ веке федерации стали совмещать в себе ещё больше этнических ресурсов, направленных на укрепление связей членов общины (религиозные функции, поддержание ценности еврейской жизни, увеличение доверия между членами общины, развитие еврейской культуры), и также развивали инфраструктуру, систему реализации программ и расширяли донорскую базу.

8

Человеческий капитал в этнической экономике еврейской общины США

 

Параллельно деятельности федераций, во многом под влиянием проводимых ими инициатив, в ХХ веке развивался человеческий капитал общины. Человеческий капитал также очень важен в рамках теории этнической экономики, так как его качественные характеристики могут увеличить потенциальный успех в социально-экономической жизни общины. Уже накануне Второй мировой войны большинство евреев, рождённых на территории США, не относилось к классу синих воротничков, к которым принадлежали их родители6. А к 1960-м годам не более 15% евреев в любом городе США (за исключением Нью-Йорка, где много евреев работало в профсоюзных отраслях) представляло собой класс синих воротничков, в то время как среди других жителей этот процент был больше 50%7. На основании результатов исследований по уровню доходов разных групп населения США, проводимых в 1957, 1970, 1980-х годах указывалось, что медианный доход еврейских домохозяйств выше, чем у домохозяйств остальных граждан США. В работах о доходах еврейских домохозяйств США с 1969–1989 гг. это связывается с высоким уровнем образования, навыков, а также с большой и эффективной социальной поддержкой евреев со стороны еврейских организаций США8.

6. Chiswick B. R. The Economic progress of American Jewry: from 18th century merchants to 21st century professionals. Judaism and Economics. New York. Oxford University Press, 2010. pp. 625-645.

7. American Jewish Yearbook 1971. Available at: >>> (accessed 10.09.2022).

8. Walters W.H., Wilder E. I. American Jewish household income, 1969 and 1989. Journal of Economic and Social Measurement. NY: IOS Press, 1997. pp. 197-212.
9

Негативные тенденции в этнической экономике еврейской общины США в ХХ веке

 

Однако помимо положительного влияния, этнические ресурсы и принадлежность к общине могут выступать в роли факторов, усложняющих жизнь евреев США. Известный экономист и теоретик новой австрийской школы Людвиг фон Мизес говорил, что наследственность и окружение направляют действия человека. Он не живёт абстрактной жизнью, а является членом своей семьи, разных социальных групп, последователем тех или иных религиозных, философских и политических идей и концепций. Из них он заимствует ценности, но в то же время его идеология предписывается ему окружением9. Принадлежность к общине и наличие этнических ресурсов упрощают успех её членов в предпринимательстве и деловой деятельности и помогают обустроиться, выйти из тяжёлого материального положения и т.д., но вместе с тем они имеют предписывающий и наставляющий характер, из-за которого участие в жизни общины предполагает дополнительные расходы.

9. Olsson M. J. Austrian Economics as Political Philosophy. Stockholm: Stockholm University, 2015. – 218p.
10

У американских евреев были и есть присущие только им особенности, потребности и обязанности, связанные с жизнью общины и иудаизмом. Речь идёт о различных сборах и платежах, взимаемых для синагог, еврейских центров, общинных институтов, социальных сервисов, об оплате специального еврейского образования, летних еврейских лагерей, повышенных ценах на кошерную еду и других исключительно еврейских потребностях. Кошерные продукты, без которых еврей не может обойтись в своей жизнедеятельности, могут быть дороже своих не кошерных аналогов в 7 раз. Для религиозного еврея свойственны большие издержки даже при выборе жилья и района для жизни: помимо желания иметь дом ближе к синагоге, многие хотят жить внутри так называемой «линии Эрува», где во время шаббата можно делать больше вещей и за пределами которой недвижимость сходного класса и метража дешевле в среднем на 50 тыс. долларов10.

10. Mannes. Religion and Money. CNN Money, 2009. Available at: >>> (accessed 12.09.2022).
11 Таким образом, американский еврей идёт на ряд издержек, связанных с его жизнью как члена общины, принадлежность к которой не позволяет их избежать.
12

Вместе с дуалистическими элементами жизни члена общины подобные черты были присущи механизмам, созданным во время кризиса «Великой депрессии» системы функционирования еврейской этнической экономики США. Каждая федерация функционировала автономно от федераций других городов, и, как правило, ограничивалась проблемами и делами своего города.Деловой успех, стремительное развитие, увеличение масштабов деятельности и размеров циркулирующих капиталов вновь породили тенденцию на экстенсивное развитие, из-за чего в картине мира общины второй половины ХХ века стали просматриваться образы докризисного периода. В 1980-х годах в адрес Генеральной Ассамблеи Еврейских федераций высказывалась критика из-за роста членских взносов и сборов на программы в общинных организациях, вследствие чего в будущем у евреев могла возникнуть сложность с удовлетворением базовых потребностей при необходимости тратить основную часть заработка на еврейские религиозные ценности11. Спустя почти 30 лет, в разгар кризиса «Великой рецессии» американские евреи говорили, что их религиозные потребности, затрагивающие все стороны их жизни, включая экономическую и социальную, – это необходимость, а не выбор, и члены общины будут и дальше удовлетворять эти потребности, чего бы им это ни стоило12.

11. Bubis G. B.: The Cost of Jewish Living: Revisiting Jewish involvements and Barriers. American Jewish Committee, 2008. Available at: >>> (accessed 10.11. 2022).

12. Mannes G. Religion and Money: The price of faith. CNN Money, 2009. Available at: >>>(accessed 12.09.2022).
13

К концу 2000-х годов сборы синагог варьировались от нескольких сотен долларов до 3 000 долларов13. Домохозяйства с заработком более 250 тыс. долл. иногда платили специальные «предлагаемые сборы» (suggested dues) в размере 6 000 долларов. Членство в общинном центре, организации, ставшей популярной во время «Великой депрессии», обходилось в среднем в 1 000–2 500 долл. для одной семьи. В начале ХХI века затраты на «еврейское составляющее» жизни религиозной еврейской семьи США с тремя детьми оценивались в 50–110 тыс. долл. в год14. В интервью с аналитиками еврейской общинной структуры 2005 г. многие респонденты называли вопросом времени крах инфраструктуры еврейской общины США под собственным весом. Было отмечено, что несколько организаций полагались лишь на одного-двух крупных инвесторов, чтобы удержаться на плаву, официально заявляя о том, что они представляют большое сообщество. Одни получали большую долю доходов от нееврейских доноров, например, от государственных структур, которые перестали поступать с началом кризиса. Другие получали часть доходов на протяжении долгих лет от одной и той же донорской базы, постепенно стареющей.

13. Wertheimer J.: The high Cost of Jewish Living. The Commentary, 2010. Available at: >>> (accessed 11.09.2022).
14

Заключение

 

К началу ХХI века этническая экономика еврейской общины США подошла в очень интересном состоянии. Социально-экономическая жизнь общины претерпела ряд качественных позитивных изменений в течение ХХ века. Качество жизни улучшилось, а стимулом к успеху в деловой активности послужили ресурсы этнической экономики. Особенную роль в развитии еврейской этнической экономики страны сыграли Еврейские федерации Северной Америки, оказывающие помощь евреям во всех общинах, в особенности общине в США. Инфраструктура еврейской общины стала единой и более развитой.

15

Несмотря на тенденции роста этнической экономики, социальные связи и определённые обязанности, связанные с принадлежностью к общине, оказывали и негативное влияние на евреев в стране. Объёмы регулярных пожертвований не подвергались корректировке. Стоимость «еврейского» составляющего жизни членов общины становилась дороже, а растущий аппарат ресурсов этнической экономики не концентрировался на отдельных проблемах общины.

Библиография

1. Light I. H. Immigrant and ethnic enterprise in North America. Ethnic and Racial Studies. Vol. 7, No. 2. Los Angeles: University of California, 1984. pp. 195-216.

2. Jewish Federations website. Available at: https://jewishfederations.org/about-jfna (accessed 05.09.2023).

3. Wenger B. S. New York Jews and the Great Depression. New York: Syracuse University Press, 1999., pp. 27-30.

4. Jewish Federation of reading, PA. Available at: https://readingjewishcommunity.org/about-us/faq-what-is-the-jewish-federation (accessed 08.09.2022).

5. Ibidem.

6. Chiswick B. R. The Economic progress of American Jewry: from 18th century merchants to 21st century professionals. Judaism and Economics. New York. Oxford University Press, 2010. pp. 625-645.

7. American Jewish Yearbook 1971. Available at: http://www.ajcarchives.org/main.php?GroupingId=40 (accessed 10.09.2022).

8. Walters W.H., Wilder E. I. American Jewish household income, 1969 and 1989. Journal of Economic and Social Measurement. NY: IOS Press, 1997. pp. 197-212.

9. Olsson M. J. Austrian Economics as Political Philosophy. Stockholm: Stockholm University, 2015. – 218p.

10. Mannes. Religion and Money. CNN Money, 2009. Available at: https://money.cnn.com/2009/05/12/pf/religion_jewish_family.moneymag/index.htm (accessed 12.09.2022).

11. Bubis G. B.: The Cost of Jewish Living: Revisiting Jewish involvements and Barriers. American Jewish Committee, 2008. Available at: https://policycommons.net/artifacts/978546/the-costs-of-jewish-living/1707673/ (accessed 10.11. 2022).

12. Mannes G. Religion and Money: The price of faith. CNN Money, 2009. Available at: https://money.cnn.com/2009/05/12/pf/religion_jewish_family.moneymag/index.htm (accessed 12.09.2022).

13. Wertheimer J.: The high Cost of Jewish Living. The Commentary, 2010. Available at: https://www.commentary.org/articles/jack-wertheimer/the-high-cost-of-jewish-living/ (accessed 11.09.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести