Динамика межамериканского сотрудничества США через призму договоров 1991-2023 гг.
Динамика межамериканского сотрудничества США через призму договоров 1991-2023 гг.
Аннотация
Код статьи
S207054760029110-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Голиней Владимир Андреевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье предлагается рассмотреть изменение интенсивности сотрудничества США в период 1991–2023 гг. со странами межамериканской системы путём обращения к базе данных двусторонних договоров, а также визитам, которые осуществляли президенты и госсекретари США в государства Западного полушария. Представляется, что данные показатели косвенно позволяют говорить о степени приоритетности направлений латиноамериканского трека во внешней политике США и способствуют иному взгляду на результаты администрации Д. Байдена на данном направлении.

Ключевые слова
межамериканская система, США, Латинская Америка, Канада, панамериканизм
Классификатор
Получено
02.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
137
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение: основы межамериканского сотрудничества

 

Длительная и поступательная стратегия во внешней политике США в Западном полушарии послужила основой для формирования глубоких отношений с соседними латиноамериканскими странами. Чаще всего за точку отсчёта взаимоотношений Североамериканских Соединённых Штатов с Латинской Америкой принимают 1823 г., когда президент Джеймс Монро сформулировал ряд принципов оборонительной внешней политики – невмешательство, «неколонизация» и «непереход»1. Тем не менее в последующие десятилетия XIX века США неоднократно не приходили на помощь латиноамериканским странам, когда европейские державы вмешивались в дела Западного полушария, например, в период британской оккупации Мальвинских/Фолклендских островов в 1833 г., Кондитерской войны между Мексикой и Францией в 1838 г., захвата Испанией Санто-Доминго в 1861 г., интервенции европейцев в Мексику в 1862–1865 гг. и проч.

1. Исэров А.А. США и борьба Латинской Америки за независимость 1815-1830. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. C.205.
2

Вероятным объяснением «отсутствия» реакции США на латиноамериканском направлении следует считать решение более важных с точки зрения национальных интересов вопросов: на первое место в период 1830-х – конец 1890-х годов данная страна ставила задачу экспансии с целью преодоления «фронтира», выход к Тихому океану и дальнейшего освоения земель на Диком Западе. В то же время в ходе продвижения на запад сами США успели повоевать с Мексикой за Техас, поддержать атаки флибустьеров в Карибском море, в результате чего в 1855 г. в Никарагуа временным главой государства стал Уильям Уолкер2, а также выкупить некоторые территории Мексики и России в Северной Америке.

2. Walker W. The War in Nicaragua. New York: S.H. Goetzel, 1860. 431 р.
3

Уже в конце XIX века США более прагматично подошли к вопросу сотрудничества со странами Латинской Америки, предложив им в 1889-1890 гг. создание «Международного союза американских республик»3, что должно было привести к созданию таможенного союза в Западном полушарии. Всё это проходило в рамках политики панамериканизма, который впитал в себя идеи доктрины Монро, дополнил их в дальнейшем в рамках Панамериканского союза и принимаемых конвенций на панамериканских конференциях, что привело к формированию межамериканской системы. Ключевой датой этой системы стал 1948 год – год, когда появилась Организация американских государств, явившая собой вершину институционализации межамериканских отношений. За почти 50 лет межамериканского сотрудничества США заключили значительное число многосторонних договоров и конвенций со странами Латинской Америки, однако во второй половине ХХ века, особенно после распада СССР в 1991 г., приоритет стал отдаваться двусторонним договорённостям во внешнеполитической стратегии США по выстраиванию взаимоотношений со странами региона.

3. United States Treaties and Other International Agreements Collection. Available at: >>>   (accessed 10.09.2023).
4 Обращаясь к договорной базе в рамках межамериканской системы в последнее десятилетие ХХ века и до нашего времени, можно увидеть динамику развития двустороннего сотрудничества США и стран Латинской Америки, а также периоды похолодания или потепления отношений между ними. Подписанию того или иного договора предшествует длительный переговорный процесс, что позволяет, по нашему мнению, косвенно говорить о приоритетности того или иного внешнеполитического вектора (к этому также стоит добавить статистику официальных визитов глав государств). Поэтому в данном исследовании будут рассмотрены договоры, заключённые США со странами межамериканской системы, и визиты президентов и государственных секретарей США в эти государства.
5

Визиты

 

В экспертном сообществе существует мнение, что самые провальные этапы отношений США со странами Латинской Америки были при Джордже Буше-младшем и особенно при Дональде Трампе (который вёл активную борьбу с латиноамериканскими нелегальными мигрантами, переформатировал договор НАФТА в ЮСМКА, заставив больше всех пойти на уступки Мексику, свернул нормализацию отношений с Кубой и перестал закупать нефть из Венесуэлы), в то время как «золотой» этап приходился на Барака Обаму. При этом последний тезис имеет экстраполяцию положительных отношений и на современный этап в период президентства Джозефа Байдена, так как он уделял большое внимание латиноамериканскому внешнеполитическому треку, будучи вице-президентом при Б. Обаме, и поэтому его личный президентский срок (2020–2024) многие эксперты также планировали рассматривать как весьма положительный в отношениях между США и латиноамериканским регионом.

6

Тем не менее ознакомление со статистикой официальных визитов президентов и государственных секретарей США4 в страны межамериканской системы, а также с договорной базой США с 1991 г. по 30 октября 2023 г.5, позволяет по-другому посмотреть на содержательный момент межамериканских отношений.

4. Presidential and Secretaries Travels Abroad. Available at: >>> (accessed 21.10.2023).

5. Treaties and Other International Acts Series (TIAS). Available at: >>>(accessed 30.10.2023).
7 Представляется, что косвенно успешный образ латиноамериканской внешней политики США при Б. Обаме был создан СМИ за счёт картинки его визитов в страны региона. Как видно из таблиц 1 и 2, на фоне других президентов США в исследуемый период по количеству визитов в страны Латинской Америки на 1-м месте находится Д. Буш-младший, а Б. Обама на 2-м месте и, наоборот, Б. Обама на 1-м месте по доле визитов, а Буш на 2-м. Д. Трамп не осуществил ни одного официального визита в латиноамериканские страны, что преподносится как провал администрации того периода, в то время как два визита Байдена (в Мексику и Канаду) не рассматриваются под углом провала, и малое число визитов смягчается объяснениями обстоятельств – президентство Байдена выпало на период пандемии (в то же время это не помешало ему посетить, например, Великобританию 7 раз, больше, чем Б. Обама за свои два президентских срока – 5 раз).
8

Таблица 1

Визиты президентов США

9
  1991–1992 1993–2000 2001–2008 2009–2016 2017–2020 2021–2023 1991–2023
Латинская Америка 2 14 18 16 0 1 51
Канада 2 5 4 3 1 1 16
Межамериканская система 4 19 22 19 1 2 67
Всего в страны мира 25 133 140 120 34 36 488

Составлено автором по данным U.S. Department of State, Office of the Historian.

10

Таблица 2

Доля визитов президентов США в рамках межамериканской системы по отношению ко всем осуществлённым визитам в период 1991–2023 г., %

11
  1991–1992 1993–2000 2001–2008 2009–2016 2017–2020 2021–2023 1991–2023
Латинская Америка 8 10,53 12,86 13,33 0 2,78 10,45
Канада 8 3,76 2,86 2,5 2,94 2,78 3,28
Межамериканская система 16 14,29 15,71 15,83 2,94 5,56 13,73

Составлено автором.

12 Тем не менее, представляется, что обращения лишь к президентской дипломатии (визитам) не достаточно, так как основное бремя переговоров во внешней политике в США возложено на государственного секретаря. Больше всего количество визитов в страны межамериканской системы госсекретари США осуществили в период администраций Д. Буша-младшего и Б. Обамы (см. табл. 3), однако доля этих визитов от всех осуществлённых (табл. 4) уступает показателям при администрации Д. Байдена и Д. Трампа – показатели последнего вообще в данном случае находятся на 1-м месте. Подобная статистика позволяет предположить, что в общемировом контексте администрация Трампа уделяла больше внимания межамериканской системе и латиноамериканским странам в частности, чем администрация Б. Обамы.
13

Таблица 3

Визиты госсекретарей США

14
  1991–1992 1993–2000 2001–2008 2009–2016 2017–2020 2021–2023 1991–2023
Латинская Америка 3 33 46 46 26 13 167
Канада 1 5 8 8 4 2 28
Межамериканская система 4 38 54 54 30 15 195
Всего в страны мира 100 507 488 587 207 131 2020

Составлено автором по данным U.S. Department of State, Office of the Historian.

15

Таблица 4

Доля визитов госсекретарей США в рамках межамериканской системы по отношению ко всем осуществлённым визитам в период 1991–2023 г., %

16
  1991–1992 1993–2000 2001–2008 2009–2016 2017–2020 2021–2023 1991–2023
Латинская Америка 2,56 6,51 9,43 7,84 12,56 9,92 8,27
Канада 0,85 0,99 1,64 1,36 1,93 1,53 1,39
Межамериканская система 3,42 7,50 11,07 9,20 14,49 11,45 9,65

Составлено автором.

17

Двусторонние соглашения США в межамериканской системе

 

Размещённая на сайте Государственного департамента США информация о заключённых страной двусторонних или многосторонних договорах позволяет определить, что за исследуемый период Вашингтон подписал 2 856 соглашений со всеми странами в мире; из данного числа в рамках межамериканской системы заключено 597 договоров, что составляет 20,9%, на Канаду приходится 60 соглашений (2,1%), на латиноамериканские региональные объединения – 11 (0,4%), со странами Латинской Америки – 526 (18,4%). В пятёрку стран межамериканской системы, заключивших наибольшее количество соглашений с США в исследуемый период, вошли Мексика (88), Канада (59), Бразилия (36), Аргентина (29) и Колумбия (25) – см. табл. 5.

18

Таблица 5

Количество подписанных договоров президентами США с 1991 по 2023 г.

19
  1991–1992 1993–2000 2001–2008 2009–2016 2017–2020 2021–2023 Всего
Со странами Латинской Америки 4 122 167 133 73 27 526
С Канадой 2 18 21 13 3 3 60
С региональными организациями Западного полушария 0 1 6 3 1 0 11
Итого договоров в рамках межамериканской системы 6 141 194 149 77 30 597
Всего договоров 34 504 955 858 335 170 2856

Составлено автором по данным U.S. Department of State, Office of Treaty Affairs.

20 В количественном выражении статистика подписанных соглашений позволяет увидеть, что в период президентства Дж. Буша-младшего заключалось больше всего соглашений со странами межамериканской системы, далее следуют Б. Обама, У. Клинтон, Д. Трамп и замыкают Д. Байден и Дж. Буш-старший. При этом необходимо отметить, что даже если брать полный президентский срок Дж. Буша-старшего (1989-1992), то количество договоров (61 всего, из них 18 на межамериканскую систему) не будет превосходить показатели Д. Байдена. Помимо этого, президентский срок Д. Байдена заканчивается только в следующем году, и статистика за 2023 и 2024 г. ещё пополнится новыми данными (например, статистика 2022 г. пополнялась на сайте в сентябре 2023 г. договорами, заключёнными США в декабре 2022 года).
21 В табл. 5 также косвенно видна общемировая тенденция доминирования США на международной арене после распада СССР и до прихода Д. Трампа – с 1996 до 2017 г. США стали заключать в среднем более 110 договоров в год с другими странами (пик 158 пришёлся на президентство Д. Буша-младшего), в то время как до 1995 г. такое количество в среднем составляло 20 договоров, а с 2017 по 2023 г. – 72 договора в год.
22 Общий тренд на снижение количества договоров, подписываемых США с латиноамериканскими странами, начал наблюдаться во втором сроке Д. Буша-младшего (отсюда, косвенно берёт своё начало тезис о снижении внимания Вашингтона к Латинской Америке и провале отношений с регионом), но ещё больше он проявился при Б. Обаме, что заставляет нас обратиться не к абсолютным, а относительным значениям, то есть к доле соглашений со странами межамериканской системы (табл. 6).
23

Таблица 6

Доля соглашений стран межамериканской системы в общем количестве подписанных США договоров в период 1991–2023 г., %

24
  1991–1992 1993–2000 2001–2008 2009–2016 2017–2020 2021–2023
Латинская Америка 11,76 24,21 17,49 15,50 21,79 15,88
Канада 5,88 3,57 2,20 1,52 0,90 1,76
Региональные организации 0,00 0,20 0,63 0,35 0,30 0,00
Межамериканская система 17,65 27,98 20,31 17,37 22,99 17,65

Подсчитано и составлено автором.

25

В таком случае мы можем сделать иные выводы. Во-первых, «золотым» периодом следует считать два президентских срока У. Клинтона (активизировалась повестка панамериканизма через саммиты Америк и инициативы для создания зоны свободной торговли между обеими Америками6, наблюдалась некоторая эйфория «конца истории», выражаясь словами Ф. Фукуямы, в результате чего у населения подавляющего большинства стран Латинской Америки сложился положительный образ США). Во-вторых, снижение доли договоров межамериканской системы по отношению к общему числу соглашений коррелирует с постепенным разворотом внимания США для борьбы с терроризмом на Ближнем Востоке при Дж. Буше-младшем в 2000-х, что отодвинуло Латинскую Америку на второй план и дало возможность другим мировым игрокам начать занимать образовавшиеся свободные ниши (в первую очередь Китаю)7.

6. Голиней В.А. Саммит Америк: переформатирование повестки. Россия и Америка в XXI веке, 2022, спецвыпуск. Available at: >>> (accessed 26.10.2023). DOI: 10.18254/S207054760023897-3

7. Chindea I.A., Treyger E., Cohen R.S. and others Great-Power Competition and Conflict in Latin America. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RR-A969-4, 2023.
26

В-третьих, два президентских срока Б. Обамы не похожи друг на друга на латиноамериканском направлении, и их стоит рассматривать через две разные «линзы» - большие надежды и ожидание от первого, и разочарование от второго: «администрация Обамы, по сути, игнорировала большую часть проблем региона и во многих отношениях повторила политические ошибки своих предшественников»8. В этом же русле стоит считать разворот США в Азиатско-Тихоокеанский регион (ныне Индо-Тихоокеанский регион9), что вновь оставило Латинскую Америку без повышенного внимания со стороны Вашингтона.

8. Saragoza A.M. Obama and Latin America: Disappointed Hopes. Cahiers des Amériques latines [En ligne], 2014, Vol.75. URL: >>> (accessed 28.09.2023).

9. Болдырев В.Е. Индо-Пацифика во внешнеполитическом планировании США. США & Канада: экономика – политика – культура. 2023, №3, с. 47-62. DOI: 10.31857/S2686673023030045
27 В-четвёртых, при Д. Трампе наметилась тенденция на сворачивание сотрудничества не только с латиноамериканцами, но вообще со всеми странами в мире; в то же время доля договоров США с Латинской Америкой при Трампе превосходит показатели при Обаме (21,79% в сравнении с 14,02% в первый срок Обамы и 17,02% во второй срок), а также на период президентства Трампа приходится третий пик подписанных с латиноамериканскими странами договоров, после первого и второго пиков при У. Клинтоне (33,3% и 30%).
28

Жёсткая и порой агрессивная внешняя политика Трампа, конечно, привела к росту негативного мнения о США в Латинской Америке, однако нельзя не отметить тот факт, что план Трампа по переформатированию внешней политики США был достаточно успешен: «благодаря [заключению] ЮСМКА США укрепили свои экономические тылы в соседних странах»10; Бразилия, которая считалась отколовшейся от фарватера североамериканского гиганта, вернулась при Жаире Болсонару под «крыло» США; Аргентина, Колумбия, Перу и Чили – получили поддержку по «выдавливанию» Венесуэлы из Южной Америки, а рождённая Группа Лимы позволила в 2018 г. заменить УНАСУР новым объединением ПРОСУР, которое ориентировалось на сотрудничество и с США.

10. Яковлев П.П. USMCA: перезагрузка зоны свободной торговли в Северной Америке. Латинская Америка, 2018, №12, с. 19.
29

В президентской гонке в 2020 г. можно было заметить, что риторика Д. Байдена должна была привести к пересмотру внешнеполитического агрессивного «наследия» Д. Трампа, однако многие из инициатив предыдущей администрации продолжили свою реализацию на латиноамериканском треке: в области прав человека, региональной безопасности, антикитайской направленности и миграционной политике, с одним из немногих нововведений – отдельное внимание экологическим проблемам11.

11. Евсеенко А.С. Американские инициативы на латиноамериканском направлении: проблемы и перспективы. США & Канада: экономика, политика, культура, 2021, №7, с. 83-89. DOI: 10.31857/S268667300015578-5
30

Самой «острой» темой сотрудничества в рамках межамериканской системы в 2021 г., а затем и в 2023 г. стали нерешённые миграционные проблемы на границе с Мексикой, которую многотысячные «караваны мигрантов» из стран Латинской Америки использовали как транзитную территорию, чтобы попасть в США, что заставило администрацию Д. Байдена по-новому взглянуть на инициативу 2019 г. Трампа: «Рост в Западном полушарии» (América Crece). Ключевой целью той инициативы была «поддержка экономического развития, ведущего к созданию рабочих мест в Латинской Америке»12. В июне 2022 г. на Саммите Америк Байден выдвинул инициативу «Американского партнёрства во имя экономического процветания»13, которая призвана при активном участии частного капитала в Западном полушарии «создать основу для устойчивого, динамичного экономического роста и увеличения инвестиций (включая таможенные процедуры, упрощение процедур торговли, практики регулирования нетарифных барьеров), а также для создания новых рабочих мест»14. К ноябрю 2023 г. данная инициатива охватила незначительную часть стран Западного полушария: Барбадос, Доминиканскую Республику, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Панаму, Перу, Чили и Эквадор, что контрастирует с инициативой América Crece, в которую были включены все страны полушария за исключением Венесуэлы, Кубы и Никарагуа.

12. Growth in the Americas. Available at: >>> (accessed 30.10.2023).

13. President Biden Announces the Americas Partnership for Economic Prosperity. URL: >>> (accessed 2.11.2023).

14. Biden-Harris Administration Advances Americas Partnership for Economic Prosperity. Available at: >>> (accessed 4.11.2023).
31 Таким образом, суммируя как характеристику отношений США с латиноамериканскими странами, так и статистику двусторонних договоров и визитов, представляется, что исследователям необходимо подойти к пересмотру своей негативной оценки латиноамериканского трека во внешней политике США при Дж. Буше-младшем и Д. Трампе, что может в свою очередь привести и к пересмотру результатов латиноамериканской политики Д. Байдена – она не обладает столь положительной динамикой, как её преподносят некоторые эксперты и СМИ.

Библиография

1. Исэров А.А. США и борьба Латинской Америки за независимость 1815-1830. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. C.205.

2. Walker W. The War in Nicaragua. New York: S.H. Goetzel, 1860. 431 р.

3. United States Treaties and Other International Agreements Collection. Available at: https://www.loc.gov/collections/united-states-treaties-and-other-international-agreements/about-this-collection/ (accessed 10.09.2023).

4. Presidential and Secretaries Travels Abroad. Available at: https://history.state.gov/departmenthistory/travels (accessed 21.10.2023).

5. Treaties and Other International Acts Series (TIAS). Available at: https://www.state.gov/tias/ (accessed 30.10.2023).

6. Голиней В.А. Саммит Америк: переформатирование повестки. Россия и Америка в XXI веке, 2022, спецвыпуск. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760023897-3-1/ (accessed 26.10.2023). DOI: 10.18254/S207054760023897-3

7. Chindea I.A., Treyger E., Cohen R.S. and others Great-Power Competition and Conflict in Latin America. Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, RR-A969-4, 2023.

8. Saragoza A.M. Obama and Latin America: Disappointed Hopes. Cahiers des Amériques latines [En ligne], 2014, Vol.75. URL: http://journals.openedition.org/cal/3088 (accessed 28.09.2023).

9. Болдырев В.Е. Индо-Пацифика во внешнеполитическом планировании США. США & Канада: экономика – политика – культура. 2023, №3, с. 47-62. DOI: 10.31857/S2686673023030045

10. Яковлев П.П. USMCA: перезагрузка зоны свободной торговли в Северной Америке. Латинская Америка, 2018, №12, с. 19.

11. Евсеенко А.С. Американские инициативы на латиноамериканском направлении: проблемы и перспективы. США & Канада: экономика, политика, культура, 2021, №7, с. 83-89. DOI: 10.31857/S268667300015578-5

12. Growth in the Americas. Available at: https://2017-2021.state.gov/growth-in-the-americas/ (accessed 30.10.2023).

13. President Biden Announces the Americas Partnership for Economic Prosperity. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/06/08/fact-sheet-president-biden-announces-the-americas-partnership-for-economic-prosperity/ (accessed 2.11.2023).

14. Biden-Harris Administration Advances Americas Partnership for Economic Prosperity. Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2023/january/fact-sheet-biden-harris-administration-advances-americas-partnership-economic-prosperity (accessed 4.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести