«Новый атлантизм» как фактор британо-американских отношений
«Новый атлантизм» как фактор британо-американских отношений
Аннотация
Код статьи
S207054760029106-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Годованюк Кира Анатольевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

«Особые отношения» с США находятся в центре британской внешнеполитической стратегии, что обусловлено задачами не только влиять на современную систему международных отношений, но и адаптироваться к её изменениям. «Новый атлантизм» Соединённого Королевства проявился в нескольких аспектах. С геополитической точки зрения Британия стремится играть особую роль в обеспечении евроатлантической безопасности на фоне выстраивания новой модели отношений с ЕС, в институциональном и нормативном разрезе прослеживается тенденция к лидерству при поддержке Вашингтона в технологических вопросах и регулировании безопасности в сфере искусственного интеллекта.

Ключевые слова
«Особые отношения», США, Британия, ЕС, евроатлантическая безопасность, атлантизм, «Декларация Блетчли», искусственный интеллект
Классификатор
Получено
14.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
265
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Исследователи неоднократно обращались к понятию «новый атлантизм», чаще всего описывая особую роль США в формировании европейской безопасности1. C выходом из ЕС «новый атлантизм» во внешней политике Британии выражается в попытках использовать «фактор США» в продвижении собственной внешнеполитической повестки.

1. Sakwa R. The New Atlanticism.21.09.2015. Available at: >>>> (accessed 12.11.2023).
2

С одной стороны, это объясняется тем, что вне ЕС Лондон стремится к качественно новой международной роли. Соединённое Королевство рассчитывает, что дрейф в сторону США позволит эффективнее адаптироваться к новой мирополитической реальности2. Декларируемый на первом этапе постбрексита отказ от европоцентричной внешней политики усилил значение фактора англосаксонской идентичности и ценностного подхода во внешней политике, что актуализировало задачу проявить глобальное лидерство в различных сферах международных отношений3.

2. Годованюк К.А. Внешняя политика «Глобальной Британии»: особенности «суверенного» атлантизма // Современная Европа. 2021. № 6. С. 30-41. DOI: >>> http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620213041

3. Европа в кризисном мире / отв. ред. Ал.А. Громыко. М.: ИЕ РАН; Издательство «Весь Мир», 2022. 376 с. DOI 10.55604/9785777708953
3 С другой стороны, сближение с Вашингтоном проиллюстрировало ключевое противоречие современной внешней политики Британии: внешнеполитическая самостоятельность после выхода из Евросоюза ограничена необходимостью балансировать между крупными игроками – США, ЕС, Китаем.
4

В периоды премьерства Б. Джонсона и Л. Трасс, несмотря на ряд знаковых событий для «особых отношений» – подписание в 2021 г. Атлантической хартии и трёхстороннего военно-политического альянса АУКУС (AUKUS), – личные отношения между лидерами пробуксовывали. В то время как Б. Джонсон (по мнению Дж. Байдена, «британский клон Д. Трампа») стремился навесить на них ярлык «несокрушимых», Л. Трасс называла британо-американские отношения «особыми, но не эксклюзивными»4.

4. “Special, but not exclusive”: will US/UK relations be damaged by Liz Truss? 12.09.2022. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).
5

Улучшить межличностные отношения попытался новый глава британского Кабинета Р. Сунак. На первой встрече с Дж. Байденом на полях саммита Группы двадцати на Бали вновь прозвучали оценки, что «Британия является ближайшим союзником и другом США»5. Вместе с тем лидерство Дж. Байдена создаёт определённые затруднения для поступательного развития «особых отношений», фактор которых в британской внешней политике неуклонно растёт.

5. Readout of President Joe Biden’s Meeting with Prime Minister Rishi Sunak of the United Kingdom. 16.11.2022. Available at: >>>  (accessed 12.11.2023).  
6

Трансатлантический треугольник США – Британия – Европа

 

Выход Британии из ЕС способствовал уникальному формату взаимоотношений c возросшим уровнем недоверия и конкуренции между Соединённым Королевством и Евросоюзом, а также продолжающимися процессами деевропеизации6.

6. Бабынина Л.О. Деевропеизация или демонтаж: как будут строиться отношения ЕС и Великобритании // Современная Европа. 2020. № 3. С. 5-15. DOI: >>>
7 Одновременно Соединённое Королевство стремится компенсировать утрату влияния на стратегическое планирование ЕС за счёт новых форматов и двусторонних связей с европейскими государствами. Парадоксальным образом особый статус Британии в Европе создаёт новые прецеденты в отношениях с Вашингтоном, который сегодня фактически выполняет роль моста между Лондоном и Брюсселем.
8 Во-первых, данная тенденция проявляется в возросшей возможности США влиять на отношения Британии и ЕС. В частности, показательна роль Вашингтона в урегулировании комплекса вопросов, связанных с Североирландским протоколом, который долгое время был источником политико-юридических споров между Лондоном и Брюсселем. Президент Дж. Байден неоднократно высказывался за сохранение гарантий мирного процесса в Северной Ирландии и был готов даже отменить свой визит в Соединённое Королевство в апреле 2023 г., приуроченный к юбилею подписания Белфастского соглашения, если стороны не достигнут компромисса.
9 Дипломатическим успехом Британии и ЕС стало подписание в феврале 2023 г. новых соглашений – Виндзорские рамки, которые не только значительно упрощают экспорт товаров из Британии в Северную Ирландию, но и символизируют позитивные подвижки в отношениях с ЕС.
10

Во-вторых, в стабилизации диалога Соединённого Королевства и Евросоюза как важной предпосылке объединения союзников были заинтересованы и США. Британо-американский альянс сегодня действует как главный «локомотив» политики коллективного Запада в первую очередь в противодействии России. С началом специальной военной операции РФ на Украине Лондон стремится представить себя главным лоббистом интересов Киева. Соединённое Королевство одним из первых среди западных союзников приняло решение передать Украине танки, дальнобойные системы и боеприпасы, став фактически координационным хабом «трансатлантической солидарности», в том числе в вопросах военных поставкок на Украину. В мае 2023 г. Дж. Клеверли и Э. Блинкен согласовывали долгосрочные обязательства США и Великобритании по поддержке Украины7.

7. Foreign Secretary visits Washington DC to reaffirm sustained UK-US support for Ukraine. 08.05.2023. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).
11

Вашингтон исторически через Британию стремился влиять на общеевропейскую политику. При этом США сегодня демонстрируют противоречивые сигналы относительно новой роли Лондона в европейских делах. Очевидно, что США приходится также выбирать между европейскими партнёрами и Британией. Несмотря на то что в июне 2023 г. во время встречи с Р. Сунаком Дж. Байден заявил, что у США нет более близкого союзника, чем Великобритания8, он, однако, подтвердил имидж самого «антибританского» президента, когда всё же заблокировал кандидатуру Б. Уоллеса на пост генерального секретаря НАТО. Среди возможных причин – нежелание представлять Североатлантический альянс как исключительно англосаксонский проект.

8. PM and President Biden of the USA meeting: 8 June 2023. 8.06.2023. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).
12

Вместе с тем лидерские амбиции Британии в НАТО не встречают сопротивления со стороны Вашингтона9. В феврале 2023 г. на встрече министров обороны стран альянса в Брюсселе было принято решение, что Британия возьмёт на себя руководство Объединённой оперативной группой НАТО высокой готовности (NATO’s Very High Readiness Joint Task Force) в январе 2024 года10. В июне 2023 г. на встрече министров обороны НАТО в Брюсселе прошло 13-е заседание Контактной группы по обороне Украины, где было решено создать новый Морской центр по обеспечению безопасности критически важной подводной инфраструктуры при Морском командовании НАТО (Maritime Centre for the Security of Critical Undersea Infrastructure at NATO Maritime Command) в Великобритании11. Указанные решения дают Лондону дополнительные институциональные рычаги влияния на систему евроатлантической безопасности. Однако Британия остаётся в стратегической зависимости от позиции США в отношении европейской политики.

9. Special Relationships? US, UK and NATO, Sixth Report of Session 2022–23, House of Commons Defence Committee. 28.02.2023 Available at: >>> (accessed 12.11.2023).

10. NATO defence ministers to discuss accelerated support to Ukraine ahead of anniversary of Russia's full-scale invasion. 14.02.2023. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).  
11. UK commits £60 million to NATO's Ukraine fund. 16.06.2023. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).
13

Атлантическая декларация как обновленная база отношений

 

В премьерство Р. Сунака на фоне усиления ценностного подхода во внешней политике наметились тенденции к выработке трансатлантических целей в сфере экономической безопасности. В апреле 2023 г. Дж. Байден и Р. Сунак в Белфасте зафиксировали задачу «объединить партнёров-единомышленников для поддержки экономической безопасности и противодействия манипулированию мировыми рынками со стороны авторитарных лидеров»12.

12. PM meeting with US President Joe Biden: 12 April 2023. URL: >>>  (accessed 12.11.2023).  
14

C 2021 г. проходит Британо-американский стратегический энергетический диалог. В июле 2023 г. страны запустили первый диалог по стратегическим санкциям между Великобританией и США13. Эти консультативные площадки созданы для адаптации и согласования в первую очередь ограничительных мер в условиях обострившейся международной конкуренции.

13. naugural UK-US strategic sanctions dialogue: British Ambassador’s statement. 20.07.2023. URL: >>>   (accessed 12.11.2023).  
15 При этом стороны так и не достигли Соглашения о свободной торговле, переговоры по которому Дж. Байден свернул после прихода в Белый дом. В качестве альтернативы Лондон ведёт торговые переговоры с отдельными штатами США. На сегодняшний день достигнуты соглашения с Индианой, Северной и Южной Каролиной, Оклахомой, Ютой и Вашингтоном.
16

Главным событием британо-американской повестки 2023 г. стало подписание в июне 2023 г. Атлантической декларации, которая, в продолжение идеи Атлантической хартии 2021 г. привнесла черты «атлантизма» в экономическое сотрудничество Британии и США14. Сформулированы пять задач для двустороннего партнёрства: обеспечить лидерство США и Великобритании в критических технологиях, расширить сотрудничество в области экономической безопасности, ответственной цифровой трансформации, развивать экономику чистой энергии и укреплять альянсы в области обороны и безопасности здравоохранения и космоса15.

14. The Atlantic Declaration: A framework for a twenty-first century US-UK Economic Partnership. 21.06.2023. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).

15. The Atlantic Declaration: a framework for a twenty-first century U.S.-UK economic partnership. Available at: >>> (accessed 12.11.2023).
17 Для достижения этих целей Британия и США создали Совет инвесторов в области стратегических технологий, в том числе для дальнейшего расширения ядерного сотрудничества между участниками трёхстороннего альянса АУКУС. Стороны договорились о гражданском ядерном партнёрстве в рамках сотрудничества в области чистой энергетики, которое предполагает новую инфраструктуру в долгосрочной перспективе.
18 Надежды Сунака на подписание соглашения с Вашингтоном о критически важных полезных ископаемых не оправдались. Стороны договорились лишь начать консультации. В этом вопросе Британия ощущает конкуренцию со стороны Брюсселя, который ведёт с США переговоры по аналогичному соглашению.
19 Однако Р. Сунак заручился поддержкой США провести в Лондоне Глобальный саммит по безопасному использованию искусственного интеллекта. Такие инициативы отвечают задаче вывести Британию в лидеры международного технологического сотрудничества. Кроме того, поддержка Вашингтона важна ещё и как компенсация утраты влияния на переговоры в этой сфере в рамках Совета ЕС – США по торговле и технологиям, где ведётся активная работа по стандартизации определений и подходов, в том числе в отношении контроля за системами и угрозами, связанными с искусственным интеллектом.
20

Саммит по безопасному использованию искусственного интеллекта, который состоялся в ноябре 2023 г. в Блетчли-Парк, стал знаковым для Лондона в нескольких аспектах. Во-первых, он был организован в символичном месте, известном со времён Второй мировой войны тем, что именно там команда британских дешифровщиков во главе с А. Тьюрингом взломала германскую шифровальную машину «Энигма»16. Таким образом Лондон продемонстрировал свою историческую роль в развитии информационных технологий и свой потенциал оказывать глобальное влияние на дебаты в этом вопросе. Во-вторых, к участию в саммите был приглашен Китай, которого Британия стремилась побудить к диалогу, в том числе с США. В-третьих, Лондон рассчитывал обеспечить под своей эгидой разработку общих норм и правил, которые бы дополняли достигнутые ранее договоренности, в том числе в рамках согласованного Группой семи Кодекса поведения и международных руководящих принципов по вопросам искусственного интеллекта17. Интересно, что саммит состоялся в период финального согласования Акта об искусственном интеллекте ЕС.

16. Independent report finds UK leads the way with AI Standards Hub. 19.10.2023. URL: >>> (accessed 12.11.2023).

17. International Guiding Principles on Artificial Intelligence (AI). 30.10.2023. Available at: >>>  (accessed 12.11.2023).  
21

На саммите была принята юридически необязательная «Декларация Блетчли», направленная на выработку единых принципов работы, регулирования системы, определения рисков и параметров сотрудничества в сфере искусственного интеллекта18. Главная задача для Лондона – добиться стандартизации подходов в отношении технологий искусственного интеллекта трансатлантических партнёров (США, ЕС и основных стран-единомышленников). Специальный Институт безопасности искусственного интеллекта (UK AI Safety Institute) в Великобритании будет проводить оценку безопасности передовых систем искусственного интеллекта.

18. The Bletchley Declaration by Countries Attending the AI Safety Summit, 01.11.2023 Available at: >>> (accessed 12.11.2023).
22 Саммит продемонстрировал желание Британии влиять на формирование трансатлантических принципов и норм сотрудничества в сфере технологий искусственного интеллекта, в том числе в отношении стран Глобального Юга, проявлять себя как медиатор (с согласия Вашингтона) в вопросах технологической и информационной конкуренции между крупными державами.
23

Заключение

 

C выходом из ЕС британское стратегическое планирование оказалось в своеобразной внешнеполитической ловушке. Вновь возобновились дискуссии о том, насколько полезны для Британии «особые отношения» с Вашингтоном19 на фоне снижения влияния на политику ЕС. Новая модель внешнеэкономических связей Лондона выстраивается на принципах свободной торговли, в первую очередь, как идеологический вызов европейской интеграционной концепции. При этом сами отношения с Брюсселем всё больше выходят в плоскость политической и экономической конкуренции, несмотря на стабилизацию диалога в 2023 г., в том числе под давлением США. Кабинет Р. Сунака демонстрирует отход от антагонизма с Брюсселем, что зафиксировано в качестве стратегической цели в обновленном Комплексном обзоре (март 2023 г.) и является элементом электоральной стратегии Консервативной партии с учётом приближающихся выборов в 2024 года.

19. Eason, T. Introducing Myth to Foreign Policy Analysis: The Blair Poodle Myth and Its Impact on Constructions of the “Special Relationship”. Foreign Policy Analysis. 2023. Available at: >>>
24 Брексит нанёс двойной удар по репутации Лондона, как с точки зрения её «полезности» Вашингтону, так и с точки зрения потери влияния как проактивного европейского лидера. Британия стремится компенсировать своё уязвимое положение за счёт целого ряда инициатив в Европе по обеспечению евроатлантической безопасности, которая находит сдержанную поддержку со стороны Вашингтона. Внешнеполитическая активность Лондона во многом определяется и необходимостью выходить с новыми инициативами на глобальном уровне.
25 Условную эксклюзивность «особых отношений» Лондона и Вашингтона в экономической сфере можно оспорить тем фактом, что стороны не демонстрируют продвинутого экономического сотрудничества. Несмотря на декларируемую широкую двустороннюю повестку – от согласования вопросов политики безопасности в Европе, до совместного преодоления «вызова со стороны Китая и России» и разработки общей климатической и зелёной повестки, уровень двусторонних экономических отношений не превышает тех договорённостей, которые есть у Вашингтона и Брюсселя.
26 Элементы «нового атлантизма» в британской внешней политике, зафиксированные в британо-американских договорённостях, например, в Атлантической декларации, важны для Лондона как констатация глобального характера её внешней политики, которая не просто стремится влиять, но и формировать контуры новой архитектуры мировой политики и экономических отношений. Однако сохраняющаяся привязка к ценностям, в частности стремление выстраивать процессы в мировой политике на основе антагонизма «демократии vs автократии», остаётся стержневым принципом трансатлантических отношений. При этом сами США используют фактор «особых отношений» как один из нескольких рычагов воздействия на мировую политику, не исключая полезной роли Лондона в условиях усиливающейся глобальной конкуренции.

Библиография

1. Sakwa R. The New Atlanticism.21.09.2015. Available at: https://eng.globalaffairs.ru/articles/the-new-atlanticism/ (accessed 12.11.2023).

2. Годованюк К.А. Внешняя политика «Глобальной Британии»: особенности «суверенного» атлантизма // Современная Европа. 2021. № 6. С. 30-41. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620213041

3. Европа в кризисном мире / отв. ред. Ал.А. Громыко. М.: ИЕ РАН; Издательство «Весь Мир», 2022. 376 с. DOI 10.55604/9785777708953

4. “Special, but not exclusive”: will US/UK relations be damaged by Liz Truss? 12.09.2022. Available at: https://www.newstatesman.com/international-politics/2022/09/special-but-not-exclusive-will-us-uk-relations-be-jeopardised-by-liz-truss (accessed 12.11.2023).

5. Readout of President Joe Biden’s Meeting with Prime Minister Rishi Sunak of the United Kingdom. 16.11.2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/11/16/readout-of-president-joe-bidens-meeting-with-prime-minister-rishi-sunak-of-the-united-kingdom/ (accessed 12.11.2023).

6. Бабынина Л.О. Деевропеизация или демонтаж: как будут строиться отношения ЕС и Великобритании // Современная Европа. 2020. № 3. С. 5-15. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320200515

7. Foreign Secretary visits Washington DC to reaffirm sustained UK-US support for Ukraine. 08.05.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-visits-washington-dc-to-reaffirm-sustained-uk-us-support-for-ukraine (accessed 12.11.2023).

8. PM and President Biden of the USA meeting: 8 June 2023. 8.06.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/news/pm-and-president-biden-of-the-usa-meeting-8-june-2023 (accessed 12.11.2023).

9. Special Relationships? US, UK and NATO, Sixth Report of Session 2022–23, House of Commons Defence Committee. 28.02.2023 Available at: https://committees.parliament.uk/publications/34235/documents/188460/default/ (accessed 12.11.2023).

10. NATO defence ministers to discuss accelerated support to Ukraine ahead of anniversary of Russia's full-scale invasion. 14.02.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/news/nato-defence-ministers-to-discuss-accelerated-support-to-ukraine-ahead-of-anniversary-of-russias-full-scale-invasion (accessed 12.11.2023).

11. UK commits £60 million to NATO's Ukraine fund. 16.06.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/news/uk-commits-60-million-to-natos-ukraine-fund (accessed 12.11.2023).

12. PM meeting with US President Joe Biden: 12 April 2023. URL: https://www.gov.uk/government/news/pm-meeting-with-us-president-joe-biden-12-april-2023 (accessed 12.11.2023).

13. Inaugural UK-US strategic sanctions dialogue: British Ambassador’s statement. 20.07.2023. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/statement-on-the-inaugural-uk-us-strategic-sanctions-dialogue (accessed 12.11.2023).

14. The Atlantic Declaration: A framework for a twenty-first century US-UK Economic Partnership. 21.06.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/the-atlantic-declaration/the-atlantic-declaration (accessed 12.11.2023).

15. The Atlantic Declaration: a framework for a twenty-first century U.S.-UK economic partnership. Available at: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1161879/THE_ATLANTIC_DECLARATION.pdf (accessed 12.11.2023).

16. Independent report finds UK leads the way with AI Standards Hub. 19.10.2023. URL: https://www.gov.uk/government/news/independent-report-finds-uk-leads-the-way-with-ai-standards-hub (accessed 12.11.2023).

17. International Guiding Principles on Artificial Intelligence (AI). 30.10.2023. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_5379 (accessed 12.11.2023).

18. The Bletchley Declaration by Countries Attending the AI Safety Summit, 01.11.2023. Available at: https://www.gov.uk/government/publications/ai-safety-summit-2023-the-bletchley-declaration/the-bletchley-declaration-by-countries-attending-the-ai-safety-summit-1-2-november-2023 (accessed 12.11.2023).

19. Eason, T. Introducing Myth to Foreign Policy Analysis: The Blair Poodle Myth and Its Impact on Constructions of the “Special Relationship”. Foreign Policy Analysis. 2023. Available at: https://doi.org/10.1093/fpa/orad021

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести