Углубление чешско-американского сотрудничества после 2022 года
Углубление чешско-американского сотрудничества после 2022 года
Аннотация
Код статьи
S207054760029095-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ведерников Михаил Владимирович 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Института Европы РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассмотрены особенности чешско-американского сотрудничества после начала СВО на Украине. Отмечено, что, несмотря на высокий статус двусторонних отношений с момента «бархатной революции» 1989 г., российско-украинский конфликт способствовал интенсификации взаимодействия. Выявлено, что Соединённые Штаты сделали упор на усиление сотрудничества в сферах энергобезопасности и военно-технической кооперации. Сближение позиций, как отмечает автор, произошло на базе идейного наследия первого президента Чехии В. Гавела. Подмечено, что смена правительства не приведёт к резкой смене внешнеполитической ориентации из-за объёма существующих обязательств, принятых чешской стороной в период 2022–2023 годов.

Ключевые слова
США, Чехия, Россия, Украина, словацко-американские отношения, СВО
Источник финансирования
Статья подготовлена в рамках проекта РНФ № 23-78-01204 «Трансформация политической роли Центральной Европы под воздействием кризисов 2020-х гг.»
Классификатор
Получено
10.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
142
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

После «бархатной революции» 1989 г., несмотря на непродолжительные колебания чешских политиков, пришедших к власти на смену коммунистов, движение в сторону включения Чехословакии (с 1993 г. Чехии) в евро-атлантические сообщества (НАТО и ЕС) становится магистральным. Чешско-словацкий истеблишмент, оформившийся вокруг бывших диссидентов и борцов с режимом, активно продвигали выбранный курс. Так, например, выступая 21 февраля 1990 г. перед Конгрессом США, президент Чехословакии Вацлав Гавел однозначно заявил, что «США и НАТО являлись бастионами духовности и демократии»1. Очевидно, что он стал проводником американских интересов в Чехии, и благодаря его моральному авторитету, который распространялся не только на внутреннюю аудиторию, но и на внешнюю, в 1999 г. страна благополучно вступила в НАТО.

1. A Joint Session of the U.S. Congress. Prezident republiky, 21.02.1990. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
2

Такая скорая интеграция Чехии в военно-политическое объединение стала возможной не в последнюю очередь за счёт продвигаемого в широкие массы комплекса идейно-политических взглядов, присущих Гавелу, которые в современной богемистике получила обозначение «гавелизм». Под этим понятием можно рассматривать идейный багаж чешского президента, который отечественный славист Э.Г. Задорожнюк оценивает как «сочетание антироссийских установок во внешней политике с манипулированием абстрактными ценностями демократии и "добра" при отстранении от проблем чешского социума во внутренней политике»2. Влияние Гавела на внешнюю политику страны сохранялось до 2003 г., в последующие годы интерес к его фигуре внутри страны заметно снижается из-за перемен во внутренней политике.

2. Задорожнюк Э.Г. 2023. Во власть под знаменем гавелизма. Перспективы. Электронный журнал. № 1 (32). С. 61-72.
3 Пришедшие к власти в 2000-х годах политики-прагматики, желая увеличить экспортные возможности страны, сделали акцент на усиление торгово-экономических отношений с развивающимися государствами, прежде всего Китаем и Россией. Вплоть до начала 2000-х годов подобная модель внешней политики, где вовлечённость в западные военно-политические структуры не препятствовала конструктивным отношениям с другими странами, в том числе, по мнению чехов, нарушавшими принципы международного права, оставалась допустимой.
4

Смена подходов в 2021 году

 

Сдвиг во внешнеполитических подходах Чехии связан с изменением расстановки политических сил после парламентских выборов 2021 г. В ходе них победу одержали партии, придерживающиеся либерально-демократических взглядов и делавшие акцент на ценностном содержании внешней политики. Премьер П. Фиала, возглавивший новое правительство, заявил о пересмотре дипломатического курса предшествовавших кабминов. Во многом его риторика была манипулятивной и не соответствовала действительности, поскольку ни один из руководителей страны, начиная с момента членства Чехии в НАТО и ЕС, не ставил под сомнение целесообразность нахождения в этих структурах. Между тем, с октября 2021 до января 2023 г. чешская политическая система находилась в состоянии баланса, поскольку сверхценностный подход П. Фиалы уравновешивался прагматичной позицией президента М. Земана, который сглаживал транслируемую во внешний мир позицию Чехии.

5 Однако в ходе президентских выборов в начале 2023 г. победу праздновал бывший начальник Военного комитета НАТО Петр Павел, взгляды которого на характер и цели внешней политики страны полностью совпадали с представлениями кабинета П. Фиалы. Таким образом, можно констатировать наступление особого этапа чешской политической жизни, когда подходы всех представителей верховной власти страны совпадали и находили активную поддержку друг у друга. Возникшее состояние можно охарактеризовать как переход к односторонней трансатлантической ориентации, который сопровождался тотальным подчинением чешского дипломатического курса императивам, продвигаемым администрацией американского президента Дж. Байдена. Следует констатировать концептуальное переосмысление чешской внешней политики и её приведение в соответствие с глобальной стратегией по сдерживанию Китая и России.
6 Ввиду особой опасности исходящей от Москвы, по мнению чешской стороны, после начала СВО на Украине возрастала роль Вашингтона, который подтвердил свою решающую роль в борьбе с «кремлевским империализмом» и «тёмными силами российского реваншизма». Несомненно, что в подобных условиях максимально востребованной и своевременной стало наследие В. Гавела, который отводил важное место США как противовесу влиянию Москвы и источнику безопасности для малых народов Европы. Последователи политика-диссидента в 2020-х годах отмечали важность обращения к его опыту, ставя его в пример как человека, бескомпромиссно боровшегося с Коммунистической партией. В свою очередь российский политический режим воспринимался как прямой преемник советский власти, не смирившийся с распадом соцблока. Что касается Соединённых Штатов, то они активно поддерживали такие настроения в стане своих союзников.
7

Интенсификация чешско-американских отношений

 

После начала СВО на Украине взаимодействие между чешскими и американскими коллегами значительно усилилось. Прежде всего по тем направлениям, которые, как считали чехи, оказались наиболее уязвимыми в условиях противостояния России и «коллективного Запада». В двусторонних отношениях приоритет был отдан, во-первых, области энергетической безопасности и, во-вторых, сфере обеспечения национальной безопасности. Важным инструментом сопряжения позиций двух государств стало ежегодно созываемое заседание Комиссии по чешско-американскому стратегическому диалогу (март 2022 г., май 2023 г.), которое собралось впервые после длительного перерыва с 2016 г. Помимо заверений о важности усиления санкционного давления на Россию, стороны сошлись во мнении, что Чехии необходимо «уменьшить зависимость от российской нефти и природного газа за счёт диверсификации источников энергии, расширения тесного (чешско-американского) сотрудничества в области ядерной энергетики»3.

3. Joint Statement from the Czech – U.S. Strategic Dialogue. Czech Foreign Ministry, 30.03.2022. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
8

Энергобезопасность

 

В этой связи как никогда кстати оказалось американское предложение о продаже СПГ (начало поставок приходится на 2016 год). Напомним, что его продвижение на рынки Центральной Европы усилилось особенно в 2020 г. во время визита госсекретаря США Майкла Помпео. Впрочем, тогда позиции сторонников дешёвого российского газа были заметно сильны и его замещение американским СПГ не произошло. В условиях 2022 г. внутри чешского истеблишмента, как и на уровне всего Европейского Союза, сложился консенсус о необходимости перестройки всей структуры энергопотребления и сотрудничества с альтернативными поставщиками углеводородов.

9

Чешские власти приложили максимум усилий, чтобы отказаться от российского газа, сделав упор на переход к американскому газу. Так, в июне 2022 г. чешской энергетической компании ČEZ удалось договориться с нидерландской компанией Gasunie об аренде СПГ-терминалов, которые должны были быть размещены в нидерландском порту Эмсхавен. По словам премьера П. Фиалы, они должны были обеспечить Чехии треть закупаемого ежегодно природного газа и стать первым заметным шагом в преодолении зависимости от российского газа4. 20 сентября, танкер Gaslog Georgetown, принадлежащий американской газовой компании Cheniere Energy, прибыл в нидерландский порт, доставив 100 млн куб. м СПГ. Далее ожидалось прибытие 2–3 аналогичных судов ежемесячно.

4. První evropský LNG terminál od zahájení války na Ukrajině odstartoval provoz. Skupina ČEZ, 08.09.2022. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
10

20 апреля 2023 г. министр промышленности и торговли Чехии Йозеф Сикела заявил о том, что Чехия первая среди европейских государств сумела «на 100% отказаться от российского газа». Говоря о причинах столь быстрого перехода к альтернативным поставщикам, политик подчеркнул важность СПГ из Бельгии и Нидерландов (то есть из США), объём поставок которого за один год увеличился на 124%5.

5. Do České republiky se v prvním čtvrtletí roku 2023 nedovezl žádný plyn z Ruska. Ministerstvo průmyslu a obchodu, 21.04.2023. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
11

Экспансия американских компаний на энергетический рынок Чехии также осуществлялась в области ядерной энергетики, где до начала 2020-х годов сильные позиции занимал «Росатом». Отметим, что вытеснение российской компании началось ещё до российско-украинского конфликта, когда весной 2021 г. Россия была бездоказательно обвинена в организации взрывов на складе боеприпасов во Врбетице. Как отмечали некоторые аналитики6, актуализация инцидента, произошедшего в 2014 г., была выгодна прежде всего американской стороне, которая не желала допускать «Росатом» до участия в тендере на достройку двух энергоблоков на АЭС «Дукованы». Существовали оправданные опасения, что российская фирма могла предоставить не только наиболее выгодное предложение по стоимости проекта и уровню предоставляемых услуг, но и начать впоследствии оказывать политическое влияние на принятие решений внутри страны. Примечательно, что госсекретарь США Энтони Блинкен в телефонном разговоре с тогдашним премьером А. Бабишем поддержал решение его кабмина исключить «Росатом» из конкурса на достройку АЭС7.

6. Svoboda K. 2021. Rosatom and the Czech Nuclear Dilemma: The Case of Economic Statecraft or a Business Expansion?

7. Secretary Blinken’s Call with Czech Prime Minister Babiš. U.S. Embassy in the Czech Republic, 02.05.2021. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
12

Уже с началом СВО позиции американской ядерной энергетической компании Westinghouse заметно укрепились и, как отмечали специалисты, фирма имела наибольшие шансы на успех. Подтверждением уверенных позиций Westinghouse на чешском рынке стало то, что в 2022 г. Прага приняла политически мотивированное решение отказаться от российского ядерного топлива в пользу американского на тех энергоблоках, где это было технически возможно. В марте 2023 г. чешское правительство предварительно одобрило участие трёх иностранных фирм в конкурсе на строительство новых энергоблоков, 31 октября они предоставили свои финальные коммерческие предложения на обсуждение чешской стороне8. Эксперт Центра Реалистической энергетики и экологии Милан Смутный подчёркивал, что при выборе из французской EDF, корейской Korea Hydro & Nuclear Power и американской Westinghouse решение могло быть обосновано политическими соображениями, нежели экономической целесообразностью9.

8. Stát dal souhlas se zahájením výběrového řízení na dodavatele nového jaderného zdroje v Dukovanech. Ministerstvo průmyslu a obchodu, 17.3.2022. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).

9. KOMENTÁŘ: Kdo uspěje v jaderném tendru. Věřme, že ne politika. iDnes, 30.08.2023. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
13

Безопасность

 

Открытая артикуляция чешским руководством угрозы со стороны России подталкивало его к более тесному взаимодействию с американскими партнёрами. В оборонной стратегии Чехии (2023 г.), формулировки которой были отшлифованы в период 2022–2023 гг., предельно ясно обозначалась важность чешско-американского двустороннего сотрудничества в области безопасности10.

10. Bezpečnostní strategie České Republiky 2023. Ministerstvo obrany ČR. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
14 Неудивительно, что после начала СВО в обстановке политического консенсуса начались предметные переговоры между Прагой и Вашингтоном по вопросу заключения Соглашения об оборонном сотрудничестве. На тот момент Чехия оставалась единственной страной – участницей НАТО в Центральной и Восточной Европе, которая не имела такого договора с Соединёнными Штатами. В предшествующие годы его подписание было невозможно из-за особой позиции президента Милоша Земана (2013–2022 гг.) и его предшественника Вацлава Клауса (2003–2013 гг.), занимавших принципиальную позицию о недопустимости реального / «бумажного» присутствия иностранных войск на территории страны.
15

Консультации между чешской и американской группой специалистов начались 21 апреля 2022 г. и завершились подписанием Соглашения в Вашингтоне 23 мая 2023 г. В торжественной церемонии приняли участие министр обороны Чехии Яна Чернохова и её американский коллега Ллойд Остин. После официальной процедуры в разговоре с журналистами Чернохова поставила произошедшее событие в один ряд со вступлением страны в Североатлантический альянс11. 1 августа 2023 г. президент П. Павел согласно протоколу, без промедлений ратифицировал документ.

11. Černochová v Pentagonu podepsala smlouvu o obranné spolupráci s USA. České noviny, 23.05.2023. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
16 Если политический истеблишмент страны был единодушен (ключевая оппозиционная партия АНО даже не выразила протест Соглашению), то некоторые общественные деятели (например, политолог Петр Друлак) поднимали вопрос о степени ограничения национального суверенитета. Юристы указывали на то, что Соглашение напрямую вторгалось в полномочия государства, например в области чешского судопроизводства, которое не распространялось на американских солдат. Далее, внимание экспертов привлёк момент, связанный с тем, что «вооружённые силы США могли свободно присутствовать на территории Чехии беспрепятственно въезжать и передвигаться по её территории». Соглашение предоставляло американской стороне право размещать военную технику для наступательных действий США через территорию Чехии в сторону третьих стран или использовать её как место запуска дронов, ракет и истребителей. Важно отметить, что на фоне своих центральноевропейских партнёров – Венгрии, Польши, Словакии – Чехия заметно выделялась, соглашаясь предоставить доступ к 11 объектам, среди которых было три аэродрома (Часлов, Наместь над Ославоу, Пардубице). Учитывая более внушительный военный потенциал Польши, она также предоставляла США 11 объектов, Венгрия – 4, Словакия – 2. Таким образом, Чехия благодаря наследию Организации Варшавского договора (все военные базы были построены в годы нахождения Чехословакии в советском блоке) в 2023 г. в долгосрочных стратегических планах США становилась удобным транспортно-логистическим хабом в центре Европы для проведения наступательных операций.
17 Наиболее остро чешская общественность, настроенная против Соглашения, восприняла перспективу размещения на территории страны ядерного оружия (ЯО). Документ не ставил ограничения перед таким шагом со стороны Соединённых Штатов. Исходя из факта, что американцы не были обязаны информировать представителей Чехии о наполнении грузов, перемещаемых в страну на обозначенные базы, наблюдатели отмечали, что проникновение ЯО могло произойти секретно, без официального оповещения Праги.
18 Включение Чехии в ряды подписантов Соглашения об оборонном сотрудничестве прежде всего соответствовало долгосрочным целям США, которым на фоне СВО удалось довершить процесс создания однородного пространства государств-союзников, скреплённых договорными обязательствами, направленными на сдерживание российского фактора в Центральной Европе.
19 Российско-украинский конфликт также был использован американской стороной для усиления позиций отечественного военно-промышленного комплекса (ВПК) в Чехии. В условиях масштабной передачи киевскому режиму советского военного наследия перед Прагой вставал актуальный вопрос обновления парка военной техники на натовские образцы и модернизации уже имевшихся моделей до актуальных параметров.
20

Однозначный крен в сторону американского ВПК проявился в вопросе обновления парка истребителей. Если избавление от советских самолётов МиГ-29 было очевидно ввиду их устаревания и передачи вооружённым силам Украины, то отказ от использования шведских истребителей JAS 39 Gripen (14 единиц), находящихся в аренде, можно обосновать скорее внешнеполитическими причинами. Согласно решению правительства Чехии, принятому в конце сентября 2023 г., предполагалась закупка 24 истребителей-бомбардировщиков F-35. Сумма сделки оценивалась в 6,6 млрд долл., из которых 4,6 млрд приходились на воздушные судна, а оставшиеся 2 млрд на создание инфраструктуры, закупку топлива и подготовку персонала. По оценкам экспертов, общая сумма, потраченная за годы эксплуатации самолётов до 2069 г., должна была составить около 14 млрд. Таким образом сделка с американской фирмой «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) становилась самой дорогой в истории вооружённых сил Чехии12. Согласно контракту первые самолёты появятся в Чехии в 2029 г., их поставка завершится к 2035 году.

12. Nákup stíhaček F-35: Americké letouny budou Česko stát 322 miliard. Deník, 29.09.2023. Available at: >>> (accessed 09.11.2023).
21

Впрочем, если важность закупки образцов новой техники сложно поставить под сомнение ввиду необходимости обеспечения национальной безопасности, то более примечательно, что принятие подобного «исторического» решения проходило на фоне серьёзных внутриполитических процессов. Прежде всего речь идёт о введении антикризисного («консолидационного») пакета мер, направленного на уменьшение бюджетного дефицита. Масштаб проводимых преобразований был настолько впечатляющим, что они должны были затронуть всех жителей страны ввиду увеличения ставок НДС, сокращения государственных субсидий, пересмотра пенсионного возраста. В этой связи депутат чешского парламента, экс-министр обороны Любомир Метнар говорил: «Решение правительства о закупке самолётов F-35 мы считаем авантюрой подобные траты в нынешней ситуации неоправданны Аргументируя покупку, Минобороны ссылается на возможную оборонительную войну с Россией. Однако в таком случае она должна произойти только после 2035 года, когда армия сможет использовать эти самолёты»13.

13. Projednání návrhu na vyslovení… 18.10.2023.
22

Заключение

 

После «бархатной революции» в Чехословакии курс на вступление в ЕС и НАТО стал магистральным и не подвергался заметному сомнению. В этой связи на этапе становления молодого государства важное место заняли отношения с лидером Североатлантического альянса – Соединёнными Штатами. После интеграции Чехии в евро-атлантические структуры руководство страны на протяжении полутора десятилетий не уделяла должного внимания внешней политике, акцентируя внимание на развитие торгово-экономических связей с потенциальными партнёрами и усиление её экспортных возможностей.

23 Впрочем, пришедшая к власти коалиция во главе с П. Фиалой реанимировала ценностное восприятие внешней политики, обратившись к идейному наследию первого президента страны В. Гавела. На фоне начавшейся СВО чешские политики, находящиеся в кабмине, активизировали сотрудничество с американскими партнёрами, которые шли им навстречу, прежде всего в вопросах обеспечения энергетической безопасности и конвенциональной безопасности. В период 2022–2023 гг. произошло проникновение американского СПГ на чешский рынок, укрепились позиции американcкой ядерной энергетической компании Westinghouse, заключено Соглашение об оборонном сотрудничестве и согласованы поставки американского вооружения в Чехию. Таким образом даже в случае прихода вновь к власти прагматичных политиков взятые текущим правительством обязательства будут вынуждать Чехию находится в фарватере американской политики в Центральноевропейском регионе на многие десятилетия вперед.

Библиография

1. A Joint Session of the U.S. Congress. Prezident republiky, 21.02.1990. Available at: http://old.hrad.cz/president/Havel/speeches/1990/2102_uk.html (accessed 09.11.2023).

2. Задорожнюк Э.Г. 2023. Во власть под знаменем гавелизма. Перспективы. Электронный журнал. № 1 (32). С. 61-72.

3. Joint Statement from the Czech – U.S. Strategic Dialogue. Czech Foreign Ministry, 30.03.2022. Available at: https://www.mzv.cz/washington/en/culture_events/news/joint_statement_from_the_czech_u_s.html (accessed 09.11.2023).

4. První evropský LNG terminál od zahájení války na Ukrajině odstartoval provoz. Skupina ČEZ, 08.09.2022. Available at: https://www.cez.cz/cs/pro-media/tiskove-zpravy/prvni-evropsky-lng-terminal-od-zahajeni-valky-na-ukrajine-odstartoval-provoz.-cesko-je-u-toho.-nizozemsky-terminal-pokryje-az-tretinu-ceske-spotreby-plynu-163448 (accessed 09.11.2023).

5. Do České republiky se v prvním čtvrtletí roku 2023 nedovezl žádný plyn z Ruska. Ministerstvo průmyslu a obchodu, 21.04.2023. Available at: https://www.mpo.cz/cz/rozcestnik/pro-media/tiskove-zpravy/do-ceske-republiky-se-v-prvnim-ctvrtleti-roku-2023-nedovezl-zadny-plyn-z-ruska--273829/ (accessed 09.11.2023).

6. Svoboda K. 2021. Rosatom and the Czech Nuclear Dilemma: The Case of Economic Statecraft or a Business Expansion?

7. Secretary Blinken’s Call with Czech Prime Minister Babiš. U.S. Embassy in the Czech Republic, 02.05.2021. Available at: https://cz.usembassy.gov/secretary-blinkens-call-with-czech-prime-minister-babis-2/ (accessed 09.11.2023).

8. Stát dal souhlas se zahájením výběrového řízení na dodavatele nového jaderného zdroje v Dukovanech. Ministerstvo průmyslu a obchodu, 17.3.2022. Available at: https://www.mpo.cz/cz/rozcestnik/pro-media/tiskove-zpravy/stat-dal-souhlas-se-zahajenim-vyberoveho-rizeni-na-dodavatele-noveho-jaderneho-zdroje-v-dukovanech--266463/ (accessed 09.11.2023).

9. KOMENTÁŘ: Kdo uspěje v jaderném tendru. Věřme, že ne politika. iDnes, 30.08.2023. Available at: https://www.idnes.cz/ekonomika/domaci/jadro-dukovany-elektrarna-francie-usa-khnp-milan-smutny.A230829_162531_ekonomika_javu (accessed 09.11.2023).

10. Bezpečnostní strategie České Republiky 2023. Ministerstvo obrany ČR. Available at: https://mocr.army.cz/images/id_40001_50000/46088/Bezpecnostni_strategie_Ceske_republiky_2023.pdf (accessed 09.11.2023).

11. Černochová v Pentagonu podepsala smlouvu o obranné spolupráci s USA. České noviny, 23.05.2023. Available at: https://www.ceskenoviny.cz/zpravy/2368679 (accessed 09.11.2023).

12. Nákup stíhaček F-35: Americké letouny budou Česko stát 322 miliard. Deník, 29.09.2023. Available at: https://www.denik.cz/ekonomika/nakup-stihacek-f-35-cena-20230929.html (accessed 09.11.2023).

13. Projednání návrhu na vyslovení… 18.10.2023.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести