«Успех» или «поражение»? Проблема оценки итогов миссии США в Афганистане
«Успех» или «поражение»? Проблема оценки итогов миссии США в Афганистане
Аннотация
Код статьи
S207054760029082-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бреславцева Александра Андреевна 
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Афганское направление сохранялось в качестве высокого приоритета во внешней политике США в разных контекстах: от угрозы расширения советского присутствия в регионе до нарастающих проблем группы транснациональных угроз. Завершение американского военного присутствия в Афганистане в 2021 г. привело к неоднозначным с точки зрения американского экспертного сообщества результатам. В статье отражается попытка выделить основные проблемы, касающиеся оценки завершения американской кампании, рассмотрены основные выводы, которые американские военные и политические силы считают важными к изучению для повышения эффективности внешнеполитического механизма США. 

Ключевые слова
вывод войск, «Решительная поддержка», США в Афганистане, эвакуация, Дж. Байден, контртеррористическая операция
Классификатор
Получено
09.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
162
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Процесс вывода войск, обсуждавшийся и планировавшийся различными администрациями США на протяжении 2011–2021 гг., пришёл к своему логическому завершению, были высвобождены существенные финансовые и военные ресурсы США. Хотя впоследствии этот шаг отразил сокращение фокуса США к афганскому направлению при сохранившейся и возросшей нестабильности в Афганистане вследствие захвата Кабула движением талибов (движение «Талибан» запрещено в РФ, далее – ДТ) С другой стороны, последствия и ход этого процесса, в том числе обусловленного соглашением с непризнанным актором международных отношений, обусловили репутационные потери Соединённых Штатов и были расценены большинством американцев как «поражение» (failure) США в афганской кампании.

2 Задача по оценке миссии США в Афганистане требует учёта и рассмотрения целого комплекса факторов, что предопределяет возникновение ряда трудностей перед исследователем. Во-первых, они включают в себя проблему сопоставления задач миссий с доктринами американского истеблишмента, то есть корреляцию между провозглашенными Белым домом целями и их формализованным воплощением в конкретных мерах законодательной и исполнительной власти. Во-вторых, проблема определения итогов связана с длительностью кампании и многоэтапностью, обусловленной эволюцией и разнонаправленностью операций США в Афганистане. В-третьих, несмотря на консолидацию на начальном этапе американского общества перед лицом угроз, исходящих с территории Афганистана, со временем обнаружились меж- и внутрипартийные разногласия в подходах к планированию и реализации хода, а главное – завершения американской кампании.
3

К вопросу о целях миссий

 

Цели американской кампании в Афганистане необходимо разделять по этапам реализации и по уровням, на каждом из которых решался определенный набор задач на разных временных промежутках. В общей системе американского присутствия можно выделить три этапа по линиям:

4 - единоличной инициативы контртеррористической боевой миссии США,
5 - совместных усилий по боевым миссиям с НАТО,
6 - совместных усилий по небоевым миссиям с ООН.
7

Первый этап заключает в себя санкционирование использования ВС США в отношении акторов, причастных к терактам 11 сентября. Операция «Несокрушимая свобода» является крупномасштабной боевой операцией (major combat operation), а её инициирование было согласовано как в рамках международного права посредством Резолюции Совета Безопасности (СБ) ООН 1368, так и законом, принятым Конгрессом США. В рамках Резолюции был задействован механизм «права на самооборону»1 в соответствии с 51 статьей Устава ООН. В рамках же национального законодательства было задействовано положение Резолюции о военных полномочиях (War Powers Resolution) от 1973 г., которое постановлением специального разрешения:

1. United Nations Charter. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
8 - предоставило президенту США право на использование всех необходимых и советующих сил,
9 - обозначило критерии для определения акторов, в отношении которых будет применена сила,
10

- уполномочило президента определять какие именно акторы соответствуют упомянутым критериям2.

2. PUBLIC LAW 107–40—SEPT. 18, 2001. The US Congress, 18.09.2001. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
11

В этом документе не упоминается Афганистан. Формулировка целей и объектов, в отношении которых будут действовать ВС США, отражает специфическое положение групп и лиц, связанных с террористической деятельностью и являющихся нетрадиционными акторами международных отношений. В этом случае был сформулирован ряд критериев для описания объекта операции. Так, в качестве объекта, согласно тексту, могут выступать страны, организации и индивидуумы, причастные к подготовке, санкционированию, осуществлению и помощи в осуществлении атак или причастные к пособничеству указанным силам3.

3. Ibidem.
12 В то же время целей военных мероприятий операции можно выделить несколько. Во-первых, использование силы в отношении деятелей и пособников терроризма связано с превентивной защитой территории США от будущих актов терроризма. Во-вторых, в качестве цели обозначается сдерживание существующей нетипичной и чрезвычайной угрозы терроризма.
13

Второй этап, задействовал механизм участия Североатлантического альянса (пятая статья) по коллективной обороне. Так, по заявлению на тот момент генерального секретаря НАТО Дж. Робертсона, члены организации предприняли восемь мер, включающих содействие разведке США, защиту американских объектов и предоставление транзита и базирования на своих территориях4. Таким образом, страны – члены НАТО предоставляли как индивидуально5, так и коллективно свою поддержку контртеррористической операции США (Global War On Terrorism). Начиная с 9 октября 2001 г. Североатлантический альянс начал разрабатывать несколько миссий, которые впоследствии воплотились в операциях: «Поддержка Орла» (Eagle Assist), «Активные усилия» (Active Endeavour), «Морской страж» (Sea Guardian).

4. Statement to the Press by NATO Secretary General, Lord Robertson, on the North Atlantic Council Decision On Implementation Of Article 5 of the Washington Treaty following the 11 September Attacks against the United States. NATO On-line Library, 4.10.2001. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

5. International Contributions to the War Against Terrorism and Operation Enduring Freedom. The White House Archive, 11.03.2002. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
14

Третий этап был разработан при усилиях ООН и включает в себя развёртывание международных сил содействия безопасности, МССБ, формирование которого происходило в соответствии с письмом СБ ООН S/2001/1154 от 5.12.2001 г. и Резолюцией СБ ООН 1386 от 20.12.2001 г. Целью этой миссии была защита переходного правительства Афганистана и обеспечение его безопасности «в Кабуле и прилегающих к нему районов»6. Впоследствии второй трек задачи МССБ сформулировал цель по содействию развитию сил безопасности и вооруженных сил формирующегося правительства.

6. Resolution 1386 (2001) adopted by the Security Council at its 4443rd meeting, on 20 December 2001. The UN Documents, 20.12.2001. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
15 Международные усилия необходимо рассматривать как в рамках миротворческих операций по поддержанию мира (peace-making) и по миростроительству (peace-building) на этапе согласования Боннских соглашений от декабря 2001 г., так и в рамках операций по принуждению к миру (peace enforcement) на этапе создания и развёртывания МССБ, основываясь на положениях главы 6 и главы 7 Устава ООН, соответственно.
16 Переход управления МССБ к НАТО перешёл 11 августа 2003 г. и привёл к тому, что цели различных параллельных миссий стали ошибочно рассматриваться в качестве одного комплекса мер, предпринимаемых Соединёнными Штатами. Тем не менее, объединённые силы ООН и НАТО в большей мере сосредоточились на небоевых операциях, целью которых стала стабилизация политического процесса в Исламской Республике Афганистан (ИРА), поддержка и развитие афганских национальных сил (например, афганской национальной армии, далее – АНА). В этом состоит главное отличие миссий ООН и НАТО от инициированных американским правительством.
17 Основной задачей США стала контртеррористическая операция (КТО) в отношении «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) и движения «Талибан» (запрещено в РФ) в 2001–2014 гг. в рамках операции «Несокрушимая свобода», и в отношении «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) и ИГ-Вилаят Хорасан (далее – ИГ-Х, запрещено в РФ,) в 2015–2021 гг. в рамках «Страж свободы». Однако обе эти боевые миссии содержали и часть миротворческих миссий, так, например, среди целей «Страж свободы» выделяется инициатива, дополняющая миссию НАТО «Решительная поддержка» по обучению и развитию АНА. Дублирующие цели миссий и перетекание целей боевой задачи в миротворческую происходят ввиду запущенного на рубеже 2010–2012 гг. процесса по передаче ответственности и контроля за стабильностью в Афганистане самим афганцам.
18

Достигнув первоначальной цели по ликвидации лидера «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в 2011 г., к 2014 г. опасаясь слияния движения «Талибан» (запрещено в РФ) и «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) и появления нового актора в лице ИГ-Х (запрещено в РФ), ВС США продолжили проводить с АНА совместные КТО. Как утверждает главный генеральный инспектор по реконструкции Афганистана (Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction), эволюция целей миссии в Афганистане от задач КТО до реконструкции Афганистана была направлена на то, чтобы «каждая цель, однажды достигнутая, приближала правительство США на один шаг к возможности уйти»7.

7. What We Need to Learn: Lessons from Twenty Years of Afghanistan Reconstruction. SIGAR, 2021. Available at: >>> (accessed: 1.10.2023).
19 Это означает, что первоначальная цель по противодействию «Аль-Каиде» (запрещена в РФ), включив в себя противодействие режиму-пособнику терроризма – ДТ (запрещено в РФ), привела к тому, что КТО трансформировалась в контрповстанческую борьбу. Это вовлекло ВС США в гражданскую войну, предполагающую необходимость последующей реконструкции и восстановления. Указанный процесс, также именуемый «нациестроительством» (nation-building), стал неотъемлемой частью усилий ВС США, НАТО и МССБ ввиду определения ДТ (запрещено в РФ) в качестве объекта противодействия. Отрицание «нациестроительства» в Афганистане американскими экспертами на высоком уровне, тем не менее, входит с противоречием с задачами по реконструкции Афганистана, которые выполнялись как в рамках операции «Страж свободы», так и в рамках совместных с коалиционными силами операций.
20 Таким образом, проблема определения успешности операции зависит от категории рассмотрения (то есть какую операцию мы рассматриваем), от целей и задач выбранной категории. Администрация Дж. Байдена, рассматривая завершение миссии США в Афганистане, рассуждает в соответствии с логикой КТО «Несокрушимая свобода». Многослойность и смежность последующих операций, в некоторой степени меняющих статус от КТО к миротворческим, от боевых до небоевых миссий с элементами «нациестроительства», затрудняют оценку завершения многолетней операции в Афганистане.
21

Оценка итогов американского присутствия

 

Планирование вывода американского контингента из Афганистана поставило вопрос перед американским истеблишментом о возможных последствиях дестабилизации общей ситуации в стране при нарастании угроз со стороны террористических и повстанческих сил. Проблема закрепления полученных результатов, в частности по формированию государственных механизмов ИРА и векторов развития экономики Афганистана, по поддержанию боеспособности АНА, по ослаблению некоторых международных террористических организаций, по установлению безопасных коридоров гуманитарной поддержки, явилась предметом разногласий во внешнеполитическом аппарате США и определила длительный период разработки и принятия решений того, как именно должно реализоваться завершение американской кампании в Афганистане. В то же время процесс вывода войск является результатом решений администрации как экс-президентов Б. Обамы и Д. Трампа, так и команды действующего президента США Дж. Байдена.

22 Рассматривая общую оценку результатов афганской кампании, американская общественность склоняется к тому, что миссию США в Афганистане следует считать «провалившейся» (failed) – 69% против 27% (см. рис.1). Если сравнивать общую оценку миссии США в разные годы, то будет просматриваться прирост среди ответов тех, кто считает миссию «провальной» на 36% за 2 года (см. рис. 1), что демонстрирует недовольство мерами, принятыми именно администрацией Дж. Байдена.
23

И хотя оценка итогов совокупной операции с 2001 по 2021 г. отражает отношение к мерам, принятым в течение всего периода, значительное увеличение процента среди тех, кто считает начало операции в 2001 г. «правильным решением» на 17% (см. рис. 3) ещё раз подчеркивает, что разочарование относится к практической реализации вывода войск в 2021 г., а не самой идее КТО в Афганистане. И если решение о необходимости вывода войск в 20-х числах августа 2021 г. поддержало чуть более половины респондентов, то по завершении операции по эвакуации (noncombatant evacuation operation) усилия Дж. Байдена по выполнению этой задачи не считают успешными 74% (см. рис. 2), при этом 60% ветеранов боевых действий заключили, что работа была проделана «плохо».

24

Рисунок 1

25

26

Источник: Maryland University Critical Issues Poll8 (опросы за 10/2019), Pew Research Center9 (опросы за 08/2021).

27

Рисунок 2 

28

Источник: Maryland University Critical Issues Poll (опросы за 10/2019), Pew Research Center (опросы за 08/2021).

29

Рисунок 3

30

31

Источник: Maryland University Critical Issues Poll (опросы за 10/2019), Pew Research Center (опросы за 08/2021).

32

В противовес такой оценке Дж. Байден, объявив об окончании участия США в афганской войне, использовал формулировку «выдающийся успех»10 (extraordinary success). Подводя итоги, он заключил, что «цели были достигнуты ещё десятилетие назад»11. Среди не согласных с ним и Государственный департамент США, и Специальный генеральный инспектор по реконструкции Афганистана, политические оппоненты из Республиканской партии и американская общественность.

10. Remarks by President Biden on the End of the War in Afghanistan. The White House, 31.08.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

11. Ibidem.
33 В основном выделяются следующие аргументы, которые не совпадают с тезисом Дж. Байдена об «успехе» (Рис. 4): недостаток организации небоевой операции по эвакуации (далее – НОЭ), неподготовленность персонала к завершению миссии, недооценка последствий пандемии ковид-19, проблемы распределения обязанностей между ведомствами при проведении НОЭ, нереалистичные прогнозы и оценки ситуации в Афганистане, проблемы определения целей и задач миссии США в Афганистане.
34

По результатам отчёта службы «проверки выполненных действий в отношении Афганистана»12, инициированного Государственным департаментом США, и другим документом департамента13 было выявлено сразу несколько проблемных точек, предрешивших негативные последствия в ходе вывода войск. Во-первых, это недооценка масштабов и функций посольства США в Афганистане, который стал выполнять одну из самых сложных и широких дипломатических миссий в регионе. В условиях «ковидных» ограничений, в 2020–2021 гг. эффективность деятельности посольства была снижена, а процедура выдачи виз афганцам затруднена. Этот пример подтверждает, что решение о выводе войск было принято в ускоренном порядке и что НОЭ недоставало планирования. Во-вторых, о поспешности решений свидетельствует и то, что в начале августа имела место обычная процедура по кадровой ротации американского чиновничьего аппарата в Афганистане, что привело к тому, что сотрудники не успели освоиться. Это затруднило выполнение задач по НОЭ и урегулированию возникающих кризисов. В-третьих, в отчёте указывается, что Дохийские соглашения не установили целый ряд процедур, которые могли бы предотвратить возникшие трудности по эвакуации.

12. After Action Review on Afghanistan January 2020- August 2021. US Department of State, 30.06.2023. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

13. U.S. Withdrawal from Afghanistan This document outlines the key decisions and challenges surrounding the U.S. withdrawal from Afghanistan. US Department of State. 6.04.2023. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
35

Сенатский комитет Конгресса по международным делам, проанализировав процесс хода НОЭ, выделяет несколько тезисов, подтверждающих «провал» миссии по эвакуации14:

14. Left Behind, A Brief Assessment of the Biden Administration’s Strategic Failures during the Afghanistan Evacuation. The US Senate Committee on Foreign Relations, February 2022. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
36

1. Перенос локации посольства США в аэропорт 15 августа 2021 г. сделал его центром притяжения для афганских беженцев при закрытии базы в Баграме в июле 2021 года.

37

2. Планирование НОЭ происходило в последний момент – 14–15 августа (базовое планирование операции пришлось на 14 августа во время заседания комитета министров СНБ США15), когда активным ходом шло наступление ДТ (запрещено в РФ) на Кабул. Это затягивание сыграло решающую роль в провале операции.

15. Подробнее: Leaked document reveals Biden’s Afghan failures. AXIOS, 1.02.2022. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
38

3. Американские ведомства столкнулись с проблемой подсчёта и оценки масштабов эвакуации, как афганцев, так и американцев. Согласно экспертам, несколько тысяч американцев остались в Афганистане после завершения операции, а не сотен, по заявлениям администрации Дж. Байдена. Здесь же обнаружилась проблема отсутствия контроля за передвижениями и учёта американских граждан за рубежом.

39

4. Многоступенчатая и бюрократизированная система получения специальной визы для афганцев и недостаток персонала для обработки запросов затруднили эвакуацию афганских беженцев, а тысячи запросов остались без рассмотрения.

40

5. Хаос в аэропорте Кабула проявился и в логистических проблемах, препятствовавшим посадке и вылету и американских самолётов, и самолётов сил коалиции (НАТО).

41

6. Недостаток квалифицированного персонала и кадровая ротация в начале августа 2021 г., а также проблема распределения ролей и обязанностей между ведомствами США, значительно усложнили завершение американской кампании в Афганистане.

42

Специальный инспектор по реконструкции Афганистана в отчётах выявил глубинные причины неуспеха миссии США в Афганистане16. В первую очередь это касается результата падения ИРА, он указал на то, что стратегия по реконструкции Афганистана оказалась непоследовательной и продемонстрировала неспособность правительственных учреждений США разрабатывать, реализовывать и оценивать такие стратегии. Стратегии, согласно эксперту, не доставало точных и конкретных формулировок. В том числе в ней прослеживается недооценка специфики региона, так как недооценка угроз и попытка решения сложных проблем финансовыми вливаниями обусловили зависимость ИРА. Неэффективность планирования произошла ввиду нереалистичных прогнозов, проблем межведомственного реагирования, размытости целей, недостатка квалифицированных кадров. И всё в совокупности сделало успешное выполнение миссии по реконструкции, по достижению стабильности в Афганистане и выводу войск США невозможным.

16. SIGAR Reports. Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
43

Рис. 4.

Таблица. Экспертная оценка вывода войск США из Афганистана

44
Автор: Тема: Дж. Байден   Д. Трамп   М. Пенс   SIGAR *   AARA**   SCoFR***  СНБ США   Минобороны  
Вывод войск под руководством Дж. Байдена следует считать поражением - + + + + + +/- -
В проблемах вывода войск виновен Д. Трамп (+) или Дж. Байден (-) + - - +/- +/- - + +/-
Цели миссии США в Афганистане - КТО (+), реконструкция и «нациестроительство» (-) + +/- + +/- +/- +/- + +/-
США должны были обеспечить стабильность афганского правительства - - + + +/- + - -
Операция по эвакуации (NEO) была выполнена успешно (+), была поспешной и плохо спланированной (-) + - - - - - +/- +/-
Дохийские Соглашения не разработали эффективных механизмов (-), привели к стабильности в Афганистане (+) - + + -/+ - - - -
Выполнение сроков вывода войск по ДС к маю нереалистичная задача + - - + +/- +/- - "+/-"
Падение Кабула требовало большей реакции от администрации Дж. Байдена (-), является ответственностью самих афганцев (+) + - - - - - +/- -
Характер вывода войска привел к провалу дипломатических результатов и к репутационным потерям, продемонстрировал как Дж. Байден не сдержал обещание по эвакуации всех желающих - + + + + + + "-/+"
*Специальный инспектор по реконструкции Афганистана (Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction) ** Обзорная комиссия Госдепартамента США (After Action Review Agency) *** Сенатский комитет по международным делам (Senate Committee on Foreign Relations)                
45 Составлено автором на основании данных официальных документов США и публичных заявлений государственных деятелей.
46

На политическом уровне с критикой мер, принятых Дж. Байденом, ожидаемо выступили республиканцы. Наиболее яркие тезисы прозвучали у бывшего вице-президента США, М.Пенса17, и экс-президента Д. Трампа. Межпартийный спор в отношении афганского вопроса был начат ещё демократами, когда команда Дж. Байдена начала заявлять о планах по пересмотру Дохийских соглашений18. Затем Дж. Байден начал подчёркивать, что механизмы соглашений были согласованы «не обстоятельно»19 и что условия их невыполнимы20.

17. Mike Pence: Biden Broke Our Deal with the Taliban. The Wall Street Journal, 17.08.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

18. Statement by NSC Spokesperson Emily Horne on National Security Advisor Jake Sullivan’s Call with National Security Advisor Hamdullah Mohib of Afghanistan. The White House, 22.01.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

19. TRANSCRIPT: ABC News' George Stephanopoulos interviews President Joe Biden. ABS News, 17.03.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

20. Ibidem.
47

Республиканцы настаивали на том, что было необходимо выполнять Соглашение и контролировать то, как талибы следуют условиям, а игнорирование президентом США фактов нарушений продемонстрировало «слабость»21 Соединённых Штатов. М. Пенс и Д. Трамп оценили вывод войск как катастрофу и «унижение»22 (humiliation), подчеркнув основные маркеры: число жертв в аэропорте Кабула, брошенная техника в несколько миллиардом долларов США.

21. Former President Trump Rally in Wilkes-Barre, Pennsylvania. C-SPAIN, 3.09.2022. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

22. Trump assails Biden for Afghanistan 'humiliation'. Reuters, 22.08.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
48

В то же время тезисы М. Пенса о том, что было необходимо оставить часть контингента, были поддержаны некоторыми представителями Министерства обороны США и Сената. Некоторые обвинили Дж. Байдена в провале операции23, другие подчеркнули ошибочность заключения Дохийских соглашений с ДТ (запрещено в РФ)24. В частности генерал М. Милли заявил о том, что администрация Дж. Байдена была предупреждена о рисках потери достигнутых успехов в Афганистане и о нестабильности во всём регионе, которая будет усугубляться вследствие вывода контингента25.

23. Opening Statement of U.S. Senator Jim Inhofe Ranking Member, Senate Armed Services Committee. The US Congress, 28.09.2021. Available at: >>>

24. Opening Statement of U.S. Senator Jack Reed Chairman, Senate Armed Services Committee. The US Congress, 28.09.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).

25. Statement of General Mark A. Milley, USA 20th Chairman of The Joint Chiefs of Staff Department of Defense Afghanistan Hearing. The US Congress, 28.09.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
49

Обобщив все сложности, с которыми США столкнулись в Афганистане при операции по восстановлению Афганистана и НОЭ, министр обороны США, генерал армии Ллойд Остин указал на несколько уроков, которые следовало учесть: недооценка коррупции на высоком уровне и последствий ротации чиновничьего аппарата А. Гани, непонимание уровня взаимодействия ДТ (запрещено в РФ) с полевыми командирами, которые заключали сделки после Дохийских соглашений, а главное – деморализующий эффект, который оказало само факт заключениея соглашений с талибами26.

26. Secretary of Defense Lloyd J. Austin Iii Prepared Remarks Before the Senate Armed Services Committee. The US Congress, 28.09.2021. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
50 В результате взаимные обвинения республиканцев и демократов в «провале» и сложностях операции США в Афганистане содержат несколько противоречивых моментов от того, следует ли считать в качестве цели американского присутствия в Афганистане «нациестроительством» или контртеррористической операцией, стоило ли заключать соглашение с террористическо-повстанческим формированием без участия коалиционных сил и афганского правительства, до идеи о том, что следовало оказать движению «Талибан» (запрещено в РФ) сопротивление и оставить контингент 2,5 тыс. военнослужащих в Афганистане.
51 Несмотря на это, прослеживается единогласие в том, что требуется пересмотр подходов США к ведению операций за рубежом, включая необходимость более точно и конкретно формулировать цели и задачи, чтобы избежать в дальнейшем проблем с определением достижения цели. Планирование же целей должно осуществляться в соответствии с основополагающими национальными интересами, то есть с учётом международно-политического контекста.
52

Вследствие этого администрация Дж. Байдена изменила подходы к противодействию угрозе терроризма, исключив ведение полномасштабной наземной войны (ground war), и сделала акцент на реализации стратегии, ориентированной на выполнение точных и конкретных задач. Вывод войск из Афганистана президент Дж. Байден связал с завершением эпохи крупных военных операций по переустройству других государств (remake other countries). Как отмечают эксперты Североатлантического альянса, завершение кампании явилось результатом «признания того факта, что военного решения проблем Афганистана не существует»27.

27. Resolute Support Mission in Afghanistan (2015-2021). NATO, 30.05.2022. Available at: >>> (accessed: 01.11.2023).
53 Таким образом, главным выводом и уроком действующей команды администрации по завершении кампании в Афганистане перетекает в преобразование всего подхода к ведению КТО, ограничивая военные манёвры США до точечных атак по террористам. Эксперты настаивают на том, что США неспособны на данном этапе реализовывать планы по «нациестроительству». Новый подход должен представлять собой более гибкий вариант борьбы с терроризмом, который предполагает возможность проецирования атак на разные локации, без привязки к территории Афганистана.
54

Заключение

 

Рассмотрение итогов американской кампании в Афганистане требует учёта целого комплекса факторов, обусловивших сложности на разных этапах планирования и реализации конкретных операций. Следовательно, проблема определения успешности операции зависит от категории рассмотрения, от сопоставления целей и задач с принятыми мерами в рамках выбранной категории. Например, администрация Дж. Байдена рассуждает о кампании США в Афганистане в соответствии с логикой целей и задач КТО «Несокрушимая свобода». Тогда как республиканцы, говоря о «поражении», указывают на меры, принятые командой Дж. Байдена, и операцию по эвакуации.

55 Таким образом, многослойность и смежность операций, в некоторой степени меняющих статус от КТО к миротворческим, от боевых до небоевых миссий с элементами нациестроительства, затрудняют оценку завершения многолетней операции в Афганистане и не позволяют обобщить вывод об итогах миссии США до «успеха» или «поражения». Тем не менее, общая оценка итогов кампании в Афганистане американской общественностью, склоняющейся больше к «поражению», чем к «успеху», сигнализирует о серьёзном недовольстве внешнеполитическими результатами.
56 Итоги афганской кампании продемонстрировали уязвимости американского внешнеполитического механизма в планировании и реализации как контртеррористических операций, так и операций по реконструкции. Начавшийся пересмотр американской контртеррористической стратегии демонстрирует адаптивность внешнеполитического механизма США и обозначает долгосрочную перспективу по трансформации стратегии по ведению боевых и небоевых операций за рубежом.

Библиография

1. United Nations Charter. Available at: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-7 (accessed: 01.11.2023).

2. PUBLIC LAW 107–40—SEPT. 18, 2001. The US Congress, 18.09.2001. Available at: https://www.congress.gov/107/plaws/publ40/PLAW-107publ40.pdf (accessed: 01.11.2023).

3. Ibidem.

4. Statement to the Press by NATO Secretary General, Lord Robertson, on the North Atlantic Council Decision On Implementation Of Article 5 of the Washington Treaty following the 11 September Attacks against the United States. NATO On-line Library, 4.10.2001. Available at: https://www.nato.int/docu/speech/2001/s011004b.htm (accessed: 01.11.2023).

5. International Contributions to the War Against Terrorism and Operation Enduring Freedom. The White House Archive, 11.03.2002. Available at: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/march11/coalitioncontributions.html (accessed: 01.11.2023).

6. Resolution 1386 (2001) adopted by the Security Council at its 4443rd meeting, on 20 December 2001. The UN Documents, 20.12.2001. Available at: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/708/55/PDF/N0170855.pdf?OpenElement (accessed: 01.11.2023).

7. What We Need to Learn: Lessons from Twenty Years of Afghanistan Reconstruction. SIGAR, 2021. Available at: https://www.sigar.mil/pdf/lessonslearned/SIGAR-21-46-LL.pdf (accessed: 1.10.2023).

8. American Attitudes toward the Middle East. Critical Poll Issues, 3.09.2019. Available at: https://criticalissues.umd.edu/sites/criticalissues.umd.edu/files/UMCIP%20Middle%20East%20Questionnaire.pdf (accessed: 01.11.2023).

9. Majority of U.S. public favors Afghanistan troop withdrawal; Biden criticized for his handling of situation. Pew Research Center, 31.08.2023. Available at: https://www.pewresearch.org/short-reads/2021/08/31/majority-of-u-s-public-favors-afghanistan-troop-withdrawal-biden-criticized-for-his-handling-of-situation/ (accessed: 01.11.2023).

10. Remarks by President Biden on the End of the War in Afghanistan. The White House, 31.08.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/08/31/remarks-by-president-biden-on-the-end-of-the-war-in-afghanistan/ (accessed: 01.11.2023).

11. Ibidem.

12. After Action Review on Afghanistan January 2020- August 2021. US Department of State, 30.06.2023. Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2023/06/State-AAR-AFG.pdf (accessed: 01.11.2023).

13. U.S. Withdrawal from Afghanistan This document outlines the key decisions and challenges surrounding the U.S. withdrawal from Afghanistan. US Department of State. 6.04.2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2023/04/US-Withdrawal-from-Afghanistan.pdf (accessed: 01.11.2023).

14. Left Behind, A Brief Assessment of the Biden Administration’s Strategic Failures during the Afghanistan Evacuation. The US Senate Committee on Foreign Relations, February 2022. Available at: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/Risch%20Afghanistan%20Report%202022.pdf (accessed: 01.11.2023).

15. Подробнее: Leaked document reveals Biden’s Afghan failures. AXIOS, 1.02.2022. Available at: https://www.axios.com/2022/02/02/leaked-document-reveals-bidens-afghan-failures (accessed: 01.11.2023).

16. SIGAR Reports. Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction. Available at: https://www.sigar.mil/allreports/ (accessed: 01.11.2023).

17. Mike Pence: Biden Broke Our Deal with the Taliban. The Wall Street Journal, 17.08.2021. Available at: https://www.wsj.com/articles/mike-pence-biden-broke-our-deal-with-the-taliban-11629238764?mod=e2tw (accessed: 01.11.2023).

18. Statement by NSC Spokesperson Emily Horne on National Security Advisor Jake Sullivan’s Call with National Security Advisor Hamdullah Mohib of Afghanistan. The White House, 22.01.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/22/statement-by-nsc-spokesperson-emily-horne-on-national-security-advisor-jake-sullivans-call-with-national-security-advisor-hamdullah-mohib-of-afghanistan/ (accessed: 01.11.2023).

19. TRANSCRIPT: ABC News' George Stephanopoulos interviews President Joe Biden. ABS News, 17.03.2021. Available at: https://abcnews.go.com/Politics/transcript-abc-news-george-stephanopoulos-interviews-president-joe/story?id=76509669 (accessed: 01.11.2023).

20. Ibidem.

21. Former President Trump Rally in Wilkes-Barre, Pennsylvania. C-SPAIN, 3.09.2022. Available at: https://www.c-span.org/video/?522469-1/president-trump-rally-wilkes-barre-pennsylvania (accessed: 01.11.2023).

22. Trump assails Biden for Afghanistan 'humiliation'. Reuters, 22.08.2021. Available at: https://www.reuters.com/world/us/trump-assails-biden-afghanistan-humiliation-2021-08-22/ (accessed: 01.11.2023).

23. Opening Statement of U.S. Senator Jim Inhofe Ranking Member, Senate Armed Services Committee. The US Congress, 28.09.2021. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/hearings/to-receive-testimony-on-the-conclusion-of-military-operations-in-afghanistan-and-plans-for-future-counterterrorism-operations

24. Opening Statement of U.S. Senator Jack Reed Chairman, Senate Armed Services Committee. The US Congress, 28.09.2021. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/hearings/to-receive-testimony-on-the-conclusion-of-military-operations-in-afghanistan-and-plans-for-future-counterterrorism-operations (accessed: 01.11.2023).

25. Statement of General Mark A. Milley, USA 20th Chairman of The Joint Chiefs of Staff Department of Defense Afghanistan Hearing. The US Congress, 28.09.2021. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/hearings/to-receive-testimony-on-the-conclusion-of-military-operations-in-afghanistan-and-plans-for-future-counterterrorism-operations (accessed: 01.11.2023).

26. Secretary of Defense Lloyd J. Austin Iii Prepared Remarks Before the Senate Armed Services Committee. The US Congress, 28.09.2021. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/hearings/to-receive-testimony-on-the-conclusion-of-military-operations-in-afghanistan-and-plans-for-future-counterterrorism-operations (accessed: 01.11.2023).

27. Resolute Support Mission in Afghanistan (2015-2021). NATO, 30.05.2022. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_113694.htm (accessed: 01.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести