Международная помощь при Дж. Байдене: основные изменения
Международная помощь при Дж. Байдене: основные изменения
Аннотация
Код статьи
S207054760029047-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Белецкая Мария Юрьевна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассмотрены количественные изменения и структурные характеристики международной помощи США в период президентства Дж. Байдена. Особое внимание уделено распределению помощи по странам-получателем. Сделаны выводы о том, что в целом распределение помощи отвечает установкам, сформулированным в Стратегии национальной безопасности.

Ключевые слова
США, помощь международному развитию, Джозеф (Джо) Байден, Стратегия национальной безопасности
Классификатор
Получено
05.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
133
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Предвыборная компания и избрание Дж. Байдена на пост президента США сопровождалось широко транслируемым тезисом о возврате и расширении деятельности США на международной арене, о реализации мировой миссии. В этом смысле произошёл существенный поворот от той линии, которую пытался проводить предшествующий президент Дональд Трамп1.

1. Taffet J. F. 2021. Against Aid: A History of Opposition to US Foreign Aid Spending. Routledge. (accessed: 01.11.2023).
2

Некоторые исследователи называют внешнеполитическую повестку Байдена, выраженную в Стратегии национальной безопасности2, «доктриной Байдена»3 и характеризуют её как современную версию доктрины Трумэна4.

2. Biden J. 2022. National Security Strategy. The White House. P. 23. (accessed: 01.11.2023).

3. Colli A. 2023. In Search of a Biden Doctrine. DPCE Online. Т. 56. №. Sp 1. (accessed: 01.11.2023);

4. Ettinger A. 2023. Truman Redux? Biden’s National Security Strategy. Survival. Т. 65. №. 2. P. 103-122. (accessed: 01.11.2023).
3

Главные конуры внешней политики США зафиксированы в Стратегии национальной безопасности5. В частности, декларируемые идеи сдерживания и конкуренции могут реализовываться широким спектром действий на международной арене и внутри страны. В этой сфере международная помощь выступает как один из важных инструментов международной политики США6. Об этом инструменте ведутся широкие дискуссии среди экспертов, в том числе высказываются критические мнения о его эффективности7.

5. White House. National Security Strategy. October 2022. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).

6. Apodaca C. 2017. Foreign aid as foreign policy tool. Oxford research encyclopedia of politics. (accessed: 01.11.2023).

7. Primorac M., Roberts J. M. 2022. Congress Must Stop Biden’s Misuse of US Foreign Aid to Impose His Radical Social Agenda on the World. Heritage Foundation Backgrounder. №. 3706. (accessed: 01.11.2023).
4

Дж. Байден довольно часто цитирует высказывание своего отца – не говорите мне о ваших ценностях, покажите мне ваш бюджет, и я скажу вам, что для вас важно (My dad used to have an expression: “Dont tell me what you value. Show me your budget, and I’ll tell you what you value”)8. Действительно, количественные параметры финансирования, в данном случае финансирования международной помощи, могут раскрыть приоритеты и направленность политики в этой сфере.

8. Biden’s Remarks on McCain’s Policies. The New York Times. September 15th, 2008. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
5 В статье рассмотрены основные характеристики международной помощи США, её структура, распределение в страновом разрезе. Отмечены особенности изменения показателей помощи, произошедшие в период президентства Байдена. Основным источником информации о международной помощи США послужил портал www.foreignassistance.gov, который содержит подробную информацию об объёмах, функциональной, страновой структуре международной помощи по годам, в нём также имеются данные по этапам бюджетного процесса, начиная с бюджетных запросов и заканчивая фактически произведёнными выплатами. Данные представлены по финансовым годам, то есть когда упоминается 2022 год, имеются в виду показатели с октября 2021 по сентябрь 2022 года.
6

Объёмы и функциональная структура международной помощи

 

Концепция взаимодействия с другими странами, продекларированная Байденом, подразумевала расширение участия и влияния США на мировые процессы. Это предполагало увеличение объёмов международной помощи. В то же время в период президентства Байдена произошли события, давшие дополнительный импульс росту объёмов помощи и изменению её структуры. Если в 2020 фин. г. суммарный объём фактически оплаченной экономической и военной помощи составил 46,9 млрд долл., то в 2021 увеличился до 48,5, а в 2022 г. вырос до 67 млрд долл., что составило 0,26% ВВП или около 1% расходов федерального бюджета. Для оценки масштабов её величину можно сравнить с некоторыми другими показателями, например с валовым внутренним продуктом таких стран, как Словения или Сербия, выручкой таких компаний, как ИБМ (IBM) или «Катерпиллер» (Caterpillar). Применительно к экономическим показателям США, международная помощь составляет около 0,24% ВВП или около 1% расходов федерального бюджета. В исторической ретроспективе, если рассматривать этот показатель международной помощи в сопоставимых ценах, бо́льшие объёмы помощи были только в 1947, 1949 и 1951 г., в период плана Маршалла. Близкие объёмы помощи наблюдались в 2008-2012 гг., в период президентства Барака Обамы.

7 В структуре международной помощи доля экономической составляющей в 2022 г. занимает около 87%, военной – 13%. Поставки вооружений осуществляются не только в рамках международной помощи, но и по другим каналам, поэтому здесь объём собственно военной помощи не очень значителен. Обсуждение данного вопроса выходит за рамки тематики статьи.
8 Функциональная структура помощи изменилась в сторону увеличения расходов по направлениям экономического развития и поддержания мира и безопасности, гуманитарной помощи, что во многом определяется изменениями страновой направленности, которые будут рассмотрены далее. Структура международной помощи по функциональным направлениям представлена на рис. 1.
9

Рисунок 1

Структура международной помощи США в 2022 году

10

11

Расчёты автора: Портал >>>

12

Деятельность Агентства США по международному развитию

 

Главным институтом, реализующим политику и интегрирующим данные о международной помощи, выступает Агентство США по международному развитию, АМР США (United States Agency for International Development, USAID), руководитель которого подчиняется государственному секретарю США.

13

Одновременно с ростом объёмов экономической помощи, увеличилась её доля, администрируемая АМР, с 67% в 2021 г. до 76% в 2022 г., происходила её концентрация, что отвечает изначальной идее при создании этого агентства в 1961 году. Увеличилась и численность персонала агентства, которая превысила 10 тыс. человек, из которых на постоянной основе работают 4 256 человека9. Операционные расходы также выросли и превзошли 1,5 млрд долл.10 Предварительные данные за 2023 г. и заявки на финансирование на 2024 г. свидетельствуют о дальнейшем увеличении расходов на международную помощь и численности персонала в этой сфере. Показатели, характеризующие деятельность агентства, приведены на рис. 2.

9. Fiscal Year 2022. Agency Financial Report. Progress Beyond Programs. U.S. Agency for International Development. Washington. 2023.

10. Congressional Budget Justification. 2024. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. Fiscal Year 2024.
14

Рисунок 2

Показатели деятельности Агентства США по международному развитию

15

16

Расчёты автора по: Agency Financial Report 2016-202211.



11. U.S. Agency for International Development. Agency Financial Report. 2016-2022. Available at: >>> (accessed: 30.10.2023).
17

Рост показателей численности и операционных расходов позволяет говорить о расширении и развитии уже сложившейся в США своеобразной «отрасли» или сферы экономической деятельности, связанной с международной помощью12.

12. Sims D. 2022. Development Delusions and Contradictions: An Anatomy of the Foreign Aid Industry. Springer Nature.
18

Страновое распределение

 

Получателем самых больших объёмов международной помощи со стороны США ещё совсем недавно был Афганистан. Однако вывод американский войск из страны в 2021 г. и фактическое упразднение военных и полицейских структур, поддерживаемых США привели к обнулению военной помощи (в 2020 г. военная помощь составила 2,4 млрд долл.) При этом экономическая помощь, в подавляющей части гуманитарного характера, выросла с 1,3 в 2020 г. до 1,8 млрд долл. в 2022 г. и, судя по бюджетным заявкам, будет продолжена. В данном случае декларируется не поддержка существующих сейчас государственных институтов, а помощь народу Афганистана. Одним из аргументов продолжения помощи выступают и уже произведённые финансовые вливания, которые за период 2001–2021 гг. составили около 140 млрд долларов (экономическая и военная помощь в сопоставимых ценах 2020 года).

19 Страны Ближневосточного региона также представляет собой довольно значительных получателей помощи. Существенные (795 млн долл.), Ливан (408 млн долларов).
20 Безусловным лидером по получению военной помощи является Израиль, в который с 2012 по 2022 г. было направлено 37,9 млрд долл. (в сопоставимых ценах 2021 года). Ежегодно уже с конца 1970-х - начала 1980-х годов он получает несколько более 3 млрд долл. На втором месте по объёму полученной военной помощи находится Египет (11,5 млрд долл.), на третьем – Ирак (10,7 млрд долларов).
21 Заинтересованность США в этом стратегическом регионе выражается и в зарубежном военном присутствии, значительном количестве военных баз и объектов. В этом смысле международная помощь выступает как поддерживающий и сопрягаемый фактор общих действий США. С учётом развивающегося ближневосточного конфликта можно предположить, что объёмы помощи будут увеличены.
22

Рассматривая изменения, которые произошли в страновом распределении помощи за 2021–2022 гг., следует отметить увеличение помощи ряду африканских стран. Африканский континент стал одним из важных мест приложения усилий и соперничества Китая, США и ряда других стран13. В том числе это выражается в конкуренции в сфере международной помощи. Заметный рост помощи большинству стран, которые получают большие объёмы помощи, свидетельствует о линии США на поддержание и расширение своего влияния. В табл. 1 приведены данные по некоторым африканским странам, получившие в 2022 г. более 0,5 млрд долл. экономической помощи со стороны США.

13. Primorac M. 2022. Why Is the Biden Administration Enabling Chinese Influence in Africa? The Heritage Foundation. №. 5270.
23

Таблица 1

Международная помощь США отдельным африканским странам (в текущих ценах, млн долл.)

24
  экономическая изменение, % военная изменение, %
  2021 2022   2021 2022  
Эфиопия 1268,8 1671,7 +32 1,1 0,6 -45
Нигерия 921,5 972,5 +6 0,7 0,7 0
Ю. Судан 852,9 959,9 +13 22,5 16,2 -28
ДР Конго 834,5 830,9 -0,4 2,4 4,7 +95
Кения 618,0 765,6 +24 7,6 9,0 +18
Уганда 592,2 689,4 +16 3,3 4,5 +37
Судан 575,3 652,0 +13 - - -
Мозамбик 505,5 646,2 +28 0,5 0,1 -80
ЮАР 570,1 600,6 +5 0,02 0,14 +700
Сомали 491,6 554,9 +13 278,2 137,9 -50
Танзания 479,2 507,4 +6 2,7 1,7 -37

Расчёты автора по: Портал >>> 

25

Существенное влияние на изменение параметров международной помощи США оказали текущие события в Украине. Прежде всего, это выразилось в изменении страновой структуры помощи – увеличении международной помощи европейским странам. Беспрецедентно вырос объём помощи Украине – с 420 млн долл. в 2021 г. до 11 млрд в 2022 г. (из которых экономическая помощь – 9,5, военная – 1,5 млрд долларов). Неполные данные за 2023 фин. г. (по состоянию на сентябрь 2023 г.) свидетельствуют о ещё большем объёме – 13,4 млрд долл. Следует сделать оговорку, что эти данные не полностью раскрывают объёмы финансовых вливаний. Значительные суммы идут по отдельным специальным решениям и другим каналам, не учитываются в соответствии с категориями международной помощи.

26 Одновременно была значительно увеличена, ранее не очень большая, помощь ряду стран Европы, географически близких к конфликтной зоне – Чехии, Польше, Румынии, Болгарии, Словакии, Латвии, Эстонии, Литве и некоторым другим. Увеличение пришлось на военную компоненту помощи (см. табл. 2).
27

Таблица 2

Международная помощь США отдельным европейским странам (в текущих ценах, млн долл.)

28
  экономическая увеличение, раз военная увеличение, раз
  2021 2022   2021 2022  
Венгрия 2,48 2,60 1,0 0,9 1,0 1,1
Молдова 44,77 61,47 1,4 3,5 30,0 8,5
Эстония 0,41 0,31 0,8 21,2 140,9 7,0
Литва 0,17 0,02 0,1 25,3 141,4 5,6
Латвия 1,03 0,78 0,8 20,3 145,7 7,2
Словакия - 0,23 - 5,1 215,6 42,1
Румыния 1,64 4,98 3,0 5,1 253,2 49,5
Польша 2,75 6,90 2,5 0,2 289,2 1377,1
Чехия 1,47 0,57 0,4 0,1 306,8 2058,7
Украина 299,1 9634,8 32,2 120,3 1542,7 12,8

Расчёты автора по: Портал >>> 

29 Как видно из таблицы, увеличение военной помощи происходило в разы, иногда в десятки и более раз. Такой большой рост иногда не очень показателен, поскольку объёмы помощи подвержены сильным колебаниям по годам (заканчиваются одни проекты и программы помощи, новые находятся в разных фазах реализации) и такой большой рост может объясняться эффектом «низкой базы». Динамика помощи требует углубленного анализа широкого круга факторов. Но особенность 2022 г., выраженная в значительном росте финансирования для некоторых стран, не может быть не отмечена.
30 Такое увеличение объёмов помощи отдельным странам не могло быть достигнуто только за счёт увеличения ассигнований в целом. По ряду стран произошло сокращение предоставляемой помощи – Египет, Колумбия и др. Рассматривая все страны, получающие международную помощь США, можно отметить, что примерно для половины стран произошло увеличение объёмов финансирования, а для другой половины – сокращение. Однако рост финансирования чётко и концентрировано показал приоритеты политики, которые реализуются через механизмы помощи со стороны США.
31

Заключение

 

Главные конуры международной политики США зафиксированы в Стратегии национальной безопасности. В отношении Китая и России в этом документе продекларированы позиции конкуренции и сдерживания.

32

В рамках международной помощи конкуренция с Китаем отразилась, в том числе, в росте поддержки большого числа африканских и некоторых азиатских стран. Линия на сдерживание России нашла выражение в увеличении финансирования стран в европейском направлении. Такое усиление заинтересованности к этим регионам и традиционное предоставление помощи ближневосточным странам переключает приоритеты международной помощи не в пользу стран Латинской Америки. В ряде публикаций указывается на недостаточное внимание к этим странам, что позволяет, в частности, Китаю расширять своё влияние в этом регионе141516.

14. Chindea, Irina A., Elina Treyger, Raphael S. Cohen, Christian Curriden, Kurt Klein, Carlos Sanchez, Holly Gramkow, and Khrystyna Holynska. 2023. Great-Power Competition and Conflict in Latin America. Santa Monica, CA: RAND Corporation.

15. Ellis E. 2022. China’s Role in Latin America and the Caribbean. The Center for Strategic and International Studies.

16. Arguello M. A. 2023. Let’s Fix Our Marriage to the Western Hemisphere: A National Strategy to Successfully and Responsibly Out-Compete China. Naval War College Newport.
33 На изменения в политике международной помощи США в период президентства Байдена повлияли как внутренние, так и внешние факторы, что привело к заметному увеличению объёмов помощи, её структурной перестройке в страновом и функциональном разрезе.
34 Увеличение численности и операционных расходов Агентства США по международному развитию, расширение масштабов ассигнований, администрируемых этим институтом свидетельствует об усилении роли инструмента международной помощи в рамках деятельности администрации Байдена.
35 Одновременно необходимо отметить, что происходящее перераспределение ассигнований на международную помощь, её страновая структура и функциональная направленность в целом отвечают тем тезисам, которые сформулированы в стратегических документах внешней политики и политики в сфере международной помощи.

Библиография

1. Taffet J. F. 2021. Against Aid: A History of Opposition to US Foreign Aid Spending. Routledge. (accessed: 01.11.2023).

2. Biden J. 2022. National Security Strategy. The White House. P. 23. (accessed: 01.11.2023).

3. Colli A. 2023. In Search of a Biden Doctrine. DPCE Online. Т. 56. №. Sp 1. (accessed: 01.11.2023); Kim D. 2023. The Biden Doctrine and China's response. International Area Studies Review. Т. 26. №. 2. P. 107-124. (accessed: 01.11.2023).

4. Ettinger A. 2023. Truman Redux? Biden’s National Security Strategy. Survival. Т. 65. №. 2. P. 103-122. (accessed: 01.11.2023).

5. White House. National Security Strategy. October 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed: 30.10.2023).

6. Apodaca C. 2017. Foreign aid as foreign policy tool. Oxford research encyclopedia of politics. (accessed: 01.11.2023).

7. Primorac M., Roberts J. M. 2022. Congress Must Stop Biden’s Misuse of US Foreign Aid to Impose His Radical Social Agenda on the World. Heritage Foundation Backgrounder. №. 3706. (accessed: 01.11.2023).

8. Biden’s Remarks on McCain’s Policies. The New York Times. September 15th, 2008. Available at: https://www.nytimes.com/2008/09/15/us/politics/15text-biden.html (accessed: 30.10.2023).

9. Fiscal Year 2022. Agency Financial Report. Progress Beyond Programs. U.S. Agency for International Development. Washington. 2023.

10. Congressional Budget Justification. 2024. Department of State, Foreign Operations, and Related Programs. Fiscal Year 2024.

11. U.S. Agency for International Development. Agency Financial Report. 2016-2022. Available at: https://www.usaid.gov/reports/agency-financial-report (accessed: 30.10.2023).

12. Sims D. 2022. Development Delusions and Contradictions: An Anatomy of the Foreign Aid Industry. Springer Nature.

13. Primorac M. 2022. Why Is the Biden Administration Enabling Chinese Influence in Africa? The Heritage Foundation. №. 5270.

14. Chindea, Irina A., Elina Treyger, Raphael S. Cohen, Christian Curriden, Kurt Klein, Carlos Sanchez, Holly Gramkow, and Khrystyna Holynska. 2023. Great-Power Competition and Conflict in Latin America. Santa Monica, CA: RAND Corporation.

15. Ellis E. 2022. China’s Role in Latin America and the Caribbean. The Center for Strategic and International Studies.

16. Arguello M. A. 2023. Let’s Fix Our Marriage to the Western Hemisphere: A National Strategy to Successfully and Responsibly Out-Compete China. Naval War College Newport.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести