Становление системы контроля над информационным пространством США
Становление системы контроля над информационным пространством США
Аннотация
Код статьи
S207054760029044-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Артамонова Ульяна Звиадиевна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт мировой экономики и международных отношений РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Цель статьи – анализ процесса становления американской системы контроля над информационным пространством. Автор прослеживает начало секьюритизации понятия «дезинформация» в США, исследует развитие институтов противодействия иностранному влиянию и коллаборацию правительства и ИКТ-компаний в рамках интернет-цензуры. Применяя принципы системно-исторического анализа, автор констатирует, что в США политика противодействия иностранному влиянию и дезинформации эволюционировала в систему госконтроля информации.

Ключевые слова
дезинформация, иностранное влияние, цензура, США, свобода слова, социальные сети
Классификатор
Получено
23.10.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
263
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Первая поправка к Конституции США стала символом свободы слова во всём мире. Но согласно проведённому в 2023 г. опросу, более половины американцев (55%) согласны с ограничением «распространения ложной информации онлайн, даже если это станет ограничивать свободу информации»1. В 2018 г. результат был противоположным: 58% были настроены негативно2. Таким образом, свобода слова становится менее значимой в американском общественном мнении. Причина – секьюритизация понятия «дезинформация» в США.

1. Шитов А.К. Бегство от свободы 2.0: как в США овладевает массами идея цензуры. ТАСС, 31.07.2023. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

2. Most Americans favor restrictions on false information, violent content online. Pew Research Center, 20.07.2023. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
2

Дезинформация закрепилась в общественном и политическом дискурсе в США как угроза национальной безопасности в 2016 г. во время выборов президента из-за обвинений в адрес России во вмешательстве. Позже было доказано, что имело место преувеличение: доклады спецпрокуроров Р. Мюллера и Дж. Дарема признали отсутствие сговора между Д. Трампом и правительством РФ. Опубликованное в 2023 г. исследование, анализировавшее социальную сеть «Х» (ранее – Твиттер), установило, что предполагаемая российская информационная кампания не оказала влияния на поведение американских избирателей3. Из «Файлов Твиттер» – опубликованной в 2022–2023 гг. внутренней информации компании, стало известно, что список из 600 фейковых аккаунтов, обвиняемых в распространении «российской дезинформации», был сфабрикован: они принадлежали реальным людям4. За прошедшие годы угроза иностранной дезинформации в США стала драйвером процесса оформления государственной системы контроля над информационным пространством (далее – СКИП).

3. Eady G. et al. Exposure to the Russian Internet Research Agency foreign influence campaign on Twitter in the 2016 US election and its relationship to attitudes and voting behavior. Nature Communications. 2023. Vol. 14. P. 1-11. DOI: 10.1038/s41467-022-35576-9

4. Capsule Summaries of all Twitter Files Threads to Date. Racket News, 04.01.2023. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
3 Сначала тема противодействия дезинформации и иностранному влиянию ограничивалась вопросом защищённости электоральной системы от иностранного вмешательства. В 2016 г. Б. Обама подписал закон «О борьбе с иностранной пропагандой и дезинформацией» (Countering Foreign Propaganda and Disinformation Act), формализовав угрозу дезинформации. Внутри Госдепартамента США появился орган для координации усилий правительства по распознаванию дезинформации других государств, несущей угрозу безопасности и стабильности США и их союзников – Центр глобального взаимодействия (Global Engagement Center). Хотя поводом для его появления было вмешательство в выборы, задачи Центра сформулированы так, чтобы охватывать широкий спектр тем, закладывая основу для развития СКИП.
4

Между правительством США и ИКТ-компаниями существуют прочные кадровые связи. Как отмечает в своём расследовании американский журналист Дж. Сигел, в руководстве ведущих американских ИКТ-корпораций, таких как «Мета» (Meta признана экстремистской организацией в России), «Х», «Гугл» и «Амазон», всегда присутствовали экс-сотрудники силовых структур. Только в период президентства Б. Обамы Белый дом и «Гугл» «обменивались» кадрами 252 раза, а рабочие встречи между сотрудниками происходили чаще раза в неделю5. В день учреждения Центра глобального взаимодействия Б. Обама и высокопоставленные силовики провели встречу с представителями «Мета» (Meta признана экстремистской организацией в России), «Х», «Ютуб» и других корпораций. От содействия компаний в борьбе с распространением экстремистских материалов сотрудничество скоро перешло к более широкому кругу вопросов.

5. Siegel J. A Guide to Understanding the Hoax of the Century. Tablet, 29.03.2023. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
5

В 2017 г. Министерство внутренней безопасности США, МВБ (Department of Homeland Security, DHS), включило электоральную систему в список объектов критической инфраструктуры, а внутри ФБР была создана Целевая группа по вопросам иностранного влияния, ЦГИВ (Foreign Influence Task Force, FITF), для выявления операций злонамеренного иностранного влияния и противодействия им. «Иностранное влияние» – термин, включающий большой спектр действий, но при создании ЦГИВ был сделан акцент на распространении дезинформации, разжигании розни и подрыве доверия к демократическим институтам и ценностям, так как эта тактика используется чаще всего в последние годы против США с помощью «фейковых аккаунтов и сфабрикованных историй», направленных на широкую американскую общественность и нацеленных на «дискредитацию институтов и отдельных людей»6.

6. Dalton M. et al. “The information game” by other means. Center for Strategic and International Studies (CSIS), 2019. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
6

В 2018 г. был создан Подкомитет по противодействию иностранному влиянию, ПИВ (Countering Foreign Influence Subcommittee, CFI) в составе Совета внутренней безопасности (Homeland Security Advisory Council) Исполнительного управления президента США (Executive Office of the President). ПИВ определяет иностранное влияние как разжигание розни, манипуляции общественным дискурсом, дискредитацию электоральной системы, формирование предубеждений к политическим процессам иностранными акторами в ущерб интересам США и их союзников7. Отдельный вид иностранного влияния – информационные мероприятия, которые с помощью «новых и традиционных медиа» формируют общественное мнение или внушают ему недоверие к чему-либо, стремясь дестабилизировать общество8. ПИВ делегирует задачи подразделениям МВБ; формулирует для них рекомендации по противодействию угрозам, их предупреждению, координации действий; контролирует инкорпорацию деятельности МВБ в общую стратегию правительства9. Так выделяется ключевая роль МВБ в этой сфере.

7. Homeland security advisory council interim report of the Countering foreign influence subcommittee. U.S. DHS, 21.05.2019. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

8. Ibidem.

9. Countering Foreign Influence Subcommittee. U.S. DHS, 2018. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
7 Также в 2018 г. Конгресс принял решение о создании автономного федерального Агентства по кибербезопасности и защите инфраструктуры, АКЗИ (Cybersecurity and Infrastructure Security Agency, CISA), в подчинении МВБ. В тот же год в МВБ была создана Целевая группа по противодействию иностранному влиянию (Countering Foreign Influence Task Force), в которую вошли представители АКЗИ и МВБ. В фокусе группы была дезинформации о выборах, исходящая из иностранных источников.
8

Пандемия ковид-19 позволила расширить область применения политики противодействия дезинформации. Когда информация о происхождении вируса, эффективности вакцин и масок, целесообразности самоизоляции, стала препятствовать политике правительства, появился повод для противодействия дезинформации и в этой сфере. Экс-чиновник Госдепартамента М. Бенц, возглавляющий «Фонд онлайн свободы» (Foundation for Freedom Online), писал, что в 2020 г. МВБ инициировало множество конференций по теме дезинформации с участием представителей корпораций, гражданского общества и СМИ, чтобы создать общественный консенсус о необходимости усиления цензуры в соцсетях и контроля над информационным полем в целом10. Показателен пример цензуры «Гугл», когда «любая проблемная информация» и «любая информация, противоречащая рекомендациям ВОЗ», подлежала удалению. В этот же период Белый дом начал направлять интернет-платформам «чёрные списки» людей, подлежащих блокировке за свои высказывания, в том числе журналистов, утверждавших, что американские вакцины не эффективны11.

10. Benz M. Department of Homeland Censorship: How DHS seized power over online speech. Foundation for Freedom Online, 27.08.2022. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

11. Siegel J. A Guide to Understanding the Hoax of the Century. Tablet, 29.03.2023. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
9

Регулярные консультации ИКТ-компаний «Мета» (Meta признана экстремистской организацией в России), «Х», «Майкрософт», «Википедия», «Линкедин» и др. с американскими чиновниками по теме дезинформации начались ещё в 2018 г., постепенно расширяя пределы сотрудничества12. Известно, что инициатива исходила от компаний, которые стремились выработать максимально эффективные методы коллаборации с правительством для противодействия иностранному влиянию и дезинформации. В августе 2020 г. на такой консультации обсуждалась «стратегия поведения администрации интернет-платформ в зависимости от результатов выборов»13. Эти встречи продолжались вплоть до 2023 г., так как именно в июле этого года федеральный суд запретил сотрудникам администрации президента и ФБР контактировать с соцсетями по вопросам модерации контента14. Суд признал, что правительство нарушило конституционное право на свободу слова, оказывая давление на руководство платформ, но в октябре 2023 г. действие судебного запрета было приостановлено Верховным судом на неопределённый срок.

12. Tech didn’t spot Russian interference during the last election. Now it’s asking law enforcement for help. The Washington Post, 26.06.2018. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

13. Big Tech met with govt to discuss how to handle election results. NBC news, 13.08.2020. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

14. Supreme Court extends pause on appeals court’s order in Biden social media case. The Hill, 22.09.23. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
10

Выборы президента США 2020 г. стали поводом для интенсификации взаимодействия правительства и ИКТ-компаний. В 2020 г. образовался исследовательский консорциум по вопросам дезинформации «Партнёрство в защиту электорального процесса» (Election Integrity Partnership), ставший подрядчиком МВБ. Он отслеживает контент, нацеленный на снижение активности избирателей и подрыв доверия к результатам голосования15. Согласно данным «Партнёрства», за 2020 г. благодаря его усилиям только в соцсети «Х» 22 млн публикаций были маркированы как «дезинформация» и подвергнуты цензуре16. Хотя консорциум занимается только одной темой, его участники выполняли подряды и по другим вопросам: пандемия, экстремизм и т.д.

15. The Election Integrity Partnership. Available at: >>>  (accessed 20.10.2023).

16. The Long Fuse Misinformation and the 2020 Election. The Election Integrity Partnership, 2021. Available at: >>>  (accessed 20.10.2023).
11

В том же году в американской прессе появилась информации о ноутбуке Х. Байдена, где содержались данные, которые могли послужить основой для обвинений Дж. Байдена в участии в коррупционных схемах. Вскоре после было опубликовано открытое письмо, подписанное высокопоставленными экс-сотрудниками спецслужб США, которые утверждали, что история с ноутбуком «обладала всеми признаками российских информационных мероприятий»17. Не опровергая подлинность информации, письмо было призвано делегитимировать её в сознании общественности. Соцсети фактически исключили эту тему из публичного дискурса, руководствуясь опытом прошлых консультаций с ФБР18. Согласно материалам упомянутого судебного разбирательства, цензура этой информации – один из эпизодов давления на соцсети19. В рамках этого кейса все элементы американской СКИП: официальные структуры, частные корпорации и исследовательский консорциум были задействованы для ограничения информации, которая исходила не из зарубежного, а из внутреннего источника – издания «Нью-Йорк пост».

17. Public Statement on the Hunter Biden Emails. Politico, 19.10.2020. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

18. Zuckerberg tells Rogan Facebook suppressed Hunter Biden laptop story after FBI warning. The Hill, 26.08.2022. Available at: >>>(accessed 20.10.2023).

19. State of Missouri v. Biden, 2023, 23-30445, (5th Cir.). Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
12

В 2021 г. целевую группу в МВБ распустили, а вместо неё внутри АКЗИ, была создана Группа по вопросам непреднамеренной и преднамеренной дезинформации, и информационной манипуляции, МДМ (Misinformation, Disinformation and Malinformation team, MDM). Последнее касается реальной информации, используемой вне контекста для введения в заблуждение, причинения вреда или манипулирования20. МДМ, ставшая основным институтом практического реагирования в СКИП, уполномочена противодействовать всем типам дезинформации, а не только той, что исходит из зарубежных источников21, что закрепляет на институциональном уровне описанный ранее прецедент. В задачи МДМ входит реагирование на любые актуальные события, а не только выборы.

20. Foreign Influence Operations and Disinformation. CISA. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

21. DHS needs a unified strategy to counter disinformation campaigns. Final Report. Office of inspector general, DHS. 2022. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
13

В сентябре 2022 г. был создан Центр контроля над иностранным злонамеренным влиянием, ЦИЗВ (Foreign Malign Influence Center, FMIC), в аппарате директора Национальной разведки (Office of the Director of National Intelligence). Аппарат координирует работу разведсообщества по вопросу иностранного влияния и является связующим звеном между сотрудниками разведки, правопорядка и дипломатами. ЦИЗВ стал основной правительственной структурой, отвечающей за интеграцию в практические процессы разведданных и аналитики по иностранному влиянию22, которое он определяет как стремление враждебных иностранных акторов повлиять на все уровни правительства или общественное мнение и поведение23, что делает его структурой, задействованной в противодействии дезинформации, хотя сам термин и не упоминается, тем более, что основными партнёрами ЦИЗВ обозначены ФБР и МВБ. Создание такого органа сигнализирует о закреплении борьбы с иностранным влиянием в качестве одного из приоритетов для высшего политического руководства.

22. Foreign Malign Influence Center Fact Sheet. ODNI. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).

23. Foreign Malign Influence Center. ODNI. Available at: >>> (accessed 20.10.2023).
14

Заключение

 

В 2016 г. в США начался процесс становления СКИП, чьими основными элементами являются государственные институты, ответственные за противодействия дезинформации и иностранному влиянию, и ведущие ИКТ-корпорации, управляющие наиболее популярными интернет-платформами и соцсетями. Взаимодействие между ними строится на совокупности факторов: от кадровых связей до неформального давления со стороны чиновников.

15 Развитие СКИП отличается последовательным расширением области применения. В начале система модерировала информацию зарубежного происхождения, касающуюся электорального процесса. Затем на фоне пандемии под контроль стала попадать информация, касающаяся не только выборов. Наконец, после 2020 г. система распространилась на внутренние источники информации.
16 К 2023 г. профильные подразделения, связанные с контролем над информационным полем, появились в администрации президента США, разведке, МВБ, ФБР и Госдепартаменте. Это отражает высокий приоритет направления в видении политического руководства страны. Пример с цензурой информации о ноутбуке, которая в итоге не привела к существенным последствиям для президента, демонстрирует эффективность сотрудничества правительства с соцсетями для блокирования воздействия информации на мнение и поведение общественности.
17 Судебный запрет на оказание давления чиновниками на руководство соцсетей, принятый в 2023 г., не распространяется ни на один из перечисленных институтов СКИП за исключением ЦГИВ. Это позволяет предположить, что сфера применения СКИП в ближайшем будущем не будет ограничена, а выборы президента США 2024 г. пройдут в условиях беспрецедентного контроля за информационным полем со стороны властей.

Библиография

1. Шитов А.К. Бегство от свободы 2.0: как в США овладевает массами идея цензуры. ТАСС, 31.07.2023. Available at: https://tass.ru/opinions/18410341 (accessed 20.10.2023).

2. Most Americans favor restrictions on false information, violent content online. Pew Research Center, 20.07.2023. Available at: https://www.pewresearch.org/short-reads/2023/07/20/most-americans-favor-restrictions-on-false-information-violent-content-online/ (accessed 20.10.2023).

3. Eady G. et al. Exposure to the Russian Internet Research Agency foreign influence campaign on Twitter in the 2016 US election and its relationship to attitudes and voting behavior. Nature Communications. 2023. Vol. 14. P. 1-11. DOI: 10.1038/s41467-022-35576-9

4. Capsule Summaries of all Twitter Files Threads to Date. Racket News, 04.01.2023. Available at: https://www.racket.news/p/capsule-summaries-of-all-twitter (accessed 20.10.2023).

5. Siegel J. A Guide to Understanding the Hoax of the Century. Tablet, 29.03.2023. Available at: https://www.tabletmag.com/sections/news/articles/guide-understanding-hoax-century-thirteen-ways-looking-disinformation (accessed 20.10.2023).

6. Dalton M. et al. “The information game” by other means. Center for Strategic and International Studies (CSIS), 2019. Available at: https://www.csis.org/analysis/other-means-part-ii-adapting-compete-gray-zone (accessed 20.10.2023).

7. Homeland security advisory council interim report of the Countering foreign influence subcommittee. U.S. DHS, 21.05.2019. Available at: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/ope/hsac/19_0521_final-interim-report-of-countering-foreign-influence-subcommittee.pdf (accessed 20.10.2023).

8. Ibidem.

9. Countering Foreign Influence Subcommittee. U.S. DHS, 2018. Available at: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/19_0716_hsac_countering-foreign-influence-subcommittee-tasking-memo.pdf (accessed 20.10.2023).

10. Benz M. Department of Homeland Censorship: How DHS seized power over online speech. Foundation for Freedom Online, 27.08.2022. Available at: https://foundationforfreedomonline.com/department-of-homeland-censorship-how-dhs-seized-power-over-online-speech/ (accessed 20.10.2023).

11. Siegel J. A Guide to Understanding the Hoax of the Century. Tablet, 29.03.2023. Available at: https://www.tabletmag.com/sections/news/articles/guide-understanding-hoax-century-thirteen-ways-looking-disinformation (accessed 20.10.2023).

12. Tech didn’t spot Russian interference during the last election. Now it’s asking law enforcement for help. The Washington Post, 26.06.2018. Available at: https://www.washingtonpost.com/technology/2018/06/26/tech-didnt-spot-russian-meddling-during-last-election-now-its-asking-law-enforcement-help/ (accessed 20.10.2023).

13. Big Tech met with govt to discuss how to handle election results. NBC news, 13.08.2020. Available at: https://www.nbcnews.com/tech/tech-news/big-tech-met-gov-t-discuss-how-handle-election-results-n1236555 (accessed 20.10.2023).

14. Supreme Court extends pause on appeals court’s order in Biden social media case. The Hill, 22.09.23. Available at: https://thehill.com/regulation/court-battles/4217223-supreme-court-extends-pause-appeals-court-order-social-media-case/ (accessed 20.10.2023).

15. The Election Integrity Partnership. Available at: https://www.eipartnership.net/blog/about-eip-2022# (accessed 20.10.2023).

16. The Long Fuse Misinformation and the 2020 Election. The Election Integrity Partnership, 2021. Available at: https://stacks.stanford.edu/file/druid:tr171zs0069/EIP-Final-Report.pdf#page=201 (accessed 20.10.2023).

17. Public Statement on the Hunter Biden Emails. Politico, 19.10.2020. Available at: https://www.politico.com/f/?id=00000175-4393-d7aa-af77-579f9b330000 (accessed 20.10.2023).

18. Zuckerberg tells Rogan Facebook suppressed Hunter Biden laptop story after FBI warning. The Hill, 26.08.2022. Available at: https://thehill.com/policy/technology/3616579-zuckerberg-tells-rogan-that-facebook-suppressed-hunter-biden-laptop-story-after-fbi-warning-defends-agency-as-legitimate-institution/ (accessed 20.10.2023).

19. State of Missouri v. Biden, 2023, 23-30445, (5th Cir.). Available at: https://www.washingtonpost.com/documents/0f6d7356-f470-4eb0-9609-fc4e34b47e5b.pdf?itid=lk_interstitial_manual_10 (accessed 20.10.2023).

20. Foreign Influence Operations and Disinformation. CISA. Available at: https://www.cisa.gov/mdm (accessed 20.10.2023).

21. DHS needs a unified strategy to counter disinformation campaigns. Final Report. Office of inspector general, DHS. 2022. Available at: https://www.oig.dhs.gov/sites/default/files/assets/2022-08/OIG-22-58-Aug22.pdf (accessed 20.10.2023).

22. Foreign Malign Influence Center Fact Sheet. ODNI. Available at: https://www.dni.gov/files/FMIC/documents/FMIC_Fact_Sheet.pdf (accessed 20.10.2023).

23. Foreign Malign Influence Center. ODNI. Available at: https://www.dni.gov/index.php/fmic-home (accessed 20.10.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести