Отрицание двухпартийного консенсуса в США на примере политики «продуктивизма»
Отрицание двухпартийного консенсуса в США на примере политики «продуктивизма»
Аннотация
Код статьи
S207054760029034-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Акимов Данил Олегович 
Должность: Стажер-исследователь
Аффилиация: Центр перспективных американских исследований ИМИ МГИМО
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена возникновению новой макроэкономической парадигмы, которая призвана заменить неолиберализм. «Продуктивизм» предлагает сконцентрировать усилия американского правительства на поддержке национальной промышленности, протекционизме и решоринге. По мнению автора концепции экономиста Дэни Родрика, именно продуктивизм способен привести Республиканскую и Демократическую партии к согласию в условиях беспрецедентной поляризации, так как подобный подход пользуется популярностью как у действующей администрации Джозефа Байдена, так и у республиканской оппозиции. Однако современный политический ландшафт, в котором политики часто прибегают к использованию негативной повестки, нивелирует влияние продуктивизма, экономическая концепция становится полем для нового идеологического противостояния, а политические партии отрицают наличие двухпартийного консенсуса, чтобы укрепить лояльность электората.

Ключевые слова
Продуктивизм, двухпартийный консенсус, поляризация, промышленная политика, негативная повестка
Классификатор
Получено
10.11.2023
Дата публикации
22.12.2023
Всего подписок
8
Всего просмотров
274
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

«Продуктивизм» – это термин, придуманный экономистом Дэни Родриком и обозначающий постепенное формирование новой крупной макроэкономической концепции, которая призвана заменить неолиберализм. Если неолиберальная политика основывалась на развитии финансовой системы, консьюмеризме и поддержке глобализации, то продуктивизм предлагает фокусироваться на поддержке промышленности, обеспечении рабочих мест и высокого уровня занятости, а также локализации производства1.

1. Rodrik. D. The New Productivism Paradigm?. Project Syndicate.05.06.2022. Available at: >>>> (accessed: 5.11.2023).
2

Актуальность продуктивизма экономист связывает с необходимостью преодоления «производственного дуализма»2 (под дуализмом здесь понимается дихотомия «промышленный сектор экономики – традиционное хозяйство») в развитых экономиках. Ранее считалось, что только развивающиеся экономики подвержены проблеме, когда небольшой промышленный сектор не способен обеспечить оптимальный уровень производительности и положительных экстерналий, так как экономическим базисом развивающихся стран остаётся более традиционное хозяйство. Однако из-за деиндустриализации, глобализации, появления новых технологий, а также снижения уровня защиты прав трудящихся, производственный дуализм вновь стал актуален для развитых стран. Чтобы увеличить положительные экстерналии от высокопроизводительных отраслей и уменьшить разрыв между теми, кто получает и не получает выгоду от этих экстерналий, должна применяться промышленная политика. Так как продуктивизм опирается на поддержку занятости, а не перераспределение доходов, то он способен справиться со структурными проблемами современной экономики гораздо лучше, чем классические экономические модели: государство всеобщего благосостояния или экономические программы, основанные на поддержке «экономики предложения». По мнению Родрика, очевидным признаком закрепления продуктивизма стала экономическая программа Джозефа Байдена. Значительные субсидии в «полупроводниковую» и «зелёную» отрасли с целью создания дополнительных рабочих мест по закону «О снижении инфляции» (Inflation Reduction Act), а также через закон «О ЧИПС и науке» (CHIPS and Science Act), сохранение импортных тарифов для китайских товаров времен Дональда Трампа3, введение новых ограничений на инвестирование в китайские компании4 – всё это характеризует «байденомику» как экономическую программу в духе идей продуктивизма.

2. Rodrik. D. On Productivism. Harvard University. March 2023. Available at: >>> (accessed: 5.11.2023).

3. Manak I. The Cost of Trump’s Trade War with China Is Still Adding Up. Council on Foreign Relations.18.04.2023. Available at: >>> (accessed: 5.11.2023).

4. Benson. E, Allen. G. A New National Security Instrument: The Executive Order on Outbound Investment. Center for Strategic and International Studies.10.08.2023. Available at: >>>(accessed: 5.11.2023).
3 Государство снова начинает играть ключевую роль в экономическом развитии, а параллельно с этим в официальной риторике проявляется всё больший скепсис в отношении свободной торговли и способностей рынка к саморегулированию. Тем не менее, следует отметить, что Родрик критикует подобные инициативы, направленные на достижение сразу нескольких целей, так как объём создаваемых рабочих мест не будет оптимальным, что понизит положительные экстерналии. В связи с этим продуктивизм стоит воспринимать как спектр макроэкономических норм, часть из которых в силу неправильных приоритетов теряет в эффективности, но следует логике концепции.
4

Продуктивизм как основа возможного двухпартийного консенсуса

 

Благодаря закреплению администрацией Байдена начатого Д. Трампом курса на решоринг, поддержку национального производства и защиту американского рынка, формируется неформальный двухпартийный консенсус относительно основы экономической политики, и, хотя Родрик считает, что продуктивизм ещё не состоялся как последовательное явление, его элементы чётко прослеживаются в партийной риторике республиканцев и демократов.

5

Так, в Республиканской партии теперь сильны настроения «Америка прежде всего», сформированные администрацией Д. Трампа, Роберт Лайтхайзер, торговый представитель США с 2017 по 2021 представляет эту смену взглядов как «смерть вашингтонского консенсуса»5, которую пришлось признать даже самым ярым сторонникам свободной торговли в Республиканской партии. В то же время среди республиканского электората только меньшинство (44%)6 положительно оценивает свободную торговлю и торговлю с другими странами.

5. Lighthizer. R. No Trade Is Free. Broadside Books. 2023. 19 p.

6. Younis. M. Sharply Fewer in U.S. View Foreign Trade as Opportunity. Gallup. 31.03.2021. Available at: >>> (accessed: 5.11.2023).
6

Администрация Байдена, в свою очередь, доктринально закрепила новый подход к международной торговле и приоритетам в экономической политике. В недавно опубликованной статье советника по национальной безопасности Джейка Салливана говорится о том, что промышленная политика становится приоритетом действующей администрации, а также критикуются подходы прошлых президентов, которые не остановили эрозию ключевых секторов американкой промышленности7.

7. Sullivan. J. The Sources of American Power. Foreign Affairs. November/December 2023. Available at: >>> (accessed: 5.11.2023).
7

Примечательна и трансформация идентичности двух партий в направлении продуктивизма. Так, бывший глава Республиканского исследовательского комитета (Republican Study Committee, RSC) Палаты представителей Конгресса Джим Бэнкс (Jim Banks) сформулировал проект «Республиканской партии как партии рабочего класса»8, свою концепцию Бэнкс подкрепляет возрастающей ролью рабочего класса и людей без высшего образования в электорате республиканцев, к которым партии необходимо разработать соответствующий подход. В администрации Байдена сформулировали другую концепцию – «внешнюю политику для среднего класса», которая по задумке должна ставить в приоритет рост заработных плат и создание рабочих мест, а также развивать внешнеполитических инициатив в этом направлении9. На уровне риторики и базового популизма тоже проявляется крен в сторону привлечения внимания рабочего класса, два ключевых кандидата от двух партий – Дж. Байден и Д. Трамп поддержали забастовку профсоюза работников автомобильной отрасли (United Auto Workers, UAW)10.

8. Davis. S. Top Republicans Work To Rebrand GOP As Party Of Working Class. NPR. 13.04.2021. Available at: >>> (accessed: 5.11.2023).

9. Press Briefing by Press Secretary Jen Psaki and National Security Advisor Jake Sullivan. The White House. 04.02.2021. Available at: >>> (accessed: 5.11.2023).

10. Cordover. E. Trump hits Biden on UAW visit. Politico. 23.09.2023. Available at: >>> (accessed: 5.11.2023).
8

Политическая поляризация, отрицание консенсуса и продуктивизм

 

В условиях возрастающей поляризации и усиливающихся антипатий к противоположной партии, продуктивизм мог бы стать отправной точкой для восстановления консенсуса, так как за ширмой идеологических противоречий кроется одна основа.

9

Процесс формального становления консенсуса в виде продуктивистской парадигмы уже закончен. Так, ранее государство всеобщего благосостояния вошло в экономический «мейнстрим» только после его принятия республиканскими администрациями Д. Эйзенхауэра и Р. Никсона11, а неолиберализм окончательно закрепился, когда его принципов начал придерживаться изначально более прогрессивный демократ У. Клинтон12. Когда оба лагеря политической системы разделяют общий набор политических или экономических принципов, можно говорить о формировании двухпартийного консенсуса.

11. Nixon’s Revolutionary Vision for American Governance. Richard Nixon Foundation. 24.01.2017. Available at:  >>>  (accessed: 5.11.2023).

12. Lichtenstein. N, Stein. J. A Fabulous Failure The Clinton Presidency and The Transformation of American Capitalism. Princeton University Press. 2023.
10

Однако экономическая политика Дж. Байдена получает негативные оценки от республиканской оппозиции, два раунда республиканский дебатов перед партийными праймериз показали у кандидатов крайне негативное отношение к «байденомике», которой приписывается «уничтожение основ американской жизни»13. Причина, по которой республиканцы отрицают схожесть двух партийных платформ – большое влияние негативной повестки в партийном лексиконе. Уровень неодобрения действий другой партии в этом электоральном цикле превышает предыдущие годы – большинство республиканцев и демократов выражают негативное отношение к противоположной партии, а 62% и 54% придерживаются крайне негативного мнения относительно своих политических оппонентов14. Уровень одобрения действий президента от другой партии также остаётся рекордно низким: деятельность Д. Трампа положительно оценивали только 6% демократов, а Дж. Байдена – 7% республиканцев15. Для сохранения лояльности электората и поддержания образа оппозиции американские политические элиты готовы подчеркивать свою непохожесть. Так, проявляется феномен отрицания консенсуса.

13. Keown. C. Biden’s Economic Policies Criticized by Republican Presidential Candidates. Barron's. 24.08.2023. Available at: >>>   (accessed: 8.11.2023).

14. Two decades of rising partisan antipathy, Pew Research Center. 05.08.2022. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).

15. As Partisan Hostility Grows, Signs of Frustration with the Two-Party System, Pew Research Center. 09.08.2022. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).
11

Высокий уровень поляризации, несогласие двух партий, открытая антипатия к политическим оппонентам – всё это признаваемая политическая реальность16, однако отрицание консенсуса углубляет её, делая самосбывающимся пророчеством. В контексте сложившейся внутриполитической обстановки продуктивизм является примечательным явлением, так как, во-первых, формально поддерживается как действующей администрацией, так и республиканцами, во-вторых, демонстрирует наличие континуитета – демократическая администрация не стала отменять торговые ограничения, введённые Трампом и, в-третьих, в определённой степени унифицирует приоритеты двух партий, например, в апелляции к рабочему и среднему классам, а также в презентации успешности политики в области занятости как значительного достижения администрации, что использовал как и Д. Трамп17, так и действующая администрация18.

16. Mounk. Y. The Doom Spiral of Pernicious Polarization. The Atlantic. 21.05.2022. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).

17. Trump Administration Accomplishments. Trump White House. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).

18. Statement from President Joe Biden on the October Jobs Report. The White House. 03.11.2023. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).
12

Отрицание консенсуса значительно полагается на идеологические противоречия и на фактор идеологии. Так, инструмент субсидирования и поддержки американских предприятий, который задействовала администрация Байдена критикуется республиканцами через призму «культурных войн»19, зелёной повестки20 или продвижения интересов Китая21, в то же время предыдущая администрация республиканцев также использовала их в отношении сельскохозяйственной отрасли для компенсации последствий тарифных войн22. Один и тот же набор мер и принципов экономической политики разделяется идеологическим противостоянием, от этого создаётся иллюзия, что партии придерживаются совершенно разных политических платформ. Следует разобрать ситуацию с инициативой по снижении инфляции отдельно, ни один представитель Республиканской партии не проголосовал за закон «О снижении инфляции». Примечателен пример сенатора Митта Ромни, который незадолго до принятия этого закона посвятил статью23 тому, что Республиканская партия намеренно не уделяет внимание вопросу изменения климата и это нельзя игнорировать, но позже сам проголосовал против принятия «зелёной» инициативы демократической администрации. Ромни часто называют «RINO» (республиканец только по названию – Republican In Name Only), за его непоследовательность в отношении партийной линии, что могло бы проявиться при голосовании, но по этому вопросу он выступил строго на стороне партии, что ещё раз показывает эффект системы.

19. Boak. J.Freking. K. Biden’s chips incentives attacked as ‘woke’ by Republican senators. Fortune. 02.03.2023. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).

20. Meyer. R. Not Even a Single Republican Voted for the Climate Bill. The Atlantic. 12.08.2022. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).

21. Dlouhy.J. Republicans Urge Biden to Be Tough on Chinese Solar Gear Over Human Rights. Bloomberg. 06.12.2022. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).

22. Schechinger A. Under Trump, Farm Subsidies Soared and the Rich Got Richer Biden and Congress Must Reform a Wasteful and Unfair System.24.02.2021. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).

23. Romney. M. America Is in Denial. The Atlantic. 04.07.2022. Available at: >>> (accessed: 8.11.2023).
13

Заключение

 

Можно сказать, что исследование вхождения продуктивизма в американский политический мейнстрим показывает характер политической поляризации в стране. Продуктивизм, как и другие макроэкономические доктрины в прошлом, формально стал двухпартийным консенсусом. Элементы этой концепции присутствуют в риторике и партийных платформах республиканцев и демократов. Однако современный политический климат в США не располагает к координированному политическому действию. Использование негативной повестки для критики своего оппонента представляется более выгодной стратегией с учётом уровня антипатий и неодобрения действий другой партии. Поэтому созидательный и объединяющий эффект продуктивизма нивелируется, а на саму концепцию наслаивается идеологическое противостояние по партийным линиям, что лучше всего демонстрирует пример дискуссии вокруг закона «О снижении инфляции».

14 Хотя две партии и воспроизводят похожие нарративы, но будущее продуктивизма как нового идейного явления остаётся неоднозначным, потому преждевременно говорить о возможной конвергенции действий американских политиков и возрождении духа двухпартийности, как на этом настаивает Дэни Родрик.

Библиография

1. Rodrik. D. The New Productivism Paradigm?. Project Syndicate.05.06.2022. Available at: https://www.project-syndicate.org/commentary/new-productivism-economic-policy-paradigm-by-dani-rodrik-2022-07?barrier=accesspaylog (accessed: 5.11.2023).

2. Rodrik. D. On Productivism. Harvard University. March 2023. Available at: https://drodrik.scholar.harvard.edu/publications/productivism (accessed: 5.11.2023).

3. Manak I. The Cost of Trump’s Trade War with China Is Still Adding Up. Council on Foreign Relations.18.04.2023. Available at: https://www.cfr.org/blog/cost-trumps-trade-war-china-still-adding (accessed: 5.11.2023).

4. Benson. E, Allen. G. A New National Security Instrument: The Executive Order on Outbound Investment. Center for Strategic and International Studies.10.08.2023. Available at: https://www.csis.org/analysis/new-national-security-instrument-executive-order-outbound-investment (accessed: 5.11.2023).

5. Lighthizer. R. No Trade Is Free. Broadside Books. 2023. 19 p.

6. Younis. M. Sharply Fewer in U.S. View Foreign Trade as Opportunity. Gallup. 31.03.2021. Available at: https://news.gallup.com/poll/342419/sharply-fewer-view-foreign-trade-opportunity.aspx (accessed: 5.11.2023).

7. Sullivan. J. The Sources of American Power. Foreign Affairs. November/December 2023. Available at: https://reader.foreignaffairs.com/2023/10/24/the-sources-of-american-power/content.html (accessed: 5.11.2023).

8. Davis. S. Top Republicans Work To Rebrand GOP As Party Of Working Class. NPR. 13.04.2021. Available at: https://www.npr.org/2021/04/13/986549868/top-republicans-work-to-rebrand-gop-as-party-of-working-class (accessed: 5.11.2023).

9. Press Briefing by Press Secretary Jen Psaki and National Security Advisor Jake Sullivan. The White House. 04.02.2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2021/02/04/press-briefing-by-press-secretary-jen-psaki-and-national-security-advisor-jake-sullivan-february-4-2021/ (accessed: 5.11.2023).

10. Cordover. E. Trump hits Biden on UAW visit. Politico. 23.09.2023. Available at: https://www.politico.com/news/2023/09/23/trump-hits-biden-on-uaw-visit-00117791 (accessed: 5.11.2023).

11. Nixon’s Revolutionary Vision for American Governance. Richard Nixon Foundation. 24.01.2017. Available at: https://www.nixonfoundation.org/2017/01/nixons-vision-for-american-governance/ (accessed: 5.11.2023).

12. Lichtenstein. N, Stein. J. A Fabulous Failure The Clinton Presidency and The Transformation of American Capitalism. Princeton University Press. 2023.

13. Keown. C. Biden’s Economic Policies Criticized by Republican Presidential Candidates. Barron's. 24.08.2023. Available at: https://www.barrons.com/articles/biden-economic-policies-republican-presidential-debate-8fc9463e (accessed: 8.11.2023).

14. Two decades of rising partisan antipathy, Pew Research Center. 05.08.2022. Available at: https://www.pewresearch.org/politics/2022/08/09/as-partisan-hostility-grows-signs-of-frustration-with-the-two-party-system/pp_2022-08-09_partisan-hostility_00-05/ (accessed: 8.11.2023).

15. As Partisan Hostility Grows, Signs of Frustration with the Two-Party System, Pew Research Center. 09.08.2022. Available at: https://www.pewresearch.org/politics/2022/08/09/as-partisan-hostility-grows-signs-of-frustration-with-the-two-party-system/ (accessed: 8.11.2023).

16. Mounk. Y. The Doom Spiral of Pernicious Polarization. The Atlantic. 21.05.2022. Available at: https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2022/05/us-democrat-republican-partisan-polarization/629925/ (accessed: 8.11.2023).

17. Trump Administration Accomplishments. Trump White House. Available at: https://trumpwhitehouse.archives.gov/trump-administration-accomplishments/ (accessed: 8.11.2023).

18. Statement from President Joe Biden on the October Jobs Report. The White House. 03.11.2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/11/03/statement-from-president-joe-biden-on-the-october-jobs-report/ (accessed: 8.11.2023).

19. Boak. J.Freking. K. Biden’s chips incentives attacked as ‘woke’ by Republican senators. Fortune. 02.03.2023. Available at: https://fortune.com/2023/03/02/biden-chips-woke-republican-senators-mitt-romney-child-care-union-labor/amp/ (accessed: 8.11.2023).

20. Meyer. R. Not Even a Single Republican Voted for the Climate Bill. The Atlantic. 12.08.2022. Available at: https://www.theatlantic.com/science/archive/2022/08/ira-climate-bill-house-vote-republicans/671133/ (accessed: 8.11.2023).

21. Dlouhy.J. Republicans Urge Biden to Be Tough on Chinese Solar Gear Over Human Rights. Bloomberg. 06.12.2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-05/republicans-warn-biden-don-t-let-green-goals-override-forced-labor-concerns-in-china (accessed: 8.11.2023).

22. Schechinger A. Under Trump, Farm Subsidies Soared and the Rich Got Richer Biden and Congress Must Reform a Wasteful and Unfair System.24.02.2021. Available at: https://www.ewg.org/interactive-maps/2021-farm-subsidies-ballooned-under-trump/ (accessed: 8.11.2023).

23. Romney. M. America Is in Denial. The Atlantic. 04.07.2022. Available at: https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2022/07/mitt-romney-republican-denial-biden-election/661468/ (accessed: 8.11.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести