Новая парадигма интеграции арабской и мусульманской страт населения США
Новая парадигма интеграции арабской и мусульманской страт населения США
Аннотация
Код статьи
S207054760028403-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Шумилина Инна Викторовна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются особенности преобладающей концепции решения проблемы ассимиляции в США иммигрантов из стран Ближнего Востока. В фокусе внимания автора – арабоамериканская диаспора; быстрорастущая численно, она испытывает сложности «вписывания» во внутриполитический контекст Соединённых Штатов ввиду сохраняющихся там последствий специфического «наследия» 9/11. Именно этот сегмент американского населения наиболее ярко демонстрирует отход от классической «прямолинейной» ассимиляции, меняя как стратегию процесса, так и саму метафору американского «плавильного котла». 

Ключевые слова
иммиграция, ассимиляция, неоассимиляция, аккультурация, интеграция иммигрантов, арабы в США, американские мусульмане, Байден
Классификатор
Получено
14.08.2023
Дата публикации
09.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
160
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Идея ассимиляции иммигрантов, превалировавшая в XX веке в политической теории, риторике «власть предержащих», научных и дипломатических кругах и, как результат – в практическом стремлении претворить в жизнь во всей её полноте, претерпела значительные изменения в XXI столетии. Установка на аккультурацию иммигрантов через ассимиляцию, считавшаяся главенствующей продолжительное время, стала восприниматься как устаревшая практически во всей Евро-Атлантике. Популярный ранее образ американского «плавильного котла» сменился на «мозаику», «салат», «оркестр».

2 Применительно к Европе, по мере нарастания иммигрантских потоков, концепция аккультурации была заменена политикой мультикультурализма, впоследствии объявленная на высоком уровне как неудавшаяся, однако имевшая место и определённые последствия. В Соединённых Штатах проблемы ассимиляции иммигрантов на протяжении десятилетий носили несколько иной характер ввиду географических особенностей прибывающих людских потоков. Проблематика активно изучалась американским научным сообществом на протяжении многих десятилетий в разных ипостасях социальной стратификации. Сегодня – на фоне иммиграционной реформы в США, череды «революционных» законодательных актов сначала Д. Трампа, а затем – Дж. Байдена, касающихся разных категорий переселенцев, переформатировании работы профильных ведомств и т. д. – дискутируются практически все аспекты собственно стратегии интеграции. Одну из важных тем этих дискуссий можно кратко свести к вопросу – жизнеспособен ли сегодня и в ближайшем будущем принцип «прямолинейности» ассимиляции или же происходит его преобразование в иное. Теория укоренилась до 1960-х годов, но к 1970-м годам стала подвергаться критике. Книга социологов Натана Глейзера и Дэниэла Мойнихана «Вне плавильного котла» положила начало новому подходу к теории ассимиляции. В чём заключаются особенности так называемой «неоассимиляции», и может ли стать полиэтничность конечной её целью? Эти вопросы рассматриваются в данной статье.
3

Что сегодня в мейнстриме – американизация или идентичность?

 

Считается, что популярность идеи лёгкой ассимиляции иммигрантов в США получила широкое распространение благодаря представлениям о том, что переселенцы очень быстро «американизируются». Дескать, как правило, сознание иммигрантов заранее подготовлено к этому – в основном посредством воздействия могучего арсенала американской «мягкой силы». В теории считается, что для переселенцев из Европы всё происходило и происходит достаточно плавно и безболезненно (представление укоренилось с 1945 г., когда социологи Ллойд Уорнер и Лео Строл опубликовали книгу «Социальные системы американских этнических групп», где изложили своё видение на взаимосвязь скорости ассимиляции с расой и религией), аналогично им встраиваются в американскую жизнь и выходцы из Латинской Америки (в силу большой численности, что снижает ощущение сегрегированности), а вот азиатские и ближневосточные иммигранты испытывают более ощутимые трудности. Процесс утяжеляется из-за присущих этим группам населения особенностей: приверженности иным традиционалистским жизненным установкам, религиозным предпочтениям, влиянию разветвлённых внутрисемейных связей, прочной ментальной связанностью со странами исхода (особенно в арабском этническом сообществе), а также – значительные языковые трудности.

4 Поколения иммигрантов XXI века в Америке – недавно прибывшие и те, что представляют второе и последующие поколения переселенцев – демонстрируют иную картину процесса американизации. Динамика их становления «новыми американцами» определяется переменами собственных представлений о дальнейшей «жизненной программе» в США. На основе этого формируется принципиально другое отношение к вхождению в американское общество. Оно характеризуется тенденцией к гласному осознанию своей этнической идентичности вкупе с активной гражданской позицией. Такое позиционирование себя в обществе разительно отличается от социального поведения их старших родственников, долгие годы предпочитавших находиться «в тени». Иными словами, новые поколения этой группы нацменьшинств приобрели осознанность значимости своей этнической группы в общеамериканском внутриполитическом раскладе и демонстрируют готовность отстаивать обладание всеми правами американских граждан – своими и государства/общества по отношению к ним.
5 Примечательно, что во многом это стало следствием сформировавшегося несогласия новых поколений иммигрантов с процессом «стирания» их этнических особенностей (культурного кода), от которых они не хотели бы отказываться (по разным причинам). Эти изменения, в свою очередь, диктуют, по сути, пересмотр как самой идеи ассимиляции, так и пути практического воплощения полноценного «вписывания» в общество.
6

Имеющиеся исследования по этой теме уже в первом десятилетии нынешнего столетия фиксировали новые повороты в разных сферах интеграционного процесса. К примеру, как это отмечалось в совокупном отчёте Национальных академий наук (National Academies Press, NAP), так называемое «межпоколенческое улучшение» явно просматривалось в профессиональном распределении между представителями первого и второго поколений иммигрантов. То есть те, кто ранее находились в группе «низкостатусных» профессий (в первом поколении), существенно улучшили своё профессиональное положение во втором1.

1. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. The Integration of Immigrants into American Society (2015). Washington (DC): The National Academies Press (US). DOI: 10.17226/21746 (accessed 12.05.2023).
7

Известные американские социологи Р. Альба и В. Ни, занимающиеся темой ассимиляции не одно десятилетие, выделяют именно эту особенность, подчёркивая изменение характера современной ассимиляции. Они пишут в своей книге “Переделка американского мейнстрима”: «Это не пассивная интеграция в статичный англо-протестантский мейнстрим, а бесконечно динамичный двусторонний культурный процесс»2.

2. Alba, Richard and Nee, Victor (2005). Remaking the American Mainstream. Assimilation and Contemporary Immigration. Harvard University Press. 384 p. DOI: 10.4159/9780674020115
8

Именно это является квинтэссенцией перемен в сути процесса, что кардинально меняет и ожидания в плане инкорпорации иммигрантов на современном этапе. Устоявшиеся в XX столетии представления о «культуре единого большинства», на которых основывалась классическая теория ассимиляции Р. Парка и Э. Бёрджесса3, спустя век явно сменяются идеей плотного кросс-культурного и религиозного взаимодействия, инклюзии иммигрантов, а не тотальной их аккультурации.

3. Парк Р. Э. Размышления о коммуникации и культуре / Избранные очерки. Сб. переводов / РАН ИНИОН, сост. и перев. с англ. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. – М., 2011, с.140-158; Понятие социальной дистанции (о применении к исследованию расовых установок и расовых отношений)/ там же, с.217-223.
9

«Этнический национализм» или культурно-идеологические расхождения?

 

Сама по себе идея глубокого культурного взаимопроникновения, какой бы она ни выглядела привлекательной в теории, на деле сталкивается со множеством трудностей. Главная из них носит идеологический характер: интересы «доминантной группы» конфликтуют с интересами этнических сообществ. Нацменьшинства по мере нарастания конфликтной среды (и не только) утрачивают интерес к идее «растворения в большинстве» и склоняются к отстаиванию своей идентичности и реалий, с этим связанных. В основе этого идейного расхождения лежит недовольство белого большинства тем фактом, что ожидаемой полной аккультурации иммигрантов не происходит. При этом развивается критическое отношение к стремлению переселенцев сохранить свои культурные коды, что трактуется как нежелание иммигрантов проникаться американскими ценностями. На этом же зиждется проблема так называемой «обратной дискриминации», возникающая у белого населения, болезненно реагирующего на продвижение интересов этнических сообществ.

10

Актуализация стремления этнической группы к политическому выражению своей идентичности часто рассматривается в «доминантной среде» как проявление опасной и разрушительной конфликтности, вплоть до обвинений этнических сообществ в национализме. Приблизительно так это происходит в отношении арабоамериканского населения, динамика включения которого во внутриполитический контекст резко повысилась в последние годы. Поддержка такой активизации на высоком политическом уровне при администрации демократов также наталкивается на критические обличения её оппонентами в «скрытом патернализме»4.

4. The Biden Plan for Securing our Values as a Nation of Immigrants. Biden – Harris. 2021. Available at:  >>>  (accessed 15.04.2023).
11

Правительственные структуры, в свою очередь, нацелены на снижение отчуждения этнических групп, находящихся в менее благоприятном положении. Социальная интеграция остаётся главной целью усилий госструктур при администрации демократов, что направлено в конечном счёте на наращивание человеческого капитала и шире – получение выгод экономического характера в национальном масштабе5.

5. Social Inclusion. The World Bank. Available at: >>> (accessed 16.07.2023).
12

В последние годы широкое распространение в США получила концепция, связывающая культурологические проблемы (которые, в свою очередь, могут зародить или основательно повлиять на идеологические параметры) и структурный расизм (как первопричину). Некоторые социологи отмечают это как обуславливающий фактор роста правонарушений в сегменте афроамериканского населения. Неблагоприятная городская «уличная» среда в районах наибольшего их расселения, подчёркивает социолог Элайджа Андерсон в эссе «Кодекс улиц», формирует паттерны поведения (культуры) и подталкивает молодёжь к проявлениям агрессии и девиациям6. Однако в арабоамериканских анклавах отсутствуют такого уровня признаки криминализации (к примеру, в штате Мичиган, где традиционно наиболее плотное расселение арабоамериканцев, отмечается низкий уровень преступности)7. Скорее, представители этой группы используют этничность в качестве инструмента для своей психологической и политической защиты от проявлений исламофобии.

6. . Anderson E. The Code of the Streets: Decency, violence, and the moral life of the inner city. New York, NY: W. W. Norton / The Atlantic, May 1994. Available at:  >>> (accessed 15.07.2023).

7. см. Crime Rate by State. Available at: >>> (accessed 15.07.2023).
13

Напомним, что расовая категоризация, официально принятая в США, относит арабо-американцев к разряду «белых». Десятилетиями это воспринималось в самом комьюнити как спорное решение, а на современном этапе стало ощутимой проблемой сообщества. Тема оказалась одной из ключевых в повестке арабо-американцев в их общении с государством. Отсутствие решения по введению категории MENA (Middle Eastern and North African), учитывающая этническую принадлежность выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки, что могло бы стать частичным признанием «пестроты» идентичности арабо-американцев, негативно влияет на настроения в этом слое населения и способно провоцировать нарастание так называемых «возрожденческих реакций» протестного содержания на фоне «ассимиляционного давления большинства». Ближневосточные переселенцы не чувствуют себя «белыми», что, по сути, означает лишение их основной «привилегии белых» – «не думать об этом», так резюмировал этот сюжет социолог Роберт Терри ещё в 1981 году8. Об этом же говорит уже в наши дни профессор психологии Стэнфордской высшей школы бизнеса Брайан Лоури9. В практическом смысле этно-группа лишается дополнительных бюджетных ассигнований для нацменьшинств и, соответственно, многих бытовых и социальных дотаций. Иными словами, вышеупомянутая навязанная категория закрывает перед арабоамериканцами каналы дополнительной господдержки и, по мнению сообщества, ограничивает их жизненные перспективы. По факту статистическая картина основных показателей уровня жизни этой группы населения действительно полностью искажена. Отсутствуют достоверные официальные данные по всему спектру базовых вопросов: их численности, статистике рождаемости/смертности, занятости, доходам, образованию и т. д. Таким образом в конечном счёте в отношении этой группы населения применимо понятие «институциональной (и индивидуальной) дискриминации»10.

8. Terry, R. W. The Negative Impact on White Values. (In: Bowser B.P. & Hunt R. G. (Eds.). Impacts of racism on white Americans, Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1981, pp. 288, pp. 119–151.

9. Mills K. Speaking of Psychology: The invisibility of white privilege, with Brian Lowery, The American Psychological Association, July 2020. Available at: >>> (accessed 05.08.2023).

10. Feagin, J. R. Systemic Racism. A Theory of Oppression. NY: Routledge, 2006, pp. 386.
14

Идентичность реальная или символическая?

 

Этническая принадлежность так или иначе проявляется на всех стадиях аккультурации иммигрантов, но может различаться степенью акцентирования данного аспекта. Например, если в первом/втором поколениях эта принадлежность продиктована ностальгическими чувствами и потребностью компенсировать ощущение утраты прочной связи со страной исхода, то в последующих поколениях это преобразуется в чувство «верности» своей культуре, исконным традициям, религии, то есть формируется иной тип «этнического поведения». Отсюда проистекает активность, связанная с продвижением этнических проектов – в целом социально значимых, но связанных прежде всего с воссозданием и популяризацией исконной культуры конкретного сообщества. Применительно к арабоамериканцам это можно рассматривать и как ответ группы на ролевой императив, предложенный ей в общеамериканской социальной структуре. Одновременно поддержание традиционных культурных и религиозных практик (через деятельность арабских и исламских историко-культурных учреждений), за счёт наращивания потенциала их влияния (имеется в виду современное функционирование подобных культурных пространств, которые помимо организации “хранилища артефактов” нацелены на создание определённой смысловой культурной и социосреды) воссоздаёт и актуализирует этнические символы, подпитывающие сплочённость сообщества11, усиливает гордость за принадлежность к нему. Кроме того, вхождение представителей этнической группы в институциональные структуры любого уровня делает её более заметной. В свою очередь, это способно влиять на «доминантную группу» и, следовательно, вносить коррективы в процесс ассимиляции как таковой.

11. Gans H. Symbolic ethnicity: The future of ethnic groups and cultures in America / Ethnic and Racial Studies, 1979, Vol.2. DOI: 10.1080/01419870.1979.9993248
15

Представляет интерес также тот факт, что подобное «оживление» этнической арабской культурной компоненты полностью опровергает аргумент о «культурном дефиците» этнических групп, на который, заметим, нередко ссылаются представители «культуры большинства»12. Похоже, что арабоамериканскому сообществу удалось опровергнуть эту спорную теорию, заметно обогатив американский массив «мягкой силы» восточным колоритом, не подвергая сомнению базовые американские ценности. В то же самое время это иллюстрирует изменения в подходе к современному процессу ассимиляции – смене постепенного (прямо)линейного на иной.

12. Bonilla-Silva, 2006 Racial and Ethnic Inequality in the United States. Sociology by University of Minnesota, 2006. Available at: >>> (accessed 16.07.2023).
16

Неоассимиляция арабоамериканцев через инклюзию

 

Итоги промежуточных выборов в Палату представителей Конгресса в 2022 г. показали, что набравшая обороты несколько лет назад общественная активность арабоамериканцев переросла в устойчивую тенденцию. Она стала заметным фактом общенационального политического ландшафта, значение которого осознаётся политиками разных уровней, хотя и вызывает противоречивую реакцию.

17 Если же посмотреть на это шире – в частности, в свете процесса ассимиляции, то можно с уверенностью констатировать, что результаты выборов-2022, по сути, стали практическим воплощением неоассимиляции. То есть осовремененной модели ассимиляции, отошедшей от строгих требований прямолинейной теории, на основе которой родилась в начале прошлого столетия метафора «плавильного котла». Даже при поверхностном ознакомлении с программами кандидатов из арабоамериканской среды, их электоратом поддержки, можно заметить, что идея полиэтничности применительно к данной категории политиков имеет свои особенности.
18 Так, в арабоамериканской среде отчётливо выделяется высокая степень активности мусульманской части этого этно-сообщества (несмотря на статистику, которая фиксирует более высокую численность христиан, арабоамериканские общественные организации, анализируя данные из разных источников, оценивают численность христиан в своём сообществе порядка 65–70%). Солидаризируясь с общегражданскими устремлениями мусульман из других нацменьшинств, их арабоамериканские единоверцы укрепляют свои позиции в социальной структуре американского общества в целом. Ассимиляционный опыт XXI века демонстрирует повышение сложности аккультурационного процесса, что проистекает не только из факта возросшего этнического разнообразия иммигрантов, но и смены поколений, изменений в их ожиданиях, установках, требованиях к принимающей стороне. Проблемы интеграции как таковой для представителей «новых» поколений уже не существует (они достаточно интегрированы), но ощущается потребность в «микст-ассимиляции». Не последнюю роль здесь играет и так называемая «негативная ассимиляция», связанная с опытом столкновения иммигрантов всех поколений с дискриминационными барьерами или отсутствием социального признания. Особенно остро это воспринимается поколениями тех, кого принято называть «миллениалами» и «зумерами».
19

Рассмотрим подробнее, как через промежуточные выборы 2022 г. проявился неоассимиляционный процесс применительно к арабоамериканцам. Согласно данным, 145 кандидатов-мусульман баллотировались на различные должности местного уровня, штатов и федерального значения, по данным Центра Пью, две трети арабоамериканских мусульман поддерживают Демократическую партию13. Из них 82 кандидата одержали победу и 48 попали в законодательные органы штатов. Примечательным стал факт того, что на фоне сохранивших свои мандаты в Конгрессе таких известных демократок, как Рашида Тлаиб или Ильхан Омар, в политическую жизнь страны буквально ворвалась плеяда молодых американских арабов, включая большое число женщин. Как с удовлетворением отметили в крупнейшей в США некоммерческой организации – Совете по американо-исламским отношениям (Council on American-Islamic Relations - CAIR), это произошло даже в самых «неожиданных» штатах14. То есть там, где численность (и влияние) проживающих мусульман (включая арабоамериканских) традиционно невелико (своих первых законодателей-мусульман выбрали штаты Мэн, Иллинойс, Огайо и Техас). Результаты выборов оказались впечатляющими: в 25 американских штатах победили мусульманские кандидаты, некоторые из них «подняли» планку своего влияния, переместившись с прежнего своего локального уровня на федеральный. «Мы являемся свидетелями следующего шага в политической трансформации американской мусульманской общины, дали оценку успехам в Американо-Исламском Совете, – от маргинализированных голосов, которые были отодвинуты на второй план и дальше, до лиц, принимающих решения15.

13. Available at: >>> (accessed 15.07.2023).

14. Muslims Vote. Press Releases. CAIR, 2022. Available at: >>> (accessed 12.06.2023).

15. Elections 2022. Muslims Vote. CAIR, 2022. Available at: >>> (accessed 12.06.2023)
20

Таблица

Итоги промежуточных выборов-2022 в США: рекордное число побед мусульманских кандидатов

Название штата Число победивших кандидатов-мусульман Примечание*
Мичиган 16 из них двое 30-летних – Алабас Фархат и Авраам Айяш – вошли в Палату представителей. Рашида Тлаиб сохранила мандат в Конгрессе США
Миннесота 10 27-летняя Зайнаб Мохамед стала первой женщиной в Сенате штата. Ильхан Омар сохранила мандат в Конгрессе США; Кейт Элисон – первый мусульманин – Генеральный прокурор штата – сохранил должность
Калифорния 12 среди них: 35-летняя Айша Вахаб – первая мусульманка, избранная в Сенат штата (афганское происхождение)
Нью-Джерси 8 Среди них – сириец Мухаммед Хайрулла, 17 лет является мэром Проспект-парка
Мэн 5 трое вошли в Палату представителей: 26-летняя Мана Абди, Дека Дхалак и Амбурин Рана
Джорджия 4 все четверо вошли в Палату представителей, включая 30-летнюю американку палестинского происхождения Руву Ромман
Техас 3 двое из них – американцы палестинского происхождения Сулеман Лалани и Салман Дходжани – впервые вошли в Палату представителей штата
Вирджиния 3 все трое входят в Исламское сообщество штата, тесно объединённое с азиатскими мусульманами
Северная Каролина 3 один из них – опытный деятель исламской общины штата, демократ, представитель в Палате 77-летний Насиф Маджид, ветеран войны во Вьетнаме
Коннектикут 3 двое из них вошли в Палату представителей
Нью-Йорк 3 все трое – афроамериканские мусульмане, демократы; двое стали представителями Палаты штата, один вошёл в Сенат штата
Огайо 2 27-летняя сомалийка Мунира Абдуллахи и демократ Исмаил Мохамед стали первыми мусульманами в Законодательном собрании штата
Иллинойс 2 33-летний палестино-американец Абдельнасер Рашид и 23-летняя Набила Сайед вошли в Палату представителей
Мэриленд 2 Обе кандидатки – афроамериканские мусульманки, члены Демпартии
Айова 2 71-летний Ако Абдул-Самад – основатель афроамериканской исламской ассоциации, вошёл в Палату представителей штата, 26-летний сириец Сами Шиц - также
Пенсильвания 2 Оба стали представителями в Палате штата от Демократической партии
Делавэр 1 Мадина Уилсон-Астон – первая мусульманка, избранная в Генассамблею штата
Флорида 1 Демократ Кристофер Бенджамин, в Палате представителей штата с 2020 г.
Нью-Гэмпшир 1 Республиканец Абул Хан, мандат в Палате представителей с 2016 г.
Колорадо 1 Палестино-американка Иман Мохамад Джоде сохранила мандат в Палате представителей от Демпартии (выиграла выборы в 2020-м), первая депутат-мусульманка в истории штата
Оклахома 1 Мори Тернер стала первой мусульманкой, избранной в Законодательное собрание штата
Орегон 1 Демократ Кейси Джама добился продления полномочий в Законодательном собрании штата
Висконсин 1 Демократ Самба Бальде, арабоязычный гамбиец, первый мусульманин Ассамблеи штата
Вашингтон 1 Ясмин Трюдо, первая мусульманка в Законодательном собрании штата с 2021 г., добилась продления мандата
Индиана 1 Демократ Андре Карсон выиграл продление полномочий в Палате представителей (с 2008 г.)

*Примечания выделены арабоамериканские кандидаты – либо впервые вошедшие в законодательные органы штатов, либо повысившие своё влияние; обращается также внимание на возраст кандидатов – в контексте изложения материала.

Таблица составлена автором на основе данных, предоставленных американским Советом по американо-исламским отношениям.

21

Байден выполняет обещания

 

Согласно данным переписи религиозной принадлежности граждан США (USRC) от 2020 г. (проводится раз в десять лет) , число практикующих мусульман увеличилось с 2,6 млн человек в 2010 г. до 4,5 млн в 2020-м, то есть возросло на 75%16.

16. Maps and data files for 2020; Appendix K: Muslim Estimate. US Religion Gensus. Available at: >>> (accessed 01.08.2023).
22

Результаты промежуточных выборов-2022 для мусульман Америки, включая арабоамериканцев, от которых выдвинулось подавляющее число кандидатов, вызвали неоднозначную общественную реакцию. Общенациональные СМИ отметили «исторические успехи американских мусульман»17, признав и факт неуклонного роста влияния американцев арабского происхождения. Благодаря их активности, судя по всему, «партии президента» удалось избежать «цyнaми» со стороны республиканцев, как предрекали аналитики, ссылаясь на экономические неудачи действующего кабинета Байдена.

17. Molina A. Muslim Americans make historic gains in midterm elections. The Washington Press. November 14, 2022. Available at: >>> (accessed 15.07.2023);
23

Итоги этих выборов оживили общественные дискуссии по теме иммиграции, возможностях аккультурации и её границ. Обозначился новый всплеск дискурса от «правых популистов, раздувающих искру шариатской угрозы» (более чем в десяти штатах принят закон, запрещающий применение шариатского суда), как чаще всего характеризуют эти опасения сторонники Демократической партии. На фоне победной эйфории мусульманской части населения наблюдалось оживление опасений по поводу того, что «новые американцы», объединённые исламом, станут навязывать свои религиозные нормы. Последние отвергали подобные теории, выводя на первый план дискуссий негатив «атмосферы крайнего подозрения» и аргументацию в виде статистики проявлений исламофобии и дифференцированного подхода к мусульманскому населению18. Идею потенциала негативного развития событий актуализировали сторонники тезиса Д. Трампа о том, что «не каждый, кто стремится обосноваться к стране, сможет успешно ассимилироваться»19.

18. Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in the United States. New York: Palgrave Macmillan, 2004, pp.267, p.21-42. DOI: >>>

19. The 6 new, significant things Donald Trump said on immigration, PBS, Sep.1 2016. Available at: >>> (accessed 04.08.2023).
24

Действия администрации Байдена, в свою очередь, носили последовательный характер – придерживаясь заявленного ещё в предвыборный период курса на укрепление взаимодействия с мусульманами и арабоамериканцами, предпринимались отработанные и предыдущими администрациями меры по снятию возникшей напряжённости вокруг «арабо-исламской составляющей» через инструментарий «мягкой силы», которую администрация Дж. Буша-младшего активно и результативно задействовала после событий 2001 г.20. Джо Байден объявил апрель 2023 г. месяцем арабоамериканского наследия, и это стало значимым политическим жестом в адрес сообщества.

20. Шумилина И.В. Механизмы и методы формирования общественного мнения в США после 11 сентября 2001 г. / Антитерроризм – системообразующий фактор внутренней и внешней политики США, отв. ред. Шумилин А.И. Москва: ИСКРАН. 2005, с.66-73.
25

Администрация Байдена также организовала национальный опрос (до 27 апреля 2023) относительно внесения в официальный перечень Бюро переписи населения категории MENA. «Невидимая» сегодня в официальных листах группа населения сможет получить эту долгожданную категорию уже к лету 2024 г., если Административно-бюджетное управление (The Office of Management and Budget) примет соответствующее решение.

26

Конгресс поддержал все президентские инициативы, и июнь 2023 г. ознаменовался трёхдневным мероприятием, организованным совместно с Советом мусульманских организаций США (The US Council of Muslim Prganizations, USCMO). Более 500 делегатов-мусульман со всей страны (в 2022 г. их было 300) собрались на Капитолийском холме по случаю установленного Национального дня защиты мусульман (#MuslimHillDay). Конечная резолюция мероприятия резюмировала серию встреч делегатов с должностными лицами и сотрудниками Конгресса, где обсуждались темы, которые рассматриваются мусульманами Америки и арабоамериканцами как базовые. Делегаты также одобрили единогласное прохождение в первом чтении в Калифорнии трёх законопроектов, обеспечивающих гражданские права американцев-мусульман разных категорий – от школьников до заключённых в исправительные учреждения (на май 2023 г. в штате – одна из самых высоких в США численность мусульманского населения, после штата Нью-Йорк)21.

21. SB 461Days and hours of work: religious or cultural observance; SB-309 Correctional facilities: religious accommodations; AB 150 Pupil attendance: excused absences: religious retreats.
27

Стоит отметить, что подобные политически важные, с точки зрения государственного пиара, жесты президента и его команды воспринимаются арабоамериканцами двойственно. С одной стороны, их этническая гордость подпитывается вниманием высшего руководства страны, но с другой – превалирует недовольство и ощущение поверхностных мер, недостаточных для искоренения «антиарабского фанатизма». Памятуя специальное предвыборное обращение Байдена/Харрис к арабоамериканцам, сообщество испытывает разочарование ввиду отсутствия структурных изменений в системе общественных координат. Ряд назначений в администрацию президента американцев арабского происхождения также не помогает преодолеть существующую системную проблему, считают в сообществе. Сохраняющиеся федеральные «чёрные» списки, слежки со стороны органов безопасности (в июне 2023 г. в результате хакерской атаки всплыли подробности специального доклада ФБР, содержащего сведения о слежке более чем за миллионом американских мусульман), увеличение финансирования систем наблюдения, по общему мнению, означают дальнейшую реализацию «программы Трампа» (речь идёт о Программе по предотвращению внутреннего терроризма Targeted Violence and Terrorism Prevention Program, TVTP), нацеленной преимущественно на них22.

22. O'Toole M. Trump officials have redirected resources from countering far-right, racism-fueled domestic terrorism. Los Angeles Times, Aug. 5, 2019. Available at: >>> (accessed 04.08.2023).
28

В то же время в среде арабоамериканцев весьма популярна теория о первопричине «антиарабского расизма», настолько глубинной, что воспринимается как неискоренимая ввиду исторически сложных и противоречивых отношений между Западом и исламом. Антрополог Надин Набер, прослеживающая исторический, политический и общественный опыт американцев арабского происхождения, предлагает такое объяснение этому: «США взяли на себя обязательства по имперской экспансии в арабском регионе, в том числе путём создания возможностей и содействия израильскому поселенческому колониализму. Таким образом была институализирована «схема терроризма», в которой все палестинцы и арабы представлялись мусульманами, а все мусульмане – потенциальными террористами». По мнению Набер, арабоамериканцы стали «проблемным меньшинством» задолго до событий 9/11, а после 2001 г. эта схема ещё больше закрепилась в американском общественном сознании23. Такое видение находит понимание и широкий отклик в этой этнической группе – многие полагают, что неприязнь к арабам и мусульманам формировалась ещё со времён Первого крестового похода и потому «непреодолима»24.

23. Naber N. Arab America: Gender, Cultural Politics, and Activism. New York: New York University Press, P. 320.

24. Husain F., O’Brien M. Muslim Communities in Europe: Reconstruction and Transformation. Current Sociology, 2000, 48(4), 1-3. DOI: 10.1177/0011392100048004002
29

Заключение

 

Подводя итоги всему вышесказанному, отметим, что процесс ассимиляции арабских и мусульманских мигрантов имеет ярко выраженную специфику, не вписываясь ни в «старую» (прямолинейную) модель, ни в «новую», тесно увязываемую с мультикультурализмом или транснационализмом, как об этом дискутируют в научных кругах. Фокус внимания, например, на одном из конечных параметров оценки процесса ассимиляции – экономической включённости – часто не отражает существующих реалий. Или так называемая «символическая идентичность» как преобладающая (что зачастую связывают с современной межпоколенческой дифференциацией) также слабо применима к этой категории населения. Важно подчеркнуть, что именно эта этническая группа не только не утрачивает значимости идентификационных факторов, а наоборот – прилагает усилия к их сохранению при любой степени интегрированности в социум. При этом упомянутые факторы не отменяют их желание полноценно интегрироваться в общество.

30 Особый интерес представляет и гендерная тема, выбивающаяся из формата представлений о патриархальных установках в арабоамериканской среде – именно в этом становится заметным стирание некоторых этнических маркеров. Представляется, что пример ассимиляции американцев арабского происхождения на современном этапе отражает процесс пересмотра теории, вынося на первый план понятие активной инклюзии с акцентировкой на институциональных ролях как важной составляющей этого динамично развивающегося движения. Вопрос о том, появятся ли в ближайшем будущем основания говорить об этой этнической группе как о сегменте американского населения, способного нести на себе двойную идентичность, остаётся открытым. Способны ли «новые иммигранты» из этой этнической группы населения менять Америку столь же ощутимо как Америка меняет их – предстоит увидеть. А это, как уже наблюдалось в каденцию Трампа, напрямую зависит от президентского видения и установок его администрации.

Библиография

1. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. The Integration of Immigrants into American Society (2015). Washington (DC): The National Academies Press (US). DOI: 10.17226/21746 (accessed 12.05.2023).

2. Alba, Richard and Nee, Victor (2005). Remaking the American Mainstream. Assimilation and Contemporary Immigration. Harvard University Press. 384 p. DOI: 10.4159/9780674020115

3. Парк Р. Э. Размышления о коммуникации и культуре / Избранные очерки. Сб. переводов / РАН ИНИОН, сост. и перев. с англ. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. – М., 2011, с.140-158; Понятие социальной дистанции (о применении к исследованию расовых установок и расовых отношений)/ там же, с.217-223.

4. The Biden Plan for Securing our Values as a Nation of Immigrants. Biden – Harris. 2021. Available at: https://joebiden.com/immigration/ (accessed 15.04.2023).

5. Social Inclusion. The World Bank. Available at: https://www.worldbank.org/en/topic/social-inclusion (accessed 16.07.2023).

6. . Anderson E. The Code of the Streets: Decency, violence, and the moral life of the inner city. New York, NY: W. W. Norton / The Atlantic, May 1994. Available at: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1994/05/the-code-of-the-streets/306601/ (accessed 15.07.2023).

7. см. Crime Rate by State. Available at: https://wisevoter.com/state-rankings/crime-rate-by-state/ (accessed 15.07.2023).

8. Terry, R. W. The Negative Impact on White Values. (In: Bowser B.P. & Hunt R. G. (Eds.). Impacts of racism on white Americans, Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1981, pp. 288, pp. 119–151.

9. Mills K. Speaking of Psychology: The invisibility of white privilege, with Brian Lowery, The American Psychological Association, July 2020. Available at: https://www.apa.org/news/podcasts/speaking-of-psychology/white-privilege (accessed 05.08.2023).

10. Feagin, J. R. Systemic Racism. A Theory of Oppression. NY: Routledge, 2006, pp. 386.

11. Gans H. Symbolic ethnicity: The future of ethnic groups and cultures in America / Ethnic and Racial Studies, 1979, Vol.2. DOI: 10.1080/01419870.1979.9993248

12. Bonilla-Silva, 2006 Racial and Ethnic Inequality in the United States. Sociology by University of Minnesota, 2006. Available at: https://open.lib.umn.edu/sociology/chapter/10-5-racial-and-ethnic-inequality-in-the-united-states/ (accessed 16.07.2023).

13. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/religious-landscape-study/religious-tradition/muslim/party-affiliation/ (accessed 15.07.2023).

14. Muslims Vote. Press Releases. CAIR, 2022. Available at: https://www.cair.com/ (accessed 12.06.2023).

15. Elections 2022. Muslims Vote. CAIR, 2022. Available at: https://www.cair.com/?s=elections+2022 (accessed 12.06.2023)

16. Maps and data files for 2020; Appendix K: Muslim Estimate. US Religion Gensus. Available at: https://www.usreligioncensus.org/node/1639 (accessed 01.08.2023).

17. Molina A. Muslim Americans make historic gains in midterm elections. The Washington Press. November 14, 2022. Available at: https://www.washingtonpost.com/religion/2022/11/14/muslim-americans-make-historic-gains-midterm-elections/ (accessed 15.07.2023); Cohen L Record number of Muslim Americans elected in 2022 midterms. CBS News. November 11, 2022. Available at: https://www.cbsnews.com/news/midterms-muslim-americans-in-office/ (accessed 16.07.2023).

18. Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in the United States. New York: Palgrave Macmillan, 2004, pp.267, p.21-42. DOI: https://doi.org/10.1057/9781403978561

19. The 6 new, significant things Donald Trump said on immigration, PBS, Sep.1 2016. Available at: https://www.pbs.org/newshour/politics/six-new-significant-things-donald-trump-said-immigration (accessed 04.08.2023).

20. Шумилина И.В. Механизмы и методы формирования общественного мнения в США после 11 сентября 2001 г. / Антитерроризм – системообразующий фактор внутренней и внешней политики США, отв. ред. Шумилин А.И. Москва: ИСКРАН. 2005, с.66-73.

21. SB 461Days and hours of work: religious or cultural observance; SB-309 Correctional facilities: religious accommodations; AB 150 Pupil attendance: excused absences: religious retreats.

22. O'Toole M. Trump officials have redirected resources from countering far-right, racism-fueled domestic terrorism. Los Angeles Times, Aug. 5, 2019. Available at: https://www.latimes.com/politics/story/2019-08-05/trump-officials-have-redirected-resources-from-countering-far-right-racism-fueled-domestic-terrorism (accessed 04.08.2023).

23. Naber N. Arab America: Gender, Cultural Politics, and Activism. New York: New York University Press, P. 320.

24. Husain F., O’Brien M. Muslim Communities in Europe: Reconstruction and Transformation. Current Sociology, 2000, 48(4), 1-3. DOI: 10.1177/0011392100048004002

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести