Атлантическая солидарность ФРГ: между «ограничительной политикой» и экспортом вооружения в зоны конфликтов
Атлантическая солидарность ФРГ: между «ограничительной политикой» и экспортом вооружения в зоны конфликтов
Аннотация
Код статьи
S207054760028398-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хришкевич Татьяна Георгиевна 
Должность: Cтарший научный сотрудник
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Выпуск
Аннотация

В статье исследуются ограничительные меры правительства ФРГ в области экспорта вооружений в зоны конфликтов. Статья соотносит атлантический вектор солидарности Германии с США и странами НАТО с политическими принципами, законодательством, первой Стратегией национальной безопасности ФРГ, а также проектом закона «О контроле за экспортом вооружения», которые предлагают ограничительные подходы к поставкам летального вооружения в зоны конфликтов. Сравнительный анализ поставок боевого оружия ФРГ и США демонстрирует, что ограничительная политика правительства О. Шольца является декларируемым, но не соблюдаемым на практике инструментом обеспечения безопасности и контроля над вооружениями. Статья анализирует общественную и политическую дискуссию, которая развернулась вокруг ограничений, которые должны быть внесены в закон о контроле за экспортом вооружений. 

Ключевые слова
Германия, США, НАТО, экспорт вооружения, «ограничительная политика»
Классификатор
Получено
25.08.2023
Дата публикации
09.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
278
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Одним из многочисленных инструментов современной глобальной политики является продажа вооружения. В 2015–2022 гг. по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ – SIPRI) топ мировых стран – поставщиков оружия включает в себя США, Россию, Францию, ФРГ и Китай. Продажи вооружений в этих государствах имеют различные механизмы внутреннего регулирования, которые включают в себя ограничительные меры, создавая поле для политического и финансового манёвра правительственных и бизнес-структур. Самыми крупными экспортёрами в мире являются США и Россия. С 2010 по 2019 гг. объём экспорта вооружений США увеличился на 23%, а доля в совокупном мировом экспорте выросла с 31 до 36%1. В 2022 г. мировые оборонные расходы достигли максимальных за последние восемь лет показателей, увеличившись на 3,7%, до 2,224 трлн долл. Больше всего затрат на военную оборону зафиксированы у США, Китая, России. Основной причиной увеличения военных расходов, по данным СИПРИ, является конфликт на Украине. Кроме того, помощь европейских государств Киеву, а также увеличившиеся расходы Российской Федерации вынудили ряд стран пересмотреть свои военные бюджеты. Так, военные расходы США выросли на 0,7%, до 877 млрд долл. Третьей страной по объёму выделенных средств для Украины после США и Европейского Союза является Германия.

1. Ежегодник СИПРИ 2020: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ. – ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 1998 – 2020. – 2021. С. 324.
2 Заметный интерес представляет ФРГ. Ограничительная политика в отношении экспорта вооружений там является частью «Политических принципов федерального правительства в отношении экспорта военного оружия и экспорта других вооружений» (приняты в 1982 г., подтверждены в 2000 г., пересмотрены в 2019 г.). Хотя политические принципы не являются законами, они оказывают влияние на самоопределение правительства.
3

Ограничительная политика в отношении экспорта вооружений предполагает, что он должен соответствовать «внешнеполитическим интересам» Германии и посредством контроля за экспортом она намерена внести свой вклад в обеспечение мира. При этом «особое внимание уделяется соблюдению прав человека в стране назначения». Если существует обоснованное подозрение, что оно используются для внутренних репрессий или для других продолжающихся и систематических нарушений прав человека, то разрешение на экспорт «в принципе не выдаётся»2. Учёт положения в области прав человека в стране-получателе с помощью политических принципов входит в каждый процесс выдачи разрешений на экспорт. Так возникает дифференциация по стране-получателю. В зависимости от государства политические принципы устанавливают различные правила экспорта. Существует несколько категорий стран-получателей. Это государства – члены ЕС, страны – члены НАТО и приравненные к ним и третьи страны. В первые две категории экспорт вооружений не подлежит ограничению, за исключением случаев, когда по особым политическим причинам оно требуется3. Таким образом, заявки на экспорт в эти страны в основном принимаются, подразумевая, что Германия формирует с этими странами сообщество по вопросам обороны и ценностей, и экспорт вооружений в эти страны призван помочь сохранить общую безопасность.

2. Politische Grundsätze der Bundesregierung für den Export von Kriegswaffen und sonstigen Rüstungsgütern. S. 2. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 10.08.2023).

3. Ibid., p.3.
4

В отличие от экспорта в страны НАТО и ЕС, для всех других государств действует ограничительный режим в отношении экспорта вооружений. Это означает, что экспорт военного оружия не будет разрешён, «если только особые интересы внешней политики или политики безопасности Германии в исключительных случаях не приведут к одобрению». Для оправдания экспорта военного оружия должны существовать особые причины. «Политические принципы» разъясняют, что экспорт вооружений в третьи страны является исключением и решение о выдаче разрешения не может быть принято из экономических интересов. Экспорт в страну, находящуюся в состоянии гражданской войны, или если там идут вооруженные столкновения, которые угрожают перерасти в войну, или если экспорт «вызовет, поддержит или усугубит существующую напряжённость», прямо запрещен4. Таким образом, федеральное правительство при принятии решения об экспорте вооружений учитывает внутреннее положение страны-получателя.

4. Ibid., p.6.
5

В политических принципах закреплено, что экспорт вооружений разрешается только при условии, что его конечное местонахождение гарантировано, например, посредством «соответствующего письменного заверения конечного получателя». Также Германия дополнительно требует от страны-получателя запрета на реэкспорт с оговоркой о разрешении: военное оружие может быть перепродано в третьи страны «только с письменного согласия федерального правительства»5. Это гарантирует, что немецкие вооружения не попадут в другие руки, кроме тех, которые были предусмотрены в разрешении.

5. Ibid., p.8.
6

Сфера безопасности и обороны ФРГ в настоящее время хорошо изучены6. Заметное место среди отечественных и зарубежных исследований, посвящённых международной повестке Германии, занимают работы, рассматривающие её союзнические отношения в рамках трансатлантического партнёрства7, пристальное внимание уделяется изменениям в политике безопасности ФРГ в сфере трансформации ЕС и НАТО8. Однако рассмотрение подходов к экспорту вооружения в свете нового стратегического планирования изучен не столь подробно. Цель данного исследования состоит в анализе ограничительной политики федерального правительства в области экспорта вооружений (restriktive Rüstungsexportpolitik) третьим странам вне ЕС и НАТО в зоны военных конфликтов, а также в ответе на вопрос, почему в настоящее время затруднено принятие закона о контроле за экспортом вооружения (Rüstungsexportkontrollgesetz).

6. Родович Ю.В. Позиции ФРГ и США по проблемам европейкой безопасности: история и современность // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. № 22 (217). С. 76-84.

7. Трунов Ф.О. Сотрудничество ФРГ с партнерами по ЕС и НАТО в сфере обороны: северо- и центральноевропейское измерения // Актуальные проблемы Европы. 2020. № 4 (108). С. 170-202. DOI: 10.31249/ape/2020.04.08

8. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 114-134. DOI: 10.31249/ape/2019.04.07
7

Ограничительная политика и правовые основы экспорта вооружений в Германии

 

Ограничительная политика, изложенная в «Политических принципах», это «флажки», которыми правительство ФРГ обложило продажу вооружения, заявляя о приверженности европейской и трансатлантической солидарности и соблюдению прав человека. Реальные поставки регулируются законодательством, которое на протяжении нескольких лет является предметом общественной и политической дискуссии. В первую очередь речь идёт о законе о контроле за экспортом вооружений, вокруг которого ведут дебаты не только политические партии, но и представители Гринпис, церкви, и, конечно, военные концерны. Предметом первоочередной дискуссии стал вопрос о поставках немецкого летального оружия в государства, которые имеют отношение к международным конфликтам, то есть такой экспорт явно противоречит национальным, европейским и международным нормам. Однако правовая ситуация вокруг этой темы в ФРГ сложна и даёт много возможностей для толкования. Отсюда многочисленные предложения сделать решения об экспорте оружия более прозрачными, установить юридический контроль и дать возможность судебного пересмотра поставок.

8

Правовая база в отношении вооружений в Германии заложена Основным законом 1949 г., который регулирует только производство военного оружия в узком смысле. На экспорт вооружений и товаров двойного назначения это регулирование не распространяется. Основной закон разрешает ФРГ иметь конвенциональное оружие, но требует контроля с помощью разрешений. Пункт 2 статьи 26 Основного закона гласит: «Оружие, предназначенное для ведения войны может производиться, транспортироваться и использоваться только с разрешения федерального правительства. Подробности регулируются федеральным законом»9.

9. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. 23.05.1949. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 11.08.2023).
9

Основанием для экспорта вооружения служат закон «О внешнеэкономической деятельности» (Außenwirtschaftsgesetz, AWG, 06.06.2013) и закон «О контроле над военным оружием» (Gesetz über die Kontrolle von Kriegswaffen, KrWaffKontrG, 20.04.1961) в совокупности с нормативной базой ООН (Договор о торговле оружием, 24.12.2014 г.). Закон о внешней экономике регулирует внешние экономические перевозки и исходит из предпосылки, что все операции с зарубежными странами полностью разрешены, если на них не были наложены прямые ограничения10. Закон «О внешнеэкономической деятельности» дополняется Положением о внешнеэкономической деятельности (Außenwirtschaftsverordnung, AWV, 02.08.2013), которое содержит правила, регулирующие внешнеэкономические перевозки. Также в него включены конкретные запреты и разрешительные обязательства, которые, в частности, касаются контроля за экспортом оружия и вооружений. Таким образом, экспорт вооружений является средством экономической политики, но с условием, что одобрение экспорта вооружений, в каждом конкретном случае зависит от соображений внешней политики и политики безопасности. Фактически это означает две противоположные логики: экспорт оружия войны запрещён, если только это не одобрено федеральным правительством. С другой стороны, экспорт других вооружений обычно разрешается, если конкретный проект не запрещён явным образом. Это даёт федеральному правительству полномочия, в которых юридически необязательные «Политические принципы федерального правительства в отношении экспорта военного оружия и экспорта других вооружений» должны служить руководством. Помимо этого, другими обязательными положениями являются общая позиция ЕС в отношении экспорта оружия и международный договор о торговле оружием, однако соблюдение этих двух документов в ФРГ не может быть юридически обеспечено на практике.

10. Außenwirtschaftsgesetz,AWG, 06.06.2013 [Elektronische Ressource]: URL: >>>  (Behandlungsdatum: 11.08.2023).
10

В регулирующих процессах также задействованы Федеральный совет безопасности и комитет Федерального кабинета министров, которые принимают решения по политически чувствительным вопросам экспорта оружия. Федеральное министерство экономики и защиты климата отвечает за весь остальной экспорт. С 2015 г. федеральное правительство информирует об утверждающих решениях Совета федеральной безопасности бундестаг. Однако, поскольку это решение касается очень немногих случаев, в подавляющем большинстве парламентарии и общественность даже не знают, какие виды вооружений вообще экспортируются, не говоря уже об обосновании. Полугодовые отчёты федерального правительства об экспорте вооружений также содержат мало информации по этому вопросу. Это означает, что бундестаг либо слишком поздно, либо вообще не имеет возможности следить за работой правительства или добиваться судебного контроля.

11 Таким образом, пункт 2 статьи 26 Основного закона не разрешает продажу военного оружия на конституционных основаниях, а предусматривает только возможность получения разрешения от федерального правительства. Поэтому запрет на торговлю такими товарами требует обоснования. Частично устранить этот разрыв между боевым оружием и другими вооружениями призван будущий закон «О контроле за экспортом вооружений» путём создания набора общих стандартов для экспорта всех вооружений и рассматривается как полезный инструмент для ограничения экспорта оружия, если он устанавливает обязательные и поддающиеся судебной проверке правила для исключений.
12

Подходы к ограничению экспорта вооружений

 

Изменение геополитической ситуации в 2022–2023 гг. привело к существенной коррекции внешнеполитических приоритетов стран Запада. Серьёзно это повлияло и на экспорт вооружения, поставив страны-экспортёры, в первую очередь в рамках Североатлантического альянса, перед выбором между политической самостоятельностью и солидарностью с США. Одним из наиболее заметных документов в этом плане стала Стратегия безопасности НАТО, принятая в июне 2022 г., которая создала условие для гармонизации вопросов обеспечения безопасности у государств – членов НАТО по новым правилам игры.

13

Примером смены установок, в том числе в вопросах вооружения, стала первая Стратегия национальной безопасности ФРГ, которая была утверждена федеральным правительством 14 июня 2023 г. До 2023 г. ключевым документом, определяющим оборонную политику страны, частью которой является экспорт вооружений, являлась Белая книга (1994, 2006 и 2016 г.), общие подходы к безопасности также традиционно фиксировались в коалиционных соглашениях правящих политических партий. В 2022 г. Министерство иностранных дел сменило курс, завершением чего стала первая в истории объединённой Германии стратегия. Правительство О. Шольца представило её как ответ на современные «вызовы для защиты Германии и её граждан», обусловленные необходимостью «360-градусного взгляда»11. Приоритет в стратегии отдан солидарности с НАТО. Федеральное правительство обязалось значительно расширить затраты на цели обороны, что отныне должно позволить быстро восполнить пробелы в возможностях вооружённых сил, а также укрепить технологический и промышленный потенциал.

11. Integrierte Sicherheit für Deutschland [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 09.08.2023).
14

Стратегия неоднократно подчёркивает, что экспорт вооружения в ФРГ играет значимую роль в обеспечении государственной безопасности. Документ не просто формулирует основы политики в области экспорта вооружений, он подчёркивает интересы Германии в рамках сотрудничества с США и НАТО12, указывает на изменение подходов к способности ФРГ обеспечивать безопасность самостоятельно. Инструментом называются современные мощные вооружённые силы, а также индустрия безопасности и обороны, конкурентоспособная на международном уровне13.

12. Bundeswehr ist Kernelement der ersten Nationalen Sicherheitsstrategie Veröffentlichungsdatum.14.06.2023 [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.08.2023).

13. Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland. Nationale Sicherheitsstrategie. S. 33. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 06.08.2023).
15

Особое внимание в Стратегии уделено ограничительной политике экспорта вооружений, так как тезисы об укреплении безопасности звучат одновременно с посылом ограничения экспорта вооружений в будущем законе: «Что касается контроля за экспортом вооружений, федеральное правительство будет придерживаться своего ограничительного базового уровня и установит стандарты для этого в законе "О контроле за экспортом вооружений". При принятии решений об экспорте вооружений особое внимание уделяется правам человека, демократии и верховенству закона. Ответственная политика в области экспорта вооружений учитывает интересы нашего альянса и безопасности, геостратегические вызовы, поддержку партнёров, сталкивающихся с непосредственными угрозами, и требования расширения европейского сотрудничества в области вооружений»14. Таким образом, согласно стратегии, проекты в области вооружений и их экспорта соответствуют задаче укрепления европейской опоры в НАТО. Принятие закона «О контроле за экспортом вооружений» с ограничительными оговорками рассматривается как повышение германской дееспособности на европейском и мировом уровне.

14. Ibid., p. 44.
16 Дискуссия о будущем законе «О контроле за экспортом вооружений» ведётся на протяжении нескольких лет. В 2016 г. министр экономики Зигмар Габриэль инициировал процесс консультаций по его разработке, но это не привело к достижению поставленной цели. Впервые он приобрёл осязаемые очертания в коалиционном соглашении 2021 г., когда правительство объявило о его создании. На протяжении 2022 г. шла разработка, ведущую роль в которой сыграло Федеральное министерство экономики и защиты климата. Спектр требований, которые к предъявлялись к закону со стороны общественности, был довольно широк. Во-первых, он должен служить единственным документом, реализующим пункт 2 статьи 26 Основного закона 1949 г. Во-вторых, весь экспорт оружия, независимо от страны, в которую оно экспортируется, должен подвергаться одним и тем же чётким, строгим и обязательным критериям проверки. Таким образом, поставки в государства, которые нарушают права человека или международное право, находятся в состоянии войны или военного конфликта, исключаются. В-третьих, закон призван исключить выдачу лицензий на воспроизведение немецкого оружия. В-четвёртых, должен быть принят закон о коллективных исках. Это означает что неправительственные организации могли бы подать в суд на экспортную лицензию, если они подозревают, что она противоречит действующему законодательству. В этом случае суд должен будет проверить законность разрешения на основании действующего законодательства.
17 Первые консультации в бундестаге о будущем законе были проведены в марте и апреле 2022 г. В них приняли участие представители Федерального министерства экономики и защиты климата, Федерального ведомства по экономике и экспортному контролю. Крупнейшие военные компании: «ТиссенКрупп марине системс», «Рейнметалл», «КрауссМаффей Вегманн». Экспертные группы по экспорту вооружений, исследователи Университета Дюссельдорфа, представители аналитического центра Немецкого общества внешней политики; Международной амнистии, «Гринпис», независимые объединения по вопросам внешней политики и пр.
18 В ходе обсуждения были выделены тематические блоки ограничений и прозрачности будущего закона: юридическая обязательность правил и критериев экспорта различным странам (членам ЕС / НАТО, третьим государствам), включение обязательной оговорки о правах человека, проверка после отгрузки, введение права на подачу иска, отчётность по решениям об экспорте вооружений, расширение требований к выдаче разрешений на деятельность военных компаний за рубежом.
19

Во время дебатов прения развернулись вокруг вопроса о поставках в третьи страны и зоны конфликта, в очередной раз подняв проблему «двойных стандартов» между законами об экспорте вооружений и политикой экспорта вооружений, так как в ФРГ не существует действительно прозрачных и обязательных правовых норм15. Если за прозрачность и ограничительные меры выступали преимущественно представители общественности, то военные компании однозначно отвергли подобные предложения. Компания «ТиссенКрупп марине системс»: «Для компании и военно-морского судостроения экспорт, особенно в третьи страны, имеет важное значение для выживания. Только имея возможность экспорта в страны ЕС / НАТО и третьи страны, Германия сможет взять на себя обязательства по национальной и союзнической обороне»16.

15. Gesetzesvorhaben Rüstungsexportkontrollgesetz (REKG). Erstes virtuelles Fachgespräch. 31. März 2022. Protokoll. S. 3 [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 10.08.2023).

16. Ibid., p. 2-3.
20

По итогам консультаций и на основе коалиционного соглашения федеральное правительство представило 14 октября 2022 г. ключевые положения проекта закона «О контроле за экспортом вооружений» (Rüstungsexportkontrollgesetz, REKG). Впервые в истории Германии ограничительный контроль за экспортом оружия со стороны федерального правительства должен быть прямо закреплён в законе.

21

Проект этого закона можно структурировать по семи ключевым вопросам: что можно экспортировать, куда и на каких условиях, кто принимает решение об экспорте, кто об этом знает, кто контролирует решения и кто несёт ответственность за последствия возможных ошибок? Проект предусматривает включение восьми критериев Общей позиции Совета Европейского Союза 2008/944/GASP, которые ранее были обязательными только на уровне международного права. Таким образом, по мнению авторов, новый закон удовлетворит требованиям, давно выдвигавшимися политиками и неправительственными организациями. Среди них: отказ в выдаче разрешения на экспорт, если существует явный риск того, что военные технологии или товары, предназначенные для экспорта, могут быть использованы для внутренних репрессий; отказ, когда существует явный риск того, что указанный получатель может использовать военную технологию или товары, предназначенные для экспорта в целях агрессии против другой страны или для принудительного предъявления территориальных претензий. При взвешивании этих рисков государства-члены принимают во внимание среди прочего наличие или вероятность вооружённого конфликта между страной-получателем и другой страной17.

17. Gemeinsamer Standpunkt 2008/944/GASP des Rates vom 8. Dezember 2008 betreffend gemeinsame Regeln für die Kontrolle der Ausfuhr von Militärtechnologie und Militärgütern [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 11.08.2023).
22 Содержание проекта закона декларирует приверженность коалиционному договору 2021 г., предусматривая «более жёсткую политику в отношении ограничительного экспорта вооружений». Ключевым элементом этого закона называется законодательное установление перечня критериев, которые будут являться авторитетными и обязательными для оценки заявок на экспорт и осуществления правительством своих полномочий при принятии решений. Положения проекта закона косвенно касаются ситуации на Украине, подтверждая, что Германия оставляет за собой право поддерживать страны-участницы конфликта, посредством экспорта оружия.
23

Новым в проекте является вопрос о том, кто несёт ответственность за последствия ошибок в экспорте оружия. Если компания или сотрудники нарушают обязательства по правилам экспорта вооружений, компания в будущем должна компенсировать ущерб жизни и здоровью, причинённый людям в результате применения незаконно вывезенных вооружений. Такие иски должны подлежать исполнению в немецких судах, а потерпевшие должны иметь возможность добиваться исполнения своих требований признанными ассоциациями18.

18. Eckpunkte für das Rüstungsexportkontrollgesetz [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 12.08.2023).
24

Главный недостаток будущего закона заключается в собственно контроле за решениями по экспорту вооружений. Предполагается, что такой контроль может осуществляться как в судебном, так и в политическом плане. Однако закон не уточняет основания для предъявления иска, следовательно будет практически невозможно подать в суд на выданную экспортную лицензию. Сбалансировать эту проблему политическим контролем бундестага также будет невозможно. В будущем ответственные парламентские комитеты должны быть проинформированы федеральным правительством в письменной форме, как только будут выданы важные экспортные лицензии. Федеральное правительство также должно быть обязано объяснить комитетам причины одобрения, предоставленного по запросу. Но парламент и его комитеты по-прежнему смогут иметь дело только с уже выданными разрешениями, и это, вероятно, будет происходить очень редко. Потому что для того, чтобы вызвать федеральное правительство на обсуждение в комитете, требуется соответствующая резолюция. В целом проект не решает все проблемы, так как не вносит ограничения на поставки в страны конфликта и не даёт полного контроля неправительственным организациям над экспортом оружия.

25

Экспорт вооружений государствам участникам конфликтов

 

Политические принципы, Стратегия национальной безопасности и обсуждаемый проект закона «О контроле за экспортом вооружений» являются легко проницаемым барьером, который военные компании и федеральное правительство легко обходят. Германия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров стрелкового и лёгкого оружия, которое, имея очень длительный срок службы, применяется во многих современных вооружённых конфликтах, таких как в Сирии или Йемене.

26

Несмотря на все декларируемые политическими структурами ограничительные меры только за первые семь недель деятельности федерального правительства О. Шольца в 2021 г. был одобрен экспорт вооружений в размере 2,2 млрд евро. Страной-получателем с наибольшим значением одобрения стала Украина. За первое полугодие 2022 г. правительство одобрило экспорт вооружений на Украину на сумму 4,14 млрд евро, что примерно на 12% больше чем за первые шесть месяцев прошлого года. Суммарно за весь 2022 г. правительство выдало разрешений на общую сумму 8,36 млрд евро (для сравнения: в 2021 г. – 9,35 млрд евро) С февраля 2022 г. сумма 125-ти разрешений для Украины составила 561 709 533 евро, а общий пакет – 2,24 млрд евро19.

19. Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im ersten Halbjahr 2022 [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 12.08.2023).
27

С 21 июня 2022 г. правительство Германии начало открыто вести на сайте Федерального министерства экономики и защиты климата реестр вооружений, оборудования и других материалов, направляемых для помощи Украине. На 2023 г. запланированы общие поставки в объёме около 5,4 млрд евро плюс разрешения на обязательства на последующие годы в размере около 10,5 млрд евро. Эти средства должны быть использованы в первую очередь для военной поддержки Украины20. Однако поставки ФРГ, хотя и являются крупнейшими в Европе, значительно уступают США. Для сравнения в 2022–2023 гг. по данным Министерства обороны Соединённые Штаты отправили на Украину военной техники на сумму более 30 млрд долларов21.

20. Bilaterale Unterstützungsleistungen der Bundesregierung für die Ukraine und Menschen aus der Ukraine [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 12.08.2023).

21. U.S. Sends Ukraine $400 Million in Military Equipment. Available at: >>> (accessed 20.08 2023).
28

Таблица

Поставки вооружений США и ФРГ на Украину в 2022–2023 гг. (в том числе запланированные)

  ФРГ22 США23
ПВО
  • 2 пусковых устройства ИРИС-Т SLM 
  • 2 пусковых устройства «Пэтриот»
  • 46 ЗСУ «Гепард», в том числе 21 042 зенитных боезапаса
  • 2 РЛС воздушного наблюдения ТРМЛ-4Д
  • 500 зенитных ракет «Стингер»
Планируемые поставки
  • ракеты «Пэтриот»
  • 6 ЗРК ИРИС-Т SLM
  • ракеты ИРИС-Т SLM
  • 22 загрузочных устройства ИРИС-Т SLS
  • 6 РЛС воздушного наблюдения ТРМЛ-4Д
  • 6 ЗСУ «Гепард»
  • 300 000 патронов для ЗСУ «Гепард»
  • 1 батарея ПВО «Пэтриот» и боекомплект
  • 12 зенитных ракетных систем NASAMS и боеприпасов
  • ЗРК и боеприпасы «Хок» (HAWK)
  • ракеты AIM-7/RIM-7 для ПВО
  • более 2000 зенитных ракет «Стингер»
  • ЗРК «Авенджер»
  • артиллерийские грузовики C-UAS и боеприпасы к ним
  • оборудование для интеграции западных пусковых установок, ракет и радаров с украинскими системами
  • 21 радар воздушного наблюдения
Боевые бронированные машины
  • 28 гусеничных многоцелевых машин «Бандвагн» 206
  • 10 танков «Леопард-1»
  • 138 MG3 для «Леопард-2», «Мардер»
  • боекомплект к основному боевому танку «Леопард1»
  • 18 танков «Леопард-1» A6 с боеприпасами (доля Германии в совместном проекте с другими государствами-пользователями «Леопард-2»)
  • 40 БМП «Мардер» с боеприпасами
  • 50 транспортных средств защиты «Динго»
  • запчасти для «Леопард-2» и «Мардер»
Планируемые поставки
  • 60 БМП «Мардер»
  • 36 гусеничных минивэнов «Бандвагн» 206
  • 66 бронетранспортеров
  • 100 танков «Леопард-1» A5 (проект финансируется совместно с Данией)
  • боекомплекты к танкам «Леопард-1»
  • боеприпасы для БМП «Мардер»
  • 31 танк «Абрамс»
  • 186 боевых машин пехоты «Брэдли»
  • 4 машины группы огневой поддержки «Бредли»
  • 189 бронетранспортеров «Страйкер»
  • 300 бронетранспортеров М113
  • 250 бронированных машин безопасности M1117
  • более 500 машин с противоминной защитой (MRAP)
  • более 2000 высокомобильных многоцелевых колесных транспортных средств (HMMWV)
  • более 100 легких тактических машин;
  • 200 медицинских бронированных машин
  • 68 грузовых автомобилей и 124 прицепа для перевозки тяжелой техники
  • более 600 тактических машин для буксировки и перевозки техники
  • 131 тактическая машина для эвакуации техники
  • 10 командно-штабных машин
  • 30 машин поддержки боеприпасов
  • 8 транспортных средств и оборудования материально-технического обеспечения
  • 239 бензовозов и 105 бензовозов
  • 6 бронированных грузовиков общего назначения
  • танковые боеприпасы калибра 125, 120 и 105 мм
  • более 1 800 000 патронов калибра 25 мм
  • оборудование для разминирования
Противотанковое и стрелковое оружие, артиллерия
  • 17 000 снарядов, 155-мм
  • 2 колесные гаубицы «Зузана-2» (проект финансируется совместно с Данией и Норвегией)
  • 15 510 снарядов, 155-мм
  • 155-мм высокоточные боеприпасы (SMArt, VULCANO)
  • 5 реактивных систем залпового огня MARS II (немецкое участие в совместном проекте с США и Великобританией) с боекомплектами
  • 20 гранатометов калибра 70 мм
  • РЛС обнаружения артиллерии «Кобра»
  • 10 лазерных осветителей цели и переносных модулей управления огнем «Вулкан»
Планируемые поставки
  • 25 500 артиллерийских снарядов 155 мм
  • 18 колесных гаубиц RCH 155
  • 14 колесных гаубиц «Зузана-2»
  • более 10 000 противотанковых комплексов «Джевелин»
  • более 80 000 других противотанковых систем
  • более 35 тысяч гранатометов
  • более 300 000 000 патронов к стрелковому оружию
  • ракетные системы и боеприпасы с лазерным наведением
  • противотанковые мины
  • 38 высокомобильных артиллерийских ракетных систем и боеприпасов к ним
  • наземные бомбометные установки малого диаметра и управляемые ракеты
  • 198 гаубиц и более 2 000 000 155-мм артиллерийских снарядов, 155-мм
  • более 20 000 снарядов систем дистанционной противоминной защиты (RAAM), 155-мм
  • 72 гаубицы (105-мм) и более 500 000 артиллерийских снарядов
  • 10 000 артиллерийских снарядов, 203-мм
  • более 200 000 артиллерийских снарядов,152-мм
  • 40 000 артиллерийских снарядов,130-мм
  • 40 000 артиллерийских снарядов, 122-мм
  • 60 000 ракет «Град», 122-мм
  • 47 минометных систем, 120-мм
  • 10 минометных систем, 82-мм
  • 67 минометных систем, 81-мм
  • 58 минометных систем, 60-мм
  • более 400 000 минометных снарядов
  • более 70 противоартиллерийских и противоминометных радиолокационных станций
Самолёты и беспилотные авиационные системы Планируемые поставки
  • 10 мобильных разведывательных систем SurveilSPIRE
  • 80 разведывательных дронов RQ-35 «Хайдрун»
  • 340 разведывательных дронов «Вектор»
  • 121 разведывательный дрон
  • 10 надводных дронов
  • 20 наземных обзорных РЛС ГО12
  • 1 система мониторинга спутниковой связи
  • 3 системы поддержки мобильных антенн
  • 11-частотный сканер/подавитель частот
  • 20 вертолётов Ми-17
  • беспилотные авиационные системы «Свитчблэйд» (БПЛА)
  • БПЛА «Феникс Призрак»
  • БПЛА «КиберЛюкс К8»
  • БПЛА «Альтиус-600»
  • БПЛА «Джамп-20»
  • БПЛА «Хорнет»
  • БПЛА «Пума»
  • БПЛА «Скан-Игл»
  • БПЛА «Пингвин»
  • 2 радара для БПЛА
  • более 6 000 авиационных ракет «Зуни»
  • более 10 000 авиационных ракет «Гидра-70»
  • боеприпасы для БПЛА
22. Liste der militärischen Unterstützungsleistungen [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 11.08.2023). 23. U.S. Security Cooperation with Ukraine. Available at: >>>  (accessed 20.08 2023).
29

Таким образом, несмотря на неоднократно заявляемые принципы ограничения, в настоящее время наблюдается радикальное изменение парадигмы внешней политики Германии. Если в 2022 г. процесс прямых поставок тяжёлого вооружения в зону боевых действий постоянно тормозился, то в 2023 г. канцлер О. Шольц объявил о «поворотном моменте» и приоритете солидарности с НАТО. Германия поставила на Украину лёгкое вооружение, а затем запустила и тяжёлое вооружение. Всё чаще в публичном пространстве звучат заявления, что «различия между оборонительным и наступательным оружием нет и обучение украинских солдат на боевой технике, юридически оправдано»24. Таким образом, ограничительная политика экспорта вооружений в страны военных конфликтов превратилась в «ограничительную» политику в кавычках, а курс на трансатлантическое партнёрство с США значительно укрепился.

24. Sollte Deutschland sich militärisch stärker für die Ukraine engagieren? Deutschlandfunk [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 11.08.2023).
30

Заключение

 

Анализ ограничительной политики Германии в области экспорта вооружений показывает, что она высокоадаптивна в первую очередь к политическим интересам в рамках солидарности с США и НАТО. Заявленные ограничения не мешают попадать военному оружию в зоны конфликтов. Нарушения политических принципов в части ограничений не могут преследоваться и быть подвергнуты каким-либо санкциям на национальном, европейском и международном уровнях. Если исходить из критериев Общей позиции Совета ЕС в области экспорта вооружений, то Германия неоднократно их нарушала.

31 Несмотря на принципиальное требование мира в Основном законе, содержащееся в пункте 1 статьи 26, Германия экспортирует вооружение в зоны конфликтов. За последние десять лет немецкое военное оружие неоднократно направлялось в государства, ведущие войну или в государства, которые плохо контролируют это оружие, так что оно попадает на чёрный рынок. Сотрудничество в области вооружений с другими странами ЕС также является ещё одним способом доставки немецкого военного оружия и его компонентов в спорные регионы.
32

Существенную часть проблемы составляет экспорт боеприпасов, поставки которых имеют пробелы в законодательном регулировании. Проект закона «О контроле за экспортом вооружений» эту тему оставил за скобками. Именно в вопросе производства боеприпасов можно увидеть ещё одну закономерность немецкой экспортной политики, а именно отражение тенденции к интернационализации немецких оборонных предприятий. Например, совместные предприятия, такие как проект компании «Рейнметалл» в Южной Африке (Rheinmetall Denel)25, направленный на поддержку региона, объединяющего страны Магриба и Ближнего Востока (Middle East/North Africa, MENA), подверженного конфликтам и напряжённости. В марте 2023 г. было объявлено о строительстве завода «Рейнметалл» по производству танков на Украине26.

25. Rheinmetall in Südafrika [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

26. Rheinmetall will Panzerfabrik in der Ukraine aufbauen [Elektronische Ressource]: URL: >>> 11.08.2023).
33

Немецкие оружейные компании полагаются на иностранных партнёров, дочерние компании или лицензионные производства, чтобы избежать возможных отказов в выдаче разрешений из Германии. Сторонники экспорта вооружений заявляют, что это необходимо для рефинансирования высоких затрат на разработку систем вооружений и обеспечения рентабельности производства. Поэтому немецкие правила, особенно в рамках проектов европейского сообщества, не должны препятствовать экспорту в третьи страны. Такой точки зрения, например, придерживалась бывшая министр обороны Кристин Ламбрехт27.

27. Bayer M., Mutschler M. Rüstungsexporte gehen uns alle an: Die Nationale Sicherheitsstrategie und ein Rüstungsexportkontrollgesetz müssen das widerspiegeln [Elektronische Ressource]: URL: >>>
34 «Благие намерения», заявленные в разделе «За политику ограничительного экспорта вооружений» в коалиционном договоре ХДС/ХСС и СДПГ 2021 г., звучащие как «Мы продолжаем ограничивать экспорт вооружений третьим странам, которые не являются членами НАТО или ЕС и не приравнены к ним» остаются не более чем декларацией, так как налицо увеличение числа разрешений и в дальнейшем вряд ли будет идти речь о реальном их ограничении. Так как в проекте закона «О контроле за экспортом вооружений» не говорится, что разрешения на экспорт стрелкового оружия в третьи страны больше не должны выдаваться, а речь идёт о том, что они должны выдаваться в исключительных случаях. Однако сколько их будет – зависит от свободы политического выбора и возможностей исполнительной власти. Это же касается и вопроса о юридической обязательности закона «О контроле за экспортом вооружений». При сохранении весьма гибких политических принципов федерального правительства будущий закон останется таким же «решетом». Принятие решений об ограничении экспорта вооружений в конечном счёте остаётся за федеральным правительством, которое несёт ответственность за рассмотрение критериев в каждом конкретном случае. Опубликованный проект закона «О контроле за экспортом вооружений» не оставляет надежды на большую прозрачность и ограничение продаж военного оружия в зоны конфликтов.

Библиография

1. Ежегодник СИПРИ 2020: вооружения, разоружение и международная безопасность: Пер. с англ. – ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 1998 – 2020. – 2021. С. 324.

2. Politische Grundsätze der Bundesregierung für den Export von Kriegswaffen und sonstigen Rüstungsgütern. S. 2. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Downloads/P-R/politische-grundsaetze-fuer-den-export-von-kriegswaffen-und-sonstigen-ruestungsguetern.pdf?__blob=publicationFile (Behandlungsdatum: 10.08.2023).

3. Ibid., p.3.

4. Ibid., p.6.

5. Ibid., p.8.

6. Родович Ю.В. Позиции ФРГ и США по проблемам европейкой безопасности: история и современность // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. № 22 (217). С. 76-84.

7. Трунов Ф.О. Сотрудничество ФРГ с партнерами по ЕС и НАТО в сфере обороны: северо- и центральноевропейское измерения // Актуальные проблемы Европы. 2020. № 4 (108). С. 170-202. DOI: 10.31249/ape/2020.04.08

8. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 114-134. DOI: 10.31249/ape/2019.04.07

9. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. 23.05.1949. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/BJNR000010949.html (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

10. Außenwirtschaftsgesetz,AWG, 06.06.2013 [Elektronische Ressource]: URL: //https://www.gesetze-im-internet.de/awg_2013/ (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

11. Integrierte Sicherheit für Deutschland [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/nationale-sicherheitsstrategie-2195890 (Behandlungsdatum: 09.08.2023).

12. Bundeswehr ist Kernelement der ersten Nationalen Sicherheitsstrategie Veröffentlichungsdatum.14.06.2023 [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/bundesregierung-beschliesst-erste-nationale-sicherheitsstrategie-5636234 (Behandlungsdatum: 06.08.2023).

13. Wehrhaft. Resilient. Nachhaltig. Integrierte Sicherheit für Deutschland. Nationale Sicherheitsstrategie. S. 33. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/bundesregierung-beschliesst-erste-nationale-sicherheitsstrategie-5636234 (Behandlungsdatum: 06.08.2023).

14. Ibid., p. 44.

15. Gesetzesvorhaben Rüstungsexportkontrollgesetz (REKG). Erstes virtuelles Fachgespräch. 31. März 2022. Protokoll. S. 3 [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Downloads/Stellungnahmen/Stellungnahmen-REKG/dgap-erstes-virtuelles-fachgesprach.html (Behandlungsdatum: 10.08.2023).

16. Ibid., p. 2-3.

17. Gemeinsamer Standpunkt 2008/944/GASP des Rates vom 8. Dezember 2008 betreffend gemeinsame Regeln für die Kontrolle der Ausfuhr von Militärtechnologie und Militärgütern [Elektronische Ressource]: URL: https://ruestungsexport.info/info/Gemeinsamer_Standpunkt_2008.pdf (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

18. Eckpunkte für das Rüstungsexportkontrollgesetz [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Downloads/P-R/eckpunkte-ruestungsexportkontrollgesetz-entwurf.pdf?__blob=publicationFile&v=6 (Behandlungsdatum: 12.08.2023).

19. Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter im ersten Halbjahr 2022 [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Publikationen/Aussenwirtschaft/ruestungsexportbericht-2022-1.html (Behandlungsdatum: 12.08.2023).

20. Bilaterale Unterstützungsleistungen der Bundesregierung für die Ukraine und Menschen aus der Ukraine [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/2008726/2201464/a94d8b3bf3e77798c926c1649612ddf6/2023-07-11-liste-ukr-bilaterale-hilfe-data.pdf?download=1 (Behandlungsdatum: 12.08.2023).

21. U.S. Sends Ukraine $400 Million in Military Equipment. Available at: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/3318508/us-sends-ukraine-400-million-in-military-equipment/ (accessed 20.08 2023).

22. Liste der militärischen Unterstützungsleistungen [Elektronische Ressource]: URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/schwerpunkte/krieg-in-der-ukraine/lieferungen-ukraine-2054514 (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

23. U.S. Security Cooperation with Ukraine. Available at: https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-ukraine/#:~:text=Pursuant%20to%20a%20delegation%20by,%2423.8%20billion%20from%20DoD%20stockpiles (accessed 20.08 2023).

24. Sollte Deutschland sich militärisch stärker für die Ukraine engagieren? Deutschlandfunk [Elektronische Ressource]: URL: https://www.deutschlandfunk.de/waffenlieferungen-ukraine-deutschland-offener-brief-pro-contra-krieg-100.html (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

25. Rheinmetall in Südafrika [Elektronische Ressource]: URL: https://www.rheinmetall.com/de/media/news-watch/news/2023/juni/2023-06-13-rheinmetall-grundsteinlegung-solarkraftwerk-suedafrika (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

26. Rheinmetall will Panzerfabrik in der Ukraine aufbauen [Elektronische Ressource]: URL: https://www.spiegel.de/wirtschaft/unternehmen/fuer-panther-produktion-rheinmetall-will-panzer-fabrik-in-der-ukraine-aufbauen-a-8c1a27cf-9be8-42ad-ba51-d0b526c05719 (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

27. Bayer M., Mutschler M. Rüstungsexporte gehen uns alle an: Die Nationale Sicherheitsstrategie und ein Rüstungsexportkontrollgesetz müssen das widerspiegeln [Elektronische Ressource]: URL: https://fourninesecurity.de/2022/10/26/ruestungsexporte-gehen-uns-alle-an-die-nationale-sicherheitsstrategie-und-ein-ruestungsexportkontrollgesetz-muessen-das-widerspiegeln (Behandlungsdatum: 11.08.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести