Африканская политика администрации Байдена: первые итоги
Африканская политика администрации Байдена: первые итоги
Аннотация
Код статьи
S207054760028393-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пархоменко Валентин Константинович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье анализируются программные установки и реализации внешнеполитического курса администрации Байдена в отношении стран Африки к югу от Сахары (АЮС) в политической, военной и экономической областях (2021–2023). Также рассмотрены основные направления этой политики, госдеповские оценки общей ситуации и развитие последних событий на Африканском континенте.

Ключевые слова
США, Африка, Китай, Россия, санкции, стратегия, саммит
Классификатор
Получено
13.09.2023
Дата публикации
09.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
207
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

46-й президент США Джозеф Байден вступил в должность 20 января 2021 года с амбициозной внешнеполитической повесткой дня, выраженной в главном лозунге его избирательной кампании: «Америка вернулась». Прежде всего это означало возмещение ущерба, нанесённого глобальному положению Америки его предшественником, бывшим президентом Дональдом Трампом. За четыре года пребывания у власти Трамп обострил отношения с союзниками Соединённых Штатов в Европе и Азии, усилил напряжённость в отношениях с противниками, такими как Иран и Венесуэла, и вступил в торговую войну с Китаем, в результате чего двухсторонние отношения США с этими государствами оказались в худшем состоянии за последние десятилетия1.

1. With Biden's Foreign Policy, US Seeks to reclaim its Global Status. Available at: >>>  (accessed: 10.09.2023).
2

Не отличалась государственной мудростью, за некоторыми исключениями, и политика Трампа в отношении стран Африки к югу от Сахары, суть которой заключалась в уклонении от выполнения ранее принятых США обязательств, выхода из международных организаций, ревностной одержимостью в противостоянии влиянию на континенте Китая и целым рядом грубых ошибок, таких как широко освещённые в СМИ пренебрежительные высказывания Трампа в отношении африканских стран, которые были названы им на одном из совещаний с конгрессменами «грязными дырами», а также запрет мусульманам-африканцам, включая студентов, зачисленных в американские университеты, на въезд в США. Кроме того, год за годом администрация Трампа предлагала существенное сокращение бюджета на иностранную помощь, как двустороннюю, так и через Организацию Объединённых Наций и другие многосторонние учреждения, что затрагивало Африку гораздо сильнее, чем любой другой регион2. Только двухпартийная поддержка Конгресса политики США в отношении здравоохранения, продвижения демократии и помощи в вопросах безопасности в Африке спасла эти обязательства от краха3. Администрация Трампа отказалась работать по вопросам, которые обсуждались на саммите США – Африка, первом мероприятием подобного рода, проведённым в начале августа 2014 г. президентом Бараком Обамой.

2. Council on Foreign Relations. Center for Preventive Action. How Biden Presidency could change US relations with the rest of the world. Available at: >>> (accessed:10.09.2023).

3. Galeb Slayton. Africa: The First Casualty of the New Information Warfare Against China. “War on the Rocks”, February 3. 2020. Available at: >>> (accessed: 10.0.29023).
3

Нападки Трампа на Международный уголовный суд, который в последние годы в основном рассматривал африканские дела, подрывали доверие африканцев к позиции США в обеспечении ответственности и поддержке прав человека4.

4. Trump Administration: We will No Longer Cooperate with the International Criminal Court, “The Western Standard”, September 11, 2018. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
4

По мнению некоторых американских аналитиков, администрация Трампа рассматривала Африку главным образом как поле битвы для более крупного геостратегического соперничества с Китаем5.

5. Sam Wilkins. “Why are we in Africa?” The dilemma of making African Strategy towards of the African Continent. March 30, 2021. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
5

Заявление самого высокого уровня о такой направленности политики США в отношении Африки было сделано в декабре 2018 г. советником президента по национальной безопасности Джоном Болтоном в его выступлении в Фонде «Наследие»6. Болтон дал ясно понять тогда, что конкуренция с Китаем представляет главный интерес администрации Трампа в Африке. Госсекретарь Майк Помпео повторил эту расстановку приоритетов администрации Трампа: «…мои послы, где бы они не находились, ставят Китай на первое место в своём списке. Итак, если вы посол в Демократической Республике Конго вы знаете, что намерение Коммунистической партии Китая повлиять на эту страну»7.

6. John Bolton. “A new Africa strategy: Expanding Economics and Security Ties on the Basis of mutual Respects” February 2019. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).

7. Mike Pompeo. “Comments to Regan Foundation” Transcript, 14 November 2020. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023)
6

Такой подход Вашингтона вызывал соответствующую отрицательную реакцию со стороны африканских государств. Возмущаясь тем, что их превратили в пешки в новой холодной войне, лидеры этих стран предпочитали продолжать торговлю и отношения с обеими сверхдержавами- соперниками8.

8. Galeb Slayton, Africa: The First Casualty of the New Information Warfare Against China February 3, 2020. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
7

Бросив вызов Пекину в Африке, администрация Трампа, тем не менее, не смогла предложить африканским государством надёжную и привлекательную альтернативу мощным китайским инвестициям и устойчивому дипломатическому участию Китая на континенте. Несмотря на то что Африка рассматривалась как ключевой регион в конкуренции с КНР, он тем, не менее, оставался на втором плане администрации Трампа. Например, госсекретарь Рекс Тиллерсон был уволен во время своей первой поездки на Африканский континент, что было бы немыслимо во время пребывания столь высокого американского должностного лица в Европе или Азиатско-Тихоокеанском регионе. Более того, в отличие от двух своих предшественников в Белом доме – президента Дж. Буша-младшего и президента Барака Обамы, которые путешествовали по континенту соответственно пятнадцать и восемнадцать дней, президент Дональд Трамп не совершил ни одного визита в страны Африки южнее Сахары.

8

Вместе с тем предпринятые Трампом усилия на африканском направлении во второй половине его президентства включали полууспешную инициативу «Процветай, Африка» (Prosper Africa) в целях противодействия китайской инициативе «Один пояс – один путь» и запоздалую стратегию в отношении Африки – закон «О более эффективном использовании инвестиций, ведущих к развитию», в соответствии с которым была учреждена Международная финансовая корпорация развития США – новый банк для инвестирования в сектора в странах с формирующимся рынком, включая энергетику, здравоохранения, инфраструктуру и технологии9. Но эти начинания мало что изменили в нисходящей траектории американо-африканских отношений при тогдашнем президенте10.

9. David Thomas, Biden bids to reverse US-Africa decline of Africa Business, January 18, 2021. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).

10. Marcel Plichta. Biden Africa Policy is kinder then Trump's but not Transformative. World Press Review, September 28, 2021. Available at: >>> (accessed(10.09.2023).
9 В Африке в годы президентства Трампа не питали иллюзий об избавлении американского государства и общества от идеологии расизма, знали о продолжающейся дискриминации и сегрегации афроамериканцев.
10 Разочарование, возмущение и растущая солидарность с набиравшим силу в Америке движением «Black Lives matter» (жизни чёрных имеют значение) – такой была реакция многих африканских стран на провал администрации Д. Трампа в борьбе с пандемией ковид-19 в США и на полицейские репрессии.
11

Не лучшим примером для африканцев было и стремление Трампа удержаться в Белом доме после поражения на президентских выборах в 1920 году. Соединённые Штаты, всегда оказывавшие весьма важное сдерживающее влияние на крайности существующих и зарождающихся диктатур в Африке, сами оказались в ситуации, когда дискредитирующие независимую избирательную систему и почти открытое подстрекательство своих сторонников к насилию, выразившемуся в штурме здания Конгресса США, призывы и действия Трампа послужили легитимацией для антидемократических режимов в ряде африканских стран11.

11. Zimbabwe's Mnangagwa and world leaders blast Pro-Trump riot on Capitol Africanews. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
12 При президенте Трампе выдвигались задачи сокращения расходов в Африке и установление жёсткого контроля над процессами иммиграции, осуждалась вовлечённость США во внутренние дела континента.
13 Тем не менее отдельные программы США, касающиеся стран Чёрного континента, продолжались и при Трампе. В основном это была работа профессиональных государственных служащих в Агентстве США по международному развитию (USAID) и Госдепартаменте. Эту работу возглавлял помощник госсекретаря по африканским делам Тибор Наджи-младший, бывший американский дипломат c большим опытом работы в качестве посла США в ряде африканских стран.
14

В начале марта 2020 г. он выступил с публичной речью о политике США в отношении Африки, в которой говорилось о продолжении позитивно воспринимаемых в странах континента практических программ, начатых предыдущими американскими администрациями – республиканцами и демократами. В этом перечне были сотрудничество и помощь США африканским странам в борьбе с терроризмом, инфекционными заболеваниями, включая ковид-19, торговых связях и т. д.12.

12. The Trump administration and U.S. Africa policy: What has been accomplished and what lies ahead. US Embassy in Mali: March 3, 2020. Available at: >>> (accessed:(10.09.2023).
15 При Трампе ценности либеральной демократии, как считают многие наблюдатели, были дискредитированы, а политические интересы союзников США в Африке игнорировались. Это подрывало авторитет США как оплота демократических идеалов и принципов и восприятие этой идеологии в африканских странах. Ещё четыре года президентства Трампа в случае его победы на президентских выборах в 2020 г. побудили бы нынешних авторитарных правителей Африки отрицать конституционализм, верховенство закона и разделения властей.
16

Администрация Байдена, как предполагают африканские демократы, сможет решить эти проблемы, потребовав от африканских лидеров большей подотчётности и прозрачности в их политической деятельности, а также опираясь на поддержку своих сторонников в Конгрессе США и собственных граждан-афроамериканцев13.

13. Ambassador Makia James. America Must Now Build the Partnership it offered to Africa. January 18, 2023. United States Institute of Peace. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
17

Проблемы Африки в избирательной кампании Байдена

 

В ходе избирательной кампании в борьбе за голоса избирателей и особенно за голоса афроамериканцев, симпатизирующих своим сородичам в странах Африки, важную роль, как отмечают многие наблюдатели, сыграл выбор Байденом кандидата в вице-президенты от Демократической партии Камалы Харрис. Дочь ямайского африканца и индианки, приехавших в США в начале 1960-х годов, К. Харрис как женщина и темнокожая американка обладала большим авторитетом в глазах значительной части электората.

18

Опубликованная в ходе избирательной кампании «Повестка дня Байдена – Харрис для диаспоры», хотя и была адресована гражданам США африканского происхождения, проживающим в Америке, но включала в себя ответы на вопросы, которые особенно беспокоили их сородичей на Чёрном континенте: иммиграция и политика США в отношении Африки. Что касается отношений Соединённых Штатов с африканскими странами в случае победы Демократической партии на президентских выборах, то документ их предвыборной кампании обещал изменения тона, восстановление «взаимоуважительного воздействия», а также возрождение и активизацию дипломатии. Подтверждалась также американская поддержка африканской демократии и экономический рост. Особо оговаривалось дальнейшее содействие инициативе президента Обамы «Молодые африканские лидеры» (Young African Leaders Initiative, YALI).

19 Хотя этот краткий и лаконичный документ избирательной кампании Байдена – Харрис был адресован определённой группе реальных или потенциальных избирателей, в первую очередь афроамериканцам, общие изложенные в нём цели, в сочетании с высококачественными кадровыми назначениями в администрации Байдена на ключевые посты лиц, отвечающих за африканскую политику, должны были изменить к лучшему изрядно ухудшившийся при президенте Трампе тон отношений Вашингтона с Африкой.
20 Отвечая в ходе своей избирательной кампании на анкету Совета по международным отношениям о том, как США следует скорректировать их политику в отношении стран Африки, Байден отметил, что Соединённые Штаты должны привлечь к участию в реализации своих африканских проектов местную африканскую молодёжь, а также уделить первостепенное внимание экономическому росту в Африке путём укрепления торговых отношений, расширению прав и возможностей африканских женщин, инициировать проекты по модернизации африканских городов и демонстрации американской модели демократии и экономического развития. Инициативы, направленные на инновационные проекты, иммиграцию, образование, инвестиции и инфраструктуру, также будут в повестке дня. Ожидалось, что, став президентом, Байден будет активно сотрудничать со Всемирной торговой организацией (ВТО), а также с африканскими партнёрами в ВТО — Японией и западноевропейскими странами для привлечения финансовых ресурсов для Африки. Администрация Байдена будет также взаимодействовать с учреждениями ООН в Африке для возобновления прерванного при Трампе стабильного финансирования миротворческих операций Африканского союза. Байден обещал восстановить прерванное при Трампе финансирование Зелёного климатического фонда, который был учреждён президентом Обамой, чтобы помочь развивающимся странам отреагировать на изменение климата на планете.
21

В ходе избирательной кампании Байден также поддержал Африканское континентальное соглашение о свободной торговле (African Continental Free Trade Agreement, AfCFTA), которое вступило в силу в январе 2021 года. Это инициированная при Трампе знаковая сделка, которая направлена на объединение 54 африканских стран с населением более 1,3 млрд человек и совокупным ВВП более 3 трлн долл. США. Предполагается, что как только амбициозные цели этого соглашения будут реализованы, оно поможет африканским государствам-членам образовать новые трансграничные цепочки стоимости, стимулировать иностранные инвестиции и эффективнее защищать экономику континента от возможных в будущем глобальных потрясений.

22

Комментируя предвыборные высказывания Байдена о перспективах развития торгово-экономических отношений США с африканскими странами, некоторые наблюдатели высказывали предположение, что администрация президента в будущем рассмотрит возможность заключения новых двусторонних и региональных торговых соглашений с Африкой, которые в итоге заменят закон «О взаимном росте и возможностях Африки» (AGOA), который разрешает беспошлинный и без квот экспорт из африканских стран в США и срок действия которого истекает в 2025 году14.

14. Vinusha Subban. What Does the Biden Administration Approach mean for Africa? 30 November 2020. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
23 В случае замены этого закона все будущие торговые соглашения, подписанные между США и африканскими странами, должны будут согласовываться с соответствующими положением Африканского континентального соглашения о свободной торговле и учитывая позицию Байдена по вопросу окружающей среды, они могут включать положения об изменении климата и тарифов на импорт высокоуглеродистых материалов. Байден также продолжит уделять внимание заключению торговых соглашений с африканскими странами, которые не препятствуют обмену товарами и не ставят в невыгодное положение американские предприятия и потребителей.
24

Перезагрузка отношений США с Африкой+

 

Избрание Дж. Байдена следующим президентом предоставило Соединённым Штатам долгожданную возможность перезагрузить свои отношения с африканскими странами. Первое и самое важное, что могла и должна была сделать любая американская администрация, это увидеть Африку к югу от Сахары такой, какая она есть – динамичный регион, в котором проживает большая и растущая часть человечества. По данным Организации Объединённых Наций доля Африки в мировом населении в настоящее время составляет 17%, и, согласно прогнозам, она вырастет примерно до 25% к 2050 г. и до 40% к 2100 г. В числе самых густонаселённых стран в мире в 2100 г. будут четыре африканских страны – Нигерия (700 млн), Демократическая Республика Конго (362 млн), Эфиопия (294 млн) и Танзания (286 млн). Для сравнения, в самих Соединённых Штатах Америки, по прогнозам, будет проживать к тому времени 424 млн человек15.

15. Demographic evolution in Africa: A Frenetic population growth. Atlas Magazine. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
25 При этом доля молодёжи в составе всего африканского населения уже к 2050 г. достигнет порядка 60%. Все эти молодые люди будут нуждаться в образовании, работе, жилье и здравоохранении, и их правительствам будет не просто удовлетворять эти потребности. Поэтому можно ожидать, что африканцы к югу от Сахары будут играть важную роль почти во всех глобальных событиях и тенденциях, позитивных и негативных – от художественного и интеллектуального творчества и экономической производительности до религиозного радикализма и терроризма.
26

Приоритеты африканской политики администрации Байдена

 

Президент Байден пришёл в Белый дом с бóльшим опытом в международных делах, включая политику США в Африке, чем любой из его предшественников. В числе первостепенных проблем его повестки дня стояла пандемия ковид-19 и адаптация к изменению климата. В cвой первый день на посту президента Байден издал указ присоединиться ко Всемирной организации здравоохранения и Парижскому соглашению об изменении климата.

27 Эти два приоритета новой американской администрации имели важное значение для стран Чёрного континента, поскольку с возвращением США в вышеуказанные международные организации срочно увеличилось финансирование на двух актуальных направлениях африканской политики Вашингтона. Во-первых, они должны были обеспечить доступ африканским стран к недорогим адекватным вакцинам против ковид-19 и, во-вторых, увеличить финансирование Зелёного климатического фонда, чтобы помочь африканским странам смягчить последствия глобального потепления и адаптироваться к нему.
28

Во всех этих инициативах Байден мог рассчитывать на поддержку со стороны Конгресса США. Хотя это и не было связано напрямую с африканским курсом нового хозяина Белого дома, тем не менее одно из первых публичных заявлений новоизбранного влиятельного председателя Палаты представителей по иностранным делам Грегори Микса заключалось в том, чтобы призвать администрацию Байдена к новой политике в отношении Африки как одному из её главных приоритетов. Г. Микс и председатель подкомитета Палаты представителей по Африке Карен Басс сами являются выходцами из афроамериканской диаспоры, которая, как считает Байден, способствовала его выдвижению и избранию президентом США. Байден также имеет тесные личные связи с африканскими членами сенатского комитета по международным отношениям, который он возглавлял в течение многих лет и председателем которого в настоящее время является давний сторонник Африки сенатор Боб Мендес16.

16. Senator Bob Mendez on Trump Administration's Foreign Policy: CSPAN2, October 28, 2020. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
29 Лидеры и политические аналитики по всей Африке поздравили Джозефа Байдена с победой на выборах и выразили надежду, что его президентство укрепит связи континента с Соединёнными Штатами. Эти надежды африканцев подтвердил и новый глава Белого дома. С момента вступления в должность 20 января 2021 г президент неоднократно подчёркивал, что Соединённые Штаты возвращаются на передний край многосторонней дипломатии и укрепления международных отношений по всем азимутам, в том числе и в странах Африки.
30

Выступая 5 февраля 2021 г. в удалённом режиме на 34-м саммите Африканского союза Байден пообещал «восстановить партнёрские отношения и связи по всему миру и возобновить взаимодействие», чтобы противодействовать проблемам, начиная с пандемии ковид-19 и заканчивая многочисленными конфликтами в Африке17.

17. President Biden Message to the African Union Summit. February 5, 2021. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
31

Вместо того, чтобы адресовать своё первое выступление традиционным союзникам США и значительным мировым державам, Байден обратился к африканцам. Этот символический жест сигнализировал о давно назревшей необходимости в изменении американской политики в отношении Африки и представил новой администрации благоприятные возможности для продвижения её внешнеполитических целей, сосредоточенных на демократии, правах человека и взаимном процветании и указывающих на приверженность Америки к более сбалансированной роли глобального лидера18.

18. Rebecca Rattner, Bjorn Whitemore. President Biden's Africa Policy. LSE, May 2021. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
32 Новый подход Байдена к Африке ознаменовал собой не только изменение тона по сравнению с его предшественником. Одним из действий на посту президента США было подписание Байденом указа об отмене визовых ограничений для граждан африканских стран, включая Эритрею, Ливию, Нигерию, Сомали и Танзанию. Администрация Байдена также присоединилась к Парижскому соглашению по климату и Всемирной организации здравоохранения, от которых отказался предшественник.
33 Первые телефонные разговоры с министрами иностранных дел африканских стран и главами государств ЮАР, Нигерии и Кении продемонстрировали приверженность Байдена восстановлению активного дипломатического взаимодействия не только на политическом, но и кадровом уровне. Новое правительство США поддержало панафриканские и многосторонние инициативы. Администрация Байдена также заявила, что пересмотрит двусторонние торговые переговоры с Кенией, сосредоточив внимание на поддержку Африканской континентальной зоны свободной торговли.
34 Государственный департамент во главе с госсекретарём Энтони Блинкеном также уделил больше внимания продвижению заявленной новой американской администрацией цели – продвижение демократии и прав человека в Африке.
35

В порядке дальнейшего отхода от африканской политики Трампа, а также от некоторых военно-политических установок при президенте Бараке Обаме (2008–2016), когда Байден был вице-президентом, администрация Байдена пересмотрела ударные операции Министерства обороны с использованием беспилотных летательных аппаратов, которые применяли ВС США и АФРИКОМ против исламистских террористов в Сомали и Кении, что вызывало протесты из-за постоянных жертв среди гражданского населения вышеуказанных стран, включая расследование этих инцидентов правозащитной организации «Международная амнистия» (Amnesty International), обвинившей США в геноциде19.

19. Somalia: Zero accountability as civilian deaths mount from US air strikes. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
36

Многие американские и африканские аналитики приветствовали символические шаги, предпринятые президентом Байденом для улучшения отношений с Африкой, в том числе его вступительное слово на февральском саммите Африканского союза и телефонные звонки главам многих африканских государств. Другие осудили слабую реакцию администрации Байдена на отступление от демократии на прошедших в январе 2021 г. президентских выборах в Уганде, в ходе которых имелись грубые нарушения гражданских прав20.

20. H. Andrew Shwarts and Paige Monfort. Africa Reacts to Biden's First 100 Days in Office. Center for Strategic and International Studies (CSIS) April 29, 2021. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
37

Поставив перед собой задачу восстановить принцип многосторонности для противодействия угрозам международной безопасности и содействия глобальному развитию, администрация Байдена, сохранила некоторые политические установки в отношении Африки времён президентства Трампа и в первую очередь жёсткую позицию в стратегическом соперничестве на континенте с Китаем, включая реализацию инфраструктурной программы для африканских стран под руководством США, чтобы конкурировать с китайской инициативой «Один пояс – один путь»21.

21. Patsy Widakuswara. US to offer Alternative to China's Belt and Road Initiative. VOA News, June 12, 2021. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
38

Африканские политические лидеры и аналитики, критикуя подход с нулевой суммой к американо-китайской конкуренции, считают, что правительства их стран могут взаимодействовать как с Китаем, так и США, не подвергаясь эксплуатации ни с одной из сторон и не отказываясь от выбора одного партнёра перед другим22. При ограниченном финансировании и конкурирующих геостратегических приоритетах администрации Байдена, по их мнению, должна мудра распределять ресурсы США на континенте и способствовать экономической интеграции Африки посредством многосторонности и сотрудничества23.

22. Adva Saldinger. African Leaders Question U.S., Position on China at Investment Event, Devex, October 19, 2020. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).

23. Amalia Griffith. A Transformative U.S. Strategy for Africa. A Proposal for New Wine in a New Bottle. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
39 Призыв Байдена противостоянию «авторитаризму» Китая и России в Африке более чем вписывался в неизменный курс США на мировую гегемонию, включая Африканский континент. Африку предполагалось привлечь к участию в планируемом Байденом «Глобальном саммите за демократию», который мыслился как шаг на пути к «объединению мира» под руководством США для борьбы против авторитаризма.
40 В середине ноября 2021 г. состоялся первый с момента вступления в должность пятидневный визит госсекретаря США Э. Блинкена в три африканские страны – Кению, Нигерию и Сенегал. Поездка проходила на фоне усилившихся вызовов для политики США в Африке, в том числе подавления демократических протестов в Судане после государственного переворота в октябре 2021 г., непрекращающегося гражданского конфликта в Эфиопии и растущей обеспокоенности по поводу нестабильности и регресса демократических свобод и жизнеспособности государства в Нигерии, самой густонаселённой стране Чёрного континента. Вашингтон был также обеспокоен углубляющимися отношениями Китая с африканскими странами, в том числе с некоторыми традиционными партнёрами США.
41 Э. Блинкен начал свой визит в Найроби, столицу Кении, которая является давним партнёром США в области безопасности и на которую как непостоянного члена Совета Безопасности ООН и Совета мира и безопасности Африканского союза администрация Байдена сильно полагалась, чтобы она выступила посредником в таких горячих точках, как Эфиопия, Судан и Сомали. В ходе визита в Нигерию Э. Блинкен подписал пятилетнее соглашение о помощи в целях развития на сумму 2 млрд долл. Госсекретарь США также объявил, что президент Байден планирует провести очередной саммит с африканскими лидерами, хотя не было сказано, когда он состоится.
42 По мнению многих наблюдателей, этот визит был не чем иным, как попыткой новой американской администрации сохранить лицо ввиду потерянной Вашингтоном позиции Африки по отношению к Китаю при президенте Дональде Трампе. Это намерение США подтвердил и сам Э. Блинкен в ходе своего выступления в штаб-квартире Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), заявив о том, что администрация Байдена рассматривает Африканский континент как «крупную геополитическую державу».
43 Сделанное госсекретарём США тогда заявление является, на наш взгляд, заметным и принципиальным подходом США к Африке при администрации Байдена по сравнению с годами правления президента Трампа. Следует также отметить, что все три африканские страны, которые Э. Блинкен выбрал для своего первого официального визита на континент, являются важными партнёрами США и их лидеры были приглашены на первый из двух виртуальных саммитов Байдена по вопросам демократии, который должен был состояться 9–10 декабря 2021 года.
44

Как отмечалось в американских и африканских СМИ, Вашингтон был явно обеспокоен присутствием Китая на континенте, в том числе и состоявшимся в столице Сенегала – Дакаре, Форуме китайско-африканского сотрудничества (FOCAC), хотя и без прямого участия председателя КНР Си Цзиньпина, выступившем на нём виртуально. Тем не менее Э. Блинкен выступил против характеристики своего визита и взаимодействия США с Африкой в более широком смысле – как якобы движимого геополитическими целями США на континенте и имеющего антикитайскую направленность. «Наше участие в Африке не касается Китая или какой-либо третьей стороны. Это касается только Африки», – заявил он на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Нигерии24.

24. Blinken discusses US – Africa policy during his visit in Nigeria. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
45

19 ноября 2021 г., находясь с визитом в Нигерии, Э. Блинкен выступил с программой речью «Соединённые Штаты и Африка: строительство партнёрства в двадцать первом веке». В выступлении госсекретаря были обозначены пять сфер общих интересов, в которых США и странам Африки предстоит сотрудничать: глобальное здравоохранение, климатический кризис; строительство более стабильной и инклюзивной экономики; укрепление демократии; продвижение прочного мира и безопасности. Позже госсекретарь внёс изменения в этот перечень стратегических задачи США в Африке. На первое место была поставлена демократия, на второе место – мир и безопасность, далее экономика, климат и глобальное здравоохранение. Помимо программного выступления госсекретаря в Нигерии ещё одним новым инструментом внешней политики США с прицелом на Африку стала опубликованная 1 апреля 2022 г. «Стратегия предотвращения конфликтов и продвижения стабильности»25.

25. The U.S. Strategy to Prevent Conflict and Promote Stability. Available at: >>>  (accessed: (10.09.2023).
46 Однако главная на сегодняшний день программа Вашингтона для африканских стран была оглашена позже.
47

Стратегия США в отношении Африки к югу от Сахары

 

Накануне отъезда в начале августа 2022 г. делегации США во главе с Э. Блинкеном в ЮАР, ДРК и Руанду помощник госсекретаря по делам Африки Молли Фи объявила, что находясь с визитом в ЮАР, госсекретарь США «объявит и опишет "Стратегию США в отношении Африки к югу от Сахары"».

48

Комментируя это сообщение Госдепартамента, многие наблюдатели отмечали, что поспешность с разработкой новой африканской стратегии и новым визитом Э. Блинкена в Африку администрацию Байдена побудил фактор растущего влияния России в регионе. «Страны Африки отказались занимать чёткую антироссийскую позицию в связи с военным конфликтом на Украине и не ответили на призыв Запада ввести санкции против Москвы. Это тревожный сигнал Вашингтону», – писали обозреватели «Уолл-стрит джорнал» 8 августа 2022 года26. «Администрация Байдена запускает африканскую стратегию, но подлинная её цель – Россия и Китай». Так свою статью озаглавила газета «Лос-Анджелес таймс». «Россия и Китай маячат на заднем плане. Их растущее влияние является главным мотивирующим фактором выдвижения стратегии», – писала газета27.

26. Biden Administration Launches Africa Strategy: the real Targets seem to be China and Russia. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).

27. Ibidem.
49

8 августа 2022 г. госсекретарь США Э. Блинкен представил новую стратегию администрации Байдена для Африки. Выступая в Университете Кейптауна (ЮАР) во время своей второй поездки на Африканский континент, Э. Блинкен изложил основные положения этого документа на фоне продолжавшейся пандемии ковид-19, СВО России на Украине и глобального экономического спада28. Хотя новая политическая доктрина США сопоставима с недавно выдвинутыми инициативами для Латинской Америки и Индо-Тихоокеанского региона, стратегия для африканских стран к югу от Сахары выделяется как уникально продуманная попытка Вашингтона конкретизировать свои цели в Африке в тот момент, когда администрация Байдена работает над обновлением отношений США по всему миру.

28. Antony Blinken Talks sub-Saharam Africa Strategy at Future Africa. University of Capetown. Faculty of Humanities, August 10, 2022. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023);
50

По своей сути в стратегии сформулировано, на взгляд автора, нынешнее видение Вашингтоном американо-африканского партнёрства XXI века, мотивированного заметными глобальными сдвигами, произошедшими в последние годы на Африканском континенте. Одной из причин её появления является осознание в Вашингтоне важности Африки для глобальных приоритетов США, таких как быстро растущее население континента, его значение как одного из крупнейших в мире торгово-экономических блоков, наличие больших запасов природных ресурсов в странах и значительного совокупного представительства в организации Объединённых Наций (54 страны)29.

29. U.S. Strategy toward Sub-Saharan Africa. August, 2022. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
51

Другим обоснованием является роль Африки в позиционировании США в соперничестве с Китаем и Россией за влияние на континенте. В стратегии часто упоминаются «вредные действия» Китая наряду с использованием Россией дезинформации, чтобы подорвать принципиальное противодействие африканцев «вторжению России в Украину» ссылаясь при этом на позиции некоторых африканских стран по этому вопросу в ООН30.

30. Ibidem.
52 В документе изложены четыре стратегические цели США, включая содействие справедливому и открытому обществу, продвижение демократических усилий и решение проблем безопасности, поддержку устойчивого восстановления после пандемии и адаптацию к изменению климата.
53

Для достижения всех вышеуказанных целей посредством установления партнёрских отношений по всему континенту Стратегия предлагает несколько подходов к созданию с африканскими странами более равноправного взаимодействия, в том числе более доверительного диалога между США и африканскими государствами, особенно в том, что касается применения санкций, приостановление торговых привилегий в соответствии с законом «О росте и возможностях Африки» (AGOA) и того, насколько эффективно Вашингтон использует механизм разрешения конфликтов в странах Африканского союза и в других регионах.

54

Ещё одним заметным изменением африканской политики США, зафиксированным в Стратегии, является обещанное Вашингтоном содействие африканским странам в областях, которые отвечают как экономическим приоритетам Африки, так и интересом самой Америки. Стратегия направлена, как подчёркивается в документе, «на поддержку справедливого постпандемического восстановления в краткосрочной перспективе и на построение более стабильной эксклюзивной экономики за счёт расширения торговли, инвестиций и создание рабочих мест, что особенно актуально для африканской молодёжи, поскольку 11 млн молодых африканцев ежегодно выходят на рынок труда, а также взаимодействия на высшем уровне, укрепления гражданского общества, углубления отношений с Африканским союзом и его региональными органами и поощрения участия частного сектора США в Африке31.

31. Mikovaj Judson, U.S. Strategy does not signal new era in relations with Africa. Analysis, October 24, 2022. Available at: >>> (accessed: (10.092023).
55

Новая военно-политическая стратегия Вашингтона в отношение африканских стран призывает США к более тесному сотрудничеству с африканскими партнёрами, особенно с Африканским союзом для решения как нынешних, так и будущих проблем. При этом США будут использовать свой военно-политический и экономический потенциал для разрешения возникающих проблем на континенте только в тех случаях, когда «это законно и где угроза (безопасности) является острой»32.

32. United Nations General Assembly Resolution ES 11/4. Available at: >>> National Security Strategy 2022, October 12, 2022. >>> (accessed:(10.09.2023).
56

Анализируя основные положения Стратегии США для африканских стран к югу от Сахары, многие наблюдатели отмечают, что геополитическая конкуренция, особенно с Китаем и в меньшей степени с Россией является главной призмой, через которую администрация Байдена рассматривает свою нынешнюю политику в отношение Африки. Влияние США на континенте в последние годы, по их мнению, ослабло, поскольку правительства ряда африканских стран сблизились с Пекином и Москвой33. Это, как считают аналитики, продемонстрировали итоги голосования африканских стран по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН ES-11/1 от 2 марта 2022 года, осуждающей начатую 24 февраля 2021 г. специальную военную операцию (СВО) России на Украине. «За» проголосовали 28 африканских стран, в том числе Египет и Нигерия; воздержались 17, включая Алжир, Анголу, Мозамбик, Мадагаскар, Намибию, Сенегал, Танзанию, Уганду, Судан, Южный Судан и ЮАР. Не приняли участие в голосовании восемь, в том числе Эфиопия и Марокко. Эритрея выступила «против».

33. National Security Strategy 2022, October 12, 2022. Available at: >>>  (accessed: (10.09.2023).
57

Итого – 26 из 54 стран Африки, являющихся членами ООН, то есть почти половина проталкиваемую США и их союзниками резолюцию не поддержали34.

34. Commander Details How U.S. Africa Command Furthers Defense Goals. March 27, 2022. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).
58

12 октября 2022 г. был опубликован ещё один документ, определяющий главные направления внешнеполитического курса Соединённых Штатов Америки – новая Стратегия национальной безопасности США, в очередной раз ярко продемонстрировавшая гегемонистский характер нынешней политики Вашингтона. В разделе о стратегии США в различных регионах мира её часть, посвящённая Африке, была озаглавлена «Строительство партнёрства в XXI веке». В документе сказано, что африканские партнёры, институты и народы являются важной геополитической силой, которая «сыграет критическую роль в разрешении глобальных вызовов в предстоящее десятилетие». Поэтому выстраивая свои партнёрские отношения с Африкой, Соединённым Штатам надлежит «адаптироваться» к этой её новой роли. Для продвижения национальных интересов США необходимо, как подчёркивается в документе, «более тесно работать не только с африканскими странами, но и с Африканским союзом, региональными интеграционными объединениями, местными органами управления гражданским обществом, частным сектором и африканскими диаспорами»35.

35. ИТАР-ТАСС 19.07.2022. Безопасность: Сомали - США. ITAR-TASS 19.07.2022.
59

Об усиливающемся при Байдене интересе Вашингтона к Африке свидетельствовало также возвращение в Сомали выведенного при Трампе контингента АФРИКОМ (около 500 военнослужащих), который теперь дислоцирован в этой восточноафрикатской стране на постоянной основе36. В июне-июле 2022 г. ВВС США наносили удары по силам действующей в Сомали исламистской террористической группировке «Аш-Шабаб»37. С 770 до 1 000 военнослужащих увеличился контингент АФРИКОМ в Нигере38. Были также проведены операции этого американского командования в Камеруне, Чаде, Мали и на севере Нигерии.

36. In a New Era of Global Conflict US Troops are Deployed in Dozens of Countries. Where are they – and why? GRID January 9, 2023. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).

37. Tim Murithi, Order of Oppression. Africa's Quest for a New International System. Foreign Affairs, May/June 2023, April 18, 2023. Available at: >>> (accessed: (10.09.2023).

38. United States and the Russian invasion of Ukraine. Available at: >>> (accessed(10.09.2023).
60

Заключение

 

После начавшейся СВО России на Украине США и их западные союзники развернули в Африке антироссийскую кампанию, в ходе которой на Африканский союз и отдельные страны континента оказывалось и продолжает оказываться грубое давление с целью вынудить их к осуждению России и поддержать против неё санкции39.

39. Ibidem.
61

Особую инициативу в нацеленной на Африку антироссийской кампании проявила Палата представителей Конгресса США, выступившая с документом, который на взгляд автора, является по существу объявлением России тотальной холодной войны на Африканском континенте. Этот законопроект – закон «О противодействии злонамеренной активности России в Африке» – 27 апреля 2022 г. был одобрен двухпартийным большинством Палаты представителей: 419 против 9. В адресованной африканцам антироссийской кампании была поставлена задача «призвать к ответу не только Россию, но и африканские правительства и их официальных лиц, которые причастны к оказанию поддержки этим пагубным влияниям и активности Москвы»40.

40. Юг Африки недоволен планами США наказывать страны САДК за несоблюдение линии Вашингтона в отношении РФ. ТАСС, 19.08.2022.
62 Документ обязывает Государственный департамент отслеживать деятельность российских представителей на континенте и противодействовать усилению их влияния. Как говорится в законопроекте, при фиксации «злономеренных действий» Москвы, США должны быть способны привлечь к ответственности Россию, также правительства и должностных лиц африканских стран, сотрудничающих с Российской Федерацией, «посредством санкций или ограничений».
63 Однако, как констатировали многие наблюдатели, в подходе к событиям на Украине и вокруг неё Африка вновь проявила самостоятельность, что отразилось не только в итогах голосования 2 марта 2022 г. африканских стран на Генеральной Ассамблее ООН по антироссийской резолюции, но и на саммите Сообщества развития Юга Африки (САДК), в итоговом коммюнике которого было выражено «недовольство» тем, что континент стал объектом односторонних карательных мер, установленных американским законопроектом «О противодействии злонамеренной активности России в Африке».

Библиография

1. With Biden's Foreign Policy, US Seeks to reclaim its Global Status. Available at: https://www.worldpoliticsreview.com/biden-us-foreign-policy/ (accessed: 10.09.2023).

2. Council on Foreign Relations. Center for Preventive Action. How Biden Presidency could change US relations with the rest of the world. Available at: https://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/how-a-biden-presidency-could-change-us-relations-with-the-rest-of-the-world/ (accessed:10.09.2023).

3. Galeb Slayton. Africa: The First Casualty of the New Information Warfare Against China. “War on the Rocks”, February 3. 2020. Available at: https://warontherocks.com/2020/02/africa-the-first-u-s-casualty-of-the-new-information-warfare-against-china/ (accessed: 10.09.2023).

4. Trump Administration: We will No Longer Cooperate with the International Criminal Court, “The Western Standard”, September 11, 2018. Available at: https://thewashingtonstandard.com/trump-admin-we-will-no-longer-cooperate/ (accessed: (10.09.2023).

5. Sam Wilkins. “Why are we in Africa?” The dilemma of making African Strategy towards of the African Continent. March 30, 2021. Available at: https://thestrategybridge.org/the-bridge/2021/3/30/why-are-we-in-africa (accessed: (10.09.2023).

6. John Bolton. “A new Africa strategy: Expanding Economics and Security Ties on the Basis of mutual Respects” February 2019. Available at: https://www.heritage.org/global-politics/report/new-africa-strategy-expanding-economic-and-security-ties-the-basis-mutual (accessed: (10.09.2023).

7. Mike Pompeo. “Comments to Regan Foundation” Transcript, 14 November 2020. Available at: https://www.reaganfoundation.org/media/358985/former-secretary-of-state-mike-pompeo.pdf (accessed: (10.09.2023)

8. Galeb Slayton, Africa: The First Casualty of the New Information Warfare Against China February 3, 2020. Available at: https://warontherocks.com/2020/02/africa-the-first-u-s-casualty-of-the-new-information-warfare-against-china/ (accessed: (10.09.2023).

9. David Thomas, Biden bids to reverse US-Africa decline of Africa Business, January 18, 2021. Available at: https://african.business/2021/01/trade-investment/biden-bids-to-reverse-us-africa-decline (accessed: (10.09.2023).

10. Marcel Plichta. Biden Africa Policy is kinder then Trump's but not Transformative. World Press Review, September 28, 2021. Available at: https://www.worldpoliticsreview.com/on-africa-us-relations-biden-is-kinder-but-not-transformative/ (accessed(10.09.2023).

11. Zimbabwe's Mnangagwa and world leaders blast Pro-Trump riot on Capitol Africanews. Available at: https://www.africanews.com/2021/01/07/world-leaders-condemn-pro-trump-supporters-attack-on-u-s-congress-as-biden-win-certified/ (accessed: (10.09.2023).

12. The Trump administration and U.S. Africa policy: What has been accomplished and what lies ahead. US Embassy in Mali: March 3, 2020. Available at: https://ml.usembassy.gov/the-trump-administration-and-u-s-africa-policy-what-has-been-accomplished-and-what-lies-ahead/ (accessed:(10.09.2023).

13. Ambassador Makia James. America Must Now Build the Partnership it offered to Africa. January 18, 2023. United States Institute of Peace. Available at: https://www.usip.org/publications/2023/01/america-must-now-build-partnership-it-offered-africa (accessed: (10.09.2023).

14. Vinusha Subban. What Does the Biden Administration Approach mean for Africa? 30 November 2020. Available at: https://insightplus.bakermckenzie.com/bm/tax/africa-what-does-the-biden-administrations-approach-mean-for-africa (accessed: (10.09.2023).

15. Demographic evolution in Africa: A Frenetic population growth. Atlas Magazine. Available at: https://www.atlas-mag.net/en/article/demographic-evolution-in-africa-population-growth-at-a-frenetic-pace (accessed: (10.09.2023).

16. Senator Bob Mendez on Trump Administration's Foreign Policy: CSPAN2, October 28, 2020. Available at: https://www.c-span.org/video/?477159-1/senator-bob-menendez-trump-administration-foreign-policy (accessed: (10.09.2023).

17. President Biden Message to the African Union Summit. February 5, 2021. Available at: https://rw.usembassy.gov/president-bidens-message-to-the-african-union-summit/ (accessed: (10.09.2023).

18. Rebecca Rattner, Bjorn Whitemore. President Biden's Africa Policy. LSE, May 2021. Available at: https://www.lse.ac.uk/ideas/Assets/Documents/updates/LSE-IDEAS-President-Bidens-Africa-Policy.pdf (accessed: (10.09.2023).

19. Somalia: Zero accountability as civilian deaths mount from US air strikes. Available at: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2020/04/somalia-zero-accountability-as-civilian-deaths-mount-from-us-air-strikes/ (accessed: (10.09.2023).

20. H. Andrew Shwarts and Paige Monfort. Africa Reacts to Biden's First 100 Days in Office. Center for Strategic and International Studies (CSIS) April 29, 2021. Available at: http://csis.org (accessed: (10.09.2023).

21. Patsy Widakuswara. US to offer Alternative to China's Belt and Road Initiative. VOA News, June 12, 2021. Available at: https://www.voanews.com/a/usa_us-offer-alternative-chinas-belt-and-road-initiative/6206928.html (accessed: (10.09.2023).

22. Adva Saldinger. African Leaders Question U.S., Position on China at Investment Event, Devex, October 19, 2020. Available at: https://www.devex.com/news/african-leaders-question-us-position-on-china-at-investment-event-98347 (accessed: (10.09.2023).

23. Amalia Griffith. A Transformative U.S. Strategy for Africa. A Proposal for New Wine in a New Bottle. Available at: https://thestrategybridge.org/the-bridge/2022/9/7/a-transformative-us-strategy-for-africa-a-proposal-for-new-wine-in-a-new-bottle (accessed: (10.09.2023).

24. Blinken discusses US – Africa policy during his visit in Nigeria. Available at: https://www.africanews.com/2021/11/19/blinken-discusses-us-africa-policy-during-his-visit-in-nigeria/ (accessed: (10.09.2023).

25. The U.S. Strategy to Prevent Conflict and Promote Stability. Available at: https://www.usaid.gov/news-information/press-releases/apr-01-2022-us-strategy-prevent-conflict-and-promote-stability-priority-countries-and-region#:~:text=The%20U.S.%20Strategy%20to%20Prevent%20Conflict%20and%20Promote%20Stability%20outlines,%2C%20and%20security-sector%20engagement (accessed: (10.09.2023).

26. Biden Administration Launches Africa Strategy: the real Targets seem to be China and Russia. Available at: https://news.yahoo.com/biden-administration-launches-africa-strategy-202505437.htmI (accessed: (10.09.2023).

27. Ibidem.

28. Antony Blinken Talks sub-Saharam Africa Strategy at Future Africa. University of Capetown. Faculty of Humanities, August 10, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/08/U.S.-Strategy-Toward-Sub-Saharan-Africa-FINAL.pdf (accessed: (10.09.2023); Zainab Us 38. Zainab Usman.The New U.S. Strategy Breaks From the status – Quo with some Perplexing stumbles – Carnegie Endowment for International Peace. August 11, 2022. Available at: https://carnegieendowment.org/2022/08/11/new-u.s.-africa-strategy-breaks-from-status-quo-with-some-perplexing-stumbles-pub-87666 (accessed: (10.09.2023).

29. U.S. Strategy toward Sub-Saharan Africa. August, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/08/U.S.-Strategy-Toward-Sub-Saharan-Africa-FINAL.pdf (accessed: (10.09.2023).

30. Ibidem.

31. Mikovaj Judson, U.S. Strategy does not signal new era in relations with Africa. Analysis, October 24, 2022. Available at: https://www.controlrisks.com/our-thinking/insights/big-picture-series-us-strategy-does-not-signal-new-era-in-relations-with-africa (accessed: (10.092023).

32. United Nations General Assembly Resolution ES 11/4. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/United_Nations_General_Assembly_Resolution National Security Strategy 2022, October 12, 2022. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed:(10.09.2023).

33. National Security Strategy 2022, October 12, 2022. Available at: https://nssarchive.us (accessed: (10.09.2023).

34. Commander Details How U.S. Africa Command Furthers Defense Goals. March 27, 2022. Available at: https://www.defense.gov/News/News-Stories/Article/Article/2966710/commander-details-how-us-africa-command-furthers-defense-goals/ (accessed: (10.09.2023).

35. ИТАР-ТАСС 19.07.2022. Безопасность: Сомали - США. ITAR-TASS 19.07.2022.

36. In a New Era of Global Conflict US Troops are Deployed in Dozens of Countries. Where are they – and why? GRID January 9, 2023. Available at: https://themessenger.com/grid/in-a-new-era-of-global-conflict-us-troops-are-deployed-in-dozens-of-countries-where-are-they-and-why (accessed: (10.09.2023).

37. Tim Murithi, Order of Oppression. Africa's Quest for a New International System. Foreign Affairs, May/June 2023, April 18, 2023. Available at: https://www.foreignaffairs.com/africa/global-south-un-order-oppression/ (accessed: (10.09.2023).

38. United States and the Russian invasion of Ukraine. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/United_States_and_the_Russian_invasion_of_Ukraine#:~:text=The%20United%20States%20marked%20the,energy%20infrastructure%20against%20Russian%20attacks (accessed(10.09.2023).

39. Ibidem.

40. Юг Африки недоволен планами США наказывать страны САДК за несоблюдение линии Вашингтона в отношении РФ. ТАСС, 19.08.2022.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести