Стимулирование спроса на здоровое питание в США и диверсификация американского продовольственного рынка
Стимулирование спроса на здоровое питание в США и диверсификация американского продовольственного рынка
Аннотация
Код статьи
S207054760028388-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Коротких Алла Андреевна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В США растёт популярность фастфуда, полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов, а питание вне дома давно обогнало по расходам населения и популярности более полезное для здоровья питания дома. Эпидемия ожирения, признанная на официальном уровне, заставила правительство принять меры по формированию у населения, и в первую очередь, у детей, правильного выбора продуктов питания, укрепляющих здоровье нации. Дорогостоящие государственные продовольственные программы, реализуемые Министерством сельского хозяйства США, реклама, привлечение средств массовой информации для разъяснительной работы дают свои результаты, но, по мнению американских учёных, они недостаточно эффективны, поскольку уровень ожирения в стране продолжает расти. 

В последние годы многообещающие перспективы дают исследования в области инновационных пищевых технологий, направленных на производство белковых продуктов питания на основе альтернативных источников сырья. Многие из новых продуктов уже нашли своё место на национальном и мировом продовольственном рынке.

 

Ключевые слова
потребление продовольствия, питание вне дома, фастфуд, альтернативные продукты на растительной основе, расходы на питание, Руководство по питанию для американцев, программы продовольственной помощи
Классификатор
Получено
28.08.2023
Дата публикации
09.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
220
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

За последние пять десятилетий в потреблении продовольствия в США произошли существенные количественные и качественные сдвиги, имеющие далеко идущие последствия. Прежде всего общее потребление продовольствия вернулось к уровню 1970 г., чему способствовала разнонаправленная динамика потребления разных продуктов питания. При этом изменились структура потребления и форматы питания населения.

2 Согласно результатам исследований, проведённых Министерством сельского хозяйства США (МСХ США), основными продуктами питания американцев на протяжении всего рассматриваемого периода были и остаются молочные продукты, мясо и овощи, которые обеспечивают 70% калорийности рациона питания и до 60% объёма потребляемого продовольствия из расчёта на душу населения в год. Единственное отличие –изменились приоритеты в рационе питания американцев. Так, в 1970 г. наиболее популярной категорией продовольствия у жителей США были молочные продукты, на которые приходилось 26% потребляемого продовольствия, или 105,7 кг на душу населения в год, на втором месте – овощи – 17%, или 68,4 кг, на третьем – мясо – 55,8 кг, или 14%. Сегодня лидером по объёму потребления являются овощи – 21%, или 77,6 кг, затем идут молочные продукты – 19%, или 69,9 кг, и мясо – 17%, или 62,8 кг. Такие структурные перестановки стали результатом сокращения на треть потреблении молочных продуктов и поступательным, умеренным ростом потребления овощей и мяса. Более того, под влиянием многих факторов, включая государственную политику, общественные движения, демографические особенности страны, медицинские рекомендации, потребление зерновых продуктов, овощей, мяса и рыбы продолжает расти, тогда как потребление молочных продуктов и яиц – сокращаться.
3

Для анализа потребления продовольствия специалисты МСХ США использует данные по основным продуктам питания, объединенным в 9 продуктовых групп - зерновые продукты (мучные и крупяные), молочные, мясо, овощи, фрукты, сахар и подсластители, жиры и масла (после 2010 г. исключены из статистического учёта), яйца, орехи, рыба и морепродукты, на которые приходится около 40% потребления продовольствия. В качестве показателя потребления продовольствия МСХ США использует показатель наличия продовольствия на душу населения в год с поправкой на потери (per capita loss-adjusted food availability), в которые входят отходы при кулинарной обработке, остатки еды на тарелках, испорченные продукты. Наличие продовольствия оценивают по количеству продовольствия, доступного для потребления населением США и вооружёнными силами за границей, путём оценки объёма поставок более двух сотен продуктов из зон производства в каналы сбыта. Для каждого товара рассчитывают остаток общего годового предложения путём вычитания объёмов, использованных на корма для скота и птицы, семена, экспорт, промышленные цели, и переходящих запасов на конец года.

4

Качественные изменения в потреблении продовольствия

 

Огромную важность для развития продовольственного рынка и индустрии питания в США имеют тенденции последних 10–13 лет – в стране растёт популярность питания вне дома и потребление продуктов в переработанном виде. Причём обе тенденции вызывают обеспокоенность американских специалистов-нутрициологов, по мнению которых, они негативно отражаются на здоровье нации.

5

По оценкам Службы экономических исследований МСХ США, в 2021 г. население на продукты питания (без алкогольных напитков, включая налоги и чаевые) потратило более 2,1 трлн долл., в том числе на продукты для потребления дома 955 млрд, или 45% общих расходов, на питание и на еду вне дома – 1167 млрд долл., или 55%1. Впервые расходы на еду вне дома превысили расходы на еду дома в 2010 г. А сегодня пища, приготовленная вне дома, стала неотъемлемой частью рациона американцев. Причём популярность такого формата питания быстро растёт благодаря финансовой доступности этого формата питания и увеличению количества и типов предприятий, где подают или продают на вынос готовые блюда, включая рестораны, фудкорты (зоны питания в торговых центрах, гостиницах, аэропортах, на вокзалах), продуктовые магазины и т.п.2

1. Food Prices and Spending. USDA. ERS. Available at: >>> (accessed 10.05.2023).

2. Food Consumption Trends. Agricultural Marketing Resource Center. Revised March 2022. Available at: >>> (accessed 07.05.2023).
6 Расходы населения на продовольствие с каждым годом увеличиваются. За последнюю четверть века они выросли почти в 3 раза: в 1997 г. они составляли 712 млрд долл.; питание дома обходилось дороже – 376 млрд долл. по сравнению с 336 млрд на питание вне дома.
7

Тенденция изменила вектор только во время пандемии коронавируса Ковид-19, когда режим самоизоляции, введённый в стране, заставил потребителей перенести питание в домашние условия. В дополнение из-за ковидных ограничений была нарушена работа заведений общественного питания – многие из них ограничили пропускную способность, либо сократили рабочие часы, а некоторые закрылись. В результате в 2020 г. расходы на питания дома увеличились на 7,5%, а расходы на питание вне дома упали на 12,9%. После отмены ограничений в 2021 г. расходы на питание дома сохранили темпы роста на уровне 7,5%, тогда как расходы на питание вне дома взлетели на 26,5%, что позволило этому формату питания вернуть долю в расходах на питание на уровень последних пяти лет – 55% (диагр.1).

8

Диаграмма 1

Расходы населения США на питание дома и вне дома, включая налоги и чаевые, без алкогольных напитков, млрд долл

9

10

Saksena Michelle J., Abigail M. Okrent, а.о. America’s Eating Habits: Food Away from Home. USDA, ERS. Economic Information Bulletin. Number 196, September 2018. EIB-196 USDA. Available at: >>> (accessed 21.04.2023).

11

Основная часть затрат населения на еду вне дома приходится на предприятия общественного питания, включая рестораны с полным спектром услуг и рестораны быстрого питания, кафетерии, фудкорты, заведения, специализирующие на приготовлении и доставке готовых блюд на дом, буфеты и столовые в школах и колледжах, торговые автоматы и т.п. При этом почти 60% всех предприятий, предлагающих продукты питания для употребления вне дома, приходятся на рестораны быстрого питания. Это крупнейший сегмент коммерческого рынка общественного питания в США. Одновременно это наиболее быстрорастущий сегмент продажи еды для потребления вне дома. Число ресторанов фастфуд увеличивалось даже во время финансового кризиса 2007–2009 гг. Для удовлетворения растущего спроса компании быстрого питания стараются максимально приблизить торговые точки к потребителю, открывая новые рестораны ближе к домам и местам работы, а также в нетрадиционных местах, таких как универмаги и супермаркеты. Общая численность заведений общественного питания в США превышает 1,0 млн, включая 196,8 тыс. ресторанов быстрого питания3. Всего в стране насчитывается почти 50 тыс. сетей быстрого питания. Наиболее крупные – «Макдоналдс» (Mcdonald's Corp.), «Ям! Брэндс» (Yum! Brands Inc.), «Старбакс» (Starbucks Corp.), «Инспаер Брэндс» (Inspire Brands).

3. Market Segments. USDA. ERS. Available at: >>> (accessed 11.04.2023).
12

Помимо увеличения количества ресторанов быстрого питания, для удобства посетителей и увеличения пропускной способности своих заведений, ресторанные сети всё более активно используют информационные технологии. Для привлечения внимания потребителей в интернете размещают веб-приложения, которые предоставляют информацию о каждом конкретном продукте и услугах. Например, компания «Макдоналдс» для анализа собственной деятельности собирает данные о посещаемости в отдельных ресторанах, изучает информацию о контактах с покупателями, автоматически перерабатывает видеозаписи с камер наблюдения и следит за потоком машин, проезжающих через «Макавто».

13

Благодаря информационным технологиям в США получает распространение новая форма питания: таблет-питание. Ранее она использовалась исключительно в медицинских учреждениях. Её суть состоит в комплектовании полностью приготовленных для потребления блюд с сохранением их температуры. Готовый завтрак, обед или ужин – конечный результат этого процесса. Быстрый процесс заказа, практически неограниченный ассортимент блюд (сервисы работают с самыми разными организациями общепита), транспортировка в термостойких пакетах, простота логистики – готовится на кухне уже в том виде, в котором попадает к потребителю, – всё это обеспечивается за счёт интернет-платформ, используемых мобильными сервисами, и мобильных приложений.

14

Принципиально новым направлением в использовании цифровых технологий в питании является 3D-печать еды. Аналитики уверяют, что в ближайшем десятилетии на кухне каждого американца появится 3D-принтер для печати продуктов питания, поскольку себестоимость производства подобных принтеров невелика, а создание гастрономических блюд не требует большого количества ингредиентов. Фактически, их четыре: наноцеллюлоза, белки, жиры и углеводы. Далее можно добавлять витамины, микроэлементы и антиоксиданты. Таким образом, производство самых разнообразных продуктов питания может быть реализовано в домашних условиях. Человек, даже не знакомый с искусством кулинарии, будет способен «приготовить» любую еду, затратив при этом минимум времени и усилий. Достаточно найти соответствующую программу по приготовлению понравившегося блюда в интернете и загрузить её в 3D-принтер. К тому же появится возможность манипулировать с калорийностью и прочими характеристиками производимого продукта4.

4. Карапетян Р.В. Революция питания 4.0 – Новые вызовы современному обществу - Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований (научный журнал) (applied-research.ru). 2019, № 1(часть 1), стр. 230-234. Available at: >>> (дата обращения 03.06.2023)
15 Параллельно с ростом спроса на фастфуд растёт популярность продуктов в переработанном виде, что обусловлено удобством их использования, особенно работающими американцами, экономией времени на приготовление пищи дома, широким ассортиментом таких продуктов, снижением цен на многие их них и рекламой. Роль рекламы особенно впечатляет. Специалисты подсчитали, что увеличение стоимости рекламы фастфуда на 1% увеличивает спрос на эту продукцию на 0,25%. Это означает, что индустрия быстрого питания сделала рекламу высокоэффективным инструментом стимулирования спроса на свой продукт.
16 Учитывая растущий спрос населения, пищевая промышленность наращивает выпуск переработанных продуктов питания, особенно содержащих сахар, рафинированную муку высшего качества, цельнозерновую муку, рис, мясо птицы, яйца. В результате сегодня на продукты в переработанном виде приходится более 60% потребляемого продовольствия.
17

Что касается продуктов для приготовления дома, их чаще всего покупают в продовольственных магазинах, где потребители оставляют почти 60% расходов, потраченных на эту категорию продуктов. Более 20% расходов приходятся на клубные магазины-склады и магазины, торгующие оптовыми партиями по сниженным ценам, около 20% – на все остальные торговые токи, включая магазины шаговой доступности, прямые покупки у фермеров, частных мелких производителей и оптовых торговцев, дисконт-центры (типа «Всё за доллар»), другие продуктовые магазины, а также интернет-заказы с доставкой на дом, предприятия общественного питания и продовольственную помощь. Клубные магазины-склады и магазины оптовой торговли являются наиболее быстрорастущим сегментом розничной торговли пищевыми товарами. Их доля за 1997– 2019 гг. выросла с 6,6 до 21,7%, тогда доля продовольственных магазинов снизилась с 71,6 до 58,5%5.

5. Saksena Michelle J., Okrent Abigail M., а.о. America’s Eating Habits: Food Away from Home, Economic Information. Bulletin Number 196, Sept. 2018, EIB-196. USDA. ERS Available at: >>> (accessed 01.04.2023).
18

Среди факторов, влияющих на выбор формата питания населения, специалисты МСХ США называют место работы, образование, состав семьи (количество членов семьи, их возраст, наличие детей), уровень дохода, наличие свободного времени, личную мобильность, обеспечиваемую автомобилями и хорошими дорогами, занятость женщин (по мере ее увеличения – одни получают или повышают уровень образования, другие работают – приготовление пищи дома становится менее привлекательным), доступность заведений быстрого питания, невысокие цены на фастфуд. В последнее время к ним добавился такой фактор, как возможность интернет-заказа еды с доставкой на дом. Все эти факторы влияют на то, что и где американцы едят, их пищевые предпочтения.

19 Согласно проведённому исследованию МСХ США, наиболее активными потребителями еды вне дома являются молодые люди в возрасте 35–44 года, что объясняется более высоким уровнем занятости и более высоким доходом американцев в этом возрастном диапазоне. При этом домохозяйства с пожилым человеком (старше 64 лет) и детьми реже питаются вне дома.
20

Причины, определяющие выбор потребителями продуктов питания, весьма разнообразны. Они включают экономические, социальные и экологические аспекты. Однако решающее значение принадлежит таким факторам, как цены на продовольствие, доходы домохозяйства, состав семьи (наличие детей или пожилых людей), возраст потребителей, приверженность здоровому питанию, расовая и этническая принадлежность.

21

Согласно проведённому МСХ США исследованию, выходцы из азиатских стран предпочитают фрукты, овощи и морепродукты, латиноамериканцы – красное мясо, чернокожие – мясо птицы, белые американцы – молочные продукты. Учитывая, что к 2060 г. доля белого населения снизится с 57 до 44%, тогда как доля других этнических групп вырастет – латиноамериканцев с 19 до 29%, чернокожих – с 12 до 13%, американцев азиатского происхождения – с 6 до 9%, в стране изменится потребительский спрос и структура продовольственного рынка6. Ожидается, что в ближайшие 30 лет потребление молока продолжит снижаться, но увеличится потребление фруктов, овощей (особенно салата и томатов), семян, орехов, зерновых продуктов. Потребление красного мяса, птицы и рыбы будет зависеть от ряда факторов, среди которых цены являются одним из главных.

6. Diansheng Dong and Hayden Stewart. Racial and Ethnic Diversification Will Likely Shape U.S. Food Demand and Diet Quality. Amber Waves. April 04, 2022. Available at: >>> (accessed 13.05.2023).
22 В 2021–2022 гг. американцы столкнулись с резким подорожанием продовольствия, которое связывают со сбоями в цепочках поставок в результате пандемии коронавируса и высокими ценами на энергоносители. Наиболее серьёзные последствия рост цен оказывает на жителей США с низким уровнем дохода, которые тратят на продукты большую часть семейного бюджета, и на цветное население страны, треть которого, по данным МСХ США, недоедает.
23 В 2021 г. цены в продовольственных магазинах страны выросли на 3,9%, в 2022 г. – на 9,6%. При этом исторический уровень инфляции розничных цен на продукты питания за 20 лет, с 2001 по 2020 гг., составляет 2,4% в год, чему, по мнению американских специалистов, способствовали эффективные цепочки поставок продуктов питания, медленный рост заработной платы и относительно низкие цены на нефть, что сдерживало рост цен на продукты питания.
24 Наиболее резко в 2022 г. выросли цены на яйца – на 29% относительно уровня 2021 г., масла и жиры – на 17,7% и птицу – на 14,4%. Цены на крупы и хлебобулочные изделия повысились на 12,4 %, молочные продукты – на 11,5%, обновив рекорд июня 2004 г., на добавленный сахар – на 9,9%. Цены на говядину и телятину выросли на 5,5%, на свинину – на 8,9%, на рыбу и морепродукты – на 9,1%, на свежие фрукты и овощи – на 7,4%, на переработанные – на 11,5%.
25

По прогнозу, в 2023 г. цены на все продукты питания снизятся. Их рост не превысит 3,5–4,5%7.

7. Food Prices and Spending USDA ERS. Available at: >>> (accessed 19.05.2023).
26

В 2021 г. потребители в США тратили на продукты питания в среднем 10,3% располагаемого личного дохода (РЛД). Их опережали только расходы на жилье и транспорт: на жилье приходилось 33,3%, на транспорт – 17,0%. При этом на мере роста дохода домохозяйств доля расходов на еду снижается, хотя сумма расходов растёт. Так, в 2021 г. домохозяйства с самым низким доходом тратили на продукты питания в среднем 4 875 долл. в год, что составляло 30,6% располагаемого дохода, в то время как домохозяйства из категории с самым высоким доходом тратили на продукты питания в среднем 13 973 долл., или 7,6% располагаемого личного дохода.

27 Вместе с тем многочисленные исследования МСХ США показывают, что питание вне дома негативно влияет на качество питания американцев, поскольку такая еда, как правило, более калорийна и менее питательна, содержит больше общего жира, насыщенных жиров и натрия и меньше клетчатки, железа и кальция, чем еда, приготовленная дома. За три десятилетия калорийность питания вне дома в среднесуточном потреблении энергии увеличилась с 17% в 1977–1978 гг. до 34% в 2011–2012 гг. (причём, исключительно за счёт продуктов быстрого приготовления).
28

Меры по сдерживанию роста популярности питания вне дома и формированию спроса на здоровые продукты питания

 

Поскольку питание вне дома в США становится всё более популярным и при этом ассоциируется с низким качеством питания, правительство, практикующие врачи и учёные предложили ряд мер по сдерживанию спроса на фастфуд и готовые к употреблению продукты и формирование правильного выбора потребителей. Большая часть мер приходится на стимулирование правильного выбора потребителями здоровой пищи в заведениях общественного питания, а также поощрение поставщиков готовых продуктов за более полезные для здоровья варианты полуфабрикатов и готовых блюд. С этой целью в США ужесточены требования обязательной маркировки калорийности продуктов питания. Ранее только предприятия общепита были обязаны предоставлять такие данные. По новым правилам, действующим с 1 ноября 2015 г., маркировка обязательна во всех без исключения точках продаж продуктов и напитков, в том числе на заправках, в кинотеатрах и автоматах. Правда, первые результаты маркировки довольно неоднозначны: одни исследования не обнаружили никакого эффекта, а другие обнаружили незначительное снижение калорийности одной покупки – до 177 калорий.

29

Меры общественного воздействия на формирование правильного выбора потребителей направлены прежде всего на подрастающее поколение. Очевиден расчёт на то, что дети окажут влияние на своих родителей. Среди таких мер – ограничение телевизионной рекламы предприятий быстрого обслуживания, уменьшение порций блюд, подаваемых в заведениях общепита, и, наконец, оформление интерьера школьных буфетов и столовых, которое на подсознательном уровне подталкивало бы детей на выбор здоровый пищи.

30

Всё более ощутимым фактором формирования потребительского спроса на здоровые продукты питания становится государственная политика. Сегодня МСХ США реализует 15 программ, прямо или косвенно затрагивающих проблемы формирования научно обоснованного, здорового рациона питания. В 2019 г. расходы на эти программы достигли 92,5 млрд долл., что составило две трети годового бюджета министерства. На сегодняшний день это самое дорогое направление финансирования МСХ8.

8. Toossi, Saied and Jordan W. Jones. The Food and Nutrition Assistance Landscape: Fiscal Year 2022 Annual Report, Economic Information Bulletin -255, June 2023. U.S. Department of Agriculture, Economic Research Service. Available at: >>> (accessed 17.05.2023).
31

В 2020 г. в связи с пандемией коронавируса Ковид-19 финансирование уже существующих программ было увеличено из-за увеличения размера пособий и числа участников. Кроме того, дополнительно были введены две программы – Электронный перевод пособий в связи с пандемией (Pandemic Electronic Benefit Transfer, P-EBT) и программа Продовольственная корзина от фермеров – семьям (the Farmers to Families Food Box Program). Первая программа призвана возместить домохозяйствам стоимость школьного питания, неполученного из-за непосещения учеником школы во время пандемии. Её бюджет составил 10,7 млрд долл. В рамках второй программы МСХ США закупало продукты питания у американских производителей и передало их продовольственным банкам и другим благотворительным организациям для раздачи нуждающимся домохозяйствам. Расходы на эту программу составили 2,5 млрд долл. В результате в 2020 г. расходы МСХ США на реализацию этих программ выросли на 32% и составили 122,1 млрд долл. В 2021 фин. г. (с 1 октября 2020 г. по 30 сентября 2021 г.) финансирование достигло исторического максимума в 182,5 млрд долларов.

32

Принципиальную важность решения задачи повышения качества питания американским государством подчеркнул принятый в 1994 г. закон «О здоровом питании для здоровых американцев» (The Healthy Meals for Healthy Americans Act). Среди заявленных целей – обеспечение высокого уровня информированности и практических навыков молодого поколения американцев по правильному выбору продуктов питания как основы здорового образа жизни, перевод системы детского питания в школах, яслях, детских домах и сиротских приютах, интернатах и т.п. на научно обоснованные нормы. Причём реформа школьного питания рассматривается в качестве канала воздействия и на родителей детей с целью распространения в стране навыком рационального питания через семью.

33

Другим показателем вовлечённости государства в вопросы формирования научно обоснованного рациона питания населения может также служить Руководство по питанию для американцев (Dietary Guidelines for Americans, DGA), выпущенное МСХ США и Министерством здравоохранения и социальных служб США в 1980 г. Руководство содержит рекомендации в области питания для жителей США старше двух лет и обновляется каждые 5 лет на основании исследований учёных, советов врачей, диетологов, нутрициологов, рекомендаций профессиональных организаций (Американская медицинская ассоциация, Американская ассоциация диабета и т. д.). В нём впервые было заявлено о необходимости ограничить потребление мяса и мясопродуктов, сократить потребление продуктов с высоким содержанием соли, нормировать использование концентрированных пищевых добавок. На основании рекомендаций Руководства в США формируют государственные программы в области питания. Последнее обновление вышло в декабре 2020 г., и оно актуально до 2025 года. И хотя основные диетические принципы не меняются в течение времени, содержание каждого последующего издания немного отличается, что отражает последние научные открытия в области питания и медицины.

34 Заметим, что Руководство вызывает критику по поводу недостаточного научного обоснования входящих в него рекомендаций. И одним из аргументов звучащей критики является тот факт, что с момента его выхода в свет в США резко возросло число заболеваний, связанных с питанием, особенно с ожирением и диабетом, которые оно так и не смогло остановить.
35

Среди программ по стимулированию правильного питания населения важная роль отводится целевой Программе дополнительной продовольственной помощи (Supplemental Nutrition Assistance Program, SNAP). Это одна из федеральных программ адресной продовольственной помощи жителям США, имеющим низкие доходы. До 2008 г. она была известна как «Программа продуктовых талонов». В настоящее время большая часть средств распределяется с помощью пластиковых карт, которые используются для приобретения широкого ассортимента продуктов питания в магазинах, участвующих в программе, и на фермерских рынках, что оказывает прямое влияние на качество рациона питания участников этой программы. Средний месячный размер пособия на человека ежегодно пересматривается. В 2019 г. бюджет программы составил 60,4 млрд долл., число участников 35,7 млн человек, средний уровень пособий – 129,83 долл. на человек в месяц. Временное увеличение пособий в связи с ликвидацией в стране последствий пандемии Ковид-19, расширение экстренных пособий привели к повышению расходов программы до исторического максимума в 113,8 млрд долл., а число участников в 2021 г. увеличилось до 41,5 млн.

36

Помимо материальной помощи на продовольствие малоимущим слоям общества и программ стимулирования правильного питания широко применяют учебные Программы дополнительной продовольственной помощи (Supplemental Nutrition Assistance Program Education, SNAP-Ed), которые обучают участников выращивать, хранить и готовить фрукты и овощи. Кроме того, программа стимулирует фермеров, участвующих в программе и продающим выращенную продукцию напрямую участникам-потребителям. Им предоставляют один год бесплатного доступа к мобильному приложению, которое позволяет принимать платежи в рамках этой программы на своих смарфонах и других устройствах.

37 В государственных программах продовольственной помощи в общей сложности участвует каждый четвёртый американец, поскольку 25% американцев хотя бы один раз в месяц употребляют продукты, полученные по этим программам. Среди них:
38
  • Национальная программа школьных обедов (the National School Lunch Program, NSLP), программа школьных завтраков (the School Breakfast Program, SBP), программа питания для детей и взрослых (the Child and Adult Care Food Program, CACFP), Летняя программа общественного питания (the Summer Food Service Program, SFSP). Суммарный бюджет названных программ в 2019 г. составил 23 млрд долл., число предложенных порций – 9,5 млн.
  • Программа дополнительной продовольственной помощи (Supplemental Nutrition Assistance Program, SNAP).
  • Специальная программа питания для женщин, младенцев и детей (Special Nutrition Program for Women, Infants and Children, WIC). В 2019 г. бюджет программы составил 5,3 млрд долл., число участников 6,4 млн человек, средний уровень пособий – 40,90 долл. на человек в месяц.
  • Программы питания для пожилых людей (Feeding Programs for Elderly). Необходимость её реализации обосновали тем, что средняя продолжительность жизни в США после достижения максимума 78,9 лет в 2015 г. снижается, в чём, помимо сердечно-сосудистых болезней, онкологии и ковида, частично виновато ожирение. В 2021 г. средняя продолжительность жизни в США снизилась до 76,1 лет.
39

На основании рекомендаций Руководства по питанию для американцев разрабатывают рацион питания в Вооружённых силах США, в которых 7% военнослужащих имеют избыточный вес9.

9. National Center for Health Statistics Products - Data Briefs - Number 456 - December 2022. Available at: >>> (accessed 13.04.2023).
40 В качестве примера влияния Руководства на улучшение качества питания приведём корректировку требований к школьному питанию. Так, в 2011/12 уч. г. программы школьных обедов содержали требование поддерживать в рационе школьников минимальное количество кальция, железа и ограничить уровень жиров и насыщенных жиров. В 2012/13 уч. г. ввели требование включить в школьные обеды обезжиренное молоко, фрукты, изменить набор овощей и увеличить количество продуктов из цельнозерновой муки. В 2013/14 уч. г. в школьные завтраки включили молоко низкой жирности, увеличили количество свежих фруктов и цельнозерновых продуктов. В 2014/15 уч. г. ввели новые стандарты, требующие ограничить продукты, содержащие натрий, добавленные жиры и сахар.
41 Соответствует ли рацион питания американцев рекомендациям Руководства по питанию для американцев? Исследование, проведённое Службой экономических исследований МСХ США в 2018 г., показало, что рацион американцев ниже рекомендованных норм по фруктам, овощам, молочным продуктам и рыбе и выше по зерновым продуктам, мясу, яйцам, орехам, добавленным жирам и маслам, а также добавленным сахарам и подсластителям.
42

Диверсификация продовольственного рынка США

 

Продовольственный рынок США в последние годы существенно расширился за счёт продуктов нового поколения, что вызывает одобрение у многих американских специалистов, которые видят в них многообещающую перспективу борьбы с ожирением и перехода населения на правильное питание. Ключевые сегменты рынка альтернативного продовольствия в США – красное мясо, курица, яйца, молочные и морепродукты, которые относятся к категории белковых. Альтернативные продукты разделяют на три группы в зависимости от особенностей производства:

43

1. Продукты на основе растительных белков – сои, гороха, других ингредиентов. Это наиболее популярная категория, представленная бургерами, молоком и яйцами.

2. Продукты на основе микроорганизмов: грибов, дрожжей, одноклеточных водорослей.

3. Продукты на основе клеток сельскохозяйственных животных и рыбы, так называемое культивированное клеточное мясо и рыба.

44

Сегодня в США продукты на растительной основе всё больше конкурируют с продуктами животного происхождения по вкусу, цене и доступности. Эта категория продуктов является основным фактором роста продаж продовольственных торговых сетей в США, поскольку они растут значительно быстрее чем продажи традиционных продуктов. За последние три года, с 2019 по 2021 г., объём продаж продуктов на растительной основе вырос на 54%, в то время как продажи традиционных – всего на 2%. Среди лидеров – альтернативные яйца, чьи продажи за последние три года росли в 538 раз быстрее чем продажи традиционных яиц, йогурты – в 16 раз быстрее, сливочное масло – в 12 раз. Однако доля белковых продуктов растительного происхождения на продовольственном рынке США невелика – всего 0,7%, а стоимость такой продукции в 2021 г. оценивалась в 7,4 млрд долларов10.

10. Good Food Institute. Available at: >>> (accessed 22.04.2023).
45

Мясо и молочные продукты – наиболее популярные продукты на растительной основе. Рынок растительных мясных продуктов оценивается в 939 млн долл. Он быстро растет, в 2019 г. продажи увеличились на 18%. Среди преимуществ – растительное мясо не содержит вредных насыщенных жиров животного происхождения, холестерина и антибиотиков, а содержание белка в нём выше, чем в традиционном. Есть плюсы и для экологии – согласно исследованию компании «Бейонд мит» (Beyond Meat), производство одного растительного бургера генерирует на 90% меньше парниковых газов, требует на 46% меньше энергии, на 99% меньше воды и на 93% меньше земли, чем производство бургера из говядины. Но нужно помнить, что растительное мясо – не полная замена натуральному: в нём нет витамина В12, железа и ряда других питательных веществ.

46

Согласно результатам опросов, сегодня 98% американцев покупают растительное мясо наряду с традиционным. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются бургеры из альтернативного мяса, продажи которых за три года выросли на 123%. Ведущие американские производители растительного мяса «Бейонд мит» и «Импосибл фудс» (Impossible Foods) активно сотрудничают с розничными торговыми и ресторанными сетями, поставляя растительные бургеры и колбаски в рестораны «Макдоналдс» и «Бургер Кинг», наггетсы в KFC. Однако доля растительных аналогов мяса в розничных продажах фасованного мяса не превышает 2%.

47

Рынок растительных молочных продуктов – самый большой сегмент в категории альтернативных продуктов питания в США. В настоящее время он превышает 2,6 млрд долл., что составляет 40% рынка растительных продуктов питания. Рост продаж продуктов этой категории в 2019 г. составил 5%. Наибольшей популярностью пользуется миндальное молоко, на которое приходится 65% стоимости продаж, овсяное молоко – самый быстрорастущий вид растительного молока. Его продажи в 2019 г. выросли на рекордные 686%. Компании «Шобани» (Chobani) и «Данон» (Danone) – основные гиганты молочной индустрии в США, которые также специализируются на производстве растительных молочных продуктов, расширяя ассортимент выпускаемой продукции в разных ценовых диапазонах11.

11. Ibidem.
48

Рынок культивируемых клеточных продуктов питания. В отличие от растительного мяса, в котором животный белок заменён на растительный, при производстве культивируемого мяса продукт выращивают в биореакторе, используя различные клетки животного происхождения и питательную среду. Уже существуют лабораторные версии говядины, куриного мяса, рыбы, утки, фуа-гра. Сдерживающим фактором является высокая цена на культивированные продукты. На сегодняшний день Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США выдало разрешение на реализацию мяса, выращенного из стволовых клеток животных, компании «Апсайд фудс» (Upside Foods), ранее известной как «Мэмфис митс» (Memphis Meats). Пока это касается только одного продукта — искусственного куриного мяса.

49

В США расположены крупнейшие мировые производители альтернативной мясомолочной продукции. Среди ведущих компаний, помимо упомянутой «Апсайд фудс», специализирующейся на клеточном мясе, – производителя над созданием альтернативных продуктов активно работают «Лайвкайндли коллектив» (Livekindly Collective) и «Импосибл фудс» –растительное мясо, «Морнингстар фармс» (Morningstar Farms) – растительная мясная и молочная продукция, «Перфект дэй» (Perfect Day) – растительная молочная продукция, «Иит джаст» (Eat Just) – культивируемое клеточное мясо, а также яйца на растительной основе. В 2020 г. объём инвестиций в производство альтернативных продуктов питания составил 3,1 млрд долл., что в 3 раза больше, чем в 2019-м.

50

Вместе с тем, отдавая должное революционным изменениям технологий производства продуктов питания, нельзя не отметить, что в США растёт рынок органических продуктов. В 2020 г. объём продаж такой продукции вырос на 12,4% и составил 61,9 млрд долл. Однако объём их производства невелик. Сегодня только 6% продуктов питания, реализуемых в стране, сертифицированы как органические. По данным журнала Nutrition Business Journal, продажи органических пищевых продуктов в США оценивались в 26,9 млрд долл. в 2010 г. (с поправкой на инфляцию 2021 г.) и достигли 52,0 млрд долл. в 2021 году. А за период 2000–2020 гг. они выросли в 5 раз12.

12. Organic Food in the United States of America. Market Summary, Competitive Analysis and Forecast to 2025. Available at: >>> (accessed 01.07.2023).
51 Одним из факторов, сдерживающих продажи органических продуктов, являются цены, которые по-прежнему выше, чем на их обычные аналоги. Согласно исследованию МСХ США, розничные цены на органические продукты с 2004 по 2010 г. превышали цене на традиционные продукты более чем на 20% (для 17 видов продуктов). И это обоснованно, поскольку органические фермы как правило имеют более высокие производственные затраты, чем обычные фермы, и надбавки к ценам на органические продукты дают фермерам возможность возместить повышенную стоимость производства органической продукции.
52 Как показали исследования, побудительной причиной потребителей органически произведённые продукты являются их взгляды на собственное здоровье, окружающую среду и защиту животных. За это они готовы платить более высокие цены. В 2016 г. более 80% домохозяйств США покупали органические продукты. Особенно активно их покупают люди в возрасте от 35 до 44 лет, независимо от расовой принадлежности.
53 Следует отметить, что в стране всё более распространённым становится подход к выбору продуктов питания не только с точки зрения пользы для здоровья, но и по критерию вреда для окружающей среды, которое наносит их производство. Потребители готовы пробовать экологичные альтернативы, например, личинок как источник возобновляемого белка, микропротеин из грибов, морские водоросли в качестве источника углеводов и витаминов.
54 Реагируя на растущий спрос населения на здоровое питание в США ведутся активные исследования в области пищевых нанотехнологий. Производство нанопродуктов идёт по нескольким направлениям: измельчение продукта до наночастиц, идущих, например, на изготовление различных нанодобавок, обогащающих пищу витаминами и питательными компонентами; нанофильтрация – для улучшения качества продуктов и воды; наносенсоры – для контроля качества пищевых продуктов и наноупаковка, в которой продукты долго не портятся. Отдельные элементы нанотехнологий уже сегодня используются при производстве эмульгаторов, стабилизаторов, консервантов.
55

Одним из примеров продуктов, содержащих наночастицы, являются широко распространенная йодированная соль, а также кетчуп, майонез, овощные супы в пакетиках, сахарная пудра. В производстве колбасных изделий применяются нанокапсулы, содержащие консерванты, красители и вкусовые вещества. Такие же нанокапсулы, но заполненные витаминами и минеральными веществами, добавляются в хлебобулочные изделия и в прохладительные напитки. Нанопродукты производят такие компании, как «Хайнц» (Heinz), «Нестле» (Nestle), «Крафт» (Kraft), «Юнилевер» (Unilever), «Альриа» (Altria).

56

Для координации работ в США в 2001 г. создан центр исследователей, разработчиков и производителей нанопродуктов под названием Национальная нанотехнологическая инициатива (the National Nanotechnology Initiative). Однако на сегодняшний день проблема использования нанопродуктов заключается в том, что отсроченное действие наночастиц на организм человека изучено слабо. Микрочастицы с лёгкостью проникают в клетку, и пока никому не известны последствия.

57

Заключение

 

Таким образом, специалисты в области медицины и питания, научное сообщество в США уделяют большое внимание состоянию здоровья нации, почти половина взрослого населения которой имеет хронические заболевания, связанные с питанием. Вместе с тем всё более ощутимым фактором пропаганды здорового питания и формирования потребительского спроса на продукты питания становится государственная политика. МСХ США реализует 15 дорогостоящих продовольственных программ, которые, помимо продовольственной поддержки детей и взрослых с низким доходом, прямо или косвенно затрагивают проблемы формирования научно обоснованного рациона питания как основы здорового образа жизни американцев. Об уровне охвата ими населения страны говорит тот факт, что в течение года каждый четвёртый житель США участвует хотя бы в одной из этих программ, на которые приходится две трети годового бюджета МСХ.

58 Важным трендом последнего десятилетия в США стал взрывной рост рынка альтернативных продуктов питания, на которые возлагают большие надежды в снижении остроты проблемы ожирения и переходе на здоровое питание. Популяризация инновационных продуктов, активная рекламная кампания, освещение научных открытий в области медицины и питания стимулируют спрос населения, заинтересованного в здоровом и экологически безопасном питании, не наносящем ущерб окружающей среде. Дополнительным стимулом году оказалась пандемия коронавируса ковид-19, изменившая образ жизни части населения страны. В ответ на растущий спрос в стране увеличивается число производителей и объёмы производства, расширяется ассортимент и разнообразие вкусовых характеристик альтернативных молочных продуктов, мяса, яиц, рыбы и морепродуктов. Ожидается, что к 2035 г. альтернативные белковые продукты достигнут полного паритета с животными, в том числе и по цене.

Библиография

1. Food Prices and Spending. USDA. ERS. Available at: https://www.ers.usda.gov/data-products/ag-and-food-statistics-charting-the-essentials/food-prices-and-spending/ (accessed 10.05.2023).

2. Food Consumption Trends. Agricultural Marketing Resource Center. Revised March 2022. Available at: https://www.agmrc.org/food/food-consumption-trends (accessed 07.05.2023).

3. Market Segments. USDA. ERS. Available at: https://www.ers.usda.gov/topics/food-markets-prices/food-service-industry/market-segments/ (accessed 11.04.2023).

4. Карапетян Р.В. Революция питания 4.0 – Новые вызовы современному обществу - Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований (научный журнал) (applied-research.ru). 2019, № 1(часть 1), стр. 230-234. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12899&ysclid=lazsw0dbxl280788875 (дата обращения 03.06.2023)

5. Saksena Michelle J., Okrent Abigail M., а.о. America’s Eating Habits: Food Away from Home, Economic Information. Bulletin Number 196, Sept. 2018, EIB-196. USDA. ERS Available at: https://www.ers.usda.gov/webdocs/publications/90228/eib-196.pdf?v=9767.4 (accessed 01.04.2023).

6. Diansheng Dong and Hayden Stewart. Racial and Ethnic Diversification Will Likely Shape U.S. Food Demand and Diet Quality. Amber Waves. April 04, 2022. Available at: https://www.ers.usda.gov/amber-waves/2022/april/racial-and-ethnic-diversification-will-likely-shape-u-s-food-demand-and-diet-quality/ (accessed 13.05.2023).

7. Food Prices and Spending USDA ERS. Available at: https://www.ers.usda.gov/data-products/ag-and-food-statistics-charting-the-essentials/food-prices-and-spending/ (accessed 19.05.2023).

8. Toossi, Saied and Jordan W. Jones. The Food and Nutrition Assistance Landscape: Fiscal Year 2022 Annual Report, Economic Information Bulletin -255, June 2023. U.S. Department of Agriculture, Economic Research Service. Available at: https://www.ers.usda.gov/webdocs/publications/106763/eib-255.pdf?v=9698.3 (accessed 17.05.2023).

9. National Center for Health Statistics Products - Data Briefs - Number 456 - December 2022. Available at: https://www.cdc.gov/nchs/pressroom/nchs_press_releases/2022/20220831.htm (accessed 13.04.2023). Life Expectancy in the U.S. Dropped for the Second Year in a Row in 2021. National Center for Health Statistics Available at: https://www.cdc.gov/nchs/products/databriefs/db456.htm (accessed 13.04.2023).

10. Good Food Institute. Available at: https://gfi.org/marketresearch/ (accessed 22.04.2023).

11. Ibidem.

12. Organic Food in the United States of America. Market Summary, Competitive Analysis and Forecast to 2025. Available at: https://www.marketresearch.com/MarketLine-v3883/Organic-Food-United-States-America-14710448/ (accessed 01.07.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести