Американо-саудовские отношения при президенте Байдене: тенденции, проблемы и перспективы
Американо-саудовские отношения при президенте Байдене: тенденции, проблемы и перспективы
Аннотация
Код статьи
S207054760028376-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бобкин Николай Николаевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Администрация Байдена, похоже, пока не имеет активной стратегии противодействия смещению Саудовской Аравии в сторону большей самостоятельности на Ближнем Востоке. В статье делается попытка ответить на вопрос, возможно ли в ближайшей перспективе восстановление полноценных союзнических отношений между Вашингтоном и Эр-Риядом. Оценивается отношение президента США к королевской семье, подчёркивается, что личная неприязнь Байдена и Мухаммеда бин Салмана обостряет стратегические разногласия, основанные на смене геополитических и геоэкономических ориентиров обеих стран. Показано, что предпринятые США дипломатические усилия на самом высоком уровне не привели к примирению. Оцениваются последствия саудовско-иранского сближения на ближневосточные конфликты и их влияние на позиции США в регионе.

Ключевые слова
США, Саудовская Аравия, президент Байден, наследный принц Мухаммед бин Салман, саудовско-иранское примирение, Россия, Китай, Йемен, Сирия
Классификатор
Получено
20.07.2023
Дата публикации
09.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
183
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Вашингтон всегда использовал отношения с Эр-Риядом для достижения своих целей, что исторически служило достаточным оправданием для игнорирования жёсткой автократии в Королевстве, бросающей вызов принципам американской демократии. Однако в последние годы правовые и моральные расхождения в оценках внутренней политики саудовского руководства в сочетании со сланцевой революцией в США, которая оказала колоссальное влияние на мировой рынок углеводородов и позволила Америке выйти в лидеры по добыче нефти и газа, спровоцировали широко распространённое среди американских политиков требование переоценки отношений с Саудовской Аравией. Альянс, который когда-то не подвергался сомнению в Вашингтоне, теперь сталкивается с чрезвычайным уровнем критики.

2 С другой стороны, США, которые инициировали американо-саудовские стратегические отношения, якобы опасаясь нехватки ресурсов и зависимости от экспорта нефти, никогда не зависели от аравийской нефти. Скорее, Вашингтон таким образом проектировал своё влияние, чтобы поддержать устраивающий Америку баланс сил на Ближнем Востоке в целях сохранения американской гегемонии и обеспечения стабильности мирового рынка нефти для поддержки энергетической безопасности своих союзников, имеющих ограниченные или нулевые её внутренние запасы. Во многом поэтому отношения США и Саудовской Аравии выдержали сейсмические события в мире, дипломатические кризисы и внутренние беспорядки, ценность партнёрства выходила далеко за рамки обмена «нефть на безопасность».
3 Несмотря на разногласия, многолетнее партнёрство выдержало испытание временем, США и Саудовская Аравия при различных администрациях не разошлись в разные стороны, сохраняя общие интересы и точки соприкосновения. Королевство стало центральным элементом ближневосточной политики администрации Трампа, а Вашингтон и Эр-Рияд оставались близкими союзниками на протяжении всего срока его президентства. Однако с поражением Трампа на выборах 2020 г. отношения оказались под угрозой.
4 Байден стал во главе Белого дома в тот момент, когда в США стали преобладать антисаудовские настроения, вызванные усталостью от затяжного участия в войнах на Ближнем Востоке, нарушением прав человека в Саудовской Аравии, продолжающейся войной в Йемене и неограниченным доступом Эр-Рияда к закупкам американских вооружений. Американские политики теперь должны решить, какие интересы США наиболее важны в отношении Королевства: энергетика, безопасность или права человека.
5

Отношение президента Байдена к королевской семьей

 

Во время своей президентской кампании Байден дал несколько обещаний, которые соответствовали доктрине Обамы об уходе с Ближнего Востока и сосредоточении внимания на Китае. Он пообещал вернуться к ядерной сделке с Ираном, положить конец войне в Йемене и относиться к Саудовской Аравии как к авторитарному государству.

6

В целом можно согласиться с мнением, что его подход состоял в том, чтобы заставить саудовцев «заплатить цену и сделать их фактически изгоями, которыми они являются». Байден был столь же прямолинеен в отношении королевской семьи Саудовской Аравии. По его словам, «нынешнее правительство Саудовской Аравии имеет очень небольшую социальную ценность». «Мы ясно дадим понять, что Америка никогда больше не будет проверять свои принципы у дверей только для того, чтобы покупать нефть или продавать оружие», – обещал Байден1.

1. Hubbard Ben. After Trump’s embrace, Saudis brace for a chillier tone from Biden. New York Times. November 20, 2020. Available at: >>>> (accessed: 30.06.2023)
7

Эксперты отмечали, что для администрации Байдена Саудовская Аравия изначально была плохим партнёром, а наследный принц Мухаммед бин Салман рассматривался как жестокий выскочка, которому позволили избежать наказания за слишком много деструктивных действий. С другой стороны, не оспаривалось то, что Соединённым Штатам нужна Саудовская Аравия, чтобы помочь заручиться региональной поддержкой новой стратегии по Ирану, стабилизировать нефтяные рынки или помочь возобновить мирные переговоры между Израилем и палестинцами2. Ни по одному из этих направлений США в отношениях с Королевством консенсуса не достигли.

2. Ward Alexander. Biden’s informal review of Saudi Arabia. Politico. July 04, 2023. Available at: >>> (accessed: 10.07.2023).
8

В отношении Ирана Байден собирался вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), подписанному между Ираном и группой «5+1» и организованному Бараком Обамой в 2015 г. в обмен на отмену экономических санкций. СВПД был признан несовершенным президентом Трампом, который в одностороннем порядке вышел из него в мае 2018 г. и восстановил ядерные санкции против Тегерана3. Байден был намерен вернуться к соглашению, полное соблюдение которого предусматривало отмену санкций и отказ США от политики Трампа оказания максимального давления на иранский режим4. Неудивительно, что Саудовская Аравия выступила против повторного присоединения США к договору.

3. Davenport Kelsey. The Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA) at a Glance. The Arms Control Association. March 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).

4. Erlanger Steven. Biden Wants to Rejoin Iran Nuclear Deal, but It Won’t Be Easy. New York Times. November 17, 2020. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
9

В отношении Йемена Байден намеревался прекратить американскую поддержку войны саудовцев. Саудовская Аравия вмешалась в конфликт на стороне официального йеменского правительства в 2015 г. при поддержке президента Трампа в обмен на выгодные сделки с оружием. Однако международные правозащитные организации подвергли критике это сотрудничество и продажу оружия5.

5. Biden to end US support for Yemen war. The Middle East Monitor (MEMO). October 05, 2020. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
10

Что касается прав человека, то Байден взял курс на пересмотр отношений с Саудовской Аравией из-за их нарушений, признав причастность королевской семьи к убийству Джамаля Хашогги. Саудовский диссидент был убит в октябре 2018 г. в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле, как признали спецслужбы США, по приказу из Эр-Рияда. В то время как президент Трамп защищал королевскую семью Саудовской Аравии, Байден пообещал, что его администрация пересмотрит отношения с Королевством, чтобы показать, что «приверженность Америки демократическим ценностям и правам человека будет приоритетом даже для наших ближайших партнёров по безопасности»6.

6. Harb Ali. Khashoggi murder: Joe Biden pledges to 'reassess' ties with Saudi Arabia. Middle East Eye (MEE) October 03, 2020. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
11

При этом американо-саудовская напряжённость приобрела ярко выраженный личный оттенок. Мухаммед бин Салман, когда его спросили, как Байден относится к нему, пренебрежительно ответил: «Просто мне всё равно». «[Байден] должен думать об интересах Америки», – добавил он7. Саудовская Аравия особенно медленно публично поздравляла Байдена с предполагаемой президентской победой. Телеграмма была отправлена королём Салманом более чем через 24 часа после того, как американские СМИ назвали победу Байдена.

7. Porter Tom. Saudi ruler Mohammed bin Salman is seeking to humiliate Biden as part of a global power play. Business Insider. October 28, 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
12

Эта разновидность язвительности является отходом от стандартного тона двусторонних отношений в прошлом. Даже после терактов 11 сентября, президент Обама, к примеру, выступил против единогласно принятого Конгрессом закона, разрешающего семьям жертв 11 сентября подавать в суд на Саудовскую Аравию из-за предполагаемой связи с терактами 2001 года8. Тот факт, что Обама и Эр-Рияд оказались на одной стороне против Конгресса, подчёркивает особый характер американо-саудовских отношений.

8. Toosi Nahal. Obama, in an awkward twist, becomes Saudi Arabia’s defender. Politico. September 22, 2016. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
13

Хотя много внимания уделяется напряжённым отношениям между наследным принцем и президентом США, можно согласиться с экспертным мнением, что существуют структурные причины растущего расхождения между двумя странами9. Действительно, отношения начали портиться при администрации Барака Обамы. Саудовские монархи ошибочно полагали, что Вашингтон предоставит им особый доступ, внимание и почтение, а американские лидеры ошибочно полагали, что Эр-Рияд безоговорочно присоединится к США по стратегическим и энергетическим вопросам. Дальнейшее ухудшение отношений в какой-то степени было следствием снижения ожиданий.

9. Palicka Ondrej. Future of the Saudi-US Relations: Could Biden Push Saudi Arabia Towards Russia and China? Atlas Institute for International Affairs. January 12, 2021. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
14

Так, усиление воздушных атак хуситов из Йемена и удары Ирана в 2019 г. выявили физическую уязвимость Саудовской Аравии, подвергнув риску мирных жителей и поставив в неловкое положение руководство страны. Единственным существенным ответом США была поставка разведывательных и оборонительных систем в Саудовскую Аравию. Но их число было ограничено, а вывод войск из Афганистана в августе 2021 г. и передислокация военных активов США из региона усилили опасения в Королевстве по поводу надёжности Вашингтона.

15

Усилия американской дипломатии: успехи и неудачи

 

В июле 2022 г. президент Байден напрямую обратился к союзникам по Персидскому заливу, таким как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар, в попытке согласовать интересы. Его июльская поездка по странам региона подчёркнула меняющуюся региональную геометрию Ближнего Востока10.

10. Results of Bilateral Meeting Between the United States and the Kingdom of Saudi Arabia. July 15, 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
16

После подписания Авраамских соглашений в августе 2020 г. политика США заключалась в углублении сотрудничества между американскими союзниками и партнёрами в регионе, включая Израиль. Администрация Байдена поддерживала многосторонние усилия по оформлению «новой региональной архитектуры» для укрепления региональной безопасности. В частности, в марте 2022 г. ряд министров иностранных дел Ближнего Востока встретились в Негеве11, заложив основу для того, что было названо «Форумом Негева» – группы, в которую вошли Египет, Марокко, Бахрейн, Объединённые Арабские Эмираты, Израиль и Соединённые Штаты.

11. Finnegan Conor. Blinken attends 'historic' Israeli, Arab summit amid Iran deal tensions, Palestinian opposition. ABC News. March 28, 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
17

Июльский визит Байдена начался с Израиля, где он подписал «Иерусалимскую декларацию», заявив, что США привержены «построению надёжной архитектуры» на Ближнем Востоке. Президент Байден заявил о намерениях углублять связи между Израилем и всеми его ближневосточными партнёрами, а также продвигать региональную интеграцию Израиля, расширяя с течением времени вокруг него круг мира, включив в него ещё больше арабских и мусульманских государств»12.

12. The Jerusalem U.S.-Israel Strategic Partnership Joint Declaration. July 14, 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
18

Из Израиля президент вылетел прямо в Саудовскую Аравию, что стало первым официальным подобным рейсом в истории, правительство Королевства объявило, что предоставит право на пролёт всем перевозчикам, включая израильские авиакомпании. В США назвали это решение «первым официальным шагом к нормализации отношений с Саудовской Аравией». Тем не менее, Саудовская Аравия сразу же подчеркнула, что нормализация отношений с Израилем не обсуждается до тех пор, пока не будет достигнуто решение о создании двух государств в соответствии с Арабской мирной инициативой 2002 года13. Следуя за Эр-Риядом, многие другие арабские страны также не стремятся присоединиться к Авраамским соглашениям или полностью нормализовать отношения с Израилем, пока не будет достигнуто решение палестинского вопроса.

13. No Normalization with Israel Until Two-state Solution Reached, Saudi FM Says. Haaretz. Jul 16, 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
19 В целом визит Байдена можно оценивать, как послание Ближнему Востоку, что США остаются. Особенно в свете проводимой спецоперации на Украине и в тот момент, когда международное внимание сосредоточено на предполагаемых американских «поворотах» в других местах и «уходе» из региона, президент использовал эту поездку, чтобы попытаться изменить эти взгляды. Поскольку геополитическая картина продолжает меняться, а некоторые предсказывают «новую холодную войну», можно ожидать, что такое позиционирование станет долгосрочной тенденцией.
20

Очередная попытка нормализации отношений была предпринята администрацией Байдена 7 мая 2023 г. в Джидде на встрече советника по национальной безопасности США Джейка Салливана с наследным принцем Мухаммедом бен Салманом. В заявлении, опубликованном Белым домом14, говорится, что обе стороны рассмотрели «значительный прогресс в переговорах по дальнейшему закреплению нового 15-месячного перемирия в Йемене». О том, что Эр-Рияд отказывается идти на расширение Авраамских соглашений и нормализовать отношения с Израилем нет ни слова, а иранская тема, бывшая раньше козырной картой американцев, вообще не упоминается. По сути, визит такого высокого уровня не дал Вашингтону видимых результатов.

14. Readout of National Security Advisor Jake Sullivan’s Meeting on Regional Integration. May 07, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
21

Вашингтон продолжил дипломатические усилия, чтобы сгладить разногласия, в ходе трёхдневного визита в Саудовскую Аравию госсекретаря США Энтони Дж. Блинкена в июне 2023 года15. Его поездка пришлась на период быстрой смены альянсов на Ближнем Востоке, с тех пор как королевство восстановило дипломатические отношения с Ираном. Ещё одним важным изменением стало то, что накануне, несмотря на резкие возражения из Вашингтона, на саммит Лиги арабских государств по саудовской инициативе пригласили сирийского президента Башара Асада. В Белом доме раскритиковали это решение арабского мира, хотя Америка не является членом этой организации.

15. Secretary Blinken’s Meeting with Saudi Crown Prince Mohammed bin Salman. June 6, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
22

В этой связи Блинкену в Эр-Рияде дали понять, что лучшее, что могут сделать американцы, это не вмешиваться в начавшуюся трансформацию региона. Неслучайно, что серьёзного разговора с ним не получилось, а в оценках визита преобладает мнение16, что ни одна из существенных целей им не была достигнута. Саудовское руководство ещё раз подтвердило, что испытывает стойкое недоверие к президенту Байдену и идти на уступки не намерено.

16. Wong Edward and Nereim Vivian. Blinken’s Visit to Saudi Arabia Caps U.S. Effort to Rebuild Ties. New York Times. June 8, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
23 Прежде всего это касается уговоров Вашингтона о нормализации отношений с Израилем. Примирение Королевства с еврейским государством стало бы огромным достижением под эгидой Америки, а наследный принц Мохаммед бен Салман не хочет, чтобы администрация Байдена ставила себе в заслугу это. Дипломатическое признание Израиля Саудовской Аравией на данный момент кажется маловероятным, несмотря на то что соседние Бахрейн и Объединённые Арабские Эмираты признали Израиль в 2020 году.
24 Как представляется, личная неприязнь Байдена и Мухаммеда бин Салмана ускоряет то, что, по сути, является растущим стратегическим расхождением, основанным на смене геополитических и геоэкономических ориентиров в обеих странах. Переориентация внешней политики Саудовской Аравии отражает стремление Эр-Рияда стать полноправной геоэкономической державой, менее ограниченной традиционными обязательствами перед Вашингтоном. Специальная операция России на Украине увеличила этот разрыв. Как и многие ближневосточные государства, Саудовская Аравия не захотела открыто осуждать Москву, а политика саудовцев в сфере экспорта углеводородов явно строится не в пользу поддержки давления США на Россию.
25

Сегодня добыча нефти сама по себе больше не является тем связующим звеном, скрепляющим американо-саудовские отношения. По данным Economist Intelligence Unit, в 2021 г. 5% экспорта Саудовской Аравии (преимущественно нефть) приходилось на США, 10% – на Европейский Союз и ошеломляющие 50% – на Китай, Японию, Индию и Южную Корею17. При этом Китай является крупнейшим покупателем сырой нефти в мире, и он покупает у Саудовской Аравии больше, чем где-либо ещё. Почти половина двусторонней торговли между этими странами в 2021 г. на сумму 87,3 млрд долл. пришлась на импорт сырой нефти из Саудовской Аравии, что составило 77% общего объёма китайского импорта из Королевства. Это указывает на фундаментальную стратегическую проблему, стоящую перед Саудовской Аравией: её безопасность лежит на Западе, а её экономическое процветание – на Востоке.

17. Economist Intelligence Unit, ‘Strategic US–Saudi Alliance Under Pressure’, 1 November 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
26

Королевство с каждым годом сокращает свою экономическую зависимость от США. Ещё в 2001 г. коммерческие отношения Саудовской Аравии с Китаем составляли незначительную долю, –всего одну десятую её совокупной торговли с ЕС и Соединёнными Штатами. Хотя в то время общая стоимость торгового оборота была скромной, с тех пор она постоянно увеличивается почти каждый год. К 2011 г. Китай впервые превзошёл США по объёму товарооборота с Саудовской Аравией. Затем к 2018 г коммерция между Китаем и Саудовской Аравией превысила торговлю этой ближневосточной страны со всем ЕС. Сегодня Китай стал более крупным торговым партнёром Саудовской Аравии, чем весь остальной Запад, вместе взятый18.

18. Soltani Ehsan. How China Became Saudi Arabia’s Largest Trading Partner. February 19, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
27

В таких условиях для саудовцев в их отношениях с Вашингтоном не торговля и экономическое сотрудничество, а внешняя защита является самой большой проблемой. Хотя среди официальных лиц и наблюдателей США и Саудовской Аравии в необходимости дальнейшего улучшения отношений в сфере обороны между двумя странами существует консенсус, серьёзных политических решений с обеих сторон при президентстве Байдена принято не было. Справедливо отмечается, что Вашингтон и Эр-Рияд пока не перестроили свои связи в сфере безопасности в соответствии с новыми геополитическими приоритетами США и новыми требованиями обороны Саудовской Аравии19.

19. Saab Bilal Y. After oil-for-security a blueprint for resetting Us-Saudi security relations. The Middle East Institute (MEI). February 2023. >>> (accessed: 30.06.2023).
28 В 2017 г. администрация Трампа способствовала резкому увеличению продаж американского оружия Эр-Рияду, когда заключила крупную сделку по поставкам вооружений. Встреча Трампа и наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, во время которой была подписана сделка, показала важность, которую президент придавал партнёрству с Саудовской Аравией. Тем не менее новая администрация Байдена решила сократить экспорт оружия в Саудовскую Аравию в рамках переоценки своих отношений с королевской семьёй.
29

В начале президентства Байдена, в январе 2021 г. США имели 126,6 млрд. долл. в активных сделках по межправительственным продажам с Саудовской Аравией в рамках системы иностранных военных поставок (FMS)20. Саудовская Аравия стала самой оснащённой страной Персидского залива, прежде всего за счёт импорта передового оружия из США, хотя помимо Америки, Королевство импортирует военную технику из ряда других стран, в первую очередь из Великобритании и Франции21.

20. U.S. Security Cooperation with Saudi Arabia. January 20, 2021. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).

21. Wezeman Pieter D. Saudi Arabia, armaments and conflict in the Middle East. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). December 14, 2018. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
30

Администрация Байдена стала более критично относиться к своим отношениям с Саудовской Аравией. Сокращение продаж оружия оказалось идеальным инструментом оказания давления на Эр-Рияд без ущерба, как полагали в Белом доме, для американской экономики. Хотя президент Трамп утверждал, что продажа оружия является основным источником экспортных доходов, стоимость военных товаров, поставленных Саудовской Аравии в 2017 г. составила лишь 0,27% общего объёма товаров и услуг, экспортируемых Соединёнными Штатами22. Тем не менее экспорт американского оружия сохраняет решающее значение для военного потенциала Королевства, а ограничения на экспорт, вводимые США, вызывают в Эр-Рияде ответную реакцию.

22. Riedel Bruce. It's time to stop US arms sales to Saudi Arabia. Brookings Institution. February 04, 2021. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
31

У Эр-Рияда есть возможность обратиться и к России и Китаю. Китайский экспорт военной техники в Саудовскую Аравию уже значительно превышает российский. Помимо продажи беспилотников, Эр-Рияд также покупает у Китая технологии баллистических ракет, которые Королевство не может покупать у США и других стран из-за режима контроля за ракетными технологиями 1987 г., который Китай не подписал. Более того, баллистические ракеты могут использоваться для доставки ядерного оружия. Хотя Саудовская Аравия утверждает, что не стремится приобрести такой потенциал, если этого не сделает Иран, она отвергла ограничения на свою способность производить ядерное топливо и продвигает свою ядерную программу, получая поддержку от Китая23.

23. Chaziza Mordechai. Saudi Arabia’s Nuclear Program and China. The Middle East Institute (MEI). August 18, 2020. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
32

Есть признаки того, что Саудовская Аравия может быть готова покупать оружие у России. Страны достигли предварительной договорённости о потенциальном приобретении российского вооружения, в том числе ЗРК С-400. Кроме того, Россия была бы готова передать технологии для местного производства своего оружия. Если Саудовская Аравия стремится уменьшить зависимость от Запада и расширить свою оборонную промышленность, Москва представляет собой реальную альтернативу24.

24. Kuimova Alexandra. Russia’s arms exports to the MENA region: trends and drivers. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). April 01, 2019. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
33

Нефтяные объекты как в Саудовской Аравии25, так и в Объединённых Арабских Эмиратах26, в последние годы подверглись атакам со стороны субъектов, которых, как считается, поддерживает Иран, в том числе йеменских повстанцев-хуситов. В обоих случаях страны Персидского залива не были в восторге от реакции США, что побудило переосмыслить давнюю опору отношений между США и этими странами, которая обеспечивала учёт арабами энергетических потребностей США в обмен на американские гарантии безопасности.

25. Attack on Saudi oil field a game-changer in Gulf confrontation. CNN. September 15, 2019. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).

26. US, UAE intercept Houthi ballistic missiles over Abu Dhabi. CNN. January 24, 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
34

Оценка последствий саудовско-иранского сближения

 

10 марта 2023 г. представители Ирана и Саудовской Аравии, которые в течение пяти дней тайно встречались в Пекине, объявили о соглашении, спонсируемом Китаем восстановить дипломатические отношения между двумя странами27. Время заключения сделки по возобновлению связей было неожиданным, как и тот факт, что Китай выступил её посредником. Иран и Саудовская Аравия некоторое время вели в Багдаде переговоры о восстановлении дипломатических отношений, но, похоже, эти обсуждения тогда зашли в тупик. Иран стремился к примирению, но Эр-Рияд сопротивлялся, ожидая уступок от Тегерана по другим вопросам, включая войну в Йемене, прежде чем сделать этот шаг.

27. How Beijing Helped Riyadh and Tehran Reach a Detente. The International Crisis Group. March 17, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
35

В совместном заявлении названы договорённости, предусматривающие восстановление дипломатических отношений в полном объёме и возвращение к двум предыдущим соглашениям, подписанным в 1998 и 2001 г. Первое из них касалось расширения торговли и инвестиций, а также сотрудничества в области технологий, науки, культуры, спорта и молодёжи. Второе предусматривало совместную работу иранских и саудовских органов безопасности и разведки в борьбе с различными угрозами, включая террористические группировки, с которыми сталкиваются обе страны28.

28. Mehran Shamsuddin. New chapter in diplomacy. Tehran Times. March 12, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
36 Для США роль Китая в содействии соглашению оказалась неожиданной. Скорость, с которой Пекину удалось завершить сближение, предвещало геополитический сдвиг, позволяющий Китаю взять на себя более важную роль в регионе. Пекин поддерживает тёплые отношения с обеими ближневосточными странами и является для них надёжным партнёром.
37

Что касается Ирана, то Китай в течение многих лет является его главным торговым партнёром. Запад склонен рассматривать отношения между Тегераном и Пекином как прямую угрозу своим интересам. По сути, многие достижения китайско-иранского торгово-экономического сотрудничества были реализованы за счёт преодоления противодействия со стороны американских санкций. И сегодня Китай по-прежнему является крупнейшим нефтяным клиентом Ирана, несмотря на стремление Вашингтона свести экспорт Тегерана к нулю.

38

Визит президента Эбрагима Раиси в феврале 2023 г. стал первым за 20 лет в Китай29, в ходе его были подписаны торговые и инвестиционные сделки, в которых в центре внимания находится «доработка действующих механизмов» 25-летнего всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве, подписанного в 2021 г. Есть основания полагать, что именно тогда Иран принял предложение Китая о посредничестве в примирении с Эр-Риядом.

29. Hand in hand. Iran, China ink 20 cooperation documents, MOUs. Tehran Times. February 14, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
39

За последние 30 лет китайско-саудовские связи усилились в самых разных областях. Саудовская Аравия стала крупнейшим торговым партнёром Китая на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также ведущим международным поставщиком сырой нефти для Китая. Королевство также было крупнейшим региональным получателем китайских контрактов и инвестиций, которые с 2005 по 2021 г. составили почти 43,5 млрд долларов30. Экспорт Китая в Саудовскую Аравию достиг 37,99 млрд долл. в 2022 г., а экспорт Пекина в Тегеран в этом же году составил 9,44 млрд долларов31.

30. . Naser Al-Tamimi. Beyond blocs: global views on China and US-China relations. The Mercator Institute for China Studies (MERICS). February 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).

31. China Exports to Iran. Trading Economics API. July 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
40 Региональные и глобальные реакции на сближение Ирана и Саудовской Аравии были в основном положительными, но долгосрочные последствия сделки остаются неясными. Между Эр-Риядом и Тегераном по-прежнему отсутствует уверенность в соблюдении Пекинского соглашения. Его механизмы контроля, если таковые имеются, не раскрыты.
41

Помимо улучшения двусторонних отношений, соглашение может также помочь снизить напряжённость в более широком регионе Персидского залива. Официальные лица в ОАЭ, Кувейте и Омане высоко оценили сделку как шаг к стабильности и процветанию, от которого выиграют все стороны. Даже Бахрейн, который, как известно, настороженно относится к Ирану, выступил с заявлением, в котором приветствовал соглашение и выразил надежду на разрешение конфликтов путём диалога и дипломатии32. В последние месяцы Манама, которая давно обвиняет Тегеран в разжигании беспорядков среди шиитского большинства населения Бахрейна после саудовско-иранского примирения ведёт двусторонние переговоры с Ираном.

32. Bahrain welcomes statement on resumption of Saudi-Iranian diplomatic relations. March 10, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
42

По мере того как арабские государства Персидского залива теряют веру в приверженность Соединённых Штатов их безопасности, они всё более следуют саудовскому курсу. Всего через несколько дней после объявления о сделке с саудовцами, секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Шамхани посетил Объединённые Арабские Эмираты, где встретился с президентом шейхом Мохаммедом бен Заидом Аль Нахайяном33. Тот факт, что иранскую делегацию на этих переговорах возглавлял секретарь ВСНБ адмирал Шамхани, пользующийся особым доверием верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, показывает, что у иранского руководства есть стратегическое решение преодолеть ставшую привычной враждебность в отношениях с арабскими государствами Персидского залива.

33. Iran’s top security official due in UAE for official visit. Marsh 15, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
43 Следующей остановкой в челночной дипломатии секретаря ВСНБ Ирана стал Багдад, где 19 марта он встретился с премьер-министром Ирака Мохаммедом Шиа аль-Судани, который пришёл к власти в октябре 2022 г. во многом благодаря поддержке координационной коалиции проиранских групп и военизированных формирований. В Тегеране эту победу называли «провалом США», не скрывая своих планов значительно продвинуться в сотрудничестве с его правительством по ряду важных для себя вопросов.
44

Эти ожидания, как показал, визит Шамхани оправдываются, иранцам удалось решить некоторые давние проблемные вопросы в двусторонних отношениях. Подписан документ о сотрудничестве в области безопасности в районах общей ирано-иракской границы. Соглашение направлено на прекращение деятельности иранских курдских оппозиционных групп, базирующихся на севере Ирака, которые Тегеран давно обвиняет в сотрудничестве с Израилем34.

34. Shamkhani to Sign Iran-Iraq Security Deal in Baghdad Visit. Tasnim news. March, 19, 2023. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
45 Не обошлось без обсуждения американской тематики. Шамхани поставил вопрос о привлечении иракскими судебными органами к ответственности должностных лиц США, причастных к гибели генерала КСИР Сулеймани в Багдаде в январе 2020 г. Что касается военного присутствия США в Ираке, то иракская сторона подтвердила свои обязательства не допускать разведывательной и иной враждебной деятельности американцев со своей территории против Ирана.
46 Йемен является одной наиболее пострадавших от конфронтации между Эр-Риядом и Тегераном. Две страны поддерживали противоборствующие группировки в гражданской войне в Йемене в 2014 г., а в 2015 г. коалиция во главе с Саудовской Аравией вмешалась, чтобы бороться с поддерживаемыми Ираном повстанцами-хуситами, захватившими страну. Йеменская война, вероятно, была приоритетом в повестке дня обеих стран, когда они обсуждали условия примирения. Региональное измерение войны может постепенно двигаться к урегулированию путём переговоров между хуситами и Ираном, с одной стороны, и Саудовской Аравией – с другой.
47 Но внутренние аспекты войны по-прежнему не поддаются никакому урегулированию путём переговоров между хуситами и саудовцами. Примирение между Ираном и Саудовской Аравией не устранит глубоко укоренившуюся и давнюю враждебность между хуситами и их противниками, а также не устранит напряжённость и разногласия, которые преобладают в лагере противников хуситов. В лучшем случае саудовско-иранская разрядка будет способствовать двусторонним переговорам, которые ведутся между Саудовской Аравией и хуситами.
48 В рамках «арабского похода» иранской дипломатии можно также рассматривать организованный при посредничестве Тегерана визит президента Сирии Башара аль-Асада в Абу-Даби сразу же после посещения ОАЭ иранской делегацией. Приём Асада послал чёткий сигнал о том, что арабский мир готов возобновить отношения с сирийским президентом, которого до этого избегали. Процесс разрешения сирийского кризиса без участия США был запущен.
49

В экспертной среде отмечают, что растущая уверенность ОАЭ в своей внешней политике связана с их восприятием того, что Соединённые Штаты уходят из региона и полностью отвлекаются на спецоперацию России на Украине. Можно согласиться с мнением, что ОАЭ, как и Саудовская Аравия, заняты крайним хеджированием, отказываясь активно поддерживать Европу и США в их конфронтации с Россией и преследует свои интересы, не заботясь о том, что это противоречит коллективной позиции Запада35.

35. Barnes-Dacey Julien. Order of engagement: Assad’s visit to Abu Dhabi. The European Council on Foreign Relations (ECFR). March 22, 2022. Available at: >>> (accessed: 30.06.2023).
50 После катастрофического землетрясения, обрушившегося на Сирию и Турцию в феврале 2023 г., международное сочувствие, похоже, ускорило региональное сближение. Примирение Сирии с Ближним Востоком быстро набирает обороты после нормализации отношений Саудовской Аравии с Ираном и установления официальных контактов президента Асада с ОАЭ и другими государствами Персидского залива. Было восстановлено членство Сирии в Лиге арабских государств, а Саудовская Аравия возобновила работу своих дипломатических миссий в Дамаске. Президент Сирии Башар Асад принял участие в саммите Лиги арабских государств. Нет сомнений, что арабо-сирийское сближение было одобрено саудовским руководством, несмотря на неизменность поддержки Тегераном сирийского режима алавитов.
51

Примечательно и то, что Тегеран делает многое, чтобы помочь Сирии восстановить разорванные связи с другими странами региона, в том числе с соседней Турцией, которая поддерживала вооружённую оппозицию Асаду на протяжении 12-летнего конфликта. Пока рано говорить о том, что Тегеран и Анкара настолько сблизились в вопросе о Сирии, что между ними не остаётся противоречий. Они по-прежнему соперничают за влияние в этой стране, и им необходимо тщательно регулировать свою борьбу за влияние не только в Сирии, но и в Ираке, на Южном Кавказе и в других местах более широкого региона. Несмотря на то что иранская и турецкая стороны находятся в поиске точек соприкосновения, представление о каком-либо толчке к ирано-турецкому партнёрству преждевременно.

52 Тем не менее несмотря на то что Турция поддерживает боевиков сирийской оппозиции, Анкара и Дамаск в равной степени встревожены поддерживаемыми США и возглавляемыми курдами Сирийскими демократическими силами (СДС) на северо-востоке Сирии. Турецкие власти конфликтуют с СДС, обвиняя их в том, что они являются частью запрещённой в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей на протяжении десятилетий повстанческую борьбу. Правительство Асада также воспринимает СДС как сепаратистскую силу, которая находится под американским контролем и помогает Америке расхищать богатства страны, контролируя при этом основные нефтяные месторождения Сирии.
53

Заключение

 

Порядок на Ближнем Востоке стоит на пороге важного политического переворота, у которого есть две основные особенности: он происходит очень быстро и при явной неспособности Запада помешать происходящим в регионе процессам. Начало украинского кризиса не просто изменило геополитический ландшафт, оно серьёзно подорвало позиции США на Ближнем Востоке и испортило отношения Вашингтона с рядом стран региона.

54 В течение своего пребывания в должности Байден понизил уровень военного присутствия США в Ираке, вывел несколько передовых военных объектов из региона Персидского залива, обнародовал отчёт разведки, в котором наследный принц Мухаммад бин Салман обвинялся в причастности к убийству Джамаля Хашогги, и отчёт о событиях 11 сентября, в котором потенциально замешана Саудовская Аравия, воздержался от предоставления ей высокоточных ракет для войны в Йемене, организовал переговоры о возобновлении ядерной сделки с Ираном.
55 Борьба Запада за нефть и газ на фоне ситуации на Украине напомнила миру о центральной роли Саудовской Аравии в мировой энергетической политике и улучшила экономические перспективы страны. На протяжении более семи десятилетий, несмотря на разногласия по правам человека и арабо-израильский конфликт, в основе отношений между ближневосточной монархией и западной сверхдержавой лежало понимание того, что США обеспечивают Саудовской Аравии военную защиту в обмен на надёжные поставки нефти. В последнее время высокопоставленные саудовские лидеры всё чаще стали отмечать безразличие США к проблемам их безопасности.
56 Несмотря на дипломатические усилия Белого дома на самом высоком уровне, попытки американской администрации по созданию основы для всеобъемлющего урегулирования между наследным принцем Мохаммадом ибн Салманом и президентом Байденом пока не увенчались успехом. Вашингтон безуспешно пытается убедить Эр-Рияд нормализовать отношения с Израилем, взамен Саудовская Аравия потребовала от США гарантий безопасности, доступа к гражданским ядерным технологиям и ускоренной продажи оружия, что вызывает бойкот в Конгрессе.
57 Не в интересах Америки и то, что давнее соперничество между Эр-Риядом и Тегераном, похоже, подходит к концу, а их примирение связано с ростом лидерства Китая на Ближнем Востоке. Хотя недавний дипломатический прорыв между Саудовской Аравией и Ираном ведёт к концу их давнего двустороннего соперничества, он также сигнализирует о потенциальном начале нового этапа борьбы за влияние на Ближнем Востоке.
58 Приведённый выше анализ предлагает аргументы в пользу того, что внешняя политика администрации Байдена подталкивает Саудовскую Аравию в объятия России и Китая, хотя такие события никоим образом не являются определёнными или неизбежными. Однако на июль 2023 г. сотрудничество между двумя странами достигло рекордно низкого уровня. Стратегическое расхождение в отношении Ирана, региональной безопасности и глобальной конкуренции усилилось, а разрыв между тем, что Эр-Рияд ожидает от Вашингтона, и тем, что администрация Байдена готова предложить, увеличивается.

Библиография

1. Hubbard Ben. After Trump’s embrace, Saudis brace for a chillier tone from Biden. New York Times. November 20, 2020. Available at: https://www.nytimes.com/2020/11/20/world/middleeast/saudi-arabia-biden-trump.html (accessed: 30.06.2023)

2. Ward Alexander. Biden’s informal review of Saudi Arabia. Politico. July 04, 2023. Available at: https://www.politico.com/newsletters/national-security-daily/2023/04/07/bidens-informal-review-of-saudi-arabia-00090991 (accessed: 10.07.2023).

3. Davenport Kelsey. The Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA) at a Glance. The Arms Control Association. March 2022. Available at: https://www.armscontrol.org/factsheets/JCPOA-at-a-glance (accessed: 30.06.2023).

4. Erlanger Steven. Biden Wants to Rejoin Iran Nuclear Deal, but It Won’t Be Easy. New York Times. November 17, 2020. Available at: https://www.nytimes.com/2020/11/17/world/middleeast/iran-biden-trump-nuclear-sanctions.html (accessed: 30.06.2023).

5. Biden to end US support for Yemen war. The Middle East Monitor (MEMO). October 05, 2020. Available at: https://www.middleeastmonitor.com/20201005-biden-to-end-us-support-for-yemen-war/ (accessed: 30.06.2023).

6. Harb Ali. Khashoggi murder: Joe Biden pledges to 'reassess' ties with Saudi Arabia. Middle East Eye (MEE) October 03, 2020. Available at: https://www.middleeasteye.net/news/khashoggi-murder-joe-biden-pledges-reassess-ties-saudi-arabia (accessed: 30.06.2023).

7. Porter Tom. Saudi ruler Mohammed bin Salman is seeking to humiliate Biden as part of a global power play. Business Insider. October 28, 2022. Available at: https://www.businessinsider.com/saudi-ruler-bin-salman-seeks-humiliate-biden-power-play-2022-10 (accessed: 30.06.2023).

8. Toosi Nahal. Obama, in an awkward twist, becomes Saudi Arabia’s defender. Politico. September 22, 2016. Available at: https://www.politico.com/story/2016/09/obama-saudi-arabia-228521 (accessed: 30.06.2023).

9. Palicka Ondrej. Future of the Saudi-US Relations: Could Biden Push Saudi Arabia Towards Russia and China? Atlas Institute for International Affairs. January 12, 2021. Available at: https://www.internationalaffairshouse.org/future-of-the-saudi-us-relations-could-biden-push-saudi-arabia-towards-russia-and-china/ (accessed: 30.06.2023).

10. Results of Bilateral Meeting Between the United States and the Kingdom of Saudi Arabia. July 15, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/07/15/fact-sheet-results-of-bilateral-meeting-between-the-united-states-and-the-kingdom-of-saudi-arabia/ (accessed: 30.06.2023).

11. Finnegan Conor. Blinken attends 'historic' Israeli, Arab summit amid Iran deal tensions, Palestinian opposition. ABC News. March 28, 2022. Available at: https://abcnews.go.com/Politics/blinken-attends-historic-israeli-arab-summit-amid-iran/story?id=83701822 (accessed: 30.06.2023).

12. The Jerusalem U.S.-Israel Strategic Partnership Joint Declaration. July 14, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/07/14/the-jerusalem-u-s-israel-strategic-partnership-joint-declaration/ (accessed: 30.06.2023).

13. No Normalization with Israel Until Two-state Solution Reached, Saudi FM Says. Haaretz. Jul 16, 2022. Available at: https://www.haaretz.com/middle-east-news/2022-07-16/ty-article/.premium/no-normalization-with-israel-until-two-state-solution-reached-saudi-fm-says/00000182-0614-d213-adda-17bd7b2d0000 (accessed: 30.06.2023).

14. Readout of National Security Advisor Jake Sullivan’s Meeting on Regional Integration. May 07, 2023. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/05/07/readout-of-national-security-advisor-jake-sullivans-meeting-on-regional-integration/ (accessed: 30.06.2023).

15. Secretary Blinken’s Meeting with Saudi Crown Prince Mohammed bin Salman. June 6, 2023. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-meeting-with-saudi-crown-prince-mohammed-bin-salman/ (accessed: 30.06.2023).

16. Wong Edward and Nereim Vivian. Blinken’s Visit to Saudi Arabia Caps U.S. Effort to Rebuild Ties. New York Times. June 8, 2023. Available at: https://www.nytimes.com/2023/06/08/us/politics/blinken-saudi-arabia-crown-prince-biden.html (accessed: 30.06.2023).

17. Economist Intelligence Unit, ‘Strategic US–Saudi Alliance Under Pressure’, 1 November 2022. Available at: https://www.eiu.com/n/strategic-us-saudi-alliance-under-pressure/ (accessed: 30.06.2023).

18. Soltani Ehsan. How China Became Saudi Arabia’s Largest Trading Partner. February 19, 2023. Available at: https://www.visualcapitalist.com/cp/how-china-became-saudi-arabias-largest-trading-partner/ (accessed: 30.06.2023).

19. Saab Bilal Y. After oil-for-security a blueprint for resetting Us-Saudi security relations. The Middle East Institute (MEI). February 2023. https://www.mei.edu/sites/default/files/2023-02/Saab%20-%20After%20Oil-for-Security%20-%20A%20Blueprint%20for%20Resetting%20US-Saudi%20Security%20Relations.pdf (accessed: 30.06.2023).

20. U.S. Security Cooperation with Saudi Arabia. January 20, 2021. Available at: https://www.state.gov/u-s-security-cooperation-with-saudi-arabia/ (accessed: 30.06.2023).

21. Wezeman Pieter D. Saudi Arabia, armaments and conflict in the Middle East. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). December 14, 2018. Available at: https://www.sipri.org/commentary/topical-backgrounder/2018/saudi-arabia-armaments-and-conflict-middle-east (accessed: 30.06.2023).

22. Riedel Bruce. It's time to stop US arms sales to Saudi Arabia. Brookings Institution. February 04, 2021. Available at: https://www.brookings.edu/articles/its-time-to-stop-us-arms-sales-to-saudi-arabia/ (accessed: 30.06.2023).

23. Chaziza Mordechai. Saudi Arabia’s Nuclear Program and China. The Middle East Institute (MEI). August 18, 2020. Available at: https://www.mei.edu/publications/saudi-arabias-nuclear-program-and-china (accessed: 30.06.2023).

24. Kuimova Alexandra. Russia’s arms exports to the MENA region: trends and drivers. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI). April 01, 2019. Available at: https://www.euromesco.net/wp-content/uploads/2019/03/Brief95-Russia-Arms-transfer-to-the-MENA-region.pdf (accessed: 30.06.2023).

25. Attack on Saudi oil field a game-changer in Gulf confrontation. CNN. September 15, 2019. Available at: https://edition.cnn.com/2019/09/15/middleeast/saudi-oil-attack-lister-analysis-intl/index.html (accessed: 30.06.2023).

26. US, UAE intercept Houthi ballistic missiles over Abu Dhabi. CNN. January 24, 2022. Available at: https://edition.cnn.com/2022/01/24/middleeast/uae-ballistic-missiles-abu-dhabi-intl-hnk/index.html (accessed: 30.06.2023).

27. How Beijing Helped Riyadh and Tehran Reach a Detente. The International Crisis Group. March 17, 2023. Available at: https://www.crisisgroup.org/middle-east-north-africa-saudi-arabia-iran-china/how-beijing-helped-riyadh-and-tehran-reach-detente (accessed: 30.06.2023).

28. Mehran Shamsuddin. New chapter in diplomacy. Tehran Times. March 12, 2023. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/482842/New-chapter-in-diplomacy (accessed: 30.06.2023).

29. Hand in hand. Iran, China ink 20 cooperation documents, MOUs. Tehran Times. February 14, 2023. Available at: https://www.tehrantimes.com/news/481961/Hand-in-hand (accessed: 30.06.2023).

30. . Naser Al-Tamimi. Beyond blocs: global views on China and US-China relations. The Mercator Institute for China Studies (MERICS). February 2023. Available at: https://merics.org/en/saudi-arabias-once-marginal-relationship-china-has-grown-comprehensive-strategic-partnership (accessed: 30.06.2023).

31. China Exports to Iran. Trading Economics API. July 2023. Available at: https://tradingeconomics.com/china/exports/iran (accessed: 30.06.2023).

32. Bahrain welcomes statement on resumption of Saudi-Iranian diplomatic relations. March 10, 2023. Available at: https://www.bna.bh/en/news?cms=q8FmFJgiscL2fwIzON1%2BDqNphLm7fkAaoKvxCmYc3%2FE%3D (accessed: 30.06.2023).

33. Iran’s top security official due in UAE for official visit. Marsh 15, 2023. Available at: https://en.irna.ir/news/85058089/Iran-s-top-security-official-due-in-UAE-for-official-visit (accessed: 30.06.2023).

34. Shamkhani to Sign Iran-Iraq Security Deal in Baghdad Visit. Tasnim news. March, 19, 2023. Available at: https://www.tasnimnews.com/en/news/2023/03/19/2869716/shamkhani-to-sign-iran-iraq-security-deal-in-baghdad-visit (accessed: 30.06.2023).

35. Barnes-Dacey Julien. Order of engagement: Assad’s visit to Abu Dhabi. The European Council on Foreign Relations (ECFR). March 22, 2022. Available at: https://ecfr.eu/article/order-of-engagement-assads-visit-to-abu-dhabi/ (accessed: 30.06.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести