Обострение торгово-экономических отношений США с Китаем на современном этапе
Обострение торгово-экономических отношений США с Китаем на современном этапе
Аннотация
Код статьи
S207054760027311-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Меньшикова Анна Маратовна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады им. академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Приход к власти в США демократической администрации Д. Байдена не привёл к изменению стратегического курса Соединённых Штатов в отношении с КНР, рассматриваемого как единственного и главного геополитического конкурента США в мировой политике и экономике. Напротив, предпринят ряд мер в рамках защиты интересов национальной безопасности США по значительному ужесточению двусторонних отношений, деструктивной увязке вопросив торгово-экономического сотрудничества двух стран с политической проблематикой соблюдения в Китае прав человека и прямым вмешательством во внутренние дела КНР в подходе официального Вашингтона к вопросу о Тайване. Курс на активное противодействие развитию экономического потенциала Китая администрацией Д. Байдена осуществляется преимущественно за счёт стремления сдержать разработку в Китае передовых технологий и инноваций прорывного характера посредством введения всевозможных запретов и ограничений в сфере трансфера технологий. В отличие от республиканской администрации Д. Трампа, делавшей основной акцент на «торговых войнах» с Китаем, президент Д. Байден последовательно реализует задачу противодействия Китаю совместными усилиями формируемой демократической администрацией коалиции дружественных США стран, государств НАТО и ЕС. При этом также преследуется цель помешать или максимальным образом ограничить возможности экономического сотрудничества этих стран с Китаем в интересах сохранения лидирующего положения США в мировой политике и глобальной экономике, особенно на мировых рынках передовых технологий. В ряде случаев политика США обеспечения односторонних преимуществ в геополитической конкуренции в современном мире в значительной степени противоречит стратегическим национальным интересам экономик стран, вовлекаемых Вашингтоном в противодействие Китаю.

Ключевые слова
США, Китай, технологии, закон КНР о международных отношениях, геополитическая конкуренция, «торговые войны»
Классификатор
Получено
09.07.2023
Дата публикации
30.08.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
215
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Избрание президентом США представителя Демократической партии Дж. Байдена изначально не оставляло сомнений в отношении сохранения давно сложившегося особенно в Сенате и Палате представителей Конгресса США двухпартийного консенсуса в вопросе о резко негативном в целом стратегическом подходе к выстраиванию отношений с КНР. 12 октября 2022 г. Белый дом опубликовал новую редакцию Стратегии национальной безопасности США. «КНР, – подчёркивается в документе,  – представляет собой самый актуальный геополитический вызов Америки, и хотя в Индо-Тихоокеанском регионе его результаты будут наиболее чётко определены, данная проблема имеет значительные глобальные аспекты» с точки зрения сохранения за Соединёнными Штатами их нынешнего статуса ведущей мировой державы. «КНР является единственным конкурентом, у которого есть как намерение изменить международный порядок, так и, во все большей степени, экономическая, дипломатическая, военная и технологическая мощь для этого… Пекин имеет амбиции создать усиленную сферу влияния в Индо-Тихоокеанском регионе и стать ведущей мировой державой» 1.

1. National Security Strategy. October 202. The White House. Washington. October 12, 2022. www.whitehouse.gov. URL: >>> (accessed 05.06.2023).
2

Приоритет Дж. Байдена на противодействие технологическому росту Китая

 

Безусловно, от демократической администрации Дж. Байдена не ожидалось значительных подвижек в американо-китайских отношениях, однако всё же имелись определённые расчёты, что они не будут продолжать последовательно ухудшаться, как это имело место при республиканском президенте Д. Трампе. На самом деле давление, которое администрация Дж. Байдена продолжило оказывать на Китай, приобрело более агрессивный и масштабный характер по всему спектру двусторонних отношений, включая торгово-экономическую, геополитическую проблематику, в их увязке с вмешательством во внутренние дела Китая в вопросах соблюдения прав человека и отношением к Тайваню. Стремление к стратегическому сдерживанию Китая в последние годы доминирует над экономическими интересами, ориентированными на взаимное сотрудничество даже в таких вопросах мировой геополитики и глобальной экономики, где оно объективно содействовало бы достижению взаимовыгодных позитивных результатов. В отличие от президента Д. Трампа, администрация Дж. Байдена понимает, что координация и сотрудничество с Китаем необходимы для решения транснациональных и глобальных проблем. Наиболее часто упоминаемыми областями являются борьба с изменением климата, политика в области здравоохранения, контроль над вооружениями и поддержание стабильности на международных финансовых рынках. Однако отношения между Вашингтоном и Пекином всё больше определяются Белым домом с позиций геополитической конкуренции за глобальное доминирование в мировой политике и экономике ХХI века.

3 В случае США многие причины, обуславливающие конфликтно ориентированный подход Белого дома к выстраиванию отношений с КНР, оказываются обусловлены во многом проблемами, с которыми имеет дело администрация Д. Байдена во внутренней политике в самих США. Возведённый в ранг имеющего стратегическую значимость тезис о разрушении границ между внутренней и внешней политикой США при отстаивании интересов национальной безопасности страны обусловил необходимость уделения приоритетного внимания внутренней технологической безопасности экономики, сохранению американских технологических преимуществ. В данном контексте и реализуется внешнеполитический и внешнеэкономический курс на активное противодействие росту экономической, дипломатической, военной и технологической мощи Китая как главного и единственного центра силы, реально способного опередить уже в нынешнем десятилетии Соединённые Штаты по общему объёму передовых технологий, лишить США статуса ведущей экономической силы современного мира. Доминирует убеждение: Китай – это не просто кейс классического соперничества великих держав, а подлинный системный конфликт.
4

Обеспечение экономической безопасности Соединённых Штатов видится администрации Д. Байдена исключительно задачей превзойти Китай как наиболее стратегически значимую угрозу своей национальной безопасности и совместными усилиями коалиции дружественных и союзных государств сдержать прорывное технологическое развитие КНР, отраженное в концепции «Сделано в Китае 2025»2. Основные угрозы в таком ракурсе для США представляют сохраняющаяся при демократической администрации несбалансированность торговых отношений и потоков капитала между двумя крупнейшими мировыми экономиками. Как и обостряющаяся геополитическая конкуренция в Восточной Азии и Индо-Тихоокеанском регионе, в частности, в районе Южно-Китайского моря, а также во всем регионе Восточной Азии в целом.

2. Made in China 2025. Institute for Security & Development Policy, June 2018. URL: >>> (accessed 15.06.2023).
5

Сохраняются взаимная кооперация и уязвимость экономик США и КНР, которые обусловлены двусторонней и глобальной взаимозависимостью, получившей на Западе определение «экономического эквивалента ядерного тупика» с учётом роли Китая в глобальных цепочках поставок, в том числе стратегически важных для США компонентов. Особенно, если речь идёт о редкоземельных элементах (РЗЭ) – важнейших компонентов электроники и систем вооружения США. Китай может нарушить поставки, используемые американской оборонной промышленностью. В конкурентной среде исследования технологий будущего имеют первостепенное значение, потому что они считаются основой конкурентоспособной экономики, а также военного превосходства. К ним относятся развитие инфраструктуры высокоскоростной передачи данных (5G), квантовые вычисления, производство полупроводников, искусственный интеллект, биотехнологии и зелёная энергетика. На фоне экономического развития и военных расходов Пекина всё большее значение в гонке вооружений между Америкой и Китаем приобретает техническое превосходство. Авторы анализа для Центра науки и международных отношений Белфера Гарвардского университета приходят к выводу, что эпоха американского превосходства безвозвратно закончилась3.

3. Graham Allison/Jonah Glick-Unterman, The Great Military Rivalry: China vs the U.S., Cambridge: Belfer Center for Science and International Affairs, December 2021. URL: >>> (accessed 01.07.2023).
6 В политике президента Дж. Байдена Китай в первую очередь рассматривается в качестве стратегического соперника, фундаментального вызова мировому политическому и экономическому порядку, в основе которого лежит роль США как единственной ведущей мировой державы. Следовательно, подход к КНР определяется исключительно с позиций исходящей от Китая реальной угрозы американским интересам и национальной безопасности США. Сценарий развития двусторонних отношений в позитивном русле, в частности, через создание условий для более эффективных торгово-экономические отношения администрацией Дж. Байдена считается недопустимым. При таком развитии, как полагают в Вашингтоне, Китай получит больше односторонних преференций в наращивании стратегических технологических преимуществ и способен сравняться, если не обогнать, США на ключевых мировых рынках передовых технологий. Альтернативный, активно реализуемый администрацией курс в отношении КНР – повышение конкурентоспособности экономики Соединённых Штатов по сравнению с Китаем в секторе высоких технологий, в том числе за счёт субсидий для производителей полупроводников, активизации промышленной политики правительства страны и задействования законодательных и административных мер, препятствующих трансферу передовых технологий в КНР.
7 Основу подхода демократической администрации Дж. Байдена к выстраиванию торгово-экономического сотрудничества с Китаем составляет нарратив о Китае как о центральном геополитическом вызове США в среднесрочной перспективе, единственном конкуренте, который одновременно намеревается преобразовать международный порядок и обладает всё большей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью для этого. Принципиальность такого подхода администрации и Конгресса США не адекватна позиции значительного числа американских компаний, стремящихся сохранить свой прибыльный бизнес с Китаем, который занимает третье место после Канады и Мексики как важнейший рынок сбыта для американской экспортной экономики. Для «Эпл», которая в настоящее время является одной из самых дорогих компанией в мире, КНР является одновременно важной производственной площадкой и прибыльным рынком сбыта. «Эпл» производит до 40% своих продаж в Китае, подавая пример другим американским компаниям. Только китайский онлайн-ритейлер «Aлибаба» продаёт на внутреннем китайском рынке товары из США на общую сумму 40 млрд долл. США в год.
8 Администрация Дж. Байдена активно внедряет инструменты экспортного контроля, санкции и ограничения иностранных инвестиций. Одно из центральных мест в данном контексте занимает вопрос о механизме проверки исходящих инвестиций, процесс, аналогичный процессу проверки входящих инвестиций в США, что оправдано следует расценивать как вариант нового видения политики экономической безопасности, ведущей к структурному переосмыслению правил глобализации – перестройку экспортного контроля для новой эры глобальной стратегической конкуренции, в основе которой лежат технологии. Применение экспортного контроля без надлежащего учёта изменений в глобальном технологическом ландшафте означает усиление непредвиденных последствий, которые могут нанести долгосрочный ущерб фирмам и отраслям США и создать препятствия для технологического сотрудничества с союзниками и партнёрами. При глобализированных цепочках поставок многонациональные компании США всё чаще выступают в качестве координаторов сетей, включая исследования и разработки, проектирование, производство и распространение, обычно в нескольких странах на нескольких континентах.
9 Политика экспортного контроля может помешать компаниям из США осуществлять долгосрочное планирование в ряде областей, включая исследования и разработки, слияния и поглощения, капитальные затраты и управление цепочками поставок, привести к выстраивать свои бизнес-модели, стремясь избегать товаров американского происхождения в цепочке своих поставок. Возникают серьёзные барьеры для совместных НИОКР. Американские фирмы с глобальными цепочками поставок в итоге получают стимул перенести производство контролируемых товаров и технологий в более свободные юрисдикции, подрывая военно-промышленную базу США. Если они останутся и будут соблюдать требования, они могут потерять объёмы продаж, которые фактически финансируют исследования и разработки, необходимые им для того, чтобы оставаться на переднем крае технологий. Более того, крупные американские технологические компании исходят из того, что ужесточение администрацией Дж. Байдена регулирования их экономического сотрудничества с Китаем нанесёт ущерб их же конкуренции с КНР за технологическое превосходство.
10 Администрация Дж. Байдена продолжила торговую войну с Китаем, начатую при президентстве Д. Трампе, хотя тарифы в итоге наносят ущерб американским потребителям и вносят не менее 1% в нынешнюю высокую инфляцию. Явно не удастся и реализовать план «развести» экономики двух стран и полностью отделиться от Китая из-за сложности цепочек поставок и уровня торговли США с этой страной.
11

С точки зрения администрации Дж. Байдена конкуренция с Китаем имеет экономические, военные и технологические аспекты. В экономических отношениях с Китаем критика со стороны США сосредоточена на так называемой практике, искажающей конкуренцию. Считается, что китайская модель государственного капитализма позволяет компаниям с одобрения или даже активной помощи государства игнорировать защиту интеллектуальной собственности и, следовательно, соответствующих технологий, государственные компании широко субсидируются; низкие цены на всю гамму внутренних ресурсов позволяют вытеснить с рынка международных конкурентов4.

4. FBI-Direktors: Christopher Wray. Countering Threats Posed by the Chinese Government Inside the U.S., 31.1.2022. URL: >>> speeches/countering-threats-posed-by-the-chinese-government-inside-the-us-wray-013122> (accessed 29.06.2023).
12 В рамках так называемой Китайской инициативы, запущенной администрацией Д. Трампа для борьбы с угрозами безопасности из Китая, ФБР преследовало в судебном порядке американских учёных, которых оно обвиняло в сокрытии контактов с китайскими учреждениями. Учёные китайского происхождения чувствовали себя подверженными всеобщему подозрению. В результате всё больше и больше из них мигрировали в Китай. В ответ на неудачные судебные процессы и обвинения в дискриминации Министерство юстиции США при президенте Дж. Байдене некоторым образом ужесточило требования к уголовным расследованиям, что в целом не изменило общий негативный фон, созданный ещё администрацией Д. Трампа.
13 Немаловажен и ещё один аспект. Администрацией Дж. Байдена фактически открыто заявлено, что США будут делать всё возможное, чтобы не допустить подъёма КНР, что усугубляет дилемму безопасности между двумя державами. Исключительное понимание роли США объективно логически предполагает неизбежность возникновения определённых проблем с любым конкурентом, который поставит под сомнение американское стремление к глобальному доминированию.
14

В августе 2022 г. Конгресс США принял закон «О полупроводниках и науке» (называемый ещё «О ЧИПС и науке», CHIPS and Science Act, 2022), что свидетельствует о возвращении США к активной государственной промышленной политике как ответ на инициативу Пекина «Сделано в Китае 2025»5. Цель законодательного пакета – повысить конкурентоспособность экономики США в сфере высоких технологий. Закон предоставит 52,7 млрд долл. для поощрения производства компьютерных микросхем в Соединённых Штатах. Из них 39 млрд планируется направить на то, чтобы убедить производителей компьютерных чипов расширить внутреннее производство – за счёт финансовых стимулов, таких как субсидии, займы, кредитные гарантии и налоговые льготы, что в перспективе должно сделать страну менее зависимой от поставщиков из Азии6. Производители полупроводников, такие как «Интел», Тайваньская компания по производству полупроводников (TSMC) и «Самсунг», уже объявили о создании новых заводов в США.

5. Public Law No: 117–167. URL: >>> bill/117th-congress/house-bill/4346/text (accessed 30.06.2023).

6. Victoria Cooper, »Explainer: The CHIPS and Science Act 2022«, United States Studies Center, 11.8.2022. URL: >>> ussc.edu.au/analysis/explainer-the-chips-and-science-act-2022 (accessed 25.06.2023).
15

Закон об исследованиях и разработках, конкуренции и инновациях (The United States Innovation and Competition Act of 2021, USICA) предусматривает дополнительные 170 млрд долл. на исследования и разработки в соответствующих областях. К ним относятся искусственный интеллект (ИИ), полупроводники, квантовые вычисления, робототехника, коммуникационные технологии, биотехнологии и экологически чистая энергия, содействие развитию естественнонаучного, технологического, инженерно-математического образования с целью удовлетворить потребность высокотехнологичной отечественной промышленности в квалифицированных кадрах из числа местного населения. Закон призван повысить устойчивость американского технологического сектора к перебоям в поставках, в соответствии с подходом «Внешняя политика для среднего класса», укрепить отечественную промышленность за счет привлекательных рабочих мест, и повысить технологическую конкурентоспособность с Китаем7.

7. Salman Ahmed u.a., Making U.S. Foreign Policy Work Better for the Middle Class, Washington, D. C.: Carnegie Endowment for International Peace, 23.9.2020. URL: >>> endowment.org/2020/09/23/making-u.s.-foreign-policy-work-better-for-middle-class-pub-82728; The White House, »Remarks by President Biden on America’s Place in the World«, 5.2.2021. URL: >>> gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/ (accessed 03.07.2023).
16 21 октября 2022 г. администрация Байдена объявила о новых правилах экспортного контроля некоторых типов компьютерных чипов. После долгой и безуспешной попытки предотвратить использование микросхем американского производства в китайских военных технологиях правительство США ввело требование о лицензировании экспорта некоторых полупроводников. Введён запрет на поставку в Китай передовых микросхем, программного обеспечения для проектирования микросхем, оборудования для производства микросхем и компонентов производственного оборудования американского производства. Запреты распространяются на все компании по всему миру, использующие полупроводниковые технологии США.
17 Направленные в первую очередь против технологического сектора экономики КНР законодательные инициативы администрации Дж. Байдена наполняют содержанием две концепции, которые ранее носили в основном теоретический характер: так называемая развязка экономик обеих стран и сдерживание Китая. Сочетая экспортный контроль и субсидии для внутреннего производства, администрация Дж. Байдена сделала действительно важный шаг к так называемую разъединению, главным аспектом которого является локализация в США и дружественных им странах цепочек стратегически важных компонентов для экономики Соединённых Штатов. Нынешняя администрация США остро осознает, что Вашингтону нужны союзники, чтобы конкурировать с Китаем. Так центральным форумом трансатлантического сотрудничества является созданный при президентстве Дж. Байдена Совет по торговле и технологиям, в котором США и ЕС в первую очередь обсуждают вопросы торговой и технологической политики. Хотя официально подчёркивается, что орган не направлен против Китая, тесная координация по таким вопросам, как стандарты или цепочки поставок, явно рассматриваются исключительно в контексте китайско-американского соперничества.
18

Реальности политики Дж. Байдена по технологическому сдерживанию КНР

 

Некоторые китайские эксперты, как и американские наблюдатели, видят настоящее поле битвы глобального соперничества великих держав в сфере современных технологий. Китай реально претендует на роль лидера рынка и устанавливать новые стандарты в таких областях, как искусственный интеллект и оцифровка, включая технологию 5G, в технологиях, которые можно использовать в военных целях (таких как гиперзвуковое оружие). Китай наращивает собственный потенциал, особенно там, где затрагивается его национальная безопасность, например, в области фундаментальных исследований и основных технологий, таких как полупроводники и новые материалы, которые используются, в частности, в аэрокосмической и биомедицинской отраслях. Во многих технологических областях Китай в настоящее время является мировым лидером, особенно в области «зелёных» инноваций, разработки аккумуляторов и генетики, в которых нуждаются США, Китаю полностью самодостаточен в квантовых вычислениях, искусственном интеллекте или компьютерных военных приложениях.

19 Давление со стороны США на отдельные китайские компании, такие как «Хуавей», и опасения, что доступ к американским технологиям будет становиться всё более ограниченным, также побуждают экономику КНР как можно быстрее стать более независимой и конкурентоспособной в глобальном масштабе. Технологическая и экономическая независимость, а также превосходство в ключевых секторах являются приоритетным направлением развития КНР.
20 Торговый конфликт с США также понимается в Китае как системный конфликт. КНР проводит свою трансформацию экономической политики в сторону экономической автономии. Основным инструментом для достижения этой цели является стратегия «двойной циркуляции», которая была представлена в мае 2020 г. на заседании Постоянного комитета Политбюро. Цель состоит в том, чтобы поддержать огромный внутренний рынок Китая, повысить внутренний спрос и выстроить надёжные внутренние цепочки поставок, распределения и потребления, чтобы страна была менее уязвима для внешнего экономического давления. Внутренние возможности должны быть улучшены, прежде всего за счёт инноваций, технологий и науки, чтобы сделать КНР независимой от иностранной высокотехнологичной продукции. Китай, в частности, намерен сделать себя независимым от международной финансовой системы СВИФТ (SWIFT – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication). С другой стороны, Китай продолжает делать ставку на «внешнюю циркуляцию» – на открытость и укрепление собственной экономики за счёт внешней торговли и инвестиций.
21 В экономике КНР существует значительный неудовлетворенный потребительский спрос, о чём свидетельствуют рекордные уровни сбережений, которые увеличились примерно на 41% за три года с момента появления ковид-19. Хотя часть сбережений будет сохранена, разумно ожидать значительного всплеска экономического роста в Китае в 2023 г. и, возможно, в 2024 г. благодаря частному потреблению, собственности и технологиям. Это может привести к тому, что показатели роста Китая на 2023 год превзойдут текущие максимальные рыночные ожидания в 5,5%. Ожидается, что в ближайшее время восстановление Китая будет способствовать глобальному росту в 2023 и 2024 годах как на развитых, так и на развивающихся рынках.
22 Состоявшийся 18–19 июня 2023 г. визит в Китай госсекретаря США Э. Блинкена впервые с 2018 г. и его встречи с председателем Си Цзиньпином, директором Центрального управления иностранных дел КПК Ван И и членом Госсовета и министром иностранных дел Цинь Ганем, хотя и породили некоторые надежды, что две крупнейшие экономики мира смогут стабилизировать отношения, но серьёзные проблемы не были решены. Не было достигнуто взаимопонимания по наиболее спорным вопросам от оценки геополитической ситуации в мире до практики ограничения в США доступа Китая к передовым технологиям. Стороны подчеркнули скорее совпадение позиций в том, что США и Китай должны работать вместе для решения общих транснациональных проблем, таких как изменение климата, глобальная макроэкономическая стабильность, продовольственная безопасность, здравоохранение и противодействие незаконному обороту наркотиков. Официальная китайская пресса ограничилась материалом о визите Блинкена, по итогам которого Китай и США договорились стабилизировать свои отношения, находящиеся на самом низком уровне, и оставить открытыми линии связи.
23 С начала 2020 г. правительство КНР приняло комплекс взаимосвязанных законов и мер, которые стремятся усилить контроль над широким спектром коммерческой деятельности, как внутри, так и за пределами Китая. Например, КНР ввела в действие новый закон об экспортном контроле и соответствующих технологических нормативах, новые меры по обзору безопасности иностранных инвестиций, меры по созданию и введению в действие перечня так называемых ненадёжных субъектов, «блокирующие меры» и соответствующий закон о санкциях, все из которых направлены на широкое ограничение экстерриториального применения американских и других иностранных законов и политики, направленных против КНР. В 2023 г. власти КНР провели обыски в офисах нескольких американских фирм и инициировали расследование кибербезопасности против американской фирмы, введя эмбарго на деятельность в КНР производителя микросхем «Mикрон технолоджи» в ответ на политику США, которая ужесточает контроль за экспортом полупроводниковых технологий в Китай. По данным китайских органов по обеспечению кибербезопасности страны, компания ставит под угрозу критически важную инфраструктуру Китая.
24

28 июня 2023 г. высший законодательный орган Китая принял закон «О международных отношениях», который, по сути, позволяет второй по величине экономике мира реагировать на растущее число санкций, введённых США и их союзниками8. Закон предоставляет Китаю основу для принятия мер против компаний и стран, которые, по мнению официального Пекина, направлены против интересов КНР и имеют своего рода форму «наказания» Китая. Новый закон вступил в силу с 1 июля и фактически является «первым фундаментальным и всеобъемлющим законом о международных отношениях, целью которого является устранение лазеек в верховенство права в международных делах на фоне новых вызовов в международных отношениях, особенно когда Китай сталкивается с частым вмешательством извне в свои внутренние дела под гегемонией Запада с односторонними санкциями и юрисдикцией длинных рук».

8. Здесь и далее цит. по: МИД КНР: Закон о международных отношениях отражает надежды Китая на мирное развитие. >>> Евразия 29 Jun, 2023. URL: >>> (accessed 04.07.2023).
25

27 июня, выступая на Ежегодном собрании новых чемпионов Всемирного экономического форума в Тяньцзине, также известном как Летний Давос, премьер-министр Китая Ли Цян предупредил западные державы, что попытки «устранить риски» со стороны Китая могут привести к фрагментации глобальных цепочек поставок. Он сказал, что правительства не должны «перегибать палку», чтобы заставить компании уйти из Китая. «Мы должны противостоять политизации экономических вопросов и работать вместе, чтобы сохранить стабильность, бесперебойность и безопасность глобальных цепочек производства и поставок, чтобы более справедливо доставлять плоды глобализации различным странам и группам людей», – сказал он. Закон подразумевает, что «Китай имеет право принимать необходимые контрмеры в соответствии с законом против действий, нарушающих международное право, и основные нормы, регулирующие международные отношения, и создающие угрозу для суверенитета, безопасности и интересов развития Китая. Страна должна сформулировать необходимые законы, административные положения и ведомственные правила, создать соответствующие рабочие системы и механизмы, усилить координацию между ведомствами, а также установить и внедрить соответствующие контрмеры и ограничительные меры». Подчёркивается, что законодательство Китая будет играть «превентивную, предупредительную и сдерживающую роль, предоставляя нашей стране правовую основу для законного осуществления» своих прав на контрсанкции и «вмешательство»9.

9. China Premier Warns Economic Barriers Will Lead to Confrontation. Bloomderg. URL: >>> (accessed 01/07/2023).
26 Китай считает новый закон необходимым для национального суверенитета, необходим, чтобы помочь стране расширить свой набор инструментов, чтобы справиться с непредсказуемостью и является ответом США и странам Запада на сдерживание Китая и вмешательство в его внутренние дела. Закон также выполняет функцию сдерживающего фактора для санкций и срочно необходим стране для защиты её национального суверенитета и безопасности. Использование в полной мере закона «О международных отношениях» в качестве правового инструмента – с помощью законодательных, правоохранительных, судебных и других средств – является действенным инструментом противодействия актам сдерживания, вмешательства, санкций в отношении КНР. Закон явно выступает против любого гегемонизма и силовой политики, а также против любого одностороннего подхода, протекционизма и запугивания по отношению к Китаю. В законе оговаривается, что Пекин вправе принимать меры по противодействию и ограничению действий, ставящих под угрозу суверенитет, безопасность и интересы страны, нарушающих международное право или «фундаментальные нормы международных отношений.
27

С 1 августа 2023 г. в рамках «торговой войны» с США Китай ввёл ограничения на экспорт галлия и германия, а также их химические соединения, которые будут подвергаться экспортному контролю, их экспорт станет возможным только после получения специальной лицензии Министерства торговли КНР. Как заявила китайская сторона, мера направлена на защиту национальной безопасности. Эти редкоземельные металлы имеют важное значение для полупроводниковой, телекоммуникационной и электромобильной промышленности.

28

Заключение

 

Администрация Дж. Байдена исходит из того, что экономическая война между двумя крупнейшими экономиками – США и Китая – усиливается. Правительство КНР значительно повысило роль промышленного планирования и государственного финансирования, стремилось продвигать свои цели через деятельность коммерческих субъектов и наращивает своё влияние в ключевых высокотехнологичных компаниях США. Правительство КНР не является независимым или беспристрастным регулятором рынка и имеет прямые финансовые и политические интересы в сегментах рынка и компаниях, в которые оно инвестирует и благоприятствует. Правительство КНР также пользуется неформальным влиянием при установлении рыночных условий и условий корпоративного уровня. Нормативно-правовая система в Китае ориентирована на защиту и продвижение интересов государства. Формирующаяся модель экономического развития Китая, адоптированная к реалиям современной геополитической конкуренции, вынуждает Соединённые Штаты быть готовыми как на стратегическом, так и на тактическом уровне, чтобы противостоять мерам и контрмерам Китая.

29 Администрацией Дж. Байдена введён специальный термин «принуждение» в контексте задачи безотлагательной проработки принципиальных по своей значимости мер, относящихся к обеспечению экономической безопасности США за счёт противодействия наращиванию экономического, в первую очередь, инновационно-технологического потенциала КНР. Разработка каталога таких мер осуществляется администрацией через поиск наиболее действенных ответов на принципиальные по своей значимости вопросы, к числу которых, безусловно относятся, в частности, проблемы, касающиеся реальности перспектив такого подхода США к Китаю. Насколько достаточны политические инструменты, находящиеся в распоряжении исполнительной и законодательной власти Соединённых Штатов для достижения заявленной цели? В какой степени правительство США действительно эффективно использует такие инструменты для решения проблемы принуждения КНР и какие дальнейшие действия следует предпринять? Насколько гибко и эффективно правительство США реагирует на ответные меры со стороны Китая? Как применение Китаем преимуществ, достигнутых им в геополитической конкуренции в целом в сравнении с США, влияет на политику и экономику Соединённых Штатов и настроения правящих элит в этой стране? Какие действующие в США законы и органы власти способны наиболее эффективно решить проблему «принуждения»? Какие пробелы существуют там, где для этого необходимо законодательство? В какой степени Конгресс должен усилить правоприменительные практики, чтобы противостоять давлению Китая? Должен ли Конгресс рассматривать инструмент против принуждения, такой как ЕС, или другие действия по противодействию экономическому принуждению Китая, навязывая Китаю экономические и другие издержки? Как Соединённые Штаты работают с союзниками и странами-единомышленниками, чтобы обеспечить соблюдение и формирование новых глобальных торговых правил, инициировать новые договорённости и действовать совместно, чтобы противостоять китайской торговой политике? Как Конгресс должен рассматривать формальные и неформальные рычаги контроля, которые власти КНР имеют над американскими фирмами? Должны ли компании быть обязаны раскрывать информацию, когда они подвергаются давлению или получают выгоду от своей коммерческой активности в Китае? В какой степени Соединённые Штаты должны ограничивать бизнес американских фирм в Китая или получение выгод от него? Должны ли компании делиться китайскими условиями одобрения слияний и поглощений с властями США? Каков уровень подверженности США риску потенциального экономического превосходства Китая в случае его достижения в сфере прорывных инновационных технологий? В какой степени экономика США и их союзников достаточно диверсифицированы и готовы к сценариям принуждения КНР? В какой степени возможно использовать Индию для противодействия подъёму Китая?
30

Администрация президента США Дж. Байдена неоднократно заявляла, что Вашингтон не намерен сдерживать подъём Китая, но продолжит предпринимать «узконаправленные действия» в отношении КНР из соображений национальной безопасности10. Так, Вашингтон внёс в чёрный список более 1 300 китайских организаций по целому ряду предполагаемых причин со ссылкой на угрозу от их деятельности для национальной безопасности США.

10. Меньшикова А. М. Особенности внешнеторговой политики демократической администрации Дж. Байдена // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2021. – Выпуск № 11 C. 80-92. URL: >>>  DOI: 10.31857/S268667300017222-4
31 Доминирует, тем не менее, понимание, что при всей многовариантности ответов на изложенные выше вопросы, реальный эффект от любых мер со стороны США, направленных против растущей технологической мощи Китая не возымеет должного эффекта и будет иметь скорее символическое значение, направленное преимущественно на дальнейшее нагнетание антикитайских настроений как на фоне растущей поляризации в американской политике, так и с учётом необратимых геополитических перемен в мировой политике, экономике, финансах и глобальной конкуренции.

Библиография

1. National Security Strategy. October 202. The White House. Washington. October 12, 2022. www.whitehouse.gov. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 05.06.2023).

2. Made in China 2025. Institute for Security & Development Policy, June 2018. URL: https://isdp.eu/content/uploads/2018/06/Made-in-China-Backgrounder.pdf (accessed 15.06.2023).

3. Graham Allison/Jonah Glick-Unterman, The Great Military Rivalry: China vs the U.S., Cambridge: Belfer Center for Science and International Affairs, December 2021. URL: https://www.belfercenter.org/publication/great-military-rivalry-china-vs-us> (accessed 01.07.2023).

4. FBI-Direktors: Christopher Wray. Countering Threats Posed by the Chinese Government Inside the U.S., 31.1.2022. URL: https://www.fbi.gov/news/ speeches/countering-threats-posed-by-the-chinese-government-inside-the-us-wray-013122> (accessed 29.06.2023).

5. Public Law No: 117–167. URL: https://www.congress.gov/ bill/117th-congress/house-bill/4346/text (accessed 30.06.2023).

6. Victoria Cooper, »Explainer: The CHIPS and Science Act 2022«, United States Studies Center, 11.8.2022. URL: https://www. ussc.edu.au/analysis/explainer-the-chips-and-science-act-2022 (accessed 25.06.2023).

7. Salman Ahmed u.a., Making U.S. Foreign Policy Work Better for the Middle Class, Washington, D. C.: Carnegie Endowment for International Peace, 23.9.2020. URL: https://carnegie endowment.org/2020/09/23/making-u.s.-foreign-policy-work-better-for-middle-class-pub-82728; The White House, »Remarks by President Biden on America’s Place in the World«, 5.2.2021. URL: https://www.whitehouse. gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/ (accessed 03.07.2023).

8. Здесь и далее цит. по: МИД КНР: Закон о международных отношениях отражает надежды Китая на мирное развитие. https://russian.cgtn.com. Евразия 29 Jun, 2023. URL: https://russian.cgtn.com/news/2023-06-29/1674399331977949185/index.html (accessed 04.07.2023).

9. China Premier Warns Economic Barriers Will Lead to Confrontation. Bloomderg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-27/china-s-premier-li-to-address-global-forum-amid-growth-worries (accessed 01/07/2023).

10. Меньшикова А. М. Особенности внешнеторговой политики демократической администрации Дж. Байдена // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2021. – Выпуск № 11 C. 80-92. URL: https://usacanada.jes.su/s268667300017222-4-1/. DOI: 10.31857/S268667300017222-4

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести