США на Ближнем Востоке: начало большого размежевания
США на Ближнем Востоке: начало большого размежевания
Аннотация
Код статьи
S207054760027305-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кочегуров Дмитрий Александрович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады имени академика Г.А. Арбатова Российской академии наук (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Садыгзаде Мурад Салех оглы
Должность: Президент Российской ближневосточной ассоциации; приглашённый преподаватель
Аффилиация: НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена стратегическому размежеванию между США и их ближневосточными партнёрами и включает в себя несколько блоков. 1) В статье рассматриваются исторические этапы вовлечения США в ближневосточные процессы. 2) Проанализирована новая внешнеполитическая стратегия США на Ближнем Востоке при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена, сохранившей преемственность в отношении прагматичной и реалистичной линии Д. Трампа. 3) Отражён текущий уровень взаимоотношений США с региональными лидерами. 4) Выявлена специфика внутрирегиональной трансформации на Ближнем Востоке, что подталкивает Белый дом к пересмотру своей позиции, основанной на гегемонии США. Авторы приходят к общему выводу о развитии двух параллельных тенденций: исключение Ближнего Востока из внешнеполитических приоритетов США с уходом из региона и проведение региональными лидерами суверенной внешней политики, основанной на первенстве национальных интересов, что снижает их зависимость от США.

Ключевые слова
Ближний Восток, внешняя политика, Д. Трамп, Дж. Байден, миропорядок, стратегия, США
Классификатор
Получено
20.05.2023
Дата публикации
30.08.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
306
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Десятилетиями США были глубоко вовлечены в ближневосточные процессы. Основу их регионального присутствия заложил подписанный в феврале 1945 г. пакт Куинси с Саудовской Аравией (КСА), предоставивший американским компаниям доступ к разработке нефтяных месторождений в обмен на гарантии защиты от внешних угроз. После Второй мировой войны США признали, что Ближний Восток приобретает всё большее стратегическое значение благодаря своим углеводородным запасам. Принципы новой ближневосточной политики нашли отражение в концепции сдерживания СССР и «доктрине Трумэна» 1947 г. В «доктрине Эйзенхауэра» 1957 г. уже говорилось не только о готовности США защищать страны Ближнего Востока от советского влияния любым способом вплоть до прямого вмешательства, но и об установлении американского первенства в ближневосточных делах без посредничества Великобритании или Франции.

2 Позже в 1969 г. с выходом «доктрины Никсона» обязательства США были скорректированы – оборона союзников должна быть заботой самих союзников. До рубежа 1960–1970-х годов США полагались на Великобританию и местных сателлитов в деле поддержания регионального баланса сил и предотвращения чрезмерного влияния СССР. Стратегия «двух столпов» («twin pillar» strategy) отводила Ирану и Саудовской Аравией лидирующую роль в Персидском заливе. Иранская революция 1979 г. и вторжение СССР в Афганистан привели к «доктрине Картера», где акцентировалась готовность Белого дома применить военную силу для защиты союзников от внешней агрессии, и побудили США разместить в регионе Силы быстрого реагирования (Rapid Deployment Force), чтобы однажды использовать их во время Войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.) в рамках операции «Буря в пустыне».
3 При администрации У. Клинтона ближневосточная политика США в целом строилась на «стратегии двойного сдерживания» (dual containment strategy) Ирака и Ирана. Впоследствии США отказались от прежней политики в пользу более наступательной (если не агрессивной) неоконсервативной политики смены режимов и государственного строительства, что нашло своё выражение прежде всего на Ближнем Востоке в двух войнах в Ираке и Афганистане. В рамках демократизации региона были выдвинуты ряд концептуальных предложений, большинство из которых так и остались на бумаге: в декабре 2002 г. госсекретарь К. Пауэлл выдвинул «Инициативу ближневосточного партнёрства» (Middle East Partnership Initiative, MEPI); в ноябре 2003 г. Дж. Буш-младший представил план создания нового геополитического пространства «Большой Ближний Восток», под что были привлечены военные географы Б. Льюис, Р. Петерс, P. Райт; в феврале 2004 г. на форуме в Давосе вице-президент Д. Чейни заговорил о проекте масштабной реформы на Ближнем Востоке.
4

Некоторая переоценка приоритетов США в регионе была проведена при администрации Б. Обамы. Среди основных тенденций можно выделить начало вывода войск из Ирака и Афганистана; переход к методам прокси-войны в свете «арабской весны» в качестве альтернативы прямому военному вмешательству; первые серьёзные разговоры о постепенном уходе США из региона на примере статьи журналиста Дж. Голдберга «Доктрина Обамы» на базе интервью с президентом1. Были введены термины «лидерство из-за спины» (leading from behind) и «распределённое лидерство» (shared leadership).

1. Goldberg J. The Obama Doctrine // The Atlantic. April 2016. URL: >>> (accessed 20.04.23).
5

Постепенно стало ясно, что к началу XXI века США достигли пика своих возможностей в регионе и дальнейшее присутствие там в прежнем виде ведёт лишь к ослаблению их позиций. Как констатируют американские же эксперты по Ближнему Востоку, например колумнист С. Кук, Израиль, Турция и страны Персидского залива по-прежнему рассчитывают на лидерство Вашингтона, но также начинают искать помощи в защите своих национальных интересов в Москве; эпоха, когда США определяли правила игры на Ближнем Востоке и поддерживали региональный порядок, упрощавший и удешевлявший их гегемонию, длилась 25 лет и подошла к концу2. Действия США свидетельствуют о глубокой амбивалентности американцев по отношению к Ближнему Востоку и о снижении важности того, что в Белом доме долгие годы считали своими национальными интересами. В новом меняющемся полицентричном мире США не проявляют прежнего энтузиазма и хотели бы дистанцироваться от неспокойного региона, сохранив там «достаточное присутствие» для контроля над ситуацией. Администрация Д. Трампа переосмыслила основную функцию США на Ближнем Востоке и предпочла реалистичную внешнюю политику избегая провалившейся социальной инженерии. Новый внешнеполитический подход предполагает отступление от прежних международных обязательств и возврат к принципиальному реализму с требованием к ближневосточным союзникам и партнёрам вкладывать больше ресурсов в общее дело.

2. Cook S. Major Power Rivalry in the Middle East // CFR. March 2021. URL: >>> (accessed 20.04.23).
6

Принципиальный реализм и «офшорное балансирование» на Ближнем Востоке

 

Если азиатско-тихоокеанская политика «разворота» и «перебалансировки» США – концептуально продукт неолиберальной школы мысли, то теоретическое осмысление и объяснение изменениям во внешней политике США на Ближнем Востоке при Д.  Трампе и Дж. Байдене можно в исчерпывающем виде найти в работах представителей школы политического реализма наступательного и оборонительного толка.

7

Так, ещё С. Уолт определил, что на примере Ближнего Востока для США вновь стала характерна более прагматичная политика «офшорного балансирования» (offshore balancing), которую они успешно проводили с 1945 по 1992 г. Цель – не допустить доминирования какой-либо державы и заставить других нести большую часть бремени по поддержанию баланса сил в регионе3. Действительно, США требуется регион, способный управлять своими делами без постоянного обращения к сверхдержаве-покровителю, в то время как за Вашингтоном сохраняется возможность работать с партнёрами в регионе и через них. Д. Трамп признал, что изменения в региональном балансе сил могут иметь свои последствия и угрожать интересам США. По версии С. Уолта Д. Трамп изначально понимал, что 1) международная политика по своей сути – это сплошная конкуренция; 2) внешняя политика не связана с филантропией; 3) каждый преследует свои эгоистичные интересы; 4) крайне необдуманно проводить политику, затраты на которую превышают выгоды4. Д. Трамп обеспечил региональных союзников США современным вооружением и предоставил им дипломатическое прикрытие для противодействия общим угрозам.

3. Walt S. Has Trump Become a Realist? // Foreign Policy. 2018. 17 April. URL: >>> (accessed 20.04.23).

4. Walt S. The Tragedy of Trump’s Foreign Policy // Foreign Policy. 2019. 5 March. URL: >>> (accessed 20.04.23).
8

Р. Швеллер выделил три главные черты новой внешней политики Д. Трампа, заметно отличающие её от политики Б. Обамы: экономический национализм, протекционизм и меркантилизм; двусторонний подход; экономия на союзниках5. На практике это нашло выражение в том, что, как и в Европе, на Ближнем Востоке Д. Трамп попытался заставить союзников и партнёров платить членский взнос в общий бюджет и активнее участвовать в оборонных проектах Вашингтона.

5. Schweller R. Three Cheers for Trump’s Foreign Policy // Foreign Affairs. 2018. September/October. URL: >>> (accessed 20.04.23).
9

Дж. Миршаймер объяснил, что США следовало бы отказаться от прежней стратегии либеральной гегемонии (liberal hegemony) в пользу менее интервенционистской стратегии «сдержанности» (restraint)6. Вместо того чтобы пытаться гармонизировать мир и распространять демократию, Белый дом должен сосредоточиться на поддержании баланса сил в трёх регионах, жизненно важных для безопасности США: Европе, Восточной Азии и Персидском заливе7. Необходимо поощрять европейцев брать на себя ответственность за свою собственную безопасность, при этом постепенно сокращая свой контингент. Персидский залив по-прежнему представляет собой стратегический интерес, поскольку здесь производится около 30% мировой нефти, которая является критически важным ресурсом для функционирования мировой экономики, однако в отсутствие реальных угроз американскому доминированию в Персидском заливе как нигде подходит политика «офшорного балансирования». То есть по задумке США должны были вывести большую часть американских вооружённых сил из этого региона и перенаправить их в АТР, наблюдая за тем, как меняется региональный баланс сил, и вновь вводить войска только в случае появления на горизонте потенциального гегемона. Дж. Миршаймер и С. Уолт в этом единодушны8.

6. Lind M. John Mearsheimer on International Relations, Great Power Politics, and the Age of Trump // The National Interest. 2018. 15 December. URL: >>> (accessed 25.04.23).

7. Mearsheimer J. Donald Trump Should Embrace a Realist Foreign Policy // The National Interest. 2016. 27 November. URL: >>> (accessed 25.04.23).

8. Mearsheimer J., Walt S. The Case for Offshore Balancing // Foreign Affairs. 2016. July/August. URL: >>> (accessed 25.04.23).
10

Как и Дж. Миршаймер, Б. Позен отверг американскую либеральную гегемонию и предположил, что Д. Трамп вывел большую часть либералов из зависимости от идеи либеральной гегемонии9. То есть Д. Трамп не желал разрушить высоко интегрированный американоцентричный мир, а наоборот стремился сохранить экономический и военный потенциал США и роль арбитра в вопросах безопасности, но при этом с отказом от вредного экспорта демократии где-либо и в первую очередь на Ближнем Востоке. Д. Трамп открыл совершенно новую стратегию США: нелиберальную гегемонию, дополнив ею стратегию либеральной гегемонии, стратегию минималистского оборонительного реализма с проведением политики «офшорного балансирования» и неоизоляционистскую стратегию. Ближний Восток служит идеальным тому подтверждением и иллюстрирует как это осуществляется.

9. Posen B. The Rise of Illiberal Hegemony // Foreign Affairs. 2018. March/April. URL: >>> (accessed 25.04.23).
11

Администрация Д. Трампа на Ближнем Востоке

 

Тут мы вновь возвращаемся к «офшорному балансированию». Д. Трамп стремился сбалансировать растущие глобальные обязательства США в области обороны и безопасности и переложить ответственность на региональных союзников. Он добился определённых успехов, а ведь к моменту его вступления в должность Ближний Восток оставался одним из самых проблемных регионов на карте мира.

12 Почти сразу были перезагружены американо-израильские отношения. В мае 2017 г. было подписано соглашение о продаже вооружений на рекордную сумму в размере 110 млрд долл., а также оборонные контракты на 350 млрд долл. на десять лет с КСА, выбранной в качестве первой страны, которую посетил Д. Трамп. Словом администрация Д. Трампа начала действовать в регионе, опираясь прежде всего на интересы Израиля и КСА. В сентябре 2020 г. не без посреднических усилий США были заключены «Соглашения Авраама» о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ с Бахрейном, что ранее казалось далёким от реальности и было описано Д. Трампом как «рассвет нового Ближнего Востока». В 2018 г. заговорили о создании «Ближневосточного стратегического альянса» (Middle East Strategic Alliance, MESA) – арабского аналога НАТО для противовеса Ирану, общая неприязнь к которому способна объединить многих в единую коалицию. В сотрудничестве с Израилем была представлена «сделка века» – американский план по урегулированию арабо-израильского конфликта и достижению мира. Критики посчитали, что интересы Палестины попросту проигнорировали, однако есть подозрение, что «сделка века» является последним шансом на формирование полноценного палестинского государства. А вот на иранском векторе были пересмотрены все достижения Б. Обамы с выходом из ядерной сделки и начался новый виток конфронтации. Изменилось стратегическое присутствие США в регионе. Американские военнослужащие покинули Сирию и Ирак, а те, что остались там, находятся ради обеспечения контроля над энергоресурсами страны.
13

Всё вышеперечисленное чётко укладывается в контуры новой внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке, за разработку которой США взялись при Д. Трампе10. В СНБ-2017 на первой же странице говорилось о восстановлении пошатнувшихся при Б. Обаме дружеских отношений и укреплении действующих партнёрских связей. Были подняты вопросы стабилизации мирового энергетического рынка и борьбы с терроризмом, чьим главным спонсором нарекли Иран. Урегулирование конфликта между Израилем и Палестиной приобрело первостепенную важность, при этом было отмечено, что Израиль не является причиной проблем региона, так как многие разделяют общие интересы с Израилем в противостоянии одним и тем же угрозам. Согласно СНБ-2017 США намерены способствовать стабильности и балансу сил, благоприятствующему интересам США; привержены делу оказания помощи партнёрам в достижении стабильности и процветания в регионе, в том числе за счёт ССАГП; останутся катализатором позитивных экономических изменений и сохранят необходимое военное присутствие в регионе.

10. National Security Strategy of the United States of America, December 2017. The White House. URL: >>> (accessed 25.04.23).
14 Судя по тому насколько последовательно администрация Д. Трампа реализовала заданные в СНБ-2017 направления, сложилось впечатление, что в США сформирован устойчивый межпартийный консенсус и внешняя политика США на Ближнем Востоке, ориентированная на уход из региона, вряд ли претерпит серьёзные изменения в независимости от того, кто победил бы на президентских выборах в ноябре 2020 года.
15

Это находит отклик и среди мозговых центров США. Например, корпорация РЭНД, тесно связанная с американским ВПК, чьи эксперты констатируют, что американцы устали от Ближнего Востока, и что дорогостоящие войны, экономическое и социальное давление внутри страны, а также новые внешнеполитические приоритеты провоцируют дебаты о целесообразности продолжения присутствия США в этом регионе11. Дж. Альтерман, директор Ближневосточной программы Центра стратегических и международных исследований (CSIS) запустил мини-сериал подкастов, посвящённый США на Ближнем Востоке. Его гости, эксперты по региону, недвусмысленно дают понять: США уходят с Ближнего Востока и больше не связывают с ним свои жизненно важные интересы12.

11. Reimagining U.S. Strategy in the Middle East // RAND. 2021, p.123. URL: >>> (accessed 30.04.23).

12. U.S. in the Middle East: Part Six // CSIS. April 12, 2022. URL: >>> (accessed 30.04.23).
16

Администрация Дж. Байдена на Ближнем Востоке

 

В марте 2021 г. вышло «Временное стратегическое руководство в области национальной безопасности» – длинный и запутанный документ, во введении не было сказано не слова про ближневосточную политику США. Лишь в нескольких абзацах упомянуто, что США сохранят непоколебимую приверженность безопасности Израиля и будут и дальше работать с региональными партнёрами для сдерживания иранской агрессии; военная сила не является однозначным ответом на региональные вызовы и США откажут своим партнёрам в карт-бланше для проведения агрессивной, наступательной политики. Также говорится, что США не должны и не будут участвовать в «вечных войнах»; США покончат с войной в Афганистане и сократят своё военное присутствие в регионе до уровня, необходимого для борьбы с международным терроризмом, сдерживания иранской агрессии и защиты жизненно важных интересов США13.

13. Interim National Security Strategic Guidance. The White House. March 3, 2021, p.11. URL: >>> (accessed 30.04.23).
17

В октябре 2022 г. на сайте Белого дома была опубликована новая СНБ-202214. В ней предвосхищался антиутопический мир глобального противостояния великих держав. Важно то, что во введении были упомянуты Европа и Индо-Пацифика, при этом не слова нет о Ближнем Востоке. В региональном срезе на первых трёх строчках разместились Индо-Пацифика, Европа и Западное полушарие. И лишь только следующий четвёртый блок был посвящён поддержке деэскалации и интеграции на Ближнем Востоке, к тому же уступив «заднему двору» США на 0,5 страницы текста, что явно свидетельствует о падении интереса к Ближнему Востоку.

14. National Security Strategy. The White House. October 12, 2022. URL: >>> (accessed 30.04.23).
18 В тексте СНБ-2022 прямо признаётся, что для США пришло время отказаться от грандиозных замыслов в пользу более практических шагов. Изложена структура новой внешней политики США в регионе, полагаясь на беспрецедентные конкурентные преимущества США в построении партнёрских отношений, коалиций и союзов. Эта дорожная карта строится на пяти принципах и опирается на недавний прогресс, достигнутый государствами региона в преодолении своих исторических разногласий. Уделяется пристальное внимание угрозе, исходящей от Ирана. Подчёркивается важность налаживания отношений между Израилем и арабским миром в качестве одного из знаковых достижений администрации Д. Трампа. Отмечается, что США не будут использовать вооружённые силы для смены режимов или переустройства общества, а вместо этого ограничат применение силы обстоятельствами, когда это необходимо для защиты интересов национальной безопасности и в соответствии с международным правом.
19

15–16 июля 2022 г. Дж. Байден совершил турне по странам региона, став первым президентом, который без пересадки вылетел из Израиля в Джидду, что символизировало примирение между Израилем и арабским миром, а также первым после событий 11 сентября президентом, который посетил Ближний Восток в отсутствие военного конфликта с участием США15.

15. Biden J. Joe Biden: Why I’m going to Saudi Arabia // The Washington Post. July 9, 2022. URL: >>> (accessed 30.04.23).
20 Кроме того, Дж. Байден был приглашён почётным гостем на консолидирующий саммит ССАГПЗ ведь активное посредничество США необходимо для открытой нормализации отношений с Израилем. Как объяснил позицию Белого дома Дж. Байден, более безопасный и интегрированный Ближний Восток, где США будут играть руководящую роль, важен американцам во многих отношениях с точки зрения мировой торговли и цепочек поставок, в то время как энергетические ресурсы жизненно важны для смягчения последствий войны на Украине. В контексте давней традиции противопоставления ценностей и интересов в ближневосточной политике США важно обратить внимание на одну деталь. Дж. Байден объяснил, что хотя его взгляды на права и свободы человека ясны, Саудовская Аравия остаётся одним из ключевых для США игроков и потому цель его поездки будет заключаться в укреплении стратегического партнёрства, основанного на взаимных интересах и ответственности, а также на соблюдении фундаментальных американских ценностей. США не раз выдвигали требование больше считаться именно с арабскими интересами. Возможно, настал тот момент.
21

Представленная Дж. Байденом концепция ближневосточной стратегии включает пять ключевых принципов: США будут поддерживать и укреплять партнёрские отношения со странами, которые придерживаются основанного на правилах миропорядка; США не позволят поставить под угрозу свободу судоходства и не потерпят попыток какой-либо страны доминировать в регионе; США будут работать над снижением напряжённости, деэскалацией и прекращением конфликтов, сохраняя приверженность тому, чтобы Иран никогда не получил ядерное оружие; США сделают ставку на интеграцию и взаимосвязь и будут развивать отношения со своими партнёрами, где это возможно, уважая при этом суверенитет и независимый выбор каждой страны; США будут продвигать права человека и ценности, закреплённые в Уставе ООН16.

16. FACT SHEET: The United States Strengthens Cooperation with Middle East Partners to Address 21st Century Challenges. The White House. July 16, 2022. URL: >>> (accessed 05.05.23).
22

Что касается отношений с Израилем, то в «Иерусалимской декларации» было отмечено, что стратегическое американо-израильское партнёрство основано на общих ценностях, интересах и настоящей дружбе; США сделают всё для поддержания качественного военного превосходства в регионе, так как эти обязательства являются двухпартийными и священными, моральными и стратегическими с точки зрения национальной безопасности США; неотъемлемым элементом является обязательство никогда не позволить Ирану обрести ядерное оружие. Словом, в Вашингтоне не собираются подвергать ревизии наследие предыдущей администрации17.

17. The Jerusalem U.S.-Israel Strategic Partnership Joint Declaration. The White House. July 14, 2022. URL: >>> (accessed 05.05.23).
23

Проанализировав ключевые документы, складывается понимание, что Ближний Восток выпадает из числа внешнеполитических приоритетов США. В условиях новой реальности, меняющегося регионального баланса сил, успехов России и Китая и усиления держав среднего уровня необходимы перемены. В Вашингтоне явно осознали, что США не могут изменить Ближний Восток. Как заявил Дж. Байден, уход американских войск из Афганистана завершает эру попыток переустроить другие страны18. Разумеется, полностью уйти из региона и оставить вакуум, который заполнят Китай, Россия или Иран, они себе позволить также не могут. Но тем не менее ещё с администрации Д. Трампа прослеживается тренд: США постепенно покидают Ближний Восток и перенаправляют свои силы и ресурсы в сторону АТР. И это их осознанный выбор. Лишь рост цен на энергоносители в мире стимулировал администрацию Дж. Байдена вернуть Ближний Восток в перечень своих приоритетов на определённый срок.

18. Biden's address on U.S. withdrawal from Afghanistan - 8/31 (FULL LIVE STREAM) // YouTube. URL: >>> (accessed 05.05.23).
24

«Три тройки лидеров» и США: период турбулентности

 

Субъекты американской политики на Ближнем Востоке, зачастую, не учитывают пожелания и видения самих региональных игроков, которые всё больше выражают свою нетерпимость к старой модели мирового порядка. С одной стороны, это связано с тремя десятилетиями неограниченной гегемонии США как в военно-политических, так и в экономических процессах, без учёта интересов других акторов. С другой стороны, второе десятилетие XXI века ознаменовалось укреплением военно-политического авторитета России и Китая, в которых страны Ближнего Востока и Северной Африки (Middle East and North Africa) начали видеть «позитивную» альтернативу для диверсификации своих внешних связей и снижения зависимости от США.

25

Страны Ближнего Востока, в частности региональные лидеры, «три тройки лидеров» демонстрируют своё желание проводить внеблоковую и суверенную внешнюю политику, ориентированную на защиту их национальных интересов19.

19. Виталий Наумкин, Василий Кузнецов. Ближний Восток и будущее полицентричного мира // Клуб «Валдай». Февраль 2023. URL: >>> (accessed 05.05.23).
26 Первая «тройка лидеров» – это некогда ведущие страны Ближневосточного региона – Египет, Сирия и Ирак, которые сегодня экономически и политически отодвинулись на второй план, но при этом являются стратегически важными игроками в регионе.
27 Взаимоотношения США и официальных властей Сирии в лице администрации президента Башара аль-Асада не имеют каких-либо точек опоры, так как американцы не признают легитимность действующих сирийских властей, активно поддерживали антиправительственные силы с начала гражданской войны, а сейчас до 900 американских военнослужащих и более 100 представителей частных военных компаний незаконно находятся на территории Сирии.
28

Американо-египетские и американо-иракские отношения во многом характеризуются нисходящей линией, ввиду сложной внутриполитической и социально-экономической ситуации в этих странах. Экономическая помощь Египту со стороны США с каждым годом уменьшается из-за растущих противоречий между странами20.

20. Okail N. US aid to Egypt and the wider failures of American security assistance // Responsible Statecraft. February 11, 2022. URL: >>> (accessed 05.05.23).
29

В Ираке так и не сформирована стабильная политическая система, а предыдущая была разрушена более 20 лет назад впоследствии интервенции коалиционных войск. Вооружённые силы США остаются в стране, используя её как платформу для противодействия растущему влиянию Ирана в регионе, при этом различные политические силы и иракская общественность считают роль США в их стране деструктивной и призывали неоднократно к выводу американских военных21.

21. Why U.S. forces remain in Iraq 20 years after ‘shock and awe’ // PBS. March 15, 2023. URL: >>> (accessed 10.05.23).
30 Вторая «тройка лидеров» – Турция, Иран и Израиль, которые активно участвуют не только в региональных процессах, но и в глобальных. Взаимоотношения этих стран с США осложнены ввиду различных исторических и текущих событий, но они самостоятельны в осуществлении своей внешней политики, что выливается в конфликт интересов с США по различным вопросам.
31 С Ираном у США противостояние продолжается после Исламской революции 1979 г. и даже несмотря на относительное потепление при президенте Б. Обамы и заключение СВПД, стало очевидно, что системные противоречия сохраняются и уже администрация Д. Трампа вышла в одностороннем порядке из «ядерной сделки». Стоит отметить, что администрация Дж. Байдена рассматривала возможность возвращения в СВПД, но из-за комплекса проблем во взаимоотношениях Ирана с США и их союзниками, перспективы нормализации взаимоотношений остаются неосязаемыми.
32 Взаимоотношения с Турцией и Израилем у США во многом связаны с «фигурами лидеров» этих стран – с президентом Р. Эрдоганом и премьер-министром Б. Нетаньяху и их внешней и внутренней политикой. Разлад между странами стал очевиден после начала Россией специальной военной операции на Украине, США призывали своих незападных союзников подключиться к осуждению политики России и введению санкций, но как Турция, так и Израиль предпочли держать нейтралитет в текущей обстановке и не вмешиваться в конфликт между глобальными державами.
33

Третья «тройка лидеров» – ведущие арабские монархии Персидского залива в лице Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара. Страны залива, за исключением Йемена, с момента обретения независимости имели тесные и союзнические отношения с США, но с активизацией противостояния США и западных союзников с Россией и Китаем, наметился негативный тренд. Разлад в отношениях возник в результате того, что вышеуказанные страны нарастили колоссальные капиталы и строят свою экономику в сотрудничестве с различными партнёрами, отстаивая свои интересы как на региональном уровне, так и на глобальном. США недовольны КСА и ОАЭ из-за их тесного взаимодействия с Россией и Китаем, а также политики в рамках ОПЕК+, из-за которой страны оставили призывы американской политической администрации нарастить добычу углеводородов без ответа и продолжили реализацию выгодной для них политики. Давление США и западных стран на Катар оказалось также неудачным, так как катарские власти не готовы были нарушать контракты со своими партнёрами ради интересов США и их союзников22.

22. Batrawy A. Oil, human rights, security: Here's what's in store for U.S.-Gulf relations in 2023 // NPR. January 12, 2023. URL: >>> (accessed 10.05.23).
34 Таким образом выделяется определённый негативный тренд для США, который связан с изменением роли США на Ближнем Востоке, с комплексом противоречий, накопившихся за годы политики гегемонии США, а также с растущими амбициями основных региональных держав, которые более не допускают ущемления их национальных интересов и развивают диверсифицированную внешнюю политику, ориентированную на рост благосостояния и укрепление позиций своих стран.
35

«Ближневосточный ренессанс»: новый облик региона

 

Следует отметить, что Ближневосточный регион проходит период трансформации, который потенциально может изменить политический ландшафт региона и привести к установлению устойчивого политического и социально-экономического развития, что можно условно называть «ближневосточным ренессансом». У данного тренда можно выделить несколько очевидных треков:

36 Во-первых, это вопрос арабо-израильского противостояния, который ознаменовался новым этапом нормализации отношений между Израилем и рядом арабских стран, среди которых ОАЭ, Бахрейн и Марокко, в рамках «соглашений Авраама» при посредничестве США в 2020 г. Безусловно стоит отметить, что сами причины конфликта, вопрос создания арабского государства в Палестине, а также чаяния палестинского народа так и не нашли своего осязаемого решения, да и «арабская улица» всё ещё не готова к признанию Израиля, даже в тех странах, которые десятилетия назад установили дипломатические отношения с еврейским государством. Но данный трек демонстрирует снижение фазы конфликта и готовность к поискам путей решения не посредством военных действий, а на основе всестороннего диалога.
37 Во-вторых, это нормализация взаимоотношений между КСА и Ираном, а также параллельное снижение конфликтного потенциала в зонах исторического противостояния, в частности, это деэскалация в Йемене, Сирии, Ираке и др. Соглашение о восстановлении дипломатических отношений между двумя сторонами было подписано 10 марта 2023 г. при посредничестве Ирака и Омана, но в роли главного «строителя мостов» выступила КНР, которая в последние десятилетия укрепляет свои позиции в регионе и становится привлекательной для стран Ближнего Востока как в сфере торгово-экономического взаимодействия, так и в политической плоскости.
38 В-третьих, это ещё более ранний процесс восстановления взаимоотношений между блоком стран, поддерживающих различные элементы в регионе, связанные со сторонниками политического ислама, с более консервативными монархиями аравийского полуострова. Это противосияние началось ещё задолго до событий «арабской весны» 2010–2011 гг., но именно волны антиправительственных революций во многих странах привели к выходу на авансцену сторонников политического ислама, а также активизировали борьбу региональных лидеров в лице Турции, Катара, ОАЭ, КСА, Ирана и Израиля. Но почти десять лет противостояния завершились окончанием катарской дипломатической блокады и нормализацией взаимоотношений Турции и Катара с арабскими монархиями Персидского залива. Кроме того, параллельно Турция смогла восстановить отношения с Израилем и Египтом, что безусловно позитивно скажется на дальнейшем развитии региона.
39 В-четвёртых, это восстановление дипломатических отношений арабских монархий с Сирией, её возвращение в Лигу арабских государств, а также запуск переговорного процесса с Турцией. Данный трек во многом является позитивным результатом дипломатической активности Российской Федерации в регионе. Россия рассматривается ближневосточными государствами в качестве надёжного партнёра, который придерживается своих обязательств по договоренностям. Нормализация взаимоотношений Сирии со странами региона связана с «новым осознанием» будущего политического и экономического развития региона со стороны большинства региональных игроков.
40

Нарративы «нового осознания» были переданы общественности через ряд публицистических статей на платформах ведущих СМИ Ближнего Востока, в частности, в одной из них автор Бария Аламуддин анализировала 20-летие интервенции в Ирак, в котором подчёркивается несостоятельность американской политики в Ираке и говорится о необходимости полноценной экономической и политической реинтеграции таких стран, как Сирия, Йемен, Ирак, Ливия и Ливан, в единое общеарабское пространство23.

23. Alamuddin B. Twenty years after invasion, is Iraq salvageable? // Arab News. March 20, 2023. URL: >>> (accessed 10.05.23).
41 Подобные тренды начинают охватывать страны Ближнего Востока и Северной Африки, содействуют экономической реинтеграции различных региональных игроков в единую экосистему и снижают дестабилизационный фон. Наблюдается нежелание региональных игроков быть вовлечёнными в различные конфликты глобальных акторов, таким образом с учётом текущего противостояния между Россией и США и Китаем и США, государства Ближневосточного региона, в основном, придерживаются нейтралитета, продолжая заниматься взаимовыгодными экономическими проектами. Кроме того, снижение конфликтного потенциала региона и нормализация отношений между основными конкурирующими силами в регионе, ослабляют необходимость в стороннем «полицейском», роль которого десятилетиями играли США и обеспечивали своим военным присутствием и поставками продукции ВПК.
42

Заключение

 

Анализ показывает, что США необходимо переформатировать свою политику в отношении стран Ближнего Востока и Северной Африки с учётом геополитических и региональных трансформаций. Политика «двойного сдерживания» администрации Дж. Байдена, направленная на противодействие растущей конкуренции со стороны КНР и России, вынуждает США аккумулировать силы, снижая активность на ближневосточном направлении. Ситуация осложняется с приближением электорального цикла, так как наблюдается поляризация внутри американского общества и элит из-за различных политических вызовов. Вдобавок к этому наблюдается турбулентность в экономической сфере, которая характеризируется ростом инфляции, индекса потребительских цен и флуктуацией цен на энергоносители и продовольствие. Ситуация усугубляется ещё и банкротством трёх банков США – First Republic Bank, Silicon Valley Bank и Signature Bank.

43

Безусловно, внутрирегиональные трансформации на Ближнем Востоке и растущие амбиции ведущих игроков в лице арабских монархий Персидского залива, на традиционно союзнические отношения с которыми полагались США, вынуждают Белый дом пересмотреть свою политику. Кризис в отношениях американских властей с Саудовской Аравии является наследством администрации Б. Обамы и ценностей Демократической партии, когда США поддержали антиправительственные протесты в период «арабской весны» 2010–2011 гг. и приход к власти сторонников политического ислама в ряде стран региона, в то время как саудовцы видели в них экзистенциональную угрозу для своей страны. С ОАЭ же охлаждение началось из-за временной заморозки администрацией Дж. Байдена продажи истребителей F-35, о покупке которых стороны договорились в период президенства Д. Трампа24. Наглядной демонстрацией кризиса стал отказ в марте 2022 г. КСА и ОАЭ на просьбу США увеличить добычу нефти для снижения цен на энергоносители и следования монархиями договорённостям в рамках соглашений ОПЕК+, в котором участвует Россия25.

24. Biden administration pauses weapons sales to Saudi Arabia, UAE // Al Jazeera. 27 January 2021. URL: >>> (accessed 10.05.23).

25. Nissenbaum D., Kalin S., Cloud D. Saudi, Emirati Leaders Decline Calls With Biden During Ukraine Crisis // The Wall Street Journal. March 8, 2022. URL: >>> (accessed 10.05.23).
44 Кроме того, ведущие региональные державы и большинство стран региона отказались поддержать антироссийскую политику США после начала специальной военной операции РФ на Украине, продемонстрировав своё нежелании участвовать в действиях, которые могут нанести ущерб их национальным интересам. Вдобавок к этому они продолжают наращивать своё сотрудничество с КНР, игнорируя давления со стороны США. Другими словами, амбиции региональных игроков нацелены на диверсификацию своих внешнеполитических и внешнеэкономических связей с альтернативными партнёрами. А «нормализационный тренд» и снижение конфликтного потенциала в регионе снижают интерес стран к США в вопросах обеспечения безопасности и темпы приобретения американской продукции ВПК.
45 Таким образом. ближневосточная политика США находится в стадии стагнации, так как текущая администрация не может адаптировать свои действия к современным реалиям. Ситуация может измениться, если в ходе президентских выборов в США в 2024 г. победу одержит представитель Республиканской партии Д. Трамп, который в прошлом смог придать импульс взаимоотношениям с ведущими региональными игроками. Так же частичные позитивные трансформации возможны при приходе к власти в Турции и Израиле оппозиционных сил и снижении напряжённости в отношениях США с Россией и КНР.

Библиография

1. Goldberg J. The Obama Doctrine // The Atlantic. April 2016. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/ (accessed 20.04.23).

2. Cook S. Major Power Rivalry in the Middle East // CFR. March 2021. URL: https://www.cfr.org/report/major-power-rivalry-middle-east (accessed 20.04.23).

3. Walt S. Has Trump Become a Realist? // Foreign Policy. 2018. 17 April. URL: https://foreignpolicy.com/2018/04/17/has-trump-become-a-realist/ (accessed 20.04.23).

4. Walt S. The Tragedy of Trump’s Foreign Policy // Foreign Policy. 2019. 5 March. URL: https://foreignpolicy.com/2019/03/05/the-tragedy-of-trumps-foreign-policy/ (accessed 20.04.23).

5. Schweller R. Three Cheers for Trump’s Foreign Policy // Foreign Affairs. 2018. September/October. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2018-08-13/three-cheers-trumps-foreign-policy (accessed 20.04.23).

6. Lind M. John Mearsheimer on International Relations, Great Power Politics, and the Age of Trump // The National Interest. 2018. 15 December. URL: https://nationalinterest.org/feature/john-mearsheimer-international-relations-great-power-politics-and-age-trump-38772 (accessed 25.04.23).

7. Mearsheimer J. Donald Trump Should Embrace a Realist Foreign Policy // The National Interest. 2016. 27 November. URL: https://nationalinterest.org/feature/donald-trump-should-embrace-realist-foreign-policy-18502 (accessed 25.04.23).

8. Mearsheimer J., Walt S. The Case for Offshore Balancing // Foreign Affairs. 2016. July/August. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2016-06-13/case-offshore-balancing (accessed 25.04.23).

9. Posen B. The Rise of Illiberal Hegemony // Foreign Affairs. 2018. March/April. URL: https://www.foreignaffairs.com/united-states/rise-illiberal-hegemony (accessed 25.04.23).

10. National Security Strategy of the United States of America, December 2017. The White House. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 25.04.23).

11. Reimagining U.S. Strategy in the Middle East // RAND. 2021, p.123. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA958-1.html (accessed 30.04.23).

12. U.S. in the Middle East: Part Six // CSIS. April 12, 2022. URL: https://www.csis.org/analysis/us-middle-east-part-six (accessed 30.04.23).

13. Interim National Security Strategic Guidance. The White House. March 3, 2021, p.11. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/03/03/interim-national-security-strategic-guidance/ (accessed 30.04.23).

14. National Security Strategy. The White House. October 12, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (accessed 30.04.23).

15. Biden J. Joe Biden: Why I’m going to Saudi Arabia // The Washington Post. July 9, 2022. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/2022/07/09/joe-biden-saudi-arabia-israel-visit/ (accessed 30.04.23).

16. FACT SHEET: The United States Strengthens Cooperation with Middle East Partners to Address 21st Century Challenges. The White House. July 16, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/07/16/fact-sheet-the-united-states-strengthens-cooperation-with-middle-east-partners-to-address-21st-century-challenges/ (accessed 05.05.23).

17. The Jerusalem U.S.-Israel Strategic Partnership Joint Declaration. The White House. July 14, 2022. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/07/14/the-jerusalem-u-s-israel-strategic-partnership-joint-declaration/ (accessed 05.05.23).

18. Biden's address on U.S. withdrawal from Afghanistan - 8/31 (FULL LIVE STREAM) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xd8qtUKWJYU (accessed 05.05.23).

19. Виталий Наумкин, Василий Кузнецов. Ближний Восток и будущее полицентричного мира // Клуб «Валдай». Февраль 2023. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/44102/ (accessed 05.05.23).

20. Okail N. US aid to Egypt and the wider failures of American security assistance // Responsible Statecraft. February 11, 2022. URL: https://responsiblestatecraft.org/2022/02/11/us-aid-to-egypt-and-the-wider-failures-of-american-security-assistance (accessed 05.05.23).

21. Why U.S. forces remain in Iraq 20 years after ‘shock and awe’ // PBS. March 15, 2023. URL: https://www.pbs.org/newshour/world/why-u-s-forces-remain-in-iraq-20-years-after-shock-and-awe (accessed 10.05.23).

22. Batrawy A. Oil, human rights, security: Here's what's in store for U.S.-Gulf relations in 2023 // NPR. January 12, 2023. URL: https://www.npr.org/2023/01/12/1147818054/saudi-arabia-gulf-nations-us-relations (accessed 10.05.23).

23. Alamuddin B. Twenty years after invasion, is Iraq salvageable? // Arab News. March 20, 2023. URL: https://www.arabnews.com/node/2271776?mibextid=kdkkhi (accessed 10.05.23).

24. Biden administration pauses weapons sales to Saudi Arabia, UAE // Al Jazeera. 27 January 2021. URL: https://www.aljazeera.com/news/2021/1/27/us-reviewing-billions-in-arms-sales-to-saudi-arabia-uae (accessed 10.05.23).

25. Nissenbaum D., Kalin S., Cloud D. Saudi, Emirati Leaders Decline Calls With Biden During Ukraine Crisis // The Wall Street Journal. March 8, 2022. URL: https://www.wsj.com/articles/saudi-emirati-leaders-decline-calls-with-biden-during-ukraine-crisis-11646779430 (accessed 10.05.23).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести