Канада и страны Корейского полуострова: возможности и проблемы
Канада и страны Корейского полуострова: возможности и проблемы
Аннотация
Код статьи
S207054760026339-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Исраелян Евгения Викторовна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Ведущий научный сотрудник Отдела Канады, Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В Индо-Тихоокеанской стратегии Канады заметное место занимают страны Корейского полуострова. В статье рассматриваются результаты, достигнутые в отношениях Канады с Республикой Корея, и проблемы, возникающие в связи с ядерными амбициями Северной Кореи (КНДР). Нынешние отношения Канады с Республикой Корея можно в целом назвать хорошими: особенно успешно развивается торгово-экономическое сотрудничество. Вместе с тем модернизация ракетно-ядерного арсенала Корейской Народно-Демократической Республики является серьёзным вызовом для Канады как члена мирового сообщества. Она участвует в поисках решения северокорейской проблемы на многосторонних и двусторонних уровнях.

Ключевые слова
Канада, внешняя политика Канады, Республика Корея, Южная Корея, Северная Корея, ядерная программа Северной Кореи, канадско-корейские отношения, Индо-Тихоокеанская стратегия Канады, Индо-Пацифика, Общее соглашение о безопасности информации, устойчивость цепочек поставок, минилатерализм
Классификатор
Получено
06.06.2023
Дата публикации
29.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
323
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
1

Введение

 

Растущая роль Индо-Тихоокеанского региона в международной повестке дня побуждает руководство западных стран уделять пристальное внимание происходящим там процессам. Не осталось в стороне и правительство Канады, которая является тихоокеанской страной. В ноябре 2022 г. была обнародована её Индо-Тихоокеанская стратегия (ИТС), документ на 26-ти страницах, имеющий чётко выраженную антикитайскую направленность. Заметное место в документе занимают страны Корейского полуострова, прежде всего, Республика Корея (РК или Южная Корея). РК и Япония названы ключевыми партнёрами Канады в Северной части Тихого океана. О значении стран Корейского полуострова для внешней политики страны говорит следующий факт: Республика Корея упоминается в ИТС 18 раз, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, или Северная Корея) – 7 раз1.

1. Canada. 2022. Canada’s Indo-Pacific Strategy. Global Affairs Canada. Available at: >>> (accessed 20.04.2023).
2

Из истории отношений

 

Канадцы появились в Корее ещё в XIX веке. Они были в числе первых христианских миссионеров, прибывших сюда, и сыграли важную роль в историческом и культурном развитии страны. Канадец Джеймс С. Гейл (1863–1937) составил первый корейско-английский словарь и перевёл Библию на корейский язык. Другой житель Канады, Оливер Р. Ависон (1860–1959), был личным врачом корейского императора и считается основоположником медицинских знаний. А Фрэнк У. Шофилд (1889–1970), активный участник движения за независимость Кореи от Японской империи , стал первым иностранцем, похороненным за свои заслуги на Корейском национальном кладбище .

3

Напомним, что после Второй мировой войны Корея, входившая в состав Японской империи, получила независимость и была разделена на две зоны военной ответственности: советскую – к северу от 38-ой параллели с. ш., и американскую – к югу от неё. В 1948 г. на территориях зон возникли два государства: Республика Корея на юге и Корейская Народно-Демократическая Республика на севере. Тогда Канада была включена в Комиссию ООН по наблюдению за выборами в Корее и уже в 1949 г. официально признала РК.

4

Канада участвовала в Корейской войне 1950–1953 гг., направив на помощь Южной Корее третий по величине контингент (после Соединённых Штатов и Великобритании )2. Канадские военнослужащие (более 26 тыс. человек) сражались под флагом ООН, главным образом, с китайскими подразделениями, воевавшими на стороне Северной Кореи. Канадцы были также задействованы в военно-морских и воздушных операциях и отличались, по свидетельствам профессионалов, прекрасной подготовкой и храбростью. Канада понесла немалые потери: 516 человек были убиты и 1200 ранены. Более 300 военных были похоронены на Мемориальном кладбище ООН в Пусане (Южная Корея)3, а в Брамптоне, провинция Онтарио) в 1997 г. построена Стена памяти о погибших в Корейской войне.

2. Canada-the Republic of Korea relations. Government of Canada. Global Affairs Canada. Available at: >>> (accessed 27.04.2023).

3. Ibid.
5 Корейская война, закончившаяся Соглашением о перемирии и созданием демилитаризованной зоны, углубила раскол на Корейском полуострове. Канада сохранила там своё присутствие и вошла в состав военной комиссии Командования Организации Объединенных Наций (КООН) по перемирию в Корее. Комиссия отвечает за соблюдение его условий и контроль за безопасностью демилитаризованной зоны протяжённостью в 244 км.
6

Дипломатические отношения между Канадой и Южной Кореей были установлены в январе 1963 г. В 1965 г. в Оттаве открылось посольство РК, а с 1973 г. в Сеуле работает канадское посольство. Таким образом, в январе нынешнего года отношениям между Канадой и РК исполнилось 60 лет. Дж. Трюдо по этому поводу заявил: «Мы празднуем 60-летие дипломатических отношений, но канадцы и корейцы дружат с давних пор. Нам уже недостаточно быть просто друзьями, мы должны быть лучшими друзьями» для борьбы с авторитаризмом, защиты основанного на правилах международного порядка и обеспечения стабильности4.

4. Панщиков, А. Трюдо призвал укрепить дружбу Канады и Южной Кореи // РИА Новости, 17.05.2023// >>> (accessed 20.05.2023).
7 По-иному развивались связи с КНДР, находившейся под советским контролем. Следуя логике поведения времён холодной войны, власти Канады установили дипломатические отношения с Северной Кореей лишь в 2001 году. Однако дипломатия не срабатывала и контакты не налаживались из-за несовпадающих или противоречащих друг другу идеологических установок и политических подходов. Отношения особенно обострились в связи с проведением КНДР испытаний ядерного оружия и выходом из Договора о нераспространении ядерного оружия. Неприятие Оттавой авторитарного режима и ядерных амбиций КНДР привело к тому, что у Канада так и не открыла посольства в Северной Корее. Не было дипломатического представительства в Канаде и у Северной Кореи.
8

Тяжёлый удар по и без того напряжённым отношениям нанесли события 2010 г., когда северокорейская артиллерия открыла огонь по южнокорейскому острову Ёнпхёндо. В результате артобстрела были убитые и раненые. Канада отреагировала незамедлительно, объявив о приостановке дипломатических отношений и замене их политикой контролируемого взаимодействия ( Controlled Engagement Policy). Политика привела к сокращению до минимума официальных двусторонних контактов. Сохранились лишь несколько наиболее актуальных сфер дипломатического общения (региональная безопасность, соблюдение прав человека, консульские вопросы). В настоящее время две страны не имеют прямых каналов для коммуникаций и поддерживают связь через посольство Канады в Южной Корее и постоянное представительство Северной Кореи при ООН.

9

Дж. Трюдо: «Канада должна стать лучшим другом Южной Кореи»

 

В канадских документах РК называют «партнёром-единомышленником», а двусторонние связи – «успешным и плодотворным сотрудничеством». Так сложилось, что наследие прошлого не омрачает взаимодействие между Канадой и РК: они никогда не воевали друг с другом, а в Корейской войне Канада была союзницей Южной Кореи. Иным был опыт развития отношений Канады с другими странами АТР, например, с Японией. Как известно, Канада и Япония были противниками во Второй мировой войне, а канадские власти применяли грубое насилие и жестокость при проведении политики интернирования канадцев японского происхождения. Не исключено, что прошлые ошибки руководства Канады всё ещё остаются в памяти японцев и в какой-то степени влияют на их отношение к Канаде. Во всяком случае, японская этническая группа в Канаде немногочисленна и составляет всего 99 тыс. человек5. Гораздо многочисленней корейская диаспора: более 220 тыс. граждан считают себя канадцами корейского происхождения. Добавим, что РК – лидер по числу поступающих в канадские вузы иностранных абитуриентов6.

5. Исраелян Е.В. Канадско-японские отношения: к 95-летию установления // США & Канада: экономика, политика, культура. 2023 №6, с. 5-17. DOI: 10.31857/S2686673023060019EDN: EHFHGV

6. Canada-the Republic of Korea relations. Op.cit.
10

На официальном уровне Канада и РК координируют свои усилия благодаря членству в АТЭС, ОЭСР , Группе двадцати и других многосторонних организациях. Наиболее успешным аспектом канадско-южнокорейских отношений является торгово-экономическое сотрудничество. Позволим себе ещё один экскурс в историю. Южнокорейская компания «Хендай» (Hundai Motors Inc.), создавшая отечественный автомобиль «Хендай Пони», выбрала Канаду в качестве первого зарубежного рынка сбыта. Продажи в 1975–1988 гг. превысили все ожидания: на пике торговли автомобиль оказался самым востребованным в Канаде. Аналитики считают, что экспорт «Пони» в Канаду послужил отправной точкой для превращения Южной Кореи в одного из ведущих мировых экспортёров автотранспортных средств7.

7. Kim, R., Bureau, S. Canada-Korea Economic Relations: Challenges and Prospects // International Journal, Vol. 64, No. 4, Canada and Asia (Autumn, 2009), pp. 941-952.
11

Сегодня РК занимает седьмое место среди торговых партнёров Канады и шестое по объёмам поставок канадских товаров. В свою очередь, Канада – шестой по размерам рынок экспорта для Южной Кореи. Двусторонний товарооборот является устойчивым и составил в 2022 г. 21,87 млрд долларов8. Основные статьи канадского экспорта – минеральные руды, минеральное топливо, угольные брикеты, драгоценные камни, металлы, древесина, мясная продукция. Южная Корея поставляет в Канаду автомобили, автозапчасти и аксессуары, горячекатаное желез о, вакцины, электронные устройства. Для справки: Южная Корея закупает за рубежом большую часть потребляемой нефти, сжиженного газ а, металлов. Богатые природные ресурсы Канады представляют значительный интерес для властей и бизнеса РК.

8. Canada-the Republic of Korea relations. Op. cit.
12

Важной вехой в развитии канадско-южнокорейских торгово-экономических связей было заключение в 2014 г. Соглашения о свободной торговле. Оно стало первым и пока единственным соглашением такого рода в Индо-Пацифике и несомненным успехом дипломатов обеих стран. Южная Корея оказалась очень сложным партнёром, процесс согласования позиций неоднократно прерывался, в том числе для заключения договора с США, и занял около 10 лет9. Однако был создан удачный образец для будущих переговоров.

9. Немова Л.А. Внешнеэкономическая стратегия: курс на диверсификацию // КАНАДА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. К 150-летию государства. Отв.ред. Соколов В.И. Москва: ИСКРАН, 2017. С. 188.
13 Другое значимое двустороннее соглашение охватывает область научных и технологических разработок. Оно было заключено в 2016 году. Образованный тогда же Объединённый комитет, как правило, собирается раз в два года для координации НТР. Приоритетными направлениями являются исследования в сфере искусственного интеллекта, кибербезопасности, энергетической и агропродовольственной инфраструктур, модернизации автомобилестроения, аэрокосмической обороны.
14 В наши дни диалог между странами активно развивается. За последние два года лидеры стран встретились трижды: в Мадриде в июне 2022 г., в сентябре того же года во время визита президента РК Юн Сок Ёля в Канаду и в мае 2023 г., когда Дж. Трюдо посетил Сеул. О значении этого диалога для внешней политики обеих стран свидетельствовал следующий факт: Трюдо стал первым за последние шесть лет иностранным лидером, выступившим в парламенте РК. (В 2017 г. там выступил президент США Д. Трамп). Это событие имело большой резонанс и широко освещалось в СМИ.
15

Канадско-корейское досье пополнилось как новыми договорённостями, так и заявлениями о релевантности прежних. В Оттаве Дж. Трюдо и Юн Сок Ёль договорились «повысить уровень связей до Всеобъемлющего стратегического партнёрства (Comprehensive Strategic Partnership)». Были объявлены пять главных составляющих этого партнёрства: защита международной системы, основанной на правилах, демократии и правах человека; укрепление сотрудничества в области безопасности; обеспечение экономической безопасности, поддержка устойчивости цепочек и поставок; борьба с изменением климата и охрана окружающей среды, развитие чистых источников энергии; кооперация в области здравоохранения и культуры10.

10. Prime Minister of Canada.Justin Trudeau .The Republic of Korea and Canada: Stronger Together - Joint Leaders’ Statement. September 23, 2022. Ottawa, Ontario//Available at: >>> (Accessed at:5.05.2023).
16 Эти принципы закреплены в официальных документах. В Оттаве были подписаны два обновленных меморандума о взаимопонимании: один - о сотрудничестве в области военных материалов, второй - о партнёрстве в разработке промышленных технологий и инноваций. А в Сеуле позиции сторон были согласованы и изложены в меморандуме о сотрудничестве в сохранении важнейших цепочек поставок полезных ископаемых, переходе на чистую энергию и поддержании энергетической безопасности (Memorandum of Understanding (MOU) on Cooperation in Critical Mineral Supply Chains, the Clean Energy Transition and Energy Security). Каждый из меморандумов подписан соответствующими ведомствами двух стран.
17 Перечень действующих документов позволяет определить основные направления двустороннего взаимодействия.
18 Во-первых, это общие усилия в обеспечении устойчивости глобальных цепочек поставок, особенно критически важных полезных ископаемых. Проблема актуальна для обеих стран. Канада, щедро наделённая запасами никеля, лития, кобальта, других металлов, заинтересована в защите каналов их передачи от экономической конъюнктуры и геополитических угроз.
19

Ещё больше озабочена возможностями разрыва или фрагментации цепочек Южная Корея. Она не обладает такими ресурсами и импортирует их для производства электромобилей и аккумуляторных батарей, которые становятся одной из главных статей её экспорта. Основным поставщиком критически важных минералов в РК является Китай, её главный торгово-экономический партнёр. Однако в последнее время Сеул нередко проявляет публичное несогласие с Пекином по вопросам безопасности в регионе. Например, в апреле 2023 г. в эксклюзивном интервью агентству «Рейтер» (Reuters) Юн Сок Ёль сказал, что усиление напряжённости вокруг Тайваня связано с попытками изменить статус-кво силой, которые он осуждает. МИД Китая не остался в долгу и призвал Южную Корею «благоразумно решать вопросы», связанные с Тайванем 11. В поисках альтернативы китайскому импорту и единомышленника в обеспечении надёжности цепочек Сеул рассматривает Канаду.

11. Shin, H. S. Korea summons Chinese ambassador over reaction to Yoon's Taiwan remarks//Reuters, April 20, 2023 Available at: >>>  (accessed 10.05.2023). 
20

Стоит отметить другой важный момент. Руководство Южной Кореи рассчитывает на то, что более тесное партнёрство с Канадой в области полезных ископаемых позволит стране лучше справляться с последствиями закона США «О сокращении инфляции»12. Одна из целей закона – снижение зависимости США от Китая и других стран в цепочках поставок аккумуляторов для электрокаров. Закон, выводящий южнокорейские электромобили и другие модели, собранные за пределами Северной Америки, из потребительских налоговых льгот, стал источником напряжённости между Вашингтоном и Сеулом13.

12. О законе см. подробнее. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2022 г.: курс на сближение // Россия и Америка в XXI веке. 2023 Выпуск 1. [Электронный ресурс] >>> https://rusus.jes.su/s207054760024527-6-1/ DOI: 10.18254/S207054760024527-6 (Дата обращения 3.03.2023).

13. South Korea, Canada to cooperate on North Korea threat, energy// Aljazeera, 17 May 2023. Available at: >>>  (accessed 03.06.2023).
21 Во-вторых, кооперация в развитии зелёной энергетики и чистых технологий. И канадские, и корейские официальные лица единодушны в том, что создание устойчивых цепочек невозможно без соблюдения экологических стандартов. Эта позиция была озвучена в совместном заявлении Дж. Трюдо и Юн Сок Ёля на пресс-конференции в Сеуле. Напомним, что одним из важных ценностных ориентиров Канады является защита окружающей среды. Канадцы издавна считают лес и воду национальным достоянием и поддерживают концепцию зелёной экономики. РК, испытывающая острый недостаток энергоресурсов, также ориентируется на развитие возобновляемых источников энергии. Была создана новая институциональная структура для двустороннего обмена идеями и передовой практикой в этой области - платформа для обсуждения вопросов борьбы с изменением климата.
22 В-третьих, военно-политическое сотрудничество. Одна из важнейших задач внешней политики Канады, сформулированных в её Индо-Тихоокеанской стратегии, состоит в поддержке усилий РК по достижению безъядерного, мирного и процветающего Корейского полуострова. Выполняя эту задачу, Канада принимает участие в двух международных операциях. Как указывалось выше, она входит в состав военной комиссии Командования ООН по перемирию в Корее. Кроме того, её военнослужащие представлены в многонациональной операции по контролю за применением санкций СБООН против Северной Кореи. Операция проводится с 2018 г. под кодовым названием НЕОН (NEON). ВМС и авиация Канады, РК, США и других стран патрулируют акваторию Тихого океана вблизи Корейского полуострова, чтобы отслеживать возможные незаконные поставки санкционных товаров в КНДР. В ней задействованы канадские фрегаты, другие военные корабли, патрульные самолёты дальнего действия CP-140 Aurora и военнослужащие, размещенные в Кадене (Япония). В марте 2023 г. правительство Канады продлило участие в операции на три года.
23 Вопрос о наращивании Северной Кореей ядерного потенциала и продолжающемся запуске межконтинентальных баллистических ракет регулярно поднимается на двусторонних саммитах и дипломатических переговорах. Так, в совместном заявлении по итогам Сеульской встречи главы правительств осудили растущую ядерную опасность и призвали Пхеньян вернуться к переговорам по денуклеаризации.
24

Справедливости ради стоит отметить, что РК также свойственны претензии на ядерный статус. Сеул давно вынашивал такие планы, а в мае 2023 г. даже учредил новый комитет «по сдерживанию северокорейской ракетно-ядерной угрозы». Однако этот проект не понравился Вашингтону. США пообещали периодически размещать американские атомные подводные лодки в Южной Корее и привлекать её к операциям по ядерному планированию. В свою очередь, РК согласилась не разрабатывать собственное ядерное оружие14.

14. Brewster, M. Despite differences on women's rights, Trudeau pitches closer ties on South Korea visit// CBC News. May 17, 2023. Available at: >>>  (Accessed 25.05.2023).
25 В последнее время контакты в военной сфере между Оттавой и Сеулом стали более активными. Важным событием на этом направлении стал запуск в Сеуле переговоров об обмене разведывательными данными для прощупывания позиций о заключении «Общего соглашения о безопасности информации». Параллельно канадские военные договариваются об аналогичном соглашении с Токио.
26

Вызовы и разногласия

 

Очень серьёзный вызов для международной и региональной безопасности представляет собой северокорейская ядерная программа. Для борьбы с этой угрозой СБООН использует механизм санкций, которые регулярно расширяются за счёт новых видов запретов и новых фигурантов.

27

Канада, активный участник международных торгово-инвестиционных обменов, применяет санкции как один из способов достижения внешнеполитических целей. Использование канадских санкций регулируется законом «Об особых экономических мерах» (SEMA – Special Economic Measures Act) 1992 года. В настоящее время в канадские санкционные списки включены 24 государства, в том числе КНДР.

28

Тщательно соблюдая резолюции и решения СБООН по Северной Корее, Оттава в 2011 г. дополнила их односторонними рестрикциями. Даже краткий их перечень убеждает в жёсткости и бескомпромиссности подхода Канады. Под запрет попали: весь экспорт в КНДР; весь импорт в Канаду из КНДР; все новые инвестиции в Северную Корею; предоставление ей технических данных и финансовых услуг; стыковка, посадка и транзит в Канаде кораблей и самолётов КНДР15. «Суровость» Оттавы можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, отсутствием заинтересованности в развитии деловых связей с Северной Кореей, что наглядно иллюстрирует статистика. Канадский экспорт в КНДР составил в 2021 г. 11 тыс. долл., а импорт из КНДР в Канаду – 4302 долл. 16. Во-вторых, стремлением получить политические очки внутри страны и на международной арене за борьбу против ядерного оружия.

15. Canadian Sanctions Related to North Korea. Government of Canada. Global Affairs Canada. Available at: >>> (Accessed 05.05.2023).   
16.Canada-Democratic People's Republic of Korea fact sheet. Government of Canada. Global Affairs Canada. Available at: >>> (Accessed 1.05.2023).
29

Политика Канады в отношении ядерной программы Северной Кореи имеет различные аспекты. Среди них – финансирование международной деятельности, направленной на прекращение ядерной активности КНДР. На встрече Группы семи в Хиросиме в мае 2023 г. Дж. Трюдо объявил о выделении на эти цели 15 млн долл. США. Средства пойдут на мониторинг программ Северной Кореи в области совершенствования оружия массового уничтожения и контроль за соблюдением ею санкционного режима17.

17.   Prime Minister strengthens ties with our international partners at G7 Summit in Japan.May 21, 2023. Hiroshima, Japan//Available at: >>>  (Accessed 28.05.2023).
30

Оттава предпринимала и другие инициативы. Не все были успешными. Например, в январе 2018 г. США и Канада пригласили глав министерств иностранных дел 17 стран в Ванкувер для обсуждения «ядерной проблемы» КНДР. Китай и Россия приглашения на саммит не получили под предлогом того, в ней в основном приняли участие представители стран, воевавших в Корейской войне на стороне Юга. (Китай и СССР поддерживали в той войне КНДР). В свою очередь МИД РФ раскритиковал усечённый состав и итоги Ванкуверской встречи, а саму её идею назвал вредной18. Видимо, отсутствие консенсуса в мировом сообществе является дополнительным препятствием на пути решения северокорейской проблемы.

18. МИД РФ раскритиковал результаты так называемой Ванкуверской встречи по КНДР //Известия.17.01.2018Available at: >>> (Accessed 15.05.2023).
31 Беспокойство правительства Канады вызывает и другая грань внутриполитического ландшафта КНДР – нарушения прав человека. Канада регулярно представляет межгосударственным и неправительственным организациям свои рекомендации для составления периодических обзоров ситуации с правами человека в КНДР. Предложения обычно касаются насилия в отношении женщин, свободы мысли, совести и религии, а также закрытия лагерей для политических заключённых.
32 Таким образом, главным вызовом для Канады на Корейском полуострове бесспорно является ядерная программа КНДР. Можно также констатировать, что и на канадско-южнокорейском направлении обозначились определённые разногласия. Они несопоставимы c северокорейской проблемой по глубине и степени воздействия на безопасность региона. Тем не менее, их также важно учитывать для объективной оценки отношений Канады со странами северной Индо-Пацифики.
33

Неприятности начались с объявления транснациональной корпорацией Stellantis о приостановке строительства завода по производству аккумуляторов для электромобилей в Виндзоре (провинция Онтарио). Заявление было сделано накануне визита Дж. Трюдо в Сеул. Корпорация, входящая в четвёрку крупнейших в мире автопроизводителей и в партнёрстве с южнокорейской LG Energy Solution, выпускающей аккумуляторные батареи, заключила в марте 2022 г. сделку с канадским правительством. Её стоимость 5 млрд кан. долл., из которых инвестиции федерального и провинциального правительств Канады должны были составить 1 млрд долл.19 Проект весьма выгоден для Оттавы: завод, производственные операции которого планируется запустить уже в 2024 г., создаст около 2500 рабочих мест в Виндзоре, центре автомобильного сектора страны. Контракт отвечает интересам Канады, настойчиво привлекающей производителей электромобилей.

19.   Cecco, L. Jeep maker Stellantis demands billions to keep battery plant in Canada.//The Guardian, 18 May 2023 . Available at: >>>  (Accessed 1.06.2023).
34

Сбой в переговорах произошёл после того, как стало известно, что Оттава предложила немецкому концерну Volkswagen субсидии на строительство нового завода недалеко от города Сент-Томас (провинция Онтарио). Размер канадских ассигнований составит около 13 млрд долл. в течение десятилетия. Глядя на условия для конкурентов, Stellantis и LG Energy Solution потребовали от канадцев увеличения финансирования сделки о строительстве в Виндзоре и пригрозили отказаться от неё в случае невыполнения их претензий. К поиску компромисса подключились такие искусные переговорщики, как министр инноваций, науки и промышленности Канады Ф. Шампань, представители бизнес-сообщества, провинциальные и муниципальные власти, профсоюзы. Кстати, Ф. Шампань сопровождал Дж. Трюдо во время визита в Сеул, встречался там с топ-менеджментом LG и выразил уверенность, что договорённость будет достигнута20.

20. Rabson, M.Canada closing in on deal to get Stellantis battery plant back on track: Champagne.//The Canadian Press. June 1, 2023 Available at: >>> Available at: (accessed 2.06.2023).
35

Другой «болевой точкой» переговорного процесса стало обсуждение вопросов прав женщин и гендерного равенства. Дж. Трюдо – известный сторонник либеральных ценностей, энергично продвигающий эти идеи в своей внутренней и внешней политике. Противоположных ориентиров придерживается Юн Сок Ёль, предвыборная платформа которого имела в 2022 г. выраженную антифеминистскую направленность. Его правительство отменило гендерные квоты в государственном управлении и пообещало распустить Министерство гендерного равенства. По оценкам международной неправительственной организации «Международная амнистия» (Amnesty International), для Южной Кореи характерны огромный разрыв в оплате труда, насилие в семье и Интернете, неприкрытый сексизм21. Кроме того, в стране существует дискриминационная практика так называемых «зон без детей». Речь идёт об общественных местах, куда дети не допускаются – их в РК около 500.

21. Цит. по: Brewster, M. Despite differences on women's rights, Trudeau pitches closer ties on South Korea visit// CBC News. May 17, 2023. Available at: >>> (Accessed 23.05.2023).  
36 Оба лидера постарались избежать открытых споров. Трюдо напрямую не критиковал политику принимающей стороны, однако решительно высказывался в пользу инклюзивности, гендерной симметрии и поддержки семей для демократического развития.
37

Заключение

 

Продолжающийся кризис на Корейском полуострове связан как с существованием двух «непримиримых» Корей, так и с модернизацией ракетно-ядерного арсенала КНДР. Корейский вопрос представляет собой прямую угрозу региональной безопасности и является серьёзным вызовом интересам мирового сообщества. В поиски решения корейской проблемы вовлечена и Канада, которая запоздала с налаживанием отношений со странами современной Индо-Пацифики и теперь пытается наверстать упущенное.

38 На наш взгляд, нынешние отношения Канады с Южной Кореей можно охарактеризовать как в целом хорошие. Наиболее успешно развивается торгово-экономическое сотрудничество, которое регулируется Соглашением о свободной торговле, первым и пока единственным договором такого рода в Индо-Пацифике. Экспортную продукцию можно назвать взаимодополняемой. Две страны объединяет острая заинтересованность в сохранении устойчивости глобальных цепочек поставок, развитии зелёной энергетики и чистых технологий, а также в совместных научно-технологических разработках.
39 Сказанное, впрочем, не означает, что у руководства двух стран не бывает разногласий. Они неизбежны и являются составной частью практически любого переговорного процесса. Канадско-южнокорейских противоречия, как правило, разрешаются штатно, путём взаимных уступок и компромиссов.
40 На северокорейском треке Канада участвует в международных усилиях и предлагает собственные инициативы, направленные на ограничение ядерных амбиций Пхеньяна. Между тем в академическом дискурсе поднимается сакраментальный вопрос о восстановлении дипломатических отношений и открытии в КНДР канадского посольства. Такой точки зрения придерживаются учёные, некоторые бывшие дипломаты, журналисты. По их мнению, возобновление дипломатической деятельности позволит расширить контакты на различных уровнях (официальном, с местными жителями, с персоналом других иностранных представительств), что даст основу для более объективных оценок ситуации в Северной Корее.
41

Отметим, что взаимодействие Канады с Южной Кореей можно рассматривать как движение в сторону минилатерального сотрудничества. Оно, как считают специалисты, стало характерной чертой глобального управления XXI века. Минилатеральные партнёрства складываются вокруг конкретных вопросов региональной безопасности, имеют небольшое число участников, гибкую структуру и узкую повестку дня. Нередко они отличаются большей эффективностью, чем многосторонние организации и альянсы, с их многочисленным членством, громоздким бюрократическим аппаратом, необходимостью достижения консенсуса при принятии решений. Запуск переговоров об обмене разведданными между Сеулом и Канадой свидетельствует, на наш взгляд, о наметившейся на этом векторе тенденции к минилатерализму. 

Библиография

1. Canada. 2022. Canada’s Indo-Pacific Strategy. Global Affairs Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/transparency-transparence/indo-pacific-indo-pacifique/index.aspx?lang=eng (accessed 20.04.2023).

2. Canada-the Republic of Korea relations. Government of Canada. Global Affairs Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/country-pays/republic_korea-republique_coree/relations.aspx?lang=eng (accessed 27.04.2023).

3. Ibid.

4. Панщиков, А. Трюдо призвал укрепить дружбу Канады и Южной Кореи // РИА Новости, 17.05.2023// https://ria.ru/20230517/kanada-1872296607.html (accessed 20.05.2023).

5. Исраелян Е.В. Канадско-японские отношения: к 95-летию установления // США & Канада: экономика, политика, культура. 2023 №6, с. 5-17. DOI: 10.31857/S2686673023060019 EDN: EHFHGV

6. Canada-the Republic of Korea relations. Op.cit.

7. Kim, R., Bureau, S. Canada-Korea Economic Relations: Challenges and Prospects // International Journal, Vol. 64, No. 4, Canada and Asia (Autumn, 2009), pp. 941-952.

8. Canada-the Republic of Korea relations. Op. cit.

9. Немова Л.А. Внешнеэкономическая стратегия: курс на диверсификацию // КАНАДА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. К 150-летию государства. Отв.ред. Соколов В.И. Москва: ИСКРАН, 2017. С. 188.

10. Prime Minister of Canada.Justin Trudeau.The Republic of Korea and Canada: Stronger Together - Joint Leaders’ Statement. September 23, 2022. Ottawa, Ontario//Available at: https://pm.gc.ca/en/news/statements/2022/09/23/republic-korea-and-canada-stronger-together-joint-leaders-statement (Accessed at:5.05.2023).

11. Shin, H. S. Korea summons Chinese ambassador over reaction to Yoon's Taiwan remarks//Reuters, April 20, 2023 Available at: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/skorea-summons-chinese-ambassador-over-reaction-yoons-taiwan-remarks-2023-04-20/ (accessed 10.05.2023).

12. О законе см. подробнее. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2022 г.: курс на сближение // Россия и Америка в XXI веке. 2023 Выпуск 1. [Электронный ресурс] https://rusus.jes.su/s207054760024527-6-1/ DOI:10.18254/S207054760024527-6 (Дата обращения 3.03.2023).

13. South Korea, Canada to cooperate on North Korea threat, energy// Aljazeera, 17 May 2023. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2023/5/17/south-korea-canada-to-cooperate-on-north-korea-threat-energy (accessed 03.06.2023).

14. Brewster, M. Despite differences on women's rights, Trudeau pitches closer ties on South Korea visit// CBC News. May 17, 2023. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/justin-trudeau-south-korea-visit-1.6845283 (Accessed 25.05.2023).

15. Canadian Sanctions Related to North Korea. Government of Canada. Global Affairs Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/world-monde/international_relations-relations_internationales/sanctions/korea-coree.aspx?lang=eng (Accessed 05.05.2023).

16. Canada-Democratic People's Republic of Korea fact sheet. Government of Canada. Global Affairs Canada. Available at: https://www.international.gc.ca/country-pays/fact_sheet-fiche_documentaire/democratic_peoples_republic_korea-republique_populaire_democratique_coree.aspx?lang=eng (Accessed 1.05.2023).

17. Prime Minister strengthens ties with our international partners at G7 Summit in Japan.May 21, 2023. Hiroshima, Japan//Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2023/05/21/prime-minister-strengthens-ties-our-international-partners-g7-summit (Accessed 28.05.2023).

18. МИД РФ раскритиковал результаты так называемой Ванкуверской встречи по КНДР //Известия.17.01.2018Available at: https://iz.ru/696819/2018-01-17/mid-rf-raskritikoval-itogi-vankuverskoi-vstrechi-po-kndr (Accessed 15.05.2023).

19. Cecco, L. Jeep maker Stellantis demands billions to keep battery plant in Canada.//The Guardian, 18 May 2023 . Available at: https://www.theguardian.com/business/2023/may/18/stellantis-canada-electric-vehicle-battery-plant-subsidie (Accessed 1.06.2023).

20. Rabson, M.Canada closing in on deal to get Stellantis battery plant back on track: Champagne.//The Canadian Press. June 1, 2023 Available at: https://windsor.ctvnews.ca/canada-closing-in-on-deal-to-get-stellantis-battery-plant-back-on-track-champagne-1.6421703 Available at: (accessed 2.06.2023).

21. Цит. по: Brewster, M. Despite differences on women's rights, Trudeau pitches closer ties on South Korea visit// CBC News. May 17, 2023. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/justin-trudeau-south-korea-visit-1.6845283 (Accessed 23.05.2023).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести